УДК 343.13
НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ БАРАБАНОВ,
доктор юридических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации,
профессор кафедры организации оперативно-розыскной деятельности;
ВАЛЕРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ МИХАЙЛИН,
старший преподаватель кафедры организации оперативно-розыскной деятельности (Академия ФСИН России), е-шай: [email protected]
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОТДЕЛЬНЫХ НОРМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» И УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Реферат: в статье показано значение правового регулирования оперативно-розыскной деятельности, использования ее результатов на основе уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации; представлен анализ отдельных норм уголовно-процессуального законодательства и Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Реализация оперативно-розыскного законодательства в предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений невозможна без взаимодействия оперативных подразделений с органами предварительного следствия и дознания, реализации норм уголовно-процессуального законодательства.
Ключевые слова: уголовно-процессуальное законодательство, Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», следственные действия, оперативно-розыскные мероприятия, результаты оперативно-розыскной деятельности.
Анализ уголовно-процессуального законодательства позволяет констатировать, что согласно п. 14.1 ст. 5 УПК РФ контроль телефонных и иных переговоров (ст. 186 УПК РФ «Контроль и запись переговоров») - прослушивание и запись переговоров путем использования любых средств связи, а также осмотр и прослушивание фрагментов записи. Аналогичная норма приведена в пп. 10, 11 ст. 6 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», которая именуется «прослушивание телефонных переговоров» и «снятие информации с технических каналов связи».
Указанные действия аналогичны по своей сущности, содержанию, но имеют различную правовую природу. Как следственное действие оно может инициироваться следователем с согласия руководителя следственного органа при производстве дознания дознавателем с согласия прокурора или по инициативе потерпевшего, свидетеля и их близких родственников, родственников - по их заявлению и на основании судебного решения. Как оперативно-розыскное мероприятие прослушивание телефонных переговоров может проводиться на основании судеб© Барабанов Н. П., Михайлин В. В., 2016
ного решения по ходатайству руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (далее - ОРД).
К основным понятиям, используемым в уголовно-процессуальном законодательстве (п. 36.1 ст. 5 УПК РФ), относятся результаты оперативно-розыскной деятельности - сведения, полученные в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления и лицах, их совершивших. Согласно ст. 11 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» результаты оперативно-розыскной деятельности имеют уголовно-процессуальное значение, могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства РФ, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств, и в иных случаях, установленных Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности». Результаты оперативно-
розыскной деятельности представляются органу дознания, следователю или в суд на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами.
К основным понятиям, используемым в УПК РФ (п. 38 ст. 5), относятся розыскные меры - меры, принимаемые дознавателем, следователем, а также органом дознания по поручению дознавателя или следователя для установления лица, подозреваемого в совершении преступления. Согласно п. 4 ст. 157 УПК РФ после направления уголовного дела руководителю следственного органа орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае направления руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах. Кроме того, в случае если место нахождения подозреваемого, обвиняемого неизвестно, следователь поручает его розыск органам дознания, в том числе тем органам, которые обладают полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (п. 1 ст. 210 УПК РФ).
Статья 21 УПК РФ устанавливает обязанность осуществления уголовного преследования, которая определяет, что в каждом случае обнаружения признаков преступления (ч. 2 ст. 21 УПК РФ) прокурор, следователь, орган дознания, дознаватель обязаны принять меры по установлению события преступления, изобличению лиц, виновных в совершении преступления. Логически похожая задача закреплена в ст. 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», так как органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, ориентированы на собирание сведений о подготавливаемых, совершаемых, совершенных преступлениях и лицах, их совершивших. При наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления в соответствии с ч. 2 ст. 140 УПК РФ, появляется основание для возбуждения уголовного дела.
Пункт 1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ определяет перечень органов дознания, к которым относятся органы внутренних дел РФ, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности. Данная норма является от-
сылочной. Для того чтобы определить круг указанных органов, наделенных полномочиями осуществлять оперативно-розыскную деятельность, следует обратиться к ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». К ним относятся: органы внутренних дел Российской Федерации, органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти в области государственной охраны, таможенные органы Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Федеральная служба исполнения наказаний, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Оперативное подразделение органа внешней разведки Министерства обороны РФ проводит оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки. Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Руководители указанных органов определяют перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы. Оперативные подразделения органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, вправе проводить совместно с работниками уголовно-исполнительной системы оперативно-розыскные мероприятия в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы.
Статья 41 УПК РФ определяет полномочия дознавателя, где закрепляется запрет на проведение дознания тому лицу, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия. Требование о недопустимости совмещения в одном лице исполнителя по одному делу процессуальных и оперативно-розыскных полномочий не означает запрета сотруднику оперативно-розыскных подразделений осуществлять дознание по делу.
Пункт 3 ч. 2 ст. 60 УПК РФ закрепляет положение о недопустимости привлечения в качестве понятых работников органов исполнительной власти, наделенных в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и (или) предварительного расследования.
Статья 89 УПК РФ определяет, что в процессе доказывания запрещается использование результатов оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам. Данная норма УПК РФ запрещает использование результатов оперативно-розыскной деятельности в качестве доказательств. Такой запрет не
следует понимать буквально, при наличии процессуального оформления эти сведения могут стать доказательствами по уголовному делу. По этому пути идет вся следственная практика, где широко используются сведения, полученные в результате оперативно-розыскных мероприятий, в качестве доказательств, причем в этом способе нет никакого нарушения уголовно-процессуального законодательства. Более того, в соответствии со ст. 11 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» результаты ОРД могут быть использованы в процессе доказывания по уголовным делам. Результаты ОРД - это информационный продукт для следователя, который вправе придать этим сведениям качество доказательств.
Одним из поводов к возбуждению уголовного дела согласно ст. 143 УПК РФ является рапорт об обнаружении признаков преступления. Он составляется сотрудником оперативного подразделения, если при проведении оперативно-розыскных мероприятий были выявлены поводы и основания к возбуждению уголовного дела. Результаты оперативно-розыскных мероприятий могут быть использованы в качестве повода или основания к возбуждению уголовного дела. Статья 11 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» определяет, что результаты ОРД могут быть использованы в качестве повода или основания к возбуждению уголовного дела. При проверке заявления, сообщения о совершенном или готовящемся преступлении могут проводиться оперативно-розыскные мероприятия (ст. 144 УПК РФ).
Статья 176 УПК РФ закрепляет основание и виды осмотра. Осмотр жилища проводится в целях обнаружения следов преступления, выяснения других обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела. Данная статья УПК РФ имеет некоторое сходство с п. 8 ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», где предусматривается возможность проведения обследования помещения, зданий, сооружений, участков местности или транспортных средств должностным лицом органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность для обнаружения признаков преступления, причем это мероприятие может проводиться негласно, втайне от окружающих. Статья 176 УПК РФ также предусматривает возможность визуального осмотра предметов и документов, имеющих значение для дела с целью обнаружения следов, орудий преступления, похищенного имущества. Аналогично п. 5 ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельно-
сти» предусматривает возможность гласного или негласного осмотра предметов и документов для выявления следов преступления. Перечисленные действия фактического отличия не имеют, разница состоит только в правовой природе проводимых действий.
Статья 181 УПК РФ закрепляет понятие и правовое положение о проведении следственного эксперимента. Следственный эксперимент проводится для проверки имеющихся и получения новых доказательств либо для воссоздания картины происшедшего события, причем как повторно, так и многократно. Некоторое сходство со следственным экспериментом можно увидеть в таком оперативно-розыскном мероприятии, как оперативный эксперимент (п. 14 ст. 6 Федерального закона «Об ОРД»). Оперативный эксперимент - это непроцессуальное проведение специальных действий с целью проверки полученной информации, проверки и оценки версий, воспроизведения обстановки, уточнения оперативных данных, получения новой информации. Важным отличием оперативного эксперимента от следственного является конспиративность, то есть маскировка цели, ролей и задач, посвящение в замысел и структуру эксперимента.
Статья 185 УПК РФ предусматривает наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемку. Суть этого следственного действия состоит в том, что учреждение связи, основываясь на судебном решении, задерживает почтово-телеграфные отправления и уведомляет об этом следователя. Это следственное действие схоже с оперативно-розыскным мероприятием -контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений (п. 9 ст. 6 Федерального закона «Об ОРД»). Суть этого оперативно-розыскного мероприятия заключается в выявлении, проверке содержимого, изучении содержания информации, отслеживании перемещения указанных отправлений и сообщений. Как следственное действие, так и оперативно-розыскное мероприятие по контролю за корреспонденцией проводится на основании судебного решения. Отличие состоит только в правовой природе и последствиях проводимых мероприятий. Необходимо отметить, что цензура корреспонденции осужденных не образует оперативно-розыскного мероприятия, а является мерой административного контроля за их перепиской, также не образует оперативно-розыскного мероприятия контроль телефонных разговоров осужденных, осуществляемых персоналом ИУ.
Статья 193 УПК РФ регламентирует проведение такого следственного действия, как опознание,
в том числе личности. В качестве опознаваемых могут быть предъявлены подозреваемый, обвиняемый, свидетель, потерпевший. Сущность этого следственного действия состоит в том, что опознающий отождествляет (сравнивает) ранее наблюдаемый объект с представленным объектом в группе однородных объектов в количестве не менее трех. Это следственное действие схоже с таким оперативно-розыскным мероприятием, как отождествление личности (п. 7 ст. 6 Федерального закона «Об ОРД»). Это непроцессуальная идентификация личности по мысленному образу в сознании опознающего. Рассматриваемое мероприятие предполагает применение криминалистических способов отождествления без уголовно-процессуальной фиксации. Как оперативно-розыскное мероприятие отождествление личности может проводиться как по признакам внешности, по голосу и походке, особым приметам, так и по криминалистическим признакам, например, следам рук, крови, образцам волос, слюны.
Статья 202 УПК РФ предусматривает получение образцов для сравнительного исследования. Это следственное действие направлено на обеспечение эксперта исследовательским материалом, который ему необходим для проведения сравнительного исследования. Пункт 3 ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» предусматривает проведение оперативно-розыскного мероприятия - сбор образцов для сравнительного исследования. Суть этого мероприятия состоит в выполнении действий, при помощи которых необходимый образец попадает в распоряжение должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Необходимо отметить, что проведение оперативно-розыскных мероприятий, сопровождающих расследование уголовного дела, не может подменять следственные действия, предусмотренные УПК РФ.
Статьи 187-192 УПК РФ регламентируют порядок проведения допроса участников уголовного процесса, ст. 173 УПК РФ конкретизирует порядок проведения допроса обвиняемого. Суть допроса - это получение информации, сведений, имеющих значение для дела. Аналогом этого следственного действия по своей сущности является такое оперативно-розыскное мероприятие, как опрос (п. 1 ст. 6 Федерального закона «Об ОРД»). По своему объему опрос шире допроса, так как нет ограничений по кругу опрашиваемых лиц, по возрасту, по состоянию здоровья, не требуется наличие защитника, педагога, за-
конных представителей и т. д. Возможно также проведение опроса с применением полиграфа (детектора лжи).
Анализируя положения УПК РФ, связанные с общими правилами производства следственных действий, следует отметить, что при производстве следственных действий могут применяться технические средства и способы обнаружения, фиксации и изъятия следов преступления и вещественных доказательств (ч. 6 ст. 164 УПК РФ). Схожее положение имеет место в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» в части того, что в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий разрешается использование информационных систем, видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, а также других технических и иных средств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющих вреда окружающей среде. Схожесть последнего положения также можно выявить при анализе УПК РФ. В частности, п. 4 ст. 16 закрепляет норму о том, что при производстве следственных действий недопустимо применение насилия, угроз и иных незаконных мер, а равно создание опасности для жизни и здоровья участвующих в них лиц. Согласно ст. 164 УПК РФ следователь вправе привлечь к участию в следственном действии должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, о чем делается соответствующая отметка в протоколе.
В случае сложности или большого объема уголовного дела производство по нему может быть поручено следственной группе, о чем выносится отдельное постановление о возбуждении уголовного дела. К работе следственной группы могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (п. 2 ст. 163 УПК РФ). В случае неявки по вызову без уважительных причин подозреваемый, обвиняемый, а также потерпевший и свидетель могут быть подвергнуты приводу, который может производиться органами дознания на основании постановления дознавателя, следователя.
Согласно ст. 123 УПК РФ действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора и суда могут быть обжалованы в установленном уголовно-процессуальном порядке участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой проводимые процессуальные решения затрагивают их интересы.
NIKOLAJ PETROVICH BARABANOV,
dsc in law, professor,
honoured worker of higher education of the Russian Federation, professor at the detective activity organization department; VALERY VLADIMIROVICHMIKHAILIN, senior lecturer at the detective activity organization department (Academy of the FPS of Russia), e-mail: [email protected]
COMPARATIVE ANALYSIS OF CERTAIN NORMS OF THE FEDERAL LAW «ABOUT FIELD INVESTIGATION ACTIVITIES» AND CRIMINALL PROCEDURE LEGISLATION
Abstract: the article reveals the value of legal regulation of field investigation activities, use of its results on the basis of the criminal procedure legislation of the Russian Federation. Implementation of field investigation legislation for prevention, suppression and uncovering of crimes is impossible without interaction of operational divisions with bodies of preliminary investigation, without realization of standards of the criminal procedure legislation. Authors have submitted the analysis of certain standards of the criminal procedure legislation and the Federal law «About Field Investigation Activities».
Key words: criminal procedure legislation, the Federal law «About Field Investigation Activities», investigative actions, field investigation actions, results of field investigation activities.
© Barabanov N. P., Mihajlin V. V., 2016