Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
564
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА / JIRA / YOUTRACK / AZURE DEVOPS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Короходкин Д.В., Гагарина С.Н.

В статье рассмотрены основные причины необходимости использования информационной системы менеджмента в организации. Проведен сравнительный анализ трех информационных систем: Jira, YouTrack и Azure DevOps. Сравнение проводилось по трем критериям: ценообразование, основной функционал, отчетность. Результаты сравнения дают возможность определить необходимые характеристики информационной системы менеджмента для потребностей и с учетом особенностей каждой компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Короходкин Д.В., Гагарина С.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF MANAGEMENT INFORMATION SYSTEMS

The article discusses the main reasons for the need to use an information management system in an organization. A comparative analysis of three information systems was carried out: Jira, YouTrack and Azure DevOps. The comparison was carried out according to three criteria: pricing, basic functionality, reporting. The results of the comparison make it possible to determine the necessary characteristics of the management information system for the needs and taking into account the characteristics of each company.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА»

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА

Д.В. Короходкин, магистрант С.Н. Гагарина, канд. экон. наук

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOI:10.24412/2411-0450-2021-10-1-174-177

Аннотация. В статье рассмотрены основные причины необходимости использования информационной системы менеджмента в организации. Проведен сравнительный анализ трех информационных систем: Jira, YouTrack и Azure DevOps. Сравнение проводилось по трем критериям: ценообразование, основной функционал, отчетность. Результаты сравнения дают возможность определить необходимые характеристики информационной системы менеджмента для потребностей и с учетом особенностей каждой компании.

Ключевые слова: сравнительный анализ, информационные системы менеджмента, Jira, YouTrack, Azure DevOps.

Мир динамичен, и на данный момент в нём происходит четвёртая промышленная революция, переводящая на совершенно новый уровень работу с информацией. Менеджеру приходится принимать решения на основе имеющейся у него информации, которая должна отвечать следующим требованиям: релевантность, полнота, надежность, достоверность и актуальность [1]. Так как внешняя среда компании никогда не будет предоставлять полные сведения и данные об её состоянии на текущий момент времени, то менеджменту необходимо осознавать и контролировать потоки информации внутри компании. Для обеспечения сбора, её обработки и формирования существует большое количество информационных систем менеджмента (ИСМ), в которые входят программное и аппаратное обеспечение, а также человеческие ресурсы. На данный момент процессы в компаниях, необходимые для слаженной работы, автоматизируются, что позволяет непрерывно собирать и анализировать информацию о них. Данное направление преобразований в компании называется «цифровой трансформацией» и является одним из аспектов четвертой промышленной революции. Под этим подразумевается не только внедрение всех возможных цифровых технологий, а также изменение самого принципа работы компаний, подхода к организации бизнес-моделей. Меняются способы поисков кли-

ентов и рынков сбыта. Благодаря ИСМ, менеджерам не приходится собирать информацию о работе компании, она автоматически генерируется в удобном формате, что позволяет принимать более качественные управленческие решения. В этой связи этого необходимо максимально тщательно подбирать подходящий продукт под направленность и структуру управления организации. В рамках данного исследования проведен анализ существующих ИСМ. Необходимо понять, какие функции берет на себя данное программное обеспечение, какую информацию собирает и предоставляет менеджеру для принятия управленческих решений, а также выявить основные преимущества и недостатки. Для анализа ИСМ были выбраны следующие сервисы: Jira, YouTrack, Azure Devops.

В своих исследованиях многие российские и зарубежные авторы рассматривают проблему использования ИСМ. Так, авторы статьи [2] описывают и анализируют четвёртую индустриальную революцию и роль облачных технологий в ней. Большинство ИСМ, используемых в компаниях, основаны на облачных технологиях, в том числе и Jira, так как она обеспечивает сбор и обработку информации со всех частей компании в режиме реального времени, даже если подразделения находятся на удалении друг от друга. Это позволяет оперативно реагировать на изменяющиеся внешние и внутренние факторы. Также это

открывает возможность организовывать компании без головного офиса. Такие компании нанимают и могут нанимать сотрудников без ограничений на место жительства, и исключить из затрат компании аренду офиса и сопутствующие расходы, помощь в переезде сотрудникам. Все управленческие решения и коммуникация с сотрудниками происходят через облачные сервисы. Авторы статьи [3] взяли методику гибкого управления и проверили, как Jira помогает в организации работы компании. Многие современные ИСМ используют данные методологии как основные для построения процессов работы в компании. Это обусловливается несколькими причинами: популярность, их используют по всему миру от малых компаний до огромных корпораций; доказанная эффективность; готовые паттерны легко поддающиеся автоматизации и цифрови-зации.

Jira Software, продукт компании Atlassian, был запущен в 2002 году и позиционировался на рынке как командный инструмент для отслеживания прогресса выполнения задач и управления проектами. С момента выхода на рынок более 65 000 компаний со всего мира выбрали именно его [4]. Данное программное средство тесно связано с другими продуктами компании Atlassian, что позволяет решить большинство потребностей клиентов в рамках одного семейства продуктов. Первоначально Jira создавалась с целью отслеживания задач и ошибок, но за 18 лет непрерывных улучшений и обновлений данный продукт превратился в эффективный инструмент управления работой, подходящий для самых разных случаев и адаптирующийся под нужды конкретной компании и проекта.

С каждым днем увеличивается количество команд, разбивающих свой долгий процесс работы на этапы. Jira Software помогает организовать работу над каждым из них с максимальной эффективностью. Пользователи сконцентрированы на одном этапе, так как имеют точное представление об объеме задач, оставшемся времени и о прогрессе в работе своих коллег. Стоит отметить, что для IT-проектов, Jira может помогать в управлении тестированием.

Для этого могут быть интегрированы различные плагины, позволяющие наладить непрерывный процессы разработки. Тестирование является неотъемлемой частью разработки, поэтому крайне важно правильно организовать его процесс для предоставления максимально качественного продукта на рынок. В Jira можно разделить данный процесс на этапы. Так работники, занимающиеся обеспечением контроля качества, могут использовать задачи, поля и процессы для управления и организации ручного и автоматического тестирования. Как показывают результаты исследования, Jira прекрасно подходит для команд, практикующих методики Agile. Так Jira Software предоставляет возможность использовать доски для SCRUM и Kanban. Данные доски составлены с учетом особенностей данных методологий и выполняют роль центра управления проектом. В этой части программы можно распределять задания, настраивать рабочий процесс всего проекта. Также доски делают командную работу открытой и позволяют наглядно видеть состояние каждой рабочей задачи, в рамках конкретного этапа работы. Особую важность для менеджера представляет возможность отслеживания времени на выполнение определенных задач и отчеты о производительности в режиме реального времени. Данный функционал позволяет менеджерам проводить оценку эффективности и принимать качественные управленческие решения на основе актуальной и полной информацией о состоянии проекта.

При этом данный продукт не уникален, поэтому необходимо понять, обладает ли Jira Software значительными преимуществами перед конкурирующими продуктами. С этой целью в таблице проведено сравнение ИТ-сервисов по трём основным разделам: ценообразование, основные возможности и отчеты. Одним из значимых конкурентов в данной среде является продукт YouTrack компании JetBrains - это инструмент управления проектами, который можно адаптировать под направления и процессы компании. Эти два инструмента имеют схожий функционал и занимают значительный объем рынка. Также их конкурентом и важным игроком на ИТ-рынке

является Azure DevOps - продукт компании Microsoft, который полностью сконцентрирован на работе в индустрии разра-

Из проведенного в таблице сравнения видно, что из-за лидирующей позиции Jira по доле рынка, она имеет наибольшую цену. В отличие от конкурентов, данная компания не предоставляет бонусную систему при увеличении штата сотрудников. При этом важно отметить, что продукт, в основном, ориентируется на квалифицированную работу специалистов IT-сектора, и данная цена является несущественной при учете средних заработных плат. Так, на одного специалиста среднего уровня приходится 1,000-3,000$ в месяц, и повышение эффективности работы данных сотрудников позволяет окупить внедрение и поддержание данной системы. У большинства компаний приоритетом является оптимизация человеческих ресурсов и обеспечение максимально комфортных условий работы. По мнению экспертов, оптимизация рабочего процесса одного работника на 1% приводит к экономии 10$ в месяц, а ценовая политика компании позволяет внедрять продукт без нанесения ущерба бюджету организации. Явным преимуществом программного обеспечения Jira является гибкость настройки и возможность расширения возможностей за

ботке ПО и имеет встроенные возможности работы с кодовой базой и тестированием.

счет подключения, покупки и написания плагинов, расширяющих функционал. Существенным недостатком является отсутствие русской локализации. Также стоит отметить слабые возможности отчетности программы Azure DevOps из-за специфичности направленности данного продукта.

Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что все перечисленные информационные продукты представляют собой полезные инструменты для разделения проекта на части, над которыми работают последовательно. Благодаря хорошо разработанному пользовательскому интерфейсу они предлагают командам лёгкий вход в мир управления командами и проектами. Однако наиболее всеобъемлющим, полностью настраиваемым инструментом управления командой и проектами для средней компании, является Jira. При этом, важно отметить, что, создавая качественное программное обеспечение, его разработчики должны думать не только о текущих задачах, об их визуальном оформлении и контроле выполнения, но, в первую очередь, о конечном результате и главной цели проекта.

Таблица. Сравнение информационных систем менеджмента

Jira YouTrack Azure DevOps

Ценообразование

Бесплатный (тестовый период) 30 дней 14 дней -

Бесплатный тариф (бессрочный) До 10 пользователей До 10 пользователей До 5 пользователей

Цена за пользователя в месяц 7 $ 5 $ 6 $

Цена ежегодный оплаты на среднюю компанию с численностью 50 человек 3,500 $ 2,200 $ 2,700 $

Основные возможности системы

Язык системы английский английский, русский английский, русский

Настройка отображения задач Есть Есть -

Scrum-доска Есть Есть Есть

Канбан-доска Есть Есть Есть

Настройка этапов выполнения работ Есть Есть -

Расширение возможностей с помощью плагинов Есть - Есть

Делегирование задач Есть Есть Есть

Тайм-трекер Есть Есть Есть

Системы лояльности Есть - -

Отчеты

Burdown Есть Есть Есть

Диаграмма Ганта Есть Есть -

Трудозатраты Есть Есть -

Библиографический список

1. Гагарин Ю.Е. Прогнозирование показателей деятельности предприятий с учетом неопределенности исходных данных / Ю.Е. Гагарин, С.Н. Гагарина // Вестник университета. - 2019. - № 1. - С. 94-99. - DOI 10.26425/1816-4277-2019-1-94-99.

2. Мошкин И.В., Романов В.А., Хубулова В.В., Губиева З.А. Облачные технологии в контексте проектного менеджмента // Вестник Забайкальского государственного университета. - 2018. - № 7. - С. 90-96.

3. Ильясова Ф.С. Распределение задач в SCRUM с использованием Jira // Информационно-компьютерные технологии в экономике, образовании и социальной сфере. - 2019. - №5 (25). - С. 12-18.

4. Официальная документация по использованию Jira Software // Atlassian. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.atlassian.com/ru/software/jira/guides/use-cases/what-is-jira-used-for (дата обращения: 19.09.2021).

COMPARATIVE ANALYSIS OF MANAGEMENT INFORMATION SYSTEMS

D.V. Korokhodkin, Graduate Student S.N. Gagarina, Candidate of Economic Sciences Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)

Abstract. The article discusses the main reasons for the need to use an information management system in an organization. A comparative analysis of three information systems was carried out: Jira, YouTrack and Azure DevOps. The comparison was carried out according to three criteria: pricing, basic functionality, reporting. The results of the comparison make it possible to determine the necessary characteristics of the management information system for the needs and taking into account the characteristics of each company.

Keywords: comparative analysis, management information systems, Jira, YouTrack, Azure DevOps.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.