Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МУНИЦИПАЛЬНЫХ И ЛОКАЛЬНЫХ СИСТЕМ ВОСПИТАНИЯ В МЕГАПОЛИСЕ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МУНИЦИПАЛЬНЫХ И ЛОКАЛЬНЫХ СИСТЕМ ВОСПИТАНИЯ В МЕГАПОЛИСЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / СИСТЕМА / ОБЩЕЕ И РАЗЛИЧНОЕ В ВОСПИТАНИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пушкарева Т.В., Леванова Е.А., Клемантович И.П.

Тезисы раскрывают авторскую позицию на общее и различное в системах воспитания на уровне муниципального и локального процесса взаимодействия субъектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пушкарева Т.В., Леванова Е.А., Клемантович И.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMPARATIVE ANALYSIS OF MUNICIPAL AND LOCAL EDUCATIONAL SYSTEMS IN MEGALOPOLIS

Theses open an author's position on the general and various in educational systems at the level of municipal and local process of interaction of subjects.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МУНИЦИПАЛЬНЫХ И ЛОКАЛЬНЫХ СИСТЕМ ВОСПИТАНИЯ В МЕГАПОЛИСЕ»

РАЗДЕЛ 6

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ И ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ DEVELOPMENT OF A PERSONALITY IN SOCIO-CULTURAL AND INFORMATION SPACE

УДК 376

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МУНИЦИПАЛЬНЫХ И ЛОКАЛЬНЫХ СИСТЕМ ВОСПИТАНИЯ В МЕГАПОЛИСЕ THE COMPARATIVE ANALYSIS OF MUNICIPAL AND LOCAL EDUCATIONAL SYSTEMS IN MEGALOPOLIS

Пушкарева Т. В., д-р пед. наук, профессор Леванова Е. А., д-р пед. наук, профессор Клемантович И. П., д-р пед. наук, профессор ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»,

Россия, г. Москва pushkareva-tv@mail.ru, levanova.46@mail.ru, irina.mgguklema@mail.ru

Аннотация. Тезисы раскрывают авторскую позицию на общее и различное в системах воспитания на уровне муниципального и локального процесса взаимодействия субъектов.

Ключевые слова: воспитание, система, общее и различное в воспитании.

Abstract. Theses open an author's position on the general and various in educational systems at the level of municipal and local process of interaction of subjects.

Key words: education, a system, the general and various in education.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19013-00822.

Современная система воспитания сегодня наиболее остро ставит вопрос о поиске наиболее эффективных форм, методов и технологий воспитания в ситуации постоянно меняющейся действительности. Решение данного вопроса во многом зависит от глубокой проработки основных механизмов самого процесса воспитания и тех составляющих, которые обеспечивают этому процессу системность. Почему сегодня очень часто, говоря о воспитании, мы говорим о системе, каков сегодня этот процесс и отвечает ли он всем требованиям эффективного функционирования как системы.

Система представляет собой упорядоченную взаимосвязь всех элементов, соподчиненных друг другу, образующую единую целостность в процессе функционирования.

Проблемы современного процесса воспитания заключаются в том, что этот процесс не является целостной функционирующей системой. Порой это достаточно инерционное движение и развитие при сохранении текущих показателей, существующих условий и особенностей, то есть использование уже имеющихся, механизмов самого процесса воспитания. Процесс воспитания имеет определенную целостную совокупность элементов: цель, содержание, технологии, результат и т.д., однако их функционирование, как элементов системы, не обеспечивает необходимый результат. Особенно отчетливо это прослеживается при сравнении муниципальных и локальных систем воспитания в мегаполисе.

Муниципальную систему воспитания рассмотрим «как совокупность планомерно создаваемых в муниципальном образовании (город, район города, сельский район) условий для позитивного развития и духовно-ценностного ориентирования его жителей» (А. В. Мудрик). Эта система подчинена государственной и региональной, с одной стороны, но может рассматриваться и как «относительно автономная подсистема государственной системы воспитания» (А. В. Мудрик).

Локальная система воспитания представлена как ограниченный процесс взаимодействия субъектов с целью их позитивного развития в рамках одного учреждения (мероприятия) и т.д.

Сравнительный анализ муниципальных и локальных систем воспитания предусматривает сопоставление двух этих систем при выделении общего и различного, с целью выявления общих и отличительных признаков и свойств этих систем.

Характеристика общего предусматривает выделение единых структурных элементов, присущих обеим системам при идентичности основания.

Общее в системе муниципальных и локальных систем воспитания:

- наличие положительного идеального образа;

- целеполагание как возможность разрешения проблемы в рамках образовательного процесса и определение стратегии действий для достижения результата;

- планирование как последовательность этапов достижения цели;

- процессуальность в рамках каждой из систем: содержание (направления деятельности) -технологии (формы, методы и практики) - результат (интериоризация) - рефлексивность (поиск наибольшей эффективности) при возможной вариативности самих структурных элементов;

- направления воспитательного процесса;

- отчасти преемственность при организации воспитательного процесса;

- результативность как разрешение поставленной задачи и определение перспектив дальнейшего функционирования.

Отличное в системе муниципальных и локальных систем воспитания:

- понимание основной цели воспитательного процесса;

- определение результативности воспитания;

- приоритетные направления воспитательного процесса при заданности основных векторов в нормативно-правовых документах («Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»);

- последовательность реализации воспитательных задач;

- систематичность воспитательных мер в рамках пролонгированного развития основных векторов воспитательной системы на муниципальном и локальном уровнях;

- ресурсность как возможность обеспечения наиболее эффективных мер в рамках развития;

- совокупность воспитательных мер при ведомственной соподчиненности;

- наличие особенных и специфических условий в рамках локальных систем воспитания;

- функционирование субъектов систем (мобильность, гибкость, нестандартность, возможность приспосабливаться к изменившимся обстоятельствам).

Сравнительный анализ муниципальных и локальных систем воспитания позволяет выявить и определить, с одной стороны, наиболее уязвимые точки данных процессов и, с другой стороны, определить риски и проблемные зоны, а также механизмы их преодоления в ситуации неопределенности и нестабильности развития всей системы образования.

Говоря о перспективах и об эффективности развития муниципальных и локальных систем воспитания, необходимо, в первую очередь:

- упорядочить сами эти системы как механизмы воспитания;

- определить структурные единые составляющие либо их соподчиненность как последовательность и преемственность;

- выявить основные векторы наиболее сегодня востребованных и проблемно инициирующих направлений воспитательного процесса;

- установить тесные взаимосвязи всех элементов муниципальных и локальных систем воспитания на всех уровнях: структурном, содержательном, процессуальном;

- определить четкую последовательную структурность как совокупность элементов системы при ее целостности;

- при постоянном изменении социальной ситуации использовать модульность (модуль как востребованный содержательный элемент системы в данный период времени) в рамках этих систем, как целостный структурный элемент, и при его изменении, не нарушающий функционирование системы и обеспечивающий ее надежность.

Сравнительный анализ муниципальных и локальных систем воспитания в мегаполисе позволил при определении сходства и различия данных систем сделать предположительно достаточно обоснованный вывод об их социальной однородности; при вроде бы аналогичном содержании и общей направленности, присущ дефицит преемственности и пролонгированности; отсутствует четкая системная структура.

УДК 371.385, 004

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ КАК ОСНОВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ INFORMATION CULTURE OF FUTURE TEACHERS AS THE BASIS COMPONENT OF INDEPENDENT EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL ACTIVITY

Соловкина И. В., канд. пед. наук, доцент Физико-математический и инженерно-технологический институт ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет» Россия, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск sol0903@mail.ru

Аннотация. Дисциплина «Основы информационной культуры», преподаваемая в вузе, способствует дальнейшему формированию информационной культуры студентов, обучающихся по педагогическим специальностям, и является базовой составляющей самостоятельной учебной и профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.