РАЗДЕЛ 6
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ И ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ DEVELOPMENT OF A PERSONALITY IN SOCIO-CULTURAL AND INFORMATION SPACE
УДК 376
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МУНИЦИПАЛЬНЫХ И ЛОКАЛЬНЫХ СИСТЕМ ВОСПИТАНИЯ В МЕГАПОЛИСЕ THE COMPARATIVE ANALYSIS OF MUNICIPAL AND LOCAL EDUCATIONAL SYSTEMS IN MEGALOPOLIS
Пушкарева Т. В., д-р пед. наук, профессор Леванова Е. А., д-р пед. наук, профессор Клемантович И. П., д-р пед. наук, профессор ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»,
Россия, г. Москва pushkareva-tv@mail.ru, levanova.46@mail.ru, irina.mgguklema@mail.ru
Аннотация. Тезисы раскрывают авторскую позицию на общее и различное в системах воспитания на уровне муниципального и локального процесса взаимодействия субъектов.
Ключевые слова: воспитание, система, общее и различное в воспитании.
Abstract. Theses open an author's position on the general and various in educational systems at the level of municipal and local process of interaction of subjects.
Key words: education, a system, the general and various in education.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19013-00822.
Современная система воспитания сегодня наиболее остро ставит вопрос о поиске наиболее эффективных форм, методов и технологий воспитания в ситуации постоянно меняющейся действительности. Решение данного вопроса во многом зависит от глубокой проработки основных механизмов самого процесса воспитания и тех составляющих, которые обеспечивают этому процессу системность. Почему сегодня очень часто, говоря о воспитании, мы говорим о системе, каков сегодня этот процесс и отвечает ли он всем требованиям эффективного функционирования как системы.
Система представляет собой упорядоченную взаимосвязь всех элементов, соподчиненных друг другу, образующую единую целостность в процессе функционирования.
Проблемы современного процесса воспитания заключаются в том, что этот процесс не является целостной функционирующей системой. Порой это достаточно инерционное движение и развитие при сохранении текущих показателей, существующих условий и особенностей, то есть использование уже имеющихся, механизмов самого процесса воспитания. Процесс воспитания имеет определенную целостную совокупность элементов: цель, содержание, технологии, результат и т.д., однако их функционирование, как элементов системы, не обеспечивает необходимый результат. Особенно отчетливо это прослеживается при сравнении муниципальных и локальных систем воспитания в мегаполисе.
Муниципальную систему воспитания рассмотрим «как совокупность планомерно создаваемых в муниципальном образовании (город, район города, сельский район) условий для позитивного развития и духовно-ценностного ориентирования его жителей» (А. В. Мудрик). Эта система подчинена государственной и региональной, с одной стороны, но может рассматриваться и как «относительно автономная подсистема государственной системы воспитания» (А. В. Мудрик).
Локальная система воспитания представлена как ограниченный процесс взаимодействия субъектов с целью их позитивного развития в рамках одного учреждения (мероприятия) и т.д.
Сравнительный анализ муниципальных и локальных систем воспитания предусматривает сопоставление двух этих систем при выделении общего и различного, с целью выявления общих и отличительных признаков и свойств этих систем.
Характеристика общего предусматривает выделение единых структурных элементов, присущих обеим системам при идентичности основания.
Общее в системе муниципальных и локальных систем воспитания:
- наличие положительного идеального образа;
- целеполагание как возможность разрешения проблемы в рамках образовательного процесса и определение стратегии действий для достижения результата;
- планирование как последовательность этапов достижения цели;
- процессуальность в рамках каждой из систем: содержание (направления деятельности) -технологии (формы, методы и практики) - результат (интериоризация) - рефлексивность (поиск наибольшей эффективности) при возможной вариативности самих структурных элементов;
- направления воспитательного процесса;
- отчасти преемственность при организации воспитательного процесса;
- результативность как разрешение поставленной задачи и определение перспектив дальнейшего функционирования.
Отличное в системе муниципальных и локальных систем воспитания:
- понимание основной цели воспитательного процесса;
- определение результативности воспитания;
- приоритетные направления воспитательного процесса при заданности основных векторов в нормативно-правовых документах («Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»);
- последовательность реализации воспитательных задач;
- систематичность воспитательных мер в рамках пролонгированного развития основных векторов воспитательной системы на муниципальном и локальном уровнях;
- ресурсность как возможность обеспечения наиболее эффективных мер в рамках развития;
- совокупность воспитательных мер при ведомственной соподчиненности;
- наличие особенных и специфических условий в рамках локальных систем воспитания;
- функционирование субъектов систем (мобильность, гибкость, нестандартность, возможность приспосабливаться к изменившимся обстоятельствам).
Сравнительный анализ муниципальных и локальных систем воспитания позволяет выявить и определить, с одной стороны, наиболее уязвимые точки данных процессов и, с другой стороны, определить риски и проблемные зоны, а также механизмы их преодоления в ситуации неопределенности и нестабильности развития всей системы образования.
Говоря о перспективах и об эффективности развития муниципальных и локальных систем воспитания, необходимо, в первую очередь:
- упорядочить сами эти системы как механизмы воспитания;
- определить структурные единые составляющие либо их соподчиненность как последовательность и преемственность;
- выявить основные векторы наиболее сегодня востребованных и проблемно инициирующих направлений воспитательного процесса;
- установить тесные взаимосвязи всех элементов муниципальных и локальных систем воспитания на всех уровнях: структурном, содержательном, процессуальном;
- определить четкую последовательную структурность как совокупность элементов системы при ее целостности;
- при постоянном изменении социальной ситуации использовать модульность (модуль как востребованный содержательный элемент системы в данный период времени) в рамках этих систем, как целостный структурный элемент, и при его изменении, не нарушающий функционирование системы и обеспечивающий ее надежность.
Сравнительный анализ муниципальных и локальных систем воспитания в мегаполисе позволил при определении сходства и различия данных систем сделать предположительно достаточно обоснованный вывод об их социальной однородности; при вроде бы аналогичном содержании и общей направленности, присущ дефицит преемственности и пролонгированности; отсутствует четкая системная структура.
УДК 371.385, 004
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ КАК ОСНОВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ INFORMATION CULTURE OF FUTURE TEACHERS AS THE BASIS COMPONENT OF INDEPENDENT EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL ACTIVITY
Соловкина И. В., канд. пед. наук, доцент Физико-математический и инженерно-технологический институт ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет» Россия, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск sol0903@mail.ru
Аннотация. Дисциплина «Основы информационной культуры», преподаваемая в вузе, способствует дальнейшему формированию информационной культуры студентов, обучающихся по педагогическим специальностям, и является базовой составляющей самостоятельной учебной и профессиональной деятельности.