Научная статья на тему 'Сравнительный анализ политических систем Кыргызской Республики и Монголии'

Сравнительный анализ политических систем Кыргызской Республики и Монголии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
476
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВАЯ СИСТЕМА / WORLD SYSTEM / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / POLITICAL SYSTEM / КЫРГЫЗСТАН / KYRGYZSTAN / МОНГОЛИЯ / MONGOLIA / ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ / SOCIAL AND ECONOMIC LIFE / SOCIO-POLITICAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бадрал Даваасамбуу

Данная статья посвящена сравнительному анализу политических систем Кыргызской Республики и Монголии и даны общие рекомендации и предложения по дальнейшему совершенствованию и оптимизации политических систем между двумя странами. Политические перемены в Кыргызской Республике и Монголии указывают на то, что закономерной особенностью данных изменений является переход к новой политической демократии с рыночными отношениями. Все радикальные меры по либерализации общественно-политических основ показывают, что оба государства на нынешнем этапе находятся в условиях преддемократии с усилением формирования демократических принципов. В статье даны итоги политического исследования, а также некоторые рекомендации и предложения по дальнейшему совершенствованию и оптимизации политических систем Кыргызстана и Монголии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ политических систем Кыргызской Республики и Монголии»

охватывает практически все грани сотрудничества. У двух государств одна цель - всесторонне развивать тесные связи. Монголия и Кыргызстан имеют огромный потенциал для развития политических, экономических, культурно--гуманитарных отношений.

На фоне быстро прогрессирующих политических, торгово-экономических, культурных и иных связей Монголии с другими развитыми государствами Востока и Запада нынешние темпы налаживания и развития всестороннего сотрудничества между Кыргызстаном и Монголией недостаточно динамичны. Это не может не вызывать озабоченности, особенно в свете сложившейся расстановки сил в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Поэтому необходимо и дальше расширять не только торгово-экономические и политические связи между Кыргызстаном и Монголией, но и расширять научные, культурные, образовательные и другие отношения, включая возможность вовлечения Монголии в систему коллективной региональной безопасности и Шанхайскую Организацию Сотрудничества.

Литература

1. Бадрал Д. Монгол Улс Кыргыз Улсын харилцаа. 1986-2011. Улан-Батор, 2011. С. 88-94.

2. История Монголии. М., 2006. С. 37-84.

3. Чулуунбаатар Г. Формирование и развитие гражданского общества в Монголии на рубеже ХХ-ХХ1 вв.: политико-философский анализ. Улан-Батор, 1999. С. 56.

COMPARATIVE ANALYSIS OF POLITICAL SYSTEMS THE KYRGYZ REPUBLIC AND MONGOLIA Badral D.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И МОНГОЛИИ Бадрал Д.

Бадрал Даваасамбуу / Badral Davaasambuu — соискатель, кафедра политологии,

Кыргызский государственный университет им. Ж. Баласагына, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: данная статья посвящена сравнительному анализу политических систем Кыргызской Республики и Монголии и даны общие рекомендации и предложения по дальнейшему совершенствованию и оптимизации политических систем между двумя странами. Политические перемены в Кыргызской Республике и Монголии указывают на то, что закономерной особенностью данных изменений является переход к новой политической демократии с рыночными отношениями. Все радикальные меры по либерализации общественно-политических основ показывают, что оба государства на нынешнем этапе находятся в условиях преддемократии с усилением формирования демократических принципов. В статье даны итоги политического исследования, а также некоторые рекомендации и предложения по дальнейшему совершенствованию и оптимизации политических систем Кыргызстана и Монголии.

Abstract: this article is devoted to comparative analysis of political systems of the Kyrgyz Republic and Mongolia and given General recommendations and suggestions for further improvement and optimization of the political systems between the two countries. The political changes in Kyrgyz Republic and Mongolia indicate that a natural feature of these changes is the transition to a new political democracy with market relations. All the radical measures of liberalization ofpublic-political foundations show that the two States at the current stage are in terms of prodemocratia with increased formation of democratic principles. The article provides the results of political research as well as some recommendations and suggestions for further improvement and optimization of the political systems of Kyrgyzstan and Mongolia.

Ключевые слова: мировая система, политическая система, Кыргызстан, Монголия, общественно-политическая деятельность, социально-экономическая жизнь. Keywords: the world system, the political system, Kyrgyzstan, Mongolia, the socio-political activities, social and economic life.

С распадом мировой системы социализма появились новые, суверенные государства в Азиатском пространстве. К ним относится Кыргызстан, ставший независимым в связи с роспуском СССР, а также Монголия, которая ранее являлась активной участницей социалистического строительства. Обе страны, обретя национальный суверенитет, начали осуществлять свою политическую власть в полной мере в пределах собственных территорий (речь идет о законодательных, исполнительных, административных и судебных полномочиях) без вмешательства извне. В международных отношениях национальный суверенитет двух государств проявился в том, что каждое государство самостоятельно проводит внешнюю политику, а также уважает право других государств действовать подобным образом (принцип суверенного равенства государств).

В двух государствах с 1991 года начали проводиться радикальные реформы в общественно-политической, социально-экономической, духовной жизни с целью формирования новой политической демократии с рыночными отношениями. На сегодня сформированы и формируются новые политические институты: институты президентства, парламентаризма, а также социальные институты, как «демократия», «рынок», «гражданское общество» и др. [1, с. 88-94].

Становление и развитие в Кыргызстане и Монголии политических систем в научной литературе осмысливается через призму региональной, национальной самобытности, а не как механический слепок западной политической культуры, ибо, как показывает опыт политической модернизации и трансформации, отсутствие учета своеобразия, самобытности и менталитета конкретных этносов может привести к отрицательным последствиям.

Сравнительный анализ политических структур двух стран позволяет корректировать и наоборот перенять опыт строительства демократического государства. С этой позиции вполне актуальным представляется изучение особенностей развития политических систем этих государств в контексте глобализационных процессов.

Сегодня в результате смены «закрытых» обществ, политических систем, многие страны мира, в том числе Кыргызская Республика и Монголия, идут по пути новой политической демократии со своими моделями общественно-политического развития, к «открытому» обществу. «Открытые», демократические общества, их политические системы характеризуются динамичной структурой и широкой взаимосвязью с окружающей средой, высокой жизнеспособностью, гибкостью, адаптацией быстро изменяющимся реалиям современного мира. Одним из важнейших принципов организации «открытого», демократического общества, его политической системы следует считать принцип плюрализма практически во всех сферах социальной, политической деятельности.

Демократическое (открытое) общество квалифицируется такими понятиями, как демократия, права человека, политическая и экономическая свобода и другие цивилизованные ценности, представленные во всех сферах общественной жизни [2, с. 72-76].

Характерным в становлении новой политической демократии в постсоциалистической Монголии и в постсоветском Кыргызстане стало крушение социалистической политической демократии, переход в экономической сфере от общественной собственности на средства производства к частной, групповой собственности, в духовной жизни - от марксистско-ленинской идеологии к политическому плюрализму, к общечеловеческим, национальным ценностям.

Переход к новому общественно -политическому бытию на демократических, либеральных ценностях был не простым как с точки зрения теории, так и практики. В переходный период указанные страны начали строительство нового общества незнанием с чего начать: с реформирования экономики, или с политических реформ? Было такое утверждение, что политическое развитие будет способствовать эффективному экономическому реформированию в построении рыночных отношений с многоукладным хозяйством и с различными формами собственности.

На первом этапе переходного периода Кыргызстан и Монголия пошли по пути формирования новых политических и социальных институтов: президентства, парламентаризма, разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, создания новых политических партий, общественно-политических движений, ассоциаций и др.

За короткий срок Кыргызстан и Монголия обрели необходимые компоненты реального суверенитета, такие как государственный флаг, гимн, герб, национальная валюта, демократическая конституция и др. Одним из основных элементов политического развития в переходный период стала политика разгосударствления - процесс ограничения хозяйственной, экономической деятельности государства, его отказ от вмешательства в предпринимательскую деятельность. В дополнение к этой политике, в Кыргызстане и Монголии была осуществлена

(еще не закончена) социально-экономическая политика приватизации - реформа разгосударствления собственности, связанная с преобразованием государственной и муниципальной собственности в частную [6, с. 37-84].

В современных условиях можно по-разному оценивать уровень развития демократичности политических систем Кыргызстана и Монголии, однако неоспоримым фактом является наличие либерального, демократического вектора ее направленности.

Вышеизложенные политические перемены в Кыргызской Республике и Монголии указывают, что закономерными являются: переход к новой политической демократии с рыночными отношениями. Все радикальные меры по либерализации общественно-политических основ показывают, что оба государства на нынешнем этапе находятся в условиях преддемократии с усилением формирования демократических принципов.

Переход от тоталитарного политического режима к новой политической демократии, основанной на либеральных, демократических ценностях явился следствием как объективных, так и субъективных факторов. Объективным фактором стало эволюционное развитие современных стран мирового сообщества, которые идут к формированию такого политического обустройства, которое отвечало бы чаяниям и нуждам тех или иных обществ, государств. А потому формирование на принципах демократических ценностей является объективной потребностью политического развития стран, идущих по пути определения социальной справедливости, политической стабильности, экономического и духовного подъема. Что касается субъективных факторов перехода, то сторонники марксизма утверждают, что этот переход случайный, аномальный, не закономерный, не рациональный. Сам переход неомарксисты считают делом рук буржуазии (его апологетов) и предательством некоторой части коммунистической элиты [5, с. 82-83].

Постсоциалистические (Монголия), постсоветские (Кыргызстан) страны взяли на «вооружение» политического развития в переходный период известные теории политической модернизации и трансформации. Суть политической модернизации состоит в том, чтобы осовременить политические институты общества, которые должны адаптироваться к новым условиям, к новым социальным целям.

Дальнейшая институционализация политических систем Кыргызской Республики и Монголии во многом будет зависеть от интенсивности гуманизации общественно-политической жизни, формирования договорных отношений в обществе, выборности основных органов власти, свободы слова, легитимности власти, представительного характера власти, плюрализма и свободы политической деятельности, мониторинга и контроля за деятельностью властных структур со стороны общества и т.д.

Анализ политических систем кыргызстанского и монгольского обществ показывает, что имеет место нерешенность ряда проблем, от решения которых во многом определяется вся их политическая жизнь, а именно: реструктуризация всего производства с использованием современных технологий; оптимизация социальных и политических институтов в обществе; четкое определение общенациональной идеологии на самобытных традициях, обычаях народов, политическое воспитание, политическая и гражданская идентификация населения; эффективная совместная деятельность государственной системы и оппозиции, установление механизма взаимодействия властных структур с партиями и с оппозицией; проблемы, связанные с установлением политической стабильности в обществе, этнической идентификации, национального согласия [7, с. 56-57].

Трансформация политических систем Кыргызстана и Монголии в условиях переходного периода происходит при отсутствии развитых политических институтов, опыта демократического правления и экономических предпосылок, со слаборазвитой избирательной системой. Все это создает особые трудности. В то же время трансформационные процессы осуществляются в направлениях формирования и совершенствования системы власти на правовой основе; обеспечения законодательного, конституционного развития страны; совершенствования системы выборов; создания и дальнейшего развития института парламентаризма; реформирования судебно-правовой системы; формирования местного самоуправления; создания и развития партийной системы и политического плюрализма; функционирования независимых средств массовой информации; формирования новой политической элиты и т. п.

Сопоставительный анализ политических систем Кыргызстана и Монголии показывает, что построение их общественно-политических структур в целом носит общий характер, тенденции их развития таковы, что реформы, по сути, поступательны и необратимы. В то же время политическая реальность показывает, что в построении новой, современной политической

системы в вышеназванных странах имеются свои особенности, своя национальная специфика (особенно в проявлении местной власти и местного самоуправления).

Формирование новой политической системы в Кыргызстане и Монголии имеет много общего. Рассматривая, к примеру, политические и государственные структуры власти, отмечает, что политическая власть в двух государствах определена за институтом президентов, которые обладают значительными политическими полномочиями. В двух государствах определена парламентская форма правления, что свидетельствует о значительных полномочиях парламентов.

Государственная власть в двух странах характеризуется разделением власти на законодательные, исполнительные и судебные ветви, в них идут реформы по их оптимизации и совершенствованию. Общим для двух государств является то, что государственная власть идет по пути формирования классического разделения ветвей власти. Другой вопрос, что государственная власть в этих странах имеет свои особенности, исходя из множества факторов социально-экономического развития, территориального и т. д.

Следует особо подчеркнуть, что в политической жизни Кыргызстана и Монголии на современном этапе происходят поистине коренные преобразования: во-первых, высока роль парламентской формы правления; во-вторых, происходящие в последние годы конституционные реформы по-новому начинают определять политические процессы в обеих странах.

В-третьих, в обеих странах появились новые политические элиты, которые характеризуются как проявление новой бюрократической модели в верхних эшелонах власти, представляющие собой синтез административно-политической номенклатуры, переходящей к олигархии (ведущей к бесконтрольности с проявлениями в обеих странах трайбализма, клановости, землячества). Все это крайне негативно сказывается на функционировании политических институтов, где подчас разворачиваются политические схватки по признаку принадлежности к той или иной родоплеменной общине, клану или региону.

В-четвертых, в двух государствах в последние годы становится характерным появление многочисленных политических партий от радикальных взглядов до умеренных, без четких политических программ, отличающихся низким уровнем политического участия среди масс, и самое главное - отсутствием опыта работы на общенациональном уровне.

Сегодня и Кыргызстан и Монголия охвачены процессом глобализации - движением международного капитала, финансовым и информационным потоком, которые всесильно воздействуют на внутреннюю политическую жизнь, ограничивая их государственный суверенитет. В ответ этим вызовам обеим странам необходимо решить ряд проблем, а именно, во-первых, это -оптимизация политики; во-вторых, создание оптимальных властных структур, которые смогли бы решить вопросы обеспечения национальной безопасности и стабильности стран.

Итоги политического исследования. Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Кыргызстан и Монголия состоялись как суверенные, независимые государства, вошли в мировое сообщество как равные партнеры и сотрудничают с большими и малыми государствами.

2. Политическая институционализация современных политических систем Кыргызской Республики и Монголии - это квинтэссенция радикальных социальных перемен, произошедших политических изменений вследствие перехода от коммунистической, тоталитарной политической власти к новой политической демократии, основанной на либерально-демократических ценностях. Философия современных политических систем Кыргызстана и Монголии - это социальные и политические ценности, новые политические институты, роли, отношения, политическая культура, сознание, новые субъекты политики и власти.

3. Изменяется природа политической и государственной власти, они становятся более демократическими.

4. Формируется политическая элита.

5. Формируются многопартийные системы.

6. Интенсивно строится социальное государство и гражданское общество.

7. Формируются эффективные социальные и политические институты, которые способны предотвращать противоречия в обществе, регулировать вопросы дальнейшей демократизации в Кыргызстане и Монголии.

8. Политическая модернизация и трансформация в двух государствах находит эффективные механизмы по дальнейшему формированию «открытых», демократических обществ.

Рекомендации и предложения по дальнейшему совершенствованию и оптимизации политических систем Кыргызстана и Монголии:

Во-первых, необходимы эффективные стратегические и тактические политические шаги по дальнейшей реализации либерально-демократических ценностей в синтезе с особенностями национальной политической демократии.

Во-вторых, современный этап эволюции политических систем Кыргызстана и Монголии требует решения таких проблем: 1) социальные и политические институты должны обрести новую поступательность, смену определенных парадигм; 2) социальные и политические институты должны создать атмосферу демократизации всех сторон общественно-политической жизни общества; 3) дальнейшее осуществление демократических законодательств, эффективное разделение властей, развитие плюрализма мнений и т.д.; 4) создание условий для контроля за деятельностью властных структур со стороны населения и оппозиционных партий.

В-третьих, в эволюцию политических систем Кыргызской Республики необходимо включить новые парадигмы с учетом транзитной модели общественно-политического развития.

В-четвертых, политические взаимоотношения между Кыргызской Республикой и Монголией в современных условиях, в условиях роста международного терроризма, религиозного экстремизма и наркотрафика должны идти по пути совместной борьбы против угроз стабильности и безопасности в евроазиатском регионе. В этих целях необходимо предпринять все усилия для вхождения Монголии в систему коллективной региональной безопасности и Шанхайскую Организацию Сотрудничества.

В-пятых, в целях углубленного политического и экономического сотрудничества Кыргызстана и Монголии необходимо, во-первых, совершенствовать формы и механизмы экономической интеграции; во-вторых, направить совместные усилия для формирования единого пространства безопасности; в-третьих, активизировать многоплановое сотрудничество в области политических, экономических, научно-технических, культурно-гуманитарных отношений; в-четвертых, эффективно использовать транспортные коммуникации, сельскохозяйственный и энергетический потенциал двух стран.

Литература

1. Бадрал Д. Монгол Улс Кыргыз Улсын харилцаа. 1986-2011. Улан-Батор, 2011. С. 88-94.

2. Даль Р. Современный политический анализ // Политология / Отв. ред. Ю. С. Пивоваров. М., 1993. С. 72-76.

3. Исаев К. Гражданское общество: проблемы становления и развития (по материалам социологического исследования) // Становление гражданского общества в странах Центральной Азии. Алматы, 1998. С. 102.

4. Павлов Е. В. Трансформация политических систем республик Центральной Азии в условиях глобализации: Автореф. дис. ... канд. полит. наук. Б., 2008. С. 175.

5. Цымбурский В. И., Ильин М. В. Открытое общество: от метафоры к ее рационализации. М., 1997. С. 82-83.

6. Чойма Ш. История Монголии. Уланбатор, 2006. С. 37-84.

7. Чулуунбаатар Г. Формирование и развитие гражданского общества в Монголии на рубеже ХХ-ХХ1 вв.: политико-философский анализ. Улан-Батор, 1999. С. 56-57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.