Научная статья на тему 'Сравнительный анализ исполнения обязательств «Группы двадцати» и «Группы восьми»: «Реформа должна продолжаться»'

Сравнительный анализ исполнения обязательств «Группы двадцати» и «Группы восьми»: «Реформа должна продолжаться» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
132
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ГРУППА ДВАДЦАТИ" / "ГРУППА ВОСЬМИ" / СОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУНАРОДНОМУ РАЗВИТИЮ / БОРЬБА С ПРОТЕКЦИОНИЗМОМ / МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ / ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС / РЕФОРМА МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ / ЧИСТЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / G20 / G8 / INTERNATIONAL DEVELOPMENT ASSISTANCE / FIGHTING PROTECTIONISM / WORLD ECONOMY / FIGHTING CORRUPTION / CURRENT ACCOUNT / INTERNATIONAL FINANCIAL INSTITUTIONS REFORM / CLEAN TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зайцев Юрий Константинович

В статье представлен анализ выполнения странами членами «Группы двадцати» обязательств, принятых на саммите в Питтсбурге в 2009 г., построенный на основе результатов мониторинга исполнения решений стран «двадцатки» и Европейского союза. Сопоставляя уровень исполнения решений «Группы двадцати» с уровнем исполнения решений «Группы восьми», автор оценивает эффективность институтов при осуществлении функций глобального политического и экономического управления; осуществляет оценку рисков неисполнения обязательств «двадцаткой» и перезагруженности «восьмерки».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зайцев Юрий Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative Analysis of the G8 and G20 Commitments Compliance: Reform Must Go On

The article analyses G20 members' performance in compliance with commitments made at 2009 Pittsburgh summit. The analysis is based on the results of the monitoring compliance with commitments made by the G20 countries and the European Union. With comparison of the G8 and G20 compliance levels the author assesses the efficiency of both institutions in implementation of the functions of global political and economic governance. In conclusion the author makes the assessment of the risks associated with the G20's week compliance and G8's overloading

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ исполнения обязательств «Группы двадцати» и «Группы восьми»: «Реформа должна продолжаться»»

Сравнительный анализ исполнения обязательств «Группы двадцати» и «Группы восьми»: «реформа должна продолжаться»

Ю.К. Зайцев

Зайцев Юрий Константинович - заместитель директора Научно-исследовательского центра содействия международному развитию (НИЦ СМР) Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Государственного университета - Высшей школы экономики, аспирант Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Государственного университета - Высшей школы экономики; E-mail: yuriy.zaitsev@gmail.com

Ключевые слова: «Группа двадцати», «Группа восьми», содействие международному развитию, борьба с протекционизмом, мировая экономика, борьба с коррупцией, платежный баланс, реформа международных финансовых институтов, чистые технологии

Key words: G20, G8, international development assistance, fighting protectionism, world economy, fighting corruption, current account, international financial institutions reform, clean technologies

В статье представлен анализ выполнения странами - членами «Группы двадцати» обязательств, принятых на саммите в Питтсбурге в 2009 г., построенный на основе результатов мониторинга исполнения решений стран «двадцатки» и Европейского союза. Сопоставляя уровень исполнения решений «Группы двадцати» с уровнем исполнения решений «Группы восьми», автор оценивает эффективность институтов в реализации функций глобального политического и экономического управления; проводит оценку рисков неисполнения обязательств «двадцаткой» и перезагруженности «восьмерки».

Методология исследования

Представленный в работе анализ построен на результатах исследования, проведенного Институтом международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Государственного университета - Высшей школы экономики (ГУ ВШЭ) по исполнению обязательств членов «Группы двадцати». Действия стран - членов «Группы двадцати» по исполнению обязательств, принятых на саммите «двадцатки» в Питтсбурге в 2009 г., рассматриваемые в исследовании, охватывают период с 25 сентября 2009 г. по 31 мая 2010 г.

Для обеспечения межинституциональной и межстрановой сопоставимости исследование по исполнению обязательств стран - членов «Группы двадцати» опиралось на методологию мониторинга и оценки исполнения обязательств странами - членами «восьмерки», которая была разработана Исследовательской группой «Группы восьми» Университета Торонто и применяется с 1996 г.1

1 С методологией более подробно можно ознакомиться на сайте Исследовательской группы «Группы восьми» Университета Торонто. URL: http://www. g8.utoronto.ca/evaluations/index.html#method (дата обращения: 27.07.2010).

В методологии используется шкала оценки от «-1» до «+1», согласно которой оценка «+1» указывает на полное исполнение обязательства. Оценку «-1» получают те страны, которые не исполняют обязательства или предпринимают действия, которые противоречат цели, обозначенной в обязательстве. Оценка «0» соответствует частичному исполнению обязательства, т.е. правительство страны -члена «Группы двадцати» ведет работу по исполнению принятого обязательства, однако в виду ее незавершенности невозможно оценить результаты исполнения. Таким образом, за исполнение каждого обязательства каждая страна получает оценку «-1», «0» или «+1». Оценки, полученные за исполнение этих обязательств, суммируются и делятся на общее число обязательств для получения средней оценки исполнения обязательств.

Для проведения мониторинга и оценки было выбрано восемь обязательств из документов саммита «Группы двадцати» в Питтсбурге2. Критерии, использованные при отборе обязательств для мониторинга исполнения

2 Рамочное соглашение о прочном, устойчивом и сбалансированном росте. Сайт Исследовательской группы «Группы восьми» Университета Торонто. URL: http://www.g8.utoronto.ca/g20/2009/2009communique0925. html.

обязательств «Группы двадцати», сопоставимы с критериям, используемыми в методологии мониторинга «Группы восьми». Так, выборка обязательств должна быть сбалансированной, обязательства должны отражать приоритеты саммита, быть актуальными как для «двадцатки», так и для мирового сообщества в целом. Полученный список обязательств должен быть всеобъемлющим, охватывать большую часть полей деятельности и сфер принятия решений института, а также представлять как индивидуальные, так и коллективные обязательства стран-членов. Отобранные обязательства должны также соответствовать вторичным критериям, таким как возможность оценки исполнения в рамках годового цикла мониторинга, а также возможность разработки прозрачного руководства для мониторинга исполнения данного обязательства.

Выбранные обязательства охватывают почти все сферы, представленные в документе3: борьба с коррупцией, распространение исследований экологически чистых технологий в целях предотвращения последствий климатических изменений; укрепление финансового регулирования; реформирование международных финансовых институтов и поддержка международных банков развития; предоставление помощи развивающимся странам и повышение транспарентности потоков помощи путем реализации Аккрского плана действий. Схожесть этих обязательств с обязательствами «Группы восьми», принятыми на саммите в Аквиле, позволяет провести межинституциональное сопоставление.

Для обеспечения понимания содержания обязательств, последовательности оценки и межстрановой сопоставимости было разработано руководство для мониторинга и оценки исполнения обязательств4. Период мониторинга по «двадцатке» составил восемь месяцев -с 25 сентября 2009 г. по 31 мая 2010 г. Мониторинг исполнения обязательств «Группы восьми» начался 10 июля 2009 г. и закончился 31 мая 2010 г.

3 Список отобранных обязательств представлен в Приложении 1 в формате, позволяющем сопоставить списки обязательств, отобранных для мониторинга исполнения обязательств «восьмерки» и «двадцатки».

4 С руководством для проведения мониторинга и оценки исполнения обязательств, принятых на саммите «Группы двадцати» в Питтсбурге в 2009 г., можно ознакомиться на сайте Института международных организаций и международного сотрудничества ГУ ВШЭ http://www.iori.hse.ru/g20/a_material/Guidelines_G20_ Pittsburgh_summit_commitments_compliance.pdf.

Основные результаты исследования

Средняя оценка за исполнение странами - членами «Группы двадцати» и ЕС обязательств саммита в Питтсбурге 2009 г. составила 0,24 балла. Исполнение обязательств не превысило значительно уровня исполнения обязательств лондонского саммита 2009 г., средняя оценка которого составила 0,23 балла. Как и в рамках прежнего мониторинга, в ходе исследования были выявлены существенные различия в уровне исполнения по обязательствам, секторам и группам стран - членов «двадцатки».

Несмотря на то что средний уровень исполнения обязательств «Группой двадцати» по сравнению с исполнением обязательств лондонского саммита изменился незначительно, некоторым странам удалось сохранить последовательность в исполнении обязательств по отношению к результатам предыдущих саммитов, в то время как другие страны - члены «Группы двадцати» значительно изменили уровень исполнения.

Великобритания сохранила самый высокий уровень исполнения обязательств как по решениям саммита в Лондоне, так и по решениям, принятым в Питтсбурге (1,00). Канада, будучи председателем в «Группе восьми» в 2010 г., продемонстрировала высокие уровни исполнения как обязательств саммита «Группы двадцати» в Питтсбурге (0,63), так и обязательств, принятых на саммите в Аквиле (0,67). Оба председателя «двадцатки» - Канада и Республика Корея - улучшили уровень своего исполнения. Так, Корея значительно повысила среднее значение своей оценки - до 0,75 балла. Таким образом, все три председателя «двадцатки» наилучшим образом справились с исполнением обязательств «Группы двадцати». Данный факт может быть интерпретирован как «эффект председателя», отмеченный в «Группе восьми», но может также являться результатом значения, которое придает Республика Корея своему председательству и потенциалу, сформированному страной для исполнения функций лидера в новом институте. Великобритания, Канада и Япония также относятся к группе стран, занимающих верхние строки рейтинга исполнения обязательств «Группы восьми». Японии удается удерживать высокие позиции, несмотря на сложную внутреннюю ситуацию в правительстве.

Высокие уровни исполнения отмечены у Франции, Германии, ЮАР (0,63). Исполнение США, Японией и Австралией обязательств

Таблица 1. Исполнение членами «Группы двадцати» обязательств, принятых на саммите в Питтсбурге в 2009 г.

Страна - Кор- Изменение Реформа Борьба Вырав- Реформа Содей- Эффективность Среднее Среднее Средняя оценка Средняя

член «Группы руп- климата: финан- с про- нивание междуна- ствие внешней помо- по стра- по по стране (общие оценка

двадцати» ция развитие совой текцио- платежного родных между- щи: Парижская не стране обязательства по стране

технологии системы и низмом баланса и финансо- народ- декларация по (Лондон) саммита «Группы (саммит

и исследо- регулиро- развитие вых инсти- ному повышению восьми» в Аквиле «Группы

вания вания свободной тутов разви- эффективности и саммита восьми»

торговли и тию внешней помощи «Группы двадца- в Аквиле)**

инвестиции и Аккрская про- ти» в Питтсбурге)*

грамма действии

Аргентина 0 1 0 0 1 -1 -1 -1 -0,13 -0,60

Австралия 1 1 1 0 0 0 1 0 0,50 0,60

Бразилия 0 0 -1 -1 0 -1 -1 -1 -0,63 0,20

Канада 1 1 0 0 1 1 0 1 0,63 0,60 0,62 0,67

Китай 0 1 0 0 1 -1 0 0 0,13 -0,40

Франция 1 1 1 0 1 1 0 0 0,63 0,80 0,38 0,42

Германия 0 1 1 0 1 1 1 0 0,63 0,80 0,15 0,42

Индия -1 1 -1 0 1 -1 -1 -1 -0,38 -0,40

Индонезия 0 0 -1 -1 0 -1 -1 -1 -0,63 -0,40

Италия 0 1 0 1 0 0 -1 0 0,13 0 -0,31 0,04

Япония 0 1 1 -1 1 1 0 1 0,50 0,20 0,54 0,75

Республика 1 1 1 1 1 1 0 0 0,75 0

Корея

Мексика 1 1 0 0 1 -1 0 0 0,25 0

Россия 1 1 1 -1 1 0 0 0 0,38 0,40 0,38 0,33

Саудовская -1 0 -1 0 1 0 0 0 -0,13 0,40

Аравия

ЮАР 1 0 0 1 1 1 1 0 0,63 0

Турция -1 1 -1 1 1 -1 -1 -1 -0,25 0,20

Велико- 1 1 1 1 1 1 1 1 1,00 1,00 0,77 0,83

британия

США 1 1 0 0 0 1 1 0 1,00 0,40 0,38 0,63

ЕС 0 0 1 1 0 0 0 1 0,38 0,60 0,38 0,67

Средняя 0,3 0,75 0,15 0,1 0,7 0,05 -0,05 -0,05 0,24 0,23 0,37 0,53

оценка

>

л

>

ь

X

m

О

>

Ь сг

* Средняя оценка исполнения рассчитана по обязательствам, принятым как членами «Группы восьми», так и «Группы двадцати».

** Средняя оценка исполнения рассчитана для всех 24 обязательств, принятых на саммите «Группы восьми» в Аквиле и выбранных для мониторинга.

1,50 т

питтсбургского саммита было оценено в 0,50 балла. Уровень исполнения России и ЕС выше среднего уровня исполнения «двадцатки» - 0,38 балла. Это немногим ниже среднего уровня исполнения Россией обязательств саммита в Лондоне, но значительно ниже оценки ЕС (0,60 балла), полученной по результатам исполнения обязательств лондонского саммита «двадцатки». Россия продемонстрировала последовательность в исполнении обязательств обоих институтов, как «восьмерки», так и «двадцатки (0,38 балла за исполнение обязательств саммита «Группы восьми» в Аквиле): заняла 6-е место в рейтинге исполнения обязательств «Группы восьми» и поделила с ЕС 10-е место в рейтинге «Группы двадцати». Россия не выполнила обязательство по борьбе с протекционизмом ни в «восьмерке», ни в «двадцатке». Отрицательные результаты были также отмечены по исполнению обязательств поддержания мира в Африке, улавливания и удержания углерода. Таким образом, мониторинг показал снижение уровня исполнения Россией обязательств «двадцатки» по сравнению с уровнем саммита в Лондоне (0,4) и повышение уровня исполнения обязательств в рамках «восьмерки» по сравнению с уровнем саммита на Хоккайдо (0,25). Особенно заметно повысился уровень исполнения Россией решений в сфере содействия развитию, которые стали выше среднего по «восьмерке».

Италия повысила уровень исполнения обязательств с 2009 г., когда она председательствовала в «восьмерке», с 0 до 0,13 балла в 2010 г.

Китай и ЮАР также повысили уровень исполнения обязательств, получив 0,13 и 0,63 балла соответственно. Другие новые индустриальные страны «Группы двадцати», такие как Аргентина (-0,13), Индия (-0,38), Саудовская Аравия (-0,13) и Турция (-0,25), не справились с исполнением обязательств саммита «Группы двадцати» в Питтсбурге. Самые низкие баллы получили Бразилия и Индонезия (-0,63).

В Табл. 2 представлены изменения в оценках исполнения странами - членами «двадцатки» обязательств, принятых на саммитах в Лондоне и Питтсбурге. Самое большое изменение в оценке продемонстрировала Республика Корея (+0,75). За ней следуют новые индустриальные страны - ЮАР (+0,63), Китай (0,53), Аргентина (+0,48). Значительное улучшение отмечено у Японии (+0,30), Италии (+0,25). США, Канада и Индия немного улучшили свои оценки, повышение составило от 0,03 до 0,10 балла. Остальные члены «двадцатки» снизили уровень исполнения. Наибольшее снижение в оценках зафиксировано у Бразилии (-0,83), Саудовской Аравии (-0,53) и Турции (-0,45). Тем не менее изменение средней оценки «Группы двадцати» было положительным и составило 0,02 балла.

!

й

ж %

й

I

ш

I,

н

ш а.

ю

I

I

I

ш ш

1S

8$

1S

IS

1S

IS

1S

0,63 ^

ы

0,50 0,50 1

р

I

I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г

0,25 \

V

ш

ё

0,6

а

I

р

-0,13 -0,

I

щ й

1S

I

л I*

1S

1S

Ш

-0,25

Р

I §

К

гак га д

^ а га

^о х

ю^г га

£ *

о ш о.

га в

о. <

2

<

3

о

о

о т <С

К

о о о о.

,4 -0,6 0,4

га

га х н ^

5 £

ш

Г

8*

8$

8>

iS

0,63 1

<

^^ Исполнение

членами «Группы двадцати» обязательств, принятых на саммите в Питтсбурге в сентябре 2009 г.

^^ Исполнение

членами «Группы двадцати» обязательств, принятых на саммите в Лондоне в апреле 2009 г.

яя

аи

_ , _ у й 5 нога * н ^ х о а

ш ^ ш о<

ау

О

Средний уровень исполнения обязательств «Группы двадцати», принятых на саммите в Питтсбурге в сентябре 2009 г.

а р

ш

о д

Средний уровень исполнения обязательств «Группы двадцати», принятых на саммите в Лондоне в апреле 2009 г

Рис. 2. Исполнение членами «Группы двадцати» обязательств, принятых на саммитах в Питтсбурге и Лондоне в 2009 г.

Таблица 2. Изменение средней оценки исполнения обязательств «Группы двадцати» по членам

0

Члены «Группы двадцати» Средняя оценка по стране (Питтсбург) Средняя оценка по стране (Лондон) Изменение оценки

Республика Корея 0,75 0,00 0,75

ЮАР 0,63 0,00 0,63

Китай 0,13 -0,40 0,53

Аргентина -0,13 -0,60 0,48

Япония 0,50 0,20 0,30

Италия 0,25 0,00 0,25

США 0,50 0,40 0,10

Канада 0,63 0,60 0,03

Индия -0,38 -0,40 0,03

Великобритания 1,00 1,00 0,00

Россия 0,38 0,40 -0,02

Австралия 0,50 0,60 -0,10

Мексика 0,25 0,40 -0,15

Франция 0,63 0,80 -0,18

Германия 0,63 0,80 -0,18

Индонезия -0,63 -0,40 -0,23

ЕС 0,38 0,60 -0,23

Турция -0,25 0,20 -0,45

Саудовская Аравия -0,13 0,40 -0,53

Бразилия -0,63 0,20 -0,83

Среднее изменение оценок 0,25 0,23 0,02

Анализ выявил значительные изменения в уровне исполнения обязательств «Группы двадцати» членами «восьмерки» и другими членами «двадцатки», не являющимися членами Г8. Средний уровень исполнения стран «двадцатки», не являющихся членами «Группы восьми», изменился с отрицательной оценки -0,02 в 2009 г. до положительной оценки (0,01). Повышение уровня исполнения в большей степени объясняется значительным увеличением оценки Республики Корея, ЮАР и менее значительным улучшением у Китая.

Средний уровень исполнения стран - членов «Группы восьми» значительно выше. Эта тенденция была отмечена и по данным исполнения обязательств саммита в Лондоне. Уровень исполнения странами - членами «Группы восьми» обязательств саммита в Питтсбурге составил 0,52 балла, что на один пункт меньше уровня исполнения обязательств саммита в Лондоне (0,53). Уровень исполнения «Группы восьми» обязательств саммита в Аквиле (0,53) схож с уровнем исполнения обязательств, принятых в Лондоне и Питтсбурге.

1

0,8 0,6 0,4 0,2 0 -0,2 -0,4 -0,6 -0,8 -1

0,75

0,63

0,53

+

гаек о.

50 V

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ю V: ^

с

о ф

о.

I

0,48

1

0,3

I

1

0,18

0,13 0,1

Ж ш

I

1

0,03 0,03 0

I

Ё

Ж

-0,1 -0,15 -0,18-0,18

-♦ 0,02

I

-0,23 -0,23

¡2

^ и

Ё «

Ф о.

^ е

I

I

1

-0,45

Л

-0,53

-0,83

к

К

о о о о.

<

2 о

га Ч га х

га ^

к

О

.

<

^га га фЁ ^

ш о. о <

.

ф

о

к кк к

^ га^ ^

о. ога ^ ^ о а со — о< га

о. ^

га О

Рис. 3. Изменения в средних оценках исполнения обязательств членами «Группы двадцати»

1 -| 0,8 -0,6 -0,4 -0,2 -0

-0,2 --0,4 --0,6 -0,8

-1

0,89

0,44.

Возобновление роста и восстановление рабочих мест

0,67

0,44.

-4 0,53

-0,02 -0,18

Борьба с протекционизмом и развитие всемирной торговли и инвестиций

Обеспечение Обеспечение

справедливого справедливого

и устойчивого и устойчивого

экономического экономического

роста для всех роста для всех (1) (2)

Сфера охвата регулирования

шиш Исполнение членами «Группы восьми» обязательств саммита в Лондоне в 2009 г.

Исполнение членами «Группы двадцати», не являющимися членами «Группы восьми», обязательств саммита в Лондоне в 2009 г.

—А— Средний уровень исполнения членами «Группы восьми» обязательств саммита в Лондоне в 2009 г.

Средний уровень исполнения членами «Группы двадцати», не являющимися членами «Группы двадцати», обязательств саммита в Лондоне в 2009 г.

Рис. 4. Исполнение обязательств саммита в Лондоне членами «Группы восьми» и странами, не являющимися членами «Группы восьми»

Прежде чем перейти к размышлениям о причинах и последствиях различия уровней исполнения стран «восьмерки» и стран, не являющихся членами «Группы восьми», в рамках «двадцатки» необходимо рассмотреть отдельные обязательства.

Наиболее высокий уровень был зафиксирован в исполнении обязательства по распространению экологически чистых технологий в целях решения проблемы климатических из-

менений (0,75). «Группа двадцати» успешно выполнила обязательства по выравниванию платежного баланса и содействию торговле (0,70). На уровне выше среднего было выполнено обязательство по борьбе с коррупцией (0,30). Другие обязательства были выполнены менее эффективно, их уровень исполнения ниже средней оценки «Группы двадцати», составившей 0,24 балла.

Таблица 3. Средние значения исполнения «Группой восьми» обязательств, принятых на саммитах в Хоккайдо, Лондоне, Аквиле и Питтсбурге

Саммит Канада Франция Германия Италия Япония РФ Великобритания США ЕС Среднее значение

Саммит «Группы восьми» в Хоккайдо, 2008 г. 0,75 0,20 0,60 0,10 0,35 0,25 0,80 0,80 0,55 0,48

Саммит «Группы двадцати» в Лондоне, 2009 г. 0,60 0,80 0,80 0,00 0,2 0,40 1,00 0,40 0,60 0,53

Саммит «Группы восьми» в Аквиле, 2009 г. 0,67 0,42 0,42 0,04 0,75 0,33 0,83 0,63 0,67 0,53

Саммит «Группы двадцати» в Питтсбурге, 2009 г. 0,63 0,63 0,63 0,13 0,50 0,38 1,00 1,00 0,58 0,52

Исполнение членами «Группы восьми» обязательств, принятых на саммите в Питтсбурге в 2009 г.

Исполнение странами, не являющимися членами «Группы восьми», обязательств, принятых на саммите «Группы двадцати» в Питтсбурге в 2009 г.

Средний уровень исполнения членами «Группы восьми» обязательств, принятых на саммите «Группы двадцати» в Питтсбурге в 2009 г.

Средний уровень исполнения

обязательств странами, не являющимися членами «Группы восьми», обязательств, принятых на саммите «Группы двадцати» в Питтсбурге в 2009 г.

Рис. 5. Исполнение членами «Группы восьми» и странами, не являющимися

членами «Группы восьми», обязательств, принятых на саммите «Группы двадцати» в Питтсбурге в 2009 г.

1 -г

Рис. 6. Исполнение членами «Группы двадцати» обязательств, принятых на саммите в Питтсбурге в 2009 г.

Борьба с протекционизмом

Проведенный мониторинг показал, что 14 из 20 членов «Группы двадцати» предприняли протекционистские меры. Таким образом, страны - члены «двадцатки» усилили и расширили масштаб действий, направленных на защиту национальных производителей.

Средний уровень исполнения «двадцаткой» обязательств саммита в Питтсбурге по борьбе с протекционизмом (0,10) значительно понизился по сравнению с результатами исполнения соответствующих обязательств, принятых в рамках саммитов в Вашингтоне (0,58) и в Лондоне (0,50).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По сравнению с результатами саммита в Вашингтоне уровень исполнения значительно понизился как для стран - членов «Группы восьми», так и для стран, не являющихся членами «восьмерки», с 0,76 и 0,50 до 0,11 и 0,10 соответственно. В течение всех трех периодов мониторинга устойчивый тренд полного исполнения обязательства был продемонстрирован Италией, ЮАР, Великобританией и ЕС. Тенденция к снижению может быть связана как с необходимостью реагировать на требования общества о защите национальных интересов и национальных производителей в период кризиса, так и с ослаблением эффекта общего обяза-

тельства. В силу этих обстоятельств лидерство Великобритании и Республики Кореи - двух председателей «двадцатки», Италии, председательствовавшей в «восьмерке» в 2009 г., а также ЕС, ЮАР и Турции является особенно важным.

Следует отметить, что страны «Группы восьми», которые были положительно оценены за выполнение обязательства по борьбе с протекционизмом, принятого на саммите в Питтсбурге, получили отрицательные оценки за исполнение такого же обязательства, принятого на саммите в Аквиле. В соответствии с проектом доклада об исполнении странами «Группы двадцати» обязательств, принятых на саммите в Аквиле, средний уровень исполнения «восьмеркой» данного обязательства резко понизился - до -0,78, в то время как страны «восьмерки» получили в среднем 0,11 балла за исполнение аналогичного обязательства «Группы двадцати». Расхождение оценок связано с различиями в методологии мониторинга и оценки. В рамках исследования «двадцатки» страна получала отрицательную оценку в случае принятия действий по обоим компонентам обязательства, т.е. действий, направленных как на стимулирование экспорта, так и на повышение барьеров в торговых и инвестиционных операциях. Если негативная мера принималась

1

0,9 0,8 0,7 0,6 0,5 0,4 0,3 0,2 0,1 0

0,67

0,67

0,1 0,11 0

Исполнение членами «Группы двадцати» обязательства, принятого на саммите в Вашингтоне

Исполнение членами «Группы двадцати» обязательства, принятого на саммите в Лондоне

Исполнение членами «Группы двадцати» обязательства, принятого на саммите в Питтсбурге

Средний уровень исполнения обязательства членами «Группы двадцати»

Средний уровень

исполнения

обязательства

странами,

являющимися

членами «Группы

восьми»

Средний уровень исполнения обязательств членами

«Группы двадцати» не являющимися членами «Группы восьми»

Рис. 7. Исполнение странами «Группы двадцати» обязательства по борьбе с протекционизмом

Таблица 4. Исполнение «Группой восьми» и «Группой двадцати» обязательств по борьбе с протекционизмом

Члены «Группы двадцати» Саммит «Группы Саммит «Группы Саммит «Группы Саммит «Группы

двадцати» в Вашингтоне двадцати» в Лондоне двадцати» в Питтсбурге восьми» в Аквиле

Аргентина 0 0 0

Австралия 1 1 0

Бразилия 1 1 -1

Канада 1 1 0 -1

Китай 0 0 0

Франция 0 1 0 -1

Германия 1 1 0 -1

Индия 0 0 0

Индонезия 0 -1 -1

Италия 1 1 1 -1

Япония 1 0 -1 1

Корея Н. д. 0 1

Мексика 1 0 0

Россия 0 0 -1 -1

Саудовская Аравия Н. д. 1 0

ЮАР 1 1 1

Турция Н. д. 1 1

Великобритания 1 1 1 -1

США 0 0 0 -1

ЕС 1 1 1 -1

Средняя оценка 0,58 0,5 0,1 -0,78

Средняя оценка для членов «Группы 0,67 0,67 0,11

восьми»

Средняя оценка для нечленов 0,5 0,4 0,09

«Группы восьми»

только в рамках одной компоненты обязательства, то ставилась оценка «0». При мониторинге и оценке «восьмерки» любые две меры, нарушающие условия обязательства, оценивались отметкой «-1» независимо от того, относились ли они к одной или обеим компонентам обяза-тельства5.

Экологически чистые технологии:

развитие и исследование

Члены «двадцатки» почти полностью выполнили обязательство по разработке и распространению экологически чистых технологий (средняя оценка исполнения составила 0,75 балла). Обязательство призывало «двадцатку» распространять экологически чистые технологии самостоятельно и в сотрудничестве с другими членами «Группы двадцати».

15 из 20 членов «двадцатки» полностью выполнили данное обязательство, приняв меры, направленные на распространение или передачу экологически чистых энергетических технологий самостоятельно либо в сотрудничестве с одним или несколькими членами «Группы двадцати». Страны - члены «восьмерки» действовали последовательно в обоих институтах при исполнении данного обязательства, продемонстрировав полное исполнение обязательства в рамках форума «Группы восьми» (+1,00) и почти полное исполнение обязательства в рамках «двадцатки» (+0,89). Члены «двадцатки», не являющиеся членами «восьмерки», также предприняли активные меры для преодоления негативных последствий, связанных с климатическими изменениями, получив среднюю оценку 0,64.

Таким образом, несмотря на то что достижение консенсуса «Группы восьми» со странами с быстро растущими экономиками по вопросам климатических изменений и защиты окружающей среды оказалось невозможным, формат «Группы двадцати» доказал способ-

5 В мониторинге «Группы двадцати» обязательство по борьбе с протекционизмом состояло из двух частей: (1) повышение и создание новых инвестиционных и торговых барьеров (включая введение экспортных ограничений) и (2) стимулирование экспорта путем принятия мер, которые нарушают правила и соглашения ВТО. Обязательство «Группы восьми» было разделено на три составляющие: (1) повышение и создание новых торговых и инвестиционных барьеров, определенных ВТО; (2) введение новых экспортных ограничений, определенных ВТО; (3) нарушение Соглашения ВТО о субсидиях и компенсационных мерах, определенных органом ВТО по разрешению споров. Более дробное разделение не рассматривалось в системе оценки.

ность решать задачи через принятие менее амбициозных обязательств, что позволяет достичь прогресса путем менее противоречивых для всех участников пошаговых «приращений».

Таблица 5. Исполнение членами «Группы двадцати» обязательств по экологически чистым технологиям

Члены «Группы Саммит Саммит

двадцати» «Группы двадцати» в Питтсбурге «Группы восьми» в Аквиле

Аргентина 1

Австралия 1

Бразилия

Канада 1 1

Китай 1

Франция 1 1

Германия 1 1

Индия 1

Индонезия

Италия 1 1

Япония 1 1

Корея 1

Мексика 1

Россия 1 1

Саудовская Аравия

ЮАР

Турция 1

Великобритания 1 1

США 1 1

ЕС 0 1

Средняя оценка 0,75 1

Средняя оценка 0,89

для членов «Группы

восьми»

Средняя оценка 0,64

для нечленов

«Группы восьми»

Борьба с коррупцией

Члены «Группы двадцати» исполнили обязательство по борьбе с коррупцией через ратификацию Конвенции ООН против коррупции, принятие эффективного, транспарентного и инклюзивного механизма в период Конференции в Париже и в Дохе, а также принятие и исполнение Конвенции ОЭСР по борьбе с коррупцией. Средний уровень исполнения данного обязательства был отмечен оценкой 0,03.

Анализ показал, что только 9 из 20 членов «двадцатки» приняли и исполнили два основных международных механизма по борьбе с кор-

рупцией (Конвенцию ООН против коррупции, а также Конвенцию ОЭСР по борьбе с коррупцией), в то время как Бразилия, Китай, Индонезия и три страны «восьмерки» (Германия, Италия, Япония) были наименее активны в применении данных инструментов на практике и получили оценки «0» за частичное исполнение данного обязательства.

Результаты исполнения данного обязательства странами - членами «восьмерки» в «двадцатке» (0,56) соответствовали результатам исполнения обязательства по коррупции, принятого на саммите в Аквиле (0,67), в то время как страны - члены «Группы двадцати», не являющиеся членами «Группы восьми», продемонстрировали более низкий уровень исполнения данного обязательства - средняя оценка составила 0,09 балла. При этом Индия, Саудовская Аравия и Турция не справились с исполнением этого обязательства.

Таблица 6. Исполнение членами «Группы двадцати» обязательств по борьбе с коррупцией

Мировая экономика

Сектор мировой экономики включал три обязательства, посвященных обеспечению реформы финансовой системы и регулирования, выравниванию платежного баланса, развитию свободной торговли и инвестиций, поддержке реформы международных финансовых институтов. Обязательство по выравниванию платежного баланса, развитию свободной торговли и инвестиций было реализовано в максимальной степени для обязательств данного сектора (0,70 балла). Обязательство по обеспечению реформы финансовой системы и регулирования было реализовано в значительно меньшей степени (0,15 балла) и стало вторым по уровню исполнения обязательств из данной группы. Обязательство по поддержке реформы международных финансовых институтов, как ни странно, было недовыполнено и оценено в 0,05 балла.

Уровень исполнения обязательств членами «двадцатки», являющимися членами «восьмерки», отличается от уровня исполнения остальных стран - членов «Группы двадцати». Так, большинство стран, не являющихся членами «восьмерки», не выполнили или не полностью выполнили обязательства из данного сектора. Страны, не являющиеся членами «Группы восьми», предприняли эффективные меры для исполнения обязательства по выравниванию платежного баланса и развитию свободной торговли и инвестиций (средняя оценка для этой группы стран составила 0,73), при этом превысив уровень исполнения стран - членов «Группы восьми» в «двадцатке» (0,67). Таким образом, страны «двадцатки, не являющиеся членами «восьмерки», ответили на призыв «Группы двадцати» способствовать стабилизации макроэкономической политики и развитию свободных рынков с целью привлечения прямых иностранных инвестиций. Однако страны, не являющиеся членами «восьмерки», не справились с выполнением обязательства по реформированию финансовой системы и регулирования (-0,27), а также не выполнили обязательство по реформированию международных финансовых институтов (-0,45), хотя два последних обязательства рассматривались как основные инструменты для более глубокой интеграции этих стран в глобальную архитектуру экономического управления для адекватного представления их силы и возможностей в глобальных процессах принятия решений.

Страны - члены «Группы восьми», напротив, успешно выполнили все обязательства «двадцатки» по мировой экономике, получив

Члены «Группы Саммит «Группы Саммит «Группы

двадцати» двадцати» в Питтсбурге восьми» в Аквиле

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аргентина 0

Австралия 1

Бразилия 0

Канада 1 1

Китай 0

Франция 1 1

Германия 0 0

Индия -1

Индонезия 0

Италия 0 0

Япония 0 0

Корея 1

Мексика 1

Россия 1 1

Саудовская Аравия -1

ЮАР 1

Турция -1

Великобритания 1 1

США 1 1

ЕС 0 1

Средняя оценка 0,3 0,67

Средняя оценка 0,56

для членов

«Группы восьми»

Средняя оценка 0,09

для нечленов

«Группы восьми»

1

0,8 0,6 0,4 0,2 0 -0,2 -0,4 -0,6 -0,8 -1

Рис. 8.

0,22

Саммит «Группы двадцати» в Лондоне

0,67

0,67

Саммит «Группы двадцати» в Питтсбурге

Саммит «Группы восьми» в Аквиле

й Средний уровень исполнения «Группы двадцати»/«Группы восьми»

И Средний уровень исполнения «Группы восьми»

□ Средний уровень исполнения стран «Группы двадцати», не являющихся членами «Группы восьми»

Исполнение членами «Группы двадцати» и «Группы восьми» обязательства по реформированию финансовой системы и регулирования

среднюю оценку 0,67 балла за исполнение обязательства по реформированию финансовой системы и регулирования. Мониторинг данного обязательства проводился как в рамках оценки исполнения обязательств саммита в Аквиле, так и в рамках оценки саммита в Питтсбурге. Результаты, полученные странами «восьмерки», совпадают в обоих институтах (0,67).

Страны «восьмерки» также успешно выполнили обязательство по реформированию финансовой системы и регулирования, принятое в рамках саммита «Группы двадцати» в Лондоне в апреле 2009 г., получив среднюю оценку 0,22 балла. В то же время страны, не являющиеся членами «Группы восьми», были оценены отрицательно —0,18.

Тем не менее можно отметить очевидную позитивную динамику исполнения обязательств по мировой экономике в обоих институтах, при этом «восьмерка» является движущей силой (или движущим механизмом) процессов.

Содействие международному развитию

Для мониторинга действий «двадцатки», направленных на содействие международному развитию, были выбраны два обязательства. Средний уровень исполнения обязательства по оказанию помощи развивающимся странам для достижения Целей развития тысячелетия (ЦРТ) ООН, выполнения обязательств по выделению Официальной помощи развитию (ОПР), включая обязательства по содействию в развитии торговли, списанию долговых обязательств, выполнения обязательств, принятых на сам-

Таблица 7. Исполнение членами «Группы двадцати» обязательств по реформированию финансовой системы и регулированию

Члены «Группы двадцати» Саммит в Лондоне Саммит в Питтсбурге Саммит в Аквиле

Аргентина -1 1

Австралия 0 1

Бразилия -1

Канада 0 1 1

Китай -1 1

Франция 1 1

Германия 0 1 1

Индия 0 1

Индонезия 0

Италия -1 1 -1

Япония 0 1 1

Корея 0 0

Мексика 0 0

Россия 0 0 0

Саудовская Аравия 1 0

ЮАР 0

Турция 0

Великобритания 1 1

США 1 1

ЕС 0 1

Средняя оценка 0 0,15 0,67

Средняя оценка для членов «Группы восьми» 0,22 0,67

Средняя оценка для нечленов «Группы восьми» -0,18 0,18

мите «Группы восьми» в Глениглсе в 2005 г., а также через реализацию Аккрского плана действий был оценен средней оценкой -0,05. Таким образом, общее исполнение «двадцаткой» данного обязательства оказалось слабым. Усилия стран - членов «Группы восьми» по исполнению данных обязательств были оценены средней отметкой 0,33, в то время как уровень исполнения стран, не являющихся членами «восьмерки», оказался существенно ниже и был оценен отметкой -0,36.

В целом результаты исполнения «Группой двадцати» обязательств по содействию международному развитию, принятых на саммите в Питтсбурге в 2009 г., соответствуют результатам исполнения обязательств саммита «двадцатки» в Лондоне. Так же, как и в 2009 г., страны «Группы восьми» были более эффективны в предоставлении помощи развивающимся странам, получив за исполнение лондонских обязательств отметку 0,61, в то время как действия стран «двадцатки», не являющихся членами «восьмерки», были оценены отрицательной отметкой -0,23.

Страны «восьмерки» также продемонстрировали достаточный, хотя и скромный, уровень исполнения обязательств по содействию международному развитию, принятых в рамках саммита в Аквиле. Для целей сопостав-

ления обязательства Аквилы по содействию международному развитию были разделены на две категории. В первую категорию вошли обязательства, схожие с обязательствами «двадцатки». Вторую категорию составили все обязательства Аквилы по содействию международному развитию, отобранные для проведения исследования по «восьмерке». «Группа восьми» показала скромные результаты исполнения данных обязательств, получив среднюю оценку 0,33 балла за исполнение первой группы обязательств и 0,38 балла за исполнение всех обязательств «восьмерки» по содействию международному развитию, для которых проводился мониторинг.

Необходимо отметить, что средний уровень исполнения «двадцаткой» обязательств по содействию международному развитию существенно понизился по сравнению с результатами исполнения обязательств саммита в Лондоне. При этом тенденция к понижению уровня исполнения прослеживается как у стран «восьмерки», так и у стран, не являющихся членами «Группы восьми».

Низкий уровень исполнения обязательств по содействию международному развитию странами, не являющимися членами «Группы восьми», может быть связан с тем, что последние концентрируют усилия для борьбы с вы-

1

0,8 0,6 -0,4 -0,2 -0

-0,2 --0,4 --0,6 --0,8 -1

0,61

0,23

0,33

0,38

0,33

Саммит «Группы Саммит «Группы Саммит «Группы Саммит «Группы

двадцати» в Лондоне восьми» в Аквиле, восьми» в Аквиле, двадцати»

2 обязательства 8 обязательств в Питтсбурге

^ Средний уровень исполнения «Группой двадцати» / «Группой восьми» обязательств по содействию международному развитию

И Средний уровень исполнения «Группой восьми» обязательств по содействию международному развитию

□ Средний уровень исполнения обязательств по содействию международному развитию странами «Группы двадцати», не являющимися членами «Группы восьми»

Рис. 9. Средний уровень исполнения «Группой двадцати»/ «Группой восьми» обязательств по содействию международному развитию

1 -

0 -

0,5 0,5 0,5 0,5

É

0,5 0,5 0,5 0,5 0,50,5

^

N \ \ \ \

m

i>

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

к

lr

ï>

h

-0,5 -0,5

I

I fi

ь

ï>

m

К CL

? <

ë Q

<

3

о

Исполнение членами «Группы двадцати» обязательств по содействию международному развитию,принятых на саммите в Лондоне

Исполнение членами «Группы двадцати» обязательств по содействию международному развитию, принятых на саммите в Питтсбурге

Средний уровень исполнения членами «Группы двадцати» обязательств по содействию международному развитию, принятых на саммите в Лондоне

Средний уровень исполнения членами «Группы двацати» обязательств по содействию международному развитию, принятых на саммите в Питтсбурге

1 -

0,5

0,5

Рис. 10. Исполнение обязательств по содействию международному развитию членами «Группы двадцати»

соким уровнем бедности и решения проблем социально-экономического развития, которые были усилены экономическим кризисом. Их помощь в целях развития для наименее развитых стран, как доля от ВНД, является относительно низкой и предоставляется на несистематизированной основе, в большинстве случаев в форме гуманитарной помощи с целью преодоления последствий стихийных бедствий. Меры по достижению ЦРТ принимаются странами этой группы преимущественно на национальном уровне в целях решения проблем, связанных с высоким уровнем бедности, безработицей, задачами по улучшению систем здравоохранения, преодолению негативных последствий климатических изменений.

Тем не менее некоторые члены «двадцатки», такие как Китай, Индия, ЮАР, Бразилия, в качестве новых доноров вносят большой вклад в международное развитие, который с каждым годом повышается. Однако действия, предпринимаемые новыми донорами, не представляются в Комитет по содействию развитию (КСР) ОЭСР, не учитываются комитетом и, следовательно, не фиксируются как исполнение обяза-

тельств со стороны рассматриваемых международных институтов. Возможно, это одна из причин низкой оценки исполнения ими данных обязательств.

Таким образом, полученные факты подтверждают лидирующую роль «Группы восьми» в исполнении обязательств по содействию международному развитию. Очевидно, что лидерство «двадцатки» в данной сфере останется ключевым для международного содействия развитию, по крайней мере до 2015 г.

В целом результаты анализа показывают, что исполнение странами - членами «Группы восьми» обязательств, принятых в рамках «восьмерки» и «двадцатки», очень близко по уровню. Так, средний уровень исполнения «восьмеркой» обязательств, принятых в Питтсбурге, составляет 0,52 балла, в то время как исполнение обязательств саммита в Аквиле было оценено в 0,53 балла, при этом схожие обязательства были выполнены на почти одинаковом уровне. Сейчас слишком рано оценивать эти данные как следствие взаимного усиления обязательств, принятых в двух институтах. Тем не менее средняя оценка исполнения обяза-

тельств саммита в Аквиле является самой высокой с 2006 г. и превышает средний балл, полученный членами «восьмерки» на саммите на Хоккайдо (0,48).

Таблица 8. Исполнение членами «Группы двадцати» обязательств по содействию международному развитию

Таблица 9. ОПР, полученная страной от традиционных доноров, и помощь, предоставленная в рамках международного сотрудничества в целях развития (2007 г.)6

Страна Полученная ОПР, млн долл. США ВВП, млн долл. США Полученная ОПР / ВВП, % Предоставленная помощь, млн долл. США Предоставленная помощь /ВВП, %

Китай 1487 3 179 860 0,046 1400 0,044

Бразилия 321 1 151 260 0,02 437 0,03

Индия 1384 1 070 660 0,13 392,6 0,036

ЮАР 810 274 323 0,29 61 0,02

Заключение

Результаты исследования показали более высокий уровень исполнения странами «Группы восьми» обязательств как «восьмерки», так и «двадцатки», и, таким образом, подтверждают более высокую эффективность «Группы восьми» в части выполнения одной из функций глобального управления - функции исполнения. Ситуация, в которой «Группа восьми» продолжит нести большую часть ответственности за исполнение обязательств в обоих институтах, содержит несколько рисков. Первым и наиболее очевидным является риск перегрузки, усталости и последующего снижения уровня исполнения. Вторым риском является то, что неисполнение «двадцаткой» принимаемых обязательств в совокупности с высокими ожиданиями, возложенными на «двадцатку» мировой общественностью, может привести к потере доверия к институту и снижению его репутации. «Двадцатка» неминуемо столкнется с критикой, схожей с той, которая адресуется «восьмерке» за неспособность выполнить многочисленные обязательства, принимаемые лидерами в рамках саммитов. В-третьих, если «Группа восьми» не сможет разделить ответственность с другими членами «двадцатки» и уровень исполнения «Группы двадцати» останется низким, то существует риск угасания института, ценой которого станет будущее международного развития и сотрудничества.

6 Данные взяты из доклада ОЭСР «Сотрудничество в целях развития 2010».

Члены «Группы двадцати» Саммит в Лондоне Саммит в Питтсбурге Средняя оценка для стран «Группы восьми» (Аквила), 2 обязательства Средняя оценка для стран «Группы восьми» (Аквила), 8 обязательств

Аргентина Австралия Бразилия О О 1 5 5 -*■ -1 0,5 -1

Канада 0,5 0,5 1 0,75

Китай -0,5 0

Франция 1 0 0 0,38

Германия 1 0,5 0 0,13

Индия Индонезия -0,5 -0,5 -1 -1

Италия 0 -0,5 -0,5 -0,38

Япония 0,5 0,5 0,5 0,50

Корея Мексика 0 0,5 0 0

Россия 0 0 0,5 0,38

Саудовская Аравия ЮАР Турция - - -р р р 5 5 5 0 0,5 -1

Великобритания 1 1 1 1

США 0,5 0,5 0,5 0,38

ЕС 1 0,5 0 0,25

Средняя оценка 0,15 -0,05 0,33 0,38

Средняя оценка для членов «Группы восьми» 0,61 0,33

Средняя оценка для нечленов «Группы восьми» -0,23 -0,36

-0,5-

0,75

0,375

С

3

о

0,375

О ш

Исполнение странами «Группы восьми» обязательств по содействию развитию, принятых на саммите в Лондоне

Исполнение странами «Группы восьми» 2 обязательств по содействию развитию, принятых на саммите в Аквиле

Исполнение странами «Группы восьми» 8 обязательств, принятых на саммите в Аквиле

Исполнение странами «Группы восьми» обязательств по содействию развитию, принятых на саммите в Питтсбурге

Средний уровень исполнения стран -членов «Группы восьми» обязательств по содействию развитию, принятых на саммите «Группы двадцати» в Лондоне

Средний уровень исполнения странами -членами «Группы восьми» обязательств по содействию развитию, принятых на саммите в Питтсбурге

Средний уровень исполнения странами - членами «Группы восьми» 2 обязательств по содействию развитию, принятых на саммите в Аквиле

Средний уровень исполнения странами - членами «Группы восьми» 8 обязательств, принятых на саммите в Аквиле

Рис. 11. Исполнение странами - членами «Группы восьми» обязательств по содействию международному развитию

Исполнение членами «Группы двадцати» обязательств саммита в Питтсбурге в 2009 г.

Исполнение членами «Группы двадцати», не являющимися членами «Группы восьми», обязательств саммита в Питтсбурге в 2009 г.

Исполнение странами «Группы восьми» обязательств саммита «Группы двадцати» в Питтсбурге в 2009 г.

Исполнение странами - членами «Группы восьми» обязательств саммита в Аквиле в 2009 г.

Средний уровень исполнения членов «Группы двадцати», не являющихся членами «Группы восьми», обязательств саммита в Питтсбурге в 2009 г.

Средний уровень исполнения стран «Группы восьми» обязательств саммита «Группы двадцати» в Питтсбурге в 2009 г.

Средний уровень исполнения стран - членов «Группы восьми» обязательств саммита в Аквиле в 2009 г.

Средний уровень исполнения членов «Группы двадцати» обязательств саммита в Питтсбурге в 2009 г.

Рис. 12. Исполнение странами - членами «Группы восьми» обязательств, принятых на саммите в Аквиле, и исполнение членами «Группы двадцати» обязательств, принятых на саммите в Питтсбурге 2009 г.

Ни один из перечисленных рисков не является фатальным, ситуация содержит множество возможностей по их преодолению. Во-первых, повышение уровня исполнения обязательств «двадцатки» странами, не являющимися членами «Группы восьми», позволяет надеяться, что институт может служить платформой для более глубокого включения этих стран в исполнение всех функций глобального управления. Во-вторых, выполнение «Группой двадцати» принятых обязательств должно быть прозрачным и понятным для сохранения доверия к институту и подтверждения его эффективности. Механизмы подотчетности, создаваемые «восьмеркой», могут быть использованы «двадцаткой». Другой опцией является

независимый внешний мониторинг. В любом случае мониторинг должен повысить способность стран-членов исполнять многочисленные индивидуальные и коллективные обязательства, принимаемые в рамках саммитов. Кроме того, он должен способствовать «разделению труда» между «восьмеркой» и «двадцаткой». В-третьих, разделение труда, при координации двух институтов, позволит сделать их повестки более сжатыми и сфокусированными на определенных проблемах, а обязательства - более исполняемыми. В совокупности эти меры обеспечат повышение вклада обоих институтов в формирование глобального общественного блага, решение коллективных проблем и задач своих стран.

Приложение 1

Обязательства, принятые на саммите «Группы восьми» в Аквиле, отобранные для проведения мониторинга их исполнения членами «Группы восьми» Обязательства, принятые на саммите «Группы двадцати» в Питтсбурге, отобранные для проведения мониторинга их исполнения членами «Группы двадцати»

1. Мировая экономика: реформа финансовой системы и регулирования [21] Мы обязуемся проводить активную работу, необходимую для обеспечения глобальной финансовой стабильности и равных международных условий, в том числе в отношении компенсационных структур, определения капитала и соответствующих стимулов управления рисками секью-ритизации, стандартов отчетности и пруденциальных стандартов, регулирования и надзора за системно значимыми хеджевыми фондами, стандартизации и устойчивости рынков внебиржевых деривативов, создания центральных клиринговых контрагентов для этих продуктов, а также регулирования и транспарентности кредитных рейтинговых агентств 1. Реформа финансовой системы и регулирования 9 - Мы преисполнены решимости предпринимать совместные действия с целью повышения стандартов капитала, применения надежных международных стандартов в области выплаты вознаграждения, призванных положить конец практике, которая привела к принятию чрезмерных рисков, а также улучшения рынка внебиржевых производных ценных бумаг и создания более эффективных инструментов для возложения ответственности на крупные международные компании за принимаемые ими риски

2. Коррупция [24] Мы призываем все страны ратифицировать Конвенцию ООН против коррупции (КООНПК) и осуществлять активную и согласованную последующую деятельность по итогам Балийской конференции, обеспечивая эффективное осуществление КООНПК, в том числе разработку эффективного, транспарентного и инклюзивного механизма обзора 2. Коррупция 98 - Мы призываем к присоединению и обеспечению соблюдения законодательных актов по борьбе с транснациональным подкупом, например, Конвенции ОЭСР по борьбе с подкупом, и предлагаем странам «Группы двадцати» ратифицировать Конвенцию ООН против коррупции (КПК), а также учредить во время третьей Конференции сторон в Дохе эффективный, транспарентный и всеохватывающий механизм обзора ее осуществления

3. Торговля [37] Мы будем воздерживаться от создания новых барьеров для инвестиций и торговли товарами и услугами, введения новых экспортных ограничений и осуществления непоследовательных мер по стимулированию экспорта, утвержденных Всемирной торговой организацией (ВТО) 3. Борьба с протекционизмом 107 - Мы будем добиваться того, чтобы рынки оставались открытыми и свободными, и подтверждаем обязательства, взятые в Вашингтоне и Лондоне, а именно воздерживаться от укрепления существующих или создания новых барьеров на пути инвестиций или торговли товарами и услугами, введения новых ограничений в отношении экспорта или осуществления предусмотренных Всемирной торговой организацией (ВТО) непоследовательных мер по стимулированию экспорта, а также обязуемся исправлять ситуацию в случае принятия таких мер

4. Прямые иностранные инвестиции [40] Мы будем стремиться обратить вспять недавно наметившуюся тенденцию к сокращению ПИИ за счет создания открытого и благоприятного климата для иностранных инвестиций, особенно в странах с формирующейся экономикой и развивающихся странах 4. Выравнивание платежного баланса и развитие свободной торговли и инвестиций 117 - [мы будем] способствовать обеспечению более сбалансированного текущего платежного баланса и оказывать поддержку открытой торговле и инвестициям для повышения уровня общемирового благосостояния и устойчивости темпов роста, при этом активно отвергая протекционистские меры

5. Изменение климата: развитие технологий и исследования [64] Признавая важность научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в Тояко мы приняли обязательство увеличить инвестиции в фундаментальные и прикладные исследования и разработки в области чистых технологий 5. Экологически чистые технологии: развитие и исследование 84 - [Мы обязуемся] принимать меры по оказанию содействия распространению или передаче экологически чистых энергетических технологий, в том числе путем проведения совместных исследований и наращивания потенциала

6. Изменение климата: финансирование [66] [В целях активизации согласованных усилий в сфере технологий и финансирования мы] призываем к разработке и применению эффективных финансовых механизмов поддержания климатического режима после 2012 г.

7. Изменение климата: обезлесение и деградация лесов [73] Мы будем поддерживать развитие стимулов, особенно для развивающихся стран, к уменьшению выбросов путем действий, направленных на уменьшение обезлесения и деградации лесов

8. Биоразнообразие [81] [Признавая непреходящую ценность биоразнообразия и его существенный вклад в экономическое и социальное благополучие, а также фундаментальную роль экосистем-ных услуг в уменьшении бедности и достижении Целей развития тысячелетия (ЦРТ) ООН, сформулированных в Декларации тысячелетия, мы] будем активизировать наши усилия по достижению цели 2010 г. в области биоразнообразия, с тем чтобы значительно сократить существующие темпы утраты биоразнообразия на глобальном, региональном и национальном уровнях

9. Энергоэффективность [87] Мы обязуемся разрабатывать и осуществлять эффективную политику повышения энергоэффективности во всех основных секторах наших экономик и активно поощрять применение потребителями методов сохранения и обеспечения энергоэффективности

10. Энергетика: распространение чистых технологий [91] Мы будем совершенствовать механизмы политики и регулирования с целью резкого увеличения объема инвестиций в возобновляемые источники энергии и содействовать их освоению и распространению, в том числе в странах с формирующейся рыночной экономикой и развивающихся странах

11. Изменение климата: улавливание и хранение углерода [98] Мы будем ускорять темпы разработки политики, регулирующих механизмов и систем стимулирования с акцентом на разработку и освоение технологии улавливания и хранения углерода

12. Африка: официальная помощь развитию [115] В частности, несмотря на весьма значительное влияние кризиса на экономику наших стран, мы вновь подчеркиваем необходимость выполнения наших обязательств по увеличению объемов помощи, принятых в Глениглсе и подтвержденных в Хайлигендамме и Тояко. В случае Африки это предусматривает ежегодное увеличение нами вместе с другими донорами объема ОПР на 25 млрд долл. США к 2010 г. по сравнению с 2004 г. 6. Содействие международному развитию 88 - Мы вновь подтверждаем нашу историческую приверженность осуществлению целей в области развития, обозначенных в Декларации тысячелетия, и взятых на себя соответствующих обязательств по оказанию официальной помощи в целях развития, включая обязательства по оказанию помощи в интересах торговли, облегчение долгового бремени, а также обязательства, взятые в Глениглсе, в особенности перед странами Африки к югу от Сахары, на период до 2010 г. и в дальнейшем

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Эффективность внешней помощи: Аккрская программа действий [119] В условиях финансового кризиса еще большее значение приобретает повышение эффективности нашей помощи. Мы твердо привержены делу осуществления Парижской декларации и Аккрской программы действий (АПД) и обеспечения эффективного развития 7. Эффективность внешней помощи: Парижская декларация по повышению эффективности внешней помощи и Аккрская программа действий 97 - Мы отмечаем принципы Парижской декларации по повышению эффективности внешней помощи и Аккрской программы действий и будем добиваться повышения к 2010 г. транспарентности международных потоков помощи

14. Вода и санитария [146] В отношении Азиатско-Тихоокеанского региона мы продолжим осуществление Эвианского плана действий, уделяя особое внимание комплексному управлению водными ресурсами и работе по таким ключевым региональным вопросами, как адаптация к изменению климата и управление трансграничными речными бассейнами

15. Здравоохранение: системы здравоохранения [147] Мы подтверждаем нашу готовность заняться решением проблемы дефицита медицинских кадров в развивающихся странах, особенно в Африке, и мы принимаем к сведению Кампальскую декларацию 2008 г. и Повестку дня для глобальных действий, принятые Глобальным альянсом работников здравоохранения

16. Здравоохранение: детская смертность [151] Мы намерены наращивать усилия по снижению уровней детской смертности, в том числе за счет более активной поддержки кампаний по иммунизации и распространению питательных микроэлементов, а также по улучшению охраны материнства, в том числе путем предоставления помощи и услуг по охране сексуального и репродуктивного здоровья, а также услуг по добровольному планированию семьи

17. Образование [157] Мы, совместно с другими донорами, выступаем за единый подход, мобилизуя ресурсы на двусторонней и многосторонней основе в предсказуемом объеме с тем, чтобы восполнить нехватку финансов, которая, по оценке Инициативы по ускоренному достижению целей, в последующие 1,5 года составит 1,2 млрд долл. США, и ликвидировать разрыв в образовательных данных, политике и возможностях, чтобы ускорить деятельность по «Образованию для всех»

18. Африка: поддержание мира [161] [Мы будем укреплять программы «Группы восьми» путем принятия мер, направленных на] оказание помощи, в том числе финансовой, операциям по поддержанию мира, проводимым африканскими странами, и обеспечение гибкого и предсказуемого финансирования

19. Эффективное управление [167] Напоминая об Окинавской хартии глобального информационного общества и Генуэзском плане действий «Группы восьми» по устранению цифрового разрыва, мы поддерживаем дальнейшие инициативы по сужению цифровой пропасти с целью содействия организационному строительству, модернизации государственных служб и укрепления законодательных и демократических процессов

20. Преступность: пиратство и морская безопасность [183] Мы готовы вносить свой вклад путем сотрудничества с международными партнерами и двусторонними координационными программами в достижение целей, определенных Контактной группой по проблеме пиратства у побережья Сомали и другими соответствующими многосторонними усилиями, в том числе по линии Джибутий-ского кодекса поведения под эгидой Международной морской организации и Международной контактной группы по Сомали

21. Региональная безопасность: Афганистан и Пакистан [186] Мы подтверждаем нашу решимость содействовать стабильности и развитию в обеих странах и во всем регионе, в том числе путем укрепления их способности противодействовать терроризму, незаконной торговле и преступности

22. Терроризм [202] Мы активизируем наши усилия в борьбе с максимально широким кругом угроз, в частности, с химическим, биологическим, радиологическим и ядерным терроризмом и нападениями на объекты критической инфраструктуры (включая критическую информационную инфраструктуру), чувствительные объекты и транспортные системы

23. Глобальная повестка дня: Реформа международных финансовых институтов [203] Мы полностью поддерживаем скорейшее выполнение решений вашингтонского и лондонского саммитов, включая решения по укреплению финансового регулирования и реформированию международных финансовых институтов, а также обязуемся предоставить для этих целей адекватные ресурсы Реформа международных финансовых институтов 13 - Мы обязуемся перераспределить квоты МВФ в пользу динамично формирующихся рынков и развивающихся стран, передав не менее 5% квот от перепредставленных стран недопредставленным, используя в качестве стартовой основы существующую формулу расчета квот. 68 - Мы подтверждаем нашу приверженность обеспечению того, чтобы многосторонние банки развития и их фонды льготного кредитования, особенно Агентство международного развития (АМР) и Африканский фонд развития, финансировались соответствующим образом

24. Продовольствие и сельское хозяйство [246] Мы преисполнены решимости увеличивать инвестиции в кратко-, средне- и долгосрочное развитие сельского хозяйства, напрямую учитывающее интересы беднейших слоев населения, обеспечивающее максимально эффективное использование международных учреждений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.