Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НОРМАТИВОВ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ НИЖНЕГО НОВГОРОДА И НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НОРМАТИВОВ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ НИЖНЕГО НОВГОРОДА И НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты / центильный метод / нормативы физического развития / оценочные шкалы. / students / centile method / standards of physical development / rating scales.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Михайлова Светлана Владимировна, Хрычева Татьяна Викторовна, Болтачева Елена Александровна, Жулин Николай Васильевич

В статье представлены результаты сравнительного анализа нормативов физического развития студентов, разработанные в 1990 г., в 2017 г. и в 2019 г. для юношей и девушек Нижнего Новгорода и Нижегородской области. Выявленные в ходе исследования различия, подтверждают необходимость использования оценочных таблиц разного территориального уровня, т. е. для студентов Нижнего Новгорода и Нижегородской области. Большее количество обследованных при разработке норматива для студентов Нижегородской области позволило разработать оценочные шкалы для каждой возрастно-половой группы, что дает возможность получить более информативные результаты при оценке физического развития юношей и девушек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Михайлова Светлана Владимировна, Хрычева Татьяна Викторовна, Болтачева Елена Александровна, Жулин Николай Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF PHYSICAL DEVELOPMENT STANDARDS OF STUDENTS IN NIZHNY NOVGOROD AND NIZHNY NOVGOROD OBLAST

The article presents the results of a comparative analysis of the standards for the physical development of students, developed in 1990, in 2017 and in 2019 for boys and girls of Nizhny Novgorod and Nizhny Novgorod Oblast. The differences found during the study confirm the need to use evaluation tables of different territorial levels, i.e. for students from Nizhny Novgorod and Nizhny Novgorod Oblast. The larger number of the examined in the development of the standard for students of Nizhny Novgorod Oblast allowed to create rating scales for each age and gender group, which makes it possible to obtain more informative results when evaluating the physical development of young boys and girls.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НОРМАТИВОВ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ НИЖНЕГО НОВГОРОДА И НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ»

Дата публикации: 01.12.2023 Publication date: 01.12.2023

DOI: 10.24412/2782-6570-2023_02_04_9 DOI: 10.24412/2782-6570-2023_02_04_9

УДК 796.01;612 UDC 796.01;612

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НОРМАТИВОВ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ НИЖНЕГО НОВГОРОДА И НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ С.В. Михайлова1, Т.В. Хрычева2, Е.А. Болтачева3, Н.В. Жулин3

1 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Арзамасский филиал, г. Арзамас, Россия

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Нижегородской области «Арзамасская городская больница № 1», г. Арзамас, Россия

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Нижегородской области «Центральная городская больница», г. Арзамас, Россия

Аннотация. В статье представлены результаты сравнительного анализа нормативов физического развития студентов, разработанные в 1990 г., в 2017 г. и в 2019 г. для юношей и девушек Нижнего Новгорода и Нижегородской области. Выявленные в ходе исследования различия, подтверждают необходимость использования оценочных таблиц разного территориального уровня, т. е. для студентов Нижнего Новгорода и Нижегородской области. Большее количество обследованных при разработке норматива для студентов Нижегородской области позволило разработать оценочные шкалы для каждой возрастно-половой группы, что дает возможность получить более информативные результаты при оценке физического развития юношей и девушек.

Ключевые слова: студенты, центильный метод, нормативы физического развития, оценочные шкалы.

COMPARATIVE ANALYSIS OF PHYSICAL DEVELOPMENT STANDARDS OF STUDENTS IN NIZHNY NOVGOROD AND NIZHNY NOVGOROD OBLAST S.V. Mikhajlova1, T.V. Khrycheva2, E.A. Boltacheva3, N.V. Zhulin3

:Lobachevsky University, Arzamas Branch, Arzamas, Russia 2Arzamas City Hospital No 1, Arzamas, Russia 3Arzamas Central City Hospital, Arzamas, Russia

Annotation. The article presents the results of a comparative analysis of the standards for the physical development of students, developed in 1990, in 2017 and in 2019 for boys and girls of Nizhny Novgorod and Nizhny Novgorod Oblast. The differences found during the study confirm the need to use evaluation tables of different territorial levels, i.e. for students from Nizhny Novgorod and Nizhny Novgorod Oblast. The larger number of the examined in the development of the standard for students of Nizhny Novgorod Oblast allowed to create rating scales for each age and gender group, which makes it possible to obtain more informative results when evaluating the physical development of young boys and girls. Keywords: students, centile method, standards of physical development, rating scales.

Введение. Для осуществления профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий в студенческих коллективах необходима индивидуальная и коллективная оценка морфофункционального развития студентов. Научные исследования доказывают целесообразность использования при оценке физического развития (ФР)

подрастающего поколения центильного метода [1-2].

Центильный метод является простейшим из непараметрических методов статистики. Он применим для анализа непрерывных величин с распределением любого типа, ибо он учитывает реальные границы ряда по каждому признаку и не смещает оценку в

сторону занижения или завышения нормы [3]. Центильные шкалы показывают границы изучаемого признака, в них указываются максимальные и минимальные значения каждого параметра. Использование в практике таких таблиц просто и удобно. Каждый признак находится в конкретном интервале центильной шкалы, имеющего определенное наименование как оценку соответствую-вующей величины показателя. Выделяют 8 неодинаковых по величине центильных интервалов (ЦИ), каждый из которых имеет наименование как оценку соответствующей величины показателя. Например, ЦИ5 или медиана делит вариационный ряд пополам [4-5].

В Нижегородской области (ранее Горь-ковская область) ведется регулярное наблюдение за физическим развитием школьников и студентов с периодической корректировкой нормативов [1-4, 6-8]. Впервые комплексное обследование состояния здоровья студентов с целью разработки нормативов физического развития в г. Горький было проведено в рамках целевой комплексной программы МЗ ССР «Здоровье студентов». В течение 1987-1988 гг. во время углубленных медицинских осмотров проводилось антропометрическое обследование студентов 6 вузов г. Горький различного профиля. По результатам обследования 1953 студентов были разработаны (опубликованы в 1990 г.) нормативы физического развития с применением параметрических и непараметрических методов статистического анализа, который показал, что по большинству изученных признаков формирование морфофункционального статуса у юношей и девушек завершается к 20-21 году со средними величинами длины тела у юношеwй 176,8 см и 163,3 см у девушек, а массы тела -71,0 кг и 60,1 кг соответственно [1].

В 2013-2015 гг. высококвалифицированными специалистами ПИМУ (ранее НижГМА) было проведено исследование физического развития 2315 студентов (687 юношей и 1628 девушек) 17-30 лет девяти вузов Нижнего Новгорода, которое проводилось генерализующим методом при

соблюдении унифицированной методики исследования ФР. По результатам обследования 1953 студентов были разработаны (опубликованы в 2017 г.) нормативы физического развития на основе центильного метода [2, 7].

Период студенчества - временной интервал завершения роста, гормонального и функционального созревания организма, их стабилизации. Полученные данные убедительно свидетельствуют о трансформации этих процессов у молодежи в связи с проявлениями глобального секулярного тренда, что диктует необходимость проведения периодических массовых обследований и обновления нормативов [7, 9].

Существует проблема действия нормативов ФР, обусловленная пространственно-временными ограничениями. Временные ограничения основываются на показателях ФР, отражают изменения условий жизни, двигательной активности, питания, состояния здоровья, среды обитания и др., зависят от возраста и образа жизни. Пространственные ограничения зависят от генетических и этнических особенностей обследуемой категории населения, что вызывает необходимость использования оценочных таблиц разного территориального уровня, различающихся не только по национальной принадлежности, но и по месту проживания: для городского и сельского населения

[7, 10].

Цель исследования - провести сравнительный анализ нормативов ФР студентов г. Нижний Новгород и Нижегородской области, разработанных в 1990 г., в 2017 г. и в 2019 г.

Методы и организация исследования.

Для выполнения поставленной цели проводился сравнительный анализ 3 нормативов ФР студентов Нижегородского региона:

1 - норматив ФР студентов г. Горького (1990 г) [1];

2 - норматив ФР студентов Нижнего Новгорода (2017 г) [7];

3 - норматив ФР студентов Нижегородской области (2019 г.), разработанный авторами в ходе выполнения

диссертационного исследования по результатам обследования в 2012-2017 гг. 7180 студентов Нижегородской области возрастной группы 17-25 лет [6].

Исследование проведено генерализующим методом среди студентов г. Н. Новгород (ПИМУ (НижГМА) и ННГУ им. Лобачевского, основным местом жительства которых являются районы Нижегородской области), г. Арзамас (АФ ННГУ, АПИ филиала НГТУ им. Р.А. Алексеева, АФ РУК) в ходе учебно-воспитательного процесса при изучении дисциплин медико-физкультурного блока и при прохождении профилактических обследований на базе Центров здоровья.

Антропометрические измерения включали определение длины тела (ДТ), массы тела (МТ), окружности грудной клетки (ОГК), жизненной емкости легких (ЖЕЛ), динамометрии правой кисти (ДПК), систолического и диастолического артериального давления (САД и ДАД), частоты сердечных сокращений (ЧСС), проб Штанге и Генчи [3, 11].

Структура распределения оценок

По результатам осмотров создана персонифицированная база данных, статистическая обработка проводилась с использованием программ офисного пакета EXCEL v8.00 и Version 4.03 Primer of Biostatistics. Для выполнения задач исследования применялся центильный метод, для оценки достоверности результатов - критерий хи-квадрат (х2). Различия считались статистически значимыми при р<0,05.

Результаты исследования и их обсуждение. Обследованные нами студенты Нижегородской области (2012-2017 гг.) были оценены по двум указанным нормативам, и проведен сравнительный анализ полученных результатов.

Анализ показателей ФР студентов выявил отклонения от эталона в распределении центильных оценок тотальных размеров тела. Распределения показателей ДТ и МТ, оцененных по нормативу 2017 г., близки к эталонному, а при оценке ДТ по нормативу 1990 г отличаются правосторонним смещением, т.е. современные юноши и девушки имеют более высокий рост, чем 30 лет назад (табл. 1).

Таблица 1

морфологических показателей, %

ЦИ Эталон ДТ МТ ОГК

Ю Д Ю Д ю Д

1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2

1 3% 2,5 7,8 2,2 2,5 3,9 2,6 4,1 0,9 3,2 1,2 4,9 12,9

2 7% 5,9 4,6 4,6 5,3 9,1 9,5 10,2 3,7 8,0 21,8 10,0 17,0

3 15% 10,5 13,6 5,9 10,2 16,6 21,1 21,0 9,2 13,9 19,4 15,8 14,2

4 25% 16,5 29,3 16,2 23,2 26,4 26,5 24,9 36,7 25,2 13,0 22,6 18,3

5 25% 32,5 20,9 26,0 33,5 24,4 20,6 19,4 21,6 22,5 27,7 21,4 18,4

6 15% 16,6 12,1 23,1 14,8 9,6 11,8 11,0 12,1 15,6 12,1 11,2 12,3

7 7% 10,7 9,2 11,9 6,5 4,8 6,4 7,4 12,2 6,8 4,2 9,9 4,2

8 3% 4,8 2,5 10,1 3,9 5,1 1,5 2,1 3,6 4,8 0,5 4,1 2,7

Статистика х2=10,06 p=0,023 Х2=9,09 p=0,036 Х2=2,37 p=0,68 х2=1 p=0 3,72 ,004 х2=1 p=0 6,62 ,001 Х2=9,09 p=0,036

Примечание: ЦИ - центильный интервал; ДТ - длина тела; МТ - масса тела; ОГК - окружность грудной клетки; Ю - юноши; Д - девушки; 1 - оценка по нормативам ФР 1990 г; 2 - оценка по нормативам ФР 2017 г

Левосторонняя асимметрия распределения оценок выявлена у юношей и девушек по показателям ОГК и ДПК (т.е. характерно преобладание низких значений этих

показателей), также у юношей по показателям МТ по нормативу 2017 г. Правосторонней асимметрией у студентов отличаются распределения оценок САД, а также

ЖЕЛ у девушек по нормативу 1990 г. оценок ДАД, что связано с неравномерными

(табл. 2, 3). ЦИ этого показателя в нормативах 1990 г и

Значительно выраженно у студентов 2017 г (табл. 3). отклонение от эталона распределений

Таблица 2

Структура распределения оценок физиометрических показателей, %_

ЦИ Эталон ЖЕ ЕЛ ДП К

Ю Д Ю Д

1 2 1 2 1 2 1 2

1 3% 3,2 0,9 1,2 0,3 17,6 9,5 18,0 11,2

2 7% 10,1 8,6 6,4 2,8 22,1 9,8 15,8 8,4

3 15% 11,7 12,9 8,8 7,8 24,0 18,4 17,5 11,9

4 25% 24,6 17,1 11,1 17,2 15,5 29,4 20,1 24,9

5 25% 22,4 26,1 30,2 30,3 12,6 15,2 12,3 18,9

6 15% 15,7 22,2 20,8 25,1 4,7 11,0 10,1 9,8

7 7% 7,3 8,4 10,4 10,0 2,3 3,0 2,6 11,1

8 3% 4,9 3,7 11,1 6,4 1,3 3,6 3,7 3,8

Статистика Х2=4,07 p=0,34 Х2=4,01 p=0,33 Х2=15,78 p=0,002 Х2=12,25 p=0,008

. Примечание: ЦИ - центильный интервал; ЖЕЛ - жизненная емкость легких; ДПК - динамометрия правой кисти; Ю - юноши; Д - девушки; 1 - оценка по нормативам ФР 1990 г; 2 - оценка по нормативам ФР 2017 г

Таблица 3

Структура распределения оценок гемодинамических показателей, %_

ЦИ Эталон ЧСС САД ДАД

Ю Д ю Д Ю Д

1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2

1 3% 3,7 1,7 4,3 2,4 0,2 4,3 1,6 2,1 0,3 1,1 2,1 3,2

2 7% 2,0 5,2 5,3 4,2 1,9 3,1 1,1 4,1 0,3 4,7 0,3 3,3

3 15% 17,2 7,7 18,4 10,6 1,6 18,1 15,7 19,4 3,8 28,7 1,7 12,9

4 25% 15,9 41,5 14,5 26,4 30,3 43,5 8,5 24,4 3,0 37,2 13,5 13,7

5 25% 27,9 25,3 31,4 27,0 20,8 10,4 27,6 19,0 56,4 16,5 9,4 27,9

6 15% 22,5 11,7 14,2 18,6 31,9 11,7 17,7 17,6 7,3 6,8 41,1 23,0

7 7% 6,0 3,9 10,3 7,8 11,3 5,1 14,6 7,9 18,1 3,8 6,3 12,0

8 3% 4,9 2,9 1,6 3,0 2,0 3,7 13,2 5,3 10,8 1,1 25,7 3,9

Статистика Х2=20,84 p<0,001 Х2=6,86 p=0,10 Х2=33,35 p<0,001 Х2=16,24 p=0,001 Х2=88,56 p<0,001 Х2=4 p<0 2,21 ,001

Примечание: ЦИ - центильный интервал; ЧСС - частота сердечных сокращений; САД - систолическое артериальное давление; ДАД - диастолическое артериальное давление; Ю - юноши; Д - девушки; 1 - оценка по нормативам ФР 1990 г; 2 - оценка по нормативам ФР 2017 г

Асимметричность распределения

центильных оценок и выявленные отличительные особенности морфофункциональ-ных показателей современных студентов Нижегородской области доказывают, что для региона нужны свои нормативы.

В ходе исследования был проведен сравнительный анализ нормативов ФР для

студентов Нижнего Новгорода (2017 г.) и для студентов Нижегородской области (2019 г.). Количество студентов, участвующих в обследованиях для разработки норматива ФР Нижнего Новгорода, составило 2315 человек 17-30 лет, а для разработки норматива ФР Нижегородской области - 7180 человек 17-25 лет. Большее

количество обследованных позволило разработать шкалы для каждой возрастной группы (табл. 4-9).

При сравнении распределений ДТ и МТ можно отметить большую вариабельность этих показателей среди студентов Нижнего Новгорода (табл. 4, 5).

Сравнивая значения медиан (5 ЦИ), можно отметить, что у юношей и девушек Нижегородской области выше показатели ЖЕЛ, но ниже значения ДПК в сравнении

со студентами Нижнего Новгорода (табл. 6, 7).

Сравнительный анализ гемодинамиче-ских показателей выявил более высокие значения САД и ДАД у юношей Нижнего Новгорода (табл. 8).

Среди девушек значения гемодинами-ческих показателей (САД, ДАД и ЧСС) выше у студенток Нижегородской области (табл. 9).

Таблица 4

Сравнительный анализ одномерных центильных шкал морфологических показателей юношей Нижнего Новгорода и Нижегородской области

Показатели, нормативы, возраст Центильные интервалы min-max

2ЦИ 3ЦИ 4ЦИ 5ЦИ 6ЦИ 7ЦИ 8ЦИ

ДТ 1 17-21 год 168 170 175 179 183 186 190 150-200

22 и старше 168 172 176 180 183 186 194 164-198

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 17 лет 164 167 172 176 179 183 186 160-190

18 лет 164 169 173 177 181 185 188 160-193

19 лет 165 170 175 178 181 185 189 161-194

20 лет 165 170 176 179 183 185 190 159-195

21 и старше 164 169 175 179 184 186 191 160-196

МТ 1 17-21 год 54,2 59,6 64,3 70,1 76,5 85,4 95,2 45,1-145,0

22 и старше 58,6 63,9 70,3 76,1 84,6 97,5 105,7 56,5-125,2

2 17 лет 55 57 60 65 71 78 87 49-94

18 лет 57 59 62 68 73 80 89 50,8-99

19 лет 57 59 63 69 75 83 90 52-113

20 лет 58 61 65 70 76 86 91 52,7-119

21 и старше 59 62 66 71 78 90 95 51,4-123

ОГК 1 17-21 год 80 88,1 91,5 93,5 98,6 105,4 114,1 75,7-119,5

22 и старше 80,1 86,5 90,7 95,3 102,7 114 120,8 78,2-124,6

2 17 лет 81 83 86 90 95 98 104 71-114

18 лет 82 84 87 91 96 102 105 76-113

19 лет 83 85 88 92 96 103 106 74-115

20 лет 84 87 90 94 97 103 108 75-117

21 и старше 85 87 90 95 99 105 109 79-121

Примечание: ЦИ - центильный интервал; ДТ - длина тела; МТ - масса тела; ОГК - окружность грудной клетки; 1 - нормативы физического развития студентов Нижнего Новгорода (1990 г.); 2 - нормативы физического развития студентов Нижегородской области (2019 г.)

Таблица 5

Сравнительный анализ одномерных центильных шкал морфологических показателей девушек Нижнего Новгорода и Нижегородской области

Показатели, Центильные интервалы min-max

нормативы, возраст 2ЦИ 3ЦИ 4ЦИ 5ЦИ 6ЦИ 7ЦИ 8ЦИ

17-20 лет 154 158 161 165 170 174 177 145-184

1 21 год и старше 155 158 162 166 170 174 178 139-189

ДТ 17 лет 154 158 161 165 168 171 174 149-179

18 лет 154 158 162 166 169 173 175 150-181

2 19 лет 155 158 163 166 171 174 177 151-181

20 лет 156 160 164 166 171 174 178 147-184

21 и старше 154 159 162 166 171 174 178 151-183

17-20 лет 44.6 47,2 50,7 55,4 60,9 65,5 75,2 35,4-105,1

1 21 год и старше 45,6 48,3 52,9 56,3 63,5 69,7 82,6 41,6-106,2

МТ 17 лет 46 48 51 54 58 66 72 41,5-82,0

18 лет 47 49 52 55 61 68 73 41-95,7

2 19 лет 48 50 53 55 63 70 73 40,2-97,7

20 лет 49 51 54 56 64 70 74 42-96,7

21 и старше 49 52 55 57 65 72 77 43,4-107

17-20 лет 77 80 81 84 88 93 97 75,0-106,6

1 21 год и старше 70,7 73,2 78,8 83,5 88,4 93,7 100,4 66,4-124,4

ОГК 17 лет 73 75 77 80 84 89 92 65-102

18 лет 74 75 78 80 85 90 93 63-108

2 19 лет 74 75 78 81 86 91 93 64-106

20 лет 75 77 79 83 87 92 95 66-104

21 и старше 75 77 80 83 88 93 96 68-111

Примечание: ЦИ - центильный интервал; ДТ - длина тела; МТ - масса тела; ОГК - окружность грудной клетки; 1 - нормативы физического развития студентов Нижнего Новгорода (1990 г.); 2 - нормативы физического развития студентов Нижегородской области (2019 г.)

Таблица 6

Сравнительный анализ одномерных центильных шкал физиометрических показателей юношей Нижнего Новгорода и Нижегородской области

Показатели, Центильные интервалы min-max

нормативы, возраст 2ЦИ 3ЦИ 4ЦИ 5ЦИ 6ЦИ 7ЦИ 8ЦИ

1 17-21 год 2,0 2,5 3,0 3,5 4,2 5,0 5,6 1,3-6,6

22 и старше 2,5 3,2 3,7 4,2 4,7 5,4 6,0 1,7-6,4

17 лет 2,0 2,4 2,8 3,6 4,3 4,8 5,0 1,8 - 5,9

ЖЕЛ 18 лет 2,0 2,5 3,0 3,7 4,3 4,9 5,2 1,9- 6,1

2 19 лет 2,0 2,5 3,2 3,8 4,4 5,0 5,3 2,0 - 6,6

20 лет 2,2 2,5 3,2 3,9 4,5 5,3 5,6 2,0 - 6,3

21 и старше 2,6 2,8 3,5 4,1 4,6 5,4 5,6 1,9 - 6,9

ДПК 1 17-21 год 30 35 40 45 50 57 60 11-80

22 и старше 37 40 42 50 55 60 64 20-75

Продолжение таблицы 6

17 лет 24 30 35 40 42 47 52 13-64

18 лет 25 30 36 40 44 49 53 15-71

ДПК 2 19 лет 26 30 36 41 45 50 55 18-74

20 лет 27 32 36 43 48 53 57 16-75

21 и старше 30 33 38 45 52 60 64 17-77

Примечание: ЦИ - центильный интервал; ЖЕЛ - жизненная емкость легких; ДПК - динамометрия правой кисти; 1 - нормативы физического развития студентов Нижнего Новгорода (1990 г.); 2 - нормативы физического развития студентов Нижегородской области (2019 г.)

Таблица 7

Сравнительный анализ одномерных центильных шкал физиометрических показателей девушек Нижнего Новгорода и Нижегородской области

Показатели, Центильные интервалы min-max

нормативы, возраст 2ЦИ 3ЦИ 4ЦИ 5ЦИ 6ЦИ 7ЦИ 8ЦИ

17-20 лет 1,4 1,8 2,2 2,7 3,2 3,6 4,0 0,9-5,0

1 21 год и старше 1,9 2,2 2,6 3,0 3,3 3,7 4,2 1,0-6,3

ЖЕЛ 17 лет 1,7 1,9 2,3 2,9 3,3 3,6 3,8 1,4-5,1

18 лет 1,8 2,2 2,6 3,0 3,4 3,7 4,0 1,7-5,6

2 19 лет 1,9 2,2 2,6 3,1 3,4 3,8 4,1 1,6-5,4

20 лет 2,0 2,2 2,8 3,1 3,5 3,8 4,1 1,7-5,7

21 и старше 2,0 2,2 2,8 3,1 3,5 3,8 4,1 1,5-5,3

17-20 лет 18 20 21 25 30 32 38 10-60

1 21 год и старше 16 20 22 25 30 33 38 10-57

ДПК 17 лет 13 14 18 22 28 31 34 10-53

18 лет 14 16 20 23 28 33 35 11-55

2 19 лет 15 18 21 24 28 33 35 12-54

20 лет 16 18 21 25 31 35 37 11-52

21 и старше 14 17 20 23 30 35 38 10-58

Примечание: ЦИ - центильный интервал; ЖЕЛ - жизненная емкость легких, ДПК - динамометрия правой кисти; 1 - нормативы физического развития студентов Нижнего Новгорода (1990 г.); 2 - нормативы физического развития студентов Нижегородской области (2019 г.)

Таблица 8

Сравнительный анализ одномерных центильных шкал гемодинамических показателей юношей Нижнего Новгорода и Нижегородской области

Показатели, Центильные интервалы min-max

нормативы, возраст 2ЦИ 3ЦИ 4ЦИ 5ЦИ 6ЦИ 7ЦИ 8ЦИ

1 17-21 год 57 63 69 77 82 89 95 48-122

22 и старше 58 63 68 73 78 84 92 48-108

ЧСС 17 лет 62 70 75 78 82 88 94 54-117

2 18 лет 62 67 72 77 81 86 92 52-115

19 лет 60 65 72 75 78 84 91 50-114

20 лет 60 65 70 74 77 84 88 51-108

21 и старше 60 64 70 73 77 84 88 44-112

САД 1 17-21 год 101 107 115 122 126 132 139 85-148

22 и старше 103 109 113 121 124 131 138 86-150

Продолжение таблицы 8

17 лет 98 105 110 115 120 127 131 87-139

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18 лет 100 107 112 117 121 128 133 89-145

САД 2 19 лет 102 107 114 118 123 128 136 90-149

20 лет 102 110 115 119 125 131 137 91-148

21 и старше 104 110 115 120 125 134 137 90-150

1 17-21 год 56 63 74 80 84 87 92 50-96

22 и старше 62 67 72 80 85 89 93 50-104

ДАД 17 лет 60 63 70 73 75 81 84 50-89

18 лет 61 66 70 74 77 80 85 52-96

2 19 лет 63 66 70 75 80 84 86 51-97

20 лет 64 69 72 76 80 85 88 53-96

21 и старше 64 69 72 77 80 85 90 55-98

Примечание: ЦИ - центильный интервал; САД - систолическое артериальное давление; ДАД -диастолическое артериальное давление; ЧСС - частота сердечных сокращений; 1 - нормативы физического развития студентов Нижнего Новгорода (1990 г.); 2 - нормативы физического развития студентов Нижегородской области (2019 г.)

Таблица 9

Сравнительный анализ одномерных центильных шкал гемодинамических показателей

девушек Нижнего Новгорода и Нижегородской области

Показатели, Центильные интервалы min-max

нормативы, возраст 2ЦИ 3ЦИ 4ЦИ 5ЦИ 6ЦИ 7ЦИ 8ЦИ

17-20 лет 58 63 69 77 82 89 96 54-116

1 21 год и старше 58 64 69 72 80 85 94 52-116

ЧСС 17 лет 62 68 75 80 84 89 95 55-110

18 лет 61 65 71 79 84 89 92 51-121

2 19 лет 60 65 70 77 82 88 91 54-117

20 лет 60 65 70 76 82 88 90 52-101

21 и старше 59 64 70 75 80 88 90 51-108

17-20 лет 91 98 106 113 118 123 130 80-142

1 21 год и старше 93 98 105 112 117 123 129 82-145

САД 17 лет 93 99 103 110 117 122 125 84-137

18 лет 95 100 104 111 118 124 128 83-140

2 19 лет 96 100 105 112 120 125 130 84-141

20 лет 97 101 107 113 120 125 130 88-143

21 и старше 98 102 109 114 120 125 130 81-145

17-20 лет 57 60 66 70 74 80 85 42-92

1 21 год и старше 59 64 67 71 78 82 86 50-95

ДАД 17 лет 58 60 66 70 76 80 83 51-88

18 лет 58 61 67 71 76 80 83 51-91

2 19 лет 59 61 68 72 78 80 84 50-94

20 лет 60 64 69 73 78 80 84 49-92

21 и старше 60 64 69 74 78 80 84 41-94

Примечание: ЦИ - центильный интервал; САД - систолическое артериальное давление; ДАД -диастолическое артериальное давление; ЧСС - частота сердечных сокращений; 1 - нормативы физического развития студентов Нижнего Новгорода (1990 г.); 2 - нормативы физического развития студентов Нижегородской области (2019 г.)

Заключение. Таким образом, по результатам сравнительного анализа нормативов ФР 1990 г, а также Нормативов ФР студентов Нижнего Новгорода (2017 г.) и студентов Нижегородской области (2019 г.) можно сделать следующие выводы:

1. С учетом пространственных ограничений действия стандарта ФР и выявленных в ходе исследования различий подтверждается необходимость использования оценочных таблиц разного территориального уровня, т.е. для студентов Нижнего Новгорода и Нижегородской области.

2. Для оценки ФР целесообразно использовать центильный метод, который применяется для анализа непрерывных величин с распределением любого типа, т.к. он учитывает реальные границы ряда по каждому признаку и не смещает оценку в сторону занижения или завышения нормы.

Большее количество обследованных при разработке норматива ФР студентов Нижегородской области позволило разработать оценочные шкалы для каждой возрастно-половой группы, что дает возможность получить более информативные результаты при оценке ФР юношей и девушек.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Физическое развитие студентов г. Горького / Н. А. Матвеева, А. А. Бородинова, А. П. Квасова, Л. В. Шулындина // Образ жизни и здоровье студентов. Сборник научных трудов конференции. - Горький: Горьковский медицинский институт, 1990. - С.69-75.

2. Физическое развитие студентов высших учебных заведений Нижнего Новгорода / Матвеева Н. А., Чекалова Н. Г., Додонов А. В. [и др.] // Медицинский альманах. - 2015. - N° 5(40). - С. 176178.

3. Михайлова, С. В. Методы оценки и самоконтроля физического здоровья учащейся молодежи: учебно-методическое пособие / С. В. Михайлова, Ю. Г. Кузмичев, Н. В. Жулин. - Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2017. -174 с.

4. Методы изучения и оценки физического развития детей и подростков: учебное пособие / Богомолова Е. С., Кузмичев Ю. Г., Матвеева Н. А. [и др.]. - Н. Новгород: Издательство НГМА, 2018. - 92 с.

5. Матвеева, Н. А. Применение центильного метода для оценки состояния здоровья школьников: учебно-методическое пособие / Н. А. Матвеева, Ю. Г. Кузмичев, В. В. Сафронов. -Горький: Б.и., 1983. - 50 с.

6. Исследование физического здоровья студенческой молодежи (на примере студентов Нижегородской области): монография / Михайлова С. В., Калюжный Е. А., Сидорова Т. В. [и др.]; Арзамасский филиал - Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2019. - 247 с.

7. Физическое развитие и функциональные резервы студентов вузов. Методы исследования и оценки / Чекалова Н. Г., Матвеева Н. А., Силкин Ю. Р. [и др.]. - Н. Новгород: Издательство Нижегородской гос. медицинской академии, 2017. - 68 с.

8. Мониторинг физического развития студентов Нижегородской области / Михайлова С. В., Кузмичев Ю. Г., Крылов В. Н. [и др.] // Современные научные исследования и инновации. -2016. - № 9(65). - С. 58-67.

9. Бароненко, В. А. Здоровье и физическая культура студента / В. А. Бароненко, Л. А. Рапопорт. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2012. - 336 с.

10. Калюжный, Е. А. Морфофункциональная адаптация студенток, обусловленная территориально-этническими факторами / Е. А. Калюжный, С. В. Михайлова, Э. Э. Ибрагимова // Исследования в области естественных наук. -2014. - № 2. - С. 1.

REFERENCES

1. Matveeva N.A., Borodinova A.A., Kvasova A.P., Shulyndina L.V. Physical development of students in Gorky. Lifestyle and Health of Students. Collection of scientific papers of the conference. Gorky: Gorky Medical Institute, 1990. pp. 69-75. (in Russ.)

2. Matveeva N.A. Chekalova N.G., Dodonov A.V., Silkin Yu.R., Maksimenko E.O. Physical development of students of higher educational establishments of Nizny Novgorod. Medicinskij al'manah, 2015, no. 5(40), pp. 176-178. (in Russ.)

3. Mikhajlova S.V., Kuzmichev Yu.G., Zhulin N.V.

Methods for assessing and control of the physical Balchugov V.A., Kurnikova M.V., Bychkov I.A.,

health of students: a study guide. Arzamas: Arzamas Dodonov A.V. et al. Physical development and

branch of UNN, 2017. 174 p. (in Russ.) functional reserves of university students. Methods

4. Bogomolova E.S., Kuzmichev Yu.G., Matveeva of research and evaluation. Nizhny Novgorod: N.A. et al. Methods for studying and evaluating the Publishing house of Privolzhsky Research Medical physical development of children and teens: a University, 2017. 68 p. (in Russ.)

textbook. Novgorod: Publishing House of the 8. Mikhajlova S.V., Kuzmichev Yu.G., Krylov

Privolzhsky Research Medical University, 2018. V.N., Kalyuzhnyj E.A., Krasnikova L.I., Zhulin

92 p. (in Russ.) N.V., Norkina E.I., Glagoleva K.S., Lyubaev A.V.

5. Matveeva N.A. Kuzmichev Yu.G., Safronov Monitoring of physical development of students V.V. Application of the centile method to assess the from the Novgorod region. Modern scientific restate of health of schoolchildren: a study guide. searches and innovations, 2016, no. 9 (65), pp. 58-Gorky: B.I., 1983. 50 p. (in Russ.) 67. (in Russ.)

6. Mikhajlova S.V., Kalyuzhnyj E.A., Sidorova 9. Baronenko V.A., Rapoport L.A. Health and phys-T.V. et al. Study of the physical health of students ical culture of a student. Moscow: Alfa-M: INFRA-(on the example of students of the Nizhny Novgo- M, 2012. 336 p. (in Russ.)

rod region): a monograph. Arzamas: Arzamas 10. Kalyuzhnyj E.A., Mikhajlova S.V., Ibragimova

branch of UNN, 2019. 247 p. (in Russ.) E.E. Morphofunctional adaptation of students, due

7. Chekalova N.G., Matveeva N.A., Silkin Yu.R., territorial-ethnic factors. Researches in Science, Chekalova S.A., Stolyarova V.V., Gur'yanov M.S., 2014, no. 2, p. 1. (in Russ.)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Светлана Владимировна Михайлова - кандидат биологических наук, доцент кафедры физической культуры, Арзамасский филиал ННГУ им. Н.И. Лобачевского, Арзамас, e-mail: fatinia_m@mail. ru.

Татьяна Викторовна Хрычева - врач-терапевт, заведующая Центром здоровья, ГБУЗ НО «Арзамасская городская больница №1», Арзамас.

Елена Александровна Болтачева - врач-педиатр, заведующая Центром здоровья для детей, ГБУ НО «Центральная городская больница города Арзамаса», Арзамас.

Николай Васильевич Жулин - врач-педиатр Центра здоровья для детей г. Арзамас, ГБУ НО «Центральная городская больница города Арзамаса».

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

Svetlana Vladimirovna Mikhajlova - Candidate of Biological Sciences, Associate Professor of the Physical Culture Department, Arzamas Branch of the Lobachevsky University, Arzamas, e-mail: fatinia_m@mail.ru.

Tatyana Viktorovna Khrycheva - Physician, Head of the Health Center, Arzamas City Hospital No 1, Arzamas.

Elena Aleksandrovna Boltacheva - Pediatrician, Head of the Children's Health Center, Arzamas Central City Hospital, Arzamas.

Nikolaj Vasil'evich Zhulin - Pediatrician of the Children's Health Center, Arzamas Central City Hospital, Arzamas.

Для цитирования: Сравнительный анализ нормативов физического развития студентов Нижнего Новгорода и Нижегородской области / С. В. Михайлова, Т. В. Хрычева, Е. А. Болтачева, Н. В. Жулин // Российский журнал спортивной науки: медицина, физиология, тренировка. - 2023. - Т. 2. - № 4. DOI: 10.24412/2782-6570-2023 02 04 9

For citation: Mikhajlova S.V., Khrycheva T.V., Boltacheva E.A., Zhulin N.V. Comparative analysis of physical development standards of students in Nizhny Novgorod and Nizhny Novgorod Oblast. Russian Journal of Sports Science: Medicine, Physiology, Training, 2023, vol. 2, no. 4. DOI: 10.24412/2782-65702023 02 04 9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.