Научная статья на тему 'Сравнительный анализ движения автотранспорта по улице Кронштадтской и проспекту Стачек Кировского района Санкт-Петербурга за 2010–2011 гг.'

Сравнительный анализ движения автотранспорта по улице Кронштадтской и проспекту Стачек Кировского района Санкт-Петербурга за 2010–2011 гг. Текст научной статьи по специальности «Экологические биотехнологии»

CC BY
98
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экологическим биотехнологиям , автор научной работы — Осипов А. Д., Туркин А. А., Ильин Ф. Е., Макарова А. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ движения автотранспорта по улице Кронштадтской и проспекту Стачек Кировского района Санкт-Петербурга за 2010–2011 гг.»

вать определенную ценностную ориентацию, характеризующуюся осознанием личной ответственности за состояние окружающей среды, за решение местных экологических проблем.

Одним из самых важных критериев отбора содержания экологогеографического образования является критерий пространственной конкретности учебного материала. Он предусматривает обязательность пространственной привязки любого рассматриваемого процесса или явления. Например, данные об общепланетарных выбросах загрязняющих веществ в атмосферу носят абстрактнопространственный характер, но если при этом указывается на то, что 90 % выбросов приходится на Северную Америку, Европу и Японию, тогда подобные сведения получают геоэкологическую окраску и могут быть включены в содержание образования. При рассмотрении местных, локальных процессов и явлений в рамках ландшафтно-геоэкологического пространства данный критерий проявляется в необходимости обязательного указания и предварительного изучения местоположения субъекта и (или) объекта воздействия, их положения по отношению друг к другу, а также потокам вещества и энергии.

Важным внепедагогическим критерием отбора содержания эколого-географического образования является необходимость объяснения причин исторической смены общечеловеческих стратегий в отношениях с окружающей средой. При этом особый вклад геоэкологии заключается в показе пространственной и временной неоднородности отношений человека с окружающей средой, возникающих в процессе природопользования.

А. Д. Осипов, А. А. Туркин, Ф. Е. Ильин, А. Л. Макарова

Сравнительный анализ движения автотранспорта по улице Кронштадтской и проспекту Стачек Кировского района Санкт-Петербурга за 2010-2011 гг.

По данным Всемирной организации здравоохранения 40-50 % заболеваний человека так или иначе связаны с изменением состояния окружающей среды и в первую очередь с загрязнением воздушного бассейна. На уровень загрязнения воздуха влияет деятельность промышленных предприятий, автотранспорт и климатические условия города.

Одним из основных источников загрязнения атмосферного воздуха в нашей стране является автотранспорт. Количество автомашин непрерывно увеличивается и одновременно растет валовый

264

выброс вредных и токсичных продуктов. Ситуация усложняется массовым использованием устаревших машин с изношенными двигателями и фальсифицированного автомобильного бензина. В крупных городах России выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от автотранспорта превалируют над выбросами от промышленных предприятий.

Поэтому рассмотрение системы экологического мониторинга атмосферного воздуха в целом и, в частности, в Санкт-Петербурге сегодня весьма актуально.

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от автотранспорта в 2010 г. по сравнению с предыдущим годом по всем критериям выросли на 5 %.

Увеличение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от автотранспорта явилось следствием продолжающегося роста парка автотранспортных средств за счет увеличения количества автомобилей как физических, так и юридических лиц. Количество автомобилей в 2010 г. по сравнению с предыдущим годом выросло на 203,7 тыс. ед. или на 13 %, в том числе автотранспорта физических лиц - на 160,8, тыс. ед., юридических лиц - на 42,9 тыс. ед.

Учет автотранспортной нагрузки можно провести следующим методом. Суть его заключается в том, что на каждой выбранной улице намечается один или несколько створов наблюдений. На каждый створ требуется два наблюдателя: один учитывает машины, идущие из центра на окраину, второй - из окраинных районов в сторону центра. Каждую проехавшую мимо автомашину ученик отмечает точкой в соответствующей графе учетной таблицы, при этом целесообразно провести отдельный учет легковых автомобилей, грузовых машин, автобусов, тракторов и мотоциклов. Смена наблюдателей на створах должна проводиться не реже, чем через 1-1,5 часа.

На одних и тех же створах возможно проведение разнообразных наблюдений: в разное время дня (суточные изменения), в разные дни недели (недельные изменения), в разные сезоны года, но в одни и те же дни (сезонная динамика движения транспорта).

По данным учетных таблиц можно построить графики суточной и недельной динамики движения транспорта на конкретной улице, сравнить транспортные потоки в центр и из центра города, сопоставить интенсивность движения на оживленной магистрали, возле своей школы и т. д. По горизонтали откладывается время, а на вертикали оси - суммарная интенсивность транспортного потока за один час (норма 200 автомобилей в час). Необходимо проводить измерения в одни и те же сроки, ежедневные наблюдения - с 14 до 15 часов в разные периоды года. Мы регистрировали количество

265

автотранспортных средств, проходящих в течение одного часа в мае, июне, июле, августе, сентябре, октябре, ноябре 2010 и 2011 гг. на улице Кронштадтской и проспекте Стачек (исследование проводилось ежемесячно в течение одного часа, с 14 до 15 час.).

• В мае 2010 г. нами зарегистрировано движение автотранспорта по Кронштадтской улице в количестве 1467 единиц, в том числе: автобусов - 13, грузовиков - 58, тракторов - 1, легковых -1395, (превышение норматива - 7,3 раза); в июне - 1612, в том числе: автобусов - 23, грузовиков - 77, легковых - 1511, тракторов - 1 (превышение - 8 раз); июле - 1541, в том числе: автобусов - 22, грузовиков - 58, мотоциклов - 3, легковых - 1457, тракторов - 1 (превышение - 7,7 раза); августе - 1602, в том числе: автобусов -22, грузовиков - 60, мотоциклов - 5, легковых - 1515 (превышение -8 раз); сентябре - 1758, в том числе: автобусов - 12, грузовиков -73, легковых - 1673, (превышение - 8,7 раз); октябре - 1746, в том числе: автобусов - 23, грузовиков - 70, легковых - 1653 (превышение - 8,7 раз), и в ноябре - 1796, в том числе: автобусов - 17, грузовиков - 80, легковых - 1697, тракторов - 2 (превышение 8,9 раз).

• В мае 2011 г. нами зарегистрировано движение автотранспорта по Кронштадтской улице в количестве 1520 единиц, в том числе: автобусов - 20, грузовиков - 56, тракторов - 2, легковых -1442 (превышение норматива в 7,6 раза); июне - 1680, в том числе: автобусов - 25, грузовиков - 71, легковых - 1582, тракторов - 2 (превышение норматива - 8,4 раза); июле - 1647, в том числе: автобусов - 25, грузовиков - 62, легковых - 1557, тракторов - 1, мотоциклов - 2 (превышение норматива 8,2 раза); августе в количестве -1630 автотранспортных средств, в том числе: автобусов - 24, грузовиков - 64, мотоциклов - 4, легковых - 1538 (превышение - 7,7 раза); сентябре - 1885 единиц, в том числе: автобусов - 64, грузовиков

- 79, тракторов - 2, легковых - 1740 (превышение - 9,4 раза); октябре 1830 единиц, в том числе: автобусов - 72, грузовиков - 72, легковых - 1702, тракторов - 6 (превышение норматива 9,1 раза); ноябре

- 1869 единиц, в том числе: автобусов - 70, грузовых - 70, легковых

- 1727, тракторов - 2 (превышение нормативов - 9,3 раза).

• В мае 2010 г. нами зарегистрировано движение автотранспорта на проспекте Стачек в количестве 2443 единиц, в том числе: автобусов - 130, грузовиков - 48, легковых - 2263, тракторов - 2 (превышение - 12,2 раза); июне - 3055, в том числе: автобусов -184, грузовиков - 30, мотоциклов - 1, легковых - 2839, тракторов - 1 (превышение - 15,5 раз); июле - 3011, в том числе: автобусов - 204, грузовиков - 47, мотоциклов - 5, легковых - 2752, тракторов - 3 (превышение - 15 раз); августе - 2881 в том числе: автобусов - 167, грузовиков - 29, мотоциклов - 4, легковых - 2691, (превышение -10,4 раз); сентябре - 2662, в том числе: автобусов - 174, грузовиков

266

- 48, тракторов - 3, легковых - 2440, (превышение - 13,3 раз); октябре - 3878, в том числе: автобусов - 216, грузовиков - 80, тракторов - 3, легковых - 3579, (превышение - 19,3 раза) и в ноябре -3433, в том числе: автобусов - 165, грузовиков - 34, легковых -3234, (превышение нормативов автотранспортной нагрузки 17 раз).

• В мае 2011 г. нами зарегистрировано движение автотранспорта на проспекте Стачек в количестве 2610 единиц, в том числе: автобусов - 125, грузовиков - 50, легковых - 2433, тракторов - 2 (превышение норматива - 13 раз); июне - 3099, в том числе: автобусов - 154, грузовиков - 40, легковых - 2901, мотоциклов - 2, тракторов - 2 (превышение - 15,4 раза); июле - 3216 единиц, в том числе: автобусов - 200, грузовиков - 43, легковых - 2969, тракторов

- 2, мотоциклов - 2 (превышение 16 раз); августе - 3007 единиц автотранспортных средств, в том числе: автобусов - 158, грузовиков -36, мотоциклов - 2, легковых - 2811 (превышение норматива в 16 раз); сентябре - 2792 единиц, в том числе: автобусов - 162, грузовиков - 45, тракторов - 2, мотоциклов - 1, легковых автомобилей -2582 (превышение нормы - 13,9 раза); октябре - 4015 единиц, в том числе: автобусов 206, грузовиков - 72, тракторов - 2, мотоциклов -2, легковых - 3733 (превышение нормы - 20 раз); ноябре - 3740 единиц, в том числе: автобусов - 159, грузовиков - 41, мотоциклов -2, тракторов - 2, легковых автомобилей - 3536 (превышение норматива в 18,7 раза).

Таким образом, из проведенных исследований следует, что в течение семи месяцев (май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь) 2010 и 2011 гг. отмечено превышение от 7,3 до 9,4 раза величины автотранспортной нагрузки на улице Кронштадтской и от 10,4 до 20 раз - на проспекте Стачек Кировского района Санкт-Петербурга, по сравнению с гигиенической нормой.

Нами обнаружена корреляционная связь между показателями загрязненности атмосферного воздуха (содержанием бенз (а) пирена, сернистого ангидрида, оксидов азота, формальдегида и др.) с общей заболеваемостью, болезнями органов дыхания, раковыми заболеваниями.

Результаты исследований показывают, что улица Кронштадтская и проспект Стачек Кировского района чрезмерно перегружены автотранспортом, в связи с этим больших грузовых автомобилей нельзя пропускать в центр города. Вместо маленьких автобусов в Санкт-Петербурге необходимо использовать автобусы с большой вместимостью, к тому же тогда и пробок на улицах будет меньше. В этом году в Санкт-Петербурге пущены около ста новых, с большой вместимостью пассажиров, автобусов. За 10 месяцев (с января по ноябрь 2012 г.) 117 тыс. жителей Санкт-Петербурга приобрели новые легковые автомобили. Санитарные требования по уровню за-

267

грязнения допускают поток автотранспорта в жилой зоне интенсивностью не более 200 автомобилей в час. К сожалению, нынешний уровень развития технологических процессов недостаточен для полного предотвращения выбросов токсических веществ в атмосферу. Поэтому на предприятиях повсеместно должны использоваться различные методы очистки газовых выбросов от загрязняющих веществ (абсорбции, дожигание на катализаторах, конверсии водяным паром, использование специальных фильтров и т. д.).

Для защиты воздушного океана от негативного антропогенного воздействия в виде загрязнения вредными веществами используют: экологизацию технологических процессов; очистку газовых выбросов от вредных примесей; рассеивание газовых выбросов в атмосферу; устройство санитарно-защитных зон, архитектурнопланировочные решения и др.

Наиболее рациональная мера охраны атмосферы от загрязнения - экологизация технологических процессов и в первую очередь создание замкнутых технологических циклов, безотходных и малоотходных технологий, исключающих попадание в воздух загрязняющих веществ. К сожалению, нынешний уровень развития экологизации технологических процессов недостаточен для полного предотвращения выбросов токсических веществ в атмосферу. Поэтому на предприятиях повсеместно используются различные методы очистки газовых выбросов от загрязняющих веществ (абсорбции, дожигание на катализаторах, конверсии водяным паром, использование специальных фильтров и т. д.).

Для уменьшения загрязнения атмосферы автомобильными выхлопами ученые ведут исследования по созданию экологически «чистых» видов транспорта. В частности, делаются попытки замены бензина более «чистым» топливом - метанолом, водородом и т. п., а также замены карбюраторных двигателей дизельными, газотурбинными и т. д.

В. Г. Сотник, Ю. Н. Назарова, Ю. В. Полякова Особенности озеленения детских площадок

Детские дворовые площадки и рекреационные территории должны стать не только пространственной средой для детского отдыха и прогулок, а местом познания и обучения, местом контактов с окружающей природной средой.

Озеленение площадок и характер размещения зеленых насаждений должен соответствовать общему планировочному решению двора или микрорайонного сада. Желательно, чтобы зеленое

268

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.