Научная статья на тему 'Сравнительный анализ отдельных положений нормативно-правовых актов России и ЕС в сфере защиты прав на товарные знаки'

Сравнительный анализ отдельных положений нормативно-правовых актов России и ЕС в сфере защиты прав на товарные знаки Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
447
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПРАВА / EXCLUSIVE RIGHTS / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ПРАВО / INTELLECTUAL PROPERTY LAW / ТОВАРНЫЙ ЗНАК / TRADEMARK / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / COMPARATIVE ANALYSIS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Глушков Илья Васильевич, Филиппов Сергей Александрович

В статье производится сравнительный анализ правовой охраны в РФ и в странах ЕС. Сравнивается законодательное регулирование и особенности охраны прав на товарные знаки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ отдельных положений нормативно-правовых актов России и ЕС в сфере защиты прав на товарные знаки»

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО; ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО; СЕМЕЙНОЕ ПРАВО; МЕЖДУНАРОДНОЕ _ЧАСТНОЕ ПРАВО_

Сравнительный анализ отдельных положений нормативно-правовых актов России и ЕС в сфере защиты прав

на товарные знаки Глушков И. В. , Филиппов С. А.

1Глушков Илья Васильевич / Glushkov Ilya Vasilievich - студент, Институт магистратуры; 2Филиппов Сергей Александрович /Filippov Sergej Aleksandrovich - научный руководитель, кандидат юридических наук, доцент, кафедра семейного и гражданского права, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Саратовская государственная юридическая академия, г. Саратов

Аннотация: в статье производится сравнительный анализ правовой охраны в РФ и в странах ЕС. Сравнивается законодательное регулирование и особенности охраны прав на товарные знаки.

Abstract: the article analyzes a comparative analysis of the legal protection in the Russian Federation and the EU. Compares legal regulation and protection features of trademark rights.

Ключевые слова: исключительные права, интеллектуальное право, товарный знак, сравнительный анализ.

Keywords: exclusive rights, intellectual property law, trademark, comparative analysis.

На сегодняшний день интеллектуальная собственность играет значимую роль в рамках гражданских правоотношений. По своей сути она представляет собой особый продукт разума, итоговый результат творческой деятельности человека, который в обязательном порядке подлежит охране государством. И в условиях глобализации мировой экономики и роста международной торговли вопросы защиты прав на объекты интеллектуальной собственности являются все более актуальными: по некоторым статистическим данным, до восьмидесяти процентов всей мировой торговли приходится именно на товары, содержащие в себе результаты творческой деятельности1.

В рамках совершенствования внутригосударственного законодательства целесообразно рассматривать законодательство и практику его применения в иных государствах: проводимый анализ зачастую позволяет выявить наиболее слабые и сильные стороны применяемых норм, а также обозначить пути для дальнейшего развития права. Право Европейского Союза является одним из наиболее интересных для сравнения источников: в связи со вступлением России в ВТО российский рынок стал максимально доступен для бизнеса представителей стран ЕС. И с учетом того, что в правовых нормах о защите объектов интеллектуальной собственности РФ и ЕС

1 См.: Зуева О. Н., Рагозинникова Е. В. Обеспечение защиты объектов интеллектуальной собственности в Российской Федерации // Вестник Удмуртского государственного университета. 2014. № 2-4. С. 42-49.

есть ряд существенных различий, неизбежно возникновение споров и правовых коллизий между международными участниками рынка.

Особый интерес представляет собой анализ нормативных положений двух правовых систем по вопросам охраны товарных знаков как одних из объектов интеллектуальной собственности. Основными документами, регламентирующими вопросы защиты и охраны товарных знаков в странах ЕС, являются Регламенты и Директивы Европейского Союза по соответствующей отрасли, в Российской Федерации источником норм о правах на интеллектуальную собственность служит часть IV Гражданского кодекса Российской Федерации.

В первую очередь следует указать на различное определение товарного знака в праве Сообщества и РФ. Так, согласно статье 2 Директивы 2008/95/ЕС Европейского парламента и Совета от 22 октября 2008 по сближению законодательств государств-членов в области товарных знаков, товарный знак может состоять из любых обозначений, имеющих возможность графического представления, в частности, в виде слов, включая имена собственные, дизайна, букв, цифр, формы товара или его упаковки, при условии, что эти обозначения позволяют отличать товары или услуги одного предприятия от товаров или услуг других предприятий. Гражданский кодекс РФ же определяет товарный знак как обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. При этом охрана незарегистрированных товарных знаков не осуществляется ни в правовой системе ЕС, ни в правовой системе РФ, за исключением общеизвестных товарных знаков. И в отличие от права Сообщества, в РФ необходимо соблюдение особой процедуры для признания общеизвестных знаков таковыми, в том числе внесение их в специальный реестр Российской Федерации, а также имеется и особое регулирование по установлению отнесения товарного знака к общеизвестным.

Интересно то, что при подаче заявки на регистрацию товарного знака, имеющего какое-либо цветное изображение, по праву ЕС в обязательном порядке следует указывать цветовой код, в соответствии с общепринятыми шкалами идентификации цветовой палитры (статья 30 Регламента Совета № 207/2009 от 26 февраля 2009 года по товарным знакам Сообщества). Подобные требования к содержанию заявки на регистрацию товарного знака на территории Российской Федерации не предъявляются, хотя в целом процедура регистрации товарного знака здесь длится значительно дольше: если в странах ЕС вся процедура может завершиться за девять недель, то в РФ может растянуться и на год.

Касательно объема правовой охраны товарных знаков, подходы РФ и ЕС практически идентичны. Сроком охраны зарегистрированных в установленном порядке товарных знаков определяется десятилетний период, при этом существует возможность неограниченного по количеству раз продления исключительного права -для этого необходимо направить соответствующий запрос и уплатить установленную пошлину, без предоставления доказательств различительной способности товарного знака и проведения каких-либо дополнительных экспертиз.

Сроки допустимого неиспользования зарегистрированного в установленном порядке товарного знака, прежде чем будет досрочно прекращена его охрана, разнятся в рассматриваемых правовых системах. Статьей 15.1 Регламента Совета № 207/2009 от 26 февраля 2009 года по товарным знакам Сообщества определяется пятилетний срок допустимого неиспользования, хотя данное положение является противоречием Соглашению по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности1, предусматривающим трехгодичный срок. ГК РФ в данном случае подкрепляет норму ТРИПС.

1 См.: Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15.04.1994 г.

12

Различными являются и применяемые принципы исчерпания прав, предоставляемых товарным знаком в странах ЕС и РФ. Для права Европейского Союза характерен региональный принцип исчерпания прав, тогда как ГК РФ предусматривает национальный принцип. Исключением является применение правила об исчерпании прав на территории ЕАЭС - на территории стран -участников Евразийского экономического союза применению подлежит региональный принцип исчерпания прав1.

Право ЕС не предусматривает каких-либо специальных знаков охраны товарного знака, тогда как статья 1485 ГК РФ допускает использование знака охраны в целях оповещения о своем исключительном праве, помещаемого рядом с товарным знаком и состоящего из латинской буквы «Я» в окружности ® либо словесного обозначения «товарный знак», или «зарегистрированный товарный знак», и указывающего на то, что применяемое обозначение является товарным знаком, охраняемым на территории Российской Федерации.

Безусловно, обозначенные различия в правовом регулировании ЕС и РФ охраны объектов интеллектуальной собственности не могут быть полностью устранены в силу особенностей государственного устройства РФ и особенностей формирования и функционирования Европейского Союза. Кроме того, охрана товарных знаков и прав на них тесно связана с нормами права, регламентирующими иные средства индивидуализации.

Однако анализ зарубежного (на примере права Европейского Союза) и российского законодательства, а также сравнение опыта его реализации в сфере интеллектуальной собственности позволяет говорить не только о рекомендациях по вопросам интеграции и взаимодействия российского и международного права, но и обеспечивать прогнозирование наиболее благоприятных условий для субъектов рынка интеллектуальной собственности в стране путем модернизации существующей правовой системы. И с учетом общих тенденций практической реализации основных направлений в сфере использования и охраны товарных знаков главной задачей в любой правовой системе является формирование максимально эффективной правоприменительной практики.

Литература

1. Зуева О. Н., Рагозинникова Е. В. Обеспечение защиты объектов интеллектуальной собственности в Российской Федерации // Вестник Удмуртского государственного университета, 2014. № 2-4. С. 42-49.

2. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15.04.1994 г.

3. Соглашение «О единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности» (заключено в г. Москве 09.12.2010) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 5. Ст. 542.

1 См.: Соглашение ««О единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности»« (заключено в г. Москве 09.12.2010) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 5. Ст. 542.

13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.