Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЦЕССОВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В РФ И ЗА РУБЕЖОМ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЦЕССОВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В РФ И ЗА РУБЕЖОМ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
49
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / INFORMATIZATION / УНИВЕРСИТЕТ / ВУЗ / UNIVERSITY / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ / AUTOMATED CONTROL SYSTEMS / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Мусаев Александр Азерович

Проведен сравнительный анализ различных подходов к ин- форматизации высших учебных заведений. Определены ос- новные тренды к решению указанной задачи, в частности, рассмотрены варианты самостоятельного создания ин- формационной среды вуза, заранее учитывающей «тонкую настройку» университета, и использование готовых реше- ний, имеющихся на рынке информационных услуг. Приве- ден краткий обзор предложений по автоматизации систе- мы управления вузом со стороны крупных отечественных системных интеграторов.В качестве альтернативы рассмотрены наиболее извест- ные и популярные предложения западных ИТ компаний. Осо- бое внимание уделяется продукции, относящейся к кате- гории открытого и свободного программного обеспечения (“Open source”). Указывается на возможность комбинаций из разнородных локальных программных продуктов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE PROCESSES OF INFORMATIZATION OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN RUSSIA AND ABROAD

A comparative analysis of various approaches to informatization of higher educational institutions has been carried out. The main trends to the solution of this problem are determined. In particular, the options for independent creation of the information environment of the university, taking into account the “fine tuning” of the university, and the use of ready solutions available in the information services market are considered. A brief overview of the proposals for the automation of the university management system by large national system integrators is given.As an alternative, the most famous and popular proposals of Western IT companies are considered. Particular attention is paid to the products belonging to the category of open and free software (“Open source”). The possibility of combinations of heterogeneous local software products is stated.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЦЕССОВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В РФ И ЗА РУБЕЖОМ»

II. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ. АВТОМАТИЗАЦИЯ И СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

УДК 378.14:0.04.81

Alexander A, Musaev1

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE PROCESSES OF INFORMATIZATION OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN RUSSIA AND ABROAD

St. Petersburg State Institute of Technology (Technical University), Moskovsky Pr. 26, St. Petersburg, 190013, Russia e-mail: amusaev@technolog.edu.ru

A comparative analysis of various approaches to informatization of higher educational institutions has been carried out. The main trends to the solution of this problem are determined. In particular, the options for independent creation of the information environment of the university, taking into account the "fine tuning" of the university, and the use of ready solutions available in the information services market are considered. A brief overview of the proposals for the automation of the university management system by large national system integrators is given. As an alternative, the most famous and popular proposals of Western IT companies are considered. Particular attention is paid to the products belonging to the category of open and free software ("Open source"). The possibility of combinations of heterogeneous local software products is stated.

Keywords: informatization, university, higher educational institution, educational process, information technologies, automated control systems

Введение

Современное состояние информатизации большинства вузов РФ характеризуется неоднозначными тенденциями, обусловленными крайне быстрым ростом производительности средств вычислительной техники и ограниченными финансовыми возможностями университетов.

Удвоение скорости обработки информации каждые два года (закон Мура [1]) и, как следствие, возникновение качественно новых информационных технологий (ИТ), привело к противоречию между потенциальными возможностями совершенствования образовательного процесса на основе растущего потенциала средств вычислительной техники, и существующими, быстро устаревающими системами автоматизации вуза, предлагаемыми отечественными и зарубежными системными интеграторами.

А.А. Мусаев1

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЦЕССОВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В РФ И ЗА РУБЕЖОМ

Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет), Московский пр. 26, Санкт-Петербург, 190013, Россия e-mail: amusaev@technolog.edu.ru

Проведен сравнительный анализ различных подходов к информатизации высших учебных заведений. Определены основные тренды к решению указанной задачи, в частности, рассмотрены варианты самостоятельного создания информационной среды вуза, заранее учитывающей «тонкую настройку» университета, и использование готовых решений, имеющихся на рынке информационных услуг. Приведен краткий обзор предложений по автоматизации системы управления вузом со стороны крупных отечественных системных интеграторов.

В качестве альтернативы рассмотрены наиболее известные и популярные предложения западных ИТ компаний. Особое внимание уделяется продукции, относящейся к категории открытого и свободного программного обеспечения ("Open source"). Указывается на возможность комбинаций из разнородных локальных программных продуктов

Ключевые слова: информатизация, университет, ВУЗ, образовательный процесс, информационные технологии, автоматизированные системы управления

Следствием этого стало осознание достаточно очевидного факта, что процесс информатизации вуза не имеет явного терминального решения и связан с непрерывным и дорогостоящим обновлением, не имеющим завершения в ближайшем обозримом будущем. При этом остановить этот процесс, исходя из экономических ограничений, также невозможно, поскольку электронные и информационные компоненты интегрируются и встраиваются в сам образовательный процесс. Иными словами, отставание в области информатизации вуза неизбежно приведет к резкому ослаблению его конкурентоспособности на рынке образовательных услуг, и, в конечном счете, к закрытию университета.

Перечисленные проблемы актуализируют задачу сравнительного анализа различных подходов к задаче информатизации вуза, применяемых в РФ и за рубежом.

1 Мусаев Александр Азерович, д-р техн. наук, профессор, зав. каф. системного анализа и информационных технологий, декан факультета информационных технологии и управления СПбШТИ(Ту), вед. науч. сотр. лаб. информационных технологий в системном анализе и моделировании СПИИРАН, д. 39, 14 линия В.О. Санкт-Петербург, 199178, Россия, e-mail: amusaev@technolog.edu.ru

Alexander A. Musaev, Dr. Sci. (Eng.), professor; dean of IT and control systems department, St. Petersburg State Institute of Technology, leading researcher, Laboratory of IT in System Analysis and Modeling, SPIIRAS, 39, 14-th Line V.O., St. Petersburg, 199178, Russia

Дата поступления - 24 марта 2017 года

Основные подходы к решению задачи информатизации вузов РФ:

краткий обзор

В РФ, так же, как и за рубежом, существует два основных подхода к информатизации вузов:

1. Самостоятельная разработка информационной платформы и приложений, априори ориентированная на специфику конкретного университета;

2. Использование готовых решений, основанных на унифицированных ERP-платформах предприятия [2, 3] и адаптированных под нужды конкретного вуза.

В настоящее время большинство технических университетов, имеющих собственную службу информационного обеспечения и факультеты, связанные с ИТ, создают самостоятельно разработанные версии электронной среды университета, включающую в себя автоматизированную систему управления (АСУ) высшим учебным заведением.

Первоначально такие системы носили характер «лоскутной» автоматизации. Рабочие места различных служб выполнялись разными разработчиками, в некоторых случаях, в рамках подготовки студенческих курсовых и дипломных работ. По требованию управляющих министерств (Министерство образования и науки, Министерство финансов и др.) отдельные приложения («Бухгалтерия», «Приемная комиссия»), с целью унификации, покупались у коммерческих фирм.

В последнее время наметилась тенденция к унификации приложений на основе единой информационной платформы. В частности, как будет показано ниже, возникают проекты централизованной серверной, образующей hardware основу информационной платформы университета.

В качестве примера комплексного самостоятельного решения можно привести систему «Электронный университет», разработанную в МГТУ им. Н.Э. Баумана [4]. Единая система управления образовательной и административно-хозяйственной деятельностью университета позволила повысить эффективность работы вуза и обеспечила плавный переход на модульно-рейтинговую систему образования, характерную для Болонского процесса. Внедрение системы позволило, в частности, снизить трудозатраты, связанные с поиском, оценкой и зачислением абитуриентов, с управлением финансовой и административно-хозяйственной деятельностью, повысить привлекательность вуза для студентов и профессорско-преподавательского состава (ППС).

Система представляет собой набор приложений, объединенных общевузовским порталом с персональными разделами для каждого студента и преподавателя, с различными сервисами в зависимости от их статуса в университете. Общевузовский портал позволяет осуществлять удаленный веб-доступ.

Система «Электронный университет» позволяет реализовать следующие функции и сервисы [4]:

• Сервисы для абитуриентов: онлайн регистрация для поступления в ВУЗ, назначение времени сдачи вступительных экзаменов, рассылка электронных писем с информацией о поступлении;

• Сервисы для студента: информация об академической успеваемости за весь срок обучения, учебный план, уведомления о необходимости выплат, возможность оплаты с помощью кредитных карт;

• Сервисы для преподавателя: возможность просмотра преподавателями списка студентов, академической успеваемости студентов курса, online выставление оценки в электронную зачетку студента, составления индивидуального расписания преподавателя в матричной форме;

• Управление взаимоотношениями со студентами и абитуриентами за счет использования системы управления отношениями с клиентами (CRM-системы);

• Сотрудничество с компаниями-работодателями,

организация взаимодействия компаний и студентов-выпускников соответствующих специальностей;

• Планирование и отслеживание бюджета: управление активами, контроль выплат, приобретение товаров и сервисов;

• Управление финансовой деятельностью, генерация отчетов по финансовой деятельности, управление сопровождающей финансовой документацией;

• Управление персоналом, учет трудовой деятельности каждого сотрудника, расчет заработанной платы, система штрафов и поощрений, ведение истории сотрудников;

• Формирование отчетов по преподавателям, студентам, финансовому положению университета и др.

Очевидной альтернативой к самостоятельному творчеству университетов является покупка готовых решений по построению электронной среды университета с общей информационной платформой. В настоящее время отечественные системные интеграторы выходят на рынок программных продуктов с комплексными решениями, направленными, прежде всего, на автоматизацию управления вузами. Рассмотрим некоторые наиболее распространенные решения.

Компания 1С, используя платформу «1С: Предприятие 8.2», разработала программный продукт «1С: Университет», предназначенный для автоматизации управленческой деятельности в учреждениях высшего профессионального образования [5]. «1С: Университет» поддерживает многопользовательскую работу в локальной сети или через Интернет с использованием веб-браузеров. Базовые функциональности продукта включают в себя планирование учебного процесса (учебные планы, нагрузка), электронный деканат, т.е. систему управления контингентом студентов (личные дела, учет успеваемости и посещаемости, воинский учет), работу с приказами, печать дипломов, приложений и справок, учет трудоустройства выпускников, учет оплаты за обучение, работу приемной комиссии т.п.

Определенным удобством «1С: Университет» является программное единство платформы с продуктом «1С: Бухгалтерия», разработанным этой же компанией и используемым для бухгалтерской отчетности в большинстве отечественных предприятий.

«1С: Университет», как и другие решения, разработанные на платформе «1С: Предприятие», имеет развитые средства построения отчетности, возможности анализа и поиска информации, масштабируемость и производительность. Работа пользователей может осуществляться под управлением операционных систем Windows или Linux, в том числе по мобильным каналам связи (GPRS). Сервер платформы также может функционировать как в среде Microsoft Windows, так и в среде Linux. Допускается работа с различными СУБД: Microsoft SQL Server, PostgreSQL, IBM DB2, Oracle Database. Это обеспечивает возможность выбора архитектуры, на которой будет работать система, и возможность использования открытого программного обеспечения для работы сервера и базы данных.

Альтернативную версию комплексной автоматизации управления вуза предоставляет система «Галактика. Управление Вузом», которая позволяет формировать расписание учебных занятий, разрабатывать учебные планы с учетом требований образовательных стандартов, управлять работой приемной комиссии, контролировать контингент студентов, их успеваемость, договора обучения и др. [6]. Эта же система дает возможность управлять всей инфраструктурой вуза, включая управление персоналом (в т.ч. штатное расписание, табельный учет), научно-исследовательскими работами (НИР), договорами и логистикой, платным обучением, аудиторным и жилым фондом, материально-техническим обслуживанием, капитальным строительством и ремонтами, автотранспортом. Кроме того, система позволяет подключать

финансовые опции, такие как управление финансами и бюджетированием, расчет заработной платы и стипендий, бухгалтерский и налоговый учет.

Решение «Галактика. Управление Вузом» базируется на системе управления предприятием «Галактика ERP» и поддерживает работу в двухуровневой и трехуровневой архитектуре. В трехуровневой архитектуре можно использовать произвольное число серверов приложений с автоматической балансировкой нагрузки.

Модульный принцип построения обеспечивает ей гибкую конфигурацию и возможность выбора оптимальной функциональности системы. Этапность ввода в эксплуатацию решения и конфигурация системы зависит от текущих потребностей вуза.

В качестве третьего примера комплексной автоматизации вуза приведем Единую информационную систему управления учебным процессом «Тандем. Университет» [7].

«ТАНДЕМ.Университет» также представляет собой комплексное решение по автоматизации вузов и образовательных организаций среднего профессионального образования. Все модули системы реализуются на единой платформе Tandem Framework. Каждый модуль отвечает за автоматизацию определенных процессов вуза и хранит связанные с ними данные. При этом все модули могут при необходимости обращаться к данным друг друга. Это исключает ошибки двойного ввода данных пользователями и повышает достоверность хранимой в системе информации.

Внедрение системы «ТАНДЕМ.Университет» позволяет комплексно подойти к решению задач, стоящих перед образовательной организацией, таких как построение единой информационной среды вуза, обеспечение инновационных подходов к организации учебного процесса, стандартизация и регламентация внутренних процессов, создание базы знаний процессов и их шаблонов. Управление организационной структурой вуза включает в себя учет и ведение личных дел абитуриентов, студентов, сотрудников, автоматизацию работы приемной комиссии, деканатов, отдела кадров, учебно-методического управления. Система обеспечивает учет студентов, обучающихся по договору, договоров на обучение и фактов оплаты за услуги обучения, иностранных студентов, иногородних студентов, поселяемых в общежития и т.п.

Система «ТАНДЕМ.Университет» обеспечивает организацию планирования учебного процесса, электронного документооборота, единой справочной базы, оперативного архива данных в системе с возможностью восстановления данных, интеграционного архива данных из различных подсистем вуза с возможностью построения аналитических отчетов по накопленным данным, предоставления информации (в том числе в режиме on-line) родителям и опекунам обучаемых и множество других задач.

Существуют и другие предложения отечественных системных интеграторов, относящиеся к комплексной автоматизации системы управления вузом [8-10] и другие. В большинстве случаев они повторяют идеи и содержательные аспекты, приведенные в вышеприведенных системах.

Анализ предложений зарубежного рынка образовательных информационных технологий

В отношении зарубежных вузов следует указать, что большинство западных университетов стремятся самостоятельно автоматизировать процессы управления, используя собственный потенциал ИТ колледжей, факультетов и кафедр. Такой подход, помимо значительной экономической выгоды, позволяет обеспечить интересную и полезную практику для своих студентов, специализирующихся в области информационных технологий.

В то же время отдельные информационные компании предлагают свои решения в этой области. Рассмо-

трим примеры зарубежных программных средств, ориентированных на задачи управления образовательным процессом и частично используемых в некоторых отечественных вузах.

1. Система управления обучением Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment, модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда) представляет собой свободно распространяемое (по лицензии GNU GPL) веб-приложение [11]. Иногда ее называют виртуальной обучающей средой.

Система разработана фирмой Martin Dougiamas с использованием языков программирования PHP и JavaScript. Операционная система ориентирована на кроссплатформенное программное обеспечение. В отечественной практике наибольшее распространение Moodle нашло в локальных задачах построения балль-но-рейтинговоых систем и систем дистанционного обучения (СДО).

Примерами реализации приложений в Moodle могут служить электронный деканат, предназначенный для автоматизации управления учебным процессом и сопутствующая ему система документооборота [12]. Электронный деканат имеет модульную архитектуру, позволяющую дополнять, изменять и полностью заменять встроенную бизнес-логику. Модули могут иметь зависимости, но ни один из них не является обязательным для функционирования ядра.

Программная реализация электронного деканата реализует такие функции, как создание иерархической структуры факультета в виде дерева подразделений, заключение и сопровождение договоров со студентами, подписка студентов на одну или несколько учебных программ (специальностей), включение студентов в академические группы, предоставление им доступа к подсистеме контроля успеваемости и др.

Система позволяет управлять образовательными программами (специальностями) с возможностью задания для них образовательных траекторий, учебных планов, нагрузок преподавателей, расписаний занятий, балансировок фактической и табельной нагрузки при её распределении. Имеется возможность формировать электронные зачетные книжки, электронные журналы и дневники.

2. Свободно распространяемая кросс-платформенная система управления обучением (Learning management system) и поддержки учебного процесса ILIAS нашла наиболее широкое распространение в немецких вузах [13]. Система разработана компанией ILIAS Open source e-Learning e.V. и базируется на открытом программном обеспечении - Apache, PHP, MySQL, XML.

Программный продукт отвечает международному стандарту SCORM (аббревиатура от Sharable Content Object Reference Model, «образцовая модель объекта содержимого для совместного использования»), разработанному для систем дистанционного обучения [14].

Концепция ILIAS состоит в построении гибкой образовательной среды с online доступом к интегрированным в нее средствам обучения. Разработчики системы позиционируют ее не только как хранилище информационных материалов, но и как открытую платформу получения знаний, доступ к которой могут получить и незарегистрированные пользователи.

ILIAS предлагает информационную поддержку для разработки и проведения online курсов, упражнений, тестирования, формирования обзоров, обеспечения коммуникаций и коопераций между пользователями. В частности, система позволяет сформировать личный рабочий стол с портлетами о сокурсниках, с информацией о новой почте, о новых сообщениях на форуме и т.д. Другой важной характеристикой ILIAS является наличие репозито-рия, включающего в себя весь образовательный контент, тесты и обзоры, виртуальные классы и другие внешние инструменты. Сам репозиторий структурируется в виде

многоуровневого дерева с корневым узлом. Наличие ре-позитория устраняет необходимость в многократной разработке одного и того же курса. Доступ к репозиторию поддерживается ролевой системой управления доступом (the role-based access control, RBAC). ILIAS можно также можно использовать как некоторую базу знаний или вебсайт.

3. Система управления обучением LMS Blackboard Learn может выступать в качестве основы для создания среды электронной поддержки обучения, так как в ее рамках реализуются задачи централизованного хранения и предоставления доступа к учебной информации, а также задачи контроля и анализа результатов обучения. Данное решение является веб-ориентированным, т.е. все возможности решения доступны пользователям через стандартный веб-браузер [15].

Система способна предоставлять студентам качественные учебные материалы в различных форматах, содержащихся в специальном образовательном репози-тарии, а также во внешних источниках данных. Важной особенностью LMS является ее способность автоматически контролировать образовательную траекторию каждого студента и адаптировать их к текущему уровню подготовки студента.

LMS содержит функциональность специализированной социальной сети, поддерживающей интерактивное взаимодействие студентов между собой.

Важным дополнением LMS является возможность повышения качества знаний за счет различных подсистем самоконтроля знаний и самотестирования. Благодаря использованию информации о степени проработки учебных курсов и результатов овладения студентами требуемых наборов компетенций, повышается эффективность анализа и контроля учебной деятельности

Подводя итог анализу предложений зарубежных фирм в области информатизации образовательного процесса, следует указать, что они, как правило, не учитывают существенную специфику российской системы высшего образования.

«Зависнув» между классической советской школой подготовки специалистов и лишь частично принятой евросистемой «бакалавр-магистр», российская система высшего образования аккумулировала все самое худшее из обеих систем. Сохранив и приумножив огромный объем бумажной бюрократии и жесточайшую чиновничью централизацию, российские вузы, в своем большинстве, не приняли западной модели жесткой ответственности преподавателя за низкое качество работы и персональной, взрослой ответственности студента за свое обучение, за качество усвоения учебного материала.

По существу, в РФ используется японская система пожизненного найма преподавателя, но, в отличие от Японии, отсутствует самурайская преданность работника своему институту, своей работе.

Важнейшее достижение болонской системы, связанное с унификацией образовательных технологий и, тем самым, реализующее возможность мобильного образования, было заблокировано введением национальных стандартов (ФГОС), меняющихся каждые два года и существенно забюрократизировавших отечественную высшую школу.

В заключение обзора предложений западного рынка образовательных информационных систем, заметим, что приобретение иностранного software не отвечает политике российского правительства, в соответствии с которой c1 января 2016г. запрещаются государственные закупки зарубежного программного обеспечения (ПО) при наличии отечественных аналогов [16]. Тем не менее, некоторые свободно распространяемые решения ведущих зарубежных компаний достойны серьезного изучения и применения в отечественных системах информационной поддержки образовательного процесса.

Выводы:

1. Отечественные университеты, как и большинство зарубежных, обладают достаточным потенциалом для самостоятельной разработки традиционных систем автоматизации управления вузом. Следствием этого является множественность реализаций систем подобного типа и их слабая интегрированность. С другой стороны, такие системы очень хорошо адаптированы к конкретным информационным потребностям каждого вуза и являются хорошей практической школой для студентов, специализирующихся в области Computer Science;

2. Предложения отечественных системных интеграторов связаны с внедрением взаимоувязанных комплексных решений. Однако их универсальность приводит к определенному дискомфорту со стороны конечных пользователей и не учитывает специфику, «тонкую настройку» конкретного вуза. Адаптация готовых решений к требованиям заказчика оказывается достаточно долговременной, и, что особенно важно, крайне дорогостоящей задачей. Обычно, комплексная автоматизация управления вузом среднего размера (4-6 тыс. студентов) обходится университету не менее, чем 50-100 млн. рублей. Кроме того, предложенные решения не всегда успевают за новейшими трендами в области как информационных, так и образовательных технологий.

В заключение п.2 заметим, что вуз, внедривший у себя комплексную информационную систему управления, оказывается зависимым от фирмы-разработчика и в дальнейшем будет вынужден регулярно платить «дань» за сопровождение, настройки и обновления.

3. Предложения зарубежных фирм в области информатизации образовательного процесса, как правило, не учитывают существенную специфику российской системы высшего образования. Их внедрение также не отвечает политике российского правительства, запрещающей государственные закупки зарубежного ПО при наличии отечественных аналогов.

Тем не менее, некоторые свободно распространяемые решения ведущих зарубежных компаний достойны серьезного изучения и применения в отечественных системах информационной поддержки образовательного процесса.

4. Становится очевидной потребность в качественно новой, более гибкой системе информационного обеспечения вуза, учитывающей новейшие тенденции в области образовательных и информационных технологий. Речь идет, прежде всего, о когнитивных технологиях, ориентированных на процесс мышления и познания как с точки зрения психологических аспектов обучения, так и с позиции развития средств искусственного интеллекта. Перспективная система информатизации должна отвечать требованию гибкой адаптации информационной среды вуза к изменениям как в самой образовательной системы, так и в ее внешней инфраструктуре.

Кроме того, новая система должна учитывать новейшие тренды в области ИТ, такие как облачные сервисы и мультиагентные системы, позволяющие построить унифицированную информационную платформу с возможностью гибкой, быстрой и недорогой адаптации к специфике образовательного процесса Института.

Литература

1. Закон Мура. URL:http://cs.usu.edu.ru/study/ moore/. (дата обращения: 15.03.2017)

2. Hamilton, Scott. Maximizing your ERP system: a practical guide for managers. McGraw-Hill, 2003. 392 p.

3. O'Leary, Daniel L. Enterprise resource planning systems. Cambridge University Press, 2000. 232 p.

4. Электронный университет. URL: http://eun. bmstu.ru/. (дата обращения: 15.03.2017)

5. «1С: Университет» - решение для автоматизации деятельности учреждений высшего профессионального образования. URL: http://www.1c.ru/news/info.

jsp?id=13345 (дата обращения: 15.03.2017)

6. Галактика Управление Вузом. URL: http:// www.galaktika.ru/vuz/o-reshenii.html. (дата обращения: 15.03.2017)

7. Единая информационная система управления учебным процессом Тандем. Университет. URL: http:// tandemservice.ru/products/tandem-university. (дата обращения: 15.03.2017)

8. Дударев Е.Ю. Комплексная автоматизация процессов и задач вуза: взгляд сверху. URL: http://www.ict. edu.ru/vconf/files/12132.pdf. (дата обращения: 15.03.2017)

9. Управление деятельностью ВУЗа. URL: http:// kpi-monitor.ru/solutions/university-management. (дата обращения: 15.03.2017)

10. United University. Комплексная автоматизация вуза. URL: http://www.uu-edu.ru/. (дата обращения: 15.03.2017)

11. Moodle - Open-source learning platform. URL: https://moodle.org/ (дата обращения: 15.03.2017)

12. Free Dean's Office. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Free_Dean%27s_Office (дата обращения: 15.03.2017)

13. Open source e-Learning. URL: http://www.iNas. de/docu/ilias.php?baseClass= ilrepository gui&reloadpublic= 1&cmd=frameset&ref_id=1. (дата обращения: 15.03.2017)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Стандарт SCORM и его применение. URL: http://cccp.ifmo.ru/scorm/index.html. (дата обращения: 15.03.2017)

15. Система управления обучением LMS Blackboard Learn. URL: http://www.vpgroup.ru/blackboard_ learn.aspx. (дата обращения: 15.03.2017)

16. Госдума установила приоритет российского ПО при госзакупках. Подробнее на ТАСС. URL: http://tass. ru/obschestvo/2057464. (дата обращения: 15.03.2017)

Reference

1. Zakon Mura. URL: http://cs.usu.edu.ru/study/ moore/. (data obrascheniya: 15.03.2017)

2. Hamilton, Scott. Maximizing your ERP system: a practical guide for managers. McGraw-Hill, 2003. 392 p.

3. O'Leary, Daniel L. Enterprise resource planning systems. Cambridge University Press, 2000. 232 p.

4. Elektronnii universitet. URL: http://eun.bmstu.ru/. (data obrascheniya: 15.03.2017)

5. "1S: Universitet" - reshenie dlya avtomatizacii deyatelnosti uchrejdenii visshego professionalnogo obrazovaniya. URL: http://www.1c.ru/news/info.jspid=13345 (data obrascheniya: 15.03.2017)

6. Galaktika Upravlenie Vuzom. URL: http:// www.galaktika.ru/vuz/o-reshenii.html. (data obrascheniya: 15.03.2017)

7. Edinaya informacionnaya sistema upravleniya uchebnim processom Tandem. Universitet. URL: http:// tandemservice.ru/products/tandem-university. (data obrascheniya: 15.03.2017)

8. Dudarev E.Yu. Kompleksnaya avtomatizaciya processov i zadach vuza: vzglyad sverhu. URL: http:// www.ict.edu.ru/vconf/files/12132.pdf. (data obrascheniya: 15.03.2017)

9. Upravlenie deyatelnostyu VUZa. URL: http:// kpi_monitor.ru/solutions/university-management. (data obrascheniya: 15.03.2017)

10. United University. Kompleksnaya avtomatizaciya vuza. URL: http://www.uu-edu.ru/. (data obrascheniya: 15.03.2017)

11. Moodle - Open-source learning platform. URL: https://moodle.org/ (data obrascheniya: 15.03.2017)

12. Free Dean's Office. URL: https://ru.wikipedia. org/wiki/Free_Dean%27s_Office (data obrascheniya: 15.03.2017)

13. Open source e-Learning. URL: http://www. ilias.de/docu/ilias.php?baseClass= ilrepository gui&reloa dpublic=1&cmd=frameset&ref_id=1. (data obrascheniya: 15.03.2017)

14. Standart SCORM i ego primenenie. URL: http://cccp.ifmo.ru/scorm/index.html. (data obrascheniya: 15.03.2017)

15. Sistema upravleniya obucheniem LMS Blackboard Learn. URL: http://www.vpgroup.ru/blackboard_ learn.aspx. (data obrascheniya: 15.03.2017)

16. Gosduma ustanovila prioritet rossiiskogo PO pri goszakupkah. Podrobnee na TASS. URL: http://tass.ru/ obschestvo/2057464. (data obrascheniya: 15.03.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.