УДК 338.001.36
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕННОСТНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ НА РЫНКЕ OTT-СЕРВИСОВ
К. В. Смирнова1, Н. Ш. Ватолкина2
Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана (национальный исследовательский университет), 105005, г. Москва, ул. 2-я Бауманская, 5/1
В данной статье рассмотрены тенденции развития OTT сервисов в мире и в России, определены факторы, влияющие на увеличение потребления платного видеоконтента, выявлены ключевые составляющие OTT-сервисов, привлекающие потребителей, формирующие потребительский опыт и обеспечивающие удобство онлайн кинотеатров. Подобные составляющие определены в статье как потребительские ценностные предложения. Проведен бенчмаркинговый анализ предоставляемых услуг на примере популярных в России OTT-сервисов. Выявлены необычнее и новые составляющие современных OTT-сервисов и описаны формы предоставления контента. В статье представлены результаты сравнительного анализа, выявлен лидер с точки зрения возможностей формирования потребительского опыта. В результате проведенной работы сделаны выводы, относительно решений, реализованных на современном рынке OTT-сервисов, которые потребитель традиционного линейного телевидения лишён. Статья опубликована при поддержке гранта РФФИ 20-010-00571 «Влияние цифровой трансформации на повышение качества и инновационности услуг».
Ключевые слова: OTT, OTT сервис, Smart TV, Видеоплатформы, киносервисы, онлайн конотеатры, видеоконтент, рынок онлайн кинотеатров, мультимедийные платформы.
COMPARATIVE ANALYSIS OF CONSUMER VALUE PROPOSITIONS IN THE OTT
SERVICES MARKET
K. V. Smirnova, N. Sh. Vatolkina
Bauman Moscow state technical University (national research University), Russia, Moscow, 2nd Baumanskaya str., 5/1, 105005
This article discusses the trends in the development of OTT services in the world and in Russia, identifies factors that influence the increase in the consumption of paid video content, identifies key components of OTT services that attract consumers, shape consumer experience and ensure the convenience of online movie theaters. Similar components are defined in the article as consumer value propositions. A benchmarking analysis of the services provided was carried out on the example of OTT services popular in Russia. Unusual and new components of modern OTT services are revealed, and forms of content provision are described. The article presents the results of a comparative analysis, the leader is identified in terms of the possibilities of forming consumer experience. As a result of the work, conclusions are drawn regarding the solutions implemented on the modern market of OTT services, which the consumer of traditional linear television is deprived of. The reported study was funded by RFBR, project number 20010-00571 "The Impact of Digital Transformation on Improving the Quality and Innovation of Services".
Keywords: OTT, OTT service, Smart TV, Video platforms, movie services, online movie theaters, video content, online movie theater market, multimedia platforms.
Введение
В настоящее время традиционное вещательное телевидение, трансформируются в виде огромного и быстро растущего проникновения в Интернет OTT-видеоплатформ. OTT расшифровывается как «over-the-top» и относится к практике потоковой передачи контента клиентам непосредственно через Интернет. Он представляет будущее развлечений, которое уже разворачивается [1], хотя, согласно исследования Назарова М.М., сегодня традиционное линейное телевидение всё ещё остаётся доминирующим форматом потребления видеоконтента. [2] Несмотря на это, выделяют отдельную группу людей, названную «cord-cutters». К данному
сегменту относятся пользователи, которые отказались от подписки на платное линейное телевидение, или же никогда его не использовали. Ко вторым относится, по большей мере, молодое поколение, выросшее в цифровом мире.
Переходу потребителей видеоконтента в Интернет изначально поспособствовало появление пиратских платформ, но современные ОТТ-платформы переманивают указанных пользователей благодаря качеству предоставляемого контента и его эксклюзивности. Растущий сегмент видео привлекает все больше как глобальных, так и локальных игроков.
1Ватолкина Наталья Шамилевна - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Менеджмент», тел.: +7 927-641-74-98. е-таИ: vatolkina@bmstu.ru;
2Смирнова Ксения Валерьевна - студент магистратуры, тел.: +7 927-641-74-98. е-таИ: kseniya.smirnova.val@gmail.com
Изначально созданием онлайн кинотеатров занимались преимущественно маленькие, инновационные компании, но увидев тенденцию перехода пользователей с IPTV, крупные компании, такие как Ростелеком и Яндекс не отстают и развивают новые сервисы. [3]
На самом базовом уровне OTT - это технологическая альтернатива, которая позволяет тиражировать традиционный «домашний» развлекательный набор потребительских ценностных предложений в цифровом контексте, то есть, во многих отношениях OTT является репликацией традиционного набора потребительских видеоуслуг, но со значительным расширением функционала. [4]
В основном, службы Over the Top используют интернет-соединение для воспроизведения телевизионных шоу и фильмов. Большинство поставщиков OTT имеют свое собственное приложение, веб-сайт, где пользователь может войти в систему, чтобы получить доступ к контенту, доступному по подписке или покупке после регистрации.
Подобные платформы постоянно меняются и развиваются для обеспечения наилучшего пользовательского опыта. Поэтому, OTT быстро становятся одним из самых популярных способов использования видеоматериалов. Исследование потребителей от Leichtman Research Group, Inc. (LRG) в 2018 году показало, что в США у 53% населения в возрасте 18-34 лет есть услуга платного телевидения с прямой трансляцией через Интернет. Вцелом, 11% взрослых в возрасте от 18 до 44 лет в настоящее время пользуются услугами платного телевидения через Интернет - по сравнению с 3% в возрасте 45 лет и старше, а 31% взрослых ежедневно смотрят видео через подключенное ТВ-устройство. [5]
Один из поставщиков услуг OTT - широко известный во всем мире Netflix. Данные опроса за 2017 год показали, что 54% взрослых в США использовали Netflix [6]. Часть того, что делает такие подписки, как Netflix, настолько популярными, это отсутствие рекламы. Cordcutting.com говорит, что Netflix спас каждого из своих подписчиков от 160 часов рекламы в среднем в 2017 году. [7] Другие потоковые сервисы, такие как Hulu, предлагают самый последний эпизод и сезон текущих шоу кабельного телевидения. Тем не менее, эти шоу по-прежнему имеют рекламу, если не купить пре-миум подписку. Но, в отличие от традиционного кабельного или IPTV, Hulu обычно выбирает таргетированные рекламные ролики на основе истории просмотра пользователя. [8]
Для получения OTT услуг требуется подключение к Интернету. Если пользователь хочет, чтобы процесс просмотра был успешным и не нарушался постоянной буферизацией, необходимо использовать поток со скоростью не менее 25 Мбит / с., рекомендует один из
крупнейших операторов телефонной связи в США McDonough Telephone Cooperative [9].
Раньше Smart телевизор был чрезвычайно дорогим и недоступным для большинства, но теперь потребители могут легко найти доступные телевизоры Smart с уже установленными приложениями поставщиков контента. Кроме того, большинство OTT платформ доступны на телефонах, планшетах и других устройствах, подключенных к Интернету (connected devices), через приложение или же браузер интернета. [10]
По прогнозу CBS повсеместное проникновение connected devices приведет к росту доли OTT-cмотрения в общем бюджете времени на 22-25% к 2025 году.
Объем российского рынка OTT-видео по итогам 2018 года составил 190 млн долл. Ожидается, что в период до 2023 года сегмент будет расти в среднем на 11,5% в год, а его объем достигнет 328 млн долл. [11]. факторами, способствующими росту рынка OTT-видео является быстрый рост проникновения Интернета в нашей стране. Так, по отчету McKinsey Россия по количеству пользователей интернета занимает первое место в Европе и шестое - в мире. За последние три года смартфонов стало вдвое больше - теперь они есть у 60% населения. [12] Помимо растущей доступности высокоскоростного интернета с каждым годом все сложнее найти видеоконтент в свободном доступе. В 2017 году в России заблокировали в четыре раза больше пиратских ресурсов, чем годом ранее, рассказали «Известиям» в Роскомнадзоре. Речь о сайтах, размещающих фильмы, сериалы, книги, музыку, программы без разрешения авторов или правообладателей. Больше половины пиратского контента - кинопродукция. Чиновники и эксперты отмечают сокращение доли нелегального контента, что увеличивает спрос на онлайн кинотеатры. [13]
Сдерживающими факторами роста рынка по данным [11] являются, во-первых, низкий уровень платежеспособности населения с учётом того, что стоимость месячной подписки на самые популярные в России OTT-сервисы почти в 2,2 раза выше среднего размера абонентской платы за кабельное телевидение; во-вторых, ограничения законодательного регулирования, согласно которому в России запрещена деятельность онлайн-кинотеатров с долей иностранного участия свыше 20% при суточной посещаемости более 100 тысяч пользователей. Исключение сделано для платформ, аудитория которых более чем на 50% состоит из российских зрителей: таким образом, закон не затрагивает ivi, Okko и Megogo.
Развитие OTT-сервисов вызвало определённый интерес у исследователей. Так, Кузьму-ков С.П. еще в 2013 рассмотрел перспективы развития телевидения на базе OTT-технологии.
Харин Б.Ю описал наиболее современные (на 2014 год) технологии сетей интерактивного телевидения. В Вестнике Связи была опубликована статья OTT RUSSIA 2016 [14], а Стрюкова Е.В. рассмотрела развитие онлайн кинотеатров в современной России (2017) [15]. Однако, пока недостаточно исследований, позволяющих определить состав параметров потребительского опыта, влияющих на выбор потребителей на рынке OTT-услуг. В связи с этим, целью данной работы было определено выявление ключевых потребительских ценностей на рынке онлайн кинотеатров и лидера отрасли OTT с точки зрения предоставляемого потребительского опыта.
Методика исследования
В данной статье мы провели сравнительный анализ предложений современных сервисов на рынке Smart TV в России на примере ivi, Okko, Wink, Megogo, More TV и КиноПоиск HD, так как указанные платформы являются прямыми конкурентами, отличаются типом контента и функционалом. Ключевые показатели проникновения, годы начала работы и принадлежность к определённому холдингу выбранных OTT-сервисов представлены в таблице 1. В число объектов исследования попали как зрелые проекты, так и новички рынка - MoreTV и Wink.
Таблица 1 - Ключевые характеристики объектов исследования
Параметры Ivi Megogo Кинопоиск okko MoreTV Wink
Год начала работы 2010 2011 2003 2011 2019 2018
Аудитория в месяц, тыс. человек 14358,7 3458,2 27216,9 4400,0 2320,0 -
Дневная аудитория, тыс. человек 1196,5 245,9 2064,9 - - -
Мобильная аудитория 55,4% 55,1% 8% - - -
Холдинг Яндекс Рамблер СТС Медиа Ростелеком
Статистика по проникновению ОТТ-сервисов в таблице 1 представлены по данным Mediascope [16] для видеоплатформ Ы и Megogo. Для Кинопоиска, Окко и МогеТУ - по данным ЯндексРадара [17]. Данные представлены по состоянию на февраль 2020 года, так как в марте-апреле текущего года все ОТТ-сервисы продемонстрировали диспропорциональный рост статистики просмотров в связи с введением режима самоизоляции на территории нашей страны.
Анализ проводился на основе метода конкурентного бенчмаркинга, позволяющего исследовать рынок, сравнить существующие показатели с лучшими практиками в отрасли, выявить области, влияющие на конкурентоспособность организации [18].
Выбор параметров для сравнения был основан на анализе отзывов потребителей об услугах ОТТ-сервисов, представленных на вебсайтах Кинопоиска, Megogo и ГУ1. Анализ отзывов позволил нам определить ключевые потребительские ценностные предложения, которые формируют уникальный потребительский опыт. Их можно объединить в следующие группы: насыщенность контента (количество ТУ-каналов, наличие аудиокниг и караоке, контент для людей с ограниченными возможностями, контент с субтитрами, 3D фильмы); удобство использования контента (управление просмотром телеканалов, выбор качества, загрузка на устройства, запись эфира); простота выбора контента и персонификация (календарь премьер, подборки, фильтры, персональные рекомендации, добавление в избранное, возвращение к просмотру, отзывы, рейтинги) и
доступность (условия предоставления контента, вариативность подписок, бесплатный пробный период).
Эталонным сервисом мы считаем условную платформу, на которой реализованы все выбранные потребительские ценностные предложения.
Результаты
Результаты бенчмаркингового анализа (табл. 2) позволили выявить лидера с точки зрения возможностей формирования потребительского опыта - платформу Megogo, однако она не является лидером рынка ни по среднемесячной, ни по средней дневной аудитории. Это может являться следствием недостатка и противоречия существующих статистических данных, а также недостатками маркетинговой стратегии и завышенной стоимостью подписки. Интересно сравнение двух новых проектов -Wink и MoreTV, где последний представляет наихудший набор потребительских ценностных предложений среди всех рассмотренных сервисов, что объясняет и его последнюю позицию по численности аудитории. В то время, как Wink имеет шансы на устойчивое развитие в случае внедрения отсутствующих ценностных предложений.
Как показало исследование, платформы наполнены разным количеством и качеством контента. Так, на момент исследования телевидение есть не во всех сервисах: Wink (более 280 каналов) [19], Megogo (более 210 каналов), IVI (более 50 каналов)[20], Okko (нет TV каналов) [21], More TV (38 каналов) [22]. Такие сервисы как Okko и КиноПоиск [23] не имеют телевидения.
Таблица 2 - Сравнительный анализ потребительских ценностей, предоставляемых OTT-сервисами в России
ivi Okko Wink Megogo More TV КиноПоиск HD
Стоимость подписки 399 р/мес От 199 до 799 р/мес От 299 до 1800 р/мес От 197 до 597 р/мес 299 р/мес От 269 до 649 р/мес
TV-каналы >50 - >280 >210 38 -
Управление просмотром телеканалов - - + + + -
условия предоставления контента покупка подписки (SVoD) + + + + + +
Аренда (TVoD) + + + + - +
покупка (EST) + + + + - +
получение за рекламу (AVoD) + - - + + -
Вариативность подписок - + + + (легкая, Максимальная, Премиальная) - 2 подписки (с Амедиа-текой и без)
Бесплатный пробный период 30 дней за 1 руб Месяц за 1 руб 7 дней бесплатно Месяц за за 1 руб 7 дней 30 дней
Аудиокниги - - + - -
Караоке - - >4500 >500 - -
Контент для людей с ограниченными возможностями - - - + - -
Контент с субтитрами + + + + - +
3D фильмы + + - + - -
Персональные рекомендации + - + - - +
Добавление в избранное + + + + - +
Возвращение к просмотру + + + - + +
Запись эфира - - - + - -
Рейтинг Собственный + + + + - +
Других сервисов + + + + - +
Отзывы + - - + - +
Фильтры + + + + + +
Выбор качества + + + + - -
Календарь премьер + + - + - +
Подборки + + + + + +
Загрузка на устройства + + + + - +
Хотя OTT отражает традиционный видеопакет, цифровые технологии обеспечивают множество отличительных характеристик и функций, которые невозможны при использовании эфирного, кабельного или спутникового распространения. К ним относятся широкий спектр доступного контента, гибкость времени и места для просмотра контента, а также гибкость потребительских предложений и ценовых предложений, которые могут предлагать компании и из которых могут выбирать потребители [4].
По исследованию Назарова М.М. постепенно получает распространение феномен нелинейного телепросмотра, когда традиционное телевещание дополняется другими возможностями - у зрителя появляется значительно больше свободы при выборе программ. Так, появляются такие функции, как персональные рекомендации, добавление в избранное, короткая перемотка, возвращение к просмотру, запись эфира, управление просмотром телеканалов (Wink, Megogo, More TV).
Помимо традиционного телевидения сериалы, фильмы набирают популярность. Для удобства просмотра формируются рейтинги, оценка контента, фильтры, выбор качества.
Существуют различные условия предоставления контента, которое получило название VOD (Video on Demand) или видео по запросу -система индивидуальной доставки абоненту телевизионных программ и фильмов c мультиме-диасервера [24]. К ним отнесены:
- покупка навсегда или EST (Electronic Sell-Through). Тип VoD, при котором доступ к видео предоставляется после уплаты стоимости, при этом видео практически не ограничено ни количествами просмотров, ни временным промежутком, в которое его нужно просмотреть. Данные условия предоставляют сервисы Wink, Megogo, IVI, Okko, КиноПоиск HD;
- аренда или TVOD (Transactional based video on demand). Транзакционный VOD противоположен SVOD. TVOD обычно не взимает с вас никакой платы за регистрацию в сервисе или создание профиля пользователя. Вместо этого пользователь платит сумму, основанную на просмотре контента. Подобные условия предоставления контента предусмотрены сервисами Wink, Megogo, IVI, Okko, КиноПоиск HD,
- покупка подписки или SVOD (Subscription based video on demand). Тип предоставления контента, при которой пользователь заключает соглашение о подписке, которое затем предоставляет доступ к услуге. Данный тип условий является наиболее распространённым и предоставляется всеми рассмотренными сервисами.
- получение за рекламу или AVOD для потребителя, когда пользователи могут свободно входить в систему и смотреть видео в обмен на то, что они тратят время на просмотр рекламы. такие условия предоставляют сервисы Megogo, IVI, More TV.
Некоторые сервисы имеют только одну подписку (ivi, more TV), а некоторые вариацию (Okko, Wink). Существуют сервисы, которые в подписках предлагают специализированный контент для разных категорий населения:
- для детей. Например, в Okko есть подписки «Лучшее для детей», «Короткие муль-тики». В Wink есть подписка «Детский клуб».
- для взрослых;
- для любителей сериалов;
- спортивных болельщиков. Например, в wink есть подписки на тематические TV каналы. Также, UFC теперь превосходит бокс с точки зрения последовательных покупок с оплатой за просмотр, входит в число самых ценных спортивных брендов в мире и дает уроки даже самым авторитетным франшизам. Турниры UFC можно посмотреть при помощи ограниченного количества сервисов. На официальном сайте UFC указано, что прямую трансляцию турниров
осуществляется на мультимедийной платформе Wink [25].
- для обучения. Например «English Club» и «Лицей» в Wink и «Наука и образование» в Okko
- прочее.
Стоимость подписок варьируется в зависимости от наполнения.
Некоторые видеоплатформы реализуют стратегию диверсификации. Так, Megogo размещает на своей платформе аудиокниги, караоке (также есть на Wink) и контент для людей с ограниченными возможностями, как например видеосервис «Кино звучит HD», в котором весь контент сопровождается тифлокомментарием и адаптирован для людей с нарушением зрения. [26] Современные пользователи могут смотреть фильмы и сериалы с субтитрами (Megogo, ivi, Okko), в оригинальной озвучке и даже 3D фильмы. Видесервисы предлагают высококачественный контент.
В 2020 году из-за вспышки COVID-19 многие люди перешли на режим самоизоляции. Значительно выросло потребление видеоконтента. Многие отечественные онлайн-киноте-атры открыли бесплатный доступ к своим ресурсам и позволили смотреть фильмы и сериалы бесплатно или же за символическую стоимость. Свои архивы открыли: ivi, Okko, Premier, «Кинопоиск HD», Wink, more.tv «Национальной Медиа Группы» и tvzavr, сообщают Кубанские новости. [27] По данным «Коммерсант» онлайн-кинотеатры заявили о резком росте аудитории за первую неделю самоизоляции с 16 по 22 марта 2020 года. За этот период, дневная аудитория «Кинопоиск HD» выросла более чем на 50%, Okko - на 30%, количество просмотров - на 23%. В «Megogo Россия» отмечают рост длительности пользования сервисом на 27%. Трафик more.tv за три дня с 16 марта вырос на 40%, а число просмотров контента растет на 20-30% ежедневно. Число просмотров контента в сервисе Wink и «Интерактивном ТВ» «Ростелекома» с понедельника по пятницу выросло в четыре раза, в выходные наблюдается уже пятикратный рост [28].
Дополнительным преимуществом использования описанных выше платформ является мобильность. Покупая одну подписку, пользователь может смотреть контент в любом месте, на любых устройствах.
Выводы
В результате проведенной работы можно сделать вывод, что на современном рынке OTT-сервисов реализовано огромное количество решений, которые потребитель традиционного линейного телевидения лишён. По заявленным в исследовании параметрам или потребительским ценностным предложениям лидирует Megogo. На данной платформе предоставляются 23 из описанных 25
потребительских ценностных предложения. Но стоит учитывать и тот факт, что каждый потребитель ищет в сервисе что-то свое. Так, Megogo не выделяется большим разнообразием подписок, как, например, в Okko и Wink. Также мы не оценивали количество и качество предоставляемого контента на платформах, удобство использования платформы. Проведение социологического исследования позволит в дальнейшем уточнить составляющие потребительского опыта пользователей OTT-сервисов и их связь с удовлетворённостью и намерением дальнейшего использования услуги.
Вместе с тем, очевидно, что рассматриваемый рынок активно развивается, все больше пользователей переходят на VOD. Предел еще не достигнут и существует море возможностей для улучшения потребительского опыта и привлечения большего количество потребителей.
Литература
1. McAdams M. WHAT IS OTT? -UNDERSTANDING THE MODERN MEDIA STREAMING LANDSCAPE // Tapjoy - электронный журнал - 2019 -Режим доступа: https://www.tapjoy.com/resources/what-is-ott/ [дата обращения 21.02.2020].
2. Назаров М. Нелинейное телесмотрение в контексте онлайн-видеопрактик//Электронный научный журнал «Медиаскоп». - электронный журнал - 2013. - выпуск №1. - Режим доступа: http://www.media-scope.ru/node/1258
3. Рынок OTT-видео//PwC. Режим доступа -https://www.pwc.ru/ru/publications/mediaindustriya-v-2019/rynok-ott-video.html [дата обращения
17.12.2019].
4. Arthofer F. The Future of Television: The Impact of OTT on Video Production Around the World. / Aki Hardarson, Martin Kon, Eric Lee, John Rose// BCG -электронный журнал - 2016 -Режим доступа: https://www.bcg.com/publications/2016/media-enter-tainment-technology-digital-future-television-impact-ott-video-production.aspx
5. 12% of Ages 18-34 Get an Internet Delivered Pay-TV Service/Leichtman Research Group/ - Режим доступа: https://www.leichtmanresearch.com/12-of-ages-18-34-get-an-internet-delivered-pay-tv-service/ [дата обращения 19.02.2020].
6. Actionable Research on the Broadband, Media and Entertainment Industries/Leichtman Research Group/ -Режим доступа: https://www.leichtmanre-search.com/press-releases/ [дата обращения
10.03.2020].
7. Lovely S. Netflix Saves Its Subscribers From 160 Hours of Commercials Per Year // Cordcutting -электронный журнал - 2019 -Режим доступа: https://cordcutting.com/news/netflix-saves-its-subscrib-ers-from-160-hours-of-commercials-per-year/
8. Hulu [официальный сайт] - Режим доступа: https://www.hulu.com/welcome?orig_refer-rer=https%3A%2F%2Fwww.google.com%2F [дата обращения 21.02.2020].
9. McDonough Telephone Cooperative [официальный сайт] - Режим доступа: https://www.mdtc.net/ [дата обращения 21.02.2020].
10. 5 things you need to know about over the top services/ McDonough Telephone Cooperative [официальный сайт]/ - Режим доступа: https://www.mdtc.net/5-things-to-know-about-over-the-top-services/ [дата обращения 24.02.2020].
11. Медиаиндустрия в 2019-2023 гг. Рынок OTT-видео // PWc. https://www.pwc.ru/ru/publications/mediaindustriya-v-2019/rynok-ott-video.html [дата обращения 21.04.2020].
12. Аптекман А. // Цифровая Россия: новая реальность. McKinsey / В.Калабин, В. Кклинцов / отчет McKinsey - электронный журнал - 2017 -Режим доступа: http ://www.tadviser.ru/images/c/c2/Digital-Rus-sia-report.pdf
13. Блокировка пиратских сайтов - Режим доступа: https://iz.ru/716951/daniil-kuzin/piratskie-saity-stali-blokirovat-v-chetyre-raza-chashche [дата обращения
17.12.2019].
14. Отраслевая хроника OTT Russia 2016 // Вестник связи. 2016. С. 37.
15. Стрюкова Е.В. Развитие онлайн-кинотеатров в современной России // ЭКОНОМИКА И СОЦИУМ. -2017. - №3. - С. 1756-1761.
16. Web-Index // Mediascope. Режим доступа https://webindex.mediascope.net/top-resources/projects [дата обращения 19.04.2020].
17. Топ интернет-проектов в России // ЯндексРадар. Режим доступа: https://radar.yandex.ru/top_list?type=video&month=202 002&isSearch=true&row_id=ivi-ru&offset=1[дата обращения 19.04.2020].
18. Князев Е.А.//Бенчмаркинг для вузов: Учебно-методическое пособие./ Евдокимова Я.Ш. - М.: Университетская книга, Ло-гос, 2006. - 208с.
19. Wink [официальный сайт] - Режим доступа: https://wink.rt.ru/ [дата обращения 19.04.2020].
20. IVI [официальный сайт] - Режим доступа: https://www.ivi.ru/ [дата обращения 19.04.2020].
21. Okko [официальный сайт] - Режим доступа: https://okko.tv/ [дата обращения 19.04.2020].
22. More TV [официальный сайт] - Режим доступа: https://more.tv/ [дата обращения 19.04.2020].
23. КиноПоиск HD [официальный сайт] - Режим доступа: https://hd.kinopoisk.ru/ [дата обращения
19.04.2020].
24. Clipbucke [официальный сайт] - Режим доступа: https://clipbucket.com/2019/03/07/understanding-the-terms-svod-avod-tvod-and-the-difference-between-vod-and-ott/ [дата обращения 14.04.2020].
25. Где смотреть турнир UFC Москва/ UFC [официальный сайт]/ - Режим доступа: https://ru.ufc.com/news/gde-smotret-turnir-ufc-moskva [дата обращения 02.03.2020].
26. Megogo [официальный сайт] - Режим доступа: https://megogo.ru/ru [дата обращения 19.04.2020].
27. Самоизоляция: где бесплатно посмотреть кино, сериалы, онлайн-курсы- Режим доступа: https://kubnews.ru/obshchestvo/2020/03/19/samoizolyat siya-gde-besplatno-posmotret-kino-serialy-onlayn-kursy/ [дата обращения 01.04.2020].
28. Зрители заполнили онлайн-кинотеатры // Газета "Коммерсантъ" №51 от 23.03.2020, стр. 10. Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4299239