ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ
В КАЗАХСТАНЕ И В КОРЕЕ
Ахметова Римма Хабировна
студент, Евразийский Национальный Университет им.Л.Н.Гумилева, Казахстан, г.Астана
ANALYSIS THE SYSTEMS OF TRAINING MATHEMATICS TEACHERS IN KAZAKHSTAN AND KOREA Akhmetova Rimma, student, L.N.Gumilyov Eurasian University, Kazakhstan, Astana АННОТАЦИЯ
В данной статье проанализированы системы подготовки учителей математики в Казахстане и в Корее. Проведен обзор и сравнительный анализ учебных планов подготовки специалистов в университетах Казахстана и Кореи. Вектор интереса к системе образования в Корее обоснован международным признанием качества их образования и соответствующими высокими показателями. Именно, поэтому выбор в качестве сравнения системы подготовки учителей математики Казахстана был сделан на Корее. Показано на примере двух университетов: Сеульского национального университета и Евразийского национального университета им.Л.Н.Гумилева. ABSTRACT
In this article, was analyzed the system of training mathematics teachers in Kazakhstan and Korea. Also was made a comparative analysis according to the curriculum of universities of Kazakhstan and Korea. In systems of training mathematics teachers have been found an advantages and disadvantages in these countries. Based on the analysis the author proposes to take into account the experience of East Asian countries.
Ключевые слова: Казахстан; Корея; учитель; математика; подготовка. Keywords: Kazakhstan; Korea; teacher; mathematics; training.
По результатам международных сравнительных исследований в сфере образования, выдающиеся достижения за весьма короткий срок в повышении качества образования, приоритетом, в оценивании которого является математическое образование, показывают восточноази-атские страны, среди которых Южная Корея (далее Корея) занимает особое положение [1]. Ее опыт реформирования в образовательной сфере, начавшийся в 1980 гг. является заслуженным примером получения эффективных результатов и признания корейского образования на всем мировом пространстве.
В свете актуальности выхода Казахстана в единое пространство высшего образования в данной работе ставится цель отразить некоторые аспекты действующей системы подготовки учителей в Корее, а также сопоставить учебное содержание курсов для оценки возможностей академической мобильности студентов наших университетов.
В Корее, как и в Казахстане, учитель математики может получить образование как в моноцелевом, то есть педагогическом, так и во всестороннем университете, в котором получают образование не только педагоги.
Система подготовки учителей в Корее управляется со стороны Правительства Министерством просвещения (MOE) с помощью 16 управлений просвещения в каждом регионе [1]. Правительство регулирует вопросы сертификации, подготовки, повышения квалификации и подбора учителей. Образование учителя является предписывающим и стандартизованным, может быть получено только в аккредитованных институтах, долю входной платы в каждом из них определяет правительство.
Система подготовки учителей в Казахстане управляется со стороны Правительства Министерством Образования и Науки Республики Казахстана (МОН РК), также представленного в каждом из регионов местными управлениями образования.
Обучение учителя математики среднего звена в Корее имеет три потока контроля качества:
1. отдел математического образования в педагогическом колледже;
2. B.Sc. параллельны занятости в программах и сертификации учителей;
3. школы дипломированного специалиста образования.
Среди этих программ отдел математического образования в педагогическом колледже играет первичную роль в обучении учителей математики средней школы. Целью школы дипломированного специалиста образования главным образом является штатное обучение учителя, то есть уже имеющего диплом учителя [1].
В Казахстане образование преподавателя в школе среднего и старшего звена (5-11 классы в школе) можно получить как в педагогических, так и в многоцелевых: национальных, государственных и частных университетах.
Образовательные программы будущего учителя математики в Корее состоят из различных курсов, включая курсы гуманитарных наук, спортивные курсы, также как математику, педагогику и курсы образования математики. Другими словами, программы образования учителя состоят из курсов математики, общей педагогики и образования математики. В Казахстане так же будущие математики изучают ряд общеобразовательных дисциплин, на
последних двух курсах обучения более глубоко изучают математику, методику преподавания математики.
Итак, образование учителя математики для средней школы в Корее главным образом имеет место в отделе математического образования педагогического колледжа во всесторонних университетах. Программа образования учителя, проводимая отделом образования была составлена на основе современной математики в соответствии с целями отдела математики и общей педагогики в соответствии с целями отдела образования. Поэтому в результате корейские учителя испытывают «двойную неоднородность». Первая неоднородность возникает при переходе от средней и старшей школы к университету, где главным образом прогресс состоит в том, что чистая математика преподается в университете. Вторая неоднородность - это, когда учителя заканчивают образование и возвращаются в школу. В школе они должны отложить углубленную математику, которой они учились в колледже, и начать преподавать математику средней школы, вспоминая уроки, которые они получили как учащиеся средней школы [1].
Аналогичный процесс подготовки учителей математики проходит в Казахстане. После окончания школы, студент, поступивший в университет на преподавателя математики в школе, изучает большей частью высшую математику, чем педагогику, психологию и методику преподавания. Когда учитель приходит на работу в школу, преподавателю приходится отложить знания по высшей математике и вернуться к знаниям математики в школе.
В Корее законченное четырехлетнее образование учителя в педагогическом колледже само по себе не квалифицирует их как дипломированных специалистов для
_Учебные планы для подготовки учителя средней ш
преподавания в государственных школах. Завершение четырехлетнего обучения предоставляет дипломированным специалистам свидетельство учителя, которое дает им право преподавать лишь в частных школах. Чтобы преподавать в общественных школах, дипломированные учителя должны пройти строгую национальную экспертизу -тест занятости учителей.
В Казахстане таких тестов не существует, т.е. национальной экспертизы подготовки не проводится. Выпускник университета может устроиться работать в школу, не проходя никаких тестов, лишь на усмотрение руководства школы.
Учебные планы подготовки учителя математики Казахстана и Корее отличаются сравнительно немногим. Так, в Корее учебные планы образования кандидата в учителя зависят от университетов, немного отличаясь друг от друга. Различие состоит в основном лишь в элективных курсах, которые может предложить университет. В таблице 1 отражен рабочий учебный план по подготовке учителя средней школы в Сеульском национальном университете - отделе образования математики. Одна единица означает, что обучение проводится один час в неделю в течение одного семестра, который состоит из 15 недель.
В Казахстане образовательная деятельность осуществляется по кредитной технологии обучения. Рабочий учебный план подготовки учителя математики в Евразийском Национальном Университете им.Л.Н.Гумилева подразумевает предметы математического цикла, отраженные в таблице 2 [2]. 1 кредит отражает 1 час в неделю по 50 минут в течении 15 недель.
Таблица 1
лы (В^) в Сеульском национальном университете_
Категория Название курсов Единицы
Содержательное знание Линейная алгебра 1 (3) Линейная алгебра 2 (3) Теория чисел (3) Дифференциальные уравнения (3) Реальный анализ (3) Углубленный анализ 1 (3) Функции многих переменных (3) Сложный анализ (3) Абстрактная алгебра 1 (3) Абстрактная алгебра 2 (3) Геометрия (3) Введение в дифференциальную геометрию (3) Комбинаторика (3) Топология 1 (3) Топология 2 (3) Статистика (3) Числовой анализ(3) 33 единицы (11 из 17 курсов)
Педагогическое Содержательное знание Обучение преподаванию математики в средней школе (3) Теория математического образования (3) Компьютер и образование математики (3) Математика и образование (3) 9 единиц (3 из 4 курсов)
Педагогическое знание Образование в общих курсах 9 единиц
Практические занятия 3 единицы
Сравнивая учебные планы по подготовке учителя математики в Сеульском Национальном университете и в Евразийском Национальном Университете имЛ.Н.Гуми-
лева можно сделать вывод, что планы похожи в плане содержания предметов, при этом различие наблюдается в количестве предметов, и, соответственно в количестве изучаемых кредитов.
В частности:
- Содержательное знание, т.е чистая математика, в Сеульском университете составляет 33 единицы (идентичны кредитам), в ЕНУ (Евразийский Национальный Университет) в общей сложности составляет 46 кредитов;
- Педагогическое содержательное знание, т.е все предметы, которые связаны с методикой препода-
вания математики, в Сеульском университете составляет 9 единиц, в ЕНУ в общей сложности составляет 19 кредитов;
- Педагогическое знание, т.е. педагогика в целом, в Сеульском университете составляет 9 единиц, в ЕНУ составляет 10 кредитов;
- Практика в Сеульском университете составляет 3 единицы, в ЕНУ составляет 12 кредитов.
Таблица 2
Учебные планы для подготовки учителя математики (B.Math) в Евразийском Национальном Университете
им.Л.Н.Гумилева
Категория Название дисциплин Кредиты
Содержательное знание Обязательные курсы (кол-во кредитов) Элективные курсы (кол-во кредитов) 46 (Обязательные курсы) 18-19 из 40 (элективные курсы)
Элементарная математика (3) Математический анализ 1 (3) Математический анализ 2 (3) Алгебра (3) Аналитическая геометрия (3) Дифференциальные уравнения (4) Теория функций нескольких переменных (3) Ряды (3) Теория чисел (3) Математическая логика и дискретная математика (3) Физика (3) Численные методы (4) Уравнения в частных производных (4) Теория вероятностей, математическая статистика и их применения (4) Теория алгоритмов (3) Элементы действительного анализа (3) Функции комплексного переменного (3) Основания геометрии(3) Проективная геометрия (3) Элементы комбинаторики (3) Функциональные пространства и операторы (3) Числовые системы (3) Интегральные уравнения (3) Вариационные исчисления (3) Эконометрика (3) Задачи линейного программирования (4) Числовые неравенства (3)
Педагогическое Содержательное знание Обязательные курсы (кол-во кредитов) Элективные курсы (кол-во кредитов) 10 (обязательные курсы) 9 из 21 (элективные курсы)
Приложение теории чисел в школьной математике (3) Современные основы школьного курса математики (4) Методика преподавания математики (3) Решение задач с параметрами в школьном курсе математики (3) Методы решения олимпиадных задач (3) Методы решения нестандартных задач (3) Планирование и организация факультативных занятий по математике (3) Методические решения изложения числовых систем (3) Методические аспекты изложения функции предела (3) Методические аспекты изложения дифференциального и интегрального исчисления (3)
Педагогическое знание Введение в педагогическую профессию (1) Педагогика (3) Этнопедагогика (2) Возрастная физиология и школьная гигиена (2) Теория и методика воспитательной работы (2) 10
Практика Учебная практика (1) Педагогическая практика (8) Преддипломная практика (3) 12
Возможности для академической мобильности студентов ЕНУ имеются достаточные. В подтверждение, отметим, в Казахстане изучают большое количество дисциплин с малым количеством кредитов, в Корее же, к примеру, математический анализ разбит на несколько дисциплин, каждой из которых выделяется должное количество кредитов, т.е не так много дисциплин, зато более глубокое и тщательное изучение.
На данный момент, можно констатировать, что содержательная часть обучения в системе подготовки учителей Кореи и Казахстана похожи, но результаты разные. Может быть, главное и существенное отличие заключается в основе системы подготовки учителей - в привлечении к учительской профессии качественных кадров. В Корее за счет жесткого отбора поступающих на программы подготовки учителей, отбора на преподавательские должности и повышения статуса учителя. В педагогические вузы принимают поступающих из 5% лучших выпускников школ страны. А в нашей стране отбор абитуриентов на педагогические факультеты в процентном соотношении иной.
Сейчас большинство стран, как с развитой экономикой, так и развивающихся, таких как Казахстан, стоят перед вызовами современного мира к подготовке высококачественной обучающей квалификации специалистов-профессионалов. При этом, специалисты, которые могут качественно преподавать математику, те, кто может обеспечить качественную подготовку подрастающего поколения, оказывают бесспорно важное и решающее значение в экономическом развитии своей страны. Именно, поэтому совершенствование системы подготовки учителей математики в Казахстане имеет первоочередное значение в сфере образования как национальный приоритет.
Литература
1) Теоретические исследования 2007 года: материалы научной конференции/ Под редакцией В.А.Мясникова/ сост.А.В.Овчинников.
2) Модульная Образовательная Программа специальности 5В010900 - Математика Евразийского Национального Университета им.Л.Н.Гумилева
ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗНОСА РАБОЧИХ ЛОПАТОК ПАРОВЫХ ТУРБИН Т-100/120-130
Амирбеков Дастан Асетович
магистрант 2 курса, Карагандинский Государственный Университет, им. Е. А. Букетова, г.Караганда
Кусаиынов Каппас Кусаиынович
доктор технических наук, профессор, Карагандинский Государственный Университет, им. Е. А. Букетова, г.Караганда
THE RESEARCH OF T-100/120-130 STEAM TURBINE WORKING BLADE WEAR
Amirbekov Dastan, Undergraduate, of Ye.A.Buketov, Karaganda State University, Karaganda
Kussaiynov Kappas, Doctor of technical sciences, professor of Ye.A.Buketov, Karaganda State University, Karaganda
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассматриваются процессы износа лопаток турбин типа Т-100/120-130. Рассмотрены причины аварий турбин в процессе работы. Расмотрен характер износа лопаток в зоне фазового перехода ротора среднего давления. Приведено объяснение возможной причины возникновения кавитационного износа, которая влияет на прочность и долговечность конструктивных элементов проточной части паровых турбин. Предложены возможные меры борьбы с коррозией.
ABSTRACT
This article examines the process of wear of turbine blades type T-100/120-130. The causes of accidents turbines in operation. Examined the nature of the wear of the blades in the region of the phase transition medium pressure rotor. An explanation of the possible causes of cavitation that affects the strength and durability of structural elements of the flow of steam turbines. The possible measures against corrosion.
Ключевые слова: турбина; лопатки; кавитация; износ; коррозия; усталость.
Keywords: turbine; blades; cavitation; wear; corrosion; fatigue.
The steam path is the most expensive and vulnerable part of the steam turbine. The path'smain parts of any turbines, propelling the rotor due to the motion of the medium, namely due to the vapor pressure are steel blades.
Elements of turbines operating on wet steam exposed to continuous dripping or liquid jets, consequence of which is possible wear (erosion) of the surface of the blades, discs, diaphragms, cages, enclosures and other parts.
Working blades of steam turbines now increasingly discarded and replaced with new ones during overhaul. Restoration of turbine blades and prolongation of their service life have not yet fully developed. Considering the high cost of one blade, and a large number of blades operating to this day, the question of restoring is important.
Currently serially let out blades are made of corrosion resistant steels 20X13-W and 15X11MO-W martensitic class or type of titanium alloy BT-6 and TC5, the latter mainly used for turbines designed for nuclear power plants.
Cause erosion of T-100 / 120-130 turbine blades in the phase transition zone of medium-pressure rotor, longest blades of last stages of low-pressure rotor, is a shot of water droplets at a relatively high speed. The presence of water is caused by the steam is expanded in a turbine until it becomes wet. In turn, the wet steamdoes not cause damage water droplets do escaping from the accumulation of water on the guide vanes and the housing. But in case of cavitation erosion theliquid droplets are two-componentedof a liquid and vapor. Analysis of the conditions in which there are separate pieces