Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭМПАТИИ И РЕФЛЕКСИИ У СТУДЕНТОВ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГИИ И МЕДИЦИНЕ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭМПАТИИ И РЕФЛЕКСИИ У СТУДЕНТОВ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГИИ И МЕДИЦИНЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
388
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМПАТИЯ / РЕФЛЕКСИЯ / СОЦИОНОМИЧЕСКИЕ ПРОФЕССИИ / УЧЕБНОПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНТЫ-ПСИХОЛОГИ / СТУДЕНТЫ-МЕДИКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Паршукова Людмила Петровна, Шакурова Зинаида Александровна, Горелова Галина Газимовна, Мануйлов Геннадий Валерьевич

В статье рассматриваются эмпатия и рефлексия как психологические характеристики компетенций, формирующихся в процессе профессионального образования студентов социономических профессий, к которым относятся деятельность психолога и врача. Цель: выявить сходство и различия в проявлении эмпатии и рефлексии на разных этапах учебно-профессиональной деятельности у студентов-психологов и студентов-медиков. В исследовании приняли участие 86 студентов психологического факультета Южно-Уральского государственного университета (ЮУрГУ). Полученные результаты сравнивались с результатами исследования, проведенного в ЮУрГУ в 2016-2019 гг. Мануйловым ГВ. среди 117 студентов медицинского вуза, из них студенты 1 курса (52 психолога и 59 медиков) и последнего курса (34 психолога и 58 медиков). В исследовании использованы следующие методики: диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии И.М. Юсупова и методика диагностики выраженности типов рефлексии Д. А. Леонтьева с соавторами, «пятифакторный опросник личности», адаптированным А.Б. Хромовым. Для обработки эмпирических данных использованы описательные статистики и критерий Стьюдента. Результаты: общий уровень эмпатии и рефлексии у студентов-психологов к завершающему этапу не возрастает в отличие от студентов-медиков. Различия между группами в показателях эмпатии наблюдаются как на начальном, так и завершающем этапах обучения. По рефлексии различия между группами наблюдаются только на начальном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Паршукова Людмила Петровна, Шакурова Зинаида Александровна, Горелова Галина Газимовна, Мануйлов Геннадий Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF EMPATHY AND REFLEXIA IN STUDENTS SPECIALIZING IN PSYCHOLOGY AND MEDICINE

The article examines empathy and reflection as psychological characteristics of competencies that are formed in the process of professional education of the students of socionomic professions, which include the activities of the psychologist and doctor. Purpose: to identify the similarities and differences in the manifestation of empathy and reflection at different stages of educational and professional activities among psychology students and medical students. The study involved 86 students of the Faculty of Psychology of SUSU, their results were compared with the results of a study also conducted at SUSU in 2016-2019. G.V Manuilov among 117 students of a medical university, including 1st year students (52 psychologists and 59 doctors) and last year students (34 psychologists and 58 doctors). The study used the following methods: diagnostics of the level of polycommunicative empathy by I.M. Yusupov and the method of diagnosing the severity of types of reflection D.A. Leontyev et al., “Five-factor personality questionnaire”, adapted by A.B. Khromov. Descriptive statistics and Student's t test were used to process empirical data. Results: the general level of empathy and reflection among psychology students by the final stage does not increase, in contrast to medical students. Differences between groups in terms of empathy are observed both at the initial and final stages of training. In terms of reflection, differences between groups are observed only at the initial stage.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭМПАТИИ И РЕФЛЕКСИИ У СТУДЕНТОВ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГИИ И МЕДИЦИНЕ»

УДК 159.9.072.43

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭМПАТИИ И РЕФЛЕКСИИ У СТУДЕНТОВ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГИИ И МЕДИЦИНЕ

Людмила Петровна Паршукова, старший преподаватель, Зинаида Александровна Шакурова, кандидат психологических наук, доцент, Галина Газимовна Горелова, доктор психологических наук, профессор, Геннадий Валерьевич Мануйлов, кандидат психологических наук, доцент, Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет). Челябинск

Аннотация

В статье рассматриваются эмпатия и рефлексия как психологические характеристики компе -тенций, формирующихся в процессе профессионального образования студентов социономических профессий, к которым относятся деятельность психолога и врача. Цель: выявить сходство и различия в проявлении эмпатии и рефлексии на разных этапах учебно-профессиональной деятельности у студентов-психологов и студентов-медиков. В исследовании приняли участие 86 студентов психологического факультета Южно-Уральского государственного университета (ЮУрГУ). Полученные результаты сравнивались с результатами исследования, проведенного в ЮУрГУ в 2016-2019 гг. Мануйловым Г.В. среди 117 студентов медицинского вуза, из них студенты 1 курса (52 психолога и 59 медиков) и последнего курса (34 психолога и 58 медиков). В исследовании использованы следующие методики: диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии И.М. Юсупова и методика диагностики выраженности типов рефлексии Д.А. Леонтьева с соавторами, «пятифакторный опросник личности», адаптированным А.Б. Хромовым. Для обработки эмпирических данных использованы описательные статистики и критерий Стьюдента. Результаты: общий уровень эмпатии и рефлексии у студентов-психологов к завершающему этапу не возрастает в отличие от студентов-медиков. Различия между группами в показателях эмпатии наблюдаются как на начальном, так и завершающем этапах обучения. По рефлексии различия между группами наблюдаются только на начальном этапе.

Ключевые слова: эмпатия, рефлексия, социономические профессии, учебно-профессиональная деятельность, студенты-психологи, студенты-медики.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.12.p518-523

COMPARATIVE ANALYSIS OF EMPATHY AND REFLEXIA IN STUDENTS SPECIALIZING IN PSYCHOLOGY AND MEDICINE

Lyudmila Petrovna Parshukova, the senior teacher, Zinaida Aleksandrovna Shakurova, the

candidate of psychological sciences, senior lecturer, Galina Gazimovna Gorelova, the doctor of psychological sciences, professor, Gennady Valerievich Manuilov, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Southern Ural State University (National Research University), Chelyabinsk

Abstract

The article examines empathy and reflection as psychological characteristics of competencies that are formed in the process of professional education of the students of socionomic professions, which include the activities of the psychologist and doctor. Purpose: to identify the similarities and differences in the manifestation of empathy and reflection at different stages of educational and professional activities among psychology students and medical students. The study involved 86 students of the Faculty of Psychology of SUSU, their results were compared with the results of a study also conducted at SUSU in 2016-2019. G.V. Manuilov among 117 students of a medical university, including 1st year students (52 psychologists and 59 doctors) and last year students (34 psychologists and 58 doctors). The study used the following methods: diagnostics of the level of polycommunicative empathy by I.M. Yusupov and the method of diagnosing the severity of types of reflection D.A. Leontyev et al., "Five-factor personality questionnaire", adapted by A.B. Khromov. Descriptive statistics and Student's t test were used to process empirical data. Results: the general level of empathy and reflection among psychology students by the fi-

nal stage does not increase, in contrast to medical students. Differences between groups in terms of empathy are observed both at the initial and final stages of training. In terms of reflection, differences between groups are observed only at the initial stage.

Keywords: empathy, reflection, socionomic professions, educational and professional activities, psychology students, medical students.

Исследования, посвященные эмпатии и рефлексии, в большей степени, отмечают увеличение данных показателей среди представителей социономических профессий в процессе их профессионализации. В частности, считается, что, чем более опытным является психолог или психотерапевт, тем в большей степени у него выражены высокие показатели по эмпатии и рефлексии [1].

Роль эмпатии в социономических профессиях определяется включением в структуру профессионально важных качеств. Специалист помогающей профессии должен быть эмпатичным, то есть склонным проявлять эмпатию. Эмпатия рассматривается как черта личности, которая может быть соотнесена с другими характеристиками профессионала. Если же рассматривать эмпатию как профессиональную способность, то здесь ставится вопрос о развитии эмпатических способностей. Развитие эмпатии у специалистов социономических профессий рассматривается как проблема профессионализации, то есть изменения эмпатических способностей при включении в систему профессиональной деятельности [3, 4].

В свою очередь, рефлексия, будучи определяющей чертой в вопросе успешного результативного межличностного взаимодействия, а также целенаправленного воздействия одного субъекта на другого, может рассматриваться как профессионально-важное качество в социономических профессиях (психолога, врача) [5].

Наиболее полной является дифференциальная модель рефлексии Д. А. Леонтьева и Е.Н. Осина. По мнению авторов, рефлексия может быть как положительной, так и вести к отрицательным последствиям. Так, интроспекция и квазирефлексия относятся к отрицательному полюсу, в то время как системная рефлексия - к положительному [2].

Несмотря на отсутствие единого определения рефлексии и множество классификаций её типов, рефлексия рассматривается как сложное образование, проявляющееся во взаимодействии с различными психическими явлениями или реализующееся в них.

Рассматривая необходимость эмпатии и рефлексии в структуре профессионально важных качеств практического психолога с позиции культурно-исторического подхода, Т. А. Егоренко приходит к выводу о том, что эмпатию и рефлексию можно отнести к двум сторонам единого процесса профессионализации личности психолога, в процессе которого эти качества развиваются. Однако, автор отмечает, что у первокурсников эмпатия и рефлексия не связаны и находятся на низком уровне, а данная связь образуется только к четвертому курсу. Повышение показателей наблюдается только на втором курсе и впоследствии вновь происходит их снижение [1]. В ходе лонгитюдного исследования эмпатии и рефлексии в процессе обучения студентов-психологов Н.В. Носковой отмечается, неравномерная и вариативная динамика эмпатии и рефлексии в процессе получения психологического образования [5].

Таким образом, подводя итог, можно утверждать, что развитие эмпатии и рефлексии в процессе учебно-профессиональной деятельности является важным фактором профессионализации будущих психологов и медиков как представителей социономической профессии. В связи с этим особое внимание необходимо уделить изучению данных качеств ещё на этапе подготовки специалистов в рамках высшего учебного заведения.

Целью данной работы явилось выявление сходства и различия в проявлении эмпа-тии и рефлексии на начальном и завершающем этапах учебно-профессиональной деятельности студентов-психологов и студентов-медиков. В исследовании приняли участие 86 студентов психологического факультета ЮУрГУ их результаты сравнивались с результатами исследования, также проведенного в ЮУрГУ в 2016-2019 гг. Мануйловым Г.В.

среди 117 студентов медицинского вуза, из них студенты 1 курса (52 психолога и 59 медиков) и последнего курса (34 психолога и 58 медиков). В исследовании использованы следующие методики: диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии И.М. Юсупова [3], «Пятифакторный опросник личности» (5РБР) Р. МакКрэя, П. Коста и Х. Тсуйи, адаптированный для российской выборки А.Б. Хромовым [6], опросник «Дифференциальный тип рефлексии», разработанный Д. А. Леонтьевым с соавторами [2]. Для обработки эмпирических данных использованы описательные статистики и критерий Стьюдента.

Результаты исследования представлены в таблицах 1, 2 и 3. Все показатели эмпа-тии находятся в зоне средних значений как у психологов, так и у медиков, как на начальном, так и завершающем этапах обучения (табл. 1). Значимые различия наблюдаются в динамике общего уровня эмпатии у студентов обеих профессиональных групп (1=2,51 на уровне р<0,05 у психологов и 1=4,18 на уровне р<0,001 у медиков). Однако у психологов уровень эмпатии снижается к завершающему этапу обучения, а у медиков напротив повышается. При этом на начальном этапе обучения студенты-психологи демонстрируют значимо более высокий уровень эмпатии, чем студенты-медики (1=3,802 при р<0,001), а на завершающем этапе эти различия не значимые. У студентов-психологов наблюдается более низкий уровень эмпатии к незнакомым или малознакомым людям (1=3,81 р<0,001). Этот показатель может быть связан с тем, что в процессе профессионального становления у психологов эмпатия принимает профессиональную направленность, в связи с чем её активное проявление в повседневной жизни и вовлечение в переживания может несколько снижаться для сохранения собственного психологического благополучия и впоследствии во избежание риска возникновения профессионального выгорания.

Сравнение показателей эмпатии психологов и медиков показало, что у студентов-медиков на первом курсе выше уровень эмпатии по отношению к родителям (1=4,390 р<0,001) и пожилым людям (1=2,828 р<0,01), а у психологов к животным (1=4,682 р<0,001), героям художественных произведений (1=2,076 р<0,05) и незнакомым или малознакомым людям (1=3,351 р<0,01). Из этого следует, что психологи-первокурсники более эмоциональны, чем медики первого курса обучения, что может объясняться личностными особенностями, которые наряду с прочими факторами возможно повлияли на их выбор профессионального обучения.

На завершающем этапе профессионального обучения различия между психологами и медиками сохраняются по уровню эмпатии к родителям (1=5,242 р<0,001) и пожилым людям (1=2,409 р<0,05), причем ее значение выше у медиков. У психологов сохраняется и становится выше уровень эмпатии к животным (1=3,091 р<0,01) и героям художественных произведений (1=2,464 р<0,05). Стабильность различий в данных показателях эмпатии, скорее всего, отражает их профессиональную направленность.

Таблица 1 - Показатели эмпатии у студентов-психологов и студентов-медиков и их значив_

Психологи Медики

Формы проявления эмпатии Начальный этап, п = 52 Завершаю щий этап, п = 34 1-критерий Стьюдента Начальны й этап, п = 59 Завершаю щий этап, п = 58 1-критерий Стьюдента

Общий уровень эмпатии М о 53,69 8,17 49,52 7,07 2,51 р<0,05 49,28 2,79 51,51 2,98 4,18 р<0,001

Эмпатия к родителям М о 9,04 1,93 8,72 1,54 10,84 2,44 10,89 2,43

Эмпатия к животным М о 9,73 2,64 8,69 2,37 7.15 3.16 6,86 3,28

Эмпатия к пожилым людям М о 6,85 2,08 7,07 1,99 8,08 2,50 8.39 2.40

Эмпатия к детям М о 9,75 2,41 8,90 2,19 9,61 3,37 9,50 3,27

Эмпатия к героям худ. М 7,69 7,93 6,71 6,72

произведении о 2,15 1,96 2,81 2,73

Психологи Медики

Формы проявления эмпатии Начальный этап, п = 52 Завершаю щий этап, п = 34 1-критерий Стьюдента Начальны й этап, п = 59 Завершаю щий этап, п = 58 1-критерий Стьюдента

Эмпатия к незнакомым или М 10,63 8,21 3,81 8,71 9,15

малознакомым людям о 2,30 2,07 р<0,001 3,65 3,49

Сходство психологов и медиков на всех этапах обучения в том, что наиболее высокий уровень эмпатии проявляется к родителям и детям. Это объясняется результатом оценочно-познавательного итога межличностного взаимодействия с близкими людьми [3]. Можно говорить о том, что в процессе этой деятельности как у психологов, так и медиков происходят незначительные изменения уровня эмпатии, показатели которой больше отражают личностные особенности студентов.

Рассмотрим особенности проявления типов рефлексии (таблица 2). Следует отметить, что системная рефлексия является наиболее адаптивной, т.к. связана с самодетерминацией. Она больше выражена у студентов-психологов на начальном этапе обучения, а на завершающем этапе ее уровень снижается (1=2,246 р<0,05). В начале обучения уровень системной рефлексии у психологов выше, чем у медиков (1=16,14 р<0,001), причем для медиков этот уровень оценивается как низкий. На завершающем этапе учебно-профессиональной деятельности уровень системной адаптации повышается, и различия с психологами становятся незначимыми. Следовательно, у студентов-медиков в отличие от психологов наблюдается положительная динамика развития системной рефлексии. Однако, у обеих профессиональных групп студентов уровень системной рефлексии на завершающем этапе оценивается как средний.

Таблица 2 - Показатели рефлексии студентов-психологов и студентов-медиков и их значимые различия на разных этапах обучения_

Группы Системная рефлексия | Интроспекция | Квазирефлексия

М о М о М о

Психологи: начальный этап 39,00 4,97 24,08 6,22 25,19 6,18

Психологи: завершающий этап 36,24 5,84 23,00 6,03 23,93 5,67

1-критерий Стьюдента 2,246 р<0.01 | |

Медики: начальный этап 27,75 0.82 32,93 1,09 34,57 1,34

Медики: завершающий этап 34,86 3,51 23,46 2,05 23,46 3,86

1-критерий Стьюдента 10,35 р<0.001 | 31,15 р<0.001 | 20,73 р<0.001

Уровень интроспекции и квазирефлексии у психологов остается неизменным на разных этапах обучения и оценивается как средний. Между тем, у медиков значимо повышается уровень системной рефлексии (1=10,35 р<0,001), что обозначает увеличение способности смотреть на себя со стороны, избирательно относиться к себе и работать над собой. Вто же время у них значимо уменьшается уровень интроспекции (1=31,15 р<0,001) и квазирефлексии (1=20,73 р<0,001). У студентов-медиков 1 курса в структуре рефлексии преобладает направленность на посторонние объекты, не актуальные для данной жизненной ситуации, сосредоточенность на собственных переживаниях. Все эти переживания связаны с процессом адаптации в вузе, который предполагает принятие строгих правил обучения, дисциплины и развитие навыков работы с большим объемом учебного материала. На завершающем этапе обучения медики меньше занимаются самокопанием, не зацикливаются на собственных переживаниях и объектах, не имеющих отношения к актуальной жизненной ситуации (по результатам исследования [3]). У психологов такой уровень всех типов рефлексии наблюдался уже на начальном этапе учебно-профессиональной деятельности, однако в процессе обучения положительная динамика по этому параметру не определяется, что согласуется с результатами исследования Н.В. Носковой [5]. Исследование взаимосвязи выявленных у студентов типов рефлексии с изученными их личностными свойствами представлено в таблице 3.

Таблица 3 - Значимые взаимосвязи личностных свойств и типов рефлексии студентов четвертого курса

Системная рефлексия Интроспекция Квазирефлексия

Уважение к другим 0,376* — —

Самоконтроль 0,397* — —

Ответственность 0,374* — —

Самоконтроль поведения 0,435* — —

Эмоциональность — 0,785** 0,483**

Тревожность — 0,689** —

Напряженность — 0,761** 0,527**

Депрессивность — 0,657** 0,384*

Самокритичность — 0,447* —

Эмоциональная лабильность — 0,581** 0,446*

Экспрессивность — -0,395* —

Любознательность — — 0,509**

Сензитивность 0,555** — -0,383*

Пластичность — -0,556** —

Примечание: *—р <0,05; **—р <0,01

Значение интроспекции у студентов обнаруживает прямую взаимосвязь с эмоциональностью (г=0,785) и всеми входящими в неё первичными факторами: тревожностью (г=0,689), напряженностью (г=0,761, депрессивностью (г=0,657), самокритичностью (г=0,447), эмоциональной лабильностью (г=0,581). Кроме того, выявляются обратные взаимосвязи данного типа рефлексии с экспрессивностью (г=-0,395) и пластичностью (г=-0,556) (таблица 3). Чем более эмоционально неустойчивым, тревожным, неуверенным в себе является человек, чем менее ему свойственны пластичность в отношении к жизни, тем он более склонен к фиксированности, зацикленности на собственном состоянии.

Как можно заметить, взаимосвязи интроспекции с нейротизмом у студентов практически идентичны, значения коэффициента корреляции в обоих случаях находятся в диапазоне 0,561-0,795, то есть функциональную зависимость большинства связей можно охарактеризовать как среднюю, а отдельных и как сильную. Таким образом, можно предположить, что, несмотря на завершение основной образовательной программы к 4 курсу, наличие соответствующего образования не способствует преодолению склонности к самокопанию, что может стать проблемой в дальнейшей профессиональной деятельности.

Квазирефлексия у студентов четвертого курса в основном связана с эмоциональностью (г=0,483) и её составляющими: напряженностью (г=0,527), депрессивностью (г=0,384) и эмоциональной лабильностью (г=0,446). Помимо этого, обнаруживаются значимые взаимосвязи с любознательностью (г=0,509) и сензитивностью (г=-0,383) - прямая и обратная связи соответственно. Можно предположить, что связь квазирефлексии с таким сочетанием личностных свойств обусловлена характером данного вида рефлексии, а именно тем, что она выступает в качестве своеобразной формы психологической защиты, позволяя снизить психологическую нагрузку за счет избегания столкновения с реальными актуальными событиями и направленности на что-то менее реальное.

Можно предположить, что преобладание связей квазирефлексии с нейротизмом у студентов четвертого курса в сочетании со снижением чувствительности к людям и событиям может свидетельствовать о стремлении «сбежать» из реальности из-за невыносимости переживаний, то есть квазирефлексия выступает как механизм защиты. Данный вид рефлексии связан с «отрицательными» личностными свойствами в контексте профессиональной деятельности, а, следовательно, их сильная выраженность требует коррекции или компенсации, так как несовместима с профессиональной успешностью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, данное эмпирическое исследование показало, что у студентов со-циономических профессий, где эмпатия и рефлексия являются профессионально важны-

ми качествами, в процессе учебно-профессиональной деятельности наблюдаются разные типы динамики этих качеств. У студентов-психологов проявляется эмпатийная стабильность и даже уменьшение уровня общей эмпатии на завершающем этапе обучения. У студентов-медиков к концу обучения в вузе проявляется положительная динамика уровня эмпатии и рефлексии, этот результат зависит от уровня признаки, с которым студенты поступают на 1 курс.

Однако у всех студентов, независимо от специализации, преобладает средний уровень эмпатии и рефлексии на всех этапах овладения профессиональной деятельностью. Для представителей социономических профессий желателен более высокий уровень данных профессионально важных качеств. Поэтому на всех этапах обучения в вузе необходима более целенаправленная работа всех субъектов учебной деятельности на оптимизацию выделенных качеств личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Егоренко Т.А. Становление рефлексивно-эмпатийных свойств личности студента-психолога как основания его психологического благополучия на этапе допрофессионального развития / Т.А. Егоренко // Мир науки. Педагогика и психология. - 2019. - № 3 - С. 56-67.

2. Леонтьев Д.А. Рефлексия «хорошая» и «дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике / Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2014. - № 11 (4). - С. 110-135.

3. Мануйлов ГВ. Особенности эмпатии и рефлексии личности на разных этапах учебной деятельности / Г.В. Мануйлов, Г.Г. Горелова, Е.Ф. Ященко // Психология. Психофизиология. - 2020. - Т. 13, № 1. - С. 5-13.

4. Мануйлов Г. В. Оценка уровня эмпатии и рефлексии у студентов медицинских вузов и врачей / Г.В. Мануйлов // Научный поиск: материалы десятой научной конференции аспирантов и докторантов. Челябинск. - 2018. - С. 137-141.

5. Носкова, Н.В. Лонгитюдное исследование эмпатии и рефлексии студентов-психологов в процессе обучения // Психология обучения. - 2009. - № 3. - С. 65-72.

6. Хромов, А.Б. Пятифакторный опросник личности: учебно-методическое пособие / А.Б. Хромов. - Курган : Изд-во Курганского гос. Университета, 2000. -23 с.

REFERENCES

1. Egorenko, T.A (2019), "Formation of reflexive-empathic personality traits of a studentpsychologist as the basis of his psychological well-being at the stage of pre-professional development", World of Science. Pedagogy and psychology, No. 3, pp. 56-67.

2. Leontiev, D.A. and Osin, E.N. (2014). «Reflection "good" and "bad": from an explanatory model to differential diagnostics", Psychology. Journal of the Higher School of Economics, No. 11 (4), pp. 110-135.

3. Manuilov, G.V., Gorelova, G.G. and Yashchenko, E.F. (2020), "Features of empathy and reflection of personality at different stages of educational activity", Psychology. Psychophysiology, Vol. 13, No. 1, pp. 5-13.

4. Manuilov, G.V. (2018), "Assessment of the level of empathy and reflection among students of medical universities and doctors", Scientific search: materials of the tenth scientific conference of graduate students and doctoral students, Chelyabinsk, pp. 137-141.

5. Noskova, N.V. (2009), "Longitudinal study of empathy and reflection of psychology students in the learning process", Psychology of learning, No. 3, pp. 65-72.

6. Khromov, A.B. (2000), Five-factor personality questionnaire: Study guide, Publishing house of the Kurgan state university, Kurgan.

Контактная информация: gennadiymanuylovproduction@gmail.com

Статья поступила в редакцию 28.11.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.