DOI 10.25587/2587-5604-2023-3- 72-83 УДК 159.973
Л. Д. Старостина
Сравнительный анализ эффективности изотерапии в реабилитации детей с интеллектуальной недостаточностью
Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, г. Якутск, Россия
Аннотация. Арт-терапевтические технологии получили широкое применение в образовательных, реабилитационных и социальных учреждениях. Считается, что использование различных методов арт-терапии помогает детям и подросткам с ограниченными возможностями здоровья интегрироваться в образовательные и реабилитационные процессы. В специальной и психолого-педагогической литературе аккумулирован богатый материал об адаптирующем, корригирующем и терапевтическом влиянии арт-терапевтических технологий, где основой служит творческий характер процесса взаимодействия психолога с подопечными. Одним из наиболее распространенных и доступных методов арт-терапии можно назвать изотерапию. В специальной литературе подчеркивается эффективность изотерапии при коррекции перцептивной и эмоционально-волевой сферы, способствует развитию высших психических функций. В данной статье представлен опыт мониторинга динамики психической деятельности детей с разной степенью интеллектуальной недостаточности в период прохождения реабилитации, где одним из психолого-педагогических воздействий выступала изоте-рапия. Методы исследования: карты наблюдений за детьми с ограниченными возможностями здоровья во время занятий изотерапией. Пункты карты наблюдений составлены исходя из трехуровневой программы реабилитации по методу изотерапии. Для выявления связей между показателями психической деятельности испытуемых применялся коэффициент корреляции r-Пирсона. С целью определения эффективности изотерапии - критерий W Вилкоксона. Результаты исследования представляют сравнительный анализ эффективности изотерапии у трех разных групп детей с ОВЗ. Наиболее заметные позитивные сдвиги наблюдаются в выборках детей со средней и легкой степенью интеллектуальной недостаточности. Для группы детей с тяжелыми интеллектуальными и психофизическими нарушениями занятия изотерапией способствуют подтягиванию части детей на средний уровень. Отсутствие положительной динамики у детей данной группы обусловлено особенностями нарушенной сенсомоторной деятельности, слабой или почти отсутствующей дифференциации психических процессов. Особого внимания на занятиях изотерапии заслуживает воображение, изучение которого у детей с интеллектуальными нарушениями является актуальной в современной коррекци-онной психологии.
Ключевые слова: арт-терапия, изотерапия, арт-педагог, «особые» дети, дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья, интеллектуальные нарушения, наблюдение, реабилитация, воображение.
L. D. Starostina
Comparative analysis of the effectiveness of isotherapy in the rehabilitation of children with intellectual disabilities
M. K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia
Abstract. Art therapy technologies are widely used in educational, rehabilitation and social institutions. It is believed that the use of various methods of art therapy helps children and adolescents with disabilities
СТАРОСТИНА Любовь Дмитриевна - к.психол.н., доцент кафедры психологии и социальных наук Института психологии, Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова. E-mail: [email protected]
STAROSTINA Lyubov Dmitrievna - Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Psychology and Social Sciences, M. K. Ammosov North-Eastern Federal University.
to integrate into educational and rehabilitation processes. In the special and psychological-pedagogical literature, a wealth of material has been accumulated about the adaptive, corrective and therapeutic effects of art-therapeutic technologies, where the creative nature of the process of interaction between the psychologist and the wards serves as the basis. One of the most common and available methods of art therapy can be called isotherapy. The special literature emphasizes the effectiveness of isotherapy in the correction of the perceptual and emotional-volitional sphere, promotes the development of higher mental functions. This article presents the experience of monitoring the dynamics of mental activity of children with varying degrees of intellectual disability during rehabilitation, where one of the psychological and pedagogical influences was isotherapy. Research methods: observation maps for children with disabilities during isotherapy classes. The questions of the observation map are compiled on the basis of a three-level rehabilitation program using the method of isotherapy. To identify the links between the indicators of mental activity of the subjects, the r-Pearson correlation coefficient was used. In order to determine the effectiveness of isotherapy, Wilcoxon's W-test is used. Results of the study a comparative analysis of the effectiveness of isotherapy in three different groups of children with disabilities is presented. The most noticeable positive changes are observed in the samples of children with moderate and mild mental retardation. For a group of children with severe intellectual and psychophysical disabilities, isotherapy classes help to pull some children up to an average level. The lack of positive dynamics in children of this group lies in the peculiarities of sensorimotor activity disorders, weak or almost absent differentiation of mental processes. Imagination deserves special attention in isotherapy classes, the study of which in children with intellectual disabilities is relevant in modern correctional psychology.
Keywords: art therapy, isotherapy, art teacher, "special" children, disabled children, children with disabilities, intellectual disabilities, observation method, rehabilitation, imagination.
Введение
Арт-терапевтические методы оказания психологической помощи разнообразны, среди которых наиболее распространенным является изотерапия. Сегодня арт-терапия уверенно вошла и стала незаменимым инструментом при оказании психологической помощи детям и подросткам как в норме, так и в патологии. Так, арт-терапия хорошо себя зарекомендовала при коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств, включая различные варианты дизонтогенеза интеллектуальной, сенсорной и моторной сферы детей и подростков. Разные виды арт-терапии активно внедряются в профилактические и коррекционные программы медицинских, реабилитационных, образовательных и социальных учреждений. Элементы арт-терапии также успешно используются при проведении социально-психологических тренингов - с целью развития навыков общения и социализации в целом [1]. Для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья использование методов арт-терапии способствует социальной адаптации к условиям учреждения, как медицинского, реабилитационного, так и образовательного. Адаптирующим, корригирующим и исцеляющим эффектом любого метода арт-терапии является не столько род и вид занятий с детьми, а сколько творческий характер процесса [2]. По мнению медицинских психологов, в ряде случаев, арт-терапия дополняет психофармакотерапию, физиотерапию и другие методы лечения пациентов с соматическими и психосоматическими заболеваниями на разных этапах их лечения и реабилитации [3, 4]. Таким образом, арт-терапевтические методы работы с детьми и взрослыми прочно вошли в практическую психологию XXI века и получили достаточную методическую разработку [5, 6, 7, 8, 9, 10, 11].
Среди эффективных и наиболее доступных методов арт-терапии можно назвать изо-терапию. В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья изотерапия выступает как один из способов помощи детям. Начиная с диагностики психического состояния ребенка, заканчивая раскрытием его творческих возможностей. Изотерапия эффективен при коррекции ощущения, стабилизирует эмоционально-волевое состояние ребенка, развивает психические процессы восприятия, воображения, мышления, а также развивает
внимание и усидчивость [12]. В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья изотерапия выступает как инновационная технология, призванная решать задачи терапевтического, реабилитационного и развивающего характера. Изобразительное искусство, его элементы, и разнообразные техники используются как способ профилактики и коррекции вторичных отклонений в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. Влияние изобразительной деятельности на развитие детей представлены в работах многих отечественных авторов, среди которых можно выделить исследования: С. Д. Забрамной, О. В. Боровик - на выборке детей с интеллектуальной недостаточностью [13], Е. А. Ек-жановой - на дошкольников с задержкой психического развития [14], Г. В. Кузнецовой на детей страдающих ДЦП [15], О. С. Никольской - на детях с ранним детским аутизмом [16] и др.
Все авторы сходятся в выводах о том, что занятия изотерапией способствуют сенсорному развитию, улучшают тонкую моторику, дифференцируют восприятие, развивают произвольность внимания, воображения, повышают мотивацию к продуктивной деятельности, способствуют развитию речи и общения.
Основная часть
Контингент детей, проходящих реабилитацию в специализированных учреждениях, характеризуется разнообразием и множественностью нарушений в сенсомоторном, психосоматическом, психическом развитии. Так, у детей с ОВЗ наиболее часто обнаруживается общее недоразвитие речи, узость кругозора, бедность словарного запаса и слабость моторики. В силу этих нарушений страдает самооценка, чувства и эмоции, не преодолевается эгоцентризм, что делает полностью зависимыми от взрослых, родителей. Потому психолого-педагогическая работа посредством изотерапии должна учитывать особенности их диагноза и индивидуального развития. Цель изотерапии - способствовать положительной динамике в познавательной деятельности, саморегуляции, двигательной и эмоционально-волевой сфере. На арт-терапевтических занятиях дети с ограниченными возможностями здоровья получают необходимый опыт преодоления страха, неуверенности, замкнутости, зажатости, моторной неловкости, негативизма - что, в свою очередь, способствует их социально-психологической адаптации.
Важным отличием изотерапии от уроков рисования является создание безопасной «экологической» среды, в которой детям предоставляется свобода самовыражения, спонтанной активности, где полностью исключаются оценочные суждения и соревновательность. В ходе занятий дети знакомятся и учатся овладевать различными техниками изотерапии: «Игры с цветом» (где основной упор делается на изучение цветового спектра и эмоций), «Марания» (раскрашивание, разбрызгивание, смешивание красок), «Штриховка, каракули» (графика с помощью карандашей и мелков), «Монотипия» (создание картины с помощью стекла и красок), «Рисование предметами окружающего пространства» (ватными палочками, мятой бумагой, нитками, пробками, щетками и др.), «Пластилиногра-фия» (создание выпуклых рисунков из пластилина и других предметов), «Рисование крупой и зернами» (включая бакалейные продукты), «Рисование пальчиками и ладошками» и др. Таким образом, творческая обстановка позволяет детям овладевать новым опытом свободной активности.
Направление вновь прибывших детей на тот или иной уровень коррекционной программы по изотерапии производится согласно индивидуальному маршруту, определенному дифференциальной диагностикой специалистов реабилитационного центра. Следовательно, и подход к этим детям различный. Работа строится на основе Программы медико-психолого-педагогической и социальной реабилитации и абилитации детей с ОВЗ.
За 2022 г. в Республиканском реабилитационном центре для детей и подростков с ОВЗ (г. Якутск) проходили сопровождение 1944 несовершеннолетних. Из них, 1392 ребенка с инвалидностью, 552 ребенка с ОВЗ. В реабилитационных мероприятиях специалисты используют различные формы обучения и элементы современных психолого-педагогических технологий, внедряют в реабилитационный процесс инновационные формы и методы работы (фонетическая ритмика, музыкальная стимуляция, сенсорная интеграция, гарденотерапия и др.), что приводит к положительным результатам реабилитации детей с ОВЗ. Проводятся комплексные реабилитационные мероприятия медицинского, логопедического, психологического содержания. В последние годы активно внедряются арт-терапевтические методы: песочная арт-терапия, изотерапия, игротерапия, сказкотерапия и др. - которые показаны при проблемах эмоционально-личностного развития, расстройствах аутистического спектра, задержке психического развития, нарушениях речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. Для многих детей характерны быстрая утомляемость, склонность к аффективным проявлениям, конфликность, капризность, негативизм, двигательная заторможенность или расторможенность. Соответственно, наша программа изотерапии представляет собой оказание социально-реабилитационных услуг и направлена на развитие психических процессов, формирование навыков общения, обеспечение социальной адаптации детей и подростков с ОВЗ.
Реабилитационная работа с детьми с ОВЗ требует адекватных диагностических инструментов для фиксации результатов детей на занятиях. На сегодня диагностика детей с ОВЗ, поступивших в реабилитационный центр ограничивается обследованием узких специалистов и зачастую педагог, который проводит реабилитационные занятия, в частности, по изотерапии, не имеет возможности отследить динамику продвижений столь сложных подопечных. Большинство детей-инвалидов и детей с ОВЗ имеют не один диагноз, а целый букет из не всегда уточненных диагнозов. Отследить эффективность проводимой работы педагогу по изотерапии не всегда удается. Работа с детьми с ОВЗ - одна из трудных, способствующих эмоциональному выгоранию педагога. Потому педагогу, работающему с данным контингентом детей, очень важно видеть результаты своего труда. Для решения этой проблемы, в соответствии с задачами программы, была разработана «Карта наблюдений за детьми с ОВЗ в ходе арт-терапевтических занятий».
Выборку нашей опытно-экспериментальной площадки составили дети 5-7 лет, которые проходили реабилитацию в течение календарного года в разное время, в зависимости от их пребывания в реабилитационном центре. Для сравнения были отобраны три выборки с численностью по 10 детей, которые в разные периоды с 2021 по 2022 г. посещали разноуровневые индивидуальные и групповые (малые группы детей 2-3 ребенка) программы реабилитации по изотерапии.
Первый уровень рассчитан для детей с тяжелыми формами интеллектуальной недостаточности. Второй уровень посещали дети, у которых зафиксирована средняя степень интеллектуальной недостаточности. Третий уровень программы рассчитан на детей с интеллектуальной недостаточностью легкой степени.
Диагностическое наблюдение было организовано кафедрой психологии и социальных наук Института психологии СВФУ (г. Якутск), и проводилось с привлечением студентов -членов студенческого научного кружка и волонтерского отряда, посещавших занятия арт-педагога реабилитационного центра в рамках Соглашения о научно-практическом сотрудничестве. Каждый наблюдающий выступал в качестве эксперта и заполнял форму фиксации результатов деятельности ребенка во время занятий изотерапией. До начала занятий каждой группы детей, студенты, которым предстояло выступать в качестве наблюдателей-
экспертов, заранее знакомились с анамнезом детей. Не исключалось во время занятий участие наблюдателей в коррекционно-развивающем, реабилитационном процессе, в качестве волонтеров. Пункты «Карты наблюдения» были составлены в соответствии с программой занятий и с учетом уровней умственного развития детей, где предлагалось оценивать каждый пункт по четырех-балльной шкале: 0 - отсутствие признака, 1 - слабая выраженность признака, 2 - признак выражен в средней степени, 3 - признак выражен отчетливо. «Карты наблюдения» заполнялись на каждом занятии, что позволило нам отследить динамику деятельности каждого ребенка. В итоге набранные баллы показывали тот или иной результат: динамика отсутствует (0-12 б.); не выраженная динамика (13-23 б.); динамика выражена в средней степени (24-30 б.); выраженная динамика (31-36 б.).
Опыт применения данного инструментария показал, что педагогу изотерапии становится видно продвижение каждого ребенка и это мотивирует его на совершенствование своей профессиональной деятельности. Как известно, когда педагог не имеет возможности воочию увидеть результаты своего труда, то у него со временем может появиться разочарование как в собственной эффективности, так и в своих подопечных, которые не похожи на своих здоровых сверстников. Потому предложенная «Карта наблюдений» может послужить стимулом в повышении профессионального развития и способствовать профилактике выгорания.
Представим результаты по первой группе детей - с тяжелыми интеллектуальными нарушениями. Корреляционный анализ показателей психической активности детей первой выборки представлен в таблице 1.
Как видно из таблицы 1, сильные положительно обусловленные связи (г< 0,01) обнаружены во всех формах психической деятельности во время занятий изотерапией, что может свидетельствовать об отсутствии дифференциации психических процессов у данной категории детей. Согласно закономерностям нормального онтогенетического развития происходит постепенная дифференциация и интеграция психических процессов, свойств и качеств. Дифференциация заключается в том, что все эти психические явления отделяются друг от друга, образуя самостоятельные формы психического, психической деятельности. Так, к примеру, память, выделяясь из восприятия, превращается в самостоятельную мнемическую деятельность. Однако, в случае с детьми с тяжелыми формами интеллектуальной недостаточности, мы наблюдаем сильное отклонение от нормы психического развития. Также мотивационно-эмоциональная сфера никак не связана ни с одним из психических активностей, что может указывать на полное отсутствие выраженности эмоций, ровное, безучастное отношение ко всем происходящим событиям.
Соответственно, у данной группы детей не обнаружено никаких сдвигов в показателях до и после арт-терапевтических занятий. Тем не менее, при анализе индивидуальных показателей, улучшение результатов мы наблюдали только у одного ребенка (до среднего уровня). При этом это происходило за счет «включения» эмоциональной сферы, что отражалось на появлении позитивного отношения (интереса) к занятиям и улучшения настроения. Данный факт наглядно демонстрирует роль эмоционального фактора в стимуляции психического развития ребенка в целом.
Таблица 1
Корреляционные связи между эмпирическими значениями переменных у детей с тяжелыми формами интеллектуальной недостаточности
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
1 Интерес к рисованию
2 Понимание того, что очертания, пятна, линии и т.п. могут что-то изображать ,849** ,861** ,871** ,807** ,752* ,792**
3 Внесение дополнений в рисунки ,823** ,815** ,793** ,841** ,738* ,713*
4 Выдерживание в памяти необходимое действие до окончания процесса ,849** ,823** ,768** ,992** ,961** ,957** ,932** ,749*
5 Удерживание внимания в процессе деятельности ,721* ,768** ,826** ,859** ,634* ,749*
6 Целостность восприятия образа ,861** ,815** ,992** ,826** ,974** ,935** ,891** ,769**
7 Целостность представления ,871** ,793** ,961** ,859** ,974** ,927** ,810** ,829**
8 Использует новые слова и выражения ,807** ,841** ,957** ,634* ,935** ,927** ,876** ,706*
9 Экспрессия в коммуникациях ,752* ,738* ,932** ,891** ,810** ,876**
10 Мелкая моторика ,792** ,713* ,749* ,749* ,769** ,829** ,706*
11 Настроение
Примечание:
Коэффициент корреляция г-Пирсона
**. Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).
*. Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).
Теперь рассмотрим таблицу корреляций, демонстрирующих взаимосвязи между параметрами психической активности на занятиях изотерапией у детей второй выборки - со средней степенью интеллектуальной недостаточности.
Для данной выборки детей наибольшее число корреляционных связей на уровне значимости г< 0,01 выявлено по двум показателям - «Представления об овощах и фруктах» и «Представление о животных, их образе жизни». Как правило, знание этих двух групп предметов окружающего мира появляются у детей параллельно или в одно время, при этом у детей наблюдается адекватная положительная реакция на эти явления окружающего мира. Можно предположить, что домашние животные, так и растения огорода или сада, способны стимулировать эмоциональное и познавательное развитие детей с ОВЗ.
Также обнаружены тесные корреляционные связи (г< 0,01) между «представлениями об элементарных геометрических фигурах» и «пополнением словарного запаса» и «адекватностью эмоций». Судя по всему, познавая и изучая всё новые геометрические фигуры, дети начинают использовать их названия в речи, что позволяет расширить круг своих познаний и ощущать от этого радость.
Таблица 2
Корреляционные связи между эмпирическими значениями переменных у детей со средней степенью интеллектуальной недостаточности
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1 Знание цветов спектра
2 Представления об элементарных геометрических фигурах ,766** ,810**
3 Представление о форме, величине предметов ,739*
4 Представление об овощах, фруктах ,696*
5 Представление о животных домашних и диких, их образе жизни ,674* ,804**
6 Умение передавать образы (сказочных персонажей животных, фруктов, геометрических фигур) ,739* ,697* ,679*
7 Умение фантазировать (воображение) ,697*
8 Использует новые слова и выражения ,766**
9 Экспрессия в речи
10 Адекватность эмоций ,696* ,804**
11 Мелкая моторика ,679* ,664*
12 Настроение
Примечание:
Коэффициент корреляция г-Пирсона
**. Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).
*. Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).
Далее рассмотрим те корреляционные связи, которые выражены в средней степени (г< 0,05). Так, познание ребенком «о сенсорных признаках в предметах (форме, величине и т.п.)» имеет положительную связь с «умением передавать в продуктах изобразительной деятельности образы одушевленных и неодушевленных предметов». Таким образом, изучение ребенком свойств предметов развивает идеомоторную деятельность, автоматизируя действия рук согласно очертанию предметов окружающего мира. Это, в свою очередь, способствует развитию воображения и мелкой моторики.
«Мелкая моторика», помимо вышесказанного, связана с «выразительностью речи», что неудивительно, поскольку существует установленная закономерная связь развития речи, артикуляционно-мимических движений языка с движениями пальцев рук.
Статистическая обработка данных по W-критерию Вилкоксона показала существенное (р<0,01) улучшение показателей психической деятельности детей со средней степенью интеллектуальной недостаточности после занятий изотерапией.
Результаты третьей выборки детей с ОВЗ - с легкой степенью интеллектуальных нарушений - представлены в таблице 3.
Наиболее тесные и множественные корреляционные связи (г < 0,01) обнаружены между «представлениями об элементарных геометрических фигурах» и «знанием цветов спек-
тра», «пополнением словарного запаса» и «выразительностью речи». На занятиях изотера-пией для данного уровня программы уделено основное внимание на изучение признаков геометрических фигур, распознавание их в предметах окружающего мира, использование в рисовании, вырезании, аппликации, при этом дети разучивают вместе с педагогом и родителями незатейливые, но запоминающиеся стишки, считалки, что способствует стимуляции развития артикуляционного аппарата и речи.
Таблица 3
Корреляционные связи между эмпирическими значениями переменных у детей с легкой степенью интеллектуальной недостаточности
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
1 Знание цветов спектра ,941** ,953** ,706*
2 Представления об элементарных геометрических фигурах ,941** ,953** ,706*
3 Представление о форме, величине предметов ,941** ,912** ,782**
4 Представление об овощах, фруктах 1,000** -,764" ,653*
5 Представление о животных домашних и диких, их образе жизни 1,000** -,764" ,653*
6 Умение передавать образы (сказочных персонажей животных, фруктов, геометрических фигур) ,667* ,943** ,745*
7 Умение фантазировать (воображение) -,764" -,764" ,667*
8 Использует новые слова и выражения ,953** ,912** ,748*
9 Выразительность речи ,782** ,748* ,733*
10 Адекватность эмоций
11 Мелкая моторика ,943** ,733* ,767**
12 Настроение ,745* ,767**
13 Контроль своей деятельности во время выполнения заданий ,653* ,653* ,806**
14 Общение в группе сверстников ,806**
15 Общение с педагогом
Примечание:
Коэффициент корреляция г-Пирсона
**. Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).
*. Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).
Так же, как и в случае с детьми со второй выборки, «знание цветов спектра» привязано к «представлениям об элементарных геометрических фигурах» (г< 0,01) и способствует развитию речи: пополняет словарный запас (г< 0,01), улучшает выразительность речи (г< 0,05).
У детей данной выборки также мы видим сильную взаимосвязь между «представлениями о фруктах и овощах» и «представлениями о животных и их образе жизни», а также привязанность представлений об объектах природного мира к обыденности блокирует воображение (умение фантазировать), что отражено в отрицательной корреляции (г< 0,05). Действительно, исследователями установлены такие особенности воображения как: сильное недоразвитие всех компонентов воображения, трудности при воссоздании словесных
и наглядных образов, невозможность творческого мышления и ряд специфических особенностей, которые связаны еще с нарушением произвольной регуляции в структуре интеллектуальной недостаточности [17].
Согласно С. Л. Рубинштейну [18], благодаря воображению человек создает новые образы на основе ранее воспринятых. Здесь воображение выполняет функцию отражения реальной действительности в новых непривычных сочетаниях и связях. Таким образом, воображение дает человеку возможность еще до начала работы представить себе готовый результат труда, тем самым позволяет ему выйти за пределы реального мира во времени и пространстве.
В работах современных исследователей также отмечается низкий уровень развития воображения у детей с интеллектуальной недостаточностью, что выражается в банальности ответов, неоригинальности и недетализированности рисуемых образов [19].
Интерес представляет результаты корреляции между «представлениями об овощах и фруктах» / «представлениями о животных и их образе жизни» и «контролем своей деятельности во время выполнения заданий» (г<0,05). На наш взгляд, это связано с конкретностью мышления детей данной выборки, что своеобразно «окрашивает» особенности регуляции поведения.
Однако следующие данные говорят в пользу положительных корреляций «умения передавать в рисунке, в лепке, в аппликации образы сказочных персонажей животных, фруктов, геометрических фигур» с «мелкой моторикой» (г<0,01), с «настроением» (г<0,05), и, что следует особо заметить, с «умением фантазировать/воображение» (на уровне значимости г<0,05). Разумеется, практические действия ребенка по созданию образов одушевленных и неодушевленных предметов окружающего мира способствуют развитию мелкой моторики, тонизируют и повышают настроение, и, самое главное, - развивают воображение.
Высокие значения по корреляции (г<0,01) обнаружены между «использованием новых слов и выражений», с одной стороны, и «знанием цветов спектра», «представлениями об элементарных геометрических фигурах», с другой стороны. Средней силы корреляция также обнаружена с «выразительностью речи» (г<0,05). Таким образом, программа изо-терапии, предполагающая оперирование цветами спектра и различными геометрическими формами положительно влияет на развитие речи в целом, пополняя словарный запас и улучшая выразительность речи детей с легкой степенью интеллектуальной недостаточности.
В целом по таблице 3 можно отследить и другие положительные корреляции, указывающие на позитивное взаимовлияние психических активностей детей во время занятий изотерапией.
Примечательно то, что навыки самоконтроля во время выполнения заданий оказывают положительное влияние (г<0,01) на их социальное взаимодействие, общение с другими детьми в группе. Это говорит в пользу того, что на занятиях изотерапией дети учатся преодолевать собственные барьеры в коммуникациях, учатся соотносить свое поведение и действия с действиями других.
Статистическая проверка наличия изменений в психологическом статусе детей третьей выборки в конце программы изотерапии показала высокую достоверность сдвигов на уровне значимости р<0,01.
Таким образом, занятия изотерапией способствуют улучшению психологического состояния детей с инвалидностью и с ОВЗ, у которых наблюдаются средний и легкий степени интеллектуальной недостаточности. У детей с тяжелыми формами интеллектуальных нарушений групповая динамика отсутствует. Тем не менее занятия изотерапией могут при-
близить к зоне ближайшего развития некоторых детей, приближая их на уровень выше. Работа с детьми, имеющими физические и психические ограничения, требует индивидуального подхода и обязательного участия сопровождающих лиц, которыми в нашем случае выступали сами родители. Совместная деятельность родителя с ребенком в рамках систематических занятий изотерапией, несомненно, имеет благоприятное воздействие и на родителя, выступая профилактикой эмоционального выгорания.
Заключение
Предпринятый в исследовании сравнительный анализ динамики изменений у «особенных» детей показал достаточно высокую эффективность занятий изотерапией в условиях реабилитационного центра. Наиболее заметные позитивные сдвиги наблюдаются у двух последних групп - детей со средней и легкой степенью интеллектуального нарушения. Для группы детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями занятия изотерапией способствуют подтягиванию части детей (из всей выборки это был всего один ребенок - однако не исключено, что при определении коррекционной группы ребенка изначально была совершена погрешность) на средний уровень интеллектуальной недостаточности. Сложность работы арт-педагога с детьми данной группы заключается в особенностях нарушенной сенсомоторной деятельности, слабой или почти отсутствующей дифференциации психических процессов.
Многие психические активности «особого» ребенка за занятиях изотерапией получают развитие по принципу «цепной реакции»: развитие одной функции приводит подтягиванию другой. Особого внимания на занятиях изотерапии заслуживает воображение, изучение которого у детей с интеллектуальными нарушениями является актуальной в современной коррекционной психологии. Воображение важно развивать у детей с аномальным развитием, поскольку их развитие не является дефектным, а признается особенным, своеобразным. Данное положение утверждает о возможности развития высших психических функций у детей с ОВЗ, благодаря стимуляции воображения через творческие занятия [20]. В этом плане занятия по изотерапии полностью себя оправдывают и доказывают эффективность. Полученные результаты наблюдений и их статистическая обработка в полной мере дают информацию по группам детей с ограниченными возможностями здоровья, что поможет педагогу усовершенствовать психолого-педагогическую компетентность, отслеживать во время занятий изотерапией динамику процесса психического развития столь отличающихся от своих сверстников подопечных.
Л и т е р а т у р а
1. Зеленкова, И. В. Изотерапия с девиантными подростками / И. В. Зеленкова // Социосфера. -Пенза, 2014. - С. 108-111.
2. Назарова, З. Я. Изотерапия в коррекционной работе / З. Я. Назарова // Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 10 ч. - Тамбов, 2013. - С. 104-106.
3. Копытин, А.И. Теория и практика арт-терапии /А. И. Копытин. - Санкт-Петербург : Питер, 2002.
4. Каяшева, О. И. Арт-терапия: теория и основные методы в психологической практике / О. И. Каяшева. - Санкт-Петербург : НИЦ АРТ, 2015. - 452 с.
5. Алексеева, М. Ю. Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя / М. Ю. Алексеева. - Москва, 2003.
6. Аметова, Л. А. Формирование арт-терапевтической культуры младших школьников. Сам себе арт-терапевт / Л. А. Аметова. - Москва, 2003.
7. Лебедева, Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л. Д. Лебедева. - Санкт-Петербург : Речь, 2003.
8. Медведева, Е. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко. - Москва : Изд. центр «Академия», 2001.
9. Воронова, А.А. Арт-терапия для детей и их родителей / А. А. Воронова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2013. - 253 с.
10. Казакова, Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Сидова, В. Ю. Слепова, Т. В. Смагина. - Москва : ТЦ Сфера, 2005. - 128 с.
11. Кожохина, С. К. Путешествие в мир искусства: программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности / С. К. Кожохина. - Москва : ТЦ Сфера, 2002. - 192 с.
12. Воробьева, А. А. Оценка воздействия творческих методик в процессе реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья / А. А. Воробьева, М. С. Иваницкая // Психология, социология и педагогика. - 2014. - № 9. - URL : https://psychology.snauka.ru/2014/09/3660 (дата обращения: 15.10.2022).
13. Забрамная, С. Д. Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» авторов С.Д. Забрамной, О.В. Боровика: Пособие для психолого-педагогических комиссий / С. Д. Забрамная, О. В. Боровик. - Москва : Вла-дос, 2003. - 32 с.
14. Екжанова, Е. А. Изобразительная деятельность в системе воспитания и обучения дошкольников с умственной недостаточностью : Умственно отсталые дети и дети с задержкой психического развития : автореферат дис. ... доктора педагогических наук : 13.00.03 / Ин-т коррекц. педагогики Рос. акад. образования. - Москва, 2003. - 48 с.
15. Изобразительная деятельность в системе комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ДЦП в новых формах дошкольного образования / Г. В. Кузнецова [и др.]// Коррекци-онная педагогика: теория и практика. - 2012. - № 3. - С.20-30.
16. Никольская, О. С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. - Москва : Теревинф, 1997.
17. Боровик, О. В. Формирование воображения умственно отсталых учащихся младших классов: автореф. дисс автореф. дисс... канд. пед. наук: 13.00.03. - Москва, 1999.
18. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: в 2-х т. / С. Л. Рубинштейн; изд. 2-е, 1946 г. -Санкт-Петербург : Питер, 2002. - 720 с.
19. Кузьмичева, А. В. Особенности изучения воображения детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью / А. В. Кузьмичева, Т. И. Лях // Сборник материалов Международного научного форума «Наука. Образование. Культура». - Гжель. - 22 ноября 2017. - С. 99-101.
20. Юдина, В. А. Психологические особенности развития творческого воображения у умственно отсталых младших школьников: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / В. А. Юдина. - Нижний Новгород, 2010. - 25 с.
R e f e r e n c e s
1. Zelenkova I. V. Izoterapiya s deviantnymi podrostkami [Isotherapy with deviant teenagers] // Sotsiosfera. Penza. 2014. S. 108 - 111.
2. Nazarova Z. YA. Izoterapiya v korrektsionnoi rabote [Isotherapy in correctional work] // Nauka, obrazovanie, obshchestvo: problemy i perspektivy razvitiya: sbornik nauchnykh trudov po materialam Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii: v 10 ch. Tambov. 2013. S. 104 - 106
3. Kopytin A.I. Teoriya i praktika art-terapii [Theory and practice of art therapy]. - SPb.: Piter, 2002.
4. Kayasheva O. I. Art-terapiya: teoriya i osnovnye metody v psikhologicheskoi praktike [Art therapy: theory and basic methods in psychological practice]. SPb.: NITS ART, 2015. 452 s.
5. Alekseeva M.YU. Prakticheskoe primenenie ehlementov art-terapii v rabote uchitelya [Practical application of elements of art therapy in the work of a teacher]. M., 2003.
6. Ahmetova L.A. Formirovanie art-terapevticheskoi kul'tury mladshikh shkol'nikov. Sam sebe art-terapevt [Formation of art-therapeutic culture of younger schoolchildren. I'm my own therapist]. M., 2003.
7. Lebedeva L.D. Praktika art-terapii: podkhody, diagnostika, sistema zanyatii [The practice of art therapy: approaches, diagnostics, system of classes]. - SPb.: Rech', 2003.
8. Medvedeva E.A., Levchenko I.YU. Artpedagogika i artterapiya v spetsial'nom obrazovanii [Art Pedagogy and art therapy in special education]. - M.: Izd. tsentr «AkademiYA», 2001
9. Voronova A.A. Art-terapiya dlya detei i ikh roditelei [Art therapy for children and their parents]. Rostov-na-Donu: Feniks, 2013. 253 s.
10. Kazakova R.G., Saiganova T.I., Sidova E.M., Slepova V.YU., Smagina T.V. Risovanie s det'mi doshkol'nogo vozrasta: netraditsionnye tekhniki, planirovanie, konspekty zanyatii [Drawing with preschool children: non-traditional techniques, planning, lesson notes]. - M.: TTS Sfera, 2005. - 128 s.
11. Kozhokhina S.K. Puteshestvie v mir iskusstva: programma razvitiya detei doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta na osnove izodeyatel'nosti [Journey into the world of art: a program for the development of preschool and primary school children based on artistic activity]. - M.: TTS Sfera, 2002. - 192 s.
12. Vorob'eva A.A., Ivanitskaya M.S. Otsenka vozdeistviya tvorcheskikh metodik v protsesse reabilitatsii detei s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Assessment of the impact of creative techniques in the rehabilitation of children with disabilities] // Psikhologiya, sotsiologiya i pedagogika. 2014. № 9 [Ehlektronnyi resurs]. URL: https://psychology.snauka.ru/2014/09/3660 (data obrashcheniya: 15.10.2022).
13. Zabramnaya S.D., Borovik O.V. Metodicheskie rekomendatsii k posobiyu «Prakticheskii material dlya provedeniya psikhologo-pedagogicheskogo obsledovaniya deteI» avtorov S.D. Zabramnoi, O.V. Borovika [Methodological recommendations for the manual «Practical material for conducting psychological and pedagogical examination of children» by the authors S.D. Zabramnaya, O.V. Borovik].: Posobie dlya psikhologo-pedagogicheskogih komissii. - M.: Vlados, 2003 - 32 s.
14. Ekzhanova E.A. Izobrazitel'naya deyatel'nost' v sisteme vospitaniya i obucheniya doshkol'nikov s umstvennoi nedostatochnost'yu : Umstvenno otstalye deti i deti s zaderzhkoi psikhicheskogo razvitiya [Visual activity in the system of education and training of preschoolers with intellectual disability : Mentally retarded children and children with mental retardation]: avtoreferat dis. ... doktora pedagogicheskikh nauk : 13.00.03 / In-t korrekts. pedagogiki Ros. akad. obrazovaniya. - Moskva, 2003. - 48 s.
15. Izobrazitel'naya deyatel'nost' v sisteme kompleksnogo psikhologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya detei s DTSP v novykh formakh doshkol'nogo obrazovaniya / G. V. Kuznetsova [i dr.] [Visual activity in the system of complex psychological and pedagogical support of children with cerebral palsy in new forms of preschool education / G. V. Kuznetsova [et al.]] // Korrektsionnaya pedagogika: teoriya i praktika. — 2012. — № 3. — S.20-30.
16. Nikol'skaya O.S. Autichnyi rebenok. Puti pomoshchi [An autistic child. Ways to help] / Nikol'skaya O.S., Baenskaya E.R., Libling M.M. - M.: Terevinf, 1997.
17. Borovik O.V. Formirovanie voobrazheniya umstvenno otstalykh uchashchikhsya mladshikh klassov [Formation of the imagination of mentally retarded elementary school students]: avtoref. diss avtoref. disS... kand. ped. nauk: 13.00.03. M., 1999.
18. Rubinshtein S.L. Osnovy obshchei psikhologii: v 2-kh t. [Fundamentals of General psychology: in 2 vols.] / S.L. Rubinshtein; izd. 2-e, 1946 g. Izdatel'stvo: Piter, 2002. 720 s.
19. Kuz'micheva A.V., Lyakh T.I. Osobennosti izucheniya voobrazheniya detei mladshego shkol'nogo vozrasta s umstvennoi otstalost'yu [Features of studying the imagination of primary school children with mental retardation] // Sbornik materialov Mezhdunarodnogo nauchnogo foruma «Nauka. Obrazovanie. Kul'turA», g. Gzhel', 22 noyabrya 2017, ss. 99-101
20. Yudina V.A. Psikhologicheskie osobennosti razvitiya tvorcheskogo voobrazheniya u umstvenno otstalykh mladshikh shkol'nikov [Psychological features of the development of creative imagination in mentally retarded primary school children]: avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoi stepeni kandidata psikhologicheskikh nauk / V.A. Yudina. Nizhnii Novgorod, 2010. 25 s.