Научная статья на тему 'Сравнительный анализ функциональной асимметрии мозга мальчиков 13-16 лет разных типов школ'

Сравнительный анализ функциональной асимметрии мозга мальчиков 13-16 лет разных типов школ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
141
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА / interhemispheric correlation / kinesthetic asymmetry / hearing deprivation

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Акулина М.В.

Статья отражает некоторые экспериментальные данные по теме диссертационного исследования и результаты обработки литературных источников, посвященные исследованию ФМА детей, депривированных по слуху, и школьников обычной общеобразовательной школы. Мальчики 13— 16 лет, депривированные по слуху, являются большей частью правополушарными в отличие от мальчиков общеобразовательной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF ENCEPHALIC ASYMMETRY OF THIRTEEN-SIXTEEN-YEAR-OLD BOYS IN DIFFERENT TYPES OF SCHOOLS

This article reflects some experimental results on the main issue of the dissertation research and the results of processing literary sources devoted to the investigation of encephalic asymmetry of children, deprivated of hearing and pupils in secondary schools. Thirteen-sixteen-year-old boys, deprivated of hearing are mostly right-handed hemisphered unlike boys in secondary schools.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ функциональной асимметрии мозга мальчиков 13-16 лет разных типов школ»

EPIDEMIOLOGICAL ASPECTS OF ENDOCRINE DISEASES IN THE REPUBLIC OF NORTHERN OSETIYAN—ALANIA

Z.R. Alikova, I.T. Gabisova, I.A. Djioeva, Z.A. Badoeva

The departmtnt of public health and Health Service of the North Osetiyan State Medical Academy Pushkinskaya str., 40, Vladikavkaz, RNO—Alania, 362019

Tendencies of endocrine diseases prevalence in RNO—Alania confirm a high urgency of endocrine pathologies. Special value the problem of significant prevalence of a diabetes mellitus and gets it medico-social importance for all population contingents acquires special value, which requires carrying out corresponding organizational and medical-preventive measures.

Endocrine pathology takes one of the places in the structure of general morbidity and points on high level of proof disability, physical inability and mortality rate of the population of Russia. Indices of endocrine pathologies morbidity in Russian Federation tend to growth. Only from 4436,3 up to 4803,7 per 100.000 of population.

Keywords: morbidity, prevalence, diabetes, indices, inability.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ МОЗГА МАЛЬЧИКОВ 13-16 ЛЕТ РАЗНЫХ ТИПОВ ШКОЛ

М.В. Акулина

Кафедра анатомии, физиологии и гигиены человека Естественно-географический факультет

РГУ имени С.А.Есенина ул. Свободы, 46, Рязань, Россия, 390000

Статья отражает некоторые экспериментальные данные по теме диссертационного исследования и результаты обработки литературных источников, посвященные исследованию ФМА детей, депривированных по слуху, и школьников обычной общеобразовательной школы. Мальчики 13— 16 лет, депривированные по слуху, являются большей частью правополушарными в отличие от мальчиков общеобразовательной школы.

Функциональная асимметрия мозга (ФАМ) — одна из принципиальных особенностей работы головного мозга человека и является одним из важных механизмов приспособления человека к постоянно меняющимся условиям внешней среды.

Проблема межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия — одна из наиболее актуальных в современной науке о мозге [4, 7].

ФАМ — динамичный признак. Она изменяется в процессе онтогенеза, под влиянием различных воздействий — обучения, стрессорных факторов и других факторов внешней и внутренней среды [9], в том числе при изменении климато-географических условий. У детей функциональная асимметрия полушарий складывается в процессе формирования и созревания нейрофизиологических механизмов коры больших полушарий, подкорковых структур и их взаимодействия с другими отделами центральной нервной системы. Это признак, имеющий всегда конкретное выражение у каждого человека. Конкретика межполушарной асимметрии проявляется в виде латерализации функций — моторных, сенсорных.

Как показывают многочисленные исследования последних десятилетий [2, 6, 8], посвященные функциональной специализаций полушарий головного мозга, полный анализ и синтез всей приходящей информации, принятие решений осуществляются при участии в том числе взаимодействия полушарий переднего мозга. Любое нарушение или изменение этого взаимодействия (вследствие ли дефекта функций одного из полушарий или связей между ними) приводит к выраженному дефекту различных сторон познавательной деятельности, внимания, памяти, понимания речи и осуществления речевой деятельности, к изменениям тонкой моторики и пространственного воображения, адекватного анализа слуховой и зрительной информации.

Функциональная асимметрия больших полушарий мозга в работе органов чувств определяется как сенсорная асимметрия. У человека удается обнаружить ведущий глаз и ведущее ухо, ведущую половину носа и языка [5].

Целью исследования явилось изучение особенностей ФАМ у мальчиков 13—16 лет, депривированных по слуху, и мальчиков общеобразовательной школы, сравнение и анализ этих особенностей.

Для изучения ФАМ использованы стандартные методики [1]. При оценке ФАМ определяли моторную асимметрию (по предпочтению руки и ноги) и сенсорную асимметрию (по предпочтению глаза). По понятным причинам определение ведущего уха не проводилось.

Все обследование проходило с учетом особенностей детей, депривированных по слуху. Тестирование осуществлялось с использованием дактиля и жес-товой речи.

Обработка количественных показателей осуществлялась с помощью методов вариационной статистики, рекомендованной для медико-биологических экспериментов [3].

Исследование проведено в 2006—2008 гг. Обследовано 55 школьников-подростков 13—16 летнего возраста школы-интерната № 18 для глухих и слабослышащих детей (25 человек) и общеобразовательной школы № 48 (30 человек).

Из диаграммы видно следующее (рис.):

1. Количество мальчиков в спецшколе для глухих и слабослышащих детей с доминированием левого полушария достоверно меньше, чем с доминированием правого полушария (р < 0,001).

2. Количество мальчиков в общеобразовательной школе с доминированием левого полушария достоверно больше, чем с доминированием правого полушария (р < 0,001).

3. Среди мальчиков преобладает неполное доминирование правого и левого полушарий как в общеобразовательной школе, так и в спецшколе для глухих и слабослышащих детей (р < 0,01).

4. Количество мальчиков с полным и неполным доминированием правого полушария в общеобразовательной школе достоверно меньше, чем в школе-интернате для глухих и слабослышащих детей (р < 0,01).

5. Количество мальчиков с полным и неполным доминированием левого полушария в общеобразовательной школе достоверно больше, чем в школе-интернате для глухих и слабослышащих детей (р < 0,01).

6. Мальчиков с полным левополушарным и правополушарным доминированием меньше, чем с неполным доминированием (р < 0,01).

Рис. Особенности ФАМ мальчиков 13—16 лет разных типов школ:

ЛПП — полное доминирование левого полушария, ЛПН — неполное доминирование левого полушария, ППП — полное доминирование правого полушария, ППН — неполное доминирование правого полушария

Таким образом, выявлены различия в особенностях ФАМ школьников-подростков 13—16 лет разных типов школ. Учащиеся общеобразовательной школы большей частью левополушарные, тогда как мальчики 13—16 лет школы-интерната для глухих и слабослышащих детей в основном правополушарные. Это позволяет предположить, что депривация в сензитивный период развития связана с нарушениями формирования анализирующей системы мозга, межнейронных связей в первичных рецепторных полях. Сенсорный дефицит не только приводит к искажению картины окружающего мира, но и, по-видимому, меняет системную организацию мозга [7].

При дефекте слухового анализатора страдают, в первую очередь, речевые зоны левого полушария [6]. На ранних этапах онтогенеза нарушается адекват-

ное формирование мозговых структур, связанных с речевой функцией, не получающих никакой речевой информации или получающих искаженную звуковую информацию. Нарушение речевого развития в этом случае обусловливает и специфические изменения абстрактно-логического мышления, характеризующего функции левого полушария [7].

Даже частичная потеря слуха, тугоухость, приводят, в первую очередь, к значительным нарушениям развития речи в детском возрасте. Чем раньше возникают нарушения слуха, тем больше страдает развитие речи.

Особенности функциональной организации левого полушария при ранней слуховой депривации по-видимому связаны со своеобразием речевого развития глухих, и прежде всего с преобладанием в их языке знаковых и конкретных структур по сравнению с фонематическими и абстрактными. Это приводит к тому, что специфические функции левого полушария в речевых процессах не реализуются, и в связи с этим в онтогенезе не формируются нейрофизиологические системы, обеспечивающие эти функции [7]. При потенциальной сохранности и пластичности структур левого полушария у глухих в соответствии с особенностями их речевого опыта складываются такие функциональные системы, которые в норме, при сохранном слухе, развиваются в правом полушарии. Оба полушария становятся функционально однородными при реализации вербальной деятельности.

Условия речевого развития оказывают существенное влияние на формирование нейрофизиологических процессов, лежащих в основе функциональной специализации полушарий [7].

Таким образом, речь идет о неиспользованных резервах в развитии и обучении учащихся, поскольку современная школа предъявляет максимум требований только к вербальным способностям, обеспечивая именно их развитие. А учащиеся с развитыми невербальными способностями оказываются в невыгодном положении [6].

Воспитание, обучение, профессиональная подготовка и социализация глухих и слабослышащих детей представляют собой серьезную проблему для семьи, школы и общества в целом. Однако конкретные подходы к решению различных аспектов проблемы теснейшим образом связаны с возможно точными данными физиологических исследований характерных особенностей этой категории детей. Особое значение в этом отношении на наш взгляд имеют физиологические и психофизиологические исследования глухих и слабослышащих детей.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. — М.: Медицина, 1988.

[2] Городенский Н.Г. Динамика межполушарных отношений и мотивация целенаправленного поведения у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дисс. канд. биол. наук. — М., 2005.

[3] Лакин Г.Ф. Биометрия. Учебное пособие для университетов и педагогических институтов. — М.: Высшая школа, 1973.

[4] Николаева Е.И. Психофизиология. — М., 2003.

[5] Сергеев Б.Ф. Асимметрия мозга. — Л.: Наука, 1981.

[6] XVIII съезд физиологического общества им. И.П. Павлова: Тезисы докладов. Казань. — М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001.

АбдуллинаД.У. Смертность населения республики Башкортостан.

[7] Фишман М.Н. Функциональное состояние головного мозга детей с нарушением слуха и трудностями формирования речевого общения (Текст). — М.: Экзамен, 2004.

[8] Фокин В.Ф., Пономарева Н.В., Городенский Н.Г. и др. Функциональная межполушарная асимметрия и межполушарные отношения // Труды научного совета по экспериментальной и прикладной физиологии. Том 12 «Системный подход в физиологии». — 2004.

[9] Фокин В. Ф. Динамические характеристики функциональной межполушарной асимметрии (Текст) / В.Ф. Фокин, Н.В. Пономарева. Функциональная межполушарная асимметрия; под ред. Н.Н. Боголеповой, В.Ф. Фокина. — М.: Научный мир, 2004.

COMPARATIVE ANALYSIS OF ENCEPHALIC ASYMMETRY OF THIRTEEN-SIXTEEN-YEAR-OLD BOYS IN DIFFERENT TYPES OF SCHOOLS

M.V. Akulina

The Chair of Anatomy, Physiology and Human's Hygiene The Faculty of Natural History and Geography Ryasan State University named after S.A. Esenin Svoboda str., 46, Ryazan, Russia, 390000

This article reflects some experimental results on the main issue of the dissertation research and the results of processing literary sources devoted to the investigation of encephalic asymmetry of children, deprivated of hearing and pupils in secondary schools. Thirteen-sixteen-year-old boys, deprivated of hearing are mostly right-handed hemisphered unlike boys in secondary schools.

Key words: interhemispheric correlation, kinesthetic asymmetry, hearing deprivation.

СМЕРТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ ЦЕРЕБРОВАСКУЛЯРНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Д.У. Абдуллина

Кафедра общественного здоровья и организации здравоохранения Башкирский государственный медицинский университет ул. Ленина, 3, Уфа, Россия, 450000

В статье приведены результаты анализа смертности населения Республики Башкортостан (РБ) от цереброваскулярных заболеваний (ЦВЗ). Выявлено, что от ЦВЗ, в том числе от инсультов, смертность среди всего населения РБ среди женщин выше, чем среди мужчин, а среди лиц трудоспособного возраста выше среди мужчин. Сравнительная оценка смертности городского и сельского населения по стандартизованным показателям позволила установить, что смертность от инсульта выше среди городского населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.