Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДИК ТЕРМОДИНАМИЧЕСКОГО РАСЧЕТА ЖИДКОСТНЫХ РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДИК ТЕРМОДИНАМИЧЕСКОГО РАСЧЕТА ЖИДКОСТНЫХ РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
27
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ / УДЕЛЬНЫЙ ИМПУЛЬС В ПУСТОТЕ / СТЕХИОМЕТРИЧЕСКОЕ СООТНОШЕНИЕ КОМПОНЕНТОВ / ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ СООТНОШЕНИЕ КОМПОНЕНТОВ / КОЭФФИЦИЕНТ ИЗБЫТКА ОКИСЛИТЕЛЯ / РАВНОВЕСНЫЙ РЕЖИМ / ЗАМОРОЖЕННЫЙ РЕЖИМ / LIQUID ROCKET ENGINE / SPECIFIC IMPULSE IN VACUUM / STOICHIOMETRIC RATIO OF COMPONENTS / ACTUAL COMPONENT RATIO / RATIO OF AN EXCESS OXIDIZER / EQUILIBRIUM REGIME / FROZEN REGIME

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Остапенко Д.В., Зайцев М.А., Швецова Д.С., Королева Т.А., Толстопятов М.И.

Рассматривается анализ методик термодинамического расчета жидкостных ракетных двигателей при равновесном и замороженном режиме. Полученные значения сравниваются с параметрами реальных ЖРД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по физике , автор научной работы — Остапенко Д.В., Зайцев М.А., Швецова Д.С., Королева Т.А., Толстопятов М.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE METHODS OF THERMODYNAMIC CALCULATION OF LIQUID ROCKET ENGINES

The paper deals with the analysis of the methods of thermodynamic calculation of liquid rocket engines at the equilibrium and frozen regime, and the comparative of obtained values with the parameters of real liquid rocket engines.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДИК ТЕРМОДИНАМИЧЕСКОГО РАСЧЕТА ЖИДКОСТНЫХ РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ»

УДК 621.454.2

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДИК ТЕРМОДИНАМИЧЕСКОГО РАСЧЕТА ЖИДКОСТНЫХ РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

Д. В. Остапенко, М. А. Зайцев, Д. С. Швецова, Т. А. Королева, М. И. Толстопятов

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: dmitriy.ostapenko.94@mail.ru

Рассматривается анализ методик термодинамического расчета жидкостных ракетных двигателей при равновесном и замороженном режиме. Полученные значения сравниваются с параметрами реальных ЖРД.

Ключевые слова: жидкостный ракетный двигатель, удельный импульс в пустоте, стехио-метрическое соотношение компонентов, действительное соотношение компонентов, коэффициент избытка окислителя, равновесный режим, замороженный режим.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE METHODS OF THERMODYNAMIC CALCULATION OF LIQUID ROCKET ENGINES

D. V. Ostapenko, M. A. Zaycev, D. S. Shvetsova, T. A. Korolyova, M. I. Tolstopyatov

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: dmitriy.ostapenko.94@mail.ru

The paper deals with the analysis of the methods of thermodynamic calculation of liquid rocket engines at the equilibrium and frozen regime, and the comparative of obtained values with the parameters of real liquid rocket engines.

Keywords: liquid rocket engine, specific impulse in vacuum, stoichiometric ratio of components, actual component ratio, ratio of an excess oxidizer, equilibrium regime, frozen regime.

Важнейшим элементом ракетно-космической техники является жидкостный ракетный двигатель. Проектирование ЖРД достаточно трудоемкий процесс, в ходе которого необходимо определить основные параметры и характеристики двигателя на основе термодинамического расчета.

В настоящее время термодинамические расчеты можно выполнять с помощью персональных компьютеров в специализированных программных комплексах, где расчет проводится в равновесном и замороженном режимах, что существенно облегчает задачу. Однако при этом не учитываются другие виды потерь, влияющие на такие характеристики двигателя, как удельный импульс. Величина удельного импульса напрямую зависит от различного вида потерь, которые были заложены конструктором при проектировании, однако при испытаниях ЖРД полученные значения удельного импульса будут отличаться от расчетных [1].

По этой причине с целью сравнения методик [2; 3] был проведен термодинамический расчет ЖРД в равновесном и замороженном режиме по известным параметрам двигателей С5.92 [4] и РД-107 [5]. Выбор данных двигателей обусловлен тем, что применяемые топливные пары наиболее распространены в отечественном двигателестроении, также у них различные эксплуатационные характеристики.

Термодинамический расчет проводился по параметрам, представленным в таблице.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2018. Том 1

Исходные данные для термодинамического расчета

Параметры РД 107 С5.92

Рк, МПа 5,85 9,6

Da, м 0,72 0,4576

Бкр, м 0,1658 0,0369

Da/D^ 4,34 12,4

1у.п, м/с 3080 3204,6

Кд 2,47 1,95

Ко 3,408 3,062

а 0,725 0,636

Окислитель О2 ( жидкий кислород) N2O4 (АТ)

Горючее СН 1,956 (керосин) C2H8N2 (НДМГ)

Jo, кДж/кг -398 -212

Jr, кДж/кг -1948 824

В результате расчета были построены графические зависимости удельного импульса в пустоте от коэффициента избытка окислителя для двух двигателей рис. 1, рис. 2.

Iv.n(a)

3400 3350 3300 3250 3200 3150 3100 3050 3000 2950 2900

0,50 0,60 0,70 0,725 0,80 0,90 1,00 » Iy.n(gifl_5) —•— РД107 * Ту. п(Astra) * 1у.п(°г{1_5)чам —•—1у.п(Ай(гфам

Рис. 1. Зависимость удельного импульса в пустоте от коэффициента избытка окислителя в равновесном и замороженном режимах при параметрах РД-107

Iv.n(a)

3600 3500 3400 3300 3200 3100 3000 2900

0,50 0,60 0,636 0,70 0,80 0,90 1,00

» Iy,ii(gid_5) » Iy.n(gid_5)'jaM - Iy.n( Astra) —Iy.n(Astra),3aM • C5.92

Рис. 2. Зависимость удельного импульса в пустоте от коэффициента избытка окислителя в равновесном и замороженном режимах при параметрах С5.92

Как видно из графиков рис. 1, 2, полученных по методикам [2; 3], значения удельного импульса в пустоте от коэффициента избытка окислителя практически полностью совпадают при равновесном режиме, но отличаются при замороженном. Данное расхождение можно объяснить тем, что существует различие в продуктах сгорания. При этом значение удельного импульса в замороженном режиме достаточно близко к параметрам реальных двигателей, что говорит о верной реализации методик [2; 3] даже без учета потерь, имеющихся в ЖРД.

Библиографические ссылки

1. Добровольский М. В. Жидкостные ракетные двигатели. М. : МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2005. 484 с.

2. Горностаев В. И. Термодинамический расчет двигателя : учеб. пособие ; Сиб. аэрокос-мич. акад. Красноярск, 1994. 39 с.

3. Трусов Б. Г. Моделирование химических и фазовых равновесий при высоких температурах. М. : МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1991. 40 с.

4. Двигатели С5.92 И С5.221. Разгонный блок «Фрегат» [Электронный ресурс]. URL: http://main.php?id=53 (дата обращения: 03.04.2018).

5. ЖРД РД-107 и РД-108 и их модификации [Электронный ресурс]. URL: http://www.lpre.de/ energomash/RD-107/index.htm (дата обращения: 05.04.2018).

© Остапенко Д. В., Зайцев М. А., Швецова Д. С., Королева Т. А., Толстопятов М. И., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.