Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ ИТ-УСЛУГАМИ: FITSM И YASM'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ ИТ-УСЛУГАМИ: FITSM И YASM Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
управление ИТ-услугами / ИТ-инфраструктура / техническая поддержка / МСП / FitSM / YaSM / ITIL / ITSM / IT service management / IT infrastructure / technical support / small and medium-sized businesses

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Безруков В.И.

Рассмотрены модели управления ИТ-инфраструктурой, которые за счет своей гибкости и простоты внедрения могут быть использованы в малом и среднем бизнесе. Описаны их преимущества и дана сравнительная характеристика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Безруков В.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF IT SERVICE MANAGEMENT MODELS: FITSM AND YASM

This paper examines IT infrastructure management models that, due to their flexibility and ease of implementation, can be used in small and medium-sized businesses. Their advantages are described, and a comparative analysis is provided.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ ИТ-УСЛУГАМИ: FITSM И YASM»

УДК 33

Безруков В.И.

студент, группа МЭК18-22-01 Уфимский государственный нефтяной технический университет

(г. Уфа, Россия)

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ ИТ-УСЛУГАМИ: FITSM И YASM

Аннотация: рассмотрены модели управления ИТ-инфраструктурой, которые за счет своей гибкости и простоты внедрения могут быть использованы в малом и среднем бизнесе. Описаны их преимущества и дана сравнительная характеристика.

Ключевые слова: управление ИТ-услугами, ИТ-инфраструктура, техническая поддержка, МСП.

В настоящий момент информационные технологии приобрели значительное влияние на успешность бизнеса. Практически каждая компания, независимо от ее размера, нуждается в применении ИТ, либо получает возможности для заметного роста при их применении. Однако, для малого бизнеса недостаток финансирования и квалифицированных кадров может стать проблемой при создании и поддержании своей ИТ-инфраструктуры [1].

Выходом могут стать облегченные модели и стандарты управления ИТ-услуг, которые отличается гибкостью и простотой внедрения. Например, FitSM и YaSM, основанные на популярных и проверенных временем мировых практиках управления ИТ-инфраструктурой, таких как ITIL.

FitSM (Federated IT Service Management) представляет из себя группу упрощенных стандартов для управления ИТ-услугами. Стандарты разделены на нумерованные подгруппы c используемыми терминами, требованиями, целями

и видами деятельности, а также ролевыми моделями. Дополнительно выделяют вспомогательные стандарты с шаблонами и инструкциями [2,3].

FitSM поддерживается ITEMO (IT Education Management Organization), модульной концепцией обучения в сфере управления ИТ, которая предлагает возможность платного обучения и сертификации на знание FitSM. Доступ же к самим материалам открыт и бесплатен.

По сравнению с международным стандартом управления ИТ ISO 20000, инструкции в FitSM более сжаты и меньше углубляются в излишние для малого бизнеса детали, предоставляя ему больше свободы [4]. Таким образом, снижаются затраты на поддержание ИТ-услуг и требования к квалификации сотрудника - при том, что стандарты повышают эффективность компании.

В свою очередь, YaSM (Yet another Service Management Model) включает в себя руководства, набор шаблонных документов и карту процессов для менеджмента ИТ-услуг [5]. Карта процессов разделена на 3 уровня:

- 1 уровень дает общий обзор на процессы YaSM,

- 2 уровень включает в себя 19 диаграмм с описанием каждого процесса, а также пояснением связей с остальными процессами,

- 3 уровень показывает 102 диаграммы для подробного описания типов деятельности.

Диаграммы можно редактировать. Информация подается ёмко и сжато, исключая излишние детали по сравнению с более крупными стандартами как ITIL.

Некоторая часть материалов и инструкций находится в открытом доступе, но карта процессов YaSM и обновления к ней платные. Карта процессов позволяет четче координировать ИТ-процессы и индивидуально строится для каждой компании. Это может быть хорошим выбором для малого и среднего бизнеса, в то время как микробизнеса этот вариант может быть слишком затратен.

У FitSM и YaSM много общего. Обе модели управления совместимы с ISO 20000 и основаны на ITIL. Основным различием является представление информации:

- FitSM предоставляет набор документов с рекомендациями и требованиями. Также, FitSM более четко отделяет процессы управления ИТ-услугами от прочих услуг. FitSM выделяет в своей структуре 14 основных процессов, в то время как YaSM выделяет 19 процессов. Материалы FitSM предоставляются бесплатно и являются хорошим выбором для малого бизнеса [6].

- YaSM в основном располагает руководства и инструкции на своем сайте, а также платно предлагает документы и шаблоны, которые можно адаптировать под свои нужды. YaSM более наглядно представляет инструкции через обучающие видео, диаграммы и графики, предоставляет поддержку для клиентов и уделяет больше внимания особенностям каждой компании.

Таким образом, обе модели управления ИТ-услугами, FitSM и YaSM, предоставляют простые инструменты для повышения эффективности и снижения затрат на ИТ-инфраструктуру, подходящие в том числе малому и среднему бизнесу. Выбор между ними зависит от специфических потребностей компании. FitSM может быть предпочтительным для тех, кто ищет бесплатные и простые решения, тогда как YaSM предлагает более детализированные и адаптируемые инструменты за определенную плату. В конечном счете, внедрение одной из этих моделей может значительно улучшить управление ИТ-услугами и способствовать росту бизнеса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Запорожченко А.О., Редько С.Г. Разработка на базе сервисного подхода методики эффективного использования информационных технологий для малого и среднего бизнеса // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Инноватика. 5'2009. C.262-267. [Электронный ресурс]. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-na-baze-servisnogo-podhoda-metodiki-

effektivnogo-ispolzovaniya-informatsionnyh-tehnologiy-dlya-malogo-i-srednego-

biznesa/viewer;

2. FitSM - the Free, Lightweight ITSM Standard [Электронный ресурс]. URL: https://www.fitsm.eu/ (дата обращения: 20.05.24);

3. FitSM is a lightweight standard [Электронный ресурс]. URL: https://yasm.com/wiki/en/index.php/FitSM#:~:text=FitSM%20is%20a%20lightweigh t%20standards,as%20ITIL%C2%AE%20and%20ISO%2020000 (дата обращения: 20.05.24);

4. FitSM: The Lightweight ITSM Standard [Электронный ресурс]. URL: https://www.joetheitguy.com/fitsm-the-lightweight-itsm-standard/ (дата обращения: 20.05.24);

5. The YaSM Service Management Wiki [Электронный ресурс]. URL: https://yasm.com/wiki/en/index.php/Main_Page (дата обращения: 20.05.24);

6. FitSM and YaSM [Электронный ресурс]. URL: https://yasm.com/wiki/en/index.php/FitSM_and_YaSM#The_difference_between_Fit SM_and_YaSM (дата обращения: 20.05.24)

Bezrukov V.I.

Ufa State Petroleum Technological University (Ufa, Russia)

COMPARATIVE ANALYSIS OF IT SERVICE MANAGEMENT MODELS: FITSM AND YASM

Abstract: this paper examines IT infrastructure management models that, due to their flexibility and ease of implementation, can be used in small and medium-sized businesses. Their advantages are described, and a comparative analysis is provided.

Keywords: FitSM, YaSM, ITIL, ITSM, IT service management, IT infrastructure, technical support, small and medium-sized businesses.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.