Научная статья на тему 'Сравнительный анализ основных этапов развития российского и британского медиаобразования'

Сравнительный анализ основных этапов развития российского и британского медиаобразования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
616
602
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ / ЦЕЛИ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Челышева И. В.

В статье представлен сравнительный анализ развития российского и британского медиаобразования. Автором рассматриваются основные цели и задачи медиаобразования на разных этапах развития, представлены основные периоды развития медиапедагогики в России и Великобритании с точки зрения ведущих теоретических подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ основных этапов развития российского и британского медиаобразования»

История медиаобразования

Сравнительный анализ основных этапов развития российского и британского медиаобразования*

И. В. Челышева, кандидат педагогических наук, доцент, Таганрогский институт имени А. П. Чехова

Аннотация. В статье представлен сравнительный анализ развития российского и британского медиаобразования. Автором рассматриваются основные цели и задачи медиаобразования на разных этапах развития, представлены основные периоды развития медиапедагогики в России и Великобритании с точки зрения ведущих теоретических подходов.

Ключевые слова. Медиаобразование, этапы развития медиаобразования, цели медиаобразования в России и Великобритании.

* Статья написана при финансовой поддержке гранта РГНФ «Стратегии современного британского медиаобразования и его влияние на российскую медиапедагогику», проект № 13-36-01001. Руководитель проекта - И.В. Челышева.

Media Education History

Comparative analysis of the key stages in the development of the Russian and British

media education

Dr. Irina Chelysheva Anton Chekhov Taganrog Institute

Abstract. This article analyzes the substantial components of the main stages of the development of the Russian and British media education. The author discusses the main goals and objectives of media education at different stages of development, presents a comparative analysis of the periods of development of media education in Russia and the UK.

Keywords. Media education, stages of development, goals, Russia, UK.

Развитие медиаобразования в ведущих странах Европы, изучение содержательных компонентов на разных исторических этапах представляет в настоящее время актуальную проблему исследования. Для развития российской медиапедагогики, прежде всего, интерес представляет изучение медиаобразования в странах-лидерах медиаобразовательного движения, одной из которых выступает Великобритания.

15

Важность изучения основных стратегий британского медиаобразования обусловлена постоянно усиливающимся влиянием основных теоретических концепций медиаобразования Великобритании на отечественную медиапедагику.

Основными аспектами, требующими, на наш взгляд, осуществления детального анализа, выступают в настоящее время основные положения, составляющие социокультурную и теоретико-методологическую базу британского и отечественного медиаобразования, интеграционные процессы ведущих медиаобразовательных концепций Великобритании с основными отечественными теориями медиа и медиаобразования.

Немаловажное значение в связи с реформированием системы отечественного образования и включения России в Болонское соглашение приобретает обоснование и анализ основных концептуальных положений медиаобразования в Великобритании, выявление сущности, содержания, структуры, принципов и критериев, содержательных и структурных компонентов британской медиапедагогики, их сопоставление с основными положениями, формами и методами современного российского медиаобразования.

Осуществление сравнительного анализа развития идей медиаобразования в России и Великобритании представляется неполным без изучении основных целей и задач образования и воспитания на материале и средствами медиа в отечественной и британской медиапедагогике на разных этапах развития.

Сравнительный анализ основных этапов с точки зрения целей и содержания медиаобразования в Великобритании и России представлен нами в таблице 1.

Таблица 1. Основные цели и задачи развития медиаобразования в России

и Великобритании

Россия Великобритания

Основные этапы развития Цели и содержание Основные этапы развития Цели и содержание

1. Зарождение и становление медиаобразования в России (19001934) Цель: использование медиа как наглядное средство обучения и воспитания. Педагоги должны использовать медиа как просветительское и пропагандистское средство 1. Становление кинообразования в Великобритании: 20-е - 40-е гг. XX в. (1929-1949) Цель: сохранение культурного наследия нации. Педагоги должны ограждать незрелые умы учащихся от негативного влияния масс-медиа.

2. Этап «практического» медиаобразования (1935-1955) Цель: изучение технических возможностей медиа. Педагоги должны 2. Формирование концепции «экранного образования» в Цель: личностное развитие детской и молодежной аудитории. Педагоги должны

обучить подрастающее поколение владению медиа Великобритании: 50-е - 60-е гг. XX (1950-1965) знакомить учащихся с избранными шедеврами экранного искусства и развивать их эстетические вкусы.

3. Возрождение медиаобразования (1956-1968) Цель: раскрытие образовательного, воспитательного и развивающего потенциала медиакультуры. Педагоги должны знакомить аудиторию с художественным своеобразием медиакультуры

4. Эстетически ориентированное медиаобразование (1969-1985) Цель: эстетическое воспитание детей и молодежи. Педагоги должны развивать эстетические вкусы, восприятие аудитории. 3. Этап идеологических и семиотических исследований в британском медиаобразовании 60-е - 80-егг. XX в. (1965-1987) Цель: противостояние идеологическому манипулированию сознанием со стороны масс-медиа. Педагоги должны развивать у учащихся способность к критическому осмыслению любой медиапродукции на основе анализа и интерпретации медиатекстов как знаковых систем.

5.Медиаобразовани в период «перестройки» (1986-1991) Цель: развитие творческого потенциала личности на материале медиа. Педагоги должны способствовать творческому и личностному развитию школьников и молодежи на материале медиакультуры. 4. Этап интеграции медиаобразования Великобритании: 80-е - 90-е гг. XX в. (1988-1997) Цель: развитие у учащихся активной личностной и гражданской позиции в отношении масс-медиа. Педагоги должны помочь учащимся понять, как масс-медиа могут обогатить знания и опыт медийной аудитории, опираясь на критический анализ медиатекстов с помощью «ключевых понятий» медиаобразования.

6. Современный этап развития российского медиаобразования : 90-е гг. XX в. - Цель: развитие медиакультуры детской молодежной аудитории. Педагоги должны обучать и развивать 5. Современный иэтап развития британского медиаобразования конец 90-х гг. XX Цель: развитие медиакультуры детской и молодежной аудитории. Педагоги должны обучать р азвивать личность

начало XXI в. аудиторию с помощью - начало XXI в. учащегося с помощью и на

на материале медиа, материале медиа,

развивать творческие и развивать творческие и

коммуникативные коммуникативные

способности учащихся, способности учащихся,

критическое мышление, критическое мышление,

умения интерпретации, умения интерпретации,

анализа и оценки анализа и оценки

медиатекстов, обучать медиатекстов, обучать их

их разным формам разным формам

самовыражения при самовыражения при

помощи медиа. помощи медиа.

Рассмотрим основные этапы развития медиаобразования в Росси и Великобритании с точки зрения основных целей, стратегий и организационных форм реализации в образовательных учреждениях различных типов. Так, первые работы по использованию медиакультуры на материале кино и прессы в учебно-воспитательном процессе появились в России еще в начале ХХ века. Неслучайно период 1900-1934 гг. рассматривается как этап зарождения и становления российского медиаобразования. Медиатексты в этот период носили в основном учебный, просветительский характер и использовались в образовании как наглядное средство обучения. Например, в московском журнале «Педагогический сборник» (1914), указывалось, что кинематограф при правильном использовании может стать одним из учебно-воспитательных пособий, и предлагалось психологическое обоснование его преимуществ [Челышева, 2011, с. 80].

В период 1919-1934 гг. изучение медиакультуры в России на материале кинематографа, радио и прессы, выполняло следующие функции:

- пропагандистскую (идеологическую): медиа можно было использовать как мощное идеологическое и пропагандистское средство. Об этом свидетельствуют первые фильмы-хроники о гражданской войне, революционных праздниках и короткие художественные «агитки», и выпуски многочисленных типографских и самодеятельных газет т.п.;

- просветительскую: медиа использовалось в качестве учебного пособия. Однако до 1924-1925 гг. в России кроме агитационных фильмов практически ничего не выпускалось, поэтому учебные фильмы предполагалось закупать за границей (при этом, естественно, они должны были быть без признаков «чуждой» идеологии) [Челышева, 2005 с. 63].

В 20-х - 30-х гг. медиаобразование постепенно приобретает ярко выраженный коллективистский характер. Для данного периода характерна активизация массовой медиаобразовательной деятельности (кинолюбительские объединения, движение юнкоров и т.д.). Например, ОДСК (Общество друзей советского кино) было самой многочисленной общественной организацией в стране в области культуры. С 1919 года в России началась подготовка профессиональных медиапедагогов.

К концу 20-х годов заметно усилился цензурный контроль практически над всеми средствами массовой коммуникации. На первый план выходили задачи практического овладения фото- и киноаппаратурой, овладение техническими умениями при киносъемке, изготовление "световых" газет и т.д.

В Великобритании в период становления медиаобразования (20 - 40-е гг. ХХ века) изучение медиакультуры также рассматривалась в качестве «обучения с применением средств массовой информации - кино, радио, прессы» [Федоров, Новикова и др., 2007, с. 160]. Основные акценты обучения при помощи медиа определял «предохранительный» подход, направленный «на противостояние вредному влиянию медиа» [Федоров, Новикова и др., 2007, с. 163]. Соответственно, основная цель педагогов состояла в том, чтобы «ограждать незрелые умы учащихся от негативного влияния масс-медиа» [Михалева, 2009, с. 80].

Медиаобразование в школах и вузах Британии, как и в России, начиналось с изучения киноискусства. «В силу активной экспансии американской кинопродукции и недостаточно высокого качества отечественного кинопроизводства педагогическое сообщество 20-х - 40-х гг. было серьёзно обеспокоено. В крупных городах по инициативе педагогов-энтузиастов создавались киноклубы и кинообщества, в которых демонстрировались лучшие произведения мирового кинематографа. Педагоги стремились всячески оградить школьников и молодёжь от негативных сторон медиа» [Михалева, 2009, с. 80].

Нужно отметить, что аналогичные позиции относительно кинематографа, были характерны и для России в период 20-30-х годов. Российские исследователи, как и их британские коллеги, высказывали мнение о неэффективности использования одних только запретных мер общения подрастающего поколения с кинематографом: «никакие законодательства, никакие запретительные системы и ограничения о посещении кино детьми и опыты регламентации детского кинофильма не спасут детей и подростков от развращающего влияния общих кино, оздоровление которых должно стать задачей дня» [Диканская, 1924, с. 17]. С целью подготовки юных зрителей к восприятию фильмов проводились беседы и обсуждения фильмов.

1935-1955 гг. вошли в историю России как этап «практического» медиаобразования. Основное внимание педагогов было направлено на техническое освоение навыков использования кино-, радио-, фотоаппаратуры. Вместе с тем, усиление идеологического контроля над всеми сторонами жизни привело к строгой регламентации работы медиапедагогов и занижении роли медиаискусств в образовании и воспитании.

Резкое сокращение числа кинокружков, любительских объединений, ликвидация ОДСКФ в 1934 году не могли не сказаться на изменении отношения к медиакультуре, которая рассматривалась лишь в качестве агитационного материала и наглядного средства обучения. Соответственно, медиатексты для школьников на материале кинематографа, радио, прессы и

грамзаписи были все больше ориентированы на массовый характер пионерского и комсомольского движения [Челышева, 2009, с. 58].

1956-1968 гг. - этап возрождения российского медиаобразования, активизация деятельности отечественных медиапедагогов. Начинает развиваться интегрированное медиаобразование, преимущественно на материале кинематографа и уроков литературы. Медиаобразовательные организационные структуры (кинокружки, школьные кинотеатры и т.д.) появляются в Москве, Кургане, Воронеже и других городах. Цели кинообразования связываются с эстетическим и художественным развитием подрастающего поколения, расширением кругозора школьников и студентов. Однако развитие кинообразования в этот период существенно тормозили слабая материальная база образования и отсутствие единой методики и программ для российских школ и внешкольных учреждений.

Нужно отметить, что интеграционные процессы включения кинообразования в программы учебных предметов были характерны и для британской медиапедагогики. В Великобритании к началу 50-х годов начала формироваться «концепция «экранного образования». Целью кинообразования данного периода становится личностное развитие детской и молодежной аудитории, которое состоит в знакомстве «учащихся с избранными шедеврами экранного искусства и развитии их эстетических вкусов [Михалева, 2009, с. 81].

Серьезной проблемой и британского, и российского медиаобразования в этот период выступала нехватка квалифицированных педагогов, которые могли бы осуществлять медиаобразовательный процесс в образовательных учреждениях разных уровней. Поэтому в ряде британских и российских вузов начали преподаваться спецкурсы по подготовке медиапедагогов. Однако в отличие от России, где изучение медийных искусств носило очаговый характер и преподавалось всего в нескольких университетах и институтах, в большинстве британских университетов было включено изучение медиакультуры.

1969-1985 гг. - время эстетически ориентированного медиаобразования в России. В эти годы появляются новые медиаобразовательные очаги (Самара, Таганрог и др.), разрабатываются программы факультативных курсов «Основы киноискусства» для школы и педагогических вузов, появляется методическая литература по медиаобразованию. В эти годы отмечается наиболее активная деятельность киноклубов, любительских киностудий, школьных кинотеатров, приобретает регулярный характер проведение фестивалей любительских фильмов. Разворачивается и медиаобразование на материале прессы: организуются новые юнкоровские отряды, возобновляют свою работу юнкоровские слеты.

К отрицательным тенденциям отечественного медиаобразования в этот период можно отнести постепенное занижение роли учебных предметов гуманитарного цикла и, следовательно, - недооценку потенциальных возможностей и роли медиаобразования.

1965-1987 гг. в Великобритании связывается с этапом идеологических и семиотических медиаобразовательных исследований. Постепенно на первый план выходит развитие критического мышления аудитории: «педагоги должны развивать у учащихся способность к критическому осмыслению любой медиапродукции на основе анализа и интерпретации медиатекстов как знаковых систем» [Михалева, 2009, с. 80].

В Великобритании в 70-е - 80-е гг. появляются кинообразовательные курсы для средней школы. Изучение медиа входит в перечень экзаменационных списков. «В связи с развитием семиотических теорий в 70-х годах медиаобразование стало больше ориентироваться на структуралистскую трактовку медиатекстов как знаковых систем (semiotic/representation paradigm)» [Федоров, Новикова и др., 2007, с.164]. Однако, как и в российских школах, британское кинообразование в школах и вузах осуществлялось во многом благодаря педагогам-энтузиастам, заинтересованных в том, «чтобы их ученики могли лучше ориентироваться в мире массовой информации» [Федоров, Новикова и др., 2007, с.166].

Этап 1986-2000 гг. в России связан с государственной организационной и финансовой поддержкой медиаобразования, что, безусловно, способствовало активизации медиаобразовательной деятельности. Возобновило свою деятельность ОДК, а в его составе - Ассоциация деятелей кинообразования (1988), была создана Лига Малой Прессы, ряд новых юнкоровских программ. Падение «железного занавеса» открыло массовой аудитории доступ к неизвестной ранее зарубежной медиакультуре, а исследователям в области медиаобразования - к зарубежным медиаобразовательным концепциям и подходам.

Последнее десятилетие XX - начало XXI века стали плодотворными и для развития британского медиаобразования. «В 1996 году в Англии на базе педагогического факультета Саутэмптонского университета (The University Southampton, UK) открылся Центр медиаобразования (Media Education Centre), который возглавил профессор Э.Харт (A.Hart). Данный центр стал инициатором широкомасштабных научных исследований, как на британском, так и на международном уровнях» [Федоров, Новикова и др., 2007, с. 166-167].

На первый план выходят развивающие цели медиаобразования, способствующие формированию активной позиции по отношщениюк медиакультуре: «педагоги должны помочь учащимся понять, как масс-медиа могут обогатить знания и опыт медийной аудитории, опираясь на критический анализ медиатекстов с помощью «ключевых понятий» медиаобразования» [Михалева, 2009, с. 81].

В этот период медиаобразование (преимущественно-интегрированное с другими учебными предметами) включается в учебные планы Англии и Уэльса. В Великобритании «функционировали три крупных центра по подготовке специалистов в области медиаобразования на базе университетов: в Лондоне, Ноттингеме и Саутгэмптоне. В помощь учителям создавались Рабочие группы по медиаобразованию, которые занимались разработкой образовательной

стратегии в области медиаобразования. Одновременно поддержку медиапедагогам оказывали различные национальные и международные организации (Британский киноинститут, Региональная ассоциация искусства (Regional Arts Association), Шотландский совет образовательных технологий (Scottish Council for Educational Technology), Ассоциация образовательного телевидения (Educational Television Association), а также ЮНЕСКО) [Михалева, 2009, с. 81].

В первые годы ХХ1 в. в Великобритании и в России разрабатывается целый ряд медиаобразовательных программ для школьников и студентов.

«Современное развитие британского медиаобразования показывает, что, несмотря на различие подходов, в Соединенном Королевстве существует ясное понимание того, что медиаграмотность в XXI веке столь же необходима для человека, как и традиционная грамотность» [Федоров, Новикова и др., 2007, с.176]. Данные позиции, безусловно, справедливы и для России.

На современном этапе деятельность российских медиапедагогов осуществляется в организации новых проектов, включения специализаций по медиаобразованию в программы высших учебных заведений, открытию ряда региональных медиаобразовательных центров. Несмотря на то, что медиаобразование не включено в обязательную программу школ и вузов, российские медиапедагоги продолжают активную деятельность: выступают с инициативой проведения конкурсов, фестивалей, смотров, научных конференций (в том числе и международных), осуществляют выпуск программных курсов по медиаобразованию (Ю.Н.Усов, А.В. Федоров, А.В.Шариков, И.В. Челышева, Е.В. Мурюкина и др.).

В настоящее время российское и британское медиаобразование наиболее активно развивается на материале прессы, телевидения, кинематографа, видео, современных мультимедийных технологий, включая Интернет. Проблемы, связанные с современным репертуаром экранных искусств (насилие, коммерческий характер и т.д.), постоянно расширяющийся диапазон медиа, обостряют интерес к медиаобразованию, настоятельно требуют применения широкого спектра форм и методов работы с произведениями медиакультуры.

Литература

Диканская В. Школа и кино//Советское кино. 1924. № 1.

Михалева Г.В. Что такое медиаобразование «по-английски»? Мир образования -Образование в мире. 2009. № 4. С. 78-83.

Мурюкина Е.В. Медиаобразование старшеклассников на материале кинопрессы. Таганрог: Изд-во Кучма, 2006. 200 с.

Федоров А.В. , Новикова А.А., Колесниченко В.Л., Каруна И.А. Медиаобразование в США, Канаде и Великобритании. Таганрог: Изд-во Кучма, 2007. 256 с.

Челышева И.В. Теория и история российского медиаобразования. Таганрог: Изд-во Кучма, 2006. 206 с.

Челышева И.В. Методика и технология медиаобразования в школе и вузе. Таганрог: ТГПИ, 2009. 320 с.

Челышева И.В. Российское медиаобразование в ХХ веке этапы, цели, методы, организационные формы. Saarbrucken (Germany): Lambert Academic Publishing, 2011. 200 с.

References

Chelysheva, I. Methods and technology of media education in schools and universities. Taganrog: TGPI, 2009. 320 p.

Chelysheva, I. Russian media education in the twentieth century, stages, goals, methods, organizational forms. Saarbrucken (Germany): Lambert Academic Publishing, 2011. 200 p. Chelysheva, I. Theory and history of Russian media education. Taganrog: Kuchma. 2006. 206 p. Dikanskaja B. School and Film / / Soviet cinema. 1924. N 1.

Fedorov, A., Novikova, A., Kolesnychenko, V., Karuna, I. Media education in the United States, Canada and the UK. Taganrog: Kuchma in 2007. 256 p.

Mikhaleva, G. What is media education 'in English? The world of education - Education in the world. 2009. N 4. P. 78-83.

Muryukina, E. Media education high school students on the material of the film press. Taganrog: Kuchma, 2006. 200 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.