СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЛИЧНОСТНО-СМЫСЛОВЫХ КОМПОНЕНТОВ В МОТИВАЦИИ ЗАНЯТИЙ ВОСТОЧНЫМИ И СПОРТИВНЫМИ ЕДИНОБОРСТВАМИ
Е.В. ОСМИНА, Ижевский государственный технический университет
Аннотация
Данные самонаблюдения спортсменов представляют для психолога особый интерес как субъективный образ предпочитаемого вида спортивной деятельности. С помощью методов интервью и свободной беседы сравниваются мотивы 221 спортсмена, занимающегося различными видами единоборств. Показано, что в основе занятий восточными единоборствами лежат преимущественно внутренние и смыслообразующие мотивы. Обсуждаются причины мотивационных деформаций личности в современных
спортивных единоборствах.
Abstract
The self-observation data of sportsmen are of particular interest for a psychologist as the subjective image of preferential sports activity. By means of interview and free discussion methods motives of 221 sportsmen engaged in different martial arts are compared.
It is shown that at the heart of martial arts lessons are mainly intrinsic and sense-forming motives.
Reasons of motivation deformations of a personality in modern martial arts are discussed.
Ключевые слова: внешние и внутренние мотивы, личностный смысл, боевые и спортивные единоборства.
Введение
Интерпретация мотивов как внутренних побудителей, или «инициаторов», конкретных форм деятельности и поведения определяет основные направления исследований данного психологического феномена [5]. Однако актуально переживаемый мотив как стремление к чему-либо сам по себе не провоцирует начало деятельности. Для ее инициации помимо актуализированной потребности необходимо наличие соответствующих внешних и внутренних факторов, выполняющих множественные функции детерминации и поддержки разных аспектов этой деятельности [4]. В стандартных или повторяющихся условиях происходит автоматизация не только исполнительной части деятельности, но и «утрата» ее мотивационной основы [2].
Проблема смыслообразования занимает одно из ведущих мест в психологии личности. Согласно классификации А.Н. Леонтьева, мотивы могут быть дифференцированы как «номинальные» и «реально действующие». Первые лишены функций побуждения и смыслообразо-вания и используются личностью в качестве мотивировок поведения, не имеющего для нее смысла. Реально действующие подразделяются на мотивы-стимулы и смыслообразующие мотивы. Мотивы-стимулы побуждают к деятельности, но не порождают ее личностного смысла, хотя для личности эта деятельность может иметь осмысленный характер, например, в прагматическом контексте (обеспечение адаптивного поведения в системе социальных взаимодействий). Вторые всегда занимают более высокое положение, даже не обладая выраженной эффективностью, поскольку, инициируя поведение (действия, деятельность), наделенное личностным смыслом для индивида, смыслообразующие мотивы превращают
его в подлинного деятеля или субъекта осуществляемой деятельности [3].
Другим основанием для классификации может служить источник деятельностной активности, согласно которому мотивы образуют две группы: внешние мотивы и внутренние мотивы. Прагматический смысл релевантен внешним мотивам-стимулам, не имеющим непосредственного отношения к смысловой сфере личности и действующим «номинально». Личностными по содержанию являются внутренние мотивы-стимулы, которые несут в себе потенции осмысления, хотя актуально могут и не проявлять своей смыслообразующей функции [3, 7].
Личностный смысл имеет две основные формы субъективной презентации - в виде личностно-значимого переживания, либо в виде его вербализации [5], что значительно затрудняет его эмпирическое исследование, поэтому широкое распространение и признание в этой области психодиагностики получили идеографические методы. Данные самонаблюдения спортсменов интересны для психолога как субъективный образ собственных потенциальных возможностей развития и совершенствования не только на физическом, но и на личностном уровне.
В истории развития физической культуры человечества можно выделить два подхода к ее осмыслению. Современный спорт западной культуры представляет собой целую индустрию производства и потребления зрелищных состязаний. Предельно высокие требования современной спортивной деятельности к физическим и психологическим качествам индивида позволяют рассматривать ее как модель «экстремальных условий». Традиции, заложенные греческой цивилизацией на заре становления спорта как социального явления и продолженные в странах «западной» ориентации, превратили
спорт в социальный институт управления социальными отношениями на разных уровнях (межгрупповом, внутригосударственном, международном).
Пример совершенно иного подхода к формированию индивидуальной физической культуры мы находим в восточных традициях. Поиск, разработка и воспроизводство в череде поколений богатейшего арсенала средств и психотехнических приемов сознательной регуляции психофизической активности человека, формирования культуры его внутренних переживаний и поведения ориентированы на становление субъектных качеств. Субъектность как возможность самовыражения и творческой самореализации служит гарантом «культурной преемственности» [1], а основными «носителями» практик психофизического самосовершенствования являются школы боевых единоборств, гармонично соединяющих физические тренировки, кодекс этических норм и психофизические приемы саморегуляции [6].
Сравнительному анализу личностно-смысловых компонентов мотивации занятий единоборствами различной ориентации было посвящено данное исследование.
Описание методов и участников исследования
Основные методы исследования - интервью и свободная беседа. Интервью проводилось по заранее разработанной схеме, в которой помимо общих были включены вопросы, направленные на определение: первичных мотивов выбора вида единоборств и их динамики; субъективного образа предпочитаемого вида спорта с точки зрения качеств, необходимых для достижения успеха; психологического состояния во время соревнований (поединка) и отношения к результату.
В исследовании приняли участие 123 студента 11-1У курсов спортивного факультета университета (I группа), 78 сотрудников частного охранного предприятия (II группа), а также 20 спортсменов, занимающихся в спортивном клубе боевых единоборств и имеющих спортивный разряд (III группа). Спортивные специализации студентов относились к атлетическим видам: спринт (12 чел); лыжные гонки и спортивная ходьба (44); спортивная гимнастика и легкая атлетика (32); футбол, гандбол, баскетбол и волейбол (15); армспорт, бокс, каратэ (6); биатлон и дуатлон (6 чел). Все студенты имели спортивные разряды и квалификации, средний стаж занятий спортом составил 7,5 лет, что указывает на проявление атлетических способностей (и соответствующих интересов) в раннем подростковом возрасте.
Средний стаж занятий боевыми единоборствами в группе сотрудников службы охраны составил 14,3 года. Отличительным признаком данной группы является профессиональная необходимость регулярных занятий основными видами боевых искусств: каратэ-до, каратэ-киокусинкай, дзюдо, рукопашный бой, кикбоксинг. Больше половины участников этой группы (69%) имеет спортивные разряды и квалификации, что свидетельствует о спортивном характере (в соответствии с определением спорта по Л.П. Матвееву) их занятий.
Результаты и их обсуждение
Проведенный контент-анализ результатов интервьюирования спортсменов разных специализаций позволил выделить основные группы начальных мотивов, дать содержательную характеристику и провести анализ их дальнейшего развития под влиянием факторов тренировки и спортивных достижений. В целях сравнительного анализа выделенные мотивы были объединены в три основные категории: внешние мотивы-стимулы, внутренние мотивы-стимулы и смыслообразующие мотивы.
К внешним мотивам-стимулам были отнесены ответы, в которых респондентами подчеркивался внешний характер инициации принятия решения о спортивных занятиях. Так, в студенческой группе к внешним были отнесены две группы мотивов - «действие случайных факторов» и «навязанный выбор». В первом случае структура рассказа, интонации (малоинтонированная речь), стиль построения ответов (односложные предложения) - все это свидетельствовало об отсутствии личного выбора. Реактивный характер «выбора» («все пошли, и я пошел», «пошла за компанию», «нечего было делать») подтвердился затем и при попытке студентов субъективно оценить место и роль спортивных занятий в их текущей жизни: у всех участников этой группы занятия спортом занимают последнее место. В случае «навязанного выбора» всегда присутствовало определенное давление на индивида - от мягких форм «совета» до категоричных действий («отдали» в секцию). Последствия подобных безальтернативных ситуаций можно разделить на две группы. В первом случае отмечается известный феномен «сдвига мотива на цель» (А.Н. Леонтьев), при котором неожиданно пробуждается личностный интерес к занятиям, определяющий, в конечном итоге, уровень достигнутых результатов. Чаще всего подобное явление отмечалось в том случае, если тренер секции, куда попадал ребенок или подросток, находил какие-то дополнительные способы мотивации своих подопечных («и мне вдруг понравилось»). Во втором случае человек «вяло» исполняет наложенные на него кем-то обязательства «быть спортсменом», - эти студенты не скрывают, что спорт занимает последнее место в их жизни, и при первой же возможности («вот получу диплом», «институт сначала надо закончить») они надеются «сбросить это ярмо».
Трудность дифференциации внутренних мотивов-стимулов от смыслообразующих состояла в том, что они принадлежат к области личной инициативы и являются потенциальными смыслообразующими мотивами [7]. Поэтому в качестве дифференциального критерия мы использовали аффективную окраску ответа. Так, например, во II группе 36% респондентов объясняют свое увлечение единоборствами не столько прагматическими доводами в виде достижения определенных результатов («способность к самообороне», «сила, ловкость, техника, скорость - здесь все»), сколько нерациональными доводами эмоциональных предпочтений («мне нравится в сложных ситуациях выбирать правильные решения», «здесь есть возможность совершенствоваться беспредель-
но», «меня привлекает само желание совершенствоваться дальше и дальше»).
Статистическая гипотеза о независимости признаков (категория мотива и вид спорта) проверялась методом сопряженных таблиц с использованием %2-критерия. Различия в распределении начальных мотивов в трех группах респондентов имеют статистически достоверный характер (%24 = 84,46; p < 0,01). Можно предположить, что основной причиной полученных различий выступают принципиально разные ориентации спортивных секций. Так, спортивные секции атлетических видов спорта (лыжные гонки, спортивная ходьба, различные виды гимнастики и легкой атлетики и др.) ориентированы на выявление ребят с признаками «психомоторной одаренности» (по В.С. Фарфелю) с целью их дальнейшего продвижения по этапам спортивной деятельности. Иными словами, помимо задач физического развития и совершенствования всегда присутствует задача отбора претендентов для спорта высших достижений. Механизмом такого отбора становится интенсификация физических нагрузок во время тренировочного процесса, позволяющая оценить уровень физической и психологической выносливости спортсмена. Целью (и внешним мотивом-стимулом) тренировочной деятельности для спортсмена является победа на соревнованиях. В этом контексте спортивные способности становятся гарантом социального признания, а сам спортсмен - объектом специального интереса. Многие юные спортсмены, не попадая в разряд претендентов на высшие достижения, утрачивают мотивационную целесообразность занятий спортивной деятельностью и продолжают заниматься спортом либо в силу привычки, либо в силу действия прагматических смыслов, обеспечивающих социальную адаптацию (например, поступление в вуз).
Распределение начальных мотивов в трех группах респондентов, %
Группы мотивов Группы участников Внешние Внутренние Смысло- образующие
I 41 51 8
II 20 33 36
III 0 0 100
Одной из отличительных черт спортивных секций боевых единоборств является преимущественная ориентация на личностное развитие спортсмена, которое рассматривается в качестве необходимого условия физических достижений. В этом аспекте соревнование выступает не социальным инструментом проверки и выявления «самого быстрого, меткого и сильного», а средством личностной и физической самоидентификации спортсмена, задающей направление дальнейшей работы по развитию и самосовершенствованию. Иными словами, если в спортивных единоборствах физические возможности и способности рассматриваются в качестве гаранта социального признания личности спортсмена, то в боевых единоборствах личностное развитие спортсмена и его способность к психологическому самосовершен-
ствованию рассматриваются в качестве определяющего критерия и необходимого условия физического совершенства.
На основании содержательного анализа индивидуальных переживаний, которые типичны для спортсменов во время соревнований, были выделены три типа эмоциональных реакций.
I. Сильные эмоциональные реакции, в которых аффективный компонент преобладает над когнитивным: страсть, радость, спортивная злость, азарт, чувство борьбы, чувство самореализации. Спортсмены признаются, что во время соревнований они находятся «как бы во власти эмоций». Результаты исследования показали, что большинство опрошенных переживают сильные стени-ческие эмоции во время соревнований.
II. Преобладание волевого компонента, который в сочетании с эмоциональными переживаниями создает сложные психологические комплексы типа «стремления к победе», «желания победить», «желания превзойти соперника». Спортсменов с преобладанием когнитивноволевого компонента в структуре соревновательных переживания можно условно разделить на две подгруппы. В первой подгруппе стремление и желание победить имеют самодостаточное значение для спортсмена, во второй подгруппе стремление к успеху подкрепляется ожиданием соответствующей социальной оценки: «показать себя с лучшей стороны», «стремление занять достойное место».
III. Амбивалентные переживания, представляющие собой комплекс стенических и астенических эмоций: «страх и желание выиграть», «мандраж и азарт», «волнение перед стартом и злость потом», «возбужденное волнение и боязнь проиграть», «боязнь, страх и спортивная злость».
Сравнительный анализ самооценки психологического состояния во время соревнований (спарринга) не обнаружил достоверных количественных различий в типах реакций у участников интервью. Характерным для респондентов трех групп является преобладание стенических эмоций, высокая степень мотивированности, предельная собранность и концентрация на конечной цели соревнований (поединка).
Классификация типов эмоциональных реакций спортсменов на поражение в спортивной борьбе с последующим статистическим анализом позволили установить связь таких признаков, как вид спортивной специализации и тип реакции (деструктивный - продуктивный), а также стаж занятий боевыми единоборствами и тип эмоциональной реакции. Полученные результаты свидетельствуют о том, что для спортсменов-атлетов типичны деструктивные переживания после спортивного поражения, в то время как для представителей боевых единоборств в большей степени характерны позитивнофилософские и продуктивно-результативные переживания. В I группе только двум спортсменам несвойственны деструктивные переживания. Один из них (спортивная гимнастика, I взрослый) признался, что после поражения «в висках всегда стучит одна и та же мысль - трениро-
ваться, еще тренироваться», а второй (армспорт, КМС) отметил, что злость, которую он испытывает после поражения, «гораздо сильнее соревновательного азарта». Трое из опрошенных продемонстрировали индифферентное отношение. Остальные студенты (118 чел.) признали свое психологическое бессилие перед «наплывом» негативных эмоций после поражения: 55% испытывают чувство острой обиды и горечи; 25% - чувство опустошенности и потерянности; 16% - неудовлетворенности в сочетании с усталостью. В качестве обобщения эмоциональных переживаний студентов-спортсменов можно привести слова Анны Ш. (лыжные гонки, I разряд): «Мне вообще недостает умения переносить неудачи - я теряюсь, не верю в себя, все плохо, не хочу заниматься».
Среди респондентов II и III групп 68% опрошенных отметили, что поражение в поединке пробуждает «желание заниматься дальше» и стимулирует к «дальнейшему оттачиванию своего мастерства», «дальнейшему совершенствованию себя и своей техники», «накоплению опыта». Вместе с тем с ростом стажа занятий аффективный компонент реакции на происходящее все больше вытесняется рациональными суждениями и оценками собственных достижений. Поэтому можно предположить, что побочным продуктом занятий боевыми единоборствами является своеобразная интериоризация оценочных критериев и формирование на их основе собственно
личностных критериев личностного роста и физического совершенствования.
Таким образом, сравнение личностно-смысловых конструктов мотивации у спортсменов-атлетов и представителей боевых единоборств показало, что в основе интереса личности к физическому развитию лежит повышенный уровень общей активности, который проявляется в виде определенных потребностей либо осознания и принятия социальной необходимости. Однако в случае атлетических видов спорта на каком-то этапе «эшелонирования» претендентов на «высокие достижения» обнаруживается своеобразный сбой. Можно предположить, что причиной тому является своевременная несформи-рованность субъективных образований, обеспечивающих функции внутренней инициации деятельности, ее поддержки на разных этапах осуществления и доведения до конца. Другой причиной могут выступить последствия непрерывной интенсификации тренировочного процесса в виде «автоматизации» мотивационной основы деятельности (наряду с ее исполнительной частью). Последнее может переживаться в виде утраты смысла ежедневных тренировок либо в виде своеобразного «эмоционального отупения» и нечувствительности. В любом случае вероятность проявления субъекта деятельности в столь неблагоприятных условиях стремительно снижается, что приводит, в конечном итоге, к ухудшению спортивных результатов.
Литература
1. Абаев Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. - 2-е изд. -Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989.
2. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во УРАО, 1998.
3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975.
4. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2000.
5. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика. - 3-е изд. - М.: Смысл, 2007.
6. Накаяма М. Лучшее каратэ: В 11 т. Т.1. Полный обзор / Пер. с англ. - М.: Ладомир, 1998.
7. Насиновская Е.Н. Методы изучения мотивации личности. Опыт исследования личностно-смыслового аспекта мотивации. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.