Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОММУНИКАТИВНОЙ АКТИВНОСТИ СЕТЕВОГО СООБЩЕСТВА ЖИТЕЛЕЙ МЕГАПОЛИСА НА РАЗНЫХ СТАДИЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПАНДЕМИИ COVID-19'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОММУНИКАТИВНОЙ АКТИВНОСТИ СЕТЕВОГО СООБЩЕСТВА ЖИТЕЛЕЙ МЕГАПОЛИСА НА РАЗНЫХ СТАДИЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
54
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Динамика коммуникаций / локдаун / мегаполис / социальный сервис / COVID-19 / социальная психология города / вторая волна коронавируса. / Dynamics of communications / lockdown / megalopolis / viability of urban residents / social service / COVID-19 pandemic / social psychology of the city / Сoronavirus Second Wave.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дробышева М. М.

Динамика коммуникаций пользователей социального сервиса показала особенности психологических ресурсов жизнеспособности горожан первой и второй волны коронавируса. В начале локдауна наиболее оптимальным способом совладания со стрессом стал поиск и обмен информацией о заболевании, а также взаимопомощь, призывы к улучшению жизни в городе. Частичные ограничения начала второй волны и усталость от первого локдауна отразились на снижении коммуникативной активности, предпочтении эмоционально-негативных высказываний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE COMMUNICATIVE ACTIVITY OF THE NETWORK COMMUNITY OF URBAN RESIDENTS AT DIFFERENT STAGES OF THE SPREAD OF THE COVID-19 PANDEMIC

The dynamics of communications of users of the social service showed the features of psychological resources of the viability of urban residents of the first and second waves of COVID-19 pandemic. At the beginning of the lockdown, the most optimal way to cope with stress was to search and exchange information about the disease, as well as mutual assistance, calls for improving life in the city. Partial confinements of the beginning of the second wave and fatigue from the first lockdown were reflected in a decrease in communicative activity, preference for emotionally negative statements.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОММУНИКАТИВНОЙ АКТИВНОСТИ СЕТЕВОГО СООБЩЕСТВА ЖИТЕЛЕЙ МЕГАПОЛИСА НА РАЗНЫХ СТАДИЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПАНДЕМИИ COVID-19»

УДК 159.9: 316.6

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОММУНИКАТИВНОЙ АКТИВНОСТИ СЕТЕВОГО СООБЩЕСТВА ЖИТЕЛЕЙ МЕГАПОЛИСА НА РАЗНЫХ

СТАДИЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПАНДЕМИИ COVID-191

© 2022 М. М. Дробышева

ведущий психолог ГБУ «Система 112», соискатель лаборатории истории психологии и исторической психологии ИП РАН, e-mail: mmdrob@mail.ru

Институт психологии российской академии наук

Динамика коммуникаций пользователей социального сервиса показала особенности психологических ресурсов жизнеспособности горожан первой и второй волны коронавируса. В начале локдауна наиболее оптимальным способом совладания со стрессом стал поиск и обмен информацией о заболевании, а также взаимопомощь, призывы к улучшению жизни в городе. Частичные ограничения начала второй волны и усталость от первого локдауна отразились на снижении коммуникативной активности, предпочтении эмоционально-негативных высказываний.

Ключевые слова: динамика коммуникаций, локдаун, мегаполис, социальный сервис, COVID-19, социальная психология города, вторая волна коронавируса.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE COMMUNICATIVE ACTIVITY OF THE NETWORK COMMUNITY OF URBAN RESIDENTS AT DIFFERENT

STAGES OF THE SPREAD OF THE COVID-19 PANDEMIC

© 2022 M. M. Drobysheva

Candidate of the Laboratory of History of Psychology and Historical Psychology e-mail: mmdrob@mail.ru

Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences

The dynamics of communications of users of the social service showed the features of psychological resources of the viability of urban residents of the first and second waves of COVID-19 pandemic. At the beginning of the lockdown, the most optimal way to cope with stress was to search and exchange information about the disease, as well as mutual assistance, calls for improving life in the city. Partial confinements of the beginning of the second wave and fatigue from the first lockdown were reflected in a decrease in communicative activity, preference for emotionally negative statements.

Keywords: dynamics of communications, lockdown, megalopolis, viability of urban residents, social service, COVID-19 pandemic, social psychology of the city, Сoronavirus Second Wave.

Acknowledgments: The reported study was funded by Russian Foundation for Basic Research according to the research project no. 20-013-00461.

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. Проект № 20-013-00461 «Ценностно-аффективный компонент жизнеспособности разных групп горожан в условиях проживания в кризисном городе и мегаполисе.

Последние два года одной из наиболее актуальных тем психологических исследований является тема пандемии СОУГО-19, разделившей жизнь людей всего мира на «до» и «после». Она затрагивает проблемы: негативного влияния пандемии на психическое и психологическое здоровье населения [2, с. 19-156; 24; 13], удовлетворенности жизнью [15], переживания неопределенности [17; 19]. В ряду проблем выделяется тема локдауна - вынужденной изоляции, характеризующейся кардинальным изменением привычного уклада жизни [2, с. 197-216, 217-245]. На территории России, как и в других странах, ограничения и послабления, связанные с количеством заболевших и умерших от коронавируса, носят волнообразный характер, однако в сознании большинства россиян существует две волны [2, с. 197-216]: первая, продлившаяся с марта по июнь 2020 г., и вторая, начавшаяся осенью, в ноябре 2020 г. В условиях первой волны пандемии большинство жителей России столкнулись с новой реальностью изменения привычного распорядка дня, ограничением свободы передвижения и нарушением приватности психологического пространства, что существенно повлияло на жизнеспособность горожан [7; 14; 16; 18; 25]. Вторая волна коронавируса и последующая частичная самоизоляция отличаются от первой волны по многим позициям. В частности, осенью 2020 г. правительство России не стало вводить полную изоляцию, ограничившись переводом части сотрудников на дистанционную работу, а учеников и студентов - на дистанционное обучение. Новые ограничения после относительной свободы в летние месяцы, крушение надежд на скорое окончание пандемии, накопившаяся усталость от самоизоляции и неопределенности будущего, а также сложности, связанные с дистанционным обучением, повлияли на актуализацию психологических ресурсов жизнеспособности горожан, что проявилось в особенностях коммуникаций жителей мегаполиса в интернет-пространстве.

Основываясь на ранее проведенных исследованиях [4; 5], мы продолжили изучение динамики коммуникаций пользователей социального сервиса «Яндекс. Район». Цель исследования - выполнить сравнительный анализ коммуникативной активности в периоды до и начала локдауна (февраль - март 2020 г.) и непосредственно до и первые недели второй волны ограничений (неполного локдауна) (октябрь - ноябрь 2020 г.). По нашему мнению, количество и содержание сообщений в периоды двух волн коронавируса будут отличаться. Увеличение периода изоляции приведет к снижению общей коммуникационной активности (количества коммуникативных актов), изменению направленности коммуникаций горожан с социальных проблем жизнедеятельности района на свое самочувствие, усилится негативная модальность высказываний, что является гипотезой нашего исследования. Объектом исследования стали коммуникации москвичей - пользователей социального сервиса «Яндекс. Район», проживающих в разных районах Москвы, предметом исследования - динамика коммуникаций в период первой волны коронавируса и введения частичного ограничения в период второй волны коронавируса.

Методом исследования коммуникаций стал анализ постов (высказываний) участников форума «Яндекс. Район», проживающих в разный районах Москвы. Из 12 административных округов Москвы были отобраны страницы (по одному району от каждого округа) с наибольшим количеством подписчиков. Ко всем преобразованным в текстовые файлы постам (сообщения индивидуальных пользователей) был применен контент-анализ и частотный анализ, дополнительно выполнен тематический анализ данных (основные темы коммуникаций, наиболее выраженные в постах пользователей) с помощью программы УЛЛЬ. Единица анализа -одно сообщение, «пост» пользователя сервиса «Яндекс. Район». На первом этапе

исследования (более подробно см. [5]) была сформирована матрица контент-анализа, выделены категории «обмен информацией» (пользователи сервиса делятся новостями об изменениях района и города, происходящих событиях, обмениваются информацией о своем районе), «поиск эмоциональной поддержки» (обмен эмоциональными переживаниями, вызванными проблемами жизни в городе), «поиск единомышленников» (сообщения с явным или косвенным призывом к изменению, преобразованию своего района и города).

Район (АО) Кол-во постов за месяц Категория «Обмен информацией» Категория «Поиск эмоциональной поддержки» Категория «Поиск единомышленников»

февраль март октябрь ноябрь февраль март октябрь ноябрь февраль март октябрь ноябрь февраль март октябрь ноябрь

Тверской (ЦАО) 30 0 521 169 148 129 276 90 104 55 164 66 28 74 81 13 16

Печатники (ЮВАО) 183 267 137 121 105 163 84 68 32 54 36 46 38 50 17 7

Ясенево (ЮЗАО) 209 246 107 95 133 161 55 63 33 56 31 13 25 29 19 19

Зеленоградский АО 226 228 189 132 142 117 116 80 29 50 62 41 21 61 11 11

Хорошёво-Мнёвники (СЗАО) 213 219 133 89 101 146 83 61 31 41 40 21 43 32 10 7

Измайлово (ВАО) 174 189 101 53 91 107 65 22 23 34 25 24 21 48 11 7

Раменки (ЗАО) 121 160 123 48 56 81 94 32 23 29 14 13 23 50 15 3

Хорошёвский (САО) 70 91 81 14 36 47 49 4 11 19 18 7 16 25 14 3

Даниловский (ЮАО) 90 122 63 45 48 61 37 17 19 32 20 25 12 29 6 3

Троицкий (Троицкий АО) 84 111 96 28 44 49 65 17 16 26 21 9 12 36 10 2

Останкинский (СВАО) 108 107 99 57 46 45 71 18 16 25 14 29 18 30 14 10

Новомосковский (Новомосковский АО) 115 156 143 61 63 94 112 37 11 27 17 19 12 35 14 5

Количество постов индивидуальных пользователей социального сервиса «Яндекс.Район» за исследуемые периоды

Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2022. № 4 (64)

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Общая динамика коммуникативной активности жителей мегаполиса социальной сети «Яндекс.Район»

При сопоставлении общего количества постов (высказываний пользователей) на страницах сервиса «Яндекс. Район» за период с февраля по март месяц 2020 г. и период с октября по ноябрь 2020 г. (см. рис.) были обнаружены рост общей коммуникационной активности участников дискурса (на 27%) в марте 2020 г. и падение с началом второй волны локдауна (-38%), при этом общее количество постов с февраля по ноябрь 2020 г. уменьшилось более чем в половину (-52%). Конкретно, если в феврале коммуникативных актов насчитывалось 1893, то в марте их количество приблизилось к 2417, а к октябрю снизилось до 1441, к ноябрю - до 891 поста (см. табл.). То есть первые недели ограничений и полной самоизоляции повлияли на увеличение коммуникативной активности пользователей. Некоторые исследователи видят связь между увеличением использования социальных сетей на начальном этапе введения локдауна и усилением чувства одиночества и страхом упустить что-то важное [23], другие - между ростом недоверия к официальным СМИ и ростом доверяя к социальным сетям в период пандемии [7; 11; 24].

3000 2500 2000 1500 1000 500

□ кол-во постов

2417

1893

1441

891

февраль март октябрь ноябрь

0

Общая динамика количества постов

Проведенное нами исследование (см. [4; 5]) в первые недели введения локдауна выявило рост интереса жителей мегаполиса к социальному ресурсу «Яндекс. Районы» не только как к источнику достоверной информации, но и как к «площадке», посредством которой можно снизить эмоциональное напряжение, высказав претензии относительно введённых запретов, поведения соседей или действия властей. Также жители некоторых районов Москвы направляли свое внимание на проблемы собственного дома. Для них наиболее оптимальным способом совладания со стрессовой ситуацией в первые недели локдауна оказалась помощь другим людям и решение проблем благоустройства района.

Однако снижение количества постов с началом второго локдауна в ноябре 2020 г. (-38% от количества постов в октябре 2020 г.) показало, что неоправданные ожидания на улучшение ситуации после летних послаблений и введение новых ограничений оказали влияние на коммуникативную активность пользователей социального сервиса «Яндекс. Район». То есть. те коммуникативные функции социальной сети по поиску и обмену информацией, общению с соседями, поиску поддержки, которые выполнял сервис в первые недели локдауна, перестали быть актуальными для пользователей к ноябрю 2022 г. По мнению некоторых исследователей, положительный эффект от использования информационно-

коммуникационных технологий в общении и социальной поддержке длится не более 6 месяцев [21]. Несмотря на переход большинства работающих и обучающихся жителей мегаполиса на дистанционную работу, отсутствие жестких ограничений во взаимодействии с другими людьми, дефицит живого общения в период первого локдауна повлияли на перенос интереса с интернет-коммуникаций на коммуникации в реальной жизни с близкими, друзьями, коллегами, соседями по дому и району. Также если в первую волну коронавируса все члены семьи оказались изолированы от остального мира, то частичные ограничения второй волны во многом сказались на женской части населения, для которой возросла нагрузка домашней работы, в том числе из-за закрытия школ и перехода детей на дистанционное обучение [25]. В связи с этим женской аудитории, которая составляет половину пользователей социальных сетей, стало сложнее находить время для коммуникации в интернете.

Вышеизложенное подтверждает и динамика постов в категории «Обмен информацией». Их общее количество изменилось от 994 сообщений до 1 347 в начале первой волны (+35%), и снизилось в начале второй волны от 921 до 523 (-43%). Можно заметить, что в начале двух локдаунов количество таких постов было одинаково. Согласно некоторым исследованиям, пик поисковых запросов в главных поисковых системах по теме коронавируса пришелся на апрель 2020 г. и снизился к июню 2020 г. [2, с. 157-196]. Снижение коммуникативной активности, направленной на поиск и трансляцию информации о жизни в городе, по нашему мнению, связано не только с ранее указанными фактами, но и с определенной осведомленностью об особенностях протекания болезни и противоречивостью транслируемой и обсуждаемой информации, общей усталостью от негативной информации, а также с отменой большинства культурных, развлекательных мероприятий, ограничением посещения досуговых заведений, использованием онлайн-услуг. Многие жители Москвы переехали на загородные участки, в другие регионы и страны, в связи с чем интерес к социальному сервису «Яндекс. Район», который создавался для общения соседей по району и городу, также изменился.

В категории «<Поиск эмоциональной поддержки» произошел рост количества постов с 299 до 557 (+86%) в период начала первой волны и снижение с 364 до 275 постов (-24%) в период начала второй волны коронавируса. То есть в первые дни локдауна в марте 2020 г. для пользователей социальной сети наиболее ресурсным способом совладания с ситуацией неопределённости оказалось выражение негативных эмоциональных реакций на площадке «Яндекс.Район». При этом во вторую волну осенью 2020 г. произошло незначительное снижение количества подобных сообщений, что также объясняется вводом частичных ограничений по сравнению с первым локдауном, а также меньшим уровнем неопределенности. Перевод на удаленную работу и необходимость находиться большее количество времени за компьютером при одновременной возможности взаимодействовать с другими людьми вне дома также повлияли на интерес к такой форме коммуникации. Выявленное нами снижение динамики сообщений, содержащих негативные переживания, подтверждает гипотезу о поиске эмоциональной поддержки среди соседей как наиболее продуктивном способе совладания со стрессом. Используя характеристики психологической атмосферы общества, разработанные Институтом психологии РАН [20], можно выделить следующие особенности психологического состояния общества в период начала второй волны пандемии: агрессивность («Я всё понимаю - пандемия и всё прочее. Но!! Всё на это списывают и лечись, как хочешь ? Такого даже в застойные времена и времена перестройки не было!! Прошу прощения за резкость, но просто накипело!»); подозрительность («Нет, не ожидали, а знали. Две тонны реагентов мокнут на улице. А теперь жду "положительных" отзывов

типа, "Никогда такого не было и вот опять!", "Пост о чем? Руки просят дела? А голова придумать не может?", "Это каждый год так делают", "Что плохого?" и т.д.»); злоба («С какого перепугу в метро толкаться можно, в магазины ходить можно, а в футбол с ребенком на улице играть нельзя???»); тревожность («Больной вопрос, пойдут ли дети, в этом году, в школу? Выпускной класс, а тут дистанционка, это кошмар! Каким образом сдавать экзамены!?! Не могу понять, почему 6 классы ходят в школу, а выпускные классы сидят дома, готовятся к экзаменам онлайн»); пустословие («Ко мне сейчас напросились мастера, чтобы бесплатно проверить пластиковые окна. Пусть приедут проверят, жалко что ли? Их с улицы видно, окна то деревянные, может звонки прекратятся? А то звонят и звонят....Надоели!»); враждебность («Вот сижу в автобусе и плевать я хотела на масочный режим и вакцинацию»); апатия («Коды...Может ли кто объяснить - зачем этот маразм? Или коронавирус - это просто повод ввести цифровой концлагерь?»); напряженность («Весной такие ограничения ввели, что и не выйти, и не выехать. Теперь заболевающих каждый день больше, чем весной, а жестких мер нет. Не поняла, отчего так. Как это понимать? Чего ждать дальше?»).

При этом взаимопомощь, которая была характерна для марта 2020 г. («Многоуважаемые соседи, могу предложить помощь, точнее - предлагаю», «Я медсестра, но сейчас не работаю. Я могу принести реальную помощь», «Предлагаю свою помощь в плане доставки чего-то жизненно важного для жизни»), в ноябре не проявилась в коммуникациях пользователей социального сервиса «Яндекс.Район». Это подтверждает и динамика количества постов в категории «Поиск единомышленников»: если в марте месяце произошел рост от 315 до 506 (+60%) постов, содержащих призывы помочь соседям, конкретные действия по улучшению жизни в районе и городе, то осенью 2020 г. количество постов в данной категории снизилось с 154 до 93 постов (-40%). То есть в ситуации длительного напряжения из-за введенных ограничений, дополнительных трат, связанных с блокировкой социальных карт, перевода на дистанционное обучение альтруистическая позиция не является психологическим ресурсом в угрожающей стрессовой ситуации [4], при этом исследователи указывают на рост гнева и беспокойства через несколько месяцев после карантина из-за финансовых потерь [18]. Равноценная самоизоляция, потеря социальных контактов и финансового положения в конце марта 2020 г. мобилизовала горожан, что выразилось в призывах к взаимопомощи, активных действиях, направленных на изменение окружающего пространства. Однако осенью 2020 г. горожане оказались в неравных позициях, один на один со своими проблемами (финансовая помощь только определенным категориям граждан, отмена льготного проезда и т.д.), в связи с чем помощь другим людям оказалась не актуальна.

Тематический анализ сообщений индивидуальных пользователей социального сервиса «Яндекс.Районы» выявил тематическую динамику от, преимущественно частных вопросов, связанных с поиском необходимых услуг, домашних животных, жалобами на работу коммунальных служб, проблемами района в феврале 2020 г. («Департамент ЖКХ», «платная парковка», «добрый день подскажите», «найдена кошка»), до проблем, связанных с пандемией в марте 2020 г. («мера безопасности», «сотй инфекция», «домашний карантин», «купить медицинский препарат», «ввести ограничение», «антисептик, маска, перчатка» и т.д.). То есть речь идет о распространении коронавируса, лечении, самоизоляции, закрытии учреждений, поиске масок и антисептиков, лекарств. В тот период активно обсуждалась тема здравоохранения, а также связанная с ограничением перемещения пенсионеров. Заметим, что люди пенсионного возраста составляли часть пользователей социального сервиса «Яндекс.Районы». По всей видимости, это было связано с курсами

компьютерной грамотности, реализуемой в рамках программы «Московское долголетие». Также основными темами обсуждений в марте стали дефицит продуктов в начале этого месяца («истерия», «<продукты», «паника в СМИ», «паника из-за гречки») и поправки в Конституцию («голосовать за поправки», «<голосование»).

В октябре и ноябре 2020 г. тематическая динамика была слабо выражена. В октябре пользователей интересовал коронавирус («covid заболевший», «тест на коронавирус», «<отсутствие маски, перчатки», «<контакт с коронавирусом», «удаленка», «<работать удаленно», «каникулы из-за пандемии»), поиск домашних животных, проблемы транспорта («замена автобуса», «<платная парковка») и благоустройства города («менять асфальт», «завершить благоустройство парка», «плитка», «реновация»). В ноябре пользователи сети интересовались темами благоустройства дорог и улучшения работы транспорта, здравоохранения, поиска пропавших животных, а интерес к коронавирусу сместился к темам штрафов и введения ограничений («qr-код система», «<социальная дистанция», «<ковид-тест», «медицинская маска», «правила штрафа»), блокировки социальных карт («блокировка карт», «социальные карты пенсионеров»), выплат и проезда пенсионеров («пенсионный фонд», «выплата пенсии»), удаленного обучения. Низкий уровень выявленной динамики в тематике сообщений индивидуальных пользователей может объясняться тем, что первые ограничения и переводы части сотрудников на удаленную работу начались с середины октября.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ И ВЫВОДЫ

Сравнительный анализ динамики коммуникаций сетевого сообщества «Яндекс.Район» выявил снижение интереса пользователей к данному сервису как источнику обмена и поиску информации, способу объединиться с соседями для улучшения жизни в собственном районе. Результаты исследования подтверждают мнение других исследователей об общем психологическом состоянии населения, связанном с разочарованием, привыканием к новым условиям жизни [2, с. 197-216], с угнетенным состоянием из-за отсутствия связи между строгим соблюдением правил и масштабами распространения COVID-19 [9]. Обнаружено, что продолжительная самоизоляция сказывается на вспышках внезапного гнева [2, с. 157-196], выражающихся в многочисленных эмоционально-негативных сообщениях индивидуальных пользователей, а общее состояние раздражения от двойственности и продолжительности ограничений [10] влияет на снижение активности жителей мегаполиса по улучшению жизни в городе, которая наблюдалась в начале первой волны коронавируса и введения локдауна. Частично подтвердилась наша гипотеза о положительной динамике количества эмоционально-негативных высказываний и переживаний в период введения новых ограничений осенью 2020 г. В ноябре количество постов индивидуальных пользователей, содержащих эмоциональные переживания, снизилось в меньшей степени по сравнению с постами других категорий.

Библиографический список

1. Баранова, В. А. Анализ опыта жизни в период самоизоляции у студентов во время пандемии (апрель и октябрь 2020 г.) / В. А. Баранова, О. О. Савина. - С. 217-245. - DOI: 10.3 8098/fund_21 _0442_06.

2. Влияние пандемии на личность и общество: психологические механизмы и последствия: Сборник статей. Сер. «Интеграция академической и университетской психологии» / Отв. редакторы: Т.А. Нестик, А.Л. Журавлев, А.Е. Воробьева. - Москва: Институт психологии РАН, 2021. - 572 с.

3. Дейнека, О. С. Динамика отношения россиян к вызванной COVID-19 пандемии и режиму самоизоляции в период первой и второй волн / О. С. Дейнека, А. А. Максименко. - С. 197-216. - DOI: 10.38098/fund_21_0442_05

4. Дробышева, М. М. Динамика коммуникаций жителей мегаполиса в условиях локдауна (на материале социального сервиса «Яндекс.Район») / М. М. Дробышева. -С. 246-270. - DOI: 10.38098/fund_21_0442_07.

5. Дробышева М.М. Различия в коммуникативных ресурсах горожан-жителей разных районов Москвы (на материале социального сервиса «Яндекс.Район») / М. М. Дробышева // Способности и ментальные ресурсы человека в мире глобальных перемен / Отв. редакторы А. Л. Журавлёв, М. А. Холодная, П. А. Сабадош. - Москва: Изд-во «Институт психологии РАН», 2020. - С. 739-447. [Сайт]. - URL: https://pure.spbu.ru/ws/portalfiles/portal/76942958/ 7.pdf (дата обращения: 07.05.2022).

6. Ениколопов, С. Н. Психопатологические состояния во время пандемии COVID-19 / С. Н. Ениколопов, О. М. Бойко, Т. И. Медведева, О. Ю. Воронцова, О. Ю. Казьмина. - С. 126-156. - DOI:10.38098/fund_21_0442_03.

7. Ениколопов, С. Н. Динамика психологических реакций на начальном этапе пандемии COVID-19 / С. Н. Ениколопов, О. М. Бойко, О. Ю. Казьмина, Т. И. Медведева, О. Ю. Воронцова // Психолого-педагогические исследования. - 2020.

- Том 12. - №2. - С. 108-126. - DOI:10.17759/psyedu.2020120207

8. Журавлев, А. Л. Когнитивные и эмоциональные особенности отношения населения к пандемии: интернет-исследование / А. Л. Журавлев, Д. А. Китова. -С. 157-196. - DOI: 10.38098/fund_21_0442_04.

9. Костарнова, Н. В. Меньше паники, но больше агрессии. Психолог Анна Хасина — о том, как пандемия изменила людей / Н. В. Костарнова, А. В Хасина. (дата публикации: 5 октября, 2020) [Сайт]. - URL: https://www.pravmir.ru/menshe-paniki-no-bolshe-agressii-psiholog-anna-hasina-o-tom-kak-pandemiya-izmenila-lyudej/ (дата обращения: 07.05.2022).

10. Левинсон, А. Г. Вторая волна раздражения: как страх перед новым локдауном обострил недоверие россиян к власти / А.Г. Левинсон, Л.Ф. Борусяк (статья от 01 октября 2020 г.) [Сайт]. - URL: https://www.forbes.ru/obshchestvo/410193-vtoraya-volna-razdrazheniya-kak-strah-pered-novym-lokdaunom-obostril-nedoverie?ysclid=l2sz8iq0s (дата обращения: 04.05.2022).

11. Малышева, Г. А. Социально-политические аспекты пандемии в обществе цифровой сетевизации: российский опыт / Г. А. Малышева // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). - 2020. - №3 [Сайт].

- URL: www.evestnik-mgou.ru (дата обращения: 07.05.2022).

12. Нестик, Т. А. Переживание эпидемиологической угрозы россиянами как социально-психологический феномен:результаты серии эмпирических исследований / Т. А. Нестик. - С. 19-125. - DOI: 10.38098/fund_21_0442_02

13. Падун, М. А. COVID-19: риски психической травматизации среди медицинских работников / М. А. Падун [Сайт]. - URL: http://www.ipras.ru/cntnt/rus/institut p/covid-19/kommentarii-eksp/m-a-padun-covid-19-riski-psihich.html (дата обращения: 07.05.2022).

14. Пизова, Н. В. Депрессия и посттравматическое стрессовое расстройство при новой коронавирусной инфекции / Н. В. Пизова, А. В. Пизов // Лечебное дело. - 2020. -№1. - С. 82-88. - DOI: 10.24411/2071-5315-2020-12197.

15. Рассказова, Е. И. Пандемия как вызов субъективному благополучию: тревога и совладание / Е. И. Рассказова, Д. А. Леонтьев, А. А. Лебедева // Вызовы пандемии COVID-19: психическое здоровье, дистанционное образование, интернет-безопасность: сборник материалов. Том 1 / Составители: В.В. Рубцов,

А.А. Шведовская; редакторы: В.В. Рубцов, А.А. Марголис и др. - Москва: Издательство МГППУ, 2020. - С. 142-160 [Сайт]. - URL: https://psviournals.ru/files/115177/covid19challenges2020 Rasskazova Leontiev Lebedeva. pdf (дата обращения: 07.05.2022).

16. Сидячева, Н. В. Ситуация вынужденной самоизоляции в период пандемии: психологический и академический аспекты / Н. В. Сидячева, Л. Э. Зотова // Современные наукоемкие технологии. - 2020. - №5. - С. 218-225. - DOI: 10.17513/snt.38060.

17. Скотникова, И. Г. Психологические особенности переживания неопределенности при эпидемии COVID-19 / И. Г. Скотникова, П. И. Егорова, Ю. Л. Огаркова, Л. С. Жиганов; Институт психологии Российской академии наук // Социальная и экономическая психология. - 2020. - Том 5. - №. 2(18). - DOI: 10.38098/ipran.sep.2020.18.2.008

18. Федосенко Е.В. Жизнь после карантина: психология смыслов и коронавирус COVID-19 / Е. В. Федосенко // Психологические проблемы смысла жизни и акме. Материалы XXV Международного симпозиума. - Издательство: Психологический институт РАО, 2020. - C. 34-47 [Сайт]. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42875873 (дата обращения: 05.05.2022).

19. Харламенкова, Н. Е. Переживание неопределенности, тревоги, беспокойства в условиях COVID-19 / Н. Е. Харламенкова, Ю. В. Быховец, М. В. Дан, Д. А. Никитина [Сайт]. - URL: http://www.ipras.ru/cntnt/rus/institut p/covid-19/kommentarii-eksp/har-1.html (дата обращения: 07.05.2022).

20. Юревич, А. В. Динамика психологического состояния российского общества: экспертная оценка / А. В. Юревич, М. А. Юревич // Нравственность современного российского общества: психологический анализ / Отв. редакторы: А. Л. Журавлев, А. В. Юревич. - Москва: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. - С. 21-41.

21. Chen Y.-R.R., Schulz P.J. The effect of information communication technology interventions on reducing social isolation in the elderly // A systematic review. 2016. Journal of Medical Internet Research. 18. - DOI: 10.2196/jmir.4596.

22. Faraci P, Bottaro R, Valenti GD, Craparo G. Psychological Well-Being During the Second Wave of COVID-19 Pandemic: The Mediation Role of Generalized Anxiety // Psychol Res Behav Manag. - 2022. - 15. - P. 695-709. - DOI:10.2147/PRBM.S354083

23. Fumagalli E., Dolmatzian, M.B., Shrum L.J. Centennials, FOMO, and loneliness: An investigation of the impact of social networking and messaging / VoIP apps usage during the initial stage of the Coronavirus pandemic // Frontiers in Psychology. - 2021. - 12. Art. 620739. - DOI: 10.3389/fpsyg.2021.620739

24. Saladino V., Algeri D., Auriemma V. The Psychological and Social Impact of Covid-19: New Perspectives of Well-Being // Frontiers in Psychology. - 2020. - V. 11. -P. 1-6. - DOI:10.3389/fpsyg.2020.577684

25. Serafini G., Parmigiani B., Amerio A., Aguglia A., Sher L., Amore M. The psychological impact of COVID-19 on the mental health in the general population // Journal of Affective Disorders. 2020. V. 113. № 8. P. 531-537. DOI: 10.1093/qjmed/hcaa201

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.