Научная статья на тему 'Сравнительный анализ динамики передвижных проходческих подъемных установок с асинхронным редукторным и безредукторным гидравлическим приводами'

Сравнительный анализ динамики передвижных проходческих подъемных установок с асинхронным редукторным и безредукторным гидравлическим приводами Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
69
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕДВИЖНАЯ ПРОХОДЧЕСКАЯ ПОДЪЕМНАЯ УСТАНОВКА / MOBILE TUNNEL LIFT INSTALLATION / TOWING AUTHORITY / СТАЛЬНАЯ ЛЕНТА / STEEL TAPE / БЕЗРЕДУКТОРНЫЙ ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ПРИВОД / DIRECT DRIVE HYDRAULIC DRIVE / АСИНХРОННЫЙ ПРИВОД С ФАЗНЫМ РОТОРОМ / DRIVE WITH ASYNCHRONOUS SLIP-RING MOTORS / ТЯГОВЫЙ ОРГАН

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Вагин В. С.

Приведены результаты сравнительного анализа динамики передвижных проходческих подъемных установок с асинхронным редукторным и безредукторным гидравлическим приводами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF PREDVIZHNYH TUNNEL LIFTS SYSTEMS WITH ASYNCHRONOUS GEARLESS GEAR AND HYDRAULIC ACTUATORS

The results of comparative analysis of the dynamics of mobile tunnel lift systems with asynchronous gearless gear and hydraulic actuators.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ динамики передвижных проходческих подъемных установок с асинхронным редукторным и безредукторным гидравлическим приводами»

© B.C. Вагин, 2012

B.C. Вагин

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПЕРЕДВИЖНЫХ ПРОХОДЧЕСКИХ ПОДЪЕМНЫХ УСТАНОВОК С АСИНХРОННЫМ РЕДУКТОРНЫМ И БЕЗРЕДУКГОРНЫМ ГИДРАВЛИЧЕСКИМ ПРИВОДАМИ

Приведены результаты сравнительного анализа динамики передвижных проходческих подъемных установок с асинхронным редукторным и безре-дукторным гидравлическим приводами.

Ключевые слова: передвижная проходческая подъемная установка; тяговый орган; стальная лента; безредукторный гидравлический привод; асинхронный привод с фазным ротором

Значительный и всевозрастающий объем строительства предприятий угольной и горнорудной промышленности и реконструкции действующих предприятий обуславливает увеличение масштабов работ по сооружению вертикальных стволов шахт и рудников на большую глубину. В этих условиях особое значение приобретает не только увеличение скорости проходки, но и повышение ее технико-экономической эффективности.

Коренное техническое перевооружение и совершенствование технологии шахтного строительства настоятельно требует оснащение проходки передвижными проходческими подъемными установками с высокими технико-экономическими показателями, что теснейшим образом связано с созданием и разработкой рациональных типов для них приводов.

Применение безредукторного высокомоментного гидропривода значительно повышает степень технического совершенства передвижных проходческих подъемных установок, снижая массу, габариты и повышая их надежность. Наряду с этим, целесообразно выполнить сравнение динамических качеств подъемных машин с безредукторным гидроприводом и машин, оснащенных широко применяемым редукторным асинхронным привод с фазным ротором.

Основные динамические свойства двухконцевой проходческой подъемной установки с безредукторным гидроприводом

описываются системой неоднородных дифференциальных уравнений 2-го порядка с переменными коэффициентами механической части подъема [1] и системой нелинейных уравнений безредукторного гидравлического привода [2], учитывающей динамические свойства электродвигателя насоса, основных элементов гидропередачи насоса и высокомоментного гидромотора, процессы, происходящие в сливной и напорной гидролиниях и подпиточном устройстве [2].

Уравнения движения редукторного электромеханического привода и выражения его электромагнитного момента, представленные для асинхронного двигателя с фазным ротором через по-токосцепления обмоток статора и ротора, общеизвестны [3].

Особенностью компактных передвижных проходческих подъемных установок с многоленточным тяговым органом является то, что масса их концевых грузов соизмерима с массой органов навивки при относительно малых моментах инерции вращающихся частей элементов безредукторного привода и подъемной машины. Поэтому следует ожидать существенное взаимное влияние системы привода и механической системы проходческого подъема. С целью оценки влияния типа привода на динамические нагрузки, возникающие в упругих элементах гидро- и электромеханических систем, известные уравнения [1, 2, 3], описывающие динамику подъема, были подвергнуты численному интегрированию методом Рунге-Кутта с помощью ЭВМ.

Характер динамических процессов рассмотрен применительно к условиям использования для проходки двухбарабан-ной подъемной установки 2Ц-1,2х0,8 для глубины проходки до250 м и бадьи емкостью до 1м3. При этом основными элементами безредукторного гидропривода приняты, в соответствие со статическими расчетами приводов, два гидромотора ДП-510И и два насоса НП-120. Для электромеханического асинхронного привода — подъемный двигатель МТВ 512—8 и редуктор ЦДН 4—115—30.

Наибольший интерес представляет переходный процесс режима разгона при подъеме с веса, когда под действием момента двигателя система подъема начинает движение с максимальным допустимым по правилам безопасности расчетным ускорением. Характер изменения динамических нагрузок в процессе разгона подъемных установок с различными системами приводов показаны на рис. 1—3.

о ол

Рис. 1. Динамические характеристики натяжения тягового органа грузовой (Б1) и порожняковой (Б2) ветвей для подъемных установок с гидроприводом (ГП) и асинхронным приводом (АП)

<р3, с РгР2-МПа кН

1.5 ■ 10 30

1.0 ■ 8

0,5 ■ 6 ■ 18

0 , 4 12 0

I / Г4

ь (\А ^ Кл

1 \ ■ АП г

ОЛ

0,8

1,2

1.6

Рис. 2. Динамические характеристики разности натяжений ветвей тягового органа (Б1 - Б2), перепада давления на гидромоторе (Р1 -Р2) и угловой скорости органа навивки (ф3) для подъемных установок с гидроприводом (ГП) и асинхронным приводом (АП)

О ОЛ 0,8 12 1,6 /,г

Рис. 3. Изменения коэффициентов динамичности по моменту на валу гидромотора и электродвигателя с фазным ротором в процессе разгона подъемной установки с гидроприводом (ГП) и асинхронным приводом

Максимальные значения основных параметров и коэффициентов динамичности подъемных установок с различными системами приводов

Наименование параметра Гидравлический привод Асинхронный привод

Максимальное значение Коэф-финиет динами чности Максимальное значение Коэф-финиет динами чности

Натяжение грузовой ветви 51, кН 26,9 1,093 35,97 1,461

Натяжение порожней ветви 52, кН 8,59 1,009 9,769 1,148

Разность натяжений 51 — 5 2, кН 19,0 1,179 33,29 2,067

Момент гидромотора , кН-м 13,1 1,424

Момент электродвигателя Мэд, 2108 3,950

Н-м

Перепад давления Р1 — Р2, МПа 11,6 1,355

Угловая скорость органа навивки 1,90 1,90

через 2 с., С

Максимальные значения динамических нагрузок в гидроэлектромеханических системах и результаты расчета коэффициентов динамичности подъемных установок приведены в таблице.

Сравнительный анализ динамических характеристик (рис. 1, 2, 3) и результаты расчетов коэффициентов динамичности показывают, что динамические нагрузки подъемных установок с асинхронным приводом выше, чем с безредукторным гидроприводом: на 32,65 % по натяжению в грузовой ветви 5^ 13,9 % по натяжению порожней ветви 52; 73,56 % по разности натяжений ветвей тягового органа 51 - 5 2; 232,6 % по моменту на валу подъемного двигателя.

Таким образом, динамический анализ проходческих подъемных установок с различными системами приводов свидетельствует о том, что применение безредукторного гидропривода способствует снижению амплитуд упругих колебаний динамических нагрузок. Суммарная величина нагрузок на упругие

элементы подъемной системы, и в частности на тяговый орган, имеющий обычно самый малый срок службы в сравнении с другими элементами подъемных машин, мало отличается от статических нагрузок, что подтверждается относительно низкими коэффициентами динамичности.

На основании изложенного становится ясно, что безредук-торная гидромеханическая система проходческого подъема нагружена значительно меньше и для обеспечения одинаковой загруженности с системой, имеющей электромеханический асинхронный привод, выявляются два пути повышения производительности проходческих подъемных установок: повышением величины поднимаемого груза, что реализуется за счет навески бадьи большего типоразмера, или менее эффективный для проходческих подъемов, за счет интенсификации режимов разгона и повышения максимальной скорости подъема при сокращении времени цикла подъема.

- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вагин B.C., Туркин И.С. Уравнения движения многоленточных подъемных установок с высокомоментным гидравлическим приводом // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). — М.:МГТУ-2011, № 4. — С. 301—303.

2. Вагин B.C. Уравнения движения безредукторного гидравлического привода проходческих подъемных установок // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). — М.:МГТУ-2011, № 10. — С. 295—300.

3. Копылов И.П., Мамедов Ф.А., Беспалов В.Я. Математическое моделирование асинхронных машин. — М.: Энергия, 1969. — 97 с. ЕШ

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ -

Вагин B.C. — кандидат технических наук, профессор, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова.

д

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.