XXI РОССИЙСКИЙ ОНКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНГРЕСС
ПОСТЕРЫ
ОНКОУРОЛОГИЯ
полости рта визуализировались при их размерах более 7 мм. УЗД позволяет оценить вовлеченность анатомически важных структур в опухолевый процесс наравне с КТ и МРТ.
Некоторые биомолекулярные критерии в прогнозе папиллярного рака щитовидной железы
И.А. Акимович', А.А. Меружанович', С.Ю. Бахарев2, Д. В. Ракуть2, А. Ф. Лазарев'
Место работы: 'ФГБУ Алтайский филиал «РОНЦ им. Н. Н. Блохина» Минздрава РФ, Барнаул; 2КГБУЗ «Алтайский онкологический диспансер», Барнаул e-mail: Anatolij0'[email protected]
Цель. Определение возможности отбора пациентов с ПРЩЖ на группы прогноза в зависимости от статуса BRAF V600E и экспрессии Ki-67.
Материалы и методы. Исследована операционная ткань ПРЩЖ от 89 пациентов. Мутация p. Val600Glu (V600E) 15 экзона гена BRAF определялась набором BRAF — V600E «Биолинк». ИГХ исследование проводили с антителами Ю-67 (клон MIB1, «DAKO»). Анализ выживаемости оценивали акту-риальным методом Каплана-Мейера, многофакторный анализ проводили по Коксу с определением ряда статистических предикторов для многофакторных и моновариантных систем просчета с уровнем безошибочного суждения 95% для непараметрических систем анализа.
Результаты. Исследование показало, что BRAF V600E не является независимым прогностическим критерием. В связи с отсутствием в нашем исследовании статистически достоверных различий между статусом BRAF V600E и 10-летней выживаемостью, а также наличием статистически достоверной разницы выживаемости по Каплан-Мей-еру в зависимости от индекса Ki-67, было принято решение исследовать выживаемость в зависимости от коэкспрессии Ki-67 и статуса BRAF V600E. Для этого все пациенты были разделены на 4 группы: I группа без мутации и с индексом Ki-67 ниже среднего уровня 6,3%, II группа с отсутствием мутации и Ki-67>6,3%, III группа с наличием мутации и Ki-67 <6,3%; IV группа с мутацией и Ki-67>6,3%. Ведущим параметром прогноза выживаемости в этих группах оказался высокий уровень экспрессии (Ki-67>6,3%). Учитывая этот факт, мы решили объединить II и IV группы и сформировать 3 группы прогноза выживаемости в зависимости от молекулярных характеристик. В I группе прогноза (без мутации и Ki-67<6,3%) 10-летняя выживаемость составила 100%. Во II группе прогноза (с мутацией и Ki-67<6,3%) выживаемость составила 76,4%. Результат исследования выживаемости в группе с Ki-67>6,3% вне зависимости от статуса мутации BRAF V600E составил 36,8% (Log-Rank Test для всех 3-х групп р=0,001).
Заключение. Исследование позволило выделить биомолекулярные прогностические типы ПРЩЖ, связанные с индексом Ki-67 и мутацией BRAF V600E. Группа пациентов с отсутствием мутации и Ki-67<6,3% имеет самый оптимистичный прогноз 10-летней выживаемости, составляющий 100 %. Пациентов с ПРЩЖ, имеющих экспрессию Ki-67<6,3% и наличие мутации, можно отнести к промежуточной группе прогноза с 10-летней выживаемостью, составляющей 76%. Напротив, группа пациентов с Ki-67>6,3 %, вне зависимости от статуса BRAF V600E, имеет крайне неблагоприятный прогноз 10-летней выживаемости, составляющий 37%.
Химиогормонотерапия у больных раком предстательной железы высокого риска прогрессирования. Оценка эффективности адъювантного и неоадъювантного режимов лекарственного лечения
Л. В. Болотина', Б. Я. Алексеев', Н. В. Харченко', К. М. Нюшко', А. А. Пайчадзе', Т. В. Устинова'
Место работы: 'МНИОИ им. П. А. Герцена — филиал ФГБУ «НМИРЦ» МР,
e-mail: [email protected]
Введение. На сегодняшний день взгляд на проблему лечения рака предстательной железы (РПЖ) с наличием метастазов в лимфатических узлах и олигометастазов в костях скелета изменился в сторону применения агрессивного мультимодального подхода с использованием наиболее рациональных комбинаций среди всех имеющихся методов воздействия. Назначение ранней химиогормонотерапии (ХГТ) представляется крайне актуальным направлением и требует дальнейшего исследования. Цель. Оценка переносимости и эффективности ХГТ у больных РПЖ высокого риска прогрессирования заболевания. Материалы и методы. За год наблюдения в исследование включено 30 больных РПЖ высокого риска прогрессирования (Т3а^,Т3а^М1) в возрасте 47—72 лет. На старте всем больным выполнялись КТ органов грудной и брюшной полостей, МРТ малого таза, определялся уровень ПСА. Адъювантная (АХГТ) (n=17) и неоадъювантная (НАХГТ) (n=13) ХГТ проводилась каждые 3 нед. в режиме: доцетаксел 75 мг/м2 в/в в 1 день 21-дневного цикла на фоне преднизолона 10 мг/сутки. Гормональная терапия включала аЛГРГ. Длительность лечения составила 6 мес. с контрольным обследованием после 3 и 6 циклов. Всего проведено 137 курсов ХГТ. Восемнадцать пациентов на момент наблюдения завершили весь объем лекарственного лечения. Четырем пациентам группы НАХГТ проведено хир. лечение в объеме радикальной простатэктомии с расширенной тазовой лимфаденэктомией. При плановом морфологическом исследовании — лечебный патоморфоз 2 степени. За год наблюдения прогрессирование выявлено у одного пациента в срок 10 месяцев с момента комбинированного лечения (метастазы в кости). У семи пациентов группы АХГТ через 1 месяц после операции уровень ПСА составил >0,2 нг/мл. Результаты. Основными проявлениями токсичности явились гематологическая (n=6) и гастроинтестинальная (диарея (n=3), стоматит (n=4)), но они не превышали степень I—II. С целью профилактики развития клинически значимых проявлений 1 /2 больных получали КСФ уже с 3-го дня лечебного цикла. У двух пациентов была отмечена фебрильная нейтро-пения, потребовавшая редукции дозы цитостатика на 20%. Относительно удовлетворительная переносимость и приемлемый уровень качества жизни позволили подавляющему числу больных проводить лечение в амбулаторных условиях. Выводы. Небольшое число наблюдений, а также период наблюдения (12 мес.) позволяют сделать только предварительное заключение о практическом применении АХГТ и НАХГТ как перспективном направлении в лечении РПЖ высокого риска прогрессирования.
Сравнительный анализ функциональных и онкологических результатов лапароскопической и экстраперитонеоскопической радикальной простатэктомии
П. В. Глыбочко', Ю. Г. Аляев', Е. В. Шпоть', Д. В. Чиненов', Я. Н. Чернов', М. В. Юрова'
Злокачественные опухоли
www.malignanttumours.org
Том / Vol. 7 № 3 S 1 /2017
Malignant Tumours
www.malignanttumours.org
XXI РОССИЙСКИЙ ОНКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНГРЕСС
ПОСТЕРЫ
ОНКОУРОЛОГИЯ
Место работы: ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И. М. Сеченова (Сеченовский Университет) e-mail: [email protected]
Введение. «Золотым стандартом» хирургического лечения локализованного рака предстательной железы является радикальная простатэктомия.
Цель. Сравнение функциональных и онкологических результатов проведения лапароскопической (ЛРПЭ) и экстрапери-тонеоскопической (ЭРПЭ) радикальной простатэктомии. Материалы и методы. Объектом исследования являлись пациенты клиники урологии УКБ № 2 Сеченовского Университета. Общий размер выборки составил 119 человек (54 — ЛРПЭ, 65 — ЭРПЭ). Группы характеризуются следующими параметрами: средний возраст (63,2 и 65,1 года соответственно), прохождение неоадъювантной (11,1% и 6,2%) и адъювантной (5,6% и 1,5%) терапии, выполнение лим-фаденэктомии (31,5% и 21,5%) и нервосбережение (46,3% и 36,9%). Внутригрупповое деление выполнено исходя из суммы баллов по Глисону — степень злокачественности опухоли до 7 баллов и от 7 баллов включительно. Оценка причин недержания мочи после операции проводилась с использованием pad- и дрип-тестов, состояние эректиль-ной функции — по Международному индексу эректильной функции (МИЭФ-5), для выявления рецидивов в качестве пограничного использовался уровень ПСА > 0,2 нг/мл. Все статистические расчеты выполнялись с помощью языка статистического программирования R версии v3.2.0 Результаты. ЭРПЭ статистически значимо отличается в 1,4 раза меньшими временными затратами на выполнение операции, чем ЛРПЭ (160,5 (45,1) мин против 217,9 (58,5) мин (p<0,01)). Средний объем кровопотери во время выполнения ЛРПЭ или ЭРПЭ одинаков (250 (200;500) мл против 300 (200;600) мл), (p>0,05)), что отображает оператор-зависимость данного параметра. Удержание мочи сохраняется у большинства больных после проведения ЛРПЭ или ЭРПЭ (в группе ЛРПЭ: после удаления катетера — у 63,1% больных (41 чел.), в случае выполнения нейросберегающей ЛРПЭ — у 54,2% больных (13 чел.); в группе ЭРПЭ: после удаления катетера — у 66,7% больных (36 чел.), при нейросберегающей тактике — в 76% случаев (19 чел.)). Применение нейросбере-гающей техники при ЛРПЭ и при ЭРПЭ не привело к достоверному улучшению функциональных результатов (p>0,05). Выводы. Выбор методики РПЭ при лечении локализованного РПЖ не должен зависеть от стадии опухоли по Глисону до операции. Эректильная функция сохраняется примерно у каждого десятого больного после выполнения ЛРПЭ или ЭРПЭ. В возрасте 70 лет и старше методикой выбора является ЭРПЭ, при которой континенция мочи лучше, чем при ЛРПЭ. Полученные данные сопоставимы с результатами лечения РПЖ в мировой практике.
Оптимизация динамического наблюдения у больных неинвазивным раком мочевого пузыря после комбинированного лечения
А. В. Мазаев2, Э. В. Семенов2, Е. В. Слепов2, Р. А. Зуков2 Место работы: ФГБОУ ВО КрасГМУ им. проф. В. Ф. Вой-но-Ясенецкого Минздрава России, г. Красноярск; 2КГБУЗ «Красноярский краевой клинический онкологический диспансер имени А. И. Крыжановского», г. Красноярск e-mail: [email protected]
Цель. Оптимизировать алгоритм динамического наблюдения у больных неинвазивным раком мочевого пузыря (НРМП)
после комбинированного лечения с учетом клинико-морфо-логических параметров и показателей митотического цикла клеток осадка мочи.
Материалы и методы. В исследование включено 162 пациента с НРМП (Та, Tis, T1), получавших лечение на базе КГБУЗ «КККОД им. А. И. Крыжановского». После проведения трансуретральной резекции (ТУР) всем больным проводилась внутрипузырная химиотерапия митомицином 40 мг внутрипузырно, 1 раз в неделю, 6—8 недель. Наблюдение за пациентами после окончания комбинированного лечения осуществлялось в течение трех лет. На основании результатов динамического наблюдения больные НРМП были разделены на 2 группы: 1 группа — с рецидивом заболевания (n=113); 2 группа — без рецидива (n=49). Всем пациентам до проведения оперативного лечения забиралась порция мочи в объеме 100 мл через 3 часа после утреннего мочеиспускания. Определялись параметры митотического цикла на клетках осадка мочи, включающие в себя количество клеток в синтетическую, пресинтетическую, постсинтетическую фазы клеточного цикла и фазу покоя. В качестве кли-нико-морфологических факторов рассматривались возраст, пол, место жительства, профессиональная деятельность; наличие или отсутствие гематурии и симптомов нижних мочевых путей; размер опухоли, степень дифференцировки, их количество, мультицентричный рост и др. Статистическую обработку полученных данных осуществляли с помощью пакета прикладных программ «Statistica 7.0» (StatSoft, Inc., США).
Результаты и обсуждение. Поведен регрессионный математический анализ зависимости характера течения НРМП от клинико-морфологических показателей и параметров митотического цикла на клетках осадка мочи. Выявлены стати -стически значимые предикторы рецидива заболевания: наличие гематурии, мультицентричный рост опухоли, повышение клеток осадка мочи в синтетической фазе и снижение количества в фазе покоя. На основании полученных данных была разработана математическая модель определения вероятности рецидива НРМП после проведенного комбинированного лечения, использующая в качестве показателей клинико-мор-фологические данные и параметры митотического цикла с чувствительностью 69,4%, специфичностью 91,2%, общая диагностическая точность 84,5%. С использованием математической модели предложен алгоритм наблюдения за пациентами с НРМП после проведенного комбинированного лечения. Все пациенты по результатам моделирования разделились на две группы: с низким и высоким риском развития рецидива заболевания. У пациентов группы высокого риска рекомендовано выполнение повторной ТУР (second look) через 2—6 недель и контрольный осмотр через 3 месяца для проведения цистоскопии и исследования клеточного осадка мочи. У больных НРМП с низким риском развития рецидива предложено выполнение цистоскопии и определения показателей клеточного осадка мочи через три месяца после проведения комбинированного лечения. В последующем проведение цистоскопии и исследование клеточного осадка рекомендуется в данной группе через 6 месяцев в отличие от пациентов с высоким риском. Выводы. Разработанная модель позволяет стратифицировать пациентов после окончания комбинированного лечения по поводу НРМП на группы высокого и низкого риска развития рецидива заболевания, что позволяет оптимизировать тактику динамического наблюдения у данной категории больных.
Злокачественные опухоли
www.malignanttumours.org
Том / Vol. 7 № 3 S 1 /2017
Malignant Tumours
www.malignanttumours.org