Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ В КОМАНДНО-АДМИНИСТРАТИВНОЙ И РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЕ ЭКОНОМИКИ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ В КОМАНДНО-АДМИНИСТРАТИВНОЙ И РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЕ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
17639
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ / АНАЛИЗ / FEDERAL BUDGET / STATE FINANCES / STATE AND MUNICIPAL FINANCES / ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Култыгина Кристина Эдуардовна

В финансовой системе любого государства немаловажную и центральную роль играют государственные и муниципальные финансы, которые представляют собой денежные отношения, возникающие в ходе формирования и использования финансовых ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления. Актуальность темы организации государственных и муниципальных финансов в командно-административной и рыночной системе экономики приобретает в связи сравнительно недавним переходом России с командно-административной экономики к рыночной. Проведен сравнительный анализ командно-административной экономики и рыночной системы экономики. По результатам проведения сравнительной характеристики командно-административной и рыночной системы экономики, мною были выявлены ключевые различия в данном направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE ORGANIZATION OF STATE AND MUNICIPAL FINANCES IN THE COMMAND-ADMINISTRATIVE AND MARKET SYSTEM OF THE ECONOMY

In the financial system of any state, an important and central role is played by state and municipal finances, which are monetary relations that arise during the formation and use of financial resources of state authorities and local governments. The relevance of the topic of the organization of state and municipal finances in the command-administrative and market system of the economy becomes due to the relatively recent transition of Russia from a command-administrative economy to a market economy. A comparative analysis of the command and administrative economy and the market system of the economy is carried out. Based on the results of a comparative analysis of the command-administrative and market systems of the economy, I have identified key differences in this direction.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ В КОМАНДНО-АДМИНИСТРАТИВНОЙ И РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЕ ЭКОНОМИКИ»

УДК 332

DOI 10.23672^8594-7759-4532-У

Култыгина Кристина Эдуардовна

финансы и кредит, Финансовый университет при Правительстве РФ Kristina-kultygina@mail.ru

Сравнительный анализ

организации государственных и муниципальных финансов в командно-административной и рыночной системе экономики

Kristina E. Kultygina

Finance and Credit, Financial University at the Government of the Russian Federation Kristina-kultygina@mail.ru

Comparative analysis

of the organization of state and municipal finances in the command-administrative and market system of the economy

Аннотация. В финансовой системе любого государства немаловажную и центральную роль играют государственные и муниципальные финансы, которые представляют собой денежные отношения, возникающие в ходе формирования и использования финансовых ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления. Актуальность темы организации государственных и муниципальных финансов в командно-административной и рыночной системе экономики приобретает в связи сравнительно недавним переходом России с командно-административной экономики к рыночной. Проведен сравнительный анализ командно-административной экономики и рыночной системы экономики. По результатам проведения сравнительной характеристики командно-административной и рыночной системы экономики, мною были выявлены ключевые различия в данном направлении.

Ключевые слова: федеральный бюджет, государственные финансы, государственные и муниципальные финансы, анализ.

Annotation. In the financial system of any state, an important and central role is played by state and municipal finances, which are monetary relations that arise during the formation and use of financial resources of state authorities and local governments. The relevance of the topic of the organization of state and municipal finances in the command-administrative and market system of the economy becomes due to the relatively recent transition of Russia from a command-administrative economy to a market economy. A comparative analysis of the command and administrative economy and the market system of the economy is carried out. Based on the results of a comparative analysis of the command-administrative and market systems of the economy, I have identified key differences in this direction.

Keywords: Federal budget, state finances, state and municipal finances, analysis.

С помощью государственных и муниципальных финансов государство выполняет ряд важных функций. Первая функция-дистрибутивная, которая представляет собой распределение ограниченных ресурсов для того, чтобы создавать и регулировать правовое поле. Также государство выполняет стабилизирующую функцию, то есть обеспечивает стабильность экономики. Третьей функции является аллокационная, которая предполагает распределение ограниченных ресурсов для создания общественных благ. Организация государственных и муниципальных финансов в разных экономических системах существенно отличается. Объясняется это тем, что административно-командная и рыночные системы основаны на разных принципах. Последнее представляет собой экономику, основанную на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства

производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность субъектов. А командная экономика основана на принципах ограниченности, при которой материальные ресурсы находятся в государственной собственности и распределяются правительством [1].

Командно-административная экономика, как выше упоминалось, основана на высоком уровне централизации функций руководства экономикой. Для данной экономической системы характерен государственный бюджет, являющийся государственным финансовым планом, который должен образовать основной фонд денежных средств, необходимых для осуществления социалистическим государством его функций, и направления этих средств, в соответствии с народнохо-

зяйственным планом на увеличение общественного богатства, укрепление независимости государства и усиление его обороноспособности. Государственный бюджет был централизованным, то есть бюджет был един, у него не выделялись: федеральный бюджет, бюджеты субъектов, местные бюджеты [2]. Налоги, таможенные пошлины и иные платежи поступали в государственный бюджет. Основные элементы государственного бюджета строятся на показателях государственного народнохозяйственного плана, который определяет и направляет всю хозяйственную экономическую политику страны. Для бюджетной системы в командно-административной системе можно дать следующую характеристику. Принцип централизации всех финансов выразился в установлении единства государственного бюджета и всей финансовой системы, включении государственных доходов и расходов в общегосударственный бюджет. Вместе с тем предусматривалось разделение государственного и территориальных бюджетов т.е. разделение государственных и территориальных доходов и расходов [1].

В состав государственного бюджета входит и соцстрахование. Оно существовало исключительно как элемент, подчиняющийся государственной системе соцобеспечения и напрямую зависящий от состояния общего бюджета страны [2].

Налоговая система в командно-административной экономики действовала как фискальный механизм, то есть он обеспечивал изъятие заранее запланированной части доходов (согласно народнохозяйственному плану) государственных предприятий и населения, с последующим перераспределением их через систему централизованного планового регулирования [3].

Рыночная система экономики представляет иную структуру бюджета, налоговой системы, соцстрахование и статей расходов. Основными принципами современной бюджетной системы является

самостоятельность бюджетов, которая подразумевает собой самостоятельность федерального бюджета, принцип единства, который представляет собой единство правовых, организационных основ, но не единство бюджетов, принцип сбалансированности бюджетов, то есть финансирования дефицитов посредством источников. В рыночной экономике преимуществом в бюджетной системе является равенство бюджетных прав субъектов и муниципальных образований. Еще одной характерной чертой является покрытие расходов доходами.

В современных условиях налоговая система должна выступать регулятором экономических процессов в обществе, сглаживать социальное неравенство, в ее рамках необходимо обеспечить реализацию и согласованность всех функций, присущих налоговой политике в условиях современной рыночной экономики - фискальной, стабилизирующей, регулирующей и интегрирующей

[3].

Следующий аспект данной темы является соцстрахование, которое сегодня разделен на Фонд социального страхования и Пенсионный фонд. Это внебюджетные фонды, которые имеют узкоцелевое назначение.

Главное отличием является то, что в командно-административной системе бюджет централизован, а в рыночной децентрализован, отсюда и идут разные направления налоговой системы, соцстрахования, статей доходов и расходов бюджета. Также в командно-административной экономике существует единство всех уровней системы, в то время как в рыночной системе бюджеты самостоятельны. Важно отметить, что в расходах бюджета в последней названной системе существует принцип самостоятельности бюджетов принятии решении, а в командной, расходы покрываются согласно народохозяйственному плану [1].

Выводы:

Критерии ГМФ в рыночной экономике ГМФ в командно-административной экономике

Бюджетная система Децентрализована. (Фед. бюджет, бюджет субъектов, местные бюджеты). Самостоятельность бюджетов. Единство правовой основы. Сбалансированность бюджетов. Равенство бюджетных прав субъектов. Совокупность покрытия расходов доходами Централизована (Гос. бюджет). Представлена фактически одним-гос. Бюджетом. Единство всех уровней системы, объединение в гос. Бюджет. Включение в гос. бюджет финансов организаций

Налоговая система Основным законодательным актом о налогах является Налоговый кодекс Российской Федерации Фискальный механизм, обеспечивающий изъятие заранее запланированной части доходов (согласно народнохозяйственно-муплану)

Соцстрахование Выделены отдельным фондом Входит в Гос. бюджет

Государственные расходы Самостоятельность бюджетов принятии решении Расходы согласно покрываются народохозяйственному плану

Срок, на который принимается бюджет Федеральный бюджет - 3 года Государственный бюджет - 5 лет

Литература:

1. Алабужев Д.С. Сравнительный анализ экономических систем // Экономика, предпринимательство и право. 2011. № 2. С. 65-74.

2. Подъяблонская Л.М. Государственные и муниципальные финансы : учебник. М. : ЮНИТИ, 2009. 559 с.

3. Денежно-кредитная и финансовая системы : учебник / Под ред. М.А. Абрамовой, Е.В. Маркиной. М. : КНОРУС, 2014. 448 с. (Бакалавриат).

Literature:

1. Alabuzhev D.S. Comparative analysis of economic systems // Economics, business and law. 2011. № 2. P. 65-74.

2. Podjablonskaya L.M. State and municipal Finance : textbook. M. : UNITY, 2009. 559 p.

3. Monetary and financial systems : textbook / ed. by M.A. Abramova, E.V. Markina. M. : KNORUS, 2014. 448 p. (Bachelor's degree).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.