Ю УДК 316.42 Т.Г. Бахматова
ББК 60.561.8
%
О
О
н
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИЙ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ
Сделан сравнительный анализ объективистского и субъективист-55 ского подходов к изучению качества жизни, представлен обзор различ-
ных методологических оснований изучения качества жизни.
Ключевые слова: качество жизни, объективистский и субъективистский подходы, деятельностная концепция, индивидуалистическая и социетальная концепции.
T.G. Bakhmatova
COMPARATIVE ANALYSIS OF CONTEMPORARY CONCEPTS OF LIFE STANDARDS
The article contains a comparative analysis of the objectivist and subjectivist approaches to studying life standards, and an overview of various methodological grounds for the study.
Keywords: life standards, the objectivist and subjectivist approaches, activity-concept, societal and individualistic concepts.
Современное общество, развиваясь по пути перехода от качества товаров к качеству человека, качеству образования и далее к качеству жизни, вступило в новую цивилизацию, получившую название «цивилизация качества жизни». По сути дела, вектор изменений привел к необходимости перехода от концепции повышения уровня жизни к концепции улучшения качества жизни. В связи с этим в сегодняшних условиях усилилось внимание и повысились требования к оценкам качества жизни. ок! Любое исследование и измерение должны быть основаны на сущностям » ном понимании изучаемого феномена, т.е. всегда возникает проблема вы-
бора (создания) соответствующей методологической основы исследования. ой | В настоящее время существует ряд концепций, основанных на различном
<< | понимании качества жизни населения, а от этого зависят, естественно, и
| выбираемые способы измерения показателей качества жизни.
©Й1
я f ! телей еще во времена античности (Аристотель, Геродот, Гиппократ, Пла-
| тон и др.). Но относительно стройная система научных представлений о
но 1 качестве жизни стала формироваться только в XX в., прежде всего в аме-
о
ио ц риканской социологии, что привело к выделению двух концептуальных
к®! направлений (субъективного и объективного), отличающихся разными
НН представлениями о сущности качества жизни и связи с различными ме-
тодологическими представлениями.
Объективный подход делает акцент на изучении качества среды обитания человека через такие составляющие, как возможности удовлетворения потребности в жилье, питании, здравоохранении, образовании и т.п. системами разного уровня. Он основан на методологии технологического детерминизма в рамках концепции постиндустриального общества.
Объективный подход базируется на статистических данных, систе-со мах показателей и обобщенных индексах (наиболее известным является
индекс развития человеческого потенциала), характеризующих функ-
К
© Т.Г. Бахматова, 2011
Ю
%
«К1
2нё Яч >
МнЗ|
нйе
«31
оК
^ 1
5к I
^ Л £ ё§| ь Е
«¡г I
8Н! й§ о
ЕнО а
£м§|
МО I £И4
нее
И
н
н
о
н
м
со
Н
ционирование наиболее значимых социальных сфер, обеспечивающих качество жизни населения.
Данный подход активно используется в практике социального управления, так как позволяет проводить сравнительные исследования, дает целостное представление о качестве жизни отдельных слоев населения и общества в целом, позволяет определять, прогнозировать критические ситуации.
Существуют национальные и международные организации, институты, занимающиеся сбором соответствующей статистической информации и развитием методик сбора и оценки информации (например, Статистическая комиссия ООН, Организация экономического сотрудничества и развития, Евростат, Госкомстат РФ).
Интерес к сбору объективной информации о качестве жизни проявляется и на уровне отдельных поселений, особенно крупных городов. Так, в 1990-е гг. во многих странах возникли инициативы так называемых городских и муниципальных показателей. На международном уровне это Программа городских показателей, осуществляемая Центром человеческих поселений ООН [5, с. 72].
Критика объективного подхода включает такие аргументы, как слабая теоретическая проработка, преимущественно описательный характер исследований. Так, Эспин-Андерсен охарактеризовал кейнсианские идеи мониторинга общественного благосостояния, получившие развитие в 1960-1970-х гг., как «атеоретические, чисто описательные, чрезвычайно статичные и аисторичные, основанные по большей части на совокупности разрозненных измерений, предназначенных для выявления общих тенденций» [9].
Кроме этого, данный подход предполагает построение комплексных или интегральных показателей качества жизни населения. Противники использования интегральных показателей справедливо отмечают, что «качество жизни — многомерное понятие, на концептуальном уровне оно включает в себя множество разнородных, не сводимых друг к другу составляющих социального развития. В этом смысле построение общего индекса — это существенное одномерное упрощение» [2, с. 69]. Это определяет и проблематичность использования интегральных показателей в управленческой практике. К тому же объективный подход не учитывает личностное восприятие и оценку качества жизни.
Субъективный подход уделяет внимание изучению ценностей, переживаний, ощущений людей и т.п. Он основан на антропоцентрических, субъективистских представлениях, идеалах гуманизма.
Данный подход получил распространение со второй половины 1970-х гг., когда внимание исследователей все больше стала привлекать концепция «ощущаемого качества жизни», представляющая собой основу целого направления систем социальных показателей — «субъективных показателей качества жизни» [там же, с. 11]. Действительно, одинаковые условия жизнедеятельности по-разному оцениваются людьми, и это зависит от ряда обстоятельств, воздействие которых можно изучить только на основе социологических методов исследования.
Становление данного направления связывается чаще всего с работами американского социолога А. Кемпбелла. В основу его концепции положены «социально-психологические механизмы, опосредующие реальное удовлетворение потребностей людей, компенсаторные модели с широким кругом факторов социального, психологического, а порой и
%
Ю психиатрического характера; когнитивный и аффективный компонен-
ты благополучия» [3].
Субъективный подход объединяет множество теорий и направлений. Так, в рамках американской исследовательской школы возникали такие ^ теоретические подходы к исследованию качества жизни, как теория идеа-
5^ лов, персонально-утилитарные теории, теория базовых потребностей [4].
Субъективный подход так же, как и объективный, предполагает возможность построения системы интегральных и частных показателей. В качестве обобщающих показателей чаще всего используются счастье (аффективный показатель) и удовлетворенность жизнью (когнитивный показатель). При этом так же, как и в объективном подходе, возникают проблемы выбора значимых аспектов жизни (и соответствующих индикаторов), которые целесообразно включать в исследование качества жизни, и проблемы взвешивания (определения значимости каждой из изучаемых составляющих качества жизни в целом).
Дискуссионным является вопрос об измерении и соотношении категорий «счастье» (имеется в виду долговременное и относительно стабильное состояние) и «удовлетворенность жизнью». Некоторые исследователи считают, что эти категории зависят от одних и тех же факторов, другие считают, что существует определенное различие.
По поводу причин, формирующих удовлетворенность / неудовлетворенность жизнью, существует достаточно много объяснительных теорий, в частности теория адаптации, теория социальных сравнений, теория достижения целей [1, с. 191-192].
Несмотря на достаточно разработанную методологическую базу и многочисленные эмпирические исследования в различных странах, надежность методик и измерительных процедур в рамках субъективного подхода вызывает сомнение у многих исследователей, так как «полученные показатели слабо коррелируют с объективными характеристиками жизни индивидов» [8, р. 1-31]. Другая трудность связана с куль; турными особенностями: в некоторых странах отмечается поразительно
низкий уровень удовлетворенности. Многие полагают, что оценка удов-ой § летворенности является культурной нормой оптимистического или пес-
^ | симистического отношения к жизни» [6, с. 110]. Известным является и
| парадокс общей удовлетворенности жизнью при относительно плохих
og 1 объективных условиях жизнедеятельности и, наоборот, неудовлетворен ^ i ренности при наличии благоприятных условий.
§к§ В таблице приведены основные различия между субъективистской и
Во s объективистской концепциями.
К
йо i В настоящее время, по мнению Хайнц-Герберта Нолля, дискуссия об
к®Э объективных и субъективных компонентах качества жизни и пригодности ти соответствующих показателей измерения благосостояния перестала
носить острый и непримиримый характер и «на первый план выходят 23 новые дебаты, например, о концепциях благосостояния, ориентирован-
ных или на “полезность”, или на “человеческое действие”» [5, с. 77].
В основе разделения концепций качества жизни на утилитаристские (ориентированные на исследование потребностей) и деятельностные 1^ (ориентированные на исследование человеческой активности в обеспе-
чении качества жизни) лежит акцентирование внимания либо на роли со государства, социальных институтов в обеспечении определенного ка-
Нчества жизни, либо на возможностях человека как социального актора.
В соответствии с утилитаристским подходом, качество жизни включает в себя удовлетворение желаний индивида, а благополучным назы-
н
о
Ю
%
вается такое общество, которое обеспечивает максимум позитивных переживаний для своих граждан [7].
Сравнительный анализ субъективистской и объективистской концепций в изучении качества жизни населения
«К1
2нё Яз =
Ин5|
н£ї
«Зі
оК
^ 1
І
«Л*
ь Е
« № I
8Н! й§ о
ЕнО а
£м§|
МО I £И4
нее
и
н
н
о
н
м
со
н
Основания для сравнения Объективистский подход Субъективистский подход
Методологическая основа Структурный детерминизм, структурный функционализм, позитивизм, системный подход Антропоцентрический подход, понимающая социология, феноменология
Особенности понимания категории «качество жизни» Качество жизни — объективная характеристика общества, включающая материальные условия и средства жизнеобеспечения населения «...Качество жизни определяется в зависимости от восприятия людьми своего положения, которое обусловлено культурными особенностями и системой ценностей, принятой в данном обществе, устоявшимися жизненными стандартами социальной микро- и макросреды, ожиданиями, целями индивида» [2, с. 69]
Использование результатов исследования в управленческой практике Активно используются Используются редко
Методы сбора информации Преимущественно количественные Как количественные, так и качественные
Основные методические проблемы Проблема соизмерения, агрегирования разнородных переменных в обобщающих индексах Проблема взвешивания, определения значимости различных переменных в интегральных оценках
Тип исследований Преимущественно описательные Преимущественно аналитические
Возможности проведения сравнительных исследований Возможны межрегиональные, международные сравнительные исследования, основанные на универсальных методиках и измерительных процедурах Сравнительные исследования затруднены из-за социокультурных особенностей восприятия и отсутствия надежных универсальных методик измерения
Согласно деятельностным подходам, общество, обеспечивающее возможность «стремиться к большему, развивать добродетели и преданность делу, улучшать профессиональные навыки и творческие способности и набираться мудрости, — такое общество гораздо лучше, чем то, которое просто обеспечивает средства для удовлетворения потребностей своих членов» [7].
По мнению ряда экспертов, деятельностная концепция является более перспективной.
Современные концепции качества жизни могут быть сгруппированы и по другим критериям. Так, можно выделить «индивидуалистические» концепции (основанные на изучении индивидуальных характеристик качества жизни) и «социетальные» (основанные на изучении характеристик общества в целом).
В социетальных концепциях изучаются такие составляющие качества жизни, как сплоченность, справедливость, свобода, стабильность и т.п.
К «социетальным», в частности, относятся концепции устойчивого развития, в том числе концепция устойчивого развития Всемирного бан-
%
Ю ка, в которой отмечается, что «в то время как внимание традиционных ис-
следований благосостояния направлено, в первую очередь, на измерение качества жизни нынешних поколений, дискурс устойчивого развития обращает внимание на межпоколенческую справедливость и баланс интере-^ сов, тем самым учитывая качество жизни будущих поколений» [5, с. 69].
5^ В данную же группу входят концепции социальной сплоченности,
включающие два взаимодополняющих измерения. «Первое измерение касается неравенства, фрагментации и противоречий, которые в литературе обозначаются как места общественного раскола и потенциальная угроза общественному единству. В эту категорию также попадает понятие социальной исключенности (эксклюзии). Второе измерение социальной сплоченности, напротив, охватывает интеграционные силы, такие как социальное взаимодействие, связи, доверие, идентификация и активная позиция. Это измерение находится в центре внимания концепций социальной включенности (инклюзии) и социального капитала» [там же, с. 68]. Приходим к следующим основным выводам:
1. Переход от концепции повышения уровня жизни к концепции улучшения качества жизни в современном российском обществе в очередной раз актуализировал эту проблематику на разных уровнях, так как улучшение качества жизни является как стратегической целью государственного управления, так и дискуссионной проблемой, требующей научного осмысления.
2. Существуют особенности понимания категории «качество жизни» и понятий, тесно связанных с этой категорией в рамках различных концептуальных подходов. Кроме этого, на разных этапах развития представлений о качестве жизни научным сообществом уделяется внимание различным сторонам этой многогранной проблемы.
3. У субъективного, объективного и интегрального подходов к оценке и измерению качества жизни есть свои преимущества и ограничения. В зависимости от цели, уровня, особенностей решаемых задач нужно
; гибко применять наиболее целесообразный методологический подход и
соответствующие методы сбора информации. ой § 4. В настоящее время дискуссия о субъективном и объективном под-
^ ^ | ходах сменилась дискуссией об утилитаристских и деятельностных кон-
р?® | цепциях. Деятельностные концепции направлены на изучение возможен 1 ностей человека, групп в обеспечении необходимого качества жизни.
в Перспективными являются и социетальные концепции, делающие ак-
§к§ цент на таких переменных, как сплоченность, справедливость, свобода,
Во I стабильность, баланс интересов и т.п., которым уделялось недостаточ-
I ное внимание на предыдущих этапах развития представлений о качестве
к®Э жизни населения.
. . Список использованной литературы
1. Андреенкова Н.В. Сравнительный анализ удовлетворенности жизнью и определяющих ее факторов / Н.В. Андреенкова // Мониторинг общественного мнения. — 2010. — № 5 (99). — С. 191-192.
2. Ахременко А.С. Качество жизни регионов России: политологический аспект, методология и методика измерения / А.С. Ахременко, С.А. Евтушенко // Вестник Московского университета. — Сер. 12, Политические науки. — 2010. — № 1. — С.67-83.
со 3. Кос А.В. Качество жизни лиц с ограниченными возможностями в услови-
Нях проживания в интернатах / А.В. Кос, Г.Г. Карпова, Е.П. Антонова. — URL: http://www.jourssa.rU/2009/2/07_Kos_Karpova.pdf/.
н
о
Ю
%
О
(N
4. Нугаев Р.М. Качество жизни в трудах социологов США [Электронный ресурс] / Р.М. Нугаев, М.А. Нугаев // Социс. — 2003. — № 6. — URL: http://www. isras.ru/files/File/Socis/2003-06/014-Nugaev_R.M[1].pdf.
5. Социальное неравенство. Изменения в социальной структуре: европейская перспектива / под ред. В. Воронкова, М. Соколова; пер. с нем. К. Тимофеевой. — СПб.: Алетейя, 2008. — 160 с.
6. Хащенко В.А. Субъективное экономическое благополучие и его измерение: построение опросника и его валидизация / В.А. Хащенко // Экспериментальная психология. — 2011. — Т. 4, № 1. — С. 106-127.
7. Cobb C.W. Measurement Tools and the Quality of Life. Redefining Progress / C.W. Cobb. — San Francisco, 2000. — URL: www.rprogress.org/pubs/pdf/ measure_qol.pdf.
8. Diener E. Beyond Money: Toward an Economy of Well-Being / E. Diener, M.E.P. Seligman // Psychological Science in the Public Interest. — 2004. — № 5. — P.1-31.
9. Esping-Andersen G. Social Indicators and Welfare Monitoring: Social Policy and Development Programme. — Paper № 2. — Geneva: United Nations Research Institute for Social Development, 2000.
SSI
2sl
KS г
MhSI
нД
НА
Ой"
^ 1
ü
«Л*
h Е
« tf I
8s! ИН 25 о
р-1©*
£м§|
МО I
нее
н
н
о
н
PQ
со
н
Referenses
1. Andreenkova N.V. Sravnitel’nyi analiz udovletvorennosti zhizn’yu i opredelyayushchikh ee faktorov / N.V.Andreenkova // Monitoring obshchestvennogo mneniya. — 2010. — № 5 (99). — S. 191-192.
2. Akhremenko A.S. Kachestvo zhizni regionov Rossii: politologicheskii aspekt, metodologiya i metodika izmereniya / A.S. Akhremenko, S.A. Evtushenko // Vest-nik Moskovskogo universiteta. — Ser. 12, Politicheskie nauki. — 2010. — № 1. — S.67-83.
3. Kos A.V. Kachestvo zhizni lits s ogranichennymi vozmozhnostyami v usloviyakh prozhivaniya v internatakh / A.V. Kos, G.G. Karpova, E.P. Antonova. — URL: http://www.jourssa.ru/2009Z2/07_Kos_Karpova.pdf/.
4. Nugaev R.M. Kachestvo zhizni v trudakh sotsiologov SShA [Elektronnyi resurs] / R.M. Nugaev, M.A. Nugaev // Sotsis. — 2003. — № 6. — URL: http:// www.isras.ru/files/File/Socis/2003-06/014-Nugaev_R.M[1].pdf.
5. Sotsial’noe neravenstvo. Izmeneniya v sotsial’noi strukture: evropeiskaya perspektiva / pod red. V. Voronkova, M. Sokolova; per. s nem. K. Timofeevoi. — SPb.: Aleteiya, 2008. — 160 s.
6. Khashchenko V.A. Sub’ektivnoe ekonomicheskoe blagopoluchie i ego izmerenie: postroenie oprosnika i ego validizatsiya / V.A. Khashchenko // Eksperimental’naya psikhologiya. — 2011. — T. 4, № 1. — S. 106-127.
7. Cobb C.W. Measurement Tools and the Quality of Life. Redefining Progress / C.W. Cobb. — San Francisco, 2000. — URL: www.rprogress.org/pubs/pdf/ measure_qol.pdf.
8. Diener E. Beyond Money: Toward an Economy of Well-Being / E. Diener, M.E.P. Seligman // Psychological Science in the Public Interest. — 2004. — № 5. — P.1-31.
9. Esping-Andersen G. Social Indicators and Welfare Monitoring: Social Policy and Development Programme. — Paper № 2. — Geneva: United Nations Research Institute for Social Development, 2000.
Информация об авторе
Бахматова Татьяна Георгиевна — кандидат экономических наук, доцент, кафедра социологии и социальной работы, Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск, e-mail: [email protected].
Author
Bakhmatova Tatyana Georgievna — PhD in Economics, Associate Professor, Chair of Sociology and Social Work, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, e-mail: [email protected].