УДК 339.13.017: 658.7 ББК 65.412-32-24
С. В. Бастрыкин, Е. В. Романцова
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДОВ МАРКЕТИНГОВЫ1Х ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПРИМЕНЯЕМЫ1Х ДЛЯ ОБОСНОВАНИЯ НАЧАЛЬНОЙ ЦЕНЫ КОНТРАКТА ПРИ РАЗМЕЩЕНИИ ЗАКАЗОВ НА ПОСТАВКИ ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
S. V. Bastrykin, E. V. Romantsova
COMPARATIVE ANALYSIS OF METHODS OF THE MARKET RESEARCHES APPLIED TO JUSTIFICATION OF THE INITIAL PRICE OF THE CONTRACT AT PLACEMENT OF ORDERS FOR DELIVERIES OF THE GOODS,
WORKS, RENDERING OF SERVICES FOR THE STATE AND MUNICIPAL NEEDS
Один из важнейших этапов при заключении контракта на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд - это обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Для этого проводятся маркетинговые исследования самыми различными способами, т. к. осуществляется анализ текущих рыночных цен и выявление актуальной цены на заказываемые товары, работы или услуги. Все разрешенные законодательством РФ источники маркетинговой информации и методы расчета имеют свои преимущества и недостатки и могут быть использованы в зависимости от степени их доступности, надежности, затрат на проведение исследования, актуальности содержащейся в них информации, а также от предмета контракта и особенностей закупки.
Ключевые слова: маркетинговые исследования, методы маркетинговых исследований, сравнительный анализ, начальная цена контракта, заказ для государственных нужд, федеральная контрактная система, план государственного заказа.
One of the major stages of the conclusion of the contract for delivery of the goods, works and rendering of services for the state and municipal needs is a justification of the initial (maximum) price of the contract. For this purpose market researches are made in different ways since there is an analysis of the current market prices and identification of the actual price for the ordered goods, works or services.
All sources of marketing information and methods of calculation resolved by the legislation of the Russian Federation have the advantages and disadvantages and can be used depending on the degree of their availability, reliability, costs of carrying out research, urgency of containing information and also on a subject of the contract and features of the purchase.
Key words: market researches, methods of market researches, comparative analysis, initial price of the contract, order for the state needs, federal contract system, plan of the state order.
Процесс расходования выделяемых целевым образом бюджетных средств органами государственной и муниципальной власти, а также автономными, бюджетными и иными учреждениями предполагает выбор поставщиков, подрядчиков или исполнителей с целью заключения с ними государственных контрактов (договоров) на поставки товаров, выполнение работ или оказание услуг. Данный процесс, начиная с 2005 г., регулируется Федеральным законом от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - 94-ФЗ) [1].
Процедура определения начальной (максимальной) цены контракта, договора, лота (далее -начальной цены контракта) при объявлении торгов или запросов котировок цен изначально в 94-ФЗ не была четко регламентирована, не было предусмотрено ответственности и обязательств заказчиков по опубликованию обоснования цены, что не стимулировало их производить какие-либо расчеты. Таким образом, до вступления в силу Федерального закона от 21.04.2011 г.
№ 79 - ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который уточнил положения 94-ФЗ и законодательно закрепил обязанность заказчиков по обоснованию начальной цены контракта и включение такого обоснования в состав документации о торгах или в извещение о проведении запроса котировок, начальные цены фактически могли быть установлены произвольные и любыми способами [2].
Вступление в силу 79-ФЗ заставило заказчиков пересмотреть подход к определению начальной цены контракта и инициировало комплекс новых вопросов, касающихся процедуры обоснования цены, что и обусловило актуальность темы данного исследования.
Независимо от выбранного способа обоснования производятся маркетинговые исследования, т. к. происходит анализ текущих рыночных цен и выявление актуальной цены на заказываемые товары, работы, услуги. Начальным этапом любых маркетинговых исследований считается выявление проблем и формулирование целей исследования. Проблема всегда одна -установление среднерыночной цены на товары, работы или услуги. Исследования в подобных случаях чаще всего описательные.
Следующий этап - это отбор источников информации, ее сбор и анализ. Здесь необходимо остановиться подробнее и исследовать все достоинства и недостатки того или иного источника информации.
Частью 1 ст. 19.1 94-ФЗ определено, что для установления начальной цены контракта источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть:
— официальный сайт;
— государственная статистическая отчетность;
— реестр контрактов;
— общедоступные результаты исследования рынка;
— информация о ценах поставщиков и производителей;
— изучение рынка, проведенное по инициативе заказчика или уполномоченного органа (по контракту или гражданско-правовому договору);
— другие источники информации.
Заказчик или уполномоченный орган могут производить свои расчеты начальной цены контракта.
В конкурсной документации или в документации об аукционе, а также в извещении
о проведении запроса котировок указывается обоснование начальной цены контракта, которое содержит полученные заказчиком информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе с указанием соответствующих сайтов в сети Интернет и пр. [1].
С целью изучения и систематизации опыта в части реализации положений 94-ФЗ относительно обоснования начальной цены контракта было проведено исследование свыше 1 000 процедур размещения заказов более чем 250 заказчиков в различных регионах Российской Федерации, которое позволило выявить и систематизировать особенности использования различных источников информации, определенных в 94-ФЗ для обоснования начальных цен государственных контрактов (договоров) в практике заказчиков.
Данные государственной статистической отчетности. На сайте Федеральной службы государственной статистики в открытом доступе присутствует информация об изменениях в потребительских ценах, ценах производителей, в том числе по регионам России, по месяцам и годам [3].
Кроме того, информация о ценах есть на сайтах территориальных органов Росстата, в официальных сборниках, бюллетенях, публикациях, обзорах и т. п.
Таким образом, государственная статистика являет собой источник бесплатной общедоступной информации. Но статистика зачастую отстает от текущих тенденций рынка, т. к. требуется время для анализа поступающей информации и ее публикации. Кроме того, статистика служит более ориентиром в цене, т. к. на практике требуются обоснования цен конкретных товаров, моделей или их эквивалентов или услуг.
Официальный сайт. Согласно ч. 1 ст. 16 94-ФЗ официальным сайтом Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг является www.zakupki.gov.ru [4]. Вся информация
о государственных заказах, размещенная на указанном сайте, доступна для изучения без взимания платы (ч. 8 ст. 16 94-ФЗ). К недостаткам данного источника можно отнести то, что нет гарантии верности расчета заказчиком начальной цены исследуемого контракта. Кроме того, изучаемый контракт может быть заключен для иного региона с иным уровнем цен по сравнению с регионом заказчика.
Реестр контрактов. В реестре, содержательная часть которого регулируется Постановлением Правительства РФ от 29.12.2010 г., размещается следующая информация:
- полное наименование товаров, работ, услуг, предусмотренных контрактом;
- стоимость товаров, работ, услуг;
- предполагаемые месяц и год исполнения контракта.
На практике крайне проблематично найти контракт, совпадающий по предмету, в том числе по техническому заданию или спецификации, чтобы взять его за основу. Кроме того, необходимо учитывать регион, для которого он заключен, и цены региональных производителей либо стоимость доставки товара от места производства до места потребления. Данная информация содержится в документации контракта, поэтому заказчику придется найти интересующий контракт и изучить прикрепленную к нему документацию. Однако при большом объеме информации работа становится слишком трудоемкой.
Следует учитывать также, что цена контракта по сравнению с начальной в результате торгов или запроса котировок может существенно снизиться и в результате не отражать реальных цен на товары, работы или услуги.
Можно воспользоваться собственным текущим контрактом, который также содержится в Реестре контрактов, что повышает вероятность совпадения технического задания или спецификации, снимает вопрос времени и поиска. Но цены постоянно меняются, и даже спустя короткий промежуток времени производители могут предлагать иные цены, поэтому приходится вводить корректирующие коэффициенты. Среди приемлемых по части достоверности - это региональный или общероссийский уровень инфляции. Но у него есть два недостатка. Во-первых, статистика публикуется по истечении определенного времени. Во-вторых, инфляция рассчитывается по изменению стоимости минимальной потребительской корзины, которая включает в себя ограниченный перечень товаров и услуг и в недостаточной степени отражает реальные изменения в ценах [5].
Информация о ценах производителей. В целом данный источник информации может быть использован в двух основных формах:
- цены производителей в сети Интернет;
- запрос коммерческих предложений у производителей.
Первая форма ненадежна ввиду устаревания информации. Производители не стремятся опубликовывать актуальную информацию на сайте. Часто странички закрываются по техническим причинам. В данном случае доказательством посещения сайта может послужить лишь скриншот либо печать через браузер, который по умолчанию пропечатывает полный адрес посещенного сайта и дату его посещения.
При запросе коммерческих предложений у поставщиков возникают иные сложности. В первую очередь поставщиков достаточно трудно убедить прислать свои коммерческие предложения. Они отказываются тратить время на формирование коммерческого предложения, аргументируя этот тем, что нет гарантий заключения договора именно с ними, а существует лишь вероятность выигрыша торгов или запроса котировок. У поставщиков сложилось мнение, что если они пришлют свое коммерческое предложение, то цена при участии в торгах или запросе котировок должна полностью совпадать с ценой коммерческого предложения и они не смогут сделать скидку, даже если захотят. Кроме того, многие поставщики опасаются, что их коммерческие предложения будут опубликованы на официальном сайте в составе конкурсной документации для доказательства верности расчета начальной цены контракта. По их мнению, это является разглашением коммерческой тайны, несмотря на разъяснения Федеральной антимонопольной службы (ФАС).
Согласно письму ФАС от 13 июля 2011 г. № АЦ/27041 «О разъяснении законодательства» [6], во избежание ограничения количества участников при размещении заказа требуется при обосновании начальной цены прибегать к информации о ценах нескольких компаний, которые осуществляют деятельность на рынке товаров, работ, услуг, относящихся к предмету размещения заказа.
Достаточным условием исполнения требований ст. 19.1 Закона о размещении заказов, вне зависимости от предмета размещения заказа и способов получения информации для обоснования начальной цены контракта, является указание в документации совокупности полученной заказчиком информации в виде таблиц, схем, текста и т. п. Законом о размещении заказов не ограничена публикация в составе конкурсной документации иных документов, подтверждающих обоснованность начальной цены контракта. Необходимо отметить, что информация, в том числе информация о ценах, может представлять собой коммерческую либо иную тайну, не подлежащую разглашению [6].
В данном письме упоминается о нескольких поставщиках. В некоторых муниципальных образованиях, в связи с неразвитостью инфраструктуры, может сложиться ситуация, когда нескольких поставщиков одних и тех же услуг физически нет, что крайне осложняет расчет начальной цены контракта. Для формирования начальной цены по коммерческому предложению одного поставщика необходимо доказать, что он единственный по городу или области сможет выполнить данный вид работ. Не всегда поставщики товаров, работ или услуг работают в одном регионе с заказчиком. Тогда, даже при получении коммерческих предложений от иногородних производителей, появляется необходимость в расчете стоимости транспортировки до города, доставки по городу, заготовительно-складских расходов и пр.
При обращении к данному источнику информации заказчику необходимо направлять запросы нескольким производителям товаров, работ или услуг с указанием предмета закупок и их основных условий. Ответы производителей должны быть официальными, подтверждены печатью организации, подписью руководителя, кроме того, заказчик должен хранить документацию вместе с государственным контрактом на случай проверок контролирующих органов. На практике возникают случаи, когда неорганизованность и незаинтересованность поставщиков и производителей не позволяют вовремя получить коммерческие предложения, что может привести к задержке или срыву в организации закупок необходимых товаров, работ или услуг.
Общедоступные результаты изучения рынка. Этот источник информации о ценах опирается на возможности виртуального пространства, к которому в настоящее время есть доступ практически у всех. Существует ряд официальных сайтов, на которых в бесплатном формате размещается информация о ценах на различные виды товаров и услуг, исследования рынков и соответствующая аналитика. Здесь также возникает вопрос об устаревании информации, ее соответствии предмету контракта и непредвиденном закрытии Интренет-сайтов. Законом не определен перечень Интернет-ресурсов, информации на которых можно доверять и использовать ее в качестве обоснования цены контракта, а исследования рынка обычно публикуются только при потере их актуальности и невозможности более их продавать.
Исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору. Заказчик вправе заказать обзоры рынков или маркетинговые исследования сторонней организации по гражданско-правовому договору либо на основании заключенного в рамках 94-ФЗ государственного контракта [7]. Заказчику придется потратить деньги на заказ чаще всего дорогостоящего маркетингового исследования. Исследование готовит специализированная организация, стоимость услуг которой также необходимо обосновать. Следует отметить тот факт, что самостоятельное исследование рынка для заказчика является ресурсоемким, дорогим и затратным по времени процессом, требующим наличия в организационной структуре специализированного персонала.
Иные источники информации. К иным источникам информации можно отнести различные нормативные документы, утвержденные методики, порядки, положения, которые содержат алгоритмы расчета цен на отдельные виды товаров, работ и услуг или готовые расценки. К иным источникам информации можно отнести также бумажные и электронные письма, пришедшие на почтовый ящик заказчика и пр.
Ниже представлена систематизирующая таблица с наименованиями источников, методов, которым эти источники подходят, их достоинств и недостатков их использовании на практике.
Среди рассмотренных источников фактически только информация о ценах производителей является первичной, все остальные представляют собой вторичную информацию, которая уже кем-то собрана для определенных целей и размещена в открытом доступе.
В Федеральном законе № 94-ФЗ указаны только источники, однако отсутствуют разъяснения по поводу того, какие методы исследований, а также расчетов и в каких случаях должен применять заказчик при формировании начальной цены контракта. Этот недостаток может быть исправлен в случае принятия Федерального закона «О федеральной контрактной системе» (ФКС), проект которого содержит ряд методов расчета.
Таблица 1
Сравнительный анализ источников информации, используемых при формировании начальной цены контракта [8]
Источник информации Достоинств Недостатки
Данные государственной статистической отчетности Доступность. Безвозмездность. Оперативность получения информации Статистика отстает от текущих тенденций рынка. Неприменима при обосновании цен на конкретные модели товаров или их эквиваленты, т. к. отражает только изменения в ценах на группы товаров
Официальный сайт. Реестр контрактов Доступность. Безвозмездность Сложность подбора контракта с совпадающей спецификацией или техническим заданием. Разница в общем уровне цен по регионам, необходимость расчета стоимости доставки от места производства до места потребления. Отсутствие гарантии верности расчета начальной цены исследуемого контракта. Возможны технические перебои в работе официального сайта
Информация о ценах производителей Доступность. Надежность. Отражение текущей ситуации на рынке При использовании Интернет-сайтов производителей: вероятность устаревания, неактуальности информации и технических перебоев в работе сайтов. При запросе коммерческих предложений поставщиков: затратно по времени, необходимо использовать цены нескольких поставщиков, нежелание поставщиков принимать участие в торгах, предоставлять сведения о ценах для публикации на официальном сайте в открытом доступе в составе конкурсной документации, при географической удаленности поставщика - необходимость расчета стоимости доставки
Общедоступные результаты изучения рынка Доступность. Безвозмездность. Оперативность получения информации Малое количество источников и фрагментированность информации в части соответствия предмету контракта. Публикация исследований в открытом доступе чаще всего при потере актуальности информации. Отсутствие нормативных документов по списку «доверенных» Интернет-ресурсов, информацию с которых можно использовать в качестве обоснования цены. Технические перебои в работе сайтов
Исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору Возможность качественного исследования с учетом всех особенностей закупки Высокая стоимость. Необходимость оформления дополнительной документации в связи с заключением договора на проведение исследований
1 сентября 2011 г. на официальном сайте Министерства экономического развития России был опубликован проект данного закона. Он предназначен для регулирования закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - госзакупки) и должен будет заменить Федеральный закон № 94-ФЗ [9]. Этот законопроект предусматривает изменение правил расчета начальной цены контракта, а также правил оценки заявок на участие в государственных закупках.
Законопроект определяет методы обоснования начальной цены контракта.
Нормативный метод, при котором для расчета цены контракта используются нормативы. Этот метод в обязательном порядке должен применяться заказчиком в случае, если правовыми актами оговорены нормативы в отношении товаров, работ, услуг (в том числе их качество, предельная стоимость, количество (объем)), которые предполагается закупать.
Данный метод является положительным моментом ФКС, т. к. вносит ясность в расчет цены отдельных групп товаров, работ или услуг.
Метод одной цены, согласно которому цена контракта определяется по цене, установленной организацией, являющейся единственным производителем, поставщиком товаров или исполнителем работ услуг либо обладает исключительным правом на товар, работу, услугу. Данный метод применяется заказчиком в случае, если предполагается осуществление закупки товаров, работ, услуг, производимых (исполняемых, поставляемых, оказываемых) одной организацией.
Метод одной цены полезен при закупке сложного оборудования, действительно производимого и продаваемого одной фирмой без участия каких-либо посредников, дилеров, создающих конкурентный рынок.
Тарифный метод применяется заказчиком в обязательном порядке, если цена контракта определяется в соответствии с установленным тарифом (ценой) товара (работы, услуги). Данный метод также вносит ясность в расчет цены отдельных групп товаров, работ или услуг.
Метод индексации, при котором расчет цены контракта производится путем индексации цены аналогичных в сопоставимых условиях товаров (работ, услуг), на основе прошедших или текущих договоров, на индекс потребительских цен (иной коэффициент, обоснованный заказчиком, например уровень инфляции). Данный метод применим в случае, если предполагается закупка товаров, работ, услуг, аналогичных закупленным (закупаемым) заказчиком в предшествующие периоды. При применении данного метода в документации должны быть указаны сведения, на основании которых заказчик производил расчет, в том числе информация о предшествующих процедурах закупок, их количестве. Количество предшествующих закупок, которые учитываются заказчиком при расчете, не может быть менее трех.
Метод индексации представлен подробно, но неясно, как можно индексировать цены предшествующих процедур закупок, учитываемых заказчиком в целях расчета, которых должно быть менее трех. Сложности возникают, если ежегодно производятся закупки одних и тех же услуг, а конкуренция на рынке заставляет производителей учитывать не только индекс потребительских цен, но и другие факторы, влияющие на цену, тем более что сам по себе один индекс не дает полной картины в динамике цен. Тогда теряется смысл учета трех и более предыдущих контрактов, когда можно учесть последний по дате контракт. Сам метод в законопроекте определен как более надежный, нежели, например, запросный метод. Некоторые виды рынков меняются настолько стремительно, что даже индекс потребительских цен за ними может не успеть. В данном случае запросный метод более надежен и удобен для самого заказчика.
Запросный метод, который заказчик может использовать в дополнение к методу индексации или иным методам. Заказчику необходимо применять данный метод в случаях, когда рынок поставщиков конкурентный и невозможно применить иной метод расчета цены. При обращении к данному методу определение стоимости товаров, работ или услуг производится путем изучения коммерческих предложений не менее трех субъектов предпринимательства, осуществляющих поставку изучаемых товаров, оказание услуг, выполнение работ и произведение расчетов начальной цены на основе собранной информации. В данном случае в документации необходимо указать сведения, на основании которых был проведен расчет, в том числе источник информации о ценах, наименование субъекта предпринимательства, чье коммерческое предложение подлежало изучению, сами предложения, а также порядок расчета.
Несомненным достоинством ФКС является то, что конкретизируется минимальное количество поставщиков при установлении цены запросным методом. Но у него есть существенный недостаток - в нем присутствует необходимость отражать в документации, а значит, и публиковать на официальном сайте все ценовые предложения поставщиков, на основании которых был произведен расчет цены, из-за чего многие поставщики отказываются высылать свои коммерческие предложения.
Проектно-сметный метод, согласно которому цена контракта на капитальный ремонт, строительство и реконструкцию определяется на основании разработанной проектно-сметной документации. При этом сметная стоимость работ рассчитывается исходя из текущего уровня цен на дату осуществления процедур выбора подрядчиков или исполнителей по соответствующим индексам цен на монтажные и строительные работы по основным калькуляционным статьям затрат (например, оплата труда, затраты на эксплуатацию механизмов, стоимость материалов).
Данный метод уже вошел в практику заказчиков при расчете цен контрактов на указанные услуги, и положительным моментом является законодательное закрепление в разрешении его использования.
Метод расчета удельной цены основного параметра позволяет осуществлять расчет цены контракта посредством изучения коммерческих предложений не менее трех субъектов предпринимательства, осуществляющих поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, уровень цен на которые определяется одним основным параметром, являющимся существенным для заказчика. Этот метод может быть применен в тех случаях, когда изменение основного параметра не влечет за собой принципиальных изменений иных параметров с соответствующим снижением либо увеличением его стоимости.
При обращении к данному методу могут возникнуть те же трудности, что и в случае использования запросного метода [10].
При отсутствии возможности расчета начальной цены контракта с применением нормативного метода, метода одной цены, тарифного метода, метода индексации или запросного метода, заказчик может самостоятельно определить начальную цену контракта. В таком случае в документации необходимо указывать обоснование невозможности использования иных методов, а также сведения и их источник, которые заказчик использовал при расчете начальной цены контракта [9].
Исходя из законопроекта о ФКС, источники информации о ценах не изменились, но добавились методы расчета цен. Сложности использования тех или иных источников автоматически проецируются на методы, к которым эти источники подходят. У самих методов также есть свои недостатки. Несмотря на введение подробного описания методов и случаев их использования, рассчитывать цену будет только сложнее, т. к. случаи использования методов описаны не в качестве примеров, а в качестве ограничителей. Их использование подведено под достаточно жесткие рамки и появляется некая принудительная необходимость рассчитывать начальную цену контракта определенным способом, даже если он и не всегда удобен заказчику, а при использовании «удобного» метода заказчику придется обосновывать невозможность использования иных методов. Таким образом, кроме расчетов, всех возможных доказательств использования того или иного источника информации и подлинности данных, будет обязательным объяснение выбора заказчиком метода расчета цены. Однако, как верно его сформировать в законе, не определено.
Законопроект о ФКС, в случае его принятия, внесет существенные изменения и в правила осуществления госзакупок. Существенным отличием федеральной контрактной системы от существующей системы госзакупок будет долгосрочное планирование государственных и муниципальных нужд. Специалистам соответствующих отделов необходимо будет заниматься маркетинговым прогнозированием и планированием рыночных тенденций с целью корректного распределения бюджетных средств. Такая практика уже формируется и заключается в составлении среднесрочного плана государственного заказа, чаще всего на год вперед. Сложность данной задачи в том, что рынки, относящиеся к разным отраслям, ведут себя по-разному. Например, цены на бензин и иное топливо носят сезонный характер, увеличиваясь в зимнее время, цены на продукты питания растут быстрее всего, могут резко изменяться цены на отдельные виды услуг. В таких случаях необходимо знать всю специфику рынка и заранее закладывать колебания в цене. Предугадать какие-либо тенденции на несколько лет вперед сложно, однако при расчете затрат на предстоящий год универсальным и обобщающим показателем изменения цен может служить прогнозируемый уровень инфляции.
Практический опыт специалистов показывает, что все проводимые при расчете начальной цены контракта маркетинговые исследования можно отнести к разряду кабинетных и количественных. Что касается очередного этапа маркетинговых исследований - представления полученных результатов, то здесь законом не оговорена его форма. Проще всего представить расчеты в табличной форме со всеми необходимыми пояснениями и доказательствами подлинности использованных источников информации в виде скриншотов сайтов, электронной почты, отсканированных документов и т. п.
Таким образом, федеральная контрактная система в том виде, в котором она на данный момент планируется для принятия в качестве федерального закона, ужесточает процедуру закупок и делает ее более сложной, многоэтапной и бюрократизированной с точки зрения обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: федер. закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ (в ред. от 07. 12. 2011 № 417-ФЗ): http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=118692.
2. О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: федер. закон от 21.04.2011 № 79-ФЗ: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=113299;dst=0;ts=018FFC8A744 11449F8D1CA37E987E737.
3. www.gks.ru.
4. www.zakupki.gov.ru.
5. Об утверждении Положения о ведении реестра государственных и муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования официальным сайтом в сети Интернет, на котором размещается указанный реестр: постановление Правительства РФ от 29.12.2010 № 1191 (в ред. от 03. 11. 2011): http://base.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=121463.
6. О разъяснении законодательства: письмо ФАС РФ от 13.07.2011 № АЦ/27041:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=119060.
7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федер. закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ (в ред. от 28. 11. 2011 № 337-ФЗ): http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n= 122254.
8. Как обосновать начальную цену контракта: http://buh7.ru/articles/121. Дата доступа: 25.04.2012.
9. Обзор предполагаемых изменений системы государственных закупок в связи с разработкой проекта Федерального закона «О федеральной контрактной системе»: Правовые новости. Спец. вып.: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n= 119096.
10. О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг: проект Федер. закона в ред. от 13.02.2012: http://www.economy.gov.ru/minec/about/structure/depfks/ doc20120213_029.
REFERENCES
1. O razmeshchenii zakazov na postavki tovarov, vypolnenie rabot, okazanie uslug dlia gosudarstvennykh
i munitsipal'nykh nuzhd [On placement of orders for supplies of goods, works, service rendering for state and municipal needs]. Federal'nyi zakon ot 21.07.2005 N 94-FZ (v redaktsii ot 07. 12. 2011 N 417-FZ). Available at: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=118692.
2. O vnesenii izmenenii v Federal'nyi zakon «O razmeshchenii zakazov na postavki tovarov, vypolnenie rabot, okazanie uslug dlia gosudarstvennykh i munitsipal'nykh nuzhd [On introduction of changes into Federal Law "On placement of orders for supplies of goods, works, service rendering for state and municipal needs"]. Federal’nyi zakon ot 21.04.2011 N 79-FZ. Available at: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base =LAW ;n=113299;dst=0 ;ts=018FFC 8A74411449F8D1CA37E987E737.
3. Available at: www.gks.ru.
4. Available at: www.zakupki.gov.ru.
5. Ob utverzhdenii Polozheniia o vedenii reestra gosudarstvennykh i munitsipal'nykh kontraktov, a takzhe
grazhdansko-pravovykh dogovorov biudzhetnykh uchrezhdenii na postavki tovarov, vypolnenie rabot, okazanie uslug i o trebovaniiakh k tekhnologicheskim, programmnym, lingvisticheskim, pravovym i organizatsionnym sredstvam obespecheniia pol'zovaniia ofitsial'nym saitom v seti Internet, na kotorom razmeshchaetsia ukazannyi
reestr [On adoption of the Regulation on the introduction of the register of state and municipal contracts as well
as civil law contracts of budget organizations for supply of goods, works and services and on requirements to technological, programm, linguistic, legal and organizational means of provision of the use of the official site in the Internet, containing the given register]: postanovlenie Pravitel’stva RF ot 29.12.2010 N 1191 (v redaktsii ot 03. 11. 2011). Available at: http://base.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=121463.
6. O raz"iasnenii zakonodatel'stva [On clarification of legislature]: pis'mo FAS RF ot 13.07.2011 N ATs/27041. Available at: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=119060.
7. Grazhdanskii kodeks Rossiiskoi Federatsii (chast' vtoraia) [Civil Code of Russian Federation (part two)] Federal'nyi zakon ot 26.01.1996 N 14-FZ (v redaktsii ot 28. 11. 2011 N 337-FZ). Available at: http: //www.economy .gov. ru/minec/about/structure/depfks/ doc20120213_029.
8. Kak obosnovat' nachal'nuiu tsenu kontrakta [How to justify the initial price of the contract]. Available at: http://buh7.ru/articles/121 (accessed 25 April 2012).
9. Obzor predpolagaemykh izmenenii sistemy gosudarstvennykh zakupok v sviazi s razrabotkoi proekta
Federal'nogo zakona «O federal'noi kontraktnoi sisteme» [Survey of the proposed changes of the system of state purchases in connection with the development of the project pf Federal Law "On Federal contract system"]: Pra-vovye novosti. Spetsial'nyi vypusk. Available at: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;
base=LAW ;n= 119096.
10. O federal'noi kontraktnoi sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot i uslug: proekt federal'nogo zakona v redaktsii ot 13.02.2012 [On Federal contract system in the sphere of buying goods, works and services: project of Federal Law edited on 13.02.2012]. Available at: http://www.economy.gov.ru/minec/about/structure/depfks/ doc20120213_029.
Статья поступила в редакцию 19.09.2012, в окончательном варианте - 11.10.2012
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Бастрыкин Сергей Владимирович — Астраханский государственный технический университет; канд. экон. наук, доцент; доцент кафедры «Экономика и управление предприятием»; bastryekin @astu.org.
Bastrykin Sergey Vladimirovich — Astrakhan State Technical University; Candidate of Economic Sciences, Assistant Professor; Assistant Professor of the Department "Economy and Business Management"; [email protected].
Романцова Елена Викторовна — Астраханский государственный технический университет; канд. экон. наук; доцент кафедры «Маркетинг и реклама»; [email protected].
Romantsova Elena Victorovna — Astrakhan State Technical University; Candidate of Economic Sciences; Assistant Professor of the Department "Marketing and Advertisement"; [email protected].