Научная статья на тему 'Сравнительный анализ профессионально-прикладной физической подготовленности учащихся колледжа'

Сравнительный анализ профессионально-прикладной физической подготовленности учащихся колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / УРОВЕНЬ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Умаров Д. Х., Умаров М. Н.

В представленной статье рассматривается проблема повышения профессионально-прикладной физической подготовленности учащихся колледжа средствами общей физической подготовки. Предложенные контрольные упражнения позволили не только определить уровень двигательных возможностей учащихся, но и использовать их в качестве средств развития базовых физических качеств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Умаров Д. Х., Умаров М. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ профессионально-прикладной физической подготовленности учащихся колледжа»

УЗБЕКСКОМУГОСУДАРСТВЕННОМУИНСТИ ТУТУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 60 ЛЕТ

УДК: 796.07

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАШИХСЯ КОЛЛЕДЖА

Д.Х. Умаров, М.Н. Ум аров

Узбекский государственный институт физической культуры, Ташкент, Узбекистан Для связи с авторами [email protected]

Аннотация:

В представленной статье рассматривается проблема повышения профессионально-прикладной физической подготовленности учащихся колледжа средствами общей физической подготовки. Предложенные контрольные упражнения позволили не только определить уровень двигательных возможностей учащихся, но и использовать их в качестве средств развития базовых физических качеств. Ключевые слова: Физическая работоспособность, профессионально-прикладная физическая подготовленность, уровень подготовленности,двигательные качества.

COMPARATIVE ANALYSIS OF PROFESSIONAL AND APPLIED PHYSICAL FITNESS OF PUPILS

OF COLLEGE

D.H. Umarov, M.N. Umarov

Uzbek State Institute of Physical Training,Tashkent, Uzbekistan Abstract:

In the presented article questions of formation of the program made on the basis of optimum options various in size and a target orientation of a training load in week microcycles and their rational distribution in a competitive macro cycle are considered. The methods of complex control of educational and training process promoting growth of young gymnasts'physical and technical fitness are offered. Key words: Special physical preparation, technical preparation, precompetitive stage, "over the shock" week

ВВЕДЕНИЕ

По мнению Б И Загорского (1), А. П. Матвеева (3), Ю. Ф. Курамшина (4), Ж. К Холодова (7), общая физическая подготовка (ОФП) создает основные предпосылки для успешной профессиональной деятельности, определенно проявляясь в ней через такие факторы физической работоспособности, как состояние здоровья, уровень физического развитая, физической и функциональной подготовленности учащихся и студентов Поэтому ОФП служит основой профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП). Согласно результатам проведенных экспериментальных исследований, оба эти компонента физической подготовки и определяли значимость используемых средств подготовки и их рациональное распределение в учебных и секционных занятиях учащихся экспериментальной группы (©Г).

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - повысить уровень профессионально-прикладной физиче-

ском подготовленности учащихся колледжа в процессе учебных и факультативных занятий средствами общей физической подготовки.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Анализ специальной литературы, педагогические контрольные тесты, методы математической статистики.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В экспериментальных исследованиях принимали участие 120 учащихся колледжа Три учебные группы Нукуского мелиоративного и водного хозяйства колледжа (НМиВХК) составили экспериментальную группу (ЭГ- 60 чел.), а три, первокурсники Ташкентского мелиоративного и водного хозяйства колледжа (ТМиВХК) - контрольную группу (КГ - 60 чел ).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Предложенная в качестве средств тренировки и контроля группа динамических упражне-

ний, выполняемых с большой амплитудой движений, комплекс тестов (1,2, 4, 6,7), система «Стретчинг» и их рациональное распределение в подготовительной и заключительных частях учебного и секционного занятий позволяли последовательно развивать искомое качество и определять уровень подвижности именно в наиболее значимых для данной профессии звеньях тела, а именно в позвоночнике, тазобедренном и плечевом суставах. Согласно результатам контрольных испытаний, при примерно равном проценте прироста (35 и 37% соответственно) от исходного (2-й семестр) до завершающего (6-й семестр) уровень подвижности в суставах во 2, 4 и 6-м семестрах достоверно выше у учащихся ЭГ относительно контрольной на 31,2% (8,35+0,45 и 5.23+0,37 балла соответственно). Высокий уровень подвижности в суставах способствовал учащимся ЭГ не только успешно продолжить развитие базовых двигательных качеств, составляющих основу ППФП, но и освоить программные упражнения по физическому воспитанию колледжа. Как можно заметить по данным таблицы 1, уровень одного из значимых в трудовой деятельности мелиоратора двигательных качеств, координационные способности (КС) значительно выше в ЭГ. Замечено, что наиболее сложно учащиеся осваивали упражнение «Ведение баскетбольного мяча рукой в беге с изменением направления движения». Данное упражнение (2) требует не только хорошей координации, но и искусство владения техникой ведения баскетбольного мяча с изменением направления движения. Поэтому и

полученные результаты по данному тесту достоверно ниже двух других (2). По мнению вышеперечисленных авторов (1, 3, 5, 7), основной задачей воспитания силы является создание условий и возможностей гармонического развития всех мышечных групп опорно-двигательного аппарата человека, разностороннего развития силовых способностей в единстве с формированием двигательных умений и навыков, дальнейшего совершенствования силовых способностей в плане профессионально-прикладной физической подготовки. Эффективное развитие силовых способностей с учетом требований выбранной профессии позволит, как считают Б И Загорский (1), Т С Усманходжаев (б), разрешить основную проблему, стоящую перед учащимися профессионального колледжа.

Используемые в процессе исследований научно обоснованные контрольные упражнения и тесты (6,7) позволили изучить динамику развитая силовых способностей, общей и силовой выносливости по годам обучения (2, 4 и 6-й семестры), и на их основе сделать заключение об эффективности их применения в учебном и секционном занятии с учащимися колледжа (таблица 2).

На основании представленных в таблице 3 данных можно сделать определенное заключение, что предложенная программа подготовки, а также комплексы упражнений позволили в процессе учебных и секционных зашпий достоверно повысить уровень общей и профессионально-прикладной зыносливо-сти.

Таблица 1 - Динамика прироста показателей координационных способностей у учащихся экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп по завершении 2,4 и 6-го семестров (п=120)

№ Показатели Уровень подготовленности учащихся ЭГ (М*5) Уровень под готовленное™ учащихся КГ (М*6)

1 курс 1курс 1курс 1курс 2 курс 5 курс

Результат Балл Результат Балл Результат Балл Результат Балл Результат Балл Результат Балл

1 Челночный бег 4 х 10 м (сек) 10,75*0.18 5,5 10.31*0,17 6,3 10.1*0.24 7.85 11,1*0,62 3,5 10,7*0.59 5.0 10,35*0.57 5,75

2 Три кувырка вперед (сек) 4.35*0.17 6,75 405*0.18 8,7 4.05*0.11 8.35 4,65*0,51 4.5 4,35*0,44 5,75 4/5*0,38 5,35

3 Ведение мяча ведущей рукой (сек) 11,1*0.17 5,75 10,4*0.14 7,7 10.31*0.21 8,7 11,6*0,69 4,3 10,7*0,61 5,3 10,6*0,72 6Д

УЗБЕКСКОМУГОСУДАРСТВЕННОМУИНСТИтУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 60ЛЕТ

Согласно результатам контрольных испытаний, по завершении первого года обучения все учащиеся ЭГ выполнили требования спец теста по плаванию (59,35±8,5 м. без учета времени), а в конце 6-го семестра 53 чел. (88,3%) проплывали дистанцию 100 м (100,0+10,35 м). Тогда как учащиеся контрольной (ТМиВХК) только к завершению учебы в колледже смогли преодолеть зачетную (50 м) без учета времени дистанцию (54,0+3,1 м) Не менее значимы результаты, полученные по тесту «Прыжки со скакалкой» (6), характеризующие скоростно-силовую и координационную выносливость Так, если учащиеся ©Г совершали 115,7±3,1, то КГ - 85,8±9,0 прыжков в мин (7,77 и 4,5 баллов соответ-

ственно). Аналогичные данные обнаружены и по показателям, характеризующим специальную, беговую выносливость (Р<0,01), по данным тестов «Бег на 3000 м» и «-5 мин. бег, дистанция 1500 м» (7)

Таким образом, динамика интегральных показателей двигательной подготовленности учащихся исследуемых колледжей позволяет убедиться в правомерности отмеченного выше факта, что процесс развитая ППФП напрямую зависит от степени подвижности в суставах (2,6,7)

Согласно результатам исследований, рассматриваемое нами качество (гибкость) у учащихся ЭГ достоверно возрастает к 6-му семестру (от 5,0 до 8,5 баллов) и способствует успешно

Таблица 2 - Динамика прироста показателей скоростно-силовой подготовленности у учащихся экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп по завершении 2,4 и 6-го семестров (п=120)

№ Показатели Уровень подготовленности учащихся ЭГ|М±5) Уровень подготовленности учащихся КГ (М±6)

1 курс 1курс 1курс 1курс 2 курс Зкурс

Результат Балл Результат Балл Результат Балл Результат Балл Результат Балл Результат Балл

1. Поднимание и опускание туловища (кол. в мин.) 20.0 ±2,47 6.00 25.Г7±1.80 7.00 33,90±2.0 8,1 14.0±3,0 3,5 19.00±3,0 44.5 23,0±4,00 5.75

2. Подъем переворотом (кол.) 2,00 ±1,0 7,00 3,00 ±1,00 7.00 5 00±2.00 8,0 0 0 1,0 ±0.45 5,0 2,00—1,0 5.0

3. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол.| 23.15±2,10 6,00 31:0±1,35 7,30 42,05 ±1,5 5 8.25 16,06±4.65 3,0 2 2,5 ±4,50 4,75 2 7,35 ±4,5 5,5

4. Лазание по канату в три приема {Ь=3,4 и 5 м.) 3,3±0.35 5,55 4,25±0,25 8.35 5,0±0,15 9,0 2,05 ±0,65 2,5 3.25±1Д5 4,75 3,95 ±1.05 6.5

5. Бег 100 м (сек) 15,12±0,65 4,50 15,01±0.43 5,90 14,45±0,37 7.5 15,65±0,75 4.5 15,41±1.0 475 15.01±077 5 0

Средний бал - 5,20 - 7.10 - 8,22 - 2,25 - 3,96 - 5,46

№ Показатели Уровень подготовленности учащихся ЭГ (М±5) Уровень подготовленности учащихся КГ(М±6)

1 курс 1курс 1курс 1курс 2 курс Зкурс

Результат Балл Результат Балл Результат Балл Результат Балл Результат Балл Результат Балл

1. Прыжки со скакалкой (кол. в мин.1 45,5 ±3,7 4,5 62,50±3,3 5.65 115,70±3.1 7,55 29,0-5,0 3,0 45,1±7.0 3,5 85.8±9,0 4,5

2. Плавание 100 м. (в метрах) (без учета времени) 5 9,35 ±8,5 Э 75 77,85±7.44 93 100.0±10.35 9,95 19,25 ±5 5 3,5 30,5 ±6,0 6.05 54,0±ЗД 8,0

3. Бег на 3000 м 13.15±1.75 5 75 12 05±1.01 705 11.41±0.95 8,45 14.35±2.37 2,5 13.75±3.01 4,3 1302±3.07 5 75

4. 6 минутный бег (мин.с.) (дистанция 1500 м) 6.41±0.23 5 45 6.23±0,17 6.75 6,05±0,23 8,15 6.50±0,40 4,15 6,42±0,35 5.05 6.32±0,50 6.15

Средний балл - 611 - 7.20 - 8,60 - 3.3 - 4.7 - 6,1

Таблица 3 - Динамика прироста показателей по общей и специальной выносливости у учащихся экспериментальной и контрольной групп по завершении 2,4 и 6-го семестров (п=120)

осваивать программные упражнения и развивать базовые качества (Р<0,05), тогда как в КГ при отметившемся достоверном приросте (от 0 до 5,1 балла) данный показатель только концу обучения приблизился к результату

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Загорский, Б. И. Профессионально-прикладная физическая подготовка в советской системе физического воспитания : Метод разраб. для студентов ин-тов физ. куп ьтуры / 3 а го р ский Б .И., ГЦОЛИ ФК. - M., 1991 -17 7 с.

2 Лях, В И. Координационные способности диагностика и развитие.-M :ТВТДивизион,2006,-290с.

3. Матвеев, Л. П.Теория и методика физической культуры: учебник. М. : Советский спорт, 2008.-554 с

4. Павлова, В. А. Физическое воспитание профес-сионально-приклздной направленностью студентов специального отделения (на примере сельскохозяйственного вуза) : автореф. дис. ... канд. пед.

BIBLIOGRAPHY

1. Zagorski, В I Professional and applied physical preparation Theory and technique of PC - M 1991. -177 p.

2. Lyah, V I Coordination abilities: diagnostics and development. - M TVT Division, 2006.-290 p

3. Matveev L PTheory and technique of physical culture: textbook.-M. Soviet sport. 2008 -554 p.

4. Pavlova, V. A. Physical training by a professional and applied orientation of students of special department (on the example of agricultural higher education institution) : avtoref.diss... .cand.ped sciens.-L., 198 6 -24 p

ЭГ, показанному ими во втором семестре (5,0 баллов), что конечно, не могло не отразиться на процессе развития физических качеств и формировании двигательного навыка у учащихся исследуемой группы

наук.-Л., 1986,- 24 с

5. Теория и методика физической культуры Учебник / Под ред проф. Ю. Ф. Курамшинэ. - 3-е изд. стереотип,-М. Советский спорт, 2007.-464 с

6. Усманходжаев.Т. С.Акрамов, Ж. А .Усманходжаев, С. Т. Физическое воспитание Учебное пособие для академических лицеев и профессиональных колледжей / T.C. Усманходжаез Ж.А Акра-мов C.T. Усманходжаев. -Ташкент . /1здательско-полиграфический дом «OOITUVCHI» 2006,- 206 с.

7. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : Учеб. Пособие / Ж.К. Холодов. - М Советский спорт, 2008 - 430 с.

5. Theory and technique of physical culture The textbook / Under the editorship of The prof Yu F. Kuramshin. - 3rd prod, stereotype - M.: Soviet sport. 2007,-464 p

6. Usmankhodzhayev, T S. Akramov, Zh A , Usman-khodzhayev S. T. Physical training Manual for the academic lyceums and professional colleges. - Tashkent : Publishing and printng house of "UKITUVCHI", 2006.-206 p.

7 Holodov. J. К Theory and technique of physical training and sport ManuaL - M. Soviet sport, 2008. -480 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Умаров ДжамшидХасанович - кандидат педагогических наук, доцент, проректор по учебной работе Узбекского государственного института физической культуры.

Умаров Марс Нарзиевич - кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики гимнастики Узбекского государственного института физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.