Научная статья на тему 'Сравнительный анализ фонетики китайского и русского языков и методика обучения российских студентов'

Сравнительный анализ фонетики китайского и русского языков и методика обучения российских студентов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
770
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сравнение китайской и русской фонетики / трудности произношения инициаля и финаля / педагогическая стратегия / четыре тона китайского языка. / Comparison of Chinese and Russian phonetic systems / pronunciation difficulties in initials and finals / teaching strategies,four tones of Chinese pronunciation.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Го Жуйци

В данный статье проводится сравнение различных фонетических систем и особенностей современного китайского и русского языков. Разъясняется различная классификация согласных и гласных исходя из артикуляции и уклада китайского и русского языков. Проведен сравнительный анализ особенных гласных и согласных, существующих в фонетической системе китайского языка, но отсутствующих в русской фонетической системе, а также сходных, но не идентичных. Обобщен некоторый актуальный педагогический опыт и методы, связанные с трудностями обучения и особенными отклонениями, возникающими у русских студентов в процессе обучения. Представлены четыре тона китайского языка и ошибки российских студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Го Жуйци

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF CHINESE AND RUSSIAN PHONETICS AND TEACHING STRATEGIES FOR RUSSIAN STUDENTS

The article compares the different phonetic systems and characteristics of modern Chinese and modern Russian. Explains the different classifications of Chinese and Russian consonants and vowels, according to their pronunciation positions and methods. Makes a comparative analysis of the unique vowels and consonants in Chinese phonetic system but not in Russian’s, as well as the similar but not identical vowels and consonants. In this article, some teaching experience and methods are summarized based on the pronunciation difficulties of Russian students' and specific phonetic errors to them. Introduces four tones of Chinese pronunciation and Russian students' errors.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ фонетики китайского и русского языков и методика обучения российских студентов»

языкознание и литературоведение / го жуйци / guoruiqi@hotmaiL.com / удк 81-13

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФОНЕТИКИ КИТАЙСКОГО И РУССКОГО ЯЗЫКОВ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ

COMPARATIVE ANALYSIS OF CHINESE AND RUSSIAN PHONETICS AND TEACHING STRATEGIES FOR RUSSIAN STUDENTS

Го Жуйци

Департамент зарубежного регионоведения Высшая школа экономики guoruiqi@hotmail.com

мш

guoruiqi@hotmail.com

АННОТАЦИЯ

В данный статье проводится сравнение различных фонетических систем и особенностей современного китайского и русского языков. Разъясняется различная классификация согласных и гласных исходя из артикуляции и уклада китайского и русского языков. Проведен сравнительный анализ особенных гласных и согласных, существующих в фонетической системе китайского языка, но отсутствующих в русской фонетической системе, а также сходных, но не идентичных. Обобщен некоторый актуальный педагогический опыт и методы, связанные с трудностями обучения и особенными отклонениями, возникающими у русских студентов в процессе обучения. Представлены четыре тона китайского языка и ошибки российских студентов.

Ключевые слова и фразы: сравнение китайской и русской фонетики, трудности произношения инициаля и финаля, педагогическая стратегия, четыре тона китайского языка.

Для цитирования: Го Жуйци. Сравнительный анализ фонетики китайского и русского языков и методика обучения российских студентов. Современные востоковедческие исследования. 2020; 2(2): 47-56

ABSTRACT

The article compares the different phonetic systems and characteristics of modern Chinese and modern Russian. Explains the different classifications of Chinese and Russian consonants and vowels, according to their pronunciation positions and methods. Makes a comparative analysis of the unique vowels and consonants in Chinese phonetic system but not in Russian's, as well as the similar but not identical vowels and consonants. In this article, some teaching experience and methods are summarized based on the pronunciation difficulties of Russian students' and specific phonetic errors to them. Introduces four tones of Chinese pronunciation and Russian students' errors.

Key words: Comparison of Chinese and Russian phonetic systems, pronunciation difficulties in initials and finals, teaching strategies, four tones of Chinese pronunciation.

For citation: Guo Ruiqi. Comparative Analysis of Chinese and Russian Phonetics and Teaching Strategies for Russian Students. Modern oriental studies. 2020; 2(2): 47-56

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

WÄt #WMffi®®WÄt SWteWfn й,

ff й #,1980,

ü^tiÄUo

«^M» ^üfHoi^i

£,Щ#МЖЯ «^M» «®я

fHo Щ^МЖЯ «^M» *

ййШМй Щ

■^МЖ^ «^M»

Й Uüflilo Щ#МЖЯ

«^M»

®!fi!o Щ^МЖЯ

fHo Щ^МЖЯ «^M» *

ЙЙШМЙ Щ

^МЖ^ «^M»

й МЛ^

Ж®о aWWt, ÄW Щ

äw a»wt,ÄW мл

awwt, äw aww

t,ÄW ^ИЛ¥^U®oiftiWt,ÄW 22 t^W ,^ng

[q^b, 21 tÄPfo Я

^bW tÄPfo ^bW tÄpfo^^W tÄP -fo^bW tÄpfo ^bW 10 t^Win t

13 trn^W, ^ trn^W,^ tÄÄ

w,^ 16 t*

U®tW 39 t^fo!^U®iW t^fo Щ^

u®^w tifo tifo щ^и

ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ / ГО ЖУЙЦИ / GUORUIQI@HOTMAIL.COM / УДК 81-13

Ж,лЙ«Ж лЙ«ЖЯ лЙ«ЖЯ лЙ«ЖЯ лй«ЖЯ лй«ЖЯ лй«ЖЯ лй«ЖЯ лй«ЖЯ [й Ш Ш , * № Ж

2017,6,2017,6 ,2017,6^]

№ ^ША^НТ

Д^ ^ША^НТ

Д^ ^ША^НТ

Д^ ^ША^НТ

ш ш ш ш ш ш ш

й Ш Ш , * № Ж,

н

« (ъ, ь)

(ъ, ь) .

(ъ, ь) .

(ъ, ь) .

(ъ, ь) .

(ъ, ь) .

(ъ, ь).

-

. дата®, шШ ^ата®, ш^« ^ата®, ш^« ^ата®, ш^« ^ата®, ш^« ^ата®, ш^« дата®® шш

■ЖН

0

■Ж Н

■Ж Н

■Ж Н

■Ж Н

■Ж Н

т

® н

фЯлШШДМЖтШ#й.

Т^^вд, -■фЯлШШДМ

-■фЯлШШДМ

йфй

Ш 10 ■л!«,» ■л!«,» ■л » б^л 21 ^Н^«, ^

(ъ, ■жн^

-■фялшшдм -■фялшшдм -■фялшшдм

—. щ.

(-) Ш® 22

1. ЖМН: ЖМН: ь, р, т

2. ййн: Вйн: г

3. ^^ЙН: ^^ЙН: z, С, S

4. ^фН: ^^фН: d, t, П, 1

5. zh , ch , sh , Г

6. ^ШЙН: ^ШЙН: ], q^ х

7. ^ШВН^Ш: д, З-ШВНВРШ: д, Н^Щ: д, ^Ш^Н^Ш: д, к, h, ng

Ш,

1.

VOL.2 №2 2020

ISSN: 2686-9675

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

(1)1W: ) ÄW: Ьч Рч dx tx gk

(2)^W: )^W: fx Ич Хч sh ч Гч S

(3)Ä^W: )Ä^W: jx q ч zh , ch ч Zx c

(4)*W: )*W: тч Пч ng

(5)ÄW : l

»w^m^ »p^^rn to^ämw^

ЙМШ :

(1)iW: ) MW: Ьч Рч fx dч tч дкч Ич jч qч Хч zh ч ch ч sh ч Zч Сч s

(2 ) &W: ) ^W: тч Пч ng ч 1ч Г

МШ МШ МШ МШ МШ МШ МШ МШ МШ МШ МШ

(1 ) ^W: ) ^W: Рч

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(2 ) ^^W: ) ^^W С- ) Ш® 21 t

tч кч qч Сч ch Ьч dч дjч Zn zh

п (») —б (Й ) ф (» ) —в (Й ) т (» ) —д (Й ) к (» ) —г (Й ) ш (» ) —ж (Й ) с (» ) —з (Й )

в. fö^Wftf^t^^MMÄ®,

п (Ш) —п' (Ш) б (Ш) —б' (Ш) т (Ш) —т' (Ш)

д (Ш ) —д' (Ш ) к (Ш ) —к' (Ш ) г (Ш ) —г' (Ш ) ф (Ш ) —ф' (Ш) в (Ш ) —в' (Ш ) с (Ш ) —с' (Ш ) з (Ш ) —з' (Ш ) л (Ш ) —л' (Ш ) м (Ш ) —м' (Ш ) н (Ш ) —н' (Ш ) р (Ш ) —р' (Ш ) X (Ш ) —х' (Ш )

^fflio®w^^u®®wm^tw4шш®®

üo

1. $ffiWj[tgb q [tg'b x[g]

МММ*, PWM^o ЯItЙЙ^Шt®o

j[tG]—Ä^[dзi]Шfö"zhi"ЙW q[tG']—Ä^[t[i]Шfö"chi"ЙW x[G]—Ä^[Ii]^[si]Шfö"shi"ЙW tx z; jx C;

ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ / ГО ЖУЙЦИ / GUORUIQI@HOTMAIL.COM / УДК 81-13

—йап (ш) ре (Ш) —zie (ш)

—jin (Ш) qun (Ш) —сип (Ш)

—sian (Ш) xin (Ш) —sin (Ш)

jian (Ш) —qian (Ш) jian (Ш)

qian (Ш) —tian (Ш) qin (Ш)

quan (Ш) —сиап (Ш) xian (Ш)

2. сИ[^'Ь sh[?]

Яйм^й^жа®.

зМ^ЗД^ж, шМШЙ^, фм

3.

zh[t§]—^^ШШ«®жШЗ ЙН

ЙН

Й^ЗДр'], к[к']> с^'Ь q

ь-р, dt, g-k, z-c, zh-ch, j-qо

та^нй^, я^^ш^дайшн. шь

ЙДМНт^&НЙШ.

ШШЙгМЖШЙж

Ф^Й^гЙ^те^, й&Н; М^^Ф*

МД^ЖЩ^ШШМЙйп®. 2.Ш®Йh[x]^«®Йх

МЙ, МЙ^ШВ^ЙВ, ЖйМШЖ

мв-®.

[^Щ^,2015, 87Ж].

мвйй, йш^аммй^мй.

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

M^^ftchWo fiTfflo

t[t'b к[к']ч c[ts'b ch[t§'b q

«^ШМФ, Шй^Ф^Ь, ^ЙЗДФЖ«^, ЙФЖ

(- ) 1.

ач o ч еч ix ич йч ёч -i[i]4 ч er 2.

aix eix аоч ou uaix ueix iaox iou iax иач иоч йеч ie

) :

апч enx iam in иапч uen

йапч ün

angx ongx engx iangx ingx uangx uengx iong

(-)

а[а]ч о[ о]ч у[и]ч ы [%]ч э[е]ч я[ja]ч e[jo]x ю[ju]ч H[i]x e[je]o ^Ф ^fö 6 t^WWfö: [a]x [8]ч [и]чМ[ЦчВИч

[0]o

)

1. Оч ич

m®ФЙ®МW^«Й,ШMМW«Фo

^аййн-й,^^: Оч ич üo^W^«^

ЯШ« Оч ич й&Н^й^

gMS«:

ШП: nu (Ш) — niou (Ю 1U (Ш) — liou (Ю) qu (Ш) —qiou (Ю)

fö^^^zhu chu^jux qu^fa^Wo

2. тДОШ

йч -i[l]4 -i[T]o -i[l]ЯI^P#Z

[ts]4 c[ts']4 s[s]ffl m ; Ш-Цт]Я Ш ^zh[tg]4 ch

ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ / ГО ЖУЙЦИ / GUORUIQI@HOTMAIL.COM / УДК 81-13

[1?'], ги+ш,

1 та: ш^ш^ийн «ш

и ий!

2 zhi —zhi (zh[t Щ] ШиМ! Ш иМ! Ш) Ш)

3 zi —zi (z[ts] т ж[х] ШиМНШ)

Ш иМ!+Ш) Ш

4 3. е[ у]Й«Ш

5 Ф«®й!Ж^ф'Ш Ф«®Й!Ж№М

[ де^нж, ^«^»»таж. й йф^йй ж^нж,

Ж.ЙЙФ^ЙЙ Ж^НЖ,

«ьшж. ййф^йй ж^нж,^« ^»»та«. ййф^йй ж^н ж, ^«^^«ьш«. ййф^й й ж^нж, й

йф^йй ж^нж, ж.ййф^йй ж^нж, «ьшж. ййф^йй ж^нж,^« ^»»та«. ййф^йй ж^н ж, ^«^^«ьш«. ййф^й й ж^нж, й

йф^йй ж^нж, ж.ййф^йй ж^нж,

«ЬШЖ. ЙЙФ^ЙЙ

е[ у]Ш$«®

Йл! Ш$«®Йл! Ш$«®Йл! e[ie[i г].

6 4. ег 4. ег Й®Ш

7 ег Й^Ф^^^Й ^л!,МЕЯМ

^лн, МЕЯМ

^лн, МЕЯМ«*» ^лн, МЕЯМ

Ф^ е[

! ЙШ^-^^^. «®ф'Ш! ег[ег

м ,

«ж^надаявм

М^шн. »Ш^М^ШН. 8 (-)

9 13 ■Я^—Х^^Й

Я^«, Х^^Й ■Я^-, Х^^Й ^Я

$«,вф.й^«®й^ вф. й

^«,вф.й^«®й# вф. й

^«,вф.й^«®й# вф. й

^Ж^Ф^ад^^ШТ ■нтфям^ -л,

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

^ад^жат

tww

^^Фяи^-л, -мяшш^да ^^Фям^-л, -мяшш^да^«^

жат

^«^ад^жат ^^Фям^-л,

ШП: ai (R)—э (ш) ei (Ю—ы Ш)

iu (R)—ю (ш) ie (Ю—e (ш)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2.

iaox uaix ioux

ueio^ ioux uei^S^Äiu uio&^fä^fä

3. ^«PM^MÄW (Н)

an^^ang ang^^an

(Н)

an^^ang ang^^an

1. Оч u йШ^

о[о]ч u[u]ч й[у]£Нфл

^o «Е^МММФ,

SföDlfö^fto

2. ^ÄW-ifu

ФЙ^^ЙWzч c4 s^^^^Wzhx chx sh-Й

3. е[у]Ш^

ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ / ГО ЖУЙЦИ / GUORUIQI@HOTMAIL.COM / УДК 81-13

4.ег|Ш^

^^нт^^йн^й. тамш^ш

ШП: "ФШ1 (xiaohair) " , (xiaohuaг)"^^о

1.

ЕВ&НЖЙ^-^ёЙЯ^«. ФШЗ

ШУтаН^ШЙ^а.^ие^ш), юи(ш)Ф

Ш^, гаМ^ШйМЖ,

йшмй-^н^-^нйейш,

НЙН^ИЙШ!, неМр^^й«,

ш«®фйлнш^-мж#ййшп«, ф

ШП: ai, е^НРЙЙ^Й'Ь

иа, uei (ш)£!Р®ЙШШ; ао, iou (ш)£!Р®ЙШШ; ои^^^й;

iaoР®Й^glJ^ЙM5Ш;

(Н)

ан, эн, ин. Й

*^«ф|ап, еп, т^Н^Й^.Ш^Й* ^«ф^ап, иап, иап, иеп, ипШШ^^-^

«■ЙЙЙлН^ЖНЛШ^Ш-ап, и-ап, и-ап,

Й*

ШпМапт^фЙа^М ЙВЙЕЭД. апфЙа^^ЖЙ, angФЙa^й* В. епте^|£!ф, епй

МЖЙ, Ше^ЙШЖВ.

МЙ^^ММЙЙ««.

^.^«нт, а^еШ^й^йй й^И^ЙШ

VOL.2 №2 2020

ISSN: 2686-9675

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

(Н) (И)

мша», «даш^^йо

ЛШЯ, ÄIHttte, fflSü^o

1. 1980, 156

я.

2. йШ,

1999.

4. ^шшмшшшшшш^ш^^ш.шшш *ЖШ±, 2015.

5.

М№,2014.

6.

2005.

7. тттшш^мшьж^ж

Ш±,2012.

fett, 2017.

9. жшхлт^жйжаш®®^^

2011.

INFORMATION ABOUT AUTHOR

Guo Ruiqi, Chinese teacher

School of International Regional Studies

HSE University

119017, Moscow, Malaya Ordynka str., 17 Russia

guoruiqi@hotmail.com

Принята к публикации: 10.04.2020 Submission Date: 2020.04.10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.