Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОММЕРЧЕСКИХ АРБИТРАЖЕЙ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ ЕАЭС'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОММЕРЧЕСКИХ АРБИТРАЖЕЙ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
317
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЕАЭС / СУД / АРБИТРАЖ / ЗАКОН / АРБИТРАЖНОЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВО / РЕГЛАМЕНТ / АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЕАЭС

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Киченина Виктория Сергеевна

В статье исследуется законодательная основа функционирования международных коммерческих арбитражей в государствах-участниках Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а также процедуры создания, компетенцию и сроки арбитражных разбирательств. В частности, рассматриваются регламенты ведущих постоянно действующих арбитражных учреждений Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армения и Киргизской Республики.Анализ законодательной основы в каждой из этих стран позволяет определить правовые нормы, регулирующие международные коммерческие арбитражи и обеспечивающие их правильное функционирование. Регламенты этих учреждений являются важными инструментами, определяющими правила и процедуры проведения арбитражных разбирательств, включая выбор арбитров, подачу и рассмотрение исковых заявлений, доказательств и вынесение решений.Анализ деятельности арбитражных учреждений позволил определить и выявить различия в правовых нормах и процедурах проведения арбитражных разбирательств в каждой из исследуемых стран, а также общие подходы к законодательному регулированию в этой сфере.На основе такого анализа делается вывод о необходимости создания Арбитражного суда ЕАЭС в качестве направления развития сотрудничества государств-участников ЕАЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF INTERNATIONAL COMMERCIAL ARBITRATIONS OF THE EAEU MEMBER STATES

The article examines the legislative basis for the functioning of international commercial arbitration in the member states of the Eurasian Economic Union (EAEU), as well as the procedures for the establishment, competence and timing of arbitration proceedings. In particular, the regulations of the leading permanent arbitration institutions of the Republic of Belarus, the Republic of Kazakhstan, the Republic of Armenia and the Kyrgyz Republic are considered.An analysis of the legislative framework in each of these countries makes it possible to determine the legal norms governing international commercial arbitrations and ensuring their proper functioning. The regulations of these institutions are important tools that determine the rules and procedures for conducting arbitration proceedings, including the selection of arbitrators, filing and consideration of statements of claim, evidence and making decisions.The analysis of the activities of arbitration institutions made it possible to identify and identify differences in the legal norms and procedures for conducting arbitration proceedings in each of the countries studied, as well as common approaches to legislative regulation in this area.Based on this analysis, it is concluded that it is necessary to create an Arbitration Court of the EAEU as a direction for the development of cooperation between the EAEU member states.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОММЕРЧЕСКИХ АРБИТРАЖЕЙ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ ЕАЭС»

Сравнительный анализ международных коммерческих арбитражей государств-участников ЕАЭС

Киченина Виктория Сергеевна,

кандидат юридических наук, заведующая кафедрой международно-правовых дисциплин Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии

E-mail: [email protected]

В статье исследуется законодательная основа функционирования международных коммерческих арбитражей в государствах-участниках Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а также процедуры создания, компетенцию и сроки арбитражных разбирательств. В частности, рассматриваются регламенты ведущих постоянно действующих арбитражных учреждений Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армения и Киргизской Республики.

Анализ законодательной основы в каждой из этих стран позволяет определить правовые нормы, регулирующие международные коммерческие арбитражи и обеспечивающие их правильное функционирование. Регламенты этих учреждений являются важными инструментами, определяющими правила и процедуры проведения арбитражных разбирательств, включая выбор арбитров, подачу и рассмотрение исковых заявлений, доказательств и вынесение решений. Анализ деятельности арбитражных учреждений позволил определить и выявить различия в правовых нормах и процедурах проведения арбитражных разбирательств в каждой из исследуемых стран, а также общие подходы к законодательному регулированию в этой сфере.

На основе такого анализа делается вывод о необходимости создания Арбитражного суда ЕАЭС в качестве направления развития сотрудничества государств-участников ЕАЭС.

Ключевые слова. ЕАЭС, суд, арбитраж, закон, арбитражное разбирательство, регламент, Арбитражный суд ЕАЭС.

Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года включают в себя различные меры и инициативы, направленные на обеспечение устойчивого экономического роста и развития в рамках ЕАЭС. Одно из таких направлений может быть создание международного коммерческого арбитража для рассмотрения споров между хозяйствующими субъектами.

Такое стратегическое направление может способствовать развитию и совершенствованию системы правового регулирования и защиты интересов хозяйствующих субъектов внутри ЕАЭС, а также укреплению институциональной основы интеграционного процесса. Развитие международного коммерческого арбитража для рассмотрения споров хозяйствующих субъектов является важным аспектом стратегического развития евразийской экономической интеграции. В настоящий момент уже работает Суд ЕАЭС, но его компетенция ограничена лишь спорами между государствами-участниками.

Международный коммерческий арбитраж - это альтернативный способ разрешения споров, в котором стороны обращаются к независимому третьему лицу (арбитру или арбитражному суду) для принятия решения, которое является обязательным для этих сторон. Он используется для разрешения споров между различными хозяйствующими субъектами, включая предприятия, компании и другие коммерческие организации.

Создание международного коммерческого арбитража в рамках ЕАЭС особенно в текущей неустойчивой геополитической ситуации, может способствовать развитию единого рынка и привлечению инвестиций, поскольку инвесторы и предприниматели будут знать, что в случае возникновения споров у них будет доступ к эффективному механизму их разрешения. Это может повысить уровень доверия участников экономической интеграции, так как они будут знать, что споры между ними могут быть разрешены объективно и справедливо

Однако создание международного коммерческого арбитража требует согласования и сотрудничества между государствами-членами ЕАЭС. Необходимо разработать и принять соответствующие правовые акты и процедуры, определить правила и порядок разрешения споров, а также обеспечить надлежащее функционирование арбитражного суда или органа.

В связи с этим, актуальным представляется анализ арбитражного (третейского) законодательства государств-участников ЕАЭС. Поэтому в рам-

5 -о

сз ж

■с

ках настоящего исследования рассматриваются законодательная база и особенности функционирования арбитражных центров Республики Беларусь (далее - РБ, Беларусь), Республики Казахстан (далее - РК), Республики Армении (далее -РА) и Киргизкой Республики (далее - КР).

Закон БР «О международном арбитражном (третейском) суде» от 09.07.1999 г. определяет правовой режим международных арбитражных судов в Беларуси, а также их компетенцию и процедуру разрешения спора.

В соответствии с законом, международные арбитражные суды могут быть созданы как постоянные действующие учреждения, так и создаваться временно для рассмотрения конкретного спора.

Закон также устанавливает требования к форме и содержанию арбитражного соглашения, процедуре назначения арбитров и их компетенции, правилах арбитражного разбирательства и оспариванию решений арбитража.

Решения международного арбитражного суда в Беларуси являются обязательными для сторон спора и могут быть исполнены на территории РБ судебными органами. Также стоит отметить, что с 2011 года действует Закон РБ «О третейских судах».

Согласно белорусскому законодательству, в международный арбитражный суд по соглашению сторон могут передаваться гражданско-правовые споры между любыми субъектами права, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если местонахождение или местожительство хотя бы одного из них находится за границей Республики Беларусь, а также иные споры экономического характера, если соглашением сторон предусмотрена передача спора на разрешение международного арбитражного суда и если это не запрещено законодательством Республики Беларусь [1].

В Беларуси споры, связанные с признанием лица банкротом, относятся к исключительной компетенции экономических судов в соответствии со статьей 51 ХПК Республики Беларусь.

Отдельные категории споров, такие как налоговые, таможенные, административные и другие публично-правовые споры, также являются неар-битрабельными в Беларуси.

В белорусском законодательстве нет ограничений для передачи в арбитраж корпоративных споров [2] Но споры, связанные с топологиями интегральных микросхем, сортами растений, товарными знаками и изобретениями, полезными моделями и промышленными образцами исключены из сферы арбитражных споров [3].

Согласно ст. 7 Закона «О международном арбитражном (третейском) суде» постоянно действующий международный арбитражный суд создается — некоммерческой организацией, главной целью де-2 ятельности которой является содействие осущест-Я влению внешнеэкономических связей с иностран-° ными юридическими лицами и индивидуальными ав предпринимателями.

Такое учреждение имеет свой устав и подлежит государственной регистрации в порядке, определяемом законодательством Республики Беларусь.

В Республике Беларусь функционируют такие постоянно действующие международные арбитражные суды, созданных в качестве некоммерческих организаций, как Международный арбитражный суд при БелТПП (далее - МАС при БелТпП) и Международный арбитражный (третейский) суд «Палата арбитров при Союзе юристов». А также существует ряд постоянно действующих третейских судов, созданных в качестве обособленных подразделений юридических лиц.

Созданный в 1994 году МАС при БелТПП является постоянно действующим международным арбитражным судом. В п. 3 ст. 5 Регламента МАС при БелТПП указывает, что стороны имеют право выбирать арбитров из Рекомендательного списка арбитров МАС при БелТПП или выбирать арбитров, которые не значатся в этом списке.

Согласно ст. 27 Регламента МАС при БелТПП, если стороны не договорились об ином, арбитражное разбирательства проводится, как правило, в помещении МАС при БелТПП.

Если соглашение не достигнуто, дело рассматривается на белорусском или русском языке.

Согласно ст. 14 Регламента состав суда обязан рассмотреть дело и вынести решение не позднее 6 месяцев с момента его формирования и он может рассматривать:

1) споры между любыми субъектами права, возникающие из осуществления внешнеторговых и иных международных экономических связей, если местонахождение или место жительства хотя бы одного из этих субъектов находится за границей Республики Беларусь;

2) споры между предприятиями с иностранными инвестициями, международными объединениями и организациями, созданными на территории Республики Беларусь; споры между участниками упомянутых юридических лиц, споры этих юридических лиц с другими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь;

3) споры между иностранными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, расположенными за пределами Беларуси;

4) иные споры экономического характера, если соглашением сторон предусмотрена передача спора на разрешение международного арбитражного суда и если это не запрещено законодательством Республики Беларусь. Арбитражный сбор зависит от цены иска. Деятельность арбитражных судов в Республике Казахстан регулируется Законом РК «Об арбитраже» от 08.04.2016 г. Реестр арбитров ведет Арбитражная палата, которая является некоммерческой организацией, объединяющей постоянно действующих арбитров и существующие арбитражные центры. Основная цель Арбитражной палаты состоит в создании благоприятных условий для раз-

вития, стимулирования и поддержки деятельности арбитражных судов в Республике Казахстан.

Включение в реестр арбитров Арбитражной палаты позволяет арбитрам участвовать в разрешении третейских споров и заниматься арбитражной деятельностью в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Согласно данным сайта Министерства юстиции Казахстана на текущий момент (август 2023 года) существует 21 постоянно действующий арбитраж [4], в свою очередь на сайте Арбитражной палаты приведен перечень из 17 постоянно действующих арбитражей и арбитров[5].

Согласно ст. 1 Законом РК «Об арбитраже арбитражная процедура может применяться в отношении споров, возникших из гражданско-правовых отношений с участием физических и (или) юридических лиц, независимо от места жительства или места нахождения субъектов спора внутри государства или за его пределами, разрешаемых арбитражем, если иное не установлено законодательными актами Республики Казахстан.

Согласно ст. 8 того же закона арбитражу не подведомственны споры, по которым затрагиваются интересы несовершеннолетних лиц, лиц, признанных в порядке, установленном законом, недееспособными или ограниченно дееспособными, о реабилитации и банкротстве, между субъектами естественных монополий и их потребителями, между государственными органами, субъектами квазигосударственного сектора, а также споры, возникающие из личных неимущественных отношений, не связанных с имущественными и некоторые корпоративные споры.

Создаются арбитражи физическими и юридическими лицами в соответствии с законодательство в виде постоянно действующих или арбитражей для разрешения конкретного спора.

Постоянно действующий арбитраж утверждает регламент арбитража, реестр арбитров, которые будут осуществлять деятельность в данном арбитраже.

Арбитраж для рассмотрения конкретного спора создается сторонами для разрешения спора и действует до разрешения данного спора или до принятия сторонами решения о передаче спора в суд.

Особенных процедур и документов, необходимых для получения статуса постоянно действующего арбитража закон не предусматривает. Законодательство предъявляет к постоянно действующим арбитражам требование о ведение реестра своих арбитров. Информация о постоянно действующем арбитраже, включая его юридический адрес и регламент, а также реестр арбитров размещаются в средствах массовой информации, в том числе и на интернет-ресурсах, для свободного ознакомления физических и юридических лиц. Информация об арбитражных решениях размещается при наличии согласия сторон спора.

Например, Арбитражный центр Атамекен был создан в 2014 году в форме некоммерческой организации - частного учреждения. Центр рас-

сматривает споры, возникающие из гражданско-правовых отношений, между юридическими и физическими лицами, независимо от их гражданства или местонахождения.

Арбитражные расходы состоят из регистрационного и арбитражного сборов, а также издержек, связанных с разрешением спора. Арбитры могут быть назначены как из реестра, который ведет центр, так и по предложению сторон. Сроки арбитражного разбирательства и вынесения решения должны быть не более 60 календарных дней с момента формирования состава арбитража.

Если стороны не согласовали место арбитража, этот вопрос решается составом арбитража, а язык разбирательства определяется сторонами или арбитражем, если стороны не достигли соглашения. Арбитражный сбор зависит от цены иска [6].

В республике Армения действует Закон «О коммерческом арбитраже», в соответствии с которым в соответствии с этим законом понятие «коммерческий» включает все отношения коммерческого характера, как договорные, так и недоговорные. Он охватывает различные сделки, такие как заключенные между банками или другими финансовыми организациями и их клиентами, по снабжению товарами и оказанию услуг, по коммерческому представительству или агентированию, факторингу, аренде, выполнению работ, консультированию, проектированию, лицензированию, инвестиционным сделкам, сделкам по финансированию, страхованию, эксплуатации или концессионным сделкам, совместным предпринимательским или промышленным сделкам и другим видам предпринимательского сотрудничества. Также он распространяется на сделки по морским, воздушным, железнодорожным и автомобильным перевозкам.

В соответствии с законодательством Республики Армения, все коммерческие споры, за исключением коммерческих и семейных споров, касающихся общественной собственности, могут рассматриваются в арбитражных судах [7].

Специальных требований к созданию постоянно действующих арбитражных учреждений закон на предъявляет. На текущим момент самым известным является постоянно действующее арбитражное учреждение при Торгово-промышленной палате Республики Армения. Также постоянно действующими арбитражными учреждениями являются Союз Банков Армении, оказывающий услуги по финансовому арбитражу для арбитражных споров, связанных с финансами, Оптимус Лекс Арбитражный суд и Партнеры ADR, которые предлагают услуги частным предприятиям и частным лицам, которые хотят решить свои споры, прибегая к посредничеству и арбитражу [8].

Если говорить о постоянно действующем арбитражном учреждении при Торгово-промышленной палате Республики Армения, то можно обозначить следующие положения Регламента. Место осуществления арбитража является Ереван, если стороны не определили иное место. Дело рассматривается на армянском языке, если стороны

5 -о

сз ж

■с

не выбрали другой язык. Арбитраж должен быть завершен, а решение должно быть вынесено в течение девяти месяцев со дня направления ответа или формирования арбитражного трибунала, в зависимости от того, что наступит позже. Отсутствует прямой запрета на сторонних арбитров, но если в течение срока, установленного Регламентом, истец или ответчик не предлагают кандидатуры арбитров, то их назначение осуществляет Арбитражное учреждение из своего списка арбитров.

Размер арбитражных сборов зависит от размера исковых требований.

Закон КР «О третейских арбитражах в Кыргызской Республике» был принят 30.07.2022 г. и изменен в 2003 году на Закон КР «О третейских судах в Кыргызской Республике».

Этот закон применяется при разрешении споров, возникающих из гражданских правоотношений, включая инвестиционные споры, на рассмотрение третейского суда. Он также может касаться налоговых споров, за исключением тех, которые урегулированы другими законами.

Согласно вышеуказанному закону, постоянно действующий третейский суд является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в виде некоммерческой организации.

Подробнее хотелось бы остановится на Международном третейском суде при Торгово-промышленной палате Кыргызской Республики (далее-МТС ТПП), который был зарегистрирован Министерством Юстиции Кыргызской Республики в сентябре 2002 года и является постоянно действующим институциональным арбитражем. Он предоставляет оперативное и качественное разрешение экономических споров в бизнес-среде с помощью независимых профессиональных арбитров.

Цель создания МТС ТПП заключается в содействии юридическим лицам и гражданам в разрешении споров, возникающих из гражданских правоотношений.

В МТС ТПП могут передаваться споры по соглашению сторон, возникающие из договорных и иных гражданских правоотношений, включая международные экономические связи и инвестиционные споры. Однако существуют определенные исключения, когда споры не могут рассматриваться МТС ТПП:

1. Жалобы на постановления и действия (бездействие, отказ в совершении действия) судебного исполнителя.

2. Споры об установлении фактов, имеющих юридическое значение (юридических фактов).

3. Споры о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам.

4. Споры о банкротстве (несостоятельности).

5. Споры о возмещении вреда, причиненного — жизни или здоровью гражданина.

2 6. Споры о защите чести, достоинства и дело-Я вой репутации.

° 7. Споры, возникающие из наследственных пра-ав воотношений.

8. Споры, касающиеся порядка и условий вступления в брак и прекращения брака.

9. Споры, касающиеся личных и неимущественных отношений в семье между супругами, родителями и детьми, другими членами семьи.

10. Споры, возникающие в связи с усыновлением, опекой и попечительством, принятием детей на воспитание.

11. Споры, возникающие при регистрации актов гражданского состояния.

12. Споры, которые не могут быть переданы на разрешение третейского суда в соответствии с законом.

Местом арбитража является г. Бишкек, если стороны не договорились об ином. Язык также определяется по договоренности сторон, срок разрешения спора составляет три месяца с момента формирования арбитража

Арбитром МТС ТПП может быть дееспособное физическое лицо, включенное в Список арбитров МТС ТПП, обладающее необходимыми знаниями и соответствующей квалификацией для разрешения споров, подведомственных МТС ТПП[9].

Регистрационный сбор согласно положению о гонорарах и сборах зависит от цены иска, также как и арбитражный сбор.

Таким образом, анализирую законодательства о международном коммерческом арбитраже и третейском законодательстве в Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армения и Киргизской Республики можно сделать следующие выводы:

1. Присутствие одного иди двух законов, регулирующих такие правоотношения:

- Республика Беларусь: Закон РБ «О международном арбитражном (третейском) суде» от 09.07. 1999, Закон РФ «О третейских судах» от 18.07.2011 г.

- Республика Казахстан: Законом РК «Об арбитраже» от 08.04.2016 г.

- Республика Армения: Закон РА «О коммерческом арбитраже» от 25.12.2006 г.

- Киргизская Республика: Закон КР «О третейских судах в Кыргызской Республике» от 30.07.2002 г.

2. Стоит также отметить, что если в законодательстве РФ представлена сложная процедура получения статуса постоянно действующего арбитражного учреждения (далее - ПДАУ) (ст. 44 ФЗ РФ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в РФ), в свою очередь в других государствах-участниках ЕАЭС она горазда проще, и с учетом достаточно успешной деятельности арбитражей в этих государствах, встает вопрос о необходимости существования усложненной процедуры создания ПДАУ.

3. Если делать вывод о категориях споров, которые могут рассматриваться в международных коммерческих арбитражах государств-членов ЕАЭС, то это гражданско-правовые споры возникающие между юридическими и физическими лицами при осуществлении внешнеэкономической деятельно-

сти. Неарбитрабильными спорами во всех юрис-дикциях являются споры из публично-правовых отношений и споры о банкротстве.

Таким образом, можно сделать вывод как и о наличии общих основ в правовом регулировании арбитражных процедур, так и о присутствии различий, но с учетом того что законодательство об арбитраже государств-участников ЕАЭС строится по модели Типового закона ЮНСИТРАЛ о международном торговом арбитраже, они не столь значительны.

Стоит отметить, что данный анализ, а также последующие дополнительные исследования в данной сфере, имеют важное значение для создания арбитражного суда ЕАЭС и его эффективного функционирования. Они помогут определить правовую основу, выявить различия и противоречия, использовать лучшие практики, установить общие стандарты, необходимые для эффективного и надежного функционирования арбитражного суда. Это является важным шагом на пути к созданию арбитражного суда ЕАЭС, деятельность которого будет способствовать развитию экономического сотрудничества и урегулированию споров внутри евразийского региона.

Литература

1. Котел О.Н. Особенности рассмотрения споров согласно новому арбитражному регламенту Палаты арбитров при Союзе Юристов URL https://ar-bchamber.by/%D0%B6%D1%83%D1%80%D0%B-D%D0%B0%D0%BB/%D1 %81%D1 %82%D0%B0 %D1%82%D1%8C%D0%B8

2. Козыревская Л.А. Арбитрабельность корпоративных споров в системе законодательства Республики Беларусь. // Право.Ьу. 6(50). 2017. С. 47.

3. Андриевская И.Г. Арбитрабельность трансграничных споров в области интеллектуальной собственности // Сборник научных статей студентов, магистрантов, аспирантов. Вып. 22 / сост. С.В. Анцух; под общ. ред. В.Г. Шадурско-го. Минск: Четыре четверти. 2019. С. 93.

4. Реестр постоянно действующих арбитражей -членов Арбитражной палаты Казахстана URL: https://www.gov.kz/memleket/entities/adilet/press/ article/details/748?lang=ru

5. Реестр постоянно действующих арбитражей и арбитров, членов АПК uRl: https://palata.org/ registry/

6. Регламент частного учреждения Арбитражный центр национальной палаты предпринимателей республики Казахстан «АТАМЕКЕН» с дополнениями от 26.02.2020 URL: https://aca.kz/ pages/view/reglament

7. https://www.international-arbitration-attorney. com/ru/arbitration-in-armenia/

8. Арбитраж в Армении URL: https://www. international-arbitration-attorney.com/ru/arbitra-tion-in-armenia/

9. Регламент МТС при ТПП КР с изменениями от 12.02.2021 URL: http://www.arbitr.kg/web/in-dex.php?act=view_material&id=226

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

COMPARATIVE ANALYSIS OF INTERNATIONAL COMMERCIAL ARBITRATIONS OF THE EAEU MEMBER STATES

Kichenina V.S.

St. Petersburg branch of the Russian B. Bobkov Russian Academy of Customs

The article examines the legislative basis for the functioning of international commercial arbitration in the member states of the Eurasian Economic Union (EAEU), as well as the procedures for the establishment, competence and timing of arbitration proceedings. In particular, the regulations of the leading permanent arbitration institutions of the Republic of Belarus, the Republic of Kazakhstan, the Republic of Armenia and the Kyrgyz Republic are considered. An analysis of the legislative framework in each of these countries makes it possible to determine the legal norms governing international commercial arbitrations and ensuring their proper functioning. The regulations of these institutions are important tools that determine the rules and procedures for conducting arbitration proceedings, including the selection of arbitrators, filing and consideration of statements of claim, evidence and making decisions. The analysis of the activities of arbitration institutions made it possible to identify and identify differences in the legal norms and procedures for conducting arbitration proceedings in each of the countries studied, as well as common approaches to legislative regulation in this area.

Based on this analysis, it is concluded that it is necessary to create an Arbitration Court of the EAEU as a direction for the development of cooperation between the EAEU member states.

Keywords. EAEU, court, arbitration, law, arbitration proceedings, regulations, Arbitration Court of the EAEU.

References

1. Kotel O.N. Features of dispute resolution according to the new arbitration rules of the Chamber of Arbitrators at the Union of Lawyers URL https://arbchamber. by/%D0%B6%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BB/ %D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8

2. Kozyrevskaya L.A. Arbitrability of corporate disputes in the system of legislation of the Republic of Belarus. // Право-. 6(50). 2017. p.47.

3. Andrievskaya I.G. Arbitrability of cross-border disputes in the field of intellectual property // Collection of scientific articles of students, undergraduates, postgraduates. Issue 22 / comp. S.V. Antsukh; under the general editorship of V.G. Shadursky. Minsk: Four quarters. 2019. p.93.

4. Register of permanent member arbitrations of the Arbitration Chamber of Kazakhstan URL: https://www.gov.kz/memleket/ entities/adilet/press/article/details/748?lang=ru

5. Register of permanent arbitrations and arbitrators, members of the APK URL: https://palata.org/registry/

6. Regulations of the private institution Arbitration Center of the National Chamber of Entrepreneurs of the Republic of Kazakhstan «ATAMEKEN» with amendments dated 02/26/2020 URL: https://aca.kz/pages/view/reglament

7. https://www.international-arbitration-attorney.com/ru/arbitra-tion-in-armenia/

8. Arbitration in Armenia URL: https://www.international-arbitration-attorney.com/ru/arbitration-in-armenia/

9. MTS Regulations at the CCI of the Kyrgyz Republic as amended on 12.02.2021 URL: http://www.arbitr.kg/web/index. php?act=view_material&id=226

5 -a

C3 ж

<

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.