Научная статья на тему 'Сравнительный анализ композиционной структуры кремлей и топографии в градостроительной реконструкции исторических центров Москвы и Арзамаса'

Сравнительный анализ композиционной структуры кремлей и топографии в градостроительной реконструкции исторических центров Москвы и Арзамаса Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
148
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Московский Кремль / Арзамасский кремль / композиционная структура кремлей / градостроительная реконструкция исторических центров / Moscow Kremlin / Arzamas Kremlin / composite structure of the Kremlin / urban reconstruction of historical centers

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — А.Е. Данилова, А.В. Тимашков, А.А. Малинов

В статье исследуются композиционные взаимосвязи градостроительной структуры, ландшафта, топографии и планировки Московского Кремля и утраченного Арзамасского кремля. Выявляются аналогичные принципы русского градостроительного искусства, применявшиеся в формировании композиционных структур исторических центров Москвы и Арзамаса. Принципы и методы градостроительной реконструкции рассматриваются в контексте диссертационных работ авторов статьи. Исследуются общинные и социальные аспекты, исторические градостроительные решения и их интеграция в современную городскую ткань при реконструкции города Арзамаса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — А.Е. Данилова, А.В. Тимашков, А.А. Малинов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative analysis of the compositional structure of the Kremlin and topography in the urban reconstruction of the historical centers of Moscow and Arzamas

The article examines the compositional interconnection of the urban planning structure, landscape, topography and planning of the Moscow Kremlin and the exuberant Arzamas Kremlin. The article reveals similar principles of Russian urban planning art, which were used in the formation of the compositional structures of the historical centers of Moscow and Arzamas. The principles and methods of urban planning reconstruction are considered in the context of the dissertation works of the authors of the article. Community and social aspects, historical urban planning solutions and their integration into the modern urban fabric during the reconstruction of the city of Arzamas are investigated.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ композиционной структуры кремлей и топографии в градостроительной реконструкции исторических центров Москвы и Арзамаса»

9. Устав строительный, измененный по продолжениям 1876 и 1879 г.г., с разъяснениями по решениям Уголовного кассационного департамента Правительствующего Сената

и приложением циркуляров Министерства внутренних дел и позднейших узаконений. — Издание третье. - С.-Петербург: Типография придв. книгопр. К. К. Ретгера, 1881. — 428 с.

А.Е. Данилова, А.В. Тимашков, А.А. Малинов DOI: 10.24412/cl-35672-2021-1-0021

A.E. Danilova, A.V. Timashkov, A.A. Malinov

Сравнительный анализ композиционной структуры кремлей и топографии в градостроительной реконструкции исторических центров Москвы и Арзамаса Comparative analysis of the compositional structure of the Kremlin and topography in the urban reconstruction of the historical centers of Moscow and Arzamas

Ключевые слова: Московский Кремль, Арзамасский кремль, композиционная структура кремлей, градостроительная реконструкция исторических центров.

Keywords: Moscow Kremlin, Arzamas Kremlin, composite structure of the Kremlin, urban reconstruction of historical centers.

Аннотация: В статье исследуются композиционные взаимосвязи градостроительной структуры, ландшафта, топографии и планировки Московского Кремля и утраченного Арзамасского кремля. Выявляются аналогичные принципы русского градостроительного искусства, применявшиеся в формировании композиционных структур исторических центров Москвы и Арзамаса. Принципы и методы градостроительной реконструкции рассматриваются в контексте диссертационных работ авторов статьи. Исследуются общинные и социальные аспекты, исторические градостроительные решения и их интеграция в современную городскую ткань при реконструкции города Арзамаса.

Abstract: The article examines the compositional interconnection of the urban planning structure, landscape, topography and planning of the Moscow Kremlin and the exuberant Arzamas Kremlin. The article reveals similar principles of Russian urban planning art, which were used in the formation of the compositional structures of the historical centers of Moscow and Arzamas. The principles and methods of urban planning reconstruction are considered in the context of the dissertation works of the authors of the article. Community and social aspects, historical urban planning solutions and their integration into the modern urban fabric during the reconstruction of the city of Arzamas are investigated.

Древнерусское градостроительство хранит в своих памятниках удивительные качества и малоизученные стороны технологии возведения кремлей и монастырей. За гранью раскрытия остаются точные методы разбивки полигональных планов каменных и деревянных крепостей, которые возводились государевыми зодчими, на места строительства посылались военные отряды с ма-стерами-горододельцами. Методы освоения новых территорий, этапы строительства кремлей и монастырей, как опорных точек развития русского государства, раскрываются в реконструкциях историков архитектуры.

В данной работе выполнен сравнительный анализ планов Московского Кремля и Арзамасской крепости, что правомерно согласно самой истории формирования городов. Точные чертежи, использование методов наложения планов кремлей, опыт исследования Московского Кремля при работе над реконструкциями Арзамасского кремля привели к открытиям, подтверждению гипотез о методах разбивки древних крепостей. На схемах построения плана Московского Кремля определены точные направления астрономической структуры с учетом точек восхода и захода Солнца на горизонте в дни осеннего и весеннего равноденствий. Летнее и зимнее

солнцестояние наблюдается в Московском Кремле с колокольни Ивана Великого и Спасской башни.

Направления стен, расположение башен на стенах фиксируют эти важнейшие точки. Наблюдения производились визуальным совмещением направлений точек восхода и захода Солнца в определенные дни года. Таким образом, осуществлялось ведение календарного счета, велись астрономические наблюдения, хронология (рис. 2.1).

Точное совмещение плана Арзамасского кремля и его Спасской башни с планом Московского Кремля и Спасской башней Кремля позволило сделать вывод о наличии подобных точных закономерностей в Арзамасском деревянном кремле. Анализ астрономических структур кремлей авторы изложили в графических таблицах (рис. 2.2).

В градостроительной структуре многих исторических городов России проявляются принципы русского градостроительного искусства, которые были описаны в трудах А.В. Бунина, Т.Ф. Саваренской, В.А. Лаврова, М.П. Кудрявцева, Г.Я. Мокеева и других исследователей. В магистерской работе А.Е. Даниловой проанализированы материалы по классической теории градострои-

Рис. 1. Принципы русского градостроительного искусства

Рис. 2. Сравнительный анализ градостроительной композиции Московского и Арзамасского кремля

Рис. 3. Историческая структура города Арзамаса и реконструкция Арзамасского дубового кремля

тельства и выявлены принципы древнерусской архитектуры, которые могут применяться в современном проектировании: трехчастность, иерархичность, визуальная ориентация, символизм, равновесие, гармония человека и природы, перспективная ориентация и масштаб исторического города, многоцветность, духовность, пропорционирование на основе древнерусских мер и гармония функциональных решений.

На месте современного города Арзамаса первоначально проживали мордовские племена эрзян, край богат археологическими памятниками и находками. Во второй половине XV века русские начинают осваивать территорию края. При завоевании новых территорий люди привносили свою культуру, поэтому можно предположить, что в исторической структуре города Арзамаса XVI-XVIII веков проявляются различные принципы русского градостроительного искусства. Фактически школа московского градостроительства реализовывала свои методы строительства, методы возведения оборонительных укреплений (рис. 3.4, 3.5, 3.6). Правомерно провести сравнительный анализ с Московским Кремлем.

В период активного развития во второй половине XVI века город Арзамас имел большое значение в обороне юго-восточной окраины Русского государства. Первоначально Арзамасская крепость сформировалась на высоком мысу, образованном слиянием рек Тёши и Сороки. Главные храмы, церкви и монастыри располагались на бровках верхней террасы рельефа. Такое расположение было выгодно с точки зрения обороны.

Неприступная крепость, расположенная на треугольном плато, была окружена глубокими оврагами и реками с западной, южной и восточной сторон. От обильного количества осадков долины рек Тёши и Шамки постоянно заболачивались и становились труднопроходимы. На реке Сороке были построены мосты и сооружены дамбы. Недавно исследователи обнаружили архивные чертежи по конструкции земляной дамбы, деревянным водоотводам и стокам. Мы публикуем эти чертежи из интернет-ресурса (рис. 3.7). Внутри крепости был вырыт канал между Средним и Большим острогами для водоснабжения территорий во время осады. Для дополнительной защиты крепости с северной стороны был вырыт глубокий ров и наполнен водой. Так как в месте образовавшегося рва русло реки Сороки находится выше по рельефу, чем русло реки Тёши, то можно предположить, что серия искусственных прудов вдоль северной границы кремля подпитывалась водами из реки Сороки, подобно тому, как река Неглинная в Москве питала своими водами Алевизов ров.

Таким образом, основная речная система исторического Арзамаса была представлена главной рекой Тёшей, второстепенной и запруженной рекой Сорокой, системой искусственных каскадных прудов вдоль северной границы крепости и рекой Шамкой с южной стороны. Можно провести параллель с гидросистемой Москвы, где была главная Москва-река, второстепенная река Неглинная, искусственный канал Алевизов ров и река Яуза с востока от Кремля, образовавшая восточный рубеж Белого города (рис. 2.3, 2.4, 2.5).

По данным предполагаемой реконструкции Арзамаса XVII века А.С. Щенкова и О.П. Щенковой, Арзамас имел 3 линии городских укреплений. Первой из них была стена древнейшего малого ядра города, расположенного на самом конце мыса между реками Тёшей и Сорокой. Второй линией укреплений были крепостные стены, идущие по бровкам треугольного плато к северу от ядра. К югу от малого острога проходила еще одна деревянная крепостная стена, ограничивающая ремесленный посад в долине реки Шамки. Таким образом, можно выделить трехчастную систему городских укреплений и провести аналогию с Московским Кремлем, Китай-городом и Белым городом в Москве.

В теории градостроительной композиции «Москвы -Третьего Рима» XV-XVII вв. М.П. Кудрявцева [5] говорится о Москве как о мировом центре православия. Градостроители и архитекторы Москвы XVI-XVII веков стремились наделить структуру города особыми смыслами, внедрить композиционные принципы, придающие городу красоту и величие. В планировочной организации Москвы проявлялись символы Небесного Града. В других значимых древнерусских городах также применялись принципы русского градостроительного искусства, в том числе внедрялись символические обращения к градостроительному образу Москвы. Подобие композиционных градостроительных особенностей Арзамаса и Москвы свидетельствует о проявлении принципа символизма. Символ Небесного Града используется во многих религиозных архитектурных и градостроительных структурах Древней Руси (рис. 1.1, 1.2, 1.6-1.11).

Первоначально Арзамасская крепость имела 11 башен, но после пожара 1650 года была перестроена и получила 12 башен, 4 из которых были проездными. Можно провести аналогию с 12 воротами, с 4 сторон ведущими в Небесный Град Иерусалим. По наблюдению А.Е. Даниловой, 12 башен в стенах города Арзамаса продолжают тему числовой христианской символики в русском градостроительстве. Арзамас, так же, как и многие значительные древнерусские крепостные ансамбли, был средоточием христианских традиций в градоустройстве.

В период 1775-1850 гг., называемый традиционно золотым веком города Арзамаса, происходил расцвет православной культуры, и в Арзамасе было построено 25 каменных церквей, многие на месте прежних деревянных. К началу XIX века в Арзамасе насчитывалось 33 церкви и 4 монастыря. Число 33 является священным символом возраста Христа в момент Его распятия и воскресения. Город Арзамас проходил различные этапы своего развития: заложение, строительство, возведение первого монастыря, упадок, расцвет, а после 1917 г. - период советской индустриализации. Но неизменной остается модель христианской градостроительной символики. В работах Г.Я. Мокеева раскрыты методики анализа числовой символики в древнерусском градостроительстве, и эта тема еще ждет своих исследователей в Арзамасе.

Характерной особенностью русского градостроительства является принцип визуальной ориентации,

который обусловливает ориентирование улиц и дорог на значимые доминанты, последовательное раскрытие визуальных панорам, соблюдение углов восприятия, создание визуальных взаимосвязей между ансамблями, расположенными на верхних террасах рельефа. Подобные явления наблюдаются и в градостроительной композиции Арзамаса XVI-XVШ веков. На основе геодезического плана Арзамаса 1784 года с наложением органической и регулярной планировочных структур проводится графический анализ визуальной ориентации улиц на церкви, храмы и башни кремля.

Мы наблюдаем изменение ориентации на доминирующие объекты в пределах одной улицы. В органической планировочной структуре до перепланировки 1800 года происходит последовательное восприятие градостроительной композиции главных доминант, сменяются визуальные акценты с башен кремля на храмы и церкви (рис. 3.1). В проекте регулярной планировочной структуры Арзамаса 1800 года сохраняются только площади, церкви, храмы и монастыри, накладывается геометризированная система длинных прямых улиц, не связанных с рельефом. В результате мы видим уменьшение количества и упрощение визуальных ориентиров (рис. 3.2). При наложении опорного и проектного планов 1800 года наблюдается сохранение направления некоторых улиц, которые исторически являлись главными транспортными путями города, однако форма их выпрямляется. Все остальные улицы прокладываются по новой геометрической сетке (рис. 3.3).

Таким образом, авторы проводят аналогии и на основе наблюдений раскрывают некоторые закономерности в построении градостроительных структур Арзамаса. Раскрыта система разбивки плана Арзамасского кремля на основе угловых измерений в плане стен (рис. 1.4, 1.5). Канонические углы между стенами кремлей и монастырей в московской школе градостроительства имели математическую и метрологическую основу (рис. 1.3). Астрономические наблюдения производились с использованием башен и стен кремлей, колоколен при храмах, а математическое единство построения планов Москов-

ского и Арзамасского кремлей обращает внимание на необходимость продолжения поисков закономерностей в замечательных памятниках русского и мирового градостроительства.

Библиография:

1. Арзамас: Иллюстрированный каталог памятников истории и культуры / [отв. ред. А.Л. Гельфонд]. - Н. Новгород: Кварц. 2013. - 528 с.: ил. - (Объекты культурного наследия Нижегородской области).

2. Градостроительство / Члены-корреспонденты Академии архитектуры СССР А.В. Бунин, Л.А. Ильин, Н.Х. Поляков, В.А. Шквариков; под редакцией В. Шкварикова. - Москва: Издательство Академии архитектуры СССР, 1945. - 327 с.: ил.

3. История градостроительного искусства. В 2 томах. Том II: Градостроительство XX века в странах капиталистического мира / А.В. Бунин, Т.Ф. Саваренская. - Москва: Стройиздат, 1979. - 406 с.: ил.

4. История градостроительного искусства. Рабовладельческий и феодальный периоды: Учебник для вузов / Т.Ф. Саваренская. - Москва: Стройиздат, 1984. - 376 с.: ил. - (Специальность: Архитектура).

5. Кудрявцев М.П. Москва - Третий Рим: историко-градостро-ительное исследование / М.П. Кудрявцев. - Москва: Троица, 2008. - 287 с.: ил. - ISBN 5-85482-008-7.

6. Лавров В.А. Развитие планировочной структуры исторически сложившихся городов / В.А. Лавров; Гос. ком. по гражд. стр-ву и архитектуре при Госстрое СССР, Центр науч.-исслед. и проектный ин-т по градостроительству. - Москва: Стройиздат, 1977. - 176 с.

7. Малинов А.А. Градостроительная реконструкция: Учебно-методическое пособие по выполнению курсового проекта «Градостроительная реконструкция» по дисциплине «Архитектурное проектирование» / А.А. Малинов, Е.В. Малая. -Москва: МАРХИ, 2018. - 48 с.

8. Мокеев Г.Я. Русская цивилизация в памятниках архитектуры и градостроительства / Г.Я. Мокеев; под ред. проф. А.А. Ба-рабанова. - Москва: Институт русской цивилизации, 2012. -480 с.: ил.

9. Русское градостроительное искусство: Градостроительство Московского государства XVI-XVII веков / НИИ теории арх-ры и градостр-ва; под общ. ред. Н.Ф. Гуляницкого. - Москва: Стройиздат, 1994. - 317 с.: ил.

10. Щенков А.С. Реконструкция исторических городов: Учебное пособие. В 2 частях: Основы реконструкции исторических городов. Исторический опыт развития архитектурного ансамбля / А.С. Щенков. - Москва: Памятники исторической мысли, 2013. - 420 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.