Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДИК РЕЙТИНГОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДИК РЕЙТИНГОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методика рейтингования педагогических работников / профессиональная деятельность педагогических работников / многокритериальная оценка / рейтинг педагогов / SMART. / methodology of rating of teaching staff / professional activity of teaching staff / multi-criteria assessment / rating of teachers / SMART.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Чеботарев В.А., Назина С.Л., Подпругина И.В., Подпругин А.И.

В статье представлен сравнительный анализ методик рейтингования педагогических работников общеобразовательного учреждения. Анализ был выполнен средствами простого метода многокритериальной оценки SMART. Алгоритм метода реализован в Microsoft Excel.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по Гуманитарные науки , автор научной работы — Чеботарев В.А., Назина С.Л., Подпругина И.В., Подпругин А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF METHODS OF RATING OF TEACHING STAFF

The article presents a comparative analysis of the methods of rating teaching staff of a general education institution. The analysis was performed by means of a simple multi-criteria SMART assessment method. The algorithm of the method is implemented in Microsoft Excel.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДИК РЕЙТИНГОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ»

УДК 331.101.39

Чеботарев В.А. преподаватель Инжиниринговый колледж Назина С.Л. преподаватель Инжиниринговый колледж Подпругина И.В. преподаватель Инжиниринговый колледж Подпругин А.И. преподаватель Инжиниринговый колледж Белгородский государственный национальный исследовательский университет

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДИК РЕЙТИНГОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Аннотация. В статье представлен сравнительный анализ методик рейтингования педагогических работников общеобразовательного учреждения. Анализ был выполнен средствами простого метода многокритериальной оценки SMART. Алгоритм метода реализован в Microsoft Excel.

Ключевые слова: методика рейтингования педагогических работников, профессиональная деятельность педагогических работников, многокритериальная оценка, рейтинг педагогов, SMART.

Chebotarev V.A. lecturer Engineering College Nazina S.L. lecturer Engineering College Podprugina I.V. lecturer Engineering College Podprugin A.I. lecturer Engineering College Belgorod State National Research University

COMPARATIVE ANALYSIS OF METHODS OF RATING OF

TEACHING STAFF

Abstract. The article presents a comparative analysis of the methods of rating teaching staff of a general education institution. The analysis was performed by means of a simple multi-criteria SMART assessment method. The algorithm of the method is implemented in Microsoft Excel.

Keywords: methodology of rating of teaching staff, professional activity of teaching staff, multi-criteria assessment, rating of teachers, SMART.

Проведение диагностики педагогической деятельности и ее оценки -неотъемлемая часть управления.

Администрация школы, которая заботится о каждом педагоге, способствует его мотивации на профессиональную самоотдачу, должна владеть данными обо всех, даже не очень значительных, результатах учителя - его победах и промахах. Такой процесс диагностики труда учителя упрощается, если руководствоваться наилучшей методикой рейтингования педагогических работников общеобразовательного учреждения, в которой должны быть отражены критерии оценки деятельности учителей, для этого необходимо выполнить обзор и анализ методик рейтингования учителей.

Методика рейтинговой оценки деятельности педагогических работников ТОГБОУ «Многопрофильный кадетский корпус имени Л.С. Дёмина» (Методика 1). В данном общеобразовательном учреждении определение рейтинга педагогов осуществляется посредством:

— результатов самооценки профессиональной деятельности за определенный период времени;

— результатов оценки работы учителя по предмету;

— результатов оценки внеклассной работы;

— результатов оценки научно-методической работы;

— рейтинга учителя у администрации.

При осуществлении рейтинговой оценки деятельности педагогов учитываются следующие критерии:

— результативность педагогической деятельности;

— результативность научно-методической деятельности учителя;

— результативность воспитывающей, внеклассной, внеурочной деятельности;

— социальная активность педагога;

— трудовая дисциплина;

— обеспечение безопасности, сохранение и укрепление психического и физического здоровья;

— ИКТ-компетентность педагога;

— личностные качества педагога.

Каждый параметр определяется баллами, отражающими содержание деятельности педагогов образовательной организации в зависимости от их должностных обязанностей, квалификационных требований [1].

Таким образом, к преимуществам данной методики можно отнести самооценку профессиональной деятельности и учет ИКТ-компетентности педагога.

Однако, существенным недостатком данной методики является то, что веса критериев четко не определены. В данной методике каждому критерию предлагается шкала оценивания, например от 0 до 3. Также к недостаткам данной методики можно отнести учет рейтинга учителя у администрации, что может повлиять на объективность оценки деятельности учителя.

Рейтинговая система оценки деятельности учителя МБОУ «Адамовская СОШ№2» [2] (Методика 2). Критерии оценки эффективности деятельности педагогических работников общеобразовательной организации:

— динамика индивидуальных образовательных результатов обучающихся;

— инновационное творчество;

— участие и результаты участия обучающихся на олимпиадах, конкурсах, конференциях, соревнованиях и т.д. (в том числе дистанционных);

— реализация мероприятий, обеспечивающих взаимодействие с родителями обучающихся;

— позитивное восприятие обучающимися, коллегами и родителями;

— внеурочная деятельность;

— соблюдение нормативно-правовых требований к организации образовательного процесса;

— участие (организация) в системных исследованиях, мониторинге индивидуальных достижений обучающихся;

— создание элементов образовательной инфраструктуры образовательного учреждения;

— динамика результатов государственной итоговой аттестации.

Также следует отметить, что существенным преимуществом данной

методики является то, что для каждого критерия установлено максимально возможное количество баллов.

Методика рейтинговой оценки деятельности педагогических работников МКОУ «Фоминичская СОШ» [3] (Методика 3).Определение рейтинга педагогов осуществляется посредством:

— самооценки деятельности за определенный период времени;

— системы внутришкольного контроля.

При определении рейтинга педагогов учитываются:

— результативность работы учителя по предмету;

— результативность внеклассной работы по предмету;

— результативность методической деятельности учителя;

— исполнительская дисциплина.

Также следует отметить, что существенным преимуществом данной методики является то, что при оценке исполнительской дисциплины предусмотрены отрицательные критерии, которые негативно влияют на рейтинг.

Методика рейтинговой оценки профессиональной деятельности педагогический работников муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 83» города Ижевск [4] (Методика 4). Критерии оценки качества труда учителя:

— успешность учебной работы;

— успешность внеурочной работы по предмету за рамками функционала классного руководителя;

— результативность научно-методической деятельности учителя;

— результативность коммуникативной деятельности учителя;

— результативность деятельности учителя в здоровьесберегающей деятельности.

К преимуществам данной методики можно отнести то, что веса критериев четко определены и для каждого критерия установлено максимально возможное количество баллов.

Таким образом, после выполненного обзора методик рейтингования учителей следует перейти к их сравнительному анализу.

Рассмотренные выше методики рейтингования учителей будут оцениваться по следующим критериям:

— «Виды деятельности» - учет различных видов деятельности;

— «Веса критериев» - веса критериев четко определены;

— «Максимум» - для каждого критерия установлено максимально возможное количество баллов;

— «Отрицательные критерии», которые негативно влияют на рейтинг.

Для сравнительного анализа методик рейтингования учителей был использован метод многокритериальной оценки SMART [5]. Сравнение альтернатив по определенным выше критериям представлено в таблице 1.

Таблица 1

Сравнение альтернатив _

Методика Виды деятельности Веса критериев Максимум Отрицательные критерии

Методика 1 8 1 3 4

Методика 2 10 6 9 3

Методика 3 4 7 2 10

Методика 4 5 8 10 5

Оптимальные по каждому критерию варианты выделены зеленым цветом.

Также следует отметить, что выполненное сравнение критериев позволило определить, что наиболее главным, в представленном наборе, является учет различных видов деятельности.

Проведя все сравнения, бала определена общая оценка каждой альтернативы, используя формулу взвешенной суммы баллов (рисунок 1).

Выбор методики рейтингования учителей

30,00% 25,00%

20,00% -

15,00% -

10,00% 5,00% 0,00% -

Методика 1 Методика 2 Методика 3 Методика 4

Рис. 1. Приоритетность вариантов решения проблемы

На основе примененного метода SMART для выбора альтернативы, оптимальной по множеству критериев, было выявлено, что наилучшим вариантом является методика 2 - рейтинговая система оценки деятельности учителя МБОУ «Адамовская СОШ№2».

Использованные источники: 1. Положение о рейтинговой оценке деятельности педагогических работников ТОГБОУ «Многопрофильный кадетский корпус имени Л.С. Дёмина». — URL: http://tkk.1class.ru/rus/files/DOC/polozhenie-o-rejtingovoj-

ocenke-deyatelnosti-pedagogicheskih-rabotnikov.pdf (дата обращения: 03.06.2024).

2. Рейтинговая система оценки деятельности учителя и ученика [Электронный ресурс]. - URL: http: //adamovka2 .ucoz.ru/index/rej tingovaj a_sistema_o cenki_dej atelno sti_uchit elja_i_uchenika/0-123 (дата обращения 04.06.2024).

3. Рейтинговая оценка деятельности педагога [Электронный ресурс]. - URL: http s: //nsportal .ru/shkol a/materialy-k-

attestatsii/library/2014/11/12/reytingovaya-otsenka-deyatelnosti-pedagoga (дата обращения 05.06.2024).

4. Положение о рейтинговой оценке профессиональной деятельности учителя и педагога дополнительного образования МБОУ «Гимназия №83». — URL: https://ciur.ru/izh/s83_izh/comшondocs/Локальные%20нормативные%20акты /Научно-

методическая%20работа/положение%20о%20рейтинге%20учителя.pdf (дата обращения: 06.06.2024).

5. Метод SMART - простой метод многокритериальной оценки [Электронный ресурс]. - URL: http://eor.dgu.ru/lectures_f/ТПР%20лекция/Тема%207.Оценка%20многокр.% 20альт.%20многокр.%20%20теория%20полезности.Ыт (дата обращения 07.06.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.