Научная статья на тему 'Сравнительный анализ двух концепций трансформации слухов'

Сравнительный анализ двух концепций трансформации слухов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
203
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Горбатов Д. С.

Отмечаются конструктивные недостатки классической концепции изменения сообщений Г. Олпорта и Л. Постмэна. Обосновываются преимущества альтернативной концепции, разработанной с учетом диалогической природы взаимодействия носителей слухов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ двух концепций трансформации слухов»

оторванные взрывом, были найдены криминалистами в карманах самого рассказчика, подобравшего их в состоянии шока.

Приведенные примеры позволяют провести параллель с принципом «интегрального объяснения», выдвинутом в одной из ранних работ Л. Фес-тингера и соавт. [2]. Согласно его формулировке, когда основная идея слуха принимается распространителями, появляется тенденция к реорганизации и искажению побочных деталей для достижения большего соответствия этой идее. С нашей точки зрения, вероятной когнитивной основой реализации данного принципа является субъективное предпочтение носителями слухов монокаузального варианта объяснения, описания и прогнозирования хода развития событий.

* * *

Подтверждение гипотезы о релевантности разнообразия применяемых стратегий сложности задачи, стоящей перед интерпретаторами сообщений, следует рассматривать в качестве первого шага на пути исследований феномена дополнения слухов домыслами и предположениями. При проведении эксперимента использовался один параметр усложнения стимульного материала - ограничение количества воображаемых коммуникаторов, которым приписывалась реконструируемая информация. В последующем представляется перспективным изучение таких характеристик интерпретации как представления о собственной компетентности в обсуждаемой проблеме и переживания личной вовлеченности в ее прогнозируемые последствия.

Список литературы:

1. Allport GW., Postman L. An Analysis of Rumor // The Public Opinion Quarterly. - 1946-1947. - Vol. 10. - № 4. - P. 501-517.

2. Festinger L., Cartwright D., Barber K., Fleischl J., Gottsdanker J., Key-sen A., Leavitt G. A Study of a Rumor: Its Origin and Spread // Human Relations. - 1948. - № 1. - P. 464-486.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДВУХ КОНЦЕПЦИЙ ТРАНСФОРМАЦИИ СЛУХОВ

© Горбатов Д.С.*

Международный институт компьютерных технологий, г. Воронеж

Отмечаются конструктивные недостатки классической концепции изменения сообщений Г. Олпорта и Л. Постмэна. Обосновываются преимущества альтернативной концепции, разработанной с учетом диалогической природы взаимодействия носителей слухов.

* Доцент кафедры «Психология и педагогика», кандидат педагогических наук, доцент.

В середине 40-х гг. прошлого века Г. Олпорт и Л. Постмэн на основе идей гештальт-психологии описали три тенденции изменения сообщений: «сглаживание», сокращение всего избыточного материала, «заострение», выделение отдельных деталей из общего контекста, и «ассимиляцию», отражающую влияние интересов, чувств, мыслей, убеждений, привычек индивидов [2].

Одна из ключевых проблем, по нашему мнению, заключена в трактовке «ассимиляции». С одной стороны, содержание этого понятия неоднородно в силу наличия когнитивных и эмоциональных, социальных и индивидуальных, личностных и коммуникативных аспектов, с другой стороны, его самостоятельные проявления, фактически, сведены к минимуму. В действительности, концепция Г. Олпорта и Л. Постмэна имеет два уровня: внешний, включающий «сглаживание» и «заострение» как конкретные проявления «ассимиляции», и внутренний, сказывающийся на материале сообщений чаще всего лишь опосредованным образом. Такое решение трудно назвать удачным. На практике оно приводит к тому, что появление в слухах новых деталей с равным основанием можно связать как с проявлениями «ассимиляции», так и «заострения».

Сущность альтернативной концепции формулируется нами следующим образом: аудитория слуха, объединенная в сеть кратковременных коммуникативных объединений, изменяет его в соответствии с представлениями о степени полноты и достоверности информации, а также в зависимости от интенсивности эмоционального фона обсуждения. При этом любая из тенденций будет приводить как к появлению новых деталей, так и к исчезновению прежних, если те нарушают субъективное соответствие передаваемых сведений итогам взаимодействия [1].

Напомним, что, по Т. Шибутани, обсуждение слухов осуществляется в пределах ролевого репертуара, в частности, включающего «вестника», передающего сообщение группе; «интерпретатора», пытающегося поместить новость в социальный контекст, оценить в свете прошлых событий и предполагаемых последствий; «сторонника», убежденного в достоверности информации, и «скептика», сомневающегося в ее соответствии действительности [3, с. 14].

Согласно нашему понимаю проблемы, «интерпретаторы» снабжают слух деталями, обеспечивающими субъективную полноту сведений. Соответствующую тенденцию обозначим как импликацию (от лат. «сплетаю»), учитывая, что в классической логике этот термин используется как эквивалент конструкции «если...то...» и применяется, когда два простых высказывания образуют сложное так, что обоснование одного осуществляет -ся ссылкой на другое. Аналогичным образом у «интерпретаторов» слухов при переработке имеющегося материала («если ...») возникают объяснения и предположения («то ...»). В дальнейшем они могут восприниматься

как несомненные факты, успешно дополняющие картину событий подробностями относительно прошлого, настоящего или будущего положения дел.

Далее собеседники переходят к ролям «скептиков» или «сторонников». Задача последних - наполнить слух деталями, которые будут способствовать восстановлению впечатления правдоподобия, нарушенного аргументами «скептиков» или собственными сомнениями. Тенденцию, отражающую стремление «сторонников» слуха к субъективной достоверности сведений выделим как кредитацию (от лат. «(он) верит»). К ней могут быть отнесены как действия по проверке информации, так и попытки придать сообщению вид соответствующего действительности ссылками на мнимых «очевидцев» или «экспертов».

По завершении взаимодействия, связанного с этой проблемой, аудитория слуха станет гомогенной. И если эмоции, возникающие при обсуждении в подобной среде, чрезмерно усилятся, «сторонники» добавят новые детали, приводящие сообщение в соответствие с переживаниями. Для обозначения зависимости слухов от эмоционального состояния аудитории нами предложено понятие драматизации.

Целью эмпирического исследования стал сравнительный анализ указанных концепций трансформации слухов. При этом гипотеза приняла следующий вид: в условиях диалогического обсуждения неподтвержденных сообщений предлагаемая нами совокупность тенденций трансформации слухов будет локализована участниками исследования с большей согласованностью индивидуальных суждений, чем составляющие классической концепции Г. Олпорта и Л. Постмэна. Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы применялся метод контент-анализа обсуждений слухов.

Методика

В роли независимых кодировщиков выступили десять преподавателей социальных и гуманитарных дисциплин вузов г. Воронежа, имеющих ученую степень кандидата наук по филологии (2 чел.), педагогике (2 чел.), психологии (6 чел.), в том числе трое мужчин и семь женщин в возрасте от 33 до 45 лет.

Ход работы. Участникам исследования предъявлялись классификаторы (табл. 1) и два идентичных бланка стимульного материала.

Стимулъный материал. Диалоги носителей слухов были зафиксированы при изучении неподтвержденных сведений о приближении «ртутного облака» (Воронеж, июнь 2009 г.). Бланки стимульного материала содержали исходный диалог и два последующих, в отношении которых кодировщики должны были проследить изменения слухов и графически обозначить проявления тенденций.

Обработка результатов. Были выделены единицы анализа (фрагменты реплик), в отношении которых зафиксировано не менее трех суждений

кодировщиков при применении каждого классификатора. При изучении общей совокупности суждений для каждой из них выявлялись следующие показатели: а) частота упоминания доминирующей в этом случае тенденции; б) число указаний на наличие иных тенденций; в) количество отсутствий выделения какой-либо тенденции из классификатора.

Таблица 1

Классификаторы для контент-анализа

Классификатор А

сглаживание Текст укорачивается, сжимается, количество деталей в нем сокращается

заострение Текст усложняется, усиливается выраженность отдельных деталей в сравнении с другими

ассимиляция Текст изменяется под влиянием интересов, чувств, убеждений, привычек распро странителей

Классификатор Б

импликация Для полноты понимания проблемы известные факты дополняются различными предположениями

кредитация Впечатление достоверности информации создается путем ссылок и аргументов

драматизация Информация изменяется под влиянием переживаемых эмоций, нахлынувших чувств

Результаты

Основные результаты контент-анализа приведены на рис. 1. Величины доминирующих тенденции трансформации слухов в каждой из единиц анализа обозначены светлыми оттенками, выраженность иных тенденций

- наложенными на них сверху темными. В каждой паре столбцов, отделенных пунктиром, левый имеет отношение к классификатору А, а правый

- к классификатору Б.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22

Рис. 1. Графическое изображение результатов сопоставления двух концепций трансформации слухов

При применении кодировщиками классификатора А сумма частот доминирующих тенденций оказалась равной 121 (или 55 % от общего количества обработанных группой единиц анализа). В то же время сумма частот иных тенденций, локализованных в пределах тех же единицах анализа, составила 58 (или 26,4 %). В 41 случае (или 18,6 %) кодировщики не обнаружили проявлений каких-либо тенденций в сопоставляемых фрагментах диалогов. В процессе использования классификатора Б сумма частот доминирующих тенденций составила более значительную величину - 167 (или 75,9 %). При этом сумма частот иных тенденций, локализованных в тех же единицах анализа, была существенно меньшей - 19 (или 8,6 %). В 34 случаях (или 15,5 %) кодировщики не выявили каких-то тенденций при рассмотрении данных единиц анализа.

Обсуждение результатов

Основываясь на итогах сопоставления трех показателей (частот упоминания доминирующих в единицах анализа тенденций, указаний на наличие в тех же единицах иных тенденций и отсутствий выделения тенденций), следует сделать вывод о том, что гипотеза исследования получила подтверждение.

Классификатор А. В подавляющем большинстве единиц анализа (20 из 22) в то время, когда одни кодировщики фиксировали проявления тенденции «заострения», другие указывали на наличие «ассимиляции». Например, во фрагментах под номерами 8 и 9 на пять случаев регистрации «заострения» приходилось по четыре упоминания «ассимиляции». А, скажем, во фрагментах с номерами 12, 13, 16, 19 и 22 на шесть случаев «заострения» пришлось по три «ассимиляции». Более того, применительно к фрагментам диалогов, которым были присвоены порядковые номера 6 и 14, «ассимиляция» заметно преобладала над «заострением» (соответственно, пять одного и шесть трех).

Классификатор Б. Следует подчеркнуть, что в девяти единицах анализа наблюдалось единообразное выделение тенденций трансформации слухов. Еще в девяти случаях лишь кто-то один из кодировщиков допускал иную трактовку, чем большинство участников исследования. Таким образом, только в четырех единицах анализа (фрагменты под номерами 5, 7, 8 и 17) отмечалась выраженная рассогласованность индивидуальных суждений, которую можно объяснить спецификой предъявления стимульного материала. В большинстве подобных случаев в роли тенденции, противопоставляемой доминирующей, выступала «драматизация». Надо заметить, что ее признаки более различимы при восприятии реальных ситуаций распространения слухов, чем в ходе анализа письменно представленного материала.

* * *

Классическая концепция трансформации слухов Г. Олпорта и Л. Постмэна может быть эффективной в линейных коммуникативных цепях, члены которых в лабораторных условиях передают другим услышанное «так точно, насколько это возможно» [2, с. 66]. Однако ее применение затруднено в ситуациях, где собеседники активно обсуждают проблемы сообщества. Результаты контент-анализа свидетельствуют в пользу альтернативной концепции трансформации слухов.

Список литературы:

1. Горбатов Д.С. Психология слухов: теоретические аспекты. Воронеж: Научная книга, 2010.

2. Allport G.W., Postman L.J. The Psychology of Rumor. - N.Y.: Holt, Ri-nehart and Winston, 1947.

3. Shibutani T. Improvised News: A Sociological Study of Rumor. - Indianapolis: Bobbs-Merrill, 1966.

АДАПТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВНУТРЕННЕЙ МИГРАЦИИ

© Ким Н.И.*

Кыргызско-Российская академия образования, Республика Кыргызстан, г. Бишкек

Рассматриваются проблемы психологической адаптивности мигрантов, как особой социальной категории населения. Трудности, возникающие в связи с необходимостью адаптации к новой социальной среде, порождают особый спектр проблем и приводят к появлению потребности мигрантов в психологической поддержке.

Миграция населения (от лат. migratio - переселение), перемещение людей (мигрантов) через границы тех или иных территорий с переменой места жительства навсегда или на более или менее длительное время. Термин «миграция населения» синонимичен термину «механическое движение населения».

Миграция населения сыграла огромную многостороннюю роль в развитии человечества, являясь формой его адаптации к меняющимся условиям существования. Это сложный социальный процесс, тесно связанный с уровнем развития экономики и размещением отраслей производства в

* Старший преподаватель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.