g>
n
кл
0
1
I
X
s
70
COMPARATIVE ANALYSIS OF LEASING AND CREDIT
Samatoyeva Julia Viktorovna, Student, Chair of Economics and Management,
North-Caucasian Federal University, Stavropol E-mail: yule4ka-26@yandex.ru
To be provided in article the comparative analysis of leasing and the credit with reference to the motor transportation enterprise and as advantages and leasing shortcomings over the credit are considered.
Keywords: leasing; credit; financial rent; lessor; lizingopoluchatel; motor transportation enterprise.
УДК 338.2
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЛИЗИНГА И КРЕДИТА
© Саматоева Ю.В., 2012
САМАТОЕВА Юлия Викторовна,
студентка, кафедра
Экономики
и управления,
Северо-Кавказский
федеральный
университет,
Ставрополь
yule4ka-26@yandex.ru
В статье приводится сравнительный анализ лизинга и кредита применительно к автотранспортному предприятию, а также рассматриваются преимущества и недостатки лизинга над кредитом.
Ключевые слова: лизинг; кредит; финансовая аренда; лизингодатель; лизингополучатель; автотранспортное предприятие.
Сегодня существует множество различных услуг финансового характера, которые предоставляют различные банки, но проблема в том, что зачастую эти услуги не могут решить тех задач, которые стоят перед организациями или предприятиями, необходимо постоянно обновляться и совершенствовать основные фонды, кроме того, постоянно делать долгосрочные инвестиции.
Как показывает практика, реализация солидной инвестиционной программы автотранспортных предприятий нередко сдерживается недостатком источников финансирования. К тому же все источники существенно различаются в плане быстроты их мобилизации и стоимости, поэтому целесообразно использование финансовой аренды (лизинга) для приобретения транспортных средств и оборудования. Тем самым возникает возможность устранения изношенности автопарка путем продажи устаревающихтранспортныхсредств и за счет приобретения новых автомобилей по договорулизинга. Привлекательность аренды как раз и заключается в том, что это один из сравнительно быстро мобилизуемых и выгодных в финансовом плане источников. [4]
Если говорить о том, что представляет собой сегодня лизинг, то стоит заметить, что это хорошая альтернатива классическому финансированию, в котором удачно совместились арендные отношения, а также различные элементы кредитования и финансирования. Необходимость сравнения обусловлена определенной схожестью этихдвух финансовых инструментов. Лизинг основывается на техже принципах, что и кредит: срочность; платность; возвратность.
Цель получить различную недвижимость в лизинг почти такая же, как и при привлечении кредитных ресурсов, когда нет необходимой суммы для приобретения необходимых основных фондов. Здесь хорошо то, что, в отличие от стандартного кредитования, при лизинге все платежи могут быть более гибкими. Есть и еще один плюс. Дело в том, что все платежи могут осуществляться и в товарной форме. Это так называемая компенсационная форма лизинга. [2]
Являясь специфическим видом арендных операций, лизинг имеет ряд особенностей, которые отличают его от общепринятого порядка регулирования договоров аренды. Например, риск утраты и порчи имущества при лизинге несет лизингополучатель (арендатор), в то время, как общие правила арендных операций возлагают указанный риск на собственника имущества, но не на арендатора. Кроме того, договор лизинга, как правило, обязывает лизингодателя осуществлять техническую поддержку объекта у клиента, проводить замену морально устаревшего оборудования, а также осуществлять иные действия, зачастую не свойственные обычному порядку взаимоотношений между арендатором и арендодателем. Эта мера представля-
ется менее затратной, чем приобретение транспортных средств в собственность в кредит, поскольку процент, выплачиваемый по договору лизинга, получается значительно меньше, чем ставка по банковскому кредиту. [3]
Основное преимущество лизинга для транспортных организаций заключается в возможности начать эксплуатацию автомобилей при минимальных начальных капиталовложениях. По истечении срока лизинга автомобиль может переходить в собственность покупателя, что зависит от условий заключаемого договора. Таким образом, лизинг автомобилей будет способствовать высвобождению значительной части финансовых активов, необходимых для развития предприятия.
Кроме того, для автотранспортных предприятий лизинговая форма приобретения основных средств выгодна также тем, что в данном случае будут налоговые льготы. Все платежи, которые осуществляются в рамках лизинга, снижают налогооблагаемую прибыль. Дело в том, что все операции по данному виду кредитования освобождаются от уплаты НДС.[4]
При инвестиционном проектировании необходимо учитывать следующее: несмотря на наличие большого количества преимуществ, лизинг имеет и некоторые недостатки по сравнению с кредитом. В частности, лизинг отличается повышенной сложностью организации сделки, которая обусловлена необходимостью согласования интересов большого количества ее участников. Также продолжительность договора лизинга не всегда может быть согласована с периодом морального старения техники. В таблице 1 приведена сравнительная характеристика лизинга и кредита.
Таблица 1 - Сравнительная характеристика лизинга и кредита
Продолжение табл. 1
1 2 3
Условия приобретения Как правило, банками предъявляются дополнительные требования для получения кредита (открытие счетов, перевод оборотов и т.д.) Для получения финансирования, как правило, отсутствуют дополнительные требования, оперативный порядок рассмотрения проекта
ГЧ
О
ГЧ
При выборе предприятием на определенном этапе своего существования лизинга, в качестве источника финансирования приобретения оборудования, обязательным условием выступает привлечение специалистов в этой финансовой области - профессиональной лизинговой компании. Это и кредитная организация, предоставляющая средства лизинговой компании, и страховая компания, обеспечивающая гарантии по сохранности и функционированию предмета лизинга, и поставщик оборудования, который, в случае необходимости, по требованию лизинговой компании, обеспечит замену или ремонт агрегатов поставленного оборудования. [1]
В Ставропольском крае на данный момент существует большой выбор компаний, осуществляющих лизинговые сделки, которые отличаются различными условиями предоставления данного вида услуг. К ним можно отнести Ресо-Лизинг, Каркаде (САРСАйЕ)-лизинг, Ставропольскую лизинговую компанию "Развитие", Европлан, Уралсиб, Элемент-лизинг, Интерлизинг-Инвест и другие.
Современные лизинговые компании принципиально отличаются друг от друга условиями предоставления услуг, гибкостью в поисках подходов к решению нестандартных задач, жесткостью применения штрафных санкций. Сроки рассмотрения заявок и оформления договора лизинга, номенклатура возможных предметов лизинга, ограничение или отсутствие ограничений на использование предмета лизинга, комплекс дополнительных услуг и другие характеристики также делают их непохожими друг на друга.
Обновление парка
□
У
0
сС
чэ
гл
■ Он
f
=Ti£_
Kf'
■
71
Наименование показателя (1) Банковский кредит (2) Лизинг (3)
Удорожание в год 12-18% 5-14%
Период предоставления услуги Максимальный срок банковского кредита на рынке банковских услуг составляет 12-24 месяцев. При этом срок рассмотрения заявки на кредитование может составлять 2-3 месяца. Срок финансирования от 12 до 60 месяцев. Срок рассмотрения вопроса по заключению лизинговый сделки 2-3 дня с момента предоставления минимального комплекта документов в лизинговую компанию.
Амортизация Механизм ускоренной амортизации с коэффициентом 3 не применяется За счет ускоренной амортизации с коэффициентом 3 возникает экономия на налоге на имущество
Отнесение на себестоимость Суммы выплат основного долга по кредиту напрямую не относятся на себестоимость и уплачиваются из средств компании Лизинговый платеж в полном объеме относится на себестоимость, уменьшая налогооблагаемую базу по налогу на прибыль
Отражение в балансе Использование кредита приводит к значительному увеличению кредиторской задолженности, что негативно сказывается на инвестиционной привлекательности предприятия Лизин в отличие от кредита не увеличивает кредиторскую задолженность предприятия и не ухудшает инвестиционную привлекательность
подвижного состава российских транспортных предприятий является в настоящее время остро актуальной и сложной проблемой. Ярким представителем сложившейся ситуации выступает ОАО АТП "Ставропольское-2", парк которого, согласно проведенным исследова-ниям,отличается крайней изношенностью: процент износа составляет в 2009 - 65%, в 2010 - 73%, в 2011 -77%.
Кроме того, списочный состав автомобильного парка ежегодно уменьша-
g>
n
кл
0
1
I
X
s
■=^
72
ется: с 2009 г. по 2011 г. он снизился с 72 единиц до 60 единиц подвижного состава. При этом пополнение парка за последние 3 года крайне не удовлетворительно. Вызвано это нехваткой у предприятия денежных средств для самостоятельного приобретения новых автомобилей, поскольку в 2010 году предприятие находилось в состоянии выхода из сложившейся кризисной ситуации, и получаемая сумма прибыли направлялась на более острые проблемы. Использование лизинга поможет решить предприятию проблему обновления подвижного состава.
В качестве марки автомобиля нами выбран КамАЗ-65115. ОАО АТП "Ставропольское-2" осуществляет в основном перевозки навалочных грузов и основными клиентами являются дорожно-строительные организации, поэтому ему в первую очередь следует проводить обновление подвижного состава самосвального типа максимально возможной грузоподъёмности. Грузоподъёмность данного автомобиля -15 тонн, стоимость по данным официального сайта КамАЗ-центр составляет 2 415 460 рублей.
Вместе с тем в каждом конкретном случае расчет лизинговых платежей может зависеть от особенностей лизингового соглашения, определяемых видом лизинга, а также от выбранного лизингодателем вида лизинговых платежей.
В данном случае выбрана лизинговая компания Каркаде (CARCADE)
-лизинг, предоставляющая в лизинг грузовые и легковые автомобили, а также специальную технику. Преимущества лизинга грузовых автомобилей следующие:
- невысокое удорожание;
- финансирование в долларах и рублях - по выбору;
- доступный первый платеж;
- возможность погашения задолженности равными ежемесячными платежами.
В рамках предложения лизинга грузовиков компания Каркаде (CARCADE) осуществляет передачу грузовых автомобилей Daewoo, DAF, Ford, Hyundai, Isuzu, Iveco, MAN, Mercedes-Benz, Renault, Scania, Volvo, ГАЗ, КамАЗ, Урал и автомобильной техники прочих марок.
Перечень необходимыхдокументов (нотариальное заверение не требуется) для предоставления лизинга в компании Каркаде (CARCADE):
- копии учредительныхдокументов, заверенные печатью и подписью руководителя;
- копия зарегистрированной бухгалтерской отчетности за последний год и за последний отчетный период;
- копия документов, подтверждающих полномочия лица, которое подписывает договор лизинга.
Произведем расчеты лизингового платежа за один автомобиль на различные сроки финансирования (24,28 и 36 месяцев), при следующих условиях:
- стоимость КамАЗ-65 115 составляет 2 415460 рублей;
- первоначальный взнос-25%;
- периодичность платежей - ежемесячные;
- валюта договора - рубли;
- форма графика - равные платежи с последующим выкупом имущества.
При этом авансовый платеждолжен составлять, руб.:
2 415 460 • 25/100 = 603 865 руб.
В таблице 2 приведен примерный график лизинговых платежей.
Таблица 2 - Расчет лизинговых платежей на различные сроки финансирования
Как видно из таблицы 2, наименьшие ежемесячные лизинговые платежи достигаются при сроке финансирования на 36 месяцев, их сумма составляет 75 368 руб., но при этом достигается наибольшая переплата на 775 085,88 руб. При сроке финансирования на 28 месяцев переплата составит 668698,22 руб., а ежемесячные лизинговые платежи равны 94466,87 руб. При лизинге на 24 месяца достигается самая наименьшая переплата денежных средств, которая составляет 561 584,44 руб., сумма лизингового платежа в месяц равна 106 773,72 руб.
Для эффективной деятельности предприятию приобретение одного автомобиля марки КамАЗ-65115, безусловно, недостаточно. Поэтому целесообразно произвести расчеты при покупке нескольких автомобилей в лизинг, в нашем случае расчеты проведем по 3, 5 и 10 автомобилям. Расчеты представим в виде таблицы 3.
Как видно из расчетов, представленных в таблице 3, для предприятия ОАО АТП "Ставро-польское-2" выгоден лизинг со сроком финансирования на 2 года (24 месяца), поскольку при этом достигается наименьшая переплата де-
Платежи Срок финансирования
24 месяца 28 месяцев 36 месяцев
Первоначальный взнос (в т.ч. НДС) 603865 603865 603865
Без НДС 511750 511750 511750
Последующие платежи (в т. ч. НДС) (22-ой, 26-ой, 34-й платежи 106773,72 94466,87 75368,42
соответственно) Без НДС 90486,2 80056,67 63871,54
Последний платеж (в т. ч. НДС) 24154,6 24154,6 24154,6
Без НДС 20470 20470 20470
Итого (в т. ч. НДС) 2977041,44 3084158,22 3190545,88
Без НДС 2047000 2613693,42 2703852,36
Финансовый результат:
Удорожание за год, % 11,62 11,86 10,7
НДС к возврату 454125,04 470464,80 486693,52
Экономия по налогу на прибыль 504583,28 522738,68 540770,47
нежных средств. При этом критерием возможности покупки определенного количества автомобилей служит показатель чистой прибыли, который на конец 2011 года составляет 3923 тыс. руб.
Таблица 3 - Расчет лизинговых платежей на различные сроки финансирования для 3,5,10 автомобилей
Можно сказать, что при составлении лизинговой сделки на покупку 10 единиц автомобилей КамАЗ-65115 предприятию не достаточно денежных средств для первоначального взноса, который составляет 25%. Значит, для обновления парка подвижного состава предприятию целесообразно будет приобрести 5 автомобилей КамАЗ-65115, грузоподъемностью 15 т, при этом первоначальный взнос составит 3 019 325 руб.
Примечания:
1. Философова Т.Г. Лизинг: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления / Т.Г. Философова, - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
2. Карп М.В. Лизинг. Экономическиеипра-вовые основы / М.В. Карп, Е.М. Шабалин, Н.Д. Эриашвили, О.Б. Истомин, - М.: Юни-ти-Дана, 2001.
3. Корнийчук Г.А. Договоры аренды, найма илизинга / Г.А. Корнийчук, - М.: Дашков и К0, 2008.
4. Газман В.Д. Финансовый лизинг / В.Д. Газман. - М.: Фонд "Правовая культура", 2003.
Платежи, руб. 3 автомобиля 5 автомобиля 10 автомобиля
1 2 3 4
Срок финансирования 24 месяца
Первоначальный взнос (в т.ч. НДС) 1811595 3019325 6038650
Без НДС 1535250 2558750 5117500
Последующие платежи (в т. ч. НДС) (22-ой, 2б-ой, 34-й платежи 320321,16 533868,6 1067737,2
соответственно) Без НДС 271458,6 452431 904862
Последний платеж (в т. ч. НДС) 72463,8 120773 241546
Без НДС 61410 102350 204700
Итого (в т. ч. НДС) 8931124,32 14885207,2 29770414,4
Без НДС 6141000 10235000 20470000
Срок финансирования 28 месяцев
Первоначальный взнос (в т.ч. НДС) 1811595 3019325 6038650
Без НДС 1535250 2558750 5117500
Последующие платежи (в т. ч. НДС) (22-ой, 2б-ой, 34-й платежи 283400,61 472334,35 944668,7
соответственно) Без НДС 240170,01 400283,35 800566,7
Последний платеж (в т. ч. НДС) 72463,8 120773 241546
Без НДС 61410 102350 204700
Итого (в т. ч. НДС) 9252477,66 15420791,1 30841582,2
Без НДС 7841080,26 13068467,1 26136934,2
Срок финансирования 36 месяцев
Первоначальный взнос (в т.ч. НДС) 1811595 3019325 6038650
Без НДС 1535250 2558750 5117500
Последующие платежи (в т. ч. НДС) (22-ой, 26-ой, 34-й платежи 226105,26 376842,1 753684,2
соответственно) Без НДС 191614,62 319357,7 638715,4
Последний платеж (в т. ч. НДС) 72463,8 120773 241546
Без НДС 61410 102350 204700
Итого (в т. ч. НДС) 9571637,64 15952729,4 31905458,8
Без НДС 8111557,08 13519261,8 27038523,6
ГЧ
О
ГЧ
0
сС
гл
■ QII
■
73