Научная статья на тему 'Сравнительный анализ электронного учебника по предмету «Вычислительные методы» с традиционным учебником'

Сравнительный анализ электронного учебника по предмету «Вычислительные методы» с традиционным учебником Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
802
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК / ELECTRONIC TEXTBOOK / ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ / COMPUTING METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эшназарова М.Ю.

Статья посвящена анализу традиционного учебника по курсу «Вычислительные методы» для студентов, обучающихся по направлениям «математика» и «прикладная математика и информатика». При этом рассматривается учебный план факультета математики по курсу «Вычислительные методы», а также сравнивается электронный учебник с традиционным учебником и определяется преимущества ЭУ. Изучаются особенности технологии использования электронного учебника для рассматриваемого предмета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Эшназарова М.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyses a traditional textbook on computing methods for mathematics and applied mathematics and computer science students. The author examines the curriculum of the Mathematics Department for the Computing methods course and compares the electronic textbook with a traditional textbook defining the advantages of the electronic textbook. The article also discusses peculiarities of using an electronic textbook for the subject under discussion.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ электронного учебника по предмету «Вычислительные методы» с традиционным учебником»

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА ПО ПРЕДМЕТУ «ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ» С ТРАДИЦИОННЫМ УЧЕБНИКОМ

I М. Ю. Эшназарова

Аннотация. Статья посвящена анализу традиционного учебника по курсу «Вычислительные методы» для студентов, обучающихся по направлениям «математика» и «прикладная математика и информатика». При этом рассматривается учебный план факультета математики по курсу «Вычислительные методы», а также сравнивается электронный учебник с традиционным учебником и определяется преимущества ЭУ. Изучаются особенности технологии использования электронного учебника для рассматриваемого предмета.

Ключевые слова: электронный учебник, вычислительные методы.

Summary. The article analyses a traditional textbook on computing methods for mathematics and applied mathematics and computer science students. The author examines the curriculum of the Mathematics Department for the "Computing methods" course and compares the electronic textbook with a traditional textbook defining the advantages of the electronic textbook. The article also discusses peculiarities of using an electronic textbook for the subject under discussion.

Keywords: electronic textbook, computing methods.

Метод дистанционного обучения известен достаточно давно, в Западной Европе его применяют в основном в форме «открытых» университетов, которые финансируются государством. Развивается ДО и в Узбекистане. Много внимание уделяется этому направлению в высших учебных заведениях, где создан центр ДО.

В целях реализации Национальной программы по подготовке кадров в нашей республике проводится работа по освоению и созданию технологий дистанционного образования. Так, на основе принятого правительством Республики Узбекистан постановления «О мерах по организации

разработки Программы развития компьютерных и информационных технологий на 2001-2005 годы, обеспечения широкого доступа к международным информационным системам Интернет», во всех вузах Узбекистана созданы центры ДО, разрабатываются дидактические материалы ДО, а также проводятся различные мероприятия, такие как семинары, конференции и т.д.

Президент Республики И. А. Каримов в своих выступлениях неоднократно акцентировал внимание на том, что «Если мы хотим представить себя готовыми к двадцати первому веку, жить информационными

45

1 / 2011

Преподаватель

ЕК

46

технологиями, мы должны внедрить Интернет». В своем выступлении на VIII сессии Олий Мажлиса второго созыва Президент отметил следующее: «Узбекистан вступает в век Интернет, имея сильные и слабые стороны для развития информационных технологий. Большое внимание в подготовке кадров должно быть уделено методам преподавания. Методы преподавания должны использовать самые современные технологии, учитывать опыт нашей страны и зарубежных стран».

Одним из важнейших направлений решения данной проблемы является внедрение новых образовательных технологий, в частности методов дистанционного обучения, в систему высшего образования Республики Узбекистан. Большое значение в достижении искомой цели имеют учебники и учебные пособия. Традиционных бумажных учебников для достижения целей дистанционного обучения недостаточно, поэтому необходимо разработать и внедрить электронные учебники.

Технология создания ЭУ, как известно, является непростой задачей, поскольку учебник такого характера имеет ряд преимуществ и недостатков. Если мы хотим создать ЭУ для дистанционного обучения

по курсу «Вычислительные методы» для студентов, обучающихся по направлениям «математика» и «прикладная математика и информатика», то следует принять во внимание целый ряд факторов.

Во-первых, надо учесть особенности учебного плана Наманганского государственного университета факультета математики по курсу «Вычислительные методы», где, как видно из таблицы 1, на самостоятельную работу отводится больше часов, чем на лекции, практические и лабораторные занятия.

Во-вторых, при составлении ЭУ необходимо обратить внимание на нейрофизиологические особенности человеческого организма, например на то, что органы зрения пропускают в мозг почти в пять раз больше информации, чем органы слуха, потому что информация, поступающая в мозг из органов зрения, не требует значительного перекодирования, она запечатлеется в памяти человека легко, быстро и прочно.

В-третьих, необходимо исходить из того, что все ЭУ имеют общие особенности (анимация, многоуровневые и многовариантные задания, гипертекст, мультимедиа и т.д.) и структуру (содержании лекции, практические задания, тесты). Поэтому перед тем

Таблица 1

Учебный план Наманганского государственного университета факультета математики по курсу «Вычислительные методы»

Направление Семестры Лекций Практические занятия (в часах) Лабораторные занятия (в часах) Самостоятельная работа (в часах) Всего (в часах)

Математика 5,6 44 30 - 74 8

Прикладная математика 5,6 56 68 20 144 288

Преподаватель |_

1 / 2011

Таблица 2

Отличительные признаки учебников, использующихся студентами по курсу «Вычислительные методы»

Традиционный учебник

• чтобы найти нужную информацию, студент теряет время (листает, ищет в других учебниках и т.д.)

• студент не имеет возможность проверять и оценивать себя

• один учебник приходится на одного студента

• чтобы усовершенствовать или обновить учебник, необходимо его заново отредактировать и напечатать

Электронный учебник

• необходимая информация находится очень быстро; использование автоматического поиска экономит время

• учебник имеет ряд преимуществ (анимации, многоуровневые и многовариантные задания, гипертекст, мультимедиа и т.д.)

• существует возможность сдач практических и лабораторных заданий с помощью e-mail

• присутствует возможность самопроверки студента по каждым разделам с помощью тестов

• быстрое и легкое обновление учебника новыми материалами обеспечивает его соответствие новым научным данным

• у учащихся появляются новые навыки работы с компьютером

• существует возможность использования программ matead, matlab, maple и навыков программирования_

как создать ЭУ по курсу «Вычислительные методы» необходимо узнать его отличия от традиционного учебника (табл. 2).

Из приведенной таблицы видно, что электронный учебник ориентирован на применение компьютерных обучающих средств. С помощью ЭУ студент может оценить уровень своих знаний и понимание данной темы. В отличие от традиционного, ЭУ способен представлять информацию в различных формах. Здесь имеется широкий выбор программных средств для использования визуальных способов представления

47

учебного материала, а также графики, анимации, звукового сопровождения, гипертекста и т.д.

Безусловно, говоря об особенностях создания ЭУ, можно найти и «в-четвертых» и «в-пятых». Однако, указанное выше уже позволяет ответить на главный вопрос: кому и зачем нужен электронный учебник? Электронный учебник необходим для самостоятельной работы учащихся при очном и, особенно, дистанционном обучении потому, что он:

• облегчает понимание изучаемого материала;

• предоставляет широчайшие воз-

1 / 2011

Преподаватель

!ЕК

48

можности для самопроверки на всех этапах работы;

• дает возможность красиво и аккуратно оформить работу и сдать ее преподавателю в виде файла или распечатки.

Электронный учебник полезен на практических занятиях в специализированных аудиториях потому, что он:

• позволяет использовать компьютерную поддержку для решения большего количества задач, особенно задачи по «Вычислительным методам», освобождает время для анализа полученных решений и их графической интерпретации;

• позволяет преподавателю проводить занятие в форме самостоятельной работы за компьютерами, оставляя за собой роль руководителя и консультанта;

• позволяет преподавателю с помощью компьютера быстро и эффективно контролировать знания учащихся, задавать содержание и уровень сложности контрольного мероприятия.

Электронный учебник удобен для преподавателя потому, что он:

• позволяет выносить на лекции и практические занятия материал по собственному усмотрению, возможно, меньший по объему, но наиболее существенный по содержанию, оставляя для самостоятельной работы с ЭУ то, что оказалось вне рамок аудиторных занятий;

• освобождает от проверки домашних заданий, расчетов и контрольных работ, доверяя эту работу компьютеру;

• позволяет оптимизировать соотношение количества и содержания примеров и задач, рассматриваемых в аудитории и задаваемых на дом;

• позволяет индивидуализировать работу со студентами, особенно в части, касающейся домашних заданий и контрольных мероприятий [3].

В заключение хочется подчеркнуть, что в данное время в Наманган-ском университете создается веб-портал для дистанционного обучения, где расположены ЭУ по математическим предметам.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдукадыров А. А., Пардаев А. Х. Теория и практика дистанционного обучения. -Т.: «Фан», 2008. - 145 с.

2. Безручко В. Т., Масленников В. В. Опыт внедрения электронного учебника по курсам [Электронный ресурс]. - URL: http:// petrsu.karilia.ru/General/Conferences/sec-tionB_doc09.html

3. Зимина О. В., Кириллов А. И. Рекомендации по созданию электронного учебника [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.academiaxxi.ru/Meth_Papers/ recom_t.htm Щ

Преподаватель

ЕК

1 / 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.