Научная статья на тему 'Сравнительный анализ эксплуатационной эффективности автотранспортных стредств'

Сравнительный анализ эксплуатационной эффективности автотранспортных стредств Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
134
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СВОЙСТВА / КАЧЕСТВО / АВТОМОБИЛЬ / МЕТОДИКА / ТРАНСПОРТ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ВЕСОВЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ / ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Мамин Л.Р.

В настоящей статье рассмотрены методики оценки потребительских свойств грузовых автомобилей и методы оценки качества автомобильной техники. Выявлены их основные недостатки. Предложена программа-методика оценки потребительских свойств грузовых автомобилей с использованием программного продукта реализованного в среде Microsoft Excel.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Мамин Л.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ эксплуатационной эффективности автотранспортных стредств»

Рисунок 3. Зоны возможного подавления SDR приемников

Анализируя зависимость зон поражения необходимо отметить, что проникновение радиочастотного излучения осуществляется через антенно-фидерные тракты в узкой полосе частот максимально передавая энергию электромагнитного импульса входным цепям РЭС.

Таким образом воздействие мощного радиочастотного импульса (РЧИ) на любой частоте рабочего диапазона РЭС способно нанести функциональное поражение входных трактов радиоприемных устройств. С тенденцией интеграции диапазонов работ различных служб связи в одну единую сеть вопросы разработки методик защиты входных устройств становится наиболее остро.

Для обеспечения функциональной безопасности РЭС при воздействии мощных РЧИ необходимо произвести общую оценку возможного влияния помех и разработать практические рекомендации по минимизации рисков поражения путем разработки методик проверок стойкости РЭС к данному виду воздействия.

Список литературы

1. J. Mitola II, Z. Zvonar. Software Radio Technologies. New York: IEEE Press, 2001.

2. J. Mitola II. Software Radio Architecture: Object-oriented Approaches to Wireless System. New York: John Wiley & Sons, 2000.

3. ГОСТ Р 51317.1.2-2007 «Совместимость технических средств электромагнитная. Методология обеспечения функциональной безопасности технических средств в отношении электромагнитных помех».

4. РЕКОМЕНДАЦИЯ МСЭ-R P.1546-2 Метод прогнозирования для трасс"точка-зона" для наземных службв диапазоне частот от 30 МГц до 3000 МГц

5. Азаркевич Е.И., Диденко А.Н. и др. Генерирование импульсного излучения с помощью энергии химических взрывных веществ, - Доклады АН СССР.Т.39, 1991.

6. ГОСТ Р 51317.1.5-2009 «Совместимость технических средств электромагнитная. Воздействия электромагнитные большой мощности на системы гражданского назначения. Основные положения».

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СТРЕДСТВ

Л.Р. Мамин

Набережночелнинский институт Казанского (Приволжского) федерального университета,

Набережные Челны, Республика Татарстан, Россия.

АННОТАЦИЯ

В настоящей статье рассмотрены методики оценки потребительских свойств грузовых автомобилей и методы оценки качества автомобильной техники. Выявлены их основные недостатки. Предложена программа-методика оценки потребительских свойств грузовых автомобилей с использованием программного продукта реализованного в среде Microsoft Excel.

Ключевые слова: экономическая эффективность, потребительские свойства, качество, автомобиль, методика, транспорт, конкурентоспособность, весовые коэффициенты, эксплуатационная эффективность.

В настоящее время мировой автопарк составляет порядка 900 млн. единиц и приблизительно на 30% состоит из грузовых автомобилей, а на 70% - из легковых и автобусов. Каждый год в мире производится 40-45 млн. автомобилей, причем порядка 25 млн. заменяют выводимые из

эксплуатации транспортные средства, а 20 млн. составляют ежегодный прирост мирового автопарка. [3]

Параллельно количеству автомобилей непрерывно растут и требования к транспортным средствам. С одной стороны действуют все более жесткие нормативные требования, оговаривающие безопасность транспортного

средства к окружающей среде и к другим участникам дорожного движения. С другой стороны растущая конкуренция стимулирует рост потребительских характеристик: цена, ремонтопригодность, эксплуатационные расходы, гарантийные условия, комфорт и т.д.

В современных условиях потребитель выбирает только тот товар, который наиболее полно удовлетворяет его требованиям. Поэтому необходимо иметь точный и удобный инструмент для оценки экономической эффективности и качества изделий не только на этапе их эксплуатации, но и на этапе разработки. К таким изделиям относится автомобильная техника. Для оценки экономической эффективности и качества автомобильной техники предлагались различные решения. Они разрабатывались как на уровне отраслевой науки, так и академической.

Ранее в [2] рассмотрены прикладная программа «Авто-инвест»[1] и методика, предложенная ФГУП «НАМИ», позволяющие оценить экономическую эффективность и качество автомобильной техники, и приведены основные недостатки, которые заключались в следующем:

- отсутствует учет расхода горюче-смазочных материалов (ГСМ) современных автомобилей, оборудованных двигателями экологического уровня Евро-4 и Евро-5, системой SCR (Selective Catalyst Reduction), у которых наряду с затратами на ГСМ, необходимо учитывать затраты на жидкость (Adblue) для обработки отработавших газов;

- требует уточнения методика расчета страхования обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) и транспортного налога;

- необходима доработка методики расчета затрат на выполнение транспортной работы автомобилями;

- применение метода «профилей», основной недостаток которого заключается в том, что он не учитывает весомость единичных показателей качества, т.е. все характеристики принимаются равноценными с точки зрения потребителя.

Для устранения приведенных выше недостатков, в [2] предложена методика оценки потребительских свойств

грузовых автомобилей, реализованная в виде программы в среде MS Excel, а именно:

1. Разработана матрица весовых коэффициентов по семействам грузовых автомобилей.

2. Сформирован единый лист по вводу исходных дан-

ных.

3.

4.

5.

Уточнена методика расчета ГСМ для двигателей стандарта Евро-4 и Евро-5 оборудованных системой селективной каталитической нейтрализации (SCR).

Уточнена методика расчета страхования ОСАГО и транспортного налога и обновлены тарифные ставки.

Уточнена методика расчета затрат на выполнение транспортной работы автомобилями.

Разработанная методика базируется на экспериментальных (применительно к автомобилям КАМАЗ) и экспертных данных и является результатом учета положительных моментов вышеперечисленных методик, их адаптации с целью наиболее полного расчета эксплуатационной эффективности и определения уровня качеств автомобиля.

Применение этой методики на практике показало, что с одной стороны большое количество параметров, по которым оценивается качество автомобилей, позволяет всецело рассмотреть сравниваемые автомобили, а с другой усложняет и увеличивает время на подготовку исходных данных. В основном это относится к «субъективным» составляющим, т.е. весовым коэффициентам.

С целью повышения объективности результатов оценки предложены следующие решения:

1. Оптимизированы (минимизированы) параметры по оценке качества автомобилей.

2. Разработана новая матрица весовых коэффициентов.

3. Уточнена методика расчета комплексного критерия потребительских свойств сравниваемых автомобилей.

Результаты проведенного анализа представлены на

рисунке 1.

0,7361

0,7440

16. Нормативные

^ 5. Надежности

■ 4. Экономические

I 3 .Динамические

I 2. Силовые

I 1 .Размерные

■Коэффициент качества с учетом весов

КАМАЗ 651 15 (740.62-280) ЕВРО 3

КАМАЗ 651 15 (740.70-2S0) ЕВРО 4

DongFeiig DFL3251A-375 ЕВРО 4

MAN TGA 26.320 ЕВРО 4

Volvo FM400 ЕВРО 4

Рис.1. График сравнительной оценки автомобилей

Из расчетов видно, что по коэффициенту качества из числа рассмотренных, лидирующую позицию занимает автомобиль Volvo FM400 с двигателем экологического уровня ЕВРО-4 (коэффициент качества с учетом весов 0,7440). На втором месте автомобиль MAN TGA 26.320 ЕВРО-4 (0,7361). Третье место занимает автомобиль КАМАЗ 65115 ЕВРО-4 (0,7005). Четвертое и пятое место принадлежит автомобилям КАМАЗ 65115 с двигателем экологического уровня ЕВРО-3 и DongFeng DFL3251A-375 ЕВРО-4 (коэффициент качества с учетом весов 0,6479 и 0,6252 соответственно).

Самым экономически эффективным является автомобиль КАМАЗ 65115 ЕВРО-4 с групповым коэффициентом качества с учетом весов 0,0816, следом автомобили Volvo и MAN (соответственно 0,0809 и 0,0757). По размерным и силовым показателям, лидирующую позицию занимает автомобиль Volvo (соответственно 0,1088 и 0,1155). В группе показателей надежности два лидера - автомобили MAN и Volvo (групповой коэффициент качества 1,068), следом автомобиль КАМАЗ 65115 ЕВРО-4 (0,1138).

Следует отметить, что относительная разница в оценке коэффициента качества по предложенной методике между Volvo FM400 и КАМАЗ 65115 составляет 6%. Насколько это соответствует действительности, судить

потребителю и «росту-снижению» продаж данных автомобилей.

Список использованной литературы

1. Фасхиев Х.А. Оценка экономической эффективности и выбор подвижного состава/ Фасхиев Х.А., Ну-ретдинов Д.И., Гарифов А.Г. - Набережные Челны: Изд-во Камской государственной инженерно-экономической академии, 2006. - 306 с.; Библиогр. С.253-261.

2. Материалы 77-й международной научно-технической конференции ААИ «Автомобиле- и тракторостроение в россии: приоритеты развития и подготовка кадров», Секция 11 «Конкурентоспособность и инновации в автотракторостроении», «ОЦЕНКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ СВОЙСТВ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ», д.т.н. проф. Шибаков В.Г., асп. Мамин Л.Р. Камская государственная инженерно-экономическая академия, 2012г. С.181-189.

3. Журнал «Международные автомобильные перевозки» [Электронный ресурс] / Официальное издание Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП). Режим доступа: http://www.map.asmap.ru/4(68)_06/toplivo.htm, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус.

ОБЗОР СПОСОБОВ ИЗМЕРЕНИЯ (КОНТРОЛЯ) РАСХОДА И ДАВЛЕНИЯ

ЖИДКИХ И ГАЗООБРАЗНЫХ СРЕД

Мартынов Николай Олегович

Магистрант кафедры электроэнергетики и электротехники, ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет», г.Тольятти

Мартынова Светлана Геннадьевна Магистрант кафедры электроэнергетики и электротехники, ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет», г.Тольятти

В системах автоматического управления, информационно-измерительных комплексах, системах автоматизации эксперимента значительная часть исходной информации представляется в непрерывной форме и ее обработка может выполнятся цифровыми или аналоговыми методами. Цифровые методы являются принципиальной возможностью исключения погрешности при вычислении и оперативного изменения алгоритмов обработки информации. Стоимость цифровых узлов существенно ниже стоимости аналоговых, а при интегральном исполнении степень интеграции цифровых узлов существенно выше. Следовательно, использование структур с аналогово-циф-ровым преобразованием (АЦП) сигналов и дальнейшей их обработкой в цифровой форме является на данный момент наиболее рациональным решением. Применяя ПЭВМ для управления и контроля сложными производственными процессами, можно обрабатывать в реальном масштабе времени сигналы, поступающие одновременно от многих источников, в частности датчиков, и восстанавливать аналоговую информацию на дисплее ПЭВМ. Экран любого монитора дает гораздо больше возможностей для отображения результатов измерения, чем экран осциллографа или самописца. При работе ручная настройка и управление менее удобны, чем клавиатура или мышь. Кроме того, персональный компьютер обладает большой вычислительной мощностью программной обработки той или иной практической задачи. Дисковый накопитель позво-

ляет накопить большой объем данных с целью их последующей обработки. Измерение физических параметров, таких как напряжение, ток, температура или давление предполагают точную оценку аналоговых величин. Компьютер может управлять АЦП либо через последовательный или параллельный порты, либо непосредственно через шины, если АЦП выполнен в виде платы расширения. Второй метод дает отличные характеристики, но вследствие высокой цены и сложности уступает первому. Неоправданность обосновывается тем, что быстродействие не во всех случаях играет основную роль. Следовательно, в сборе данных более выгодны интерфейсные устройства. В зависимости от принципа действия [4,с.95] расходомеры жидкости, газа и пара классифицируются следующим образом: расходомеры переменного перепада давления; расходомеры переменного уровня; расходомеры обтекания; тахометрические расходомеры; электромагнитные расходомеры; акустические расходомеры; вихревые расходомеры.

Наиболее распространенны и изучены расходомеры переменного перепада давления. Принцип действия основан на зависимости перепада давления, создаваемого неподвижным устройством, устанавливаемым в трубопроводе, или элементом трубопровода, от расхода вещества.

К расходомерам переменного перепада давления относятся расходомеры:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.