УДК 006.027
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ИМПОРТНЫХ МОМЕНТНЫХ КЛЮЧЕЙ
К. Ю. Лутрохманова, Е. А. Жирнова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
В работе проанализированы два вида моментных ключей используемых при обслуживании воздушных судов, и выявлены основные преимущества моментных ключей Stahlwille.
Ключевые слова: ключи моментные, крутящий момент, калибровка, измерения
COMPARATIVE ANALYSIS OF METROLOGICAL CHARACTERISTICS OF DOMESTIC AND IMPORT TORQUE KEYS
K. Yu. Lutrohmanova, E. A. Zhirnova
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
Two types of torque keys used in aircraft maintenance were analyzed and the main advantages of Stahlwille torque wrenches were identified.
Keywords: torque, torque, calibration, measurement
«ООО Аэропорт Емельяново» проводит обслуживание отечественных и зарубежных воздушных судов.
Целью данной работы является проведение сравнительного анализа отечественных и импортных моментных ключей при обслуживание воздушных судов.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Изучить средства измерений применяемые для нормированной затяжки болтовых соединений на воздушных судах;
2. Доказать преимущество моментных ключей Stahlwille.
Техническое обслуживание воздушных судов состоит из периодических проверок технического состояния самолетов, которые проводятся через определенный интервал времени или налет часов [1].
Для нормированной затяжки винтов, болтов, гаек до требуемого момента затяжки применяют динамометрический (моментный) ключ. Момент затяжки соединений указан в Руководстве по технической эксплуатации самолета (вертолета).
При обслуживании самолетов Российского производства: ИЛ-76, ИЛ-114, Ту-134, Ту-214, Ан-124-100, Ан-225, Як-42, и д.р. авиационные техники Аэропорта Емельяново применяют универсальные тарированные ключи и ключи моментные импортного производства.
Тарированный ключ является ключом с регулируемым крутящим моментом, необходимый для точного дозирования момента затяжки резьбового соединения.
Универсальные тарированные ключи служат для затяжки гаек с заданным крутящим моментом до 1350 Nm (135 кгс* м) [2].
Регулировка крутящего момента на ключе 8АТ-9102-130 (рис.1) выставляется с помощью вращающейся рукоятки с двумя шкалами.
Секция «Метрология, стандартизация и сертификация»
Рис. 1. «Вид ключа 8АТ-9102-130»
При достижении установленного крутящего момента рукоятка проскальзывает, что ощущается рукой работающего.
Величина крутящего момента на ключе 8АТ-9102-130 устанавливается следующим образом:
- на корпусе ключа вдоль его оси имеется шкала крутящих моментов 1-7 кгс м (через 0,5 кгс м), а на ручке имеется шкала крутящих моментов 0-0,5 кгс м (через 0,05 кгс м)
- вращая ручку, торец совмещается с риской, соответствующей заданному крутящему моменту, а риску на конусе ручки при этом совмещают с продольной риской на корпусе.
Например, требуется установить крутящий момент, равный 1600 N cm (160 кгс*см). Вращая ручку, торец подводят к цифре 1500 (150), затем подводят в нулевое деление конуса и, совмещая риску цифры 100 (10) с осевой линией, получите крутящий момент, соответствующий заданному.
При совмещении риски визира (риска на стекле) с требуемой цифрой устанавливается нужный крутящий момент после чего необходимо прекратить приложение усилия.
Затяжка гаек производится с помощью специальных насадок. По конструкции насадки могут быть торцовыми и плоскими.
Все тарированные ключи проходят периодическую проверку не реже одного раза в 6 месяцев.
После использования желательно прогнать ключ по всему диапазону, чтобы пружина не запоминала только два состояния - ноль и тот момент, до которого работали. Прогнав ключ по диапазону, его необходимо установить на ноль и храните в сухом месте [3].
При обслуживании зарубежных воздушных судов типов Boeing-777, Boeing-767, Airbus А-330, и т.д. применяют ключи моментные предельные типа, компании Stahlwille (Рисунок 2).
Рис. 2. «Основной ключ 730К с держателем для сменного инструмента»
Данный ключ работает по принципу предварительной установки значения крутящего момента. При достижении заданного значения срабатывает щелчок и звуковой сигнал. Это обусловлено тем, что в рукоятке ключа установлен динамометр, который в процессе затяжки бесперебойно замеряет прилагаемую силу.
Установка значения крутящего момента с помощью основной шкалы в Кш (черная шкала) начинается с установления поворотом установочной головки, для этого вынимают головку из фиксации и путем поворота устанавливается нужное значение, затем нажатием фиксируется головка [4].
Максимальное допустимое отклонение установленного значения от значения срабатывания составляет ±3%.
Компонентная рукоятка с удобной, мягкой зоной обхвата зеленого цвета выдерживает воздействие низких температур, масел, смазок, топлива, тормозной жидкости и скидрола.
Затягивание осуществляется равномерно, на последней фазе без перерывов, пока инженер не ощутит четкий толчок и не услышит щелкающий звук. Это означает, что установленный крутящий момент достигнут. После чего необходимо немедленно прекратить процесс затяжки.
После снятия нагрузки динамометрический ключ сразу же готов к дальнейшей работе.
Оценка двух видов ключей применяемых для обслуживания воздушных судов приведена в таблице 1 [5].
Таблица 1
Сравнительная таблица ключей__
Характеристика Динамометрические ключи Тарированные ключи
Диапазон измерений, Нм 0,2-2100 0,1-1500
Условия эксплуатации:
- температура окружающей среды °С; -20 +60 -20 +40
- относительная влажность %; 85 80
Погрешность % ±1....±4 ±5
Цена деления шкалы, Нм 0,1....100 0,5....100
Периодичность поверки СИ 12 мес. 24 мес.
Время проведения калибровки, мин -15 iy 75
Электронный датчик момента затяжки + -
Наличие сменных головок + +
Вес, гр. 335-5650 430-6550
Оповещение:
- звуковой сигнал; + -
- щелчок + +
Исходя из данных таблицы очевидно основное преимущество импортных ключей над отечественными:
1. Стандартный квадрат для сменных инструментов (в советских вместо стандартного квадрата 1/2 используется квадрат 14 мм, что не позволяет использовать современные головки. Набор головок имеется, но не всегда их хватает);
2. Погрешность моментных ключей меньше тарированных, что позволяет достигать точного момента затяжки согласно техническим требованиям;
3. Цена деления импортных ключей позволяет установить точное значение срабатывания сигнала;
4. Условия эксплуатации моментных ключей позволяют проводить затяжку резьбовых соединений при сильных заморозках, в жару и дождь;
5. Оповещение о достигнутом значении сигнализируется двукратным щелчком и звуковым сигналом, когда в отечественных, не всегда заметным щелчком.
Использование ключей импортного производства обеспечивает точность воспроизведения и передачу единицы крутящего момента силы в широком диапазоне, необходимую отечественной промышленности в настоящее время, а также на ближайшую перспективу.
Бнблнографнческне ссылки
1. Официальный сайт ООО «Аэропорт Емельяново» [сайт]. URL: http://www.airport-emelyanovo.ru/
2. ГОСТ Р 51254-99 «Инструмент монтажный для нормированной затяжки резьбовых соединений. Ключи моментные»
3. Руководство по качеству организации и выполнения калибровочных работ лаборатории авиационной метрологии ИАС ООО «Аэропорт Емельяново», 2010 г.
4. Официальный сайт «Эквинет» [сайт]. URL: http://www.equinet.ru/
5. Руководство пользователя «Torkmaster»
© Лутрохманова К. Ю., Жирнова Е. А., 2017