Научная статья на тему 'Сравнительный анализ французской и испанской систем образования'

Сравнительный анализ французской и испанской систем образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
288
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИСПАНИИ / УНИВЕРСИТЕТЫ И ВЫСШИЕ ШКОЛЫ В ИСПАНИИ / ИСПАНСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / HIGH EDUCATION HISTORY IN SPAIN / UNIVERSITIES AND HIGH SCHOOLS IN SPAIN / SPANISH EDUCATIONAL PROGRAMMES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Родригес Алмейда Эмилия Мерседес Виктория

Статья посвящена количественному и качественному анализу процесса развития высшего образования в Испании. Автор рассматривает доминирующие идеи и проекты в современом испанском высшем образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative analysis of French and Spanish educational systems

The article is concerned with the quantitative and qualitative analysis of the process of development of high education in spain. The author considers the dominant ideas and projects in modern spanish high education

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ французской и испанской систем образования»

сравнительный анализ французской и испанской систем образования

Родригес Э.

Статья посвящена количественному и качественному анализу процесса развития высшего образования в Испании. Автор рассматривает доминирующие идеи и проекты в современом испанском высшем образовании.

Ключевые слова: история высшего образования в Испании, университеты и высшие школы в Испании, испанские образовательные программы.

система образования в исплнии

Согласно статье 27 Конституции Испании:

1. Все имеют право на образование. Признается свобода образования.

2. Основное общее образование обязательно и бесплатно.

3. Признается автономия университетов в соответствии с законом.

4. Юридические и физические лица могут создавать образовательные учреждения.

Из всех стран Европейского Союза в Испании самое большое количество университетов. 21 % населения страны получает высшее образование. 23 % населения имеет среднее образование. 95 % испанцев владеют, по крайней мере, одним иностранным языком.

Количество учащихся по различным циклам образования распределяется следующим образом: -образование для детей до 6 лет (состоит из 2 циклов) - посещают 1 200 000 детей;

-начальная школа (состоит из 3 циклов) - 2 470 000 учащихся;

-средняя школа - 1 906 000 учащихся; -бакалавриат (состоит из 2 циклов) - 720 400 учащихся;

-профессиональная подготовка - 6 900 000 учащихся;

-университет - 1 500 000 учащихся.

По окончании бакалавриата выдается диплом бакалавра по направлениям: естественные науки, технические науки, гуманитарные и социальные науки, искусство. Для продолжения обучения лица, имеющие диплом бакалавра, должны сдать вступительный экзамен для поступления в университет (Бе!ес1:^а^. Средняя оценка, полученная на экзамене, суммируется со средним баллом бакалавриата, и образует сумму баллов, которая учитывается при поступлении в университет.

Действующая в Испании система образования предполагает сдачу вступительного экзамена и состоит из трех циклов - первый цикл продолжается три года, после чего выпускник получает степень дипломированного специалиста, для которого необходимо набрать 150 кредитов. Второй цикл продолжается два года, и после его окончания выпускник получает степень лицензиата, для чего необходимо набрать 300 кредитов. После окончания третьего цикла выпускник получает степень доктора.

краткая история развития университетского образования в испднии

История испанских университетов берет свое начало в 13 веке. Первое учебным заведением университетского типа было основано в Паленсии в 1209 году королем Альфонсом VII.

Позже, в 1218 году король Альфонсо IX основал учреждение, которое считается первым испанским университетом - университет Саламанки, который превратился впоследствии в ключевой центр высшего образования как средневековой, так и современной Испании. Также, 1499 кардиналом Сиснеросом был основан университет Алькала де Энарес. Оба университета стали центрами испанского гуманизма. Позднее часть университета Алькала де Энарес была перемещена в Мадрид под названием Комплютенсе (от римского названия университета Алькала де Энарес).

В 14 веке были основаны университеты в Севилье, Вальядолиде, Лериде, и Уэске, в 15 веке - университеты Жироны, Барселоны, Террагоны, Сарагосы и Пальма-де-Майорки и в 16 веке - университеты Валенсии, Баэсы, Гранады, в Латинской Америке -университеты Санто Доминго, Сан Маркос (в Лиме) и университет в Мехико.

В 1254 году король Альфонсо IX дает средства на открытие 12 кафедр в университете Саламанки

и в этом же году римский папа Александр четвертый присуждает университету Саламанки категорию «Общее образование», которой также были удостоены университеты Болоньи, Парижа и Оксфорда.

Римские папы Бенедикт XIII и Мартин V предоставляют новые привилегии университету Саламанки. Также привилегии предоставляли университету и Католические короли - Фердинанд и Изабелла.

В эпоху средневековья можно выделить знаменитых теологов Лопе де Баррьентоса и Педро де Осма; в период Возрождения - Хуана де Эзиму и Фрая Диего де Деса, которые также поддерживали университет.

В 16 веке Саламанка становится одним из важнейших центров образования в мире. Планы Христофора Колумба относительно путешествия в Индию, и позже - открытия Нового мира, были воплощены благодаря ученым Саламанки.

Университет Саламанки сыграл важную роль в защите прав индейцев в Америке. Большинство известных теологов Собора в Тренте были учениками П. Франсиско де Виктория. Международное право было представлено теологическим движением Доминго де Сото, Мельхора Кано и других.

Ключевые представители испанского гуманизма учились или преподавали в Университете Саламанки. Одной из выдающихся фигур эпохи расцвета Университета Саламанки, были Фрай Луис де Леон, который перевел на кастильский язык Песнь Песней, что привело к его пятилетнему заключению по приговору испанской инквизиции. После освобождения, он стал руководить в университете кафедрой теологии. На своей первой лекции после назначения, он произнес свою знаменитую фразу «Как мы говорили вчера...». Аудитория, в которой он вел занятия, сохранилась в том же виде спустя около четырех веков.

В университете Саламанки учились те, кто позже внес значительный вклад в испанскую культуру, среди них можем назвать Сан Хуана де ла Крус, Игнасио де Лойолу, Хуана Руиса де Аларкона, Кальдерона де ля Барка, Гонгора, Медрано, Сааведра, Эрнана Кортеса и других. Также выпускниками университета Саламанки были математик Педро де Нуньес и известный ботаник Гарсия де Орта, баскский писатель Педро де Асуляр.

После открытия Америки, в период с 1538 по 1792 год, были основаны 23 университета в Испано-америке, из них до настоящего времени функционируют 6 университетов: в Перу (Лима, Куско), Аргентине, Боливии, Гватемале, на Кубе. Все они были основаны по указам испанских королей, подтвержденным папскими буллами. В академической деятельности университетов были восприняты нормы, которые действовали в Испании, и как основа любого высшего образования, были восприняты свободы, пожало-

ванные университету Саламанки, согласно которым, среди прочих привилегий, ректору предоставлялось право гражданской и уголовной юрисдикции над членами ученого совета. Миссией университетов, основанных в Америке, было обратить жителей этих земель в христианскую веру и подчинить королю. Изучались, в первую очередь, теология и искусства, позже - также право и медицина.

Первыми университетами, основанными в Америке, были Королевский и Папский университет города королей в Лиме, в настоящее время - Национальный Высший университет Святого Марка. Он был основан в 1551 году Декретом Императора Карлоса V, который позже был ратифицирован папской буллой.

университет саламанки в настоящее время

В настоящее время Автономный университет Саламанки состоит из нескольких факультетов и школ:

-Политехническая школа в Авиле;

-Политехническая школа в Саморе;

-Высшая политехническая школа промышленной инжинерии в Бехаре;

-Университетская школа образования и туризма в Авиле;

-Университетская школа сестринского дела и физиотерапии;

-Университетская школа преподавательского мастерства в Саморе.

В университете Саламанки 16 факультетов:

-Факультет изящных искусств;

-Факультет биологии;

-Факультет наук;

-Факультет сельскохозяйственных наук и окружающей среды;

-Факультет химических наук;

-Факультет социальных наук;

-Факультет права;

-Факультет экономики и предпринимательства;

-Факультет педагогики;

- Фармацевтический факультет;

- Филологический факультет;

- Философский факультет;

-Факультет географии и истории;

- Факультет медицины;

-Факультет психологии;

-Факультет перевода и документирования. Центры, прикрепленные к Университету Саламанки:

-Университетская школа медсестер в Авиле;

-Школа медсестер в Авиле;

-Школа трудовых отношений в Саморе.

В структуре каждого факультета имеются кафедры. Всего в университете более 150 кафедр.

В структуре университета Саламанки насчитывается 10 исследовательских институтов, 9 технологических центров и 7 образовательных и культурных центров. Университет активно участвует в образовательных и культурных программах Евросоюза, таких, как Эразмус, Темпус, ЭФЕС - европейские программы высшего образования. В европейских программах образования студент становится центром образовательной системы.

план галилео

План Галилео - это план, учрежденный в университете Саламанки для развития инноваций, предпринимательского духа и создания предприятий в университетской среде.

План Галилео развивался в университете между 2001 и 2005 годами. Общей целью этого плана было развитие призвания к предпринимательству у членов университетского сообщества, путем поддержки инициатив, которые могут привести к созданию новых предприятий.

Второй этап плана Галилео охватывает период с 2007-2008 по 2010-2011 годы. Им будет руководить Аппарат проректора по планированию, стратегии и качеству. Он будет также поддерживаться следующими службами: Фонд научного парка, где планируется создание бизнес-инкубатора, Служба студенческой практики, Офис по передаче результатов исследований и Общий фонд. Все эти подразделения будут разрабатывать годовой план мероприятий по реализации Плана, таких, как поиск источников внешнего финансирования, необходимого для запуска плана.

Европейский союз, осознавая дефицит предпринимательской активности в Европе по сравнению с Соединенными Штатами Америки, считает, что развитие предпринимательского духа - ключевой момент в вопросах создания рабочих мест, роста конкуренции, экономического роста. Поэтому государствам-членам Евросоюза было предписано развивать предпринимательскую активность через свои системы образования, и инициировать продвижение предпринимательской культуры в рамках образовательной среды.

С этой целью университет должен обеспечивать овладение студентами навыками и способностями, необходимыми для создания и развития предприятия.

Кроме того, передача университетских знаний и их использование в процессе внедрения рыночных инноваций, призвано развивать процесс создания технологических предприятий в университетской среде.

План Галилео адресован членам университетского сообщества, желающим заниматься предпринимательством: студентам, выпускникам, административному и служебному персоналу, докторантам,

профессорам и исследователям.

Управление проектом осуществляется вицеректором по стратегическому планированию и качеству, который координирует глобальные вопросы плана. Наряду с этим в проекте работает мультидисциплинарная команда, сформированная из представителей следующих служб:

-Фонд Научного парка;

-Служба практики студентов;

-Офис по передачи результатов исследований; -Общий фонд университета.

В плане Галилео участвует научный парк университета Саламанки.

План Галилео предлагает участникам информацию о возможностях создания предприятия на базе университета Саламанки. В рамках проекта действуют мастерские по развитию компетенций, связанных с изучением специальных дисциплин по предпринимательству, обеспечивается поддержка и помощь в реализации бизнес-планов, сопровождение на этапе развития бизнес-проекта. Университет располагает помещением, полностью оборудованным для начала предпринимательской деятельности (бизнес-инкубатор).

Для стимулирования развития инноваций университет предлагает стипендии начинающим предпринимателям от 10 до 30 тысяч евро, а также возможность участия в программе стратегического консультирования, совместной с университетом Камбризе.

проект SPINNOVA

Целью данного проекта является разработка новой методологии стимулирования академических исследований в сфере создания spin-off и развитие инноваций путем передачи технологий.

Данный проект является плодом сотрудничества шести европейских университетов и составляет часть Программы продвижения инноваций. В рамках этой программы проект Spinnova участвует в числе 24 проектов, которые выбрала Европейская комиссия, сочтя их содержащими лучшие методологии создания и развития инновационных предприятий.

Университет Саламанки также участвует в Проекте GLOBALSNART.

Программа UNIEMPRENDIA - программа, созданная для испанских университетов в целях создания технологических предприятий. В рамках Программы первое место занимает университет Саламанки (25 проектов).

В Университете Саламанки существует кафедра семейного предпринимательства (создана в 1996 году), целью которой является помощь в развитии собственного дела.

Цель ее создания - дать необходимые знания в области управления семейными предприятиями для обеспечения их конкурентоспособности на рынке.

Школу начинающего предпринимателя с 2006 wcroHmm

по 2009 год посетили 139 женщин и 64 мужчины в воз- 1. Revista de la Universidad de Salamanca.es

расте от 20 до 55 лет, которые прошли индивидуальное 2. Revista de la Universidad de San Marcos- Perú -

обучение. Занятия в Школе проходят в форме семи- Lima

наров (12 семинаров по 25 часов) в группах по 15 че- 3. www.fundación.usal.es/galileo

ловек. Ее посещают как обучающиеся в университете, 4. www.plangalileo.usal.es

так и те, кто желает участвовать в проекте. 5. www.planificacion@usal,es

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.