сравнительный анализ французской и испанской систем образования
Родригес Э.
Статья посвящена количественному и качественному анализу процесса развития высшего образования в Испании. Автор рассматривает доминирующие идеи и проекты в современом испанском высшем образовании.
Ключевые слова: история высшего образования в Испании, университеты и высшие школы в Испании, испанские образовательные программы.
система образования в исплнии
Согласно статье 27 Конституции Испании:
1. Все имеют право на образование. Признается свобода образования.
2. Основное общее образование обязательно и бесплатно.
3. Признается автономия университетов в соответствии с законом.
4. Юридические и физические лица могут создавать образовательные учреждения.
Из всех стран Европейского Союза в Испании самое большое количество университетов. 21 % населения страны получает высшее образование. 23 % населения имеет среднее образование. 95 % испанцев владеют, по крайней мере, одним иностранным языком.
Количество учащихся по различным циклам образования распределяется следующим образом: -образование для детей до 6 лет (состоит из 2 циклов) - посещают 1 200 000 детей;
-начальная школа (состоит из 3 циклов) - 2 470 000 учащихся;
-средняя школа - 1 906 000 учащихся; -бакалавриат (состоит из 2 циклов) - 720 400 учащихся;
-профессиональная подготовка - 6 900 000 учащихся;
-университет - 1 500 000 учащихся.
По окончании бакалавриата выдается диплом бакалавра по направлениям: естественные науки, технические науки, гуманитарные и социальные науки, искусство. Для продолжения обучения лица, имеющие диплом бакалавра, должны сдать вступительный экзамен для поступления в университет (Бе!ес1:^а^. Средняя оценка, полученная на экзамене, суммируется со средним баллом бакалавриата, и образует сумму баллов, которая учитывается при поступлении в университет.
Действующая в Испании система образования предполагает сдачу вступительного экзамена и состоит из трех циклов - первый цикл продолжается три года, после чего выпускник получает степень дипломированного специалиста, для которого необходимо набрать 150 кредитов. Второй цикл продолжается два года, и после его окончания выпускник получает степень лицензиата, для чего необходимо набрать 300 кредитов. После окончания третьего цикла выпускник получает степень доктора.
краткая история развития университетского образования в испднии
История испанских университетов берет свое начало в 13 веке. Первое учебным заведением университетского типа было основано в Паленсии в 1209 году королем Альфонсом VII.
Позже, в 1218 году король Альфонсо IX основал учреждение, которое считается первым испанским университетом - университет Саламанки, который превратился впоследствии в ключевой центр высшего образования как средневековой, так и современной Испании. Также, 1499 кардиналом Сиснеросом был основан университет Алькала де Энарес. Оба университета стали центрами испанского гуманизма. Позднее часть университета Алькала де Энарес была перемещена в Мадрид под названием Комплютенсе (от римского названия университета Алькала де Энарес).
В 14 веке были основаны университеты в Севилье, Вальядолиде, Лериде, и Уэске, в 15 веке - университеты Жироны, Барселоны, Террагоны, Сарагосы и Пальма-де-Майорки и в 16 веке - университеты Валенсии, Баэсы, Гранады, в Латинской Америке -университеты Санто Доминго, Сан Маркос (в Лиме) и университет в Мехико.
В 1254 году король Альфонсо IX дает средства на открытие 12 кафедр в университете Саламанки
и в этом же году римский папа Александр четвертый присуждает университету Саламанки категорию «Общее образование», которой также были удостоены университеты Болоньи, Парижа и Оксфорда.
Римские папы Бенедикт XIII и Мартин V предоставляют новые привилегии университету Саламанки. Также привилегии предоставляли университету и Католические короли - Фердинанд и Изабелла.
В эпоху средневековья можно выделить знаменитых теологов Лопе де Баррьентоса и Педро де Осма; в период Возрождения - Хуана де Эзиму и Фрая Диего де Деса, которые также поддерживали университет.
В 16 веке Саламанка становится одним из важнейших центров образования в мире. Планы Христофора Колумба относительно путешествия в Индию, и позже - открытия Нового мира, были воплощены благодаря ученым Саламанки.
Университет Саламанки сыграл важную роль в защите прав индейцев в Америке. Большинство известных теологов Собора в Тренте были учениками П. Франсиско де Виктория. Международное право было представлено теологическим движением Доминго де Сото, Мельхора Кано и других.
Ключевые представители испанского гуманизма учились или преподавали в Университете Саламанки. Одной из выдающихся фигур эпохи расцвета Университета Саламанки, были Фрай Луис де Леон, который перевел на кастильский язык Песнь Песней, что привело к его пятилетнему заключению по приговору испанской инквизиции. После освобождения, он стал руководить в университете кафедрой теологии. На своей первой лекции после назначения, он произнес свою знаменитую фразу «Как мы говорили вчера...». Аудитория, в которой он вел занятия, сохранилась в том же виде спустя около четырех веков.
В университете Саламанки учились те, кто позже внес значительный вклад в испанскую культуру, среди них можем назвать Сан Хуана де ла Крус, Игнасио де Лойолу, Хуана Руиса де Аларкона, Кальдерона де ля Барка, Гонгора, Медрано, Сааведра, Эрнана Кортеса и других. Также выпускниками университета Саламанки были математик Педро де Нуньес и известный ботаник Гарсия де Орта, баскский писатель Педро де Асуляр.
После открытия Америки, в период с 1538 по 1792 год, были основаны 23 университета в Испано-америке, из них до настоящего времени функционируют 6 университетов: в Перу (Лима, Куско), Аргентине, Боливии, Гватемале, на Кубе. Все они были основаны по указам испанских королей, подтвержденным папскими буллами. В академической деятельности университетов были восприняты нормы, которые действовали в Испании, и как основа любого высшего образования, были восприняты свободы, пожало-
ванные университету Саламанки, согласно которым, среди прочих привилегий, ректору предоставлялось право гражданской и уголовной юрисдикции над членами ученого совета. Миссией университетов, основанных в Америке, было обратить жителей этих земель в христианскую веру и подчинить королю. Изучались, в первую очередь, теология и искусства, позже - также право и медицина.
Первыми университетами, основанными в Америке, были Королевский и Папский университет города королей в Лиме, в настоящее время - Национальный Высший университет Святого Марка. Он был основан в 1551 году Декретом Императора Карлоса V, который позже был ратифицирован папской буллой.
университет саламанки в настоящее время
В настоящее время Автономный университет Саламанки состоит из нескольких факультетов и школ:
-Политехническая школа в Авиле;
-Политехническая школа в Саморе;
-Высшая политехническая школа промышленной инжинерии в Бехаре;
-Университетская школа образования и туризма в Авиле;
-Университетская школа сестринского дела и физиотерапии;
-Университетская школа преподавательского мастерства в Саморе.
В университете Саламанки 16 факультетов:
-Факультет изящных искусств;
-Факультет биологии;
-Факультет наук;
-Факультет сельскохозяйственных наук и окружающей среды;
-Факультет химических наук;
-Факультет социальных наук;
-Факультет права;
-Факультет экономики и предпринимательства;
-Факультет педагогики;
- Фармацевтический факультет;
- Филологический факультет;
- Философский факультет;
-Факультет географии и истории;
- Факультет медицины;
-Факультет психологии;
-Факультет перевода и документирования. Центры, прикрепленные к Университету Саламанки:
-Университетская школа медсестер в Авиле;
-Школа медсестер в Авиле;
-Школа трудовых отношений в Саморе.
В структуре каждого факультета имеются кафедры. Всего в университете более 150 кафедр.
В структуре университета Саламанки насчитывается 10 исследовательских институтов, 9 технологических центров и 7 образовательных и культурных центров. Университет активно участвует в образовательных и культурных программах Евросоюза, таких, как Эразмус, Темпус, ЭФЕС - европейские программы высшего образования. В европейских программах образования студент становится центром образовательной системы.
план галилео
План Галилео - это план, учрежденный в университете Саламанки для развития инноваций, предпринимательского духа и создания предприятий в университетской среде.
План Галилео развивался в университете между 2001 и 2005 годами. Общей целью этого плана было развитие призвания к предпринимательству у членов университетского сообщества, путем поддержки инициатив, которые могут привести к созданию новых предприятий.
Второй этап плана Галилео охватывает период с 2007-2008 по 2010-2011 годы. Им будет руководить Аппарат проректора по планированию, стратегии и качеству. Он будет также поддерживаться следующими службами: Фонд научного парка, где планируется создание бизнес-инкубатора, Служба студенческой практики, Офис по передаче результатов исследований и Общий фонд. Все эти подразделения будут разрабатывать годовой план мероприятий по реализации Плана, таких, как поиск источников внешнего финансирования, необходимого для запуска плана.
Европейский союз, осознавая дефицит предпринимательской активности в Европе по сравнению с Соединенными Штатами Америки, считает, что развитие предпринимательского духа - ключевой момент в вопросах создания рабочих мест, роста конкуренции, экономического роста. Поэтому государствам-членам Евросоюза было предписано развивать предпринимательскую активность через свои системы образования, и инициировать продвижение предпринимательской культуры в рамках образовательной среды.
С этой целью университет должен обеспечивать овладение студентами навыками и способностями, необходимыми для создания и развития предприятия.
Кроме того, передача университетских знаний и их использование в процессе внедрения рыночных инноваций, призвано развивать процесс создания технологических предприятий в университетской среде.
План Галилео адресован членам университетского сообщества, желающим заниматься предпринимательством: студентам, выпускникам, административному и служебному персоналу, докторантам,
профессорам и исследователям.
Управление проектом осуществляется вицеректором по стратегическому планированию и качеству, который координирует глобальные вопросы плана. Наряду с этим в проекте работает мультидисциплинарная команда, сформированная из представителей следующих служб:
-Фонд Научного парка;
-Служба практики студентов;
-Офис по передачи результатов исследований; -Общий фонд университета.
В плане Галилео участвует научный парк университета Саламанки.
План Галилео предлагает участникам информацию о возможностях создания предприятия на базе университета Саламанки. В рамках проекта действуют мастерские по развитию компетенций, связанных с изучением специальных дисциплин по предпринимательству, обеспечивается поддержка и помощь в реализации бизнес-планов, сопровождение на этапе развития бизнес-проекта. Университет располагает помещением, полностью оборудованным для начала предпринимательской деятельности (бизнес-инкубатор).
Для стимулирования развития инноваций университет предлагает стипендии начинающим предпринимателям от 10 до 30 тысяч евро, а также возможность участия в программе стратегического консультирования, совместной с университетом Камбризе.
проект SPINNOVA
Целью данного проекта является разработка новой методологии стимулирования академических исследований в сфере создания spin-off и развитие инноваций путем передачи технологий.
Данный проект является плодом сотрудничества шести европейских университетов и составляет часть Программы продвижения инноваций. В рамках этой программы проект Spinnova участвует в числе 24 проектов, которые выбрала Европейская комиссия, сочтя их содержащими лучшие методологии создания и развития инновационных предприятий.
Университет Саламанки также участвует в Проекте GLOBALSNART.
Программа UNIEMPRENDIA - программа, созданная для испанских университетов в целях создания технологических предприятий. В рамках Программы первое место занимает университет Саламанки (25 проектов).
В Университете Саламанки существует кафедра семейного предпринимательства (создана в 1996 году), целью которой является помощь в развитии собственного дела.
Цель ее создания - дать необходимые знания в области управления семейными предприятиями для обеспечения их конкурентоспособности на рынке.
Школу начинающего предпринимателя с 2006 wcroHmm
по 2009 год посетили 139 женщин и 64 мужчины в воз- 1. Revista de la Universidad de Salamanca.es
расте от 20 до 55 лет, которые прошли индивидуальное 2. Revista de la Universidad de San Marcos- Perú -
обучение. Занятия в Школе проходят в форме семи- Lima
наров (12 семинаров по 25 часов) в группах по 15 че- 3. www.fundación.usal.es/galileo
ловек. Ее посещают как обучающиеся в университете, 4. www.plangalileo.usal.es
так и те, кто желает участвовать в проекте. 5. www.planificacion@usal,es