ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 159.923.3
А.В. Нефедова
педагог-психолог МБОУ «Приморская СШ»
г. Архангельск, РФ E - mail: [email protected] М.И. Томилова канд. пед. наук, доцент СГМУ г. Архангельск, РФ E - mail: [email protected]
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО И ВЫПУСКНОГО КУРСОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Аннотация
Новое понимание социального заказа на подготовку врача, соответствующего профессиональному стандарту, актуализирует поиск таких форм и методов воспитания и обучения студентов, которые позволяли бы не только формировать клинические умения и навыки, но и развивать их личностные качества. Цель исследования - сравнение индивидуально-типологических особенностей студентов лечебного факультета Северного государственного медицинского университета. Для сбора материала использовался индивидуально-типологический опросник Л.Н. Собчик. Сравнительный анализ индивидуально-типологических особенностей студентов первого и выпускного курса лечебного факультета выявил статистически значимые различия по свойству экстраверсия.
Ключевые слова:
Студент, курс, индивидуально-типологические особенности, медицинский вуз
Профессия врача обладает исключительной значимостью, поскольку направлена на поддержку, сохранение и развитие здоровья, как отдельного человека, так общества в целом [1]. Профессиональное становление врача является достаточно длительным и процессом, который начинается с момента поступления в высшее учебное заведение, а затем продолжается весь период активной профессиональной деятельности врача. Для подготовки врача в настоящее время необходимо не только внедрять новые образовательные технологии и информационные системы, способствующие накоплению теоретических и клинических знаний, умений и навыков для работы на высокотехнологичном уровне, но и учитывать индивидуально-психологические подходы в процессе обучения студентов [2].
Целью проведенного исследования являлось сравнение индивидуально-типологических особенностей студентов лечебного факультета Северного государственного медицинского университета.
Для сбора материала использовался индивидуально-типологический опросник Л.Н. Собчик. Оценка нормальности распределения количественного признака производилась с помощью критерия Шапиро-Уилко. В связи с тем, что признак был распределен ненормально, использовались непараметрические методы - критерий Манна-Уитни (данные представлены в виде медианы и квартирой первого и третьего).
Изучив личностные характеристики студентов лечебного факультета, мы получили следующие данные. Умеренно-выраженными индивидуально-типологическими особенностями студентов 1 курса лечебного факультета являются: агрессивность, ригидность, интроверсия, тревожность и лабильность. При этом ярко выраженными (акцентуированными) особенностями являются: экстраверсия и сензитивность (таблица 1). Акцентуация по экстраверсии может свидетельствовать об общительности студентов и открытости всему новому. Данное свойство может выступать как необходимое при адаптации первокурсников к условиям обучения в вузе.
Ведущими акцентуированными индивидуально- типологическими особенностями личности студентов 6 курса лечебного факультета, определяющими их характер и стиль поведения, являлись -
~ 226 ~
интроверсия, сензитивность и тревожность. Высокий показатель по шкале интроверсия говорит об обращенности студентов в мир субъективных представлений и переживаний, сдержанности и замкнутости. Акцентуация по сензитивности, свидетельствует о высокой чувствительности в отношении различных нюансов влияния окружающей среды, зависимости эмоционального состояния от поведения и эмоционального настроения окружающих. В пределах нормы, как и у студентов 1 курса, выражена спонтанность (таблица1).
Сравнительный анализ индивидуально-типологических особенностей студентов первого и выпускного курса лечебного факультета выявил статистически значимые различия по свойству экстраверсия (таблица 1).
Таблица 1
Индивидуально-типологические особенности студентов первого и выпускного курса лечебного
факультета, Me (Q1-Q3)
№ Индивидуально -типологические особенности Курс Р
Первый Выпускной
1 Экстраверсия 6(4-8) 5(3-7) 0,033
2 Спонтанность 4(3-7) 4(4-7) 0,836
3 Агрессивность 5(4-5) 5(4-6) 0,378
4 Ригидность 5(4-5) 5(4-6) 0,176
5 Интроверсия 5(3-7) 6(4-7) 0,147
6 Сензитивность 6(4-7) 6(4-7) 0,694
7 Тревожность 5(4-6) 6(4-7) 0,169
8 Лабильность 5(4-6) 5(4-6) 0,551
Таким образом, анализ данных позволил выявить ярко выраженные особенности студентов лечебного факультета, так для студентов первого курса таковыми являются: экстраверсия и сензитивность; для студентов выпускного курса: интроверсия, сензитивность и тревожность. Студенты первого курса являются более экстровертированными по сравнению с выпускниками. Список использованной литературы:
1. Зайцева В.М. Индивидуально-психологические особенности личности студентов и мотивы в выборе врачебной специальности: на материале медицинского вуза: автореф. дисс. ... канд. психол. наук.- М., 2004. - 26 с.
2. Эткина Э.И. Психологические аспекты подготовки студентов медицинского вуза // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. № 11 (42). С. 105-106.
© Нефедова А.В., Томилова М.И., 2019
УДК 159.9.072.423
Е.А. Самоделкина
студентка 2 курса СмолГУ, г. Смоленск, РФ E-mail: [email protected] Научный руководитель: Т.В. Богданова канд. филолог. наук, доцент СмолГУ г. Смоленск, РФ E-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТРОННОГО ОБЩЕНИЯ В INSTAGRAM: СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РУССКОЯЗЫЧНОЙ И АНГЛОЯЗЫЧНОЙ АУДИТОРИИ
Аннотация
Актуальность: в современном мире речевое между электронным общением и традиционными
~ 227 ~