Развитие аналитичности и осознанности мышления как приоритетное направление совершенствования комплекса интеллектуальных свойств заложило фундамент для развития способности проблематизации и роста рефлексивных способностей. Это способствовало повышению самостоятельности и продуктивности учебных действий студентов. Студенты стремились к участию в коллективном анализе, смыслопоисковом диалоге, к интерпретации жизненного опыта в контексте теоретических знаний. Выполнение самоанализа способов действий и личностных свойств помогало сделать личностное развитие осознанным.
Систематическое выполнение студентами учебных задач разного уровня сложности, а также совместный рефлексивный анализ способов их решения стимулировали рост интеллектуальной активности. Эффективными приемами для развития самостоятельности и осознанности мышления стали упражнения в формулировке лично-стно значимых вопросов и коллективных выводов по итогам изучения и обсуждения темы. Благодаря тому, что эти задания выполнялись в коллективной деятельности, они быстрее становились посильными для студентов.
Мы убедились, что темп и качество личностных изменений, а следовательно, эффективность развивающих воздействий были обусловлены актуальным уровнем развития студентов. Различия в потенциальных возможностях обусловливают необходимость обеспечения студентам более высоких уровней развития интеллектуальных свойств возможностей свободного выбора дифференцированных по уровню сложности учебных заданий. Надо давать им возможности проявить себя в роли обучающего, разъясняющего, помогающего другим, включать их в сообщество профессионалов (работа научных кружков, участие в конференциях). Для студентов с проблемами в развитии интеллектуальных свойств эффективна совместная деятельность с сокурсниками, работа со справочной литературой на занятиях, участие в выполнении ролей. Можно констатировать, что под влиянием целенаправленной помощи по развитию интеллектуальных свойств у обучающихся формируется эффективная система способов мыслительной деятельности уже к третьему курсу, изменяется характер ценностей, возрастает стремление к обретению компетентности в интеллектуальной деятельности.
Примечания
1. Круглова Н. Ф. Несформированность регу-ляторно-когнитивной структуры учебной деятельности - причина ее неуспешности // Журнал прикладной психологии. 2003. № 4-5. С. 67-74.
2. Критик Е. П. К проблеме психологического сопровождения профессионального становления студентов психологов. «Временной срез» литературного
контекста проблемы // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 2005. № 2. С. 45-55.
3. Фокин В. А. Об особенностях профессионализации студентов психологов // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 2005. № 2. С. 33-43.
4. Калмыкова 3. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика, 1981. С. 132.
5. Регуш А. А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. СПб.: Речь, 2003. С. 262.
6. Толлингерова Д. А. Опережающее управление учебной деятельностью: дис. ... д-ра психол. наук. М., 1981. С. 202.
УДК 159.9
О. В. Кузьмина
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЯВЛЕНИЯ КОМПОНЕНТОВ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВО ВРЕМЕНИ У ЛИЦ С РАЗНОЙ МОТИВАЦИЕЙ
Статья посвящена описанию результатов эмпирического исследования особенностей осмысления необходимости организации времени и способа действия в различных временных режимах людьми с различной мотивационной направленностью. Проведен сравнительный анализ структуры корреляционных связей у лиц с мотивацией достижения успеха и избегания неудачи.
Article is devoted the description of results of empirical research of features of judgment of necessity of the organization of time and a way of actions in various time modes by people with a various motivational orientation. The comparative analysis of structure of correlation communications at persons with motivation of achievement of success and failure avoiding is carried out.
Ключевые слова: временная компетентность, организация деятельности в различных временных режимах, мотивация избегания неудач, мотивация достижения успеха.
Keywords: time competence, the activity organization of various time modes, motivation of avoiding of failures, motivation of achievement of success.
Умение организовывать свою жизнь во времени является одной из составляющих регуляционных возможностей человека, определяющих успешную социализацию и профессиональную самореализацию. Результативность деятельности напрямую связана с тем, насколько эффективно человек может оперировать критериями оценивания длительности временных интервалов, соразмерять время и на этой основе регулировать свое поведение.
Компетентность во времени рассматривается нами как интегральная характеристика личности, которая проявляется в способности управ-
© Кузьмина О. В., 2011
лять собой во временном континууме. Управление временем в данном контексте раскрывается через возможность правильно оценивать сложившуюся ситуацию и принимать в связи с этим соответствующее решение, позволяющее достичь успешности в проблемных ситуациях. Результаты временной компетентности проявляются в точности установления временных затрат на конкретный вид деятельности, в способности оптимального конструирования во временном пространстве программы достижения цели, в умении контролировать временной график выполнения работы.
Временная компетентность, с одной стороны, является характеристикой личности, с другой — она формируется и проявляется в деятельности. Поэтому структурные компоненты временной компетентности логично рассматривать в деятель-ностно-личностном аспекте через совокупность личностного и деятельностно-поведенческого уровней. Уровень личности включает в себя осознание необходимости организации времени, стремление рефлексировать свою деятельность с позиции своевременности, скорости, упорядочивания и представления результатов работы к сроку. Уровень практической организации времени может рассматриваться через применение различных приемов постановки цели, планирования, через предпочитаемый человеком временной режим деятельности, через осознанное использование техник контроля времени.
Общая структура временной компетентности личности может быть представлена пятью компонентами. Ценностно-смысловой компонент временной компетентности включает отношение человека ко времени, осознание социальной значимости эффективной организации времени, личную ответственность за реализацию своего времени как ресурса. Мотивационный компонент временной компетентности раскрывается через силу побуждения к организации времени жизни и деятельности, через стремление реализовать свой потенциал. Потребность во временной организации проявляется в желании ощущать самого себя источником собственной активности, знающим, как организовать время своего пространства, и умеющим это делать. Познавательный компонент временной компетентности включает в себя знания технологий, приемов организации времени. Уровень развития познавательного компонента временной компетентности отражает степень интереса к проблеме временной организации. Операционально-технологический компонент временной компетентности определяет технологию организации времени жизнедеятельности и обеспечивает процессуальную сторону реализации деятельности. Рефлексивный компонент временной компетентности раскрывает возмож-
ности человека предвидеть результаты действий до того, как они будут реально произведены, и осуществлять контроль временных показателей в процессе собственной жизнедеятельности [1].
Мотивационная сфера, согласно работам
A. Г. Асмолова, Е. Н. Баканова, Д. Б. Богоявленской, Л. И. Божович, Б. С. Братусь, Ю. М. Забродина, Т. В. Корниловой, А. Н. Леонтьева,
B. Н. Мясищева, Ж. Нюттена, С. Д. Смирнова, рассматривается как целостное, динамическое, иерархизированное образование личности, детерминирующее поведение и отношение человека к миру. Продуктивность деятельности, ее процесс и результат определяются направленностью мотивов и их содержанием. Мотивация в качестве движущей силы поведения человека занимает основное место в структуре личности, пронизывая ее основные структурные образования: направленность, характер, эмоции, способности, деятельность и психические процессы.
На сегодняшний день в психологии существует несколько интересных исследований, посвященных изучению мотивации и временной организации личности. В рамках изучения роли мотивации в построении временной транспективы личности выделяется несколько исследований. Согласно теории мотивационной регуляции, предложенной В. Г. Асеевым, мотивацию можно рассматривать как отражение в субъективной значимости и регулятивное осуществление объективно важных состояний действительности [2]. В структуре мотивации он выделяет содержательную и динамическую составляющие. Содержательная сторона мотивации поведения определяется смысловыми ориентациями личности и целевыми установками. «Одним из основных факторов формирования мотивации... считается сознательная интеллектуальная работа человека по все более глубокому и широкому отражению действительности, а не внутреннее спонтанное развертывание предопределенных динамических тенденций мотивации» [3].
Динамическая сторона мотивации обусловлена особенностями нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность, динамичность нервных процессов), уровнем общей активности нервной системы. Все это определяет такие динамические характеристики мотивации, как сила, степень ее возбудимости, устойчивость. «Взаи-модополняя друг друга, содержательная и динамическая тенденции в комплексе выполняют регулирующую функцию в построении деятельности и определяют основные характеристики психологического времени» [4]. При описании психологического времени В. Г. Асеев обращает внимание на то, что «отрицание наличной действительности, стремление ее изменить. приводят к своеобразному "ускорению" психологических
часов, определяют эффекты переоценки временных интервалов. Установка на спокойную, деловую конструктивную активность, с увлечением самим процессом деятельности, наоборот, «примиряет» человека с естественным течением времени, частично корректирует искажения в оценке времени. .Если человек вполне удовлетворен настоящим состоянием действительности. то с мотивационной точки зрения он как бы находится в будущем: неудовлетворенности нет, деятель-ностная мобилизация не нужна» [5].
Исследование, проведенное Е. С. Улитовой, показало «на различных временных интервалах соотношение содержательной и динамической сторон мотивации различны, а именно: психологическое настоящее характеризуется высокой необходимостью реализации побуждений и высокой деятельностной готовностью к этой реализации, а для психологических прошлого и будущего характерны высокая желательность и высокая динамическая сложность реализации» [6].
Ж. Нюттен предложил способ эмпирического исследования мотивации во времени с помощью разработанного им «метода мотивационной индукции». Временная перспектива, в его понимании,— это пространство, в котором строится когнитивно переработанная мотивация человеческой деятельности. Согласно Ж. Нюттену, «временная перспектива задается объектами, локализованными во времени. Именно эти объекты играют роль детерминант, регулирующих поведение» [7]. «Будущее является психологическим пространством, в котором потребности человека подвергаются когнитивной переработке в отдаленные цели и поведенческие проекты. В этом смысле умозрительный конструкт «будущее» есть место строительства поведения и развития человека» [8].
Чрезвычайно сложной и спорной является проблема соотношения временных характеристик деятельности и ее мотивации. Многие думают, чем мотивированнее деятельность, тем она скорее осуществляется и более оптимально организована во времени. Однако разработанная В. Г. Асеевым концепция соотношения динамических и содержательных аспектов мотивации вскрыла неоднозначность этой связи.
Сегодня назрела необходимость глубокого изучения связи мотивации с компонентами временной компетентности. В психологии отсутствуют данные, устанавливающие связь мотивации достижения успеха и избегания неудач со способами организации деятельности в различных временных условиях, недостаточно изучены связи между видами мотивации и отношением ко времени. Совместно с Е. Е. Виноградовой было проведено эмпирическое исследование, целью которого было установление различий, проявля-
ющихся в выраженности показателей компетентности во времени у людей с различной мотивацией на успех и избегания неудач.
Организация исследования
Диагностика компетентности во времени осуществлялась с использованием таких методик: «Временная компетентность личности » (О. В. Кузьмина) [9] и «Стиль саморегуляции поведения» (В. И. Моросанова) [10]. Опросник «Временная компетентность личности» позволяет оценить уровень осознания человеком необходимости организовывать время, определить мотивационную направленность на выполнение работы к сроку, особенности организации деятельности в режимах оптимальной временной заданности, временной неопределенности и дефицита времени. Методика «Стиль саморегуляции поведения» направлена на измерение особенностей постановки целей, планирования, контроля, оценки результатов и общего уровня саморегуляции поведения.
Мотивационные особенности личности диагностировались с помощью «Методики диагностики мотивации к достижению успеха» (Т. Элерс), «Методики диагностики мотивации к избеганию неудач» (Т. Элерс). Статистическая обработка данных проводилась с использованием непараметрического критерия U-Манна — Уитни, корреляционного анализа. При обработке была применена компьютерная программа SPSS STATISTICS 17.
В исследовании в качестве испытуемых принимали участие студенты заочного факультета Института социально-экономического развития г. Серова Свердловской области в количестве 121 человека. В момент проведения диагностических замеров студенты были на учебно-экзаменационной сессии и их жизнедеятельность организовывалась графиком учебных занятий.
Исследование осуществлялось в два этапа: на первом были выделены различия, проявляющиеся в выраженности особенностей компетентности во времени у людей с различной мотивацией достижения успеха и избегания неудач; на втором — проведен сравнительный анализ корреляционных связей между показателями временной компетентности при различной мотивации.
Результаты исследования
В рамках изучения мотивации достижения выделяют ориентацию на достижение успеха и ориентацию на избегание неудач. Люди, ориентированные на достижения успеха, обычно активны, инициативны. В основе их активности лежит надежда на успех. При мотивации избегания неудач активность связана с потребностью избегания срывов, наказания, уходом от ошибок и лишней траты нервов. Проведенное нами эмпирическое исследование позволило выделить особенности временной компетентности у лиц с
различной выраженностью мотивации достижения и избегания неудач.
Для анализа мотивации были выделены две группы с высокой и низкой мотивацией достижения успеха и две группы с высокой и низкой мотивацией избегания неудач. Данные группы соответствовали требованию адекватности, предъявляемому к выборке исследования.
Результаты статистически значимых различий выраженности компонентов временной компетентности личности при мотивации достижения успеха и избегания неудач представлены в таблице.
При анализе данных, представленных в табл. 1, можно констатировать, что для людей с ярко выраженной мотивацией достижения успеха в большей степени свойственна потребность в организации, упорядочивании и контроле времени, чем для лиц, не имеющих выраженной потребности в достижения успеха (субшкала «Сохранение порядка» и = 51,5 при р = 0,007, субшкала «Контроль времени» и = 70,5 при р = 0,042). Люди, мотивированные на успех, стараются планировать свое время, определять перечень приоритетных дел, стремятся не тратить время зря. Для лиц, не обладающих данной мотивацией, эти характеристики свойственны в меньшей степени. Они целенаправленно организуют свое время только в сложных ситуациях, связанных с лимитом или дефицитом времени, в основ-
ном время не контролируется. Деятельность организуется без учета временных показателей.
Люди, мотивированные на успех, в отличие от немотивированных, испытывают большую потребность в предоставлении работы к сроку (и = 33 при р = 0,001). Им не свойственно опаздывать. Мотивация достижения определяет стремление человека выполнить дело на высоком уровне, срок (своевременность) выступает в данном случае показателем качества работы. При избытке времени они качественно прорабатывают все нюансы и предпочитают работать по графику.
Интересные данные были получены при сравнении показателей временной компетентности, фиксирующих уровень осознания необходимости организации времени у людей с разной мотивацией избегания неудач. Оказалось, что так же, как лица, мотивированные на успех, люди с выраженной мотивацией избегания неудач стремятся упорядочить свое время (и = 444,5 при р = 0,032). Только первые это, вероятно, делают для достижения максимально результата и успеха, а вторые — для избегания срывов и порицания.
Осуществление контроля времени и его рефлексия в большей степени свойственны для людей, имеющих невыраженную мотивацию избегания неудач (и = 417 при р = 0,014). При высоком уровне избегания неудач контроль времени не свойственен. Вероятно, это связано с за-
Таблица 1
Показатели статистических различий, проявляющиеся в выраженности компонентов временной компетентности у лиц с мотивацией достижения успеха и избегания неудачи
Показатели временной компетентности Уровень мотивации Мотивация достижения успеха Мотивация избегания неудач
Средний ранг и Манна -Уитни р-значи-мость Средний ранг и Манна -Уитни р-значи-мость
Осознание организации времени
Сохранение порядка Низкий 11,36 51,5 0,007 33,46 444,5 0,032
Высокий 25,68 44,54
Потребность в выполнении работы к сроку Низкий 8,71 33 0,001 34,74 505 0,145
Высокий 26,15 42,30
Контроль времени Низкий 30,93 70,5 0,05 42,13 417 0,014
Высокий 21,81 29,44
Практическая организация времени
Интуитивная организация времени Низкий 21,29 121 0,653 42,21 413 0,013
Высокий 23,90 29,30
Технологичная организация времени Низкий 18,50 101,5 0,291 37,05 613,5 0,813
Высокий 24,40 38,28
Режим временной неопределенности Низкий 27,00 112 0,471 41,52 445,5 0,033
Высокий 22,87 30,50
Режим точной временной заданности Низкий 25,21 124,5 0,719 33,83 462 0,052
Высокий 23,19 43,89
Режим временного дефицита Низкий 21,43 122 0,675 43,26 364 0,002
Высокий 23,87 27,48
Примечание: жирным начертанием выделены значимые коэффициенты различий.
щитным поведением. Изначально мотивированные на неудачу испытывают желание больше не возвращаться к сложной, вызывающей напряжение ситуации.
При анализе способов практической организации деятельности в различных временных условиях людьми с разной мотивацией были выделены следующие закономерности. 1. Отсутствуют статистически значимые различия в способах организации деятельности в условиях временной неопределенности, оптимальной заданности времени, дефицита времени у людей, имеющих разный уровень выраженности мотивации достижения удачи, независимо от выраженности мотивации. 2. Для лиц с низким уровнем проявления мотивации избегания неудач в большей степени свойственна интуитивная организация времени, чем для людей, имеющих высокий уровень выраженности данной мотивации (и = 413 при р = 0,013). 3. Люди с высоким уровнем мотивации избегания неудач не хотят работать в режиме временной неопределенности (и = 445,5 при р = 0,03) и дефицита времени (и = 364 при р = 0,002). Временная неопределенность и дефицит времени способствуют возникновению напряженности, увеличению тревожности. В связи с этим людям с высоким уровнем мотивации избегания неудачи сложно работать в таких условиях, поэтому они стремятся не допускать таких ситуаций.
Далее мы предприняли попытку установить различия, проявляющиеся в функциональных компонентах саморегуляции у людей с различной выраженностью мотивации достижения успехов и избегания неудач. Степень сформированности индивидуальной саморегуляции, как отмечает В. И. Моросанова, является значимым предиктором продуктивности различных видов деятель-
ности [11]. Осознанная саморегуляция деятельности представляет собой целостную систему психических средств, при помощи которой человек способен управлять своей целенаправленной активностью [12]. Среди функциональных компонентов модели саморегуляции О. А. Конопкин, В. И. Моросанова выделяют: цели деятельности; модель значимых условий; программу исполнительных действий; критерии успешности; оценивание результатов; коррекцию. Результаты статистически значимых различий представлены в табл. 2.
Люди, имеющие высокий уровень выраженности мотивации достижения успеха, отличаются от лиц, у которых данный мотив отсутствует, способностью самостоятельно регулировать свою деятельность (и = 51 при р = 0,007), большим стремлением планировать (и = 60 при р = 0,018), программировать (и = 45,5 при р = 0,004). По другим показателям саморегуляции статистически значимых различий не было обнаружено.
В результате анализа мотивации избегания неудач было обнаружено лишь одно отличие. Для лиц, имеющих более высокий уровень мотивации избегания неудач, характерна выраженная потребность в оценивании результатов (и = 425,5 при р = 0,018). У этих людей сформирована система субъективных критериев оценки результатов. Данная система не всегда может быть объективной. При сильно выраженном мотиве избегания неудач люди стремятся к самооценке, но склонны недооценивать свои возможности, быстро расстраиваются при неудачах, проявляют нежелание рисковать, выходить из зоны комфорта.
На втором этапе исследования был проведен корреляционный анализ с целью выделения различий в структуре взаимосвязей показателей вре-
Показатели саморегуляции Уровень мотивации Мотивация достижения успеха Мотивация избегания неудач
Средний и Манна- р-значи- Средний II Манна- р-значи-
ранг Уитни мость ранг Уитни мостъ
Планирование Низкий 12,57 60 0,018 34,48 492,5 0,108
Высокий 25,46 42,76
Моделирование Низкий 20,50 115,5 0,529 34,80 507,5 0,149
Высокий 24,04 42,20
Программирование Низкий 10,50 45,5 0,004 34,55 496 0,116
Высокий 25,83 42,63
Оценка результатов Низкий 21,86 125 0,742 33,05 425,5 0,018
Высокий 23,79 45,24
Общий уровень Низкий 11,29 51 0,007 34,51 494 0,114
саморегуляции Высокий 25,69 42,70
Примечание: Жирным начертанием выделены значимые коэффициенты различий
Таблица 2
Показатели статистических различий в выраженности показателей саморегуляции у лиц с мотивацией достижения успеха и избегания неудачи
менной компетентности у лиц с различной мотивацией. Корреляционный анализ проводился отдельно в группах мотивированных на достижение успеха и избегание неудач (рис. 1, 2).
У мотивированных на успех значимые корреляционные связи были обнаружены между показателями временной компетентности, характеризующей уровень осмысления организации времени. Чем сильнее человек ориентирован на успех, тем выше потребность в организации времени (г = 0,405 при р = 0,001), сильнее выражена направленность на выполнения работы к сроку (г = 0,287 при р = 0,001), технологичнее орга-
низация времени (г = 0,271 при р = 0,002). Индивиды, мотивированные на успех, испытывают потребность в своевременном выполнении работы, осознают необходимость специальной организации времени, стремятся быть организованными. Знают приемы управления собственным временем. Выделяют в делах приоритеты, ведут письменную фиксацию дел с указанием временных показателей, анализируют свои возможности при распределении времени.
Иная схема корреляционных связей показателей временной компетентности у лиц с мотивацией избегания неудач (рис. 2).
Мотивация к достижению успеха
О
Технологичный способ организации времени
0,237
О Сохранение порядка
Потребность в выполнении работы к сроку
Рис. 1. Значимые корреляционные связи показателей временной компетентности у людей с мотивацией достижения успеха
Рис. 2. Значимые корреляционные связи показателей временной компетентности у людей с мотивацией избегания неудач
Корреляционные связи доминируют между показателями, характеризующими способы организации работы. Чем выше мотивация индивида на избегание неудач, тем выше направленность на выполнение работы к сроку (г = 0,272 при р = 0,002), предпочтительнее работа в режиме оптимальной временной заданности (г = 0,208 при р = 0,021). Субъектам со склонностью к избеганию неудач не свойственна в основном интуитивная организация времени (г = —0,232 при р = 0,01). Они испытывают трудности при работе в условиях неопределенности временных ресурсов (г = —0,179 при р = 0,048), отсутствии временных ограничений и в ситуациях дефицита времени (г = -0,215 при р = 0,005).
Сравнивая обе корреляционные схемы, можно констатировать, что при мотивации достижения успеха важным является уровень осознания организации времени. Именно этот уровень временной компетентности представлен в корреляционных связях. Ни один способ организации деятельности во времени (деятельност-ный уровень) не включен в корреляции. При мотивации избегания неудач обратная картина. Корреляционная схема представлена из показателей временной компетентности, характеризующих способы выполнения работы в различных временных условиях. Таким образом, можно сделать заключение о том, что в основе организации деятельности при мотивации достижения удачи лежат ценностно-смысловой и мотиваци-онные компоненты, а при мотивации избегания неудачи - организационно-технологический компонент, определяющий временные режимы работы.
Таким образом, обобщив полученные эмпирические данные, можно сделать вывод о существовании ярко выраженных отличий в проявлении показателей временной компетентности у субъектов с различной направленностью на успех и избегание неудач:
1. Люди с доминирующей мотивацией достижения успеха испытывают потребность в своевременности выполнения работы, чего нельзя сказать о субъектах с мотивацией избегания неудачи. Для них предоставление работы к сроку не является значимым показателем.
2. Потребность в упорядочивании своей жизни и деятельности одинаково выражена у людей, стремящихся к успеху и избегающих неудач. Только для первых это стремление рассматривается через призму достижения максимального результата, а для вторых - как избегание наказания, срыва.
3. При практической организации деятельности в различных временных ситуациях люди с низким уровнем мотивации избегания неудач в большей степени предпочитают работать в режиме временной неопределенности без указания срока предоставления работы и дефицита времени, чем индивиды с высоким уровнем мотива-ционной направленности на избегание неудач.
4. Люди с различной мотивацией имеют разные схемы корреляционных связей показателей временной компетентности. У индивидов с мотивацией достижения успеха в схеме корреляционных связей выделяется ценностно-смысловой компонент временной компетентности. У лиц с мотивацией избегания неудач — организационно-технологичный.
Выявленные эмпирическим путем закономерности проявления показателей компетентности во времени у людей с различной мотивацией представляют интерес, поскольку раскрывают механизмы регуляции поведения и деятельности. Полученные данные расширяют психологические знания о связях временной компетентности с мотивационной направленностью личности.
Примечания
1. Моросанова В. И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ): руководство. М.: Коги-то-Центр, 2004. 44 с.
2. Ральникова И. А. Субъективное переживание времени личностью как предмет научного психологического исследования// Известия АГУ. 2001. № 2(20). С. 15-21.
3. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976. 158 с.
4. Асеев В. Г. О модальной структуре психологического времени // Психология личности и время: тез. докл. Т. 2. Черновцы, 1991. С. 19.
5. Асеев В. Г. Значимость и временная стратегия поведения // Психол. журнал. 1981. Т. 2. № 6. С. 25.
6. Улитова Е. С. Мотивационный анализ временной регуляции поведения личности // Психология личности и время: тез. докл. Т. 2. Черновцы, 1991. С. 27.
7. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2004. С. 9.
8. Nuttin J. Future time perspective and motivation. Leuven: Leuven University Press; Hillsdale: Lawrence Erlbaum Associates, 1985. С. 56.
9. Кузьмина О. В. Особенности временной компетентности у лиц с разными способами организации времени // Социально-гуманитарный вестник Юга России. 2011. № 2 (10). С. 9-15.
10. Кузьмина О. В. Разработка и стандартизация методики «Временная компетентность личности» // Известия УрГУ. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2011. № 2(89). С. 186-196.
11. Там же.
12. Там же.