УДК 378.172
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЗЛИЧНЫХ ВАРИАНТОВ СИЛОВЫХ ТРЕНИРОВОК ПО ПРЕДМЕТУ ЭЛЕКТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В
ВУЗЕ
Галина Николаевна Голубева, доктор педагогических наук, профессор, Поволжский государственный университет физической культуры спорта и туризма, Казань; Александр Иванович Голубев, кандидат педагогических наук, доцент, Набережночелнинский институт Казанского (Поволжского) федерального университета, Набережные Челны
Аннотация
Введение. Дифференцирование занятий в рамках элективных дисциплин по физической культуре позволяет индивидуализировать тренировочные нагрузки студентов по содержанию и дозировке, оказывает положительное влияние на их физическое и функциональное состояние. В данном исследовании изучена эффективность трех вариантов проведения занятий в тренажерном зале, доказана их эффективность, с вариантами различий в показателях физического, функционального состояния и силовых тестов у занимающихся студентов. Цель исследования. Сравнить эффективность различных вариантов проведения элективных занятий по предмету Физическая культура в форме занятий силовой направленности в тренажерном зале. Методика и организация исследования. Использованы методы: анализ литературы, антропометрия, тестирование силовой подготовленности, функционального состояния (масса тела, артериальное давление, жизненная емкость легких, время восстановления ЧСС после нагрузочного теста, проба Штанге, динамометрия кисти), анализ документов (индивидуальный дневник тренировки), констатирующий эксперимент, сравнительный анализ и методы математической статистики. Участвовали три экспериментальные группы: 1 группа (18 чел.), 1 вариант тренировки (на все мышечные группы); 2 группа (17 чел.), 2 вариант тренировки (круговая тренировка); 3 группа (8чел.), 3 вариант тренировки (сплит-тренировка). Эксперимент продолжался в течение учебного семестра, занятия проводились 2 раза в неделю, по 80 минут. Использовались специальные ламинированные карточки (формата А5) с изображением упражнений, количеством повторений и подходов, размещались как бейдж с лентой на шее испытуемых, велся дневник тренировок. Результаты исследования. Сравнительный анализ различных вариантов проведения занятий по элективным дисциплинам по физической культуре в форме занятий силовой направленности в тренажерном зале выявил, что наиболее значительные изменения наблюдались у студентов 3-ей группы, тренировавшихся в форме «раздельного тренинга», в 1-ой группе - более выраженный прирост мышечных объёмов и результатов в тестовых упражнениях, то во 2-й группе - отмечались лучшие показатели в функциональных тестах (нагрузочный тест, жизненная емкость легких, проба Штанге). Выводы. Выявлено улучшение средних показателей по пяти тестовым упражнениям в целом по группам: 1-я - на 20%, 2-я-на 17,3%, 3-я на 23,7%.
Ключевые слова: варианты силовых тренировок, эффективность, студент, элективная физкультура.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.12.p105-109
COMPARATIVE ANALYSIS OF DIFFERENT VARIANTS OF POWER TRAINING IN THE SUBJECT OF ELECTIVE PHYSICAL EDUCATION IN THE UNIVERSITY
Galina Nikolaevna Golubeva, the doctor of pedagogical sciences, professor, Volga Region State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan; Alexander Ivanovich Golu-bev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Naberezhnye Chelny Institute of Kazan (Volga Region) Federal University
Abstract
Introduction . Differentiation of classes within elective disciplines in physical culture allows individualizing the training loads of students in terms of content and dosage, it has a positive effect on their physical and functional state. In this study, the effectiveness of three options for conducting classes in the gym has been studied, their effectiveness has been proven, with options for differences in the indicators of physical, functional state and strength tests among engaged students. The purpose of the study. To compare
the effectiveness of various options for conducting elective classes in the subject physical culture in the form of strength training in the gym. The methodology and organization of the study. Methods used: the literature analysis, anthropometry, testing of strength readiness, functional state (body weight, blood pressure, vital capacity of the lungs, heart rate recovery time after stress test, Stange test, hand dynamometry), document analysis (individual training diary), ascertaining experiment, comparative analysis and methods of mathematical statistics. Three experimental groups took part: 1 group (18 people), 1 variant of training (for all muscle groups); 2nd group (17 people), 2nd variant of training (circular training); Group 3 (8 people), training option 3 (split training). The experiment continued during the academic semester, classes were held 2 times a week, 80 minutes each. Special laminated cards (A5 format) were used with the image of exercises, the number of repetitions and approaches, they were placed like a badge with a ribbon around the neck of the subjects, and a training diary was kept. Research results and discussion. The comparative analysis of various options for conducting classes in elective disciplines of physical education in the form of strength training in the gym revealed that the most significant changes were observed in the students of the 3rd group who trained in the form of "separate training", in the 1st group there was a more pronounced increase muscle volumes and results in test exercises, then in the 2nd group the best indicators were noted in functional tests (stress test, vital capacity of the lungs, Stange's test). Conclusions. There was improvement in the average indicators for five test exercises in general for the groups: 1st - by 20%, 2nd - by 17.3%, 3rd - by 23.7%.
Keywords: strength training options, effectiveness, student, elective physical education.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Проведенные ранее исследования выявили положительно влияние организации занятий со студентами по предмету Физическая культура в тренажерном зале [1].на физическое состояние, показатели мышечных объёмов, физической подготовленности, а также посещаемости и успеваемости по предмету [3]. В настоящем исследовании, мы попытались оценить эффективность различных вариантов построения учебных занятий со студентами в тренажерном зале.
Цель исследования: сравнить эффективность различных вариантов проведения элективных занятий по предмету Физическая культура в форме занятий силовой направленности в тренажерном зале.
МЕТОДИКА
Использовались методы научного исследования: анализ литературы, антропометрия, тестирование силовой подготовленности, функционального состояния (масса тела, артериальное давление, ЖЕЛ, время восстановления ЧСС после нагрузочного теста, проба Штанге, динамометрия кисти), анализ документов (дневник тренировки), констатирующий эксперимент, сравнительный анализ, методы математической статистики.
В тренажерном зале, студенты получали тренировочную программу: с содержанием и дозировкой упражнений. Для большей наглядности нами были разработаны специальные карточки (формата А5) с изображением предлагаемых упражнений, количеством повторений и подходов. Карточки были ламинированные и размещались как бейдж с лентой на шее испытуемых. Такой подход, с одной стороны позволял равномерно распределить студентов по местам занятий (тренажерам, либо станциям), а с другой, у них всегда была перед глазами индивидуальная программа тренировки. В основу тренировочных программ были положены 3 наиболее распространённых в практической деятельности [2, 4] подхода.
1-й вариант предполагал последовательную проработку за время тренировки всех основных мышечных групп (руки, ноги, спина, мышцы брюшного пресса и т.д.). Схема построения тренировки - 8-10 упражнений, 3-5 подходов на каждое упражнение по 1015 повторений, время отдыха между подходами 40-60 с. Вес отягощения подбирался таким образом, чтобы последние 2-3 повторения выполнялись с волевым усилием, т.е. через «не могу» или с небольшой помощью партнера.
2-й вариант также предполагал проработку за время тренировки всех основных мышечных групп, но в режиме круговой тренировки: намечалось 8-10 упражнений («станций»), которые занимающиеся проходили поочередно по кругу с минимальным отдыхом (30 с.). Дозировка нагрузки была такая же, как в первом варианте: 3-5 кругов по 10-15 повторений на каждую мышечную группу. Вес отягощения на каждом круге немного увеличивался.
3-й вариант тренировки использовался для студентов, дополнительно занимающихся силовым тренингом в фитнес клубах города. Для них оптимальным являлся так называемый раздельный тренинг или «сплит-тренинг» в котором студент прорабатывал две-три мышечных группы за одну тренировку. Как показывает практический опыт, этот тренинг наиболее эффективен при варианте 4-5 тренировок в неделю. В нашем случае, часть тренировочной программы эти студенты выполняли на учебных занятиях, часть на тренировках в фитнес клубах.
Для повышения эффективности занятий, учета выполняемой нагрузки, нами была разработана и апробирована рабочая тетрадь для занятий в тренажерном зале - дневник тренировок [2]: фиксировались упражнения, количество повторений и подходов, рабочий вес отягощения. Предусматривалась фиксация объёма и интенсивности тренировки за неделю, месяц, тренировочный цикл. Кроме того осуществлялась запись параметров физического развития, функционального состояния, измерение силовых показателей, объёмов основных мышечных групп занимающихся. Все эти показатели в дальнейшем использовались для сравнительного анализа вариантов тренинга в тренажерном зале.
Все студенты были разделены на три экспериментальные группы. 1 группа (18 чел.) - использовала 1 вариант тренировки; 2 группа (17 чел.) - 2 вариант тренировки; 3 группа (8 чел.) - 3 вариант тренировки. Эксперимент продолжался в течение одного учебного семестра.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Проведение исследования позволило получить следующие результаты.
Сравнительный анализ различных вариантов проведения элективных занятий по предмету Физическая культура в форме занятий силовой направленности в тренажерном зале (таблица 1) выявил, что у студентов, по сравнению с начальным периодом занятий, значительно выросли объёмы основных мышечных групп.
Таблица 1 - Показатели обхватов основных мышечных групп испытуемых, занимающихся по разным программам_
Группы Этапы измерений Основные обхваты, в см
Грудная клетка Бицепс Предпл. Талия Таз Бедро Голень
1 гр. 1 этап 93,5±3,8 30,8±2,2 28,3±0,5 76,2±4,3 93,1±1,8 52,1±2,5 33,1±1,4
2 этап 96,0±4,5 32,3±2,8 28,7±0,3 75,6±3,6 95,1±1,3 54,4±3,1 33,9±1,2
Различия (Р<0,05) 2,5 1,5 0,4 -0,6 2,0 2,3 0,8
Р <0.05* <0.05* >0.05 >0.05 <0.05* <0.05* >0.05
2 гр. 1 этап 93,1±3,7 30,2±2,1 28,0±0,9 75,8±4,7 91,8±1,9 51,7±3,6 32,9±1,4
2 этап 95,1±4,3 31,5±1,8 28,5±0,7 74,3±3,9 92,6±1,3 53,2±3,7 33,8±1,7
Различия (Р<0,05) 2,0 1,3 0,5 -1,5 0,8 1,5 0,9
Р <0.05* <0.05* >0.05 >0.05 >0.05 <0.05* >0.05
3 гр. 1 этап 93,8±4,8 31,3±2,3 28,7±0,7 76,2±4,8 94,3±1,8 52,8±3,2 33,6±1,4
2 этап 97,5±4,1 33,8±2,7 29,3±0,6 76,5±5,3 96,6±1,3 55,9±3,8 34,8±1,5
Различия (Р<0,05) 3,7 2,5 0,6 0,3 2,3 3,1 1,2
Р <0.05* <0.05* >0.05 >0.05 <0.05* <0.05* >0.05
Так при измерении окружностей тела (грудь, бицепс, предплечье, талия, таз, бедро, голень,) выявлена положительная динамика изменений (таблица 1), наиболее достоверные изменения (Р<0,05) показаны в параметрах грудной клетки, бицепса, таза (кроме 2-ой группы) и бедра.
Как видно из таблицы 2, аналогичная картина наблюдается при анализе результатов силовой подготовленности в тестах (приседания, тяга, жимы, сгибания рук со штангой), где наблюдаются достоверные различия (Р<0,05) между первым и вторым этапами тестирования.
Таблица 2 - Результаты тестовых упражнений на силовую подготовленность у студентов, занимающихся по разным программам_
Группы испытуемых Этапы измерений Тестовые упражнения, кг
Жим штанги стоя Сгибание рук со штангой стоя Жим штанги лежа Приседания со штангой на плечах Становая тяга двумя руками
1 гр. 1 этап 44,9±2,2 36,1±3,5 58,9±8,3 64,3±8,1 94,9±10,1
2 этап 50,2±2,9 41,8±2,4 72,1±7,3 83,8±7,8 113,6±13,2
Различия (Р<0,05) 5,3 5,7 13,2 19,5 18,7
Р <0.05* <0.05* <0.05* <0.05* <0.05*
2 гр. 1 этап 43,8±2,8 36,2±3,8 57,6±8,9 62,8±7,5 93,7±10,3
2 этап 47,6±3,2 40,8±4,4 69,4±7,7 79,7±9,7 110,5±15,4
Различия (Р<0,05) 3,8 4,6 11,8 16,9 16,8
Р <0.05* <0.05* <0.05* <0.05* <0.05*
3 гр. 1 этап 50,7±3,9 37,5±4,2 60,9±10,1 65,6±9,1 97,8±10,6
2 этап 60,2±3,1 45,3±3,9 76,0±8,8 86,3±9,8 120,3±13,2
Различия (Р<0,05) 9,5 7,8 15,1 20,7 22,5
Р <0.05* <0.05* <0.05* <0.05* <0.05*
Также наблюдались положительные изменения в показателях физического развития, функционального состояния (таблица 3).
Таблица 3 - Показатели физического развития, функционального состояния у студентов, занимающихся по разным программам_
Группы испытуемых Этапы измерений Масса тела (кг) АД систол. (мм.рт.ст.) АД диасист. (мм.рт.ст.) ЖЕЛ (мл.) Проба Штанге (сек) Динамометрия кисти (Кг) Время восст. ЧСС после нагрузоч. теста (м/сек)
1 гр. 1 эт. 71,5±4,8 118,5±4,7 76,3±4,1 4451,8±345,6 57,9±6,7 60,1±6,4 1/49//±18//
2 эт. 73,4±3,6 117,8±5,1 75,8±3,9 4745,5±413,5 65,3±9,4 63,9±8,5 1/40//±22//
Р <0.05* >0.05 >0.05 >0.05 <0.05* <0.05* >0.05
2 гр. 1 эт. 70,8±6,3 118,0±4,3 76,8±3,4 4349,3±410,9 58,3±7,2 59,1±7,6 1/55//±22//
2 эт. 71,9±6,1 116,9±3,9 75,4±3,5 5017,5±418,4 70,2±9,6 62,6±9,6 1/38//±13//
Р <0.05* >0.05 >0.05 <0.05* <0.05* <0.05* <0.05*
3 гр. 1 эт. 72,4±5,8 118,8±3,5 75,6±3,4 5121,7±444,9 60,3±6,6 61,9±7,6 1/58//±25//
2 эт. 74,8±4,3 119,1±4,6 74,8±4,8 5367,7±382,3 68,8±10,1 66,3±8,6 1/48//±21//
Р <0.05* >0.05 >0.05 >0.05 <0.05* <0.05* >0.05
Выявлены достоверные отличия между периодами измерения в массе тела, динамометрии кисти, пробе Штанге.
ВЫВОДЫ
1. Сравнение эффективности вариантов построения тренировочного процесса выявило, что наиболее значительные изменения - у студентов, тренирующихся в форме «раздельного тренинга» (3-я группа), особенно это заметно по мышечным объёмам и силовым тестовым упражнениям.
2. Анализ эффективности проведения занятий в форме последовательной проработки основных мышечных групп и тренировочной программы в режиме круговой тренировки показал , что в 1-ой группе наблюдался более выраженный прирост мышечных объёмов и результатов в тестовых упражнениях, во 2-й группе отмечались лучшие показатели в функциональных тестах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (уровень бакалавриата): Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 N 935 // КонсультантПлюс : [справочно-поисковая система]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_168373/ (дата обращения: 01.10.2021).
2. Голубева, Г.Н. Дневник тренировок: рабочая тетрадь (для занятий в тренажерном зале) / Г.Н. Голубева, А.И. Голубев. - Москва : Советский спорт, 2021. - 120 с.
3. Голубев, А.И. Силовые тренировки с отягощениями в системе элективных курсов по предмету физическая культура в вузе/ А.И. Голубев, Г.Н. Голубева// Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 6 (196). - С. 89-92.
4. Пушкина, В.Н. Силовой тренинг: история, основы, тренировка: учебное пособие / В.Н. Пушкина, Ж.Ю. Чайка, И. А. Варенцова - Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет, 2012. -196 с.
REFERENCES
1. Ministry of Education and Science of Russia (2014), :On the approval of the federal state educational standard of higher education in the direction of preparation 49.03.01 Physical culture (bachelor's level)", Order of the dated 07.08.2014 N 935, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_168373/.
2. Golubeva, G. and Golubev, A. (2021), Workout Diary: Workbook (for the gym), Soviet Sport, Moscow.
3. Golubev, A. and Golubeva, G (2021), "Strength training with weightening in the system of elective courses on the subject of physical education at the University", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (196), pp. 89-92.
4. Pushkina, V., Chayka, J. and Varentsova I. (2012), Strength training: history, basics, training: textbook, Arkhangelsk.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.12.2021
УДК 796.011.3
АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕВУШЕК СТУДЕНТОК НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Инесса Юрьевна Горская, доктор педагогических наук, профессор, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск; Егор Николаевич Миро-ненко, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Виталий Борисович Антипин, кандидат педагогических наук, доцент, Омский государственный университет путей сообщения, Омск
Аннотация
Статья посвящена актуальной проблеме - контроля морфофункционального состояния студентов при проведении занятий физической культурой. Анализ показателей морфофункционально-го состояния студентов (на примере Омского государственного университета путей сообщения). Проведенное исследование позволило получить представление о некоторых показателях, характеризующих морфофункциональное состояние девушек студенток на современном этапе. Выявлено, что уровень морфофункционального состояния студенток характеризуется неоднородностью, значительная часть девушек имеет сниженные показатели функций сердечно-сосудистой, дыхательной систем, слабое физическое развитие. Количественные значения показателей морфофункционально-го состояния студенток, полученные в ходе исследования, могут использоваться в научно-исследовательских целях для сопоставления данных, а также в практике работы преподавателей физической культуры в вузах сходного профиля.