Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПЕЩЕРНЫХ МОНАСТЫРЕЙ РОССИИ (ИСТОРИЧЕСКИЙ И СТРОИТЕЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПЕЩЕРНЫХ МОНАСТЫРЕЙ РОССИИ (ИСТОРИЧЕСКИЙ И СТРОИТЕЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
79
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЫМ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Татаров Константин Юрьевич

Человеческая история начинается с пещеры. История первых христиан также связана с подземельями и катакомбами. В настоящей статье предпринята первая попытка рассмотреть пещерные монастыри с точки зрения строительной науки. Выбранный период охватывает почти полторы тысячи лет, на протяжении которых в России были созданы самые известные и монументальные памятники подземного культового строительства. В качестве объект исследования приняты пещерные монастыри Крыма, Киева и Пскова. Авторские выводы, сделанные в статье, позволяют сопоставить исторические предпосылки возникновения монастырей и строительные технологии, применяющееся при их сооружении. Псково-Печерский монастырь; технология строительства; архитектура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMPARATIVE ANALYSIS OF THE CAVE MONASTERY OF RUSSIA (HISTORICAL AND CONSTRUCTION- TECHNOLOGICAL ASPECT)

The human history begins from the cave. The history of the first Christians is also connected with the caves and the catacombs. The first attempt to examine cave monastery from the point of view of construction science is in this article undertaken. The selected period covers the almost one-and-a-half thousand years, during which in Russia were created the most known and most monumental monuments of underground cult building. As the subject of a study are accepted the cave monastery of the Crimea, Kiev and Pskov. The author's conclusions, made in the article, make it possible to compare the historical prerequisites of the appearance of monastery and construction technologies, that is adapted during their construction

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПЕЩЕРНЫХ МОНАСТЫРЕЙ РОССИИ (ИСТОРИЧЕСКИЙ И СТРОИТЕЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)»

- «La Défense» разделён на 12 секторов; 3 500 000 м2 офисных площадей; 1500 компаний (из них 14 из 20 крупнейших французских предприятий и 15 из 50-ти всемирных компаний); 150 000 служащих; 20 000 человек проживают в Дефансе; 210 000 м2 заняты под магазины/торговые центры; 2600 гостиничных номеров; 310 000 м2 выложены монолитными плитами; 11 га зелёных насаждений; 90 000 м2 дорог, из них 60 000 м2 крытых; 60 скульптур и памятников современного искусства [9]. В проектно-экспериментальной работе предложен вариант реконструкции проезжей части улицы Бориса Ельцина в составе делового квартала «Екатеринбург-Сити» (рис.3). По проекту предусмотрен автомобильный тоннель длиною 265 м., прогулочная эспланада над тоннелем. Эспланада дает возможность увеличить дополнительно зеленые территории, зоны отдыха, преимущество отдается пешеходу. Также снижается уровень шума, концентрация выхлопных газов и пыли.

Важная часть предложенного решения - эстетические характеристики пространства делового квартала, в этом случае эспланада над автомобильным тоннелем решает такую задачу: на уровне глаз человека расположены различные растения, цветники, малые архитектурные формы. Таким образом, урбанизированная и довольно безликая среда квартала небоскребов становится ближе к человеку, более доступной для восприятия и «дружелюбной». Пешеходный мост над улицей Челюскинцев позволяет пешеходам беспрепятственно перейти проезжую часть (рис.3).

Вывод: возможности применения решений, связанных с частичной заменой наземных транспортных коммуникаций подземными, должны быть подробно рассмотрены не только с точки зрения формирования благоприятной среды, но также и с точки зрения инженерно-строительных ограничений, финансовых возможностей города и застройщиков. Развитие подземного пространства в Екатеринбурге рассматривается многими авторами [11], но в практике строительства пока реализовано, в основном, размещение паркингов под землей. Однако, не только неподвижные автомобили являются экологической проблемой, поэтому пешеходные зоны, особенно в центральной части города, требуют повышенного внимания и внедрения новых решений, не применявшихся в Екатеринбурге ранее. Площадкой для таких решений может стать «Екатеринбург-сити», точка экономического роста и привлечения новейших строительных технологий. Поэтому предложенное экспериментальное архитектурно-ландшафтное решение может рассматриваться как основа для дальнейшего развития уникального облика

формируемой в настоящее время среды «Екатеринбург-сити».

Список литературы

1. Правила благоустройства территории МО "город Екатеринбург" https://www.ekburg.ru/mumdpal-services/beautification/regulations_beautification/.

2. Федорова Е.С. Ландшафтная архитектура как средство формирования комплекса социальных взаимодействий в городском транзитном пространстве [Электронный ресурс] / Е.С. Федорова // Архитек-тон: известия вузов. - 2013. - №42 (Приложение). -URL: http://archvuz.ru/numbers/2013_22/92.

3. JustMedia: «Ученые выяснили, что грязь на дорогах Екатеринбурга происходит... из пыли! 12 апреля 2012 года»: [электронный ресурс]: http://www .usfeu.ru/rus/press-sluzhba/smi-o-nas/78-sensatsiya-uchenye-vyyasnili-chto-gryaz-na-dorogakh-ekaterinburga-proiskhodit-iz-pyli.html.

4. РФ Авто: ГИБДД — статистика ДТП с участием пешеходов за январь — апрель 2015 года: [электронный ресурс]: http://rfauto.ru/1121/statistika-uchastiem-peshexodov/.

5. Оценка экологического состояния преобладающих древесных видов в озеленении г. Екатеринбурга [Текст] / Е. А. Волкова [и др.] // Молодой ученый. — 2015. — №5. — С. 103-106. http://www.moluch.ru /archive/85/16009/.

6. Андрей. «Большая прогулка по Италии. Часть 1. Рим-Неаполь-Флоренция»: [электронный ресурс]: http://www.otzyv.ru/read.php?id=141260

7. Соловьев Н.К., Турчин В.С., Фирсанов В.М. 'Современная архитектура Франции' - Москва: Стройиз-дат, 1981 - с.302.

8. Мельникова А. "Здесь будет как на Вайнера, только под крышей": концепцию делового центра "Екатеринбург-Сити" обновили [электронный ресурс]: http://www.e1.ru/news/spool/news_id-411793.html.

9. Материал из Википедии: [электронный ресурс]: https://ru.wikipedia.org/wiki/Дефанс.

10. Макаров С.А. «Дефанс как возможный ориентир для развития эспланады Центральной площади Ижевска»: [электронный ресурс]: http://tehne.com /event/arhivsyachina/defans-kak-vozmozhnyy-orientir-dlya-razvitiya-esplanady-centralnoy-ploshchadi-izhevska.

11. Попов, А.В., Васильева, Л.В., Лыжина, Н.В. Комплексное освоение подземного пространства Екатеринбурга как фактор оздоровления жилой среды [Текст] / А.В.Попов, Л.В.Васильева, Н.В. Лыжина // Академический Вестник УралНИИПроект РААСН. -2009. - №2. - С. 22-26.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПЕЩЕРНЫХ МОНАСТЫРЕЙ РОССИИ (ИСТОРИЧЕСКИЙ И СТРОИТЕЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Татаров Константин Юрьевич,

кандидат экономических наук, Главный бухгалтер ООО "Группа компаний "ДЕКАРТ", г. Москва

THE COMPARATIVE ANALYSIS OF THE CAVE MONASTERY OF RUSSIA (HISTORICAL AND CONSTRUCTION- TECHNOLOGICAL ASPECT)

Tatarov Konstantin, Sravnitelnyy is the analysis of the cave monastery of Russia (historical and construction- technological aspect) candidate of economic sciences, chief accountant "Group of companies "Descartes", АННОТАЦИЯ

Человеческая история начинается с пещеры. История первых христиан также связана с подземельями и катакомбами. В настоящей статье предпринята первая попытка рассмотреть пещерные монастыри с точки зрения строительной науки. Выбранный период охватывает почти полторы тысячи лет, на протяжении которых в России были созданы самые известные и монументальные памятники подземного культового строительства. В качестве объект исследования приняты пещерные монастыри Крыма, Киева и Пскова. Авторские выводы, сделанные в статье, позволяют сопоставить исторические предпосылки возникновения монастырей и строительные технологии, применяющееся при их сооружении. Псково-Печерский монастырь; технология строительства; архитектура.

Ключевые слова: Крым; Инкерманский Климентовский монастырь; Киево-Печерская лавра; Свято-Успенский ABSTRACT

The human history begins from the cave. The history of the first Christians is also connected with the caves and the catacombs. The first attempt to examine cave monastery from the point of view of construction science is in this article undertaken. The selected period covers the almost one-and-a-half thousand years, during which in Russia were created the most known and most monumental monuments of underground cult building. As the subject of a study are accepted the cave monastery of the Crimea, Kiev and Pskov. The author's conclusions, made in the article, make it possible to compare the historical prerequisites of the appearance of monastery and construction technologies, that is adapted during their construction The keywords: Crimea; The inkermanskiy Klimentovskiy monastery; Kievо -Pecherskaya monastery; Piously- Uspenski Pskov- Pecherskiy monastery; the technology of building; architecture.

Пещера, с исторической точки зрения, являет собой первое убежище человека. Спасаясь от непогоды, хищников и прочих опасностей, первобытный человек сделал вывод, что природные пустоты в земле или горных породах могут служить естественной защитой. В последующем, эволюционные изменения сознания человека привели его к необходимости рукотворного создания пещеры в наиболее приемлемом месте. Являя собой образ первого инженерного сооружения, пещера служила нашим предкам жильем и укрытием многие тысячелетия.

С пещер и катакомб в окрестностях Вечного города начиналась и история христианского культового строительства. Скрываясь от солдат императора, первые христиане укрывались именно в пещерах. Но в этом случае, пещеры следует рассматривать не только как сооружение для жизни (дом), или как элемент защиты, но и как место совершения первых христианских молебнов и обрядов. Можно утверждать, что истоки культового христианского строительства происходят из пещер и подземных лабиринтов.

Во всей Европе и на Ближнем Востоке имеется множество пещер, имеющих отношение к развитию и укреплению христианства. Некоторые из них представляют собой отдельные уединенные молельни, другие со временем объединились в целые комплексы. Множество из них сегодня представляет собой памятники христианства и всего человечества. Целью настоящего исследования являются процесс прослеживания развития пещерного культового строительства на территории России на примере наиболее известных и сохранившихся комплексов. Настоящая статья представляет собой попытку исследования культовых сооружений с точки зрения строительной науки. Другими словами, объектом исследования будут являться подземные культовые сооружения, а в качестве инструментария будем применять современные методы. Рассматриваемые объекты будут исследованы с точки зрения целей и задач их возведения, архитектуры, трудоемкости иных аспектов строительства. Источниками данных будут являться личные наблюдения автора, имевшего

честь личного ознакомления с описываемыми объектами. Как отмечает Т. Петрова, подобные сооружения еще никогда не были объектом подробного научного изучения.^]. Исключение составляет только Южный Урал, где стараниями Е.В. Понаморенко подобные исследования были сдвинуты с мертвой точки. [2], [3].

В 2014 году в истории России имело место знаковое событие. Произошло вхождение Крыма в состав Российской Федерации. После этого, помимо политических и экономических акцентов, наметился пересмотр культурных и культовых взглядов на историю православия на Руси. По словам Президента России В.В. Путина, Крым имеет сакральное значение для нашей страны. И миллионы россиян разделяют точку зрения своего президента. После такого объединения, началом культового строительства на территории России можно считать территорию древнего Херсонеса. Данный город, с определенной долей уверенности, можно считать золотыми воротами проникновения христанства в Россию. Как отмечают Ю.В.Барыкин и Т.Б. Назарчук, христианство проникает в Крым в II веке. Спасаясь от гонения византийских императоров, большое количество христианских священников переселяется на территорию сегодняшнего Крыма.[4] Помимо идей христианства, подобное массовое переселение наиболее просвещенных людей того времени, автоматически несло с собой новые взгляды на культуру, искусство, экономку, общество и другие объекты гуманитарных исследований.

Свято-Климентовский пещерный монастырь (Ин-керман, Крым, Россия)

Предание связывает возникновение одного из первых пещерных монастырей с именем св. Климента, римского архиепископа, приговоренного императором Троя-ном к каторжным работам на каменоломнях в окрестностях Херсонеса. Существует поверье, что первую пещеру вырубил собственноручно св. Климент. В последующем, это послужит предтечей Инкерманскому Свято-Климентовскому пещерному монастырю, существующему по сей день. Ранее Крымским пещерам уделяли внимание Т.А.

Прохорова [5], но ее ислледование касалось историко-философского аспекта.

Однако, в данном случае, по нашему мнению, речь необходимо вести не о строительстве, а о промышленных выработках. Известняк - осадочная порода, хорошо поддающаяся обработке. Отдельный его подвид, инкерман-ский известняк, добывается исключительно в Крыму и экспортируется по всей Европе в качестве ценного строительного материала. После выемки породы, основного продукта каменоломни, образовавшиеся полости оставались заброшенными. Со временем, в них начали находить убежище ранние христиане, находившиеся в бегах. Трудно-доступность пещер, находящихся на высоте, была способна обеспечить безопасность инокам, вынужденным скрывать свое месторасположение. Принимая во внимание тот факт, что в Древнем мире имелись хорошо отработанные технологии добычи камня, происхождение первых пещер Климентовского монастыря можно признать не строительством (созданием), а эксплуатацией заброшенных выработок, приспособленных под проживание.

Для использования выработки под христианский культ, в пещерах были произведены ручные доработки. При этом какие-либо отделочные материалы не использовались. Подобные сооружения также были лишены какой-либо элементарной инженерии - коммуникаций, вентиляции, отопления и т.д. Кельи первых христиан в Крыму представляют собой самое примитивное сооружение для человеческого бытия. Крымские монахи начинали с малого. Объем пещеры представлял собой примерно 5м3 (1,7 х 1,7 х 1.7), с двумя выбитыми в стенах полочками. Данные уступы служили для установки лучины и размещения самых необходимых вещей религиозного культа. Размеры пещеры позволяли монаху стоять и лежать во весь рост. Свет в пещеру попадал через входной проем. Отдельных окон для освещения и аэрации предусмотрено не было. Пещера представляла собой одновременно и жилье отшельника, и место отправления религиозного культа. Таким образом, подобные пещеры, нужно рассматривать с двух чек зрения. Это одновременно место жизни, где монах скрывается от непогоды, где старается создать для себя самые необходимые условия для выживания, например, продумать места хранения продуктов. Известняковые стены пещеры и расположение на горе способствовали надежной защите от грызунов и распространению чумы. Это же и место религиозных обрядов, которое должно быть организовано соответствующим образом и оснащено необходимыми предметами.

Однако, отдельную пещеру, и даже ряд пещер, назвать монастырем еще нельзя. О точной дате возникновения Инкерманского монастыря ученые историки спорят до сих пор. На сегодняшний день начало монастыря датируется VNI-Х веком. Со строительной точки зрения, процесс возведения монастыря выглядел как соединение отдельных пещер в единый архитектурный комплекс, объединенный общим молельным пространством. А именно Климентовской церковью. С этого момента отдельные пещеры перестают быть местом отправления культа, а становятся помещениями для житья - кельями. Говоря строительным языком, происходит трансформация функционального назначения пространства, связанная с объединением отдельных келий в единый архитектурный ком-

плекс. Этим объясняется почти восемьсотолетний временной лаг между первыми упоминаниями о Климентовских пещерах и основанием монастыря.

Следовательно, начавшийся первоначально как использование заброшенных катакомб, Инкерманский монастырь проходит первые этапы комплексного строительства. Происходит ручное удаление известняка уже не с целью его добычи, а с целью построения келий и проходов. С точки зрения трудовой составляющей можно утверждать, что в первых крымских пещерах вложения труда в строительство не осуществлялось. Это был рабский или каторжный труд, который не ставил своей целью сооружение места культа. По прошествии времени, при объединении отдельных пещер в монастырский комплекс, начинает требоваться вложение свободного труда, которое и обеспечивают иноки. Учитывая легкие пласты известняка, являющегося геологическим основанием Крымского полуострова, выемка грунта ручным способом представляется нам вполне возможным. В этот момент происходит трансформация подневольного труда в труд свободный, характеризующийся наличием конечной цели, а именно сооружением места отправления культа. Приложение труда начинает осуществляться не под бдительным оком надсмотрщиков, а по велению сердца и доброй воле строителя.

Пещерная жизнь для монаха может осуществляться исключительно в условиях теплого климата. Пещеры не имели закрывающихся входных дверей, поэтому существовать в них в зимних условиях было невозможно. Камышовые заслонки в качестве дверей не рассматриваем. Они служили отшельникам защитой от ветра, но не от низких температур. Именно этим и объясняется тот факт, что большинство пещерный монастырей, созданных в VNN-XN веках на сегодняшний день находится на территории Украины. Это пещеры Киево-Печерской лавры, монастыри Черниговщины и ряд других. Климат этой страны менее суровый и позволяет выжить даже в зимние месяцы. Однако, автор видит в этом и строительный аспект. Большинство территории Украины расположено на песчаниках, меловых и известняковых отложениях. Как и все осадочные породы, они легко обрабатываемы, обладают способностью сохранять тепло, повсеместно распространены. Для их обработки не требуется специализированный инструмент, плотность рассматриваемых минералов позволяет использовать ручной труд без применения механизации. Другими словами они позволяют сделать пещеру и в ней жить, чего нельзя сказать, например, о российских гранитах или базальтах.

Киево-Печерская лавра (Киев, Украина)

Киево-Печерская лавра, на сегодняшний день, является самым известным и самым знаменитым монастырем древнерусского государства. Годом основанием этого монастыря считают 1051 год, когда преподобный Антоний поселился в пещере, на территории сегодняшних Дальних пещер. Историки считают, что преподобный поселился в пещере Иллариона, который первую пещеру создал собственноручно. Этот элемент является основным при рассмотрении целей создания пещеры. В рассматриваемом случае, целью является не приспособление для культа скальных пустот, а полноценное строительство кельи отшельника. Подобный объект уже первоначально создается для вознесения молитв и уединенного существования.

Рассматривая Киевские пещеры с организационной точки зрения, можно констатировать факт отсутствия здесь строительных взаимосвязей. Создание пещеры уже являет собой целевое строительство, но это еще не подрядные отношения. На современной строительной терминологии этот процесс можно определить уже как хозяйственный способ строительства, то есть создания сооружения собственными силами для собственных нужд.

Между тем возникает справедливый вопрос, задаваемый историками. Если в те времена большая часть современного Киева была покрыта лесом, то почему в качестве строительного материала не использовалась древесина? Почему в качестве места уединенной молитвы были выбраны именно подземные пещеры? Ведь процесс их создания представляется нам более трудоемким, а существование в них человека менее комфортно. Не имея в этом вопросе специальных знаний, автор может только предположить аскетический характер подобного выбора.

Между тем киевские пещеры представляют собой более совершенное строение, нежели крымский Инкер-манский монастырь. Обращает на себя внимание уже определенное архитектурно-планировочное решение келий. Внутренняя высота некоторых помещений менее полутора метров, что меньше человеческого роста даже того исторического периода. Но здесь начинает появляться очень интересный элемент. Это вырубаемая в полу прямоугольная ниша, глубиной около полуметра. Подобный архитектурный прием позволял решить сразу несколько задач. Во-первых, опустив ноги в нишу, инок имел возможность нормально сидеть. При сидении на ровном полу ему пришлось бы подгибать ноги под себя, что нарушало бы кровоснабжение и приводило к периодическому затеканию ног. При этом объем келий не позволял часто менять позу или делать физические упражнения в целях противодействия этому явлению. Во-вторых, наличие ниши в полу позволяло иноку встать в келье в полный рост, что также способствовало эргономичности рассматриваемого сооружения. И, в-третьих, в некоторых случаях, подобная ниша, в конце жизни инока, начинала служить его могилой. Таким образом, подобный архитектурный прием, великолепно дополнил планировочное решение подземных сооружений, создав максимальную функциональность при минимальных внутренних объемах.

Следующей отличительной чертой Киево-Печер-ских пещер является первые внутренние отделки. Стены и потолки в этом случае уже гладко стесаны, зазубрены и большие неровности отсутствуют. На современном строительном языке подобное явление назвали бы черновой отделкой. Но эта отделка уже являет собой поверхность для нанесения росписи. Таим образом, помещениями придается более религиозный вид и их уже можно рассматривать как первые образцы отделочных технологий.

В отличие от Крымского монастыря, вход в киевские пещеры осуществляется не напрямую с улицы, с общего коридора. Этому объяснение опять же климатическое. Киев расположен севернее Крыма. Зимы в приднепровских землях более суровые, следовательно, и переносить их человеку сложнее. Вопрос сохранения тепла становиться первоочередным. Подобное решение позволяло решить проблему несколько по-иному. Коридорная система расположения келий способствовала не столько сохранению тепла, вырабатываемого внутри, сколько

противостояла проникновению холодного воздуха снаружи. Для совершения молебна не было необходимости выходить на открытый воздух, все кельи и церкви были соединены между собой подземными переходами и галереями.

Таким образом, по сравнению с Инкерманским Климентовским монастырем, Киево-Печерский монастырь представляет собой более совершенное инженерное сооружение. Применяемые здесь технологии являются более прогрессивными для периода основания и становления одной из христианских святынь мира.

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь (Печеры, Псков, Россия)

Самым известным пещерным культовым сооружением, расположенным на территории сегодняшней России, является Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Историки датируют его основание 1470 годом. Для сравнения его с крымским и киевским монастырями Псковским монастырь был выбран в качестве объекта исследования еще по той причине, что он находиться на диаметрально-противоположной стороне развития строительной науки. Крымские пещеры можно рассматривать как первое явление в теории архитектуры и строительства, знаменующее собой начало культового подземного и пещерного строительства. Киевские пещеры являют собой классический пример развития строительной и архитектурной мысли в исследуемом нами направлении. Псковские пещеры следует рассматривать как последних представителей этой исторической цепи, венчающих и заканчивающих собой подобное строительное явление. Между тем, по сравнению с рассмотренными пещерными сооружениями, в Пскове имеется ряд существенных отличий, резко отличающий его от южных собратьев.

Если оба южных монастыря первоначально представляли собой ряд отдельных келий, только в последующем, спустя почти шестьсот лет, соединенных в единый монастырский комплекс, Псковское сооружение изначально создавалось по единой задумке с общей целью. Оно представляет собой не ряд отдельных пещер, а уже анфиладный ряд, прерываемый большими объемными залами, служащими общими церквями. Здесь уже проглядывается совершенствование строительных технологий, и возведением подобного сооружения по заранее продуманному плану (проекту). То есть здесь можно констатировать не архаичное нагромождение келий, с целью создания места уединения и поклонения, а именно создание религиозного комплекса с целью совершения богослужений.

Подземное месторасположение псковского монастыря может быть также объяснено и военными задачами. Исторически псковские земли граничили с вотчинами тевтонских рыцарей, шведов, немцев и других европейских народов. Испокон веку за эти земли шли кровопролитные войны, не единожды они переходили от побежденных к победителям. Таким образом, подземные катакомбы псковского пещерного монастыря можно рассматривать с точки зрения бомбоубежища. Катакомбы монастыря не единожды укрывали монахов, а может быть и местных жителей, от нашествия армии неприятеля.

Очень принципиальным отличием, по нашему мнению, является последовательность возведения подземных сооружений. Если в Крыму это были отдельные кельи, а в Киеве кельи, объединенные коридорами, то в Пскове

первична была церковь. Именно с освещения подземной Успенской церкви, в XV веке, начинается история этого северного монастыря. Между тем Агапов И.А. предполагает, что пещеры возникли на месте будущего монастыря намного раньше. Их создание предписываю беженцам, спасающихся от татаро-монгольских полчищ.[6] А монахи потом просто заняли свободные пещеры и способствовали становлению монастыря. По другой теории, псковские катакомбы следует рассматривать как результат кар-стования породы, то есть как естественный геологический процесс, выполненный природой без вмешательства человека. Но, даже если принять во внимание факт раннего создания пещер, то рассматривать их в качестве культового сооружения нельзя. Подобный статус они получат только с момента освящения Успенской церкви, что и принято считать официальной датой создания Успенского монастыря.

Не приходится сомневаться в том, что при возведении Псковских пещерных сооружений было влияние Киева. Эта взаимосвязь присутствует не только в христианском аспекте, но и в строительном, архитектурном технологическом планах. Период основания и строительства Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря приходится на период каменной застройки русских городов. Во многих из них создаются прекрасные культовые сооружения, с великолепными росписями и с применением самых прогрессивных по тем временам технологий. И то, что строители остановили свой выбор на подземных катакомбах, вызывает определенный интерес.

Следует заметить, что объектом сооружения в Пскове выступает не малая форма, которую знаменует собой келья инока в южных монастырях, а полноценное подземное сооружение. Сегодняшний храм представляет собой огромный подземный свод, опирающийся на колонны. Таким образом, здесь мы имеем уже не только строительство по заранее составленному плану, а уже точно рассчитанный с инженерной точки зрения проект. И хотя летописи и историки приписываю сооружение Успенской церкви одному человеку, она является памятником многим русским православным строителям.

В отличие от обоих ранее рассмотренных нами монастырей, катакомбы Псково-Печерского монастыря возводились не в известняках, а в песчанике. Несмотря на

схожесть в геологическом происхождении и физических характеристиках, песчаник представляет собой более труднообрабатываемый материал. Из этого можно сделать вывод, что трудоемкость вырубания подземных объемов в Пскове более значительна, нежели в Крыму или в Киеве.

Во всех сравниваемых вариантах мы имеем исключительно ручной труд, и полное отсутствие механизации строительного процесса. Между тем, в Европе начинается научно-технический прогресс, оказавший существенное влияние на всю экономическую жизнь, в том числе и на строительную индустрию. Несмотря на то, предтечей Псковского монастыря выступают именно пещеры. И подобные феномены достойны самого пристольного научного изучения.

Литература

1. Петрова Т.. Пещерные монастыри как явление русской духовной культуры // К Свету. 1993. №17. // Ресурс:

http://otecippolit.ru/index.php?option=com_content &view=category&layout=blog&id=158

2. Пономаренко Е.В. Использование древних пещер для архитектурных ансамблей монастырей Южного Урала в XIX - начале XX века // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. №8-2(34).

3. Пономаренко Е.В. Архитектура отдаленных монастырей Южного Урала XIX - начале XX века // Архитектурное наследство. 2012. №56

4. Барыкин Ю.В., Назарчук Т.Б.. Культурология. Учебное пособие. Симферополь.2004.с.206;

5. Прохорова Т.А. Карл Кох о Юго-Западном Крыме: к вопросу об изучении полуострова во второй четверти XIX в. // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. 2013. №XVШ. С 474-514.

6. Агапов И.А. О возможном происхождении пещер Псково-Печерского монастыря. В сборнике научных трудов "Xристианство в регионах мира ^ристи-анская архаика), отв. ред. М.Ф. Альбедиль, Ю.Ю. Шевченко," СПб., Петербугское Востоковедение, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.