Научная статья на тему 'Сравнительный анализ экономического и налогового потенциала сибирских регионов'

Сравнительный анализ экономического и налогового потенциала сибирских регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
111
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СИБИРСКИЕ РЕГИОНЫ / СЫРЬЕВЫЕ РЕСУРСЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / IMPORT SUBSTITUTION / TAX POTENTIAL / SIBERIAN REGIONS / MINERAL RESOURCES / ECONOMIC POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зозуля Валентина Владимировна

Рассматривается экономический и налоговый потенциал трех крупных сибирских регионов, имеющих перспективы развития. На основе авторского анализа прогнозируются перспективы развития этих регионов. Показано, что многолетние попытки перестроить и диверсифицировать экономику России породили такое явление, как импортозависимость. Отмечена необходимость противодействия санкциям, в качестве которого правительством России приняты и действуют программы «импортозамещения». В целях реализации этих программ требуется развитие перерабатывающей промышленности сибирских регионов, вопросам которого уделяется внимание в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Соmparative analysis of Siberian regions tax and economic potentials

Economic and tax potentials of three perspective huge Siberian regions are considered in the research. On the base of such analysis the perspectives of regional development can be predicted. Long-term attempts to rebuild and diversify Russian economy led to economic dependence, increase in imports and drop of exports, total industrial and production collapse. This phenomenon can be called «import dependence» today Russian government at last faced to Russian companies in the form of import substitution programs. In the goals of import substitution programs realization the development of processing industries in Siberian regions is necessary that’s why this question is on the significant focus in the article.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ экономического и налогового потенциала сибирских регионов»

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Сравнительный анализ экономического и налогового потенциала сибирских регионов1

Валентина Зозуля1*

1 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва, Россия

Информация о статье

Поступила в редакцию: 21.02.20 17 Принята к опубликованию: 10.07.20 17

УДК 336.226

JEL Н 22, Н 23, Н 24, Н 26

Ключевые слова:

импортозамещение, налоговый потенциал, сибирские регионы, сырьевые ресурсы, экономический потенциал.

Keywords:

Import substitution, tax potential, Siberian regions, mineral resources, economic potential.

Аннотация

Рассматривается экономический и налоговый потенциал трех крупных сибирских регионов, имеющих перспективы развития. На основе авторского анализа прогнозируются перспективы развития этих регионов. Показано, что многолетние попытки перестроить и диверсифицировать экономику России породили такое явление, как импортозави-симость. Отмечена необходимость противодействия санкциям, в качестве которого правительством России приняты и действуют программы «импортозамещения». В целях реализации этих программ требуется развитие перерабатывающей промышленности сибирских регионов, вопросам которого уделяется внимание в данной статье.

Сошрагайуе analysis of Siberian regions tax and economic potentials1

Zozulya Valentina Аbstract

Economic and tax potentials of three perspective huge Siberian regions are considered in the research. On the base of such analysis the perspectives of regional development can be predicted. Long-term attempts to rebuild and diversify Russian economy led to economic dependence, increase in imports and drop of exports, total industrial and production collapse. This phenomenon can be called «import dependence» today Russian government at last faced to Russian companies in the form of import substitution programs. In the goals of import substitution programs realization the development of processing industries in Siberian regions is necessary - that's why this question is on the significantfocus in the article.

1 Работа выполнена в соответствии с государственным заказом Правительства Российской Федерации.

* Автор для связи: E-mail: zva-inga@mail.ru DOI: dx.doi.org/10.24866/2311-2271/2017-3/59-65

Введение

Обеспеченность сырьевыми ресурсами остается ключевым фактором процесса формирования социально-экономического развития в регионах [1]. Сибирские регионы обладают большими запасами полезных ископаемых, отличаются достаточно высокими экономическими показателями, такими как доля в ВВП РФ, доходы на душу населения, объемы налоговых поступлений и др.

[2]. Однако перспектива их дальнейшего развития зависит прежде всего от политики в области инвестирования в переработку сырьевых природных ресурсов

[3]. Здесь исследуются три сибирских региона - Красноярский край, Новосибирская и Иркутская области.

С учетом нестабильности мировых сырьевых рынков и тяжелой геополитической ситуации регионы, которые не уделяли достаточно внимания диверсификации, могут существенно пострадать. На этом фоне анализ показывает снижение доли сырьевого сегмента в Красноярском крае, что не может не отразиться на экономической и социальной ситуации региона в ближайшем будущем. Новосибирская и Иркутская области, будучи малочувствительными к колебаниям цен на сырье, могут избежать столь серьезных проблем и даже укрепить свои позиции.

Анализ экономического потенциала

Основу экономики Красноярского края составляют обрабатывающее производство и добыча полезных ископаемых. В крае слабо развиты транспорт, связь, в структуре РВП низкий процент расходов на образование, здравоохранение, социальные услуги, что представляет угрозу социально-экономического характера.

Структура производства в Иркутской области более разнообразна: кроме добычи полезных ископаемых здесь сравнительно высоки показатели доходов от оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, бытовых изделий [4].

Новосибирская область специализируется на обрабатывающей промышленности, значительную долю доходов приносят оптовая и розничная торговля, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, включая научные и образовательные.

Красноярский край и Новосибирская область владеют большим водным потенциалом. Это крупные реки Енисей и Обь, имеющие выход к морю. В то же время рыболовство и рыбоводство не получают развития, однако этот сегмент рынка имеет хорошую перспективу, особенно для прилегающих к водным ресурсам поселений.

Красноярский край благодаря большим запасам полезных ископаемых обладает очевидными преимуществами по сравнению с двумя другими регионами, но не реализует свой потенциал в полной мере. Причина депрессивной ситуации в том, что перспективные промышленные предприятия с производственной инфраструктурой, функционировавшие во времена Советского Союза, разорились, были заброшены или работают не на полную мощность, особенно в лесопромышленном комплексе, развитие которого во много определяет эффективность реализации программ импортозамещения [5].

В Иркутском и Новосибирском регионах такого богатого ресурсного обеспечения нет, но они являются основными центрами России по добыче и переработке полезных ископаемых.

Посмотрим, какую динамику демонстрирует доля РВП в ВВП РФ (рис. 1).

Наибольшую долю в ВВП России среди трех рассматриваемых субъектов федерации имеет бюджет Красноярского края, но с 2011 г. наблюдается его снижение. Доля РВП Иркутской и Новосибирской областей в последние три года стабилизировалась [6]. Эти субъекты не испытывали больших потрясений, их показатели изменились незначительно.

Важнейшим направлением в преодолении импортозависимости является развитие сельского хозяйства. Сибирские регионы имеют хороший потенциал, но для его реализации требуется специальная программа по оснащению средствами сельскохозяйственного производства. Ранее крупнейший Красноярский комбайновый завод, который поставлял в республики и регионы Союза и России комбайны, малую сельскохозяйственную технику, прекратил свое существование. Структура производства сельскохозяйственной продукции (рис. 2) показывает, что в этом плане наиболее успешным является Красноярский край в силу своей меридиональной протяженности, позволяющей развиваться многим видам хозяйственной деятельности [7-9]. Кроме того, край обладает значительным запасом земельных ресурсов, которые из-за климатических особенностей наиболее освоены на юге края.

Рис. 1. Доля РВП в ВВП России: 1- Красноярский край; 2 - Иркутская область; 3 - Новосибирская область, % (по данным ЕМИСС, https://www.fedstat.ru/indicator/33379)

Рис. 2. Производство сельскохозяйственной продукции регионов: 1- Красноярский край; 2 - Иркутская область; 3 - Новосибирская область, % (по данным ЕМИСС, https://www.fedstat.ru/indicator/33379)

В последние годы в Иркутской области наблюдается устойчивое развитие сельского хозяйства. В области реализуется программа технического перевооружения сельскохозяйственного производства, ведется работа по активному привлечению инвесторов в данный сектор экономики.

В Новосибирской области также стабильно растут показатели доходов от производства и переработки сельскохозяйственной продукции, вплотную приближаясь к показателям Красноярского края. Область полностью обеспечивает себя необходимыми продуктами: зерном и зернопродуктами, картофелем и овощами, молочными и мясными продуктами, яйцом [7-9].

Налоговые доходы бюджетов России

Налоговые доходы составляют основную часть всех финансовых поступлений консолидированных бюджетов регионов РФ, а значит, от качества налогового регулирования зависит не только налоговый, но и экономический потенциал данных территорий.

Формирование бюджетов России различных уровней осуществляется в большей степени за счет налоговых доходов. Рассмотрим три основных налога - НДПИ, налог на прибыль и НДС, - влияющих на доходы как федерального, так и региональных бюджетов (таблицы 1-3) [10].

Таблица 1

НДПИ, начисленный в 2011-2015 гг., тыс. руб. / %

Страна, регион 2011 2012 2013 2014 2015

РФ 29 673 183 34 971 706 38 883 509 40 522 530 46 237 464

100 100 100 100 100

Красноярский край 4 079 177 5 395 766 5 815 733 6 560 270 6 553 643

13,75 15,43 14,96 16,19 14,17

Иркутская область 924 212 1 198 519 1 417 763 1 446 863 1 457 877

3,11 3,43 3,65 3,57 3,15

Новосибирская область 91 152 177 288 231 368 268 327 299 676

0,31 0,51 0,60 0,66 0,65

Источник: https://www.fedstat.ru/indicator/42547

Таблица 2

Налог на прибыль организаций, начисленный в 2011-2015 гг., тыс. руб. / %

Страна, регион 2011 2012 2013 2014 2015

РФ 1 519 370 778 1 927 713 891 1 979 593 361 1 719 452 499 1 961 526 433

100 100 100 100 100

Красноярский край 70 509 460 68 981 632 52 535 449 42 594 454 49 703 463

4,64 3,58 2,65 2,48 2,53

Иркутская область 17 476 545 39 956 815 29 126 530 29 717 817 30 059 660

1,15 2,07 1,47 1,73 1,53

Новосибирская область 16 101 107 19 458 700 24 862 299 21 888 028 20 962 833

1,06 1,01 1,26 1,27 1,07

Источник: https://www.fedstat.ru/indicator/42547

С введением 1 июля 2014 г. поправок в НК РФ (ст. 342.4) до 31 декабря 2033 г. предоставлены льготы по НДПИ на газ, добываемый в Красноярском крае. Кроме того, льгота по «туронским» залежам на 180 налоговых периодов

(15 лет), разработку которых ведет ОАО «Севергазпром», будет влиять на снижение сумм налога на НДПИ (табл.1) [4, 7]. В Новосибирской области прошли арбитражные разбирательства по поводу привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений в части уплаты недоимки по НДПИ, в результате чего увеличились налоговые поступления.

Следующим показателем, влияющим на формирование доходов бюджетов, является налог на прибыль организаций (табл. 2). Анализ показал снижение этого налога по всем исследуемым регионам. В связи с увеличением числа перерабатывающих предприятий наблюдается незначительный рост налога в Красноярском крае.

В соответствии с законом Иркутской области «О пониженных налоговых ставках налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет, для отдельных категорий налогоплательщиков» (от 12.07.2010 № бО-ОЗ) установлена пониженная ставка налога на прибыль организаций в размере 13,5 % для организаций-резидентов особой экономической зоны. Данная поправка привела к снижению налога на прибыль. В Новосибирской области с 1 января 2015 г. ставка налога на прибыль для ГГ-компаний по решению областной Думы также снижена до 13,5 %, что соответственно вызывает снижение налоговых поступлений. Однако анализ статистики показывает их суммарное увеличение по всем исследуемым регионам (табл. 3).

Таблица 3

НДС, начисленный в 2010-2014 гг., тыс. руб. / %

Страна, регион 2010 2011 2012 2013 2014

РФ 1 789 631 580 1 994 869 291 2 260 335 639 2 497 785 032 2 679 498 907

100 100 100 100 100

Красноярский край 40 318 734 44 810 368 49 462 137 54 017 035 56 218 097

2,25 2,25 2,19 2,16 2,10

Иркутская область 26 894 705 29 695 771 34 188 408 37 086 341 39 909 842

1,50 1,49 1,51 1,48 1,49

Новосибирская область 28 588 151 32 312 122 36 513 704 41 035 465 43 011 297

1,60 1,62 1,62 1,64 1,61

Источник: https://www.fedstat.ru/indicator/42547

Налог на добавленную стоимость в Красноярском крае за последние пять лет увеличился почти на 40 %, что является результатом эффективной деятельности перерабатывающих предприятий, которые обусловили повышение налога на прибыль и НДС (таблицы 2, 3). В Иркутской области рост поступлений НДС от налогоплательщиков, находящихся на учете в областной инспекции, составил более 2 млрд рублей. Увеличение налоговых показателей объясняется не только улучшением работы предприятий, но и в большей степени совершенствованием администрирования со стороны налоговых органов.

Прогноз развития экономического и налогового потенциала сибирских регионов

Красноярский край имеет значительный потенциал перспективных месторождений, которые не разрабатываются из-за отсутствия инвестиций, в связи с чем добыча полезных ископаемых остается на прежнем уровне [11]. Однако политика правительства Красноярского края нацелена на дальнейшее разви-

тие промышленного производства. Для этого в крае имеется экономический и производственный потенциал. А привлечение инвестиций, в том числе государственных, позволит ему развиваться более эффективно.

Достаточно перспективно развитие сельского хозяйства. Так, после удачных 2015 и 2016 гг., когда был собран рекордный урожай, положение фермеров улучшилось, что позволяет им увеличить темпы производства как интенсивным путем - засеивая новые поля, участки, увеличивая поголовье скота и т.д., так и экстенсивно - наращивая производственно-техническую базу, используя новые технологии, современные машины, механизмы и другое оборудование.

В Иркутской области, наоборот, предполагается существенное увеличение объемов добычи полезных ископаемых благодаря росту числа разрабатываемых месторождений, для чего потребуются капитальные вложения в разведку месторождений и на закупку дорогостоящего оборудования. В результате от добычи полезных ископаемых ожидается увеличение налоговых поступлений, как в региональный, так и федеральный бюджет. Однако все меньше местной рабочей силы будет трудиться на этих месторождениях ввиду миграционного оттока населения, а значит, численность рабочей силы уменьшается, независимо от прогнозируемого роста средней заработной платы [8].

В Новосибирской области как регионе с высоким потенциалом реализации высококвалифицированной рабочей силы стабилизируется демографическая составляющая, отмечается рост трудовых ресурсов. Кроме того, в область направлен значительный миграционный поток, что способствует увеличению населения и, соответственно, доходов бюджета [9]. В результате миграции из других областей постепенно оживляется рынок недвижимости, что повышает экономическую активность в других отраслях. По прогнозам Министерства экономического развития Новосибирской области, благодаря реализации новых экономических программ на территории субъектов ожидаются рост заработных плат населения и увеличение инвестиций в экономику области со стороны российских и зарубежных партнеров.

Таким образом, сибирские регионы имеют высокий экономический, налоговый, промышленный и трудовой потенциал. В условиях современных политических и экономических реалий, разрастания мировой тенденции к новым экономическим санкциям у России имеются механизмы и потенциал для экономического роста, в особенности сибирских ресурсообеспеченных регионов.

Список источников /References

1. Меркулина И.А. Исследование перспектив социально-экономического развития Сибирского федерального округа. Инновационная экономика и современный менеджмент, 2015, № 5(6), сс. 28-44 [Merkulina I.A. Issledo-vanie perspektiv razvitiya Sibirskogo Federalnogo Okruga [The research of development perspectives of Siberian Federal District]. Innovative economy and modern management, 2015, no. 5(6), pp. 28-44.]

2. Самаруха В.И. Проблемы экономической безопасности ресурсных регионов Сибири в контексте конкурентоспособности. Материалы региональной научно-практической конференции "Экономическая безопасность: стратегия взаимодействия государства и бизнеса". Иркутск, , 25 ноября 2014 г. Иркутск, Байкал. Гос. у-нт экономики и права, 2015, сс. 160-165 [Sama-

rukha V.I. РгоЫешу екопошкИезкоу bezopasnosti resursnikh regionov Sibiri v kontekste konkurentosposobnosti. [The problems of economic security of Siberian resource regions in the context of competitivness]. Materiali regionalnoy-nauchno-prakticheskoy konferentsii "Ekonomicheskaya bezopasnost: strategiya vzaimodeystviya gosudarstva I biznesa " [The materials of regional scientific and practical conference "Economic security: strategy of relationship between government and business"]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law, 2015, pp. 160-165.]

3. Sumina E.V., Zyablikov D.V. Innovative regional development: needs for diversified economic growth of Siberia under the conditions of reindustrialization. Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. Академика М.Ф. Решетнева, 2015, т. 16, № 2, сс. 515-522. = ВЫк^ of Reshetnev Siberian State Aerospace, vol. 16, no., pp. 515-522.]

4. Официальный портал Иркутской области [Official portal of Irkutsk region]. Available at: http://irkobl.ru/ (дата обращения 20.11.2016).

5. Федеральная служба государственной статистики [Federal Department of Statistics]. Available at: http://www.gks.ru (дата обращения 21.11.2016).

6. Официальный сайт Министерства экономического развития и инвестиционной политики Красноярского края [The official site of Economic development and investment policy ministry of Krasnoyarsk region]. Available at: http://www.econ.krskstate.ru (accessed 24.11.2016).

7. Официальный сайт Министерства экономического развития Иркутской области [The official site of Economic development ministry of Irkutsk region]. Available at: http://irkobl.ru (access 25.11.2016).

8. Официальный сайт Министерства экономического развития Новосибирской области [The official site of Economic development ministry of Novosibirsk region]. Available at: https://econom.nso.ru (access 29.11.2016).

9. Федеральная Налоговая Служба [Federal Tax Service of the Russian Federation]. Available at: https://www.nalog.ru (date of access: 03.12.2016).

10. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Russian Taxcode, part 2] Available at: http://base.consultant.ru (access:10.12.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Зозуля В.В. Формирование системы налогообложения пользования возобновляемыми природными ресурсами: теория, методология, практика: монография. Москва, Нано ТехноПрайд, 2010. 303 с. [Zozulya V.V. Formiro-vanie sistemy nalogooblozheniya pol'zovaniya vozobnovlyaemymi prirodnymi re-sursami: teoriya, metodologiya, praktika [Formation of the tax system for the use of renewable natural resources]. Moscow, Nano TekhnoPrayd Publ., 2010. 303 p.]

Сведения об авторе / Aboutauthor

Зозуля Валентина Владимировна, доктор экономических наук, профессор кафедры «Бухгалтерского учета и налогообложения», Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, 117997 Россия, г. Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: zva-inga@mail.ru

Valentina V. Zozulya, Doctor of Economics, Professor of the Department of Accounting and Taxation, Russian Economic University. G.V. Plekhanova, Postccode 117997, Russia, Moscow, Stremyannyy Avenue, No 36. E-mail: zva-inga@mail.ru

© Зозуля В.В. © Zozulya V.V.

Адрес сайта в сети интернет: http://jem.dvfu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.