УДК 338.001.36
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ПЛИТОЧНОГО ШОКОЛАДА
Дмитриева Виктория Юрьевна, студент, направление подготовки 38.03.02 Менеджмент, Оренбургский государственный университет, Оренбург e-mail: vd479533@gmail.com
Научный руководитель: Береговая Ирина Борисовна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры маркетинга и торгового дела, Оренбургский государственный университет, Оренбург e-mail: beregib@mail.ru
Аннотация. Данная работа посвящена исследованию качества и конкурентоспособности двух марок плиточного шоколада Milka и Ritter Sport. Актуальность темы обуславливается тем, что рынок кондитерских изделий стремительно расширяется. В связи с этим производителям необходимо совершенствовать качество и повышать конкурентоспособность своего товара. Анализ проводился на основе сравнения органолептических свойств, информации на упаковке. Для оценки конкурентоспособности марок плиточного шоколада использовался графический метод, в ходе которого были определены приоритетные показатели и уровень их соответствия требованиям потребителей. В ходе исследования плиточного шоколада были выявлены преимущества и недостатки. На основании результатов исследования были предложены рекомендации по повышению качества и конкурентоспособности марок плиточного шоколада.
Ключевые слова: качество, конкурентоспособность, плиточный шоколад, потребительские свойства, анализ, показатели качества.
Для цитирования: Дмитриева В. Ю. Сравнительный анализ качества и конкурентоспособности плиточного шоколада // Шаг в науку. - 2020. - № 2. - С. 65-69.
COMPARATIVE ANALYSIS OF THE QUALITY AND COMPETITIVENESS
OF CHOCOLATE BARS
Dmitrieva Viktoria Yuryevna, student, training program 38.03.02 Management, Orenburg State University, Orenburg
e-mail: vd479533@gmail.com
Research advisor: Beregovaya Irina Borisovna, PhD in Economics, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Marketing and Trade, Orenburg State University, Orenburg e-mail: beregib@mail.ru
Abstract: This work is devoted to the study of the quality and competitiveness of two brands of chocolate bars Milka and Ritter Sport. The relevance of the topic is due to the fact that the market of confectionery products is rapidly expanding. In this regard, manufacturers need to improve the quality and increase the competitiveness of their products. The analysis was based on a comparison of organoleptic properties and information on the packaging. To assess the competitiveness of chocolate bar brands, a graphical method was used, during which priority indicators and the level of their compliance with consumer requirements were determined. The study of chocolate bars revealed advantages and disadvantages. Based on the results of the study, recommendations were made to improve the quality and competitiveness of brands of chocolate bars.
Key words: quality, competitiveness, chocolate bars, consumer properties, analysis, quality indicators. Cite as: Dmitrieva, V. Yu. (2020) [Comparative analysis of the quality and competitiveness of chocolate bars]. Shag v nauku [Step into science]. Vol. 2, pp. 65-69.
Российский рынок кондитерских изделий, как в целом, так и в частности шоколада, является очень перспективным. Об этом можно судить по тому, что на полках торговых предприятий пред-
ставлено значительное количество разновидностей плиточного шоколада, различных по вкусу, производителю, цене и другим характеристикам. Предприятия имеют возможность производить
шоколад так, как они считают для себя наиболее выгодным1. Все это обуславливает актуальность рассматриваемого вопроса. Целью данной работы является проведение сравнительного анализа качества и конкурентоспособности плиточного шоколада двух известных торговых марок. Исследованию качества и конкурентоспособности посвящено значительное количество работ, которые положили основу данного исследования [1], [2], [3].
Объектом исследования выступают плиточный шоколад дух марок Milka и Ritter Sport. В таблице 1 представлена их характеристика.
Для определения качества будем основываться на информации, представленной на упаковке, различными интернет-ресурсами, на органолептиче-ской оценке качественных характеристик образцов шоколада [4]. Анализ полноты информации, представленной на упаковке (таблица 2)2, 3.
Таблица 1. Характеристика марок плиточного шоколада Milka и Ritter Sport
Наименование параметра Milka Ritter Sport
Производитель Mondelez International Inc. Alfred Ritter GmbH & Co. KG
Страна производства Швейцария Германия
Дата основания компании 1901 год 1912 год
Ценовой сегмент Средний и выше среднего Средний
Категория качества EAC EAC
Таблица 2. Информативность упаковки плиточного шоколада
Критерий М^а Ritter Sport
Состав Сахар, молоко сухое цельное, паста ореховая «фундук», какао масло, молоко сухое обезжиренное, тертое какао, жир молочный, сыворотка сухая молочная, эмульгаторы (лецитин соевый, Е476), ароматизатор. Может содержать следы арахиса, других орехов и пшеницы. какао тертое, (содержание высококачественного какао тертого - не менее 40 %), сахар, масло какао, молочный жир, натуральный экстракт ванили.
Вид шоколада Молочный шоколад Молочный шоколад
Энергетическая ценность 525 ккал 602 ккал
Вес, г. 90 г. 100 г
Срок годности 12 месяцев 12 месяцев
Пищевая ценность белки - 7 г; жиры - 49 г; углеводы - 28 г белки - 7 г; жиры - 49 г; углеводы - 28 г
Нормативный документ ТУ 9125-007-4049419 На упаковке не указан
Условия хранения Хранить при температуре (18- + 3) °С и относительной влажности воздуха не более 75%. Хранить при температуре (18 ± 3) °С и относительной влажности не более 65%
Средняя цена, руб. 115 124
Таким образом, информация, представленная на упаковках плиточного шоколада, позволяет сделать вывод о некоторых различиях:
- сравниваемые образцы по пищевой ценности имеют небольшое различие. Ritter Sport имеет более высокие показатели белков и жиров, так как при
производстве данного шоколада используют тертое какао, масло какао и молочный жир;
- состав плиточного шоколада Milka менее полезен с точки зрения наличия там натуральных ингредиентов. В составе присутствует стабилизатор Е476-лецитин соевый. В свою очередь Ritter Sport
1 Испытания светильников, прожекторов, ламп, светодиодов и другой светотехнической продукции [Электронный ресурс] -Режим доступа: http: https://www.niipp.ru/catalog/detail.php?ID=2313 (дата обращения: 25.03.2020).
2 Ritter Sport Официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ritter-sport.de/ru (дата обращения 15.04.2020).
3 История бренда Milka [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.sites.google.com/site/ chocolatemilkastorozhenkoinna/istoria (дата обращения 15.04.2020).
не имеет в своем составе усилителей вкусов и консервантов;
- документ, регламентирующий требования к качеству, на упаковке плиточного шоколада Ritter Sport не указан. На официальном сайте компании Ritter Sport указано, что компания соответствует стандарту BRC (British Retail Consortium). Стандарт BRC подтверждает соответствие пищевой
продукции законодательным требованиям продавцов и производителей. Обе марки шоколада имеют маркировку ЕАС.
Проведем органолептическую оценку качества плиточного шоколада. В качестве базы сравнения использовались требования, изложенные в ГОСТ 31721-2012 [5]. Результаты оценки представлены в таблице 3.
Таблица 3. Органолептическая оценка качества плиточного шоколада марок Milka и Ritter Sport [6]
Критерий оценки Требование стандарта Milka Ritter Sport
Внешний вид Лицевая поверхность ровная или волнистая, с рисунком или без него, блестящая. соответствует соответствует
Форма Соответствующая рецептуре, без деформации для всех видов шоколада, кроме весового соответствует соответствует
Консистенция Твердая Твердая Твердая,
Структура Однородная Однородная Однородная
Вкус и запах Свойственные для конкретного типа шоколада, без постороннего привкуса и запаха Свойственный шоколаду Свойственный шоколаду
Как показал анализ органолептических показателей, обе марки плиточного показателя соответствуют требованиям стандарта.
Основываясь на результатах предыдущих таблиц, оценим потребительские свойства (таблица 4). Таблица 4. Оценка потребительских свойств плиточного шоколада
Потребительские свойства и их показатели Оценка в баллах шоколада Milka Оценка в баллах шоколада Ritter Sport
1. Безопасность (химическая безопасность, санитарно-гигиенические свойства) 3,5 5
2. Пищевая ценность (энергетическая, физиологическая, органолептическая ценности) 4,5 4,6
3. Сохраняемость (срок хранения) 5 5
4. Эргономичность (удобство и привлекательность упаковки, состояние плитки) 5 5
5. Экологичность (материал упаковки) 5 5
Для определения комплексного показателя потребительских свойств на основе экспертной оценки, основываясь на методике, изложенной в [7], был определен коэффициент весомости показателей потребительских свойств. Таким образом, коэффициент каждого критерия составил: безопасность (0,27), пищевая ценность (0,24), органолептическая ценность (0,18), эргономичность (0,14), экологич-ность (0,17). На основании расчетов, проведенных по формуле определения комплексного показателя, было установлено, что показатель потребительских свойств, характеризующий степень удовлетворения потребностей равен 4,475 и 4,904 соответственно для шоколада Milka и Ritter Sport. Следовательно,
плиточный шоколад марки Ritter Sport имеет более высокое качество, т.к. его состав в частности является более натуральным.
Некоммерческая организация Росконтроль осуществляет закупки выбранной категории товаров, проводит исследования и на основании результатов составляет рейтинг внутри каждой категории. Рейтинг возглавляет молочный шоколад Dove с оценкой 90, на втором месте оказался Ritter Sport, его оценка 84. Молочный шоколад Milka находится на 9 месте с оценкой 77.4 Таким образом, анализ качественных характеристик двух марок плиточного шоколада подтверждается результатами исследования, проведенного Росконтролем.
4 Госконтроль - система независимого контроля качества [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://roscontrol.com/
(дата обращения 15.04.2020).
Для исследования конкурентоспособности был использован графический метод - метод построения радиальной диаграммы. Для этого было ото-
Вкусовые качества
На рисунке изображены значения относительных показателей. Расчет показателей конкурентоспособности сравниваемых объектов осуществлялось путем определения площади многоугольни-ков,поформулам(1),(2)[7]:
к = 1г=1^ а)
^ a*b*siiiK ^
Показатель конкурентоспособности марок Ritter Sport и Milka соответственно равен 1,63 и 1,81. Исходя из этого, следует вывод о том, то плиточный шоколад Milka имеет более высокий показатель конкурентоспособности по сравнению с плиточным шоколадом Ritter Sport. Возможная причина, по которой Ritter Sport немного уступает второму
брано 10 критериев конкурентоспособности. На основе полученных результатов была смоделирована радиальная диаграмма (рисунок 1).
♦ Ritter Sport -■- Milka
претенденту - более низкая узнаваемость среди российского потребителя и более высокая цена. Молочный шоколад Milka на отечественном рынке укрепился сильнее, благодаря более активной ре-кламнойдеятельности.
Исследование показало, что обе марки плиточного шоколада имеют хорошую конкурентоспособность и на рынке занимают высокие позиции. Анализ качества показал, что марка плиточного шоколада Ritter Sport, получила более высокую оценку, так как шоколад не имеет в своем составе никаких стабилизаторов и консервантов. Однако при этом марка шоколада Milka получила более высокий показатель конкурентоспособности. Данная марка плиточного шоколада имеет большую узнаваемость среди населения и более доступную цену. Марке Ritter Sport следует усилить рекламную деятельность на отечественном рынке для того, чтобы повысить свою узнаваемость.
Натуральность состава
Качество изготовления
Разнообразие ассортимента
Привлекательность упаковки
Консистенция
Внешний вид шоколада
Блеск
Уровень цен
Известность марки
Рисунок1. Радиальнаядиаграммаконкурентоспособностиплиточного шоколада
Литература
1. Касьян Т. Е. Сравнительный анализ качества плиточного шоколада // Экологические проблемы региона и пути их разрешения: докл. Всерос. конф. (Омск, 15-16 мая 2018 г.). - Омск, 2018. - С. 117-122.
2. Беляева М. А., Тимуш Л. Г., Ревтова Ю. А. Качество и потребительские свойства как показатель конкурентоспособности молочного шоколада // Пищевые инновации и биотехнологии: тезис. докл. Ме-ждунар.научн. конф.(Кемерово,27апреля,2016 г.). -Кемерово,2018.- С. 532-534.
3. Полынкова Н. Э. Рынок, потребительские предпочтения и оценка конкурентоспособности шоколада // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. - 2019. - № 10. -С. 209-212.
4. Путилина Т. И., Ефремова В. И. Исследование ассортимента, потребительских предпочтений и качества шоколада // Альманах мировой науки. - 2017. - № 5 (20). - С. 152-157.
5. Костюк В. И., Третьякова О. М., Исследование качественных характеристик и органолептических
свойств шоколада: // Биологическая осень 2017: тезис. докл. Междун. научн. конф. (Минск, 9 ноября, 2017 г.). - Минск, 2017. - С. 189-191.
6. Липатова Ю. А., Белая М. Н. Органолептические свойства - основа оценки качества шоколада: тезис. докл. конф. (Курск, 15 ноября 2019 г.) - Курск, 2019. - С. 193-196.
7. Beregovaya I.B. On the Problem of Weight Coefficients of Competitiveness Characteristics of Enterprises in Various Sectors // International Journal of Advanced Studies. - St. Louis, Missouri 63118, USA -Vol. 3, №. 1, 2013. - С. 14-22.
Статья поступила в редакцию: 10.05.2020; принята в печать: 13.08.2020.