2. Омельченко И.Н. Модель системы управления качеством производства на основе принципов производственной системы Тойота и учения Деминга / И. Н. Омельченко, С. В. Лазарев // Вестник машиностроения. -2013. - № 9. - С. 79-84.
3. Управление качеством производства на основе системы Тойота / С. В. Лазарев, И. Н. Омельченко, С. Г. Комарова, Х. А. Невмятуллина // Менеджмент в России и за рубежом. 2014. № 2. С. 92-99.
4. Омельченко, И. Н. Система показателей оценки эффективности промышленного предприятия при внедрении бережливого производства / И. Н. Омельченко, С. В. Лазарев // Техника машиностроения. - 2014. - Т. 21, № 1(89). С. 2-17.
5. Васильев В.А. Управление качеством. М.: Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), 2022. 160 с.
6. Фалько С.Г. "Шесть сигм" как подход к совершенствованию бизнеса / С. Г. Фалько, А. И. Орлов // Контроллинг. 2004. № 12. С. 42-46.
7. Antony J. et al. The evolution and future of lean Six Sigma 4.0 //The TQM Journal. 2023. Т. 35. №. 4. С. 1030-1047.
8. Kumar V. et al. Mapping quality performance through lean six sigma and new product development attributes // The TQM Journal. 2023.
Челенко Александра Викторовна, канд. техн. наук, доцент, [email protected], Россия, Калуга, Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)
DEVELOPMENT OF DMAIC AND DMADVALGORITHMS FOR THE IMPLEMENTATION OF LSS IN MACHINE-BUILDING PRODUCTION
А.У. Chelenko
Chelenko Alexandra Viktorovna, candidate of technical sciences, docent, [email protected], Russia, Kaluga, Bauman Moscow State Technical University (National Research University)
УДК 351.811.111.1
DOI: 10.24412/2071-6168-2023-9-467-468
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДИК ИЗМЕРЕНИЯ ТОЛЩИН ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД ПО ГОСТ Р
58349-2019 И ГОСТ 26433.1-89
М.А. Разволяев, О.И. Куцевич, В.А. Шахова
В статье проведен сравнительный анализ методик определения толщины слоев дорожных одежд по ГОСТ Р 58349-2019 «Дороги автомобильные общего пользования. Дорожная одежда. Методы измерения толщины слоев дорожной одежды» и ГОСТ 26433.1-89 «Система обеспечения точности геометрических параметров в строительстве. Правила выполнения измерений. Элементы заводского изготовления». В рамках стати была проведена исследовательская работа целью которой являлось установление погрешностей методик измерения и влияния на данные погрешности таких факторов как выбор места измерения, применяемого измерительного оборудования и человеческого фактора в виде специалиста производящего измерения.
Ключевые слова: строительный контроль, слои дорожкой одежды, измерение, погрешность.
При ведении строительного контроля за объектами дорожного строительства, пожалуй, самое большое внимание уделяется определению толщины конструктивных слоев дорожных одежд. Данное внимание обусловлено повышенной важностью этой характеристики поскольку от нее не только напрямую зависит долговечность возводимой дорожной конструкции, но и такой параметр как итоговая стоимость дороги. Даже незначительное изменение толщины дорожной одежды, помноженное на огромные площади различных конструкций пирога дорожной одежды, приводят к существенным изменениям итоговой стоимости дороги как в большую, так и в меньшую сторону, что в свою очередь требует от методик определения данного параметра повышенной точности и объективности получаемых результатов.
На данный момент измерения толщины дорожной одежды проводятся в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 58349-2019. «Дороги автомобильные общего пользования. Дорожная одежда. Методы измерения толщины слоев дорожной одежды» [1] который устанавливает следующие методы измерения толщины дорожной одежды:
- Геодезический метод - сущность метода заключается в измерениях высотных отметок в одной и той же точке в плане на поверхности кровли и подошвы каждого слоя дорожной одежды с последующим расчетом толщины слоя по разнице отметок.
- Георадиолокационный метод - сущность метода заключается в непрерывном сканировании дорожной одежды по траектории движения георадара с заданным шагом излучения и приема сигнала, отраженного от границ слоев с построением волнового разреза (радарограммы) в координатах длины профиля и времени прохождения электромагнитного сигнала по глубине.
- Разрушающий метод - сущность метода заключается в измерении толщины слоя с помощью металлической линейки по отобранному (высверленному) керну (пробе) из дорожной одежды или прорытому шурфу как расстояния между верхней и нижней границами слоя.
Поскольку геодезический метод сложно применим для большинства видов строительного контроля и предназначен в основном для ведения операционного контроля, а георадиолокационный метод - требует дорогостоящего оборудования и высококвалифицированных специалистов, при этом имея высокие погрешности измерений, основным методом определения толщины конструктивных слоев дорожной одежды является разрушающий метод.
Отбор кернов из монолитных материалов для определения толщины конструктивных слоев дорожной одежды разрушающими методами проводят в соответствии с требованиями ГОСТ Р 58349-2019 «Дороги автомобильные общего пользования. Дорожная одежда. Методы измерения толщины слоев дорожной одежды» [2] в трех местах (предварительно определенных неразрушающими методами) для площади в 7000 м (10000 м при площадях покрытия более 30000 м).
Далее толщина отобранных кернов определяется по следующей методике:
До начала измерений определяют на отобранном керне верхние и нижние границы каждого слоя визуально. Измерения проводят послойно по каждому керну от верхней границы к нижней с помощью измерительной металлической линейки, которую располагают перпендикулярно цилиндрической поверхности керна по четырем точкам, располагаемым на одинаковых расстояниях друг от друга в соответствии со схемой (см. рис. 1). За толщину слоя по керну принимают среднеарифметическое значение, полученное из четырех измерений.
1
ГОСТ Р 58349-2019 «Дороги автомобильные общего пользования. Дорожная одежда. Методы измерения толщины слоев дорожной одежды» был впервые введен в действие с 1 июля 2019 г. До этого момента измерение толщин отбираемых кернов проводилось в соответствии с ГОСТ 26433.1-89 «Система обеспечения точности геометрических параметров в строительстве. Правила выполнения измерений. Элементы заводского изготовления» [3] (с 01.01.2021 заменен на ГОСТ Р 58939-2020 «Система обеспечения точности геометрических параметров в строительстве. Правила выполнения измерений. Элементы заводского изготовления»).
ГОСТ 26433.1-89 - устанавливал следующую методику проведения измерения кернов, отбираемых из конструктивных слоев дорожной одежды:
- Для измерения линейных размеров и их отклонений применяют линейки по ГОСТ 427 и ГОСТ 17435, рулетки по ГОСТ 7502, штангенциркули по ГОСТ 166.
- Общие требования к выбору методов и средств измерения, выполнению измерений и обработке их результатов следует принимать по ГОСТ 26433.0.85
Фото 1. Обследованный керн №1. Отобран из верхнего слоя покрытия.
ГОСТ 26433.0-85 «Система обеспечения точности геометрических параметров в строительстве. Правила выполнения измерений. Общие положения» [4] устанавливает следующие требования:
- Методы и средства измерений принимают в соответствии с характером объекта и измеряемых параметров из условия что расчетная суммарная погрешность принимаемого метода и средства измерения будет меньше либо равна предельной погрешности измерения.
- При выборе методов и средств измерения следует учитывать необходимость обеспечения минимальных затрат на выполнение измерений и их обработку и наиболее полного исключения систематических погрешностей.
- Каждый геометрический параметр строительных элементов, конструкций, оборудования измеряют в нескольких наиболее характерных сечениях
- Измерения выполняют двойными наблюдениями параметра в каждом из установленных сечений
Исходя из вышеописанных требований нормативной документации основной массой дорожно-
строительных лабораторий измерения кернов, отбираемых из конструктивных слоев дорожных одежд проводились при помощи линеек металлических по ГОСТ 427 и ГОСТ 17435 либо штангенциркулями по ГОСТ 166 по трем наиболее характерным граням сечений измеряемого керна.
Расчетная суммарная погрешность вышеописанного метода и применяемых средств измерений меньше предельной погрешности измерения, что выполняет условие необходимости обеспечения минимальных затрат на выполнение измерений и их обработку.
Для проведения сопоставительного анализа методик проведения измерения кернов по ГОСТ Р 58349-2019 и ГОСТ 26433.1-89 была проведена серия измерений образцов.
Было выбрано три керна, отобранных на объектах дорожного строительства города Москвы. Данные керны были отобраны с различных конструктивных слоев дорожных одежд: Керн №1 - Верхний слой покрытия (ВСП) (рис. 1). Керн №2 - Верхний слой основания (ВСО) (рис. 2).
Фото 2. Обследованный керн №2. Отобран из верхнего слоя основания.
Керн №3 - Нижний слой основания (НСО) (рис. 3).
Фото 3. Обследованный керн №3. Отобран из нижнего слоя основания.
Подобный выбор конструктивных слоев из которых отбирались керны на исследования, исходит из практики изменения ровности конструктивного слоя исходи из его уровня залегания в пироге дороги. Так керны, выбуриваемые из верхних слоев покрытия, зачастую имеют незначительные, 1-2 мм, колебания высот измеряемых граней, что нельзя сказать о кернах, отбираемых с нижних слоев оснований где разница между измерениями граней может достигать до 5 см.
Каждый отобранный образец был подготовлен к измерениям (очищен от грязи, промыт и высушен) была произведена разметка мест дальнейших измерений в соответствии с рис. 1 и 2 по ГОСТ Р 58349-2019 и ГОСТ 26433.1-89.
В соответствии с разработанной программой испытаний измерения проводились четырьмя специалистами, в течении четырех дней, ежедневно. Каждый специалист проводил измерения трех кернов в местах, размеченных в соответствии с рис. 1 и рис. 2 в прямом и обратном направлении приложения измерительного инструмента четырьмя линейками и двумя штангенциркулями. Сведения о метрологическом обеспечении примененного оборудования приведены в табл. 1.
Рис. 4. Схема расположения мест измерений по ГОСТ 26433.1-89:1, 2, 3 - месим измерения керна
Рис. 5. Схема расположения мест измерений по ГОСТ Р 58349-2019:1, 2, 3, 4- места измерения керна
Таблица 1
Сведения о примененном измерительном оборудовании
№ п/п Наименование средства измерения Заводской номер Номер документа о метрологическом обеспечении Срок действия до
1. Линейка измерительная металлическая 300 мм 2603 С-ТТ/22-09-2022/188088694 21.09.2023
2. Линейка измерительная металлическая 300 мм 2605 С-ТТ/22-09-2022/188088697 21.09.2023
3. Линейка измерительная металлическая 500 мм 1 С-ТТ/22-06-2022/165128536 21.06.2023
4. Линейка измерительная металлическая 500 мм 2 С-ТТ/30-03-2023/234648051 29.03.2024
5. Штангенциркуль ШЦ-150-0,05 мм 80087559 С-ТТ/22-09-2022/188088691 21.09.2023
6. Штангенциркуль ШЦ-150-0,05 мм 80475694 С-ТТ/22-09-2022/188088690 21.09.2023
Как видно из табл. 1 все измерительное оборудование на время проведения испытаний (с 18 по 21 апреля 2023 года) имело соответствующее метрологическое обеспечение.
За конечный результат измерения принималось среднеарифметическое значение результатов одной серии
измерения.
По результатам проведённых исследований для каждого образца была получена значительная выборка результатов измерений она составила:
- 128 измерений - различными линейками по ГОСТ 26433.1-89 «Система обеспечения точности геометрических параметров в строительстве. Правила выполнения измерений. Элементы заводского изготовления»
- 64 измерения - различными штангенциркулями по ГОСТ 26433.1-89 «Система обеспечения точности геометрических параметров в строительстве. Правила выполнения измерений. Элементы заводского изготовления»
- 128 измерений - различными линейками по ГОСТ Р 58349-2019 «Дороги автомобильные общего пользования. Дорожная одежда. Методы измерения толщины слоев дорожной одежды»
Полученные результаты были подвергнуты статистическим методам обработки данных [5].
На первом этапе статистического анализа было определено, подчиняются ли все представленные выборки нормальному закону распределения (закону Гаусса). Нормальное распределение естественным образом возникает практически везде, где речь идет об измерениях с ошибками.
Тестирование данных на нормальность является достаточно частым этапом первичного анализа данных, так как большое количество статистических методов использует тот факт, что данные распределены нормально.
Если выборка не подчиняется нормальному закону, тогда предположении о параметрических статистических тестах нарушаются, и должны использоваться непараметрические методы статистики.
При нормальном распределении, выполняются следующие условия: график распределения симметричен, значения медианы и выборочного среднего одинаковы, значения эксцесса равно 3, а асимметрии равно нулю. Однако ситуация, когда все указанные выборочные характеристики равны именно таким значениям, практически не встречается.
Чтобы применять статистические критерии сформулируем задачу. Выдвигаются две гипотезы НО и Н1, которые утверждают:
НО - Выборка подчиняется нормальному закону распределения;
Н1 - Выборка не подчиняется нормальному распределению.
Теперь задача состоит в том, чтобы на основании какого-то критерия отвергнуть или принять основную нулевую гипотезу при уровне значимости а = 0,05, т. е. с доверительной вероятностью 95%.
Проверка на нормальность по Н.А. Плохинскому. Показатели асимметрии и эксцесса свидетельствуют о достоверном отличии эмпирических распределений от нормального в том случае, если они превышают по абсолютной величине свою ошибку репрезентативности в 3 и более раз. Результаты проверки на нормальность по Н.А. Пло-хинскому представлены в табл. 2.
Таблица 2
Результаты проверки на нормальность по Н.А. Плохинскому _
Номер керна Значения ГОСТ 26433.1-89, измерение линейкой ГОСТ 26433.1-89, измерение штангенциркулем ГОСТ Р 58349-2019
1 Ассиметрия 1,22 0,92 0,24
Эксцесс 0,52 0,61 0,62
Табличное 3,00 3,00 3,00
Оценка Распределение подчиняется нормальному закону распределения
2 Ассиметрия 0,55 0,15 0,58
Эксцесс 0,90 0,64 0,61
Табличное 3,00 3,00 3,00
Оценка Распределение подчиняется нормальному закону распределения
3 Ассиметрия 0,23 1,02 1,14
Эксцесс 0,22 0,60 0,94
Табличное 3,00 3,00 3,00
Оценка Распределение подчиняется нормальному закону распределения
Проверка на нормальность по Е.И. Пустыльнику. Если рассчитанные значения ассиметрии и эксцесса менее критических, то такая выборка подчиняется нормальному закону распределения. Результаты проверки на нормальность Е.И. Пустыльнику представлены в табл. 3.
Результаты проверки на нормальность по Е.И. Пустыльнику
Таблица 3
Номер керна
Значения
ГОСТ 26433.1-8 измерение линейкой
ГОСТ 26433.1-8 измерение штангенциркулем
ГОСТ Р 58349-2019
2
Ассиметрия
Критическое
Эксцесс
Критическое
Оценка
0,64
0,69
0,13
0,64
0,64
0,55
0,92
0,66
2,81
Распределение подчиняется нормальному закону распределения
Ассиметрия
0,29
0,11
0,31
Кр
итическое
0,64
0,64
Эксцесс
0,95
0,95
0,65
Критическое
2,81
Оценка
Распределение подчиняется нормальному закону распределения
Ассиметрия
0,12
0,77
0,6
Критическое
0,64
0,64
Эксцесс
0,23
0,89
1,00
Критическое
2,
2,81
2,
Оценка
Распределение подчиняется нормальному закону распределения
3
4
5
2
2
2
3
Как видно из табл. 2 и 3 подтверждается гипотеза Н0 - выборка подчиняется нормальному закону распределения все представленные выборки подчиняются нормальному закону распределения, следовательно, целесообразно для дальнейшего анализа использовать параметрические тесты.
На втором этапе статистического анализа было определено сколько выбросов содержат выборки, для чего был использован критерий Габбса.
Критерий Габбса - метод, используемый для определения выбросов в одномерном наборе данных, подчиняющихся нормальному закону распределения. Критерий Граббса определяет один выброс за одну итерацию. Этот выброс исключается из набора данных и тест повторяется до тех пор, пока не будут обнаружены все выбросы.
Выброс - это результат измерения, выделяющийся из общей выборки. Целесообразно, исключать из выборки не более двух выбросов, в противном случае, эксперимент следует повторить.
Выдвигаются две гипотезы Н0 и Н1, которые утверждают:
Н0 - в выборке нет выбросов;
Н1 - выборка содержит как минимум один выброс. Результаты проверки выборок на выбросы представлены в табл. 4.
Таблица 4
Результаты проверки выборок на выбросы по критерию Граббса_
Номер керна Значения ГОСТ 26433.1-89, измерение линейкой ГОСТ 26433.1-89, измерение штангенциркулем ГОСТ Р 58349-2019
1 Максимальное значение выборки с учетом выбросов 50,67 52,00 50,75
Минимальное значение выборки с учетом выбросов 48,33 49,67 48,50
Количество выбросов 1 0 0
2 Максимальное значение выборки с учетом выбросов 91,33 92,00 91,00
Минимальное значение выборки с учетом выбросов 87,67 89,33 87,75
Количество выбросов 1 0 0
3 Максимальное значение выборки с учетом выбросов 83,67 84,33 91,50
Минимальное значение выборки с учетом выбросов 78,00 80,00 77,25
Количество выбросов 0 0 0
Таким образом, подтверждается гипотеза Н1 - выборка содержит как минимум один выброс. из девяти представленных выборок только две имеют выбросы, при этом в каждой выборке по одному выбросу, следовательно, все исследуемые выборки содержат результаты измерений, не выделяющиеся из общей выборки.
На третьем этапе статистического анализа было определено:
- являются ли выборки, полученные по результатам измерений по ГОСТ 26433.1-89, с использованием линейки и с использованием штангенциркуля однородными.
- являются ли выборки, полученные по результатам измерений по ГОСТ 26433.1-89, (с использованием линейки) и ГОСТ Р 58349-2019 однородными.
Понятие «однородность», т. е. «отсутствие различия», может быть формализовано в терминах вероятностной модели различными способами.
Наивысшая степень однородности достигается, если обе выборки взяты из одной и той же генеральной совокупности, т. е. справедлива нулевая гипотеза
Н0: дисперсии выборок равны, при всех х, отсутствие однородности означает, что верна альтернативная гипотеза, согласно которой Н1: дисперсии выборок не равны, хотя бы при одном значении аргумента х если гипотеза Н1 принята, то выборки можно объединить в одну, если нет - то нельзя.
То-есть решая практическую задачу измерения асфальтобетонных кернов с применением разных методик (ГОСТ 26433.1-89 и ГОСТ Р 58349-2019) и средств измерения (линеек и штангенциркулей), происходит ли возоб-новляемость получаемых результатов измерений.
Анализ на однородность выборок был проведен по критерию Стьюдента, результаты анализа представлены в табл. 5 и 7.
Таблица 5
Результаты проверки выборок по ГОСТ 26433.1-89, с использованием линейки штангенциркуля
на однородность
Номер керна Выбранные для анализа методики Выборочная дисперсия Эксперимен тальный критерий Стьюдента Табличное значение критерия Стью-дента Вывод
1 ГОСТ 26433.1-89, измерение линейкой 0,237 1,345 1,980 гипотезу однородности (отсутствия различия) принимают
ГОСТ 26433.1-89, измерение штангенциркулем 0,240
2 ГОСТ 26433.1-89, измерение линейкой 0,657 1,050 1,980 гипотезу однородности (отсутствия различия) принимают
ГОСТ 26433.1-89, измерение штангенциркулем 0,255
3 ГОСТ 26433.1-89, измерение линейкой 1,255 0,790 1,980 гипотезу однородности (отсутствия различия) принимают
ГОСТ 26433.1-89, измерение штангенциркулем 0,803
Анализируя данные представленные в табл. 5 можно сделать вывод о незначительном влиянии на результат, выбора инструмента измерения, однако если сравнить максимальные и минимальные значения результатов измерения этими приборами табл. № 6 то можно сделать вывод о том что измерения производимые при помощи штангенциркуля дают завышенные 1-2 мм результаты относительно измерений проводимых при помощи линейки.
Данные превышения являются следствием методики работы с измерительным прибором: в процессе измерения кернов губки штангенциркуля для выполнения наружных измерений надвигаются за измеряемую грань керна что влечет включение в результат измерения величину неровности верхней и нижней плоскостей керна.
Таблица 6
Пиковые результаты измерений по ГОСТ 26433.1-89, с использованием линейки штангенциркуля
Номер керна Выбранные для анализа методики Максимальный результат, мм Минимальный результат, мм
1 Измерение линейкой 51 48
Измерение штангенциркулем 52 50
Разница результатов штангенциркулем и линейкой +1 +2
2 Измерение линейкой 92 92
Измерение штангенциркулем 93 92
Разница результатов штангенциркулем и линейкой +1 0
3 Измерение линейкой 82 78
Измерение штангенциркулем 84 80
Разница результатов штангенциркулем и линейкой +2 +2
Таблица 7
Результаты проверки выборок по ГОСТ 26433.1-89 и ГОСТ Р 58349-2019 на однородность
Номер керна Выбранные для анализа методики Выборочная дисперсия Эксперим ентальный критерий Стьюдента Табличное значение критерия Стьюдента Вывод
1 ГОСТ 26433.1-89, измерение линейкой 0,237 0,062 1,980 гипотезу однородности (отсутствия различия) принимают
ГОСТ Р 58349-2019 измерение линейкой 0,245
2 ГОСТ 26433.1-89, измерение линейкой 0,657 0,147 1,980 гипотезу однородности (отсутствия различия) принимают
ГОСТ Р 58349-2019 измерение линейкой 0,521
3 ГОСТ 26433.1-89, измерение линейкой 1,255 3,065 1,980 гипотезу однородности (отсутствия различия) не принимают
ГОСТ Р 58349-2019 измерение линейкой 10,264
Анализируя данные представленные в табл. 6 можно сделать вывод о незначительном влиянии на результат, выбора методов измерения при проведении измерений на кернах не имеющих значительных колебаний высот граней (керны № 1 и 2) однако в случае перепадов высот граней свыше 5 мм (керн № 3) выбор метода измерений окажет существенное влияние на итоговый результат измерения керна.
Основной причиной неоднородности результатов измерений по ГОСТ 26433.1-89 и ГОСТ Р 58349-2019 (фактор влияния оборудования и специалистов, проводивших измерения в значительной степени не влияет на результаты измерений что доказано результатами проверки выборок на выбросы по критерию Граббса табл. 4), можно принять разность мест приложения измерительного оборудования на гранях керна.
Заключение. По результатам проведённых исследований можно сделать следующие выводы:
Применение различного однотипного оборудования различными специалистами не приводит к выпадению результатов измерений за доверительный интервал 0,95 в рамках одной методики с неизменными местами измерений.
При проведении измерений асфальтобетонных кернов необходимо обращать пристальное внимание на выбор типа измерительного оборудования, так как штангенциркули выдают завышенные значения относительно измерений проводимых при помощи металлических линеек.
При проведении измерений толщины на асфальтобетонных кернах, не имеющих значительных колебаний высот граней выбор метода измерений не имеет значительного влияния на конечный результат измерений.
При проведении измерений толщины на асфальтобетонных кернах имеющих перепад высот граней свыше 5 мм выбор метода измерений имеет значительное влияние на конечный результат измерений. В связи с чем можно говорить о необходимости в подобных случаях увеличения количества проводимых измерений на одном керне.
Список литературы
1. ГОСТ Р 58349-2019. Дороги автомобильные общего пользования. Дорожная одежда. Методы измерения толщины слоев : национальный стандарт Российской Федерации : дата введения 2019-07-01 / Федеральное агентство по техническому регулированию. Москва: Стандартинформ, 2019. 16 с.
2. ГОСТ Р 58349-2019. Дороги автомобильные общего пользования. Дорожная одежда. Методы измерения толщины слоев дорожной одежды: национальный стандарт Российской Федерации : дата введения 2019-07-01 / Федеральное агентство по техническому регулированию. Москва: Стандартинформ, 2019. 19 с.
3. ГОСТ 26433.1-89. Система обеспечения точности геометрических параметров в строительстве. Правила выполнения измерений. Элементы заводского изготовления : межгосударственный стандарт: дата введения 1990-0101 / государственный строительный комитет СССР. Москва: ИПК Издательство стандартов, 1989. 18 с.
4. ГОСТ 26433.0-85. Система обеспечения точности геометрических параметров в строительстве. Правила выполнения измерений. Общие положения : государственный стандарт союза ССР: дата введения 1986-01-01 / государственный комитет СССР по делам строительства. Москва : Издательство стандартов, 1985. 19 с.
5. Ахназарова С.Л., Кафаров В.В., Методы оптимизации эксперимента в химической технологии. Москва.: «Высшая школа», 1985. 327 с.
Разволяев Максим Александрович, ведущий инженер-эксперт, [email protected], Россия, Москва, Центр экспертиз, исследований и испытаний в строительстве,
Куцевич Олег Игоревич, начальник лаборатории, [email protected]. ru, Россия, Москва, Центр экспертиз, исследований и испытаний в строительстве,
Шахова Виктория Алексеевна, ведущий инженер, [email protected], Россия, Москва, Центр экспертиз, исследований и испытаний в строительстве
COMPARATIVE ANALYSIS OF METHODS FOR MEASURING THE THICKNESS OF ROAD CLOTHES ACCORDING TO
GOST R 58349-2019 AND GOST 26433.1-89
M.A. Razvolyaev, O.I. Kutsevich, V.A. Shakhova
The article presents a comparative analysis of methods for determining the thickness of layers of road coverings according to GOST R 58349-2019 "Public roads. Travel clothes. Methods of measuring the thickness of layers ofpavement" and GOST 26433.1-89 "System for ensuring the accuracy of geometric parameters in construction. Rules for performing measurements. Factory-made elements". Within the framework of the article, a research work was carried out, the purpose of which was to establish the errors of measurement methods and the influence on the error data of such factors as the choice of the measurement location, the measuring equipment used and the human factor in the form of a specialist conducting measurements.
Key words: construction control, layers of pavement, measurement, error.
Razvolyaev Maxim Aleksandrovich, leading expert engineer, [email protected], Russia, Moscow, Center for Expertise, Research and Testing in Construction,
Kutsevich Oleg Igorevich, head of the laboratory, [email protected], Russia, Moscow, Center for Expertise, Research and Testing in construction,
Shakhova Victoria Alekseevna, lead engineer, [email protected], Russia, Moscow, Center for Expertise, Research and Testing in Construction