Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ ЖИЗНЕННЫХ ЦИКЛОВ ОРГАНИЗАЦИИ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ ЖИЗНЕННЫХ ЦИКЛОВ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
564
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОРГАНИЗАЦИИ / СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОРГАНИЗАЦИИ / ХАРАКТЕРИСТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ / LIFE CYCLES OF THE ORGANIZATION / STAGES OF THE LIFE CYCLE OF THE ORGANIZATION / CHARACTERISTICS OF THE ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чиркова А. Д.

Статья посвящена анализу моделей жизненных циклов организации. Выделены особенности и тенденции развития теорий жизненных циклов организации по количеству стадий и по основным характеристикам организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE MODELS OF LIFE CYCLES OF THE ORGANIZATION

The article is devoted to the analysis of the organization life cycle models. The features and tendencies of the development of the theories of life cycles of an organization are singled out by the number of stages and the main characteristics of organizations.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ ЖИЗНЕННЫХ ЦИКЛОВ ОРГАНИЗАЦИИ»

УДК 334.02

Чиркова А.Д. студент магистратуры кафедра Корпоративной экономики и управления бизнесом Уральский государственный экономический университет

Россия, г. Екатеринбург СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ ЖИЗНЕННЫХ ЦИКЛОВ

ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация:

Статья посвящена анализу моделей жизненных циклов организации. Выделены особенности и тенденции развития теорий жизненных циклов организации по количеству стадий и по основным характеристикам организаций.

Ключевые слова: жизненный цикл организации, стадии жизненного цикла организации, характеристики организации.

Chirkova A.D.

master student

Department of Corporate Economics and Business Management

Ural State University of Economics Russia, Yekaterinburg

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE MODELS OF LIFE CYCLES OF THE ORGANIZATION

Annotation:

The article is devoted to the analysis of the organization life cycle models. The features and tendencies of the development of the theories of life cycles of an organization are singled out by the number of stages and the main characteristics of organizations.

Key words: life cycles of the organization, stages of the life cycle of the organization, characteristics of the organization.

Концепция жизненного цикла организации вторглась в менеджмент и экономику не внезапно, а просачивались в том или ином виде уже с XVI века. Уже тогда философы понимали, что организации рождаются и развиваются итерационно, повторяя определенные действия с некоторыми изменениями для улучшения результата. Основой для понимая концепции служит развитие биологических объектов, но это лишь основа, которая не должна применяться к организациям в полной аналогии, так как биологические организмы неизбежно стареют и погибают, а организации, переживая очередной кризис, развиваются и растут. Однако современная наука насчитывает большое число моделей жизненного цикла организаций, некоторые из которых повторяют закономерность развития биологических объектов, то есть - смерть организаций.

Концепция жизненного цикла организации основывается на определении организационных изменений - это повышение эффективности управления, что может быть связано с любыми глобальными преобразованиями в компании, например, с изменением стратегии.

На данный момент существует много различных моделей жизненного цикла, отличающихся количеством стадий и набором характеристик, с помощью которых эти стадии можно измерить. Параметры этих характеристик меняются в зависимости от стадии, а в своей работе Широкова и Серова определяют стадию ЖЦО как конфигурацию «определенных переменных» [5]. Для лучшего понимания в Таблица 1 будут рассмотрены 12 популярных моделей зарубежных и отечественных авторов.

Таблица 1 Анализ моделей жизненных циклов организации [1, 2, 3, 4]

Год Автор, модель Количество стадий Характеристики

1967 А. Даунс «Движущие силы роста» - одна из первых моделей ЖЦО, согласно которой организация проходит стадию установления, бурного развития и расширения, а после переходит к формализации и контролю. 1. Борьба за автономию 2. Стремительный рост 3. Замедление Возраст, размер, диверсификация, структура, формализация

1967 Г. Липпит и У. Шмидт «Управленческое участие» -представляет модель жизненного цикла коммерческой организации. Акцент делается на психологическую составляющую управления. 1. Рождение 2. Юность 3. Зрелость Возраст, стиль и поведение менеджмента, интересы заинтересованных сторон, структура, формализация

1972 Л. Грейнер «Проблемы лидерства на стадиях Эволюции и Революции» - предполагает «пять стадий развития предприятия, по завершению каждой из которых присутствует кризис роста». 1. Креативность 2. Директивное руководство 3. Делегирование 4. Координация 5. Сотрудничество Возраст, размер, темп роста, этапы эволюции, этапы революции, структура, формализация, стиль и поведение менеджмента, система контроля, система вознаграждения и мотивации

1974 У. Торберт «Ментальность членов организации» -рассматривает развитие как «процесс перехода от индивидуальности до коллективности, когда работники перестают действовать разрозненно, а чувствуют свою принадлежность к трудовому коллективу». 1. Стадия фантазий 2. Стадия инвестиций 3. Стадия определений 4. Стадия экспериментов 5. Стадия предопределения производительности 6. Стадия свободного выбора структуры 7. Стадия базовой общности 8. Стадия Возраст, размер, структура, стиль и поведение менеджмента, формализация, индивидуальные менталитеты сотрудников организации, культура

либеральных порядков

1978 Д. Кац и Р. Кан «Организационная структура» -описывают организационную структуру как «отражение изменений, происходящих в организации в зависимости от стадии ее развития». 1. Простые системы 2. Устойчивая стадия 3. Разработка структуры Возраст, структура, формализация, система контроля

1979 И.А. Адизес «Теория жизненных циклов организации» -описывает организацию как «биологическую систему, которая проходит в процессе развития 9 стадий», сталкиваясь на каждой с определёнными проблемами. 1. Ухаживание 2. Младенчество 3. Давай-давай 4. Юность 5. Расцвет 6. Поздний расцвет 7. Аристократия 8. Ранняя бюрократия 9. Бюрократия 10. Смерть Возраст, размер, нормальные проблемы, аномальные проблемы, структура, формализация, стиль и поведение менеджмента

1983 Р. Куинн и К. Камерон «Интегративная модель» -модель является обобщением предыдущих с одним лишь отличием: акцент сделан на анализе эффективности на различных стадиях. 1. Предпринимательство 2. Коллективность 3. Формализация 4. Разработка структуры Возраст, размер, критерии организационной эффективности, структура, формализация, централизация, стиль и поведение менеджмента, культура

1983 Д. Миллер и П. Фризен «Траектории развития организации» - содержит четыре стадии развития, причем жизнь организации после прохождения всего пути не обязательно должна завершиться, под смертью может предполагаться завершение одной вехи развитие и возрождение на новой ступени. 1. Рождение 2. Рост 3. Зрелость 4. Упадок Возраст, размер, интересы заинтересованных сторон, стратегия, формализация, внутренние коммуникации, централизация, стиль и поведение менеджмента, культура

1986 Фламхольц - содержит «семь стадий развития организации, для каждой из которых характерны определенные проблемы. Особенностью модели является анализ болезней роста, с которыми связан переход от предпринимательского управления к профессиональному менеджменту». 1. Новое предприятие 2. Расширение 3. Профессионализация 4. Консолидация 5. Диверсификация 6. Интеграция 7. Упадок Возраст, размер, темп роста, проблемы роста, формализация, стиль и поведение менеджмента, культура

2003 Э.М. Коротков - каждая стадия соответствует состоянию предприятия в определённый момент времени и характеризуется определённым 1. Эксплерентная (рождение и формирование) 2. Патиентная (завоевание рынка) Возраст, структура, стратегия, прибыль

поведением предприятия. 3. Виолентная (достижение устойчивости на рынке) 4. Коммутантная (упадок, старение) 5. Леталентная (деструктуризация, прекращение деятельности).

2003 Д. Лестер, Дж. Парнелл, А. Каррагер «Жизненные циклы организации» - «модель позволяет на практике измерить стадии ЖЦО для предугадывания изменений характеристик организаций при переходе с одной стадии на другую». 1. Существование 2. Выживание 3. Успех 4. Возрождение 5. Упадок Возраст, размер, процесс обработки информации, централизация, структура

2006 Е. Емельянов и С. Поварницына «Кривая организационного развития» - предполагает 4 стадии развития, основываясь на анализе изменений задач и уровня бизнеса на всех этапах «взросления». 1. Тусовка 2. Механизация 3. Внутреннее предпринимательство 4. Управление качеством Возраст, размер, структура, формализация, децентрализация, стиль и поведение менеджмента, ориентация на качество

В процессе анализе этих моделей было проведено сравнение их по количеству стадий (Error! Reference source not found.). В целом, почти все модели за рассматриваемый период содержат 3-5 стадий жизненного цикла организаций и многие являются переработкой моделей предыдущих авторов. На данный момент тенденция склонна к более детальному описанию стадий развития компаний, что можно увидеть в отсутствии современных моделей с тремя стадиями.

12

10 10

8 ^

6

_ 5 — 5 — 5

4 4 — 4 — 4

3 — 3 — 3

2

8

lagged g. g « я ^ 8

5 Э - a H § | i I aM g <

* > * * ¡I«!^ * ^ £ i J «

H "

« & ^ -ГЦ * ? f « 0 *

| « ^ « М ^ пи

И £ « чё

* & &

и ем ^

1967 1967 1978 1983 1983 2006 1972 2003 2003 1986 1974 1979

Рисунок 2 - Количество стадий в моделях ЖЦО Большей популярностью обладают модель Ларри Грейнера и модель И.А. Адизеса, которая содержит 10 стадий, поделенных на 2 группы: рост и

спад, она же чаще всего используется в российских компаниях. Стоит отметить, что не все модели ЖЦО учитывают стадию смерти организации, так как компании могут погибнуть куда раньше, не проходя до смерти все остальные стадии. Только Ицхак Адизес в своей модели учитывает возможную смерть организации на каждой стадии роста, называя их «ловушками»: увлечение, смерть в младенчестве, ловушка основателя, преждевременное старение, несостоявшийся предприниматель.

Другое интересное направление для анализа заключается в сравнении характеристик организации, которые, по мнению авторов, меняются с переходом от одной стадии к другой (Рисунок 3).

Рисунок 3 Частота встречаемости характеристик организаций в

моделях ЖЦО

Хочется отметить, что в основном все модели можно разделить на две части: те, что делают акцент на психологической составляющей управления изменениями, и те, которые основываются на изменении организационной структуры. Не смотря на то, что авторы всех рассматриваемых моделей предполагают изменений организационной структуры, изменение стиля и поведения топ-менеджмента, корпоративной культуры, интересов заинтересованных сторон учитывают только 7, 4, 3 моделях соответственно.

Также практически во всех моделях учитывается размер организации и формализация процессов и различных систем.

Более уникальными характеристиками организации являются стратегии, проблемы роста и другие факторы, встречающиеся только в единичном случае (менталитет сотрудников, революция и эволюция и т.д.).

Среди всех рассматриваемых характеристик авторы моделей указывают изменение возраста организация в процессе перехода от одной стадии к другой, однако, на мой взгляд, относительно вопроса оценки изменяющихся характеристик, возраст не совсем уместен - он меняется и без перехода от

одной стадии к другой.

На мой взгляд, самыми важными для анализа изменений являются характеристики: темп роста (на первых стадиях он может быть стремительным, а потом затухать), организационная структура (процесс ее формирования, ее сложность), формализация процессов (от неформальности до бюрократизации), стиль и поведение топ-менеджмента, принимаемые ими решения (здесь же изменение стратегии, приоритеты). Список характеристик можно расширить при индивидуальном подходе, учитывая отраслевую принадлежность организации и другие факторы микро- и макросреды.

Использованные источники:

1. Адизес, И. К. Управление жизненным циклом корпорации / пер. с англ. Под науч. Ред. А. Г. Сеферяна — Спб.: Питер, 2007. — 384 с.

2. Поварницына С., Емельянов Е. Психология бизнеса. М.: Дмитрий+Пресс, 1998.

3. Широкова, Г. В. Жизненный цикл организации: концепции и российская практика [Электронный ресурс] / Г. В. Широкова; Высшая школа менеджмента СПбГУ. - 2-е изд. . СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента»; Издат. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2008. - 480 с.

4. Кушелевич Е.И., Филонович С.Р. Модели жизненных циклов организаций // Менеджмент: век XX - век XXI. М.: Экономистъ, 2004.

5. Широкова Г.В., Серова О.Ю. Модели жизненных циклов организаций: теоретический анализ и эмпирические исследования // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. 2006. №1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.