Научная статья на тему 'Сравнительный анализ динамики денежной массы, реального валового внутреннего продукта и уровня цен в Иране (1950-2006 гг. )'

Сравнительный анализ динамики денежной массы, реального валового внутреннего продукта и уровня цен в Иране (1950-2006 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
256
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИРАН / ДЕНЕЖНАЯ МАССА / РОСТ РЕАЛЬНОГО ВВП / ИНФЛЯЦИЯ / ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА / IRAN / MONEY SUPPLY / REAL GDP GROWTH / INFL ATION / MONETARY POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кофанов Дмитрий Александрович

Статья представляет собой обзор изменения основных макроэкономических показателей (денежная масса, реальный ВВП, индекс потребительских цен) в Иране с середины XX в. Исследуются краткосрочные и долгосрочные колебания данных индикаторов с учетом воздействия на них разного рода факторов, в том числе внеэкономических. Рассматривается возможность и степень влияния денежно-кредитной политики на динамику реального продукта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Comparative Analysis of Dynamics of Monetary Weight, Real Total Internal Product and Price Level in Iran (1950-2006)

This article provides a review of changes in basic macroeconomic variables (money supply, real GDP, consumer price index) in Iran since the mid-20th century. It explores shortand long-term fl uctuations of the given indicators considering the impact of various factors, including non-economic ones. The problem of the monetary policy infl uence on the real output dynamics is under discussion.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ динамики денежной массы, реального валового внутреннего продукта и уровня цен в Иране (1950-2006 гг. )»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 13. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ. 2010. № 2

ЭКОНОМИКА Д.А. Кофанов

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ДЕНЕЖНОЙ МАССЫ, РЕАЛЬНОГО ВАЛОВОГО ВНУТРЕННЕГО ПРОДУКТА И УРОВНЯ ЦЕН В ИРАНЕ (1950-2006 гг.)

Статья представляет собой обзор изменения основных макроэкономических показателей (денежная масса, реальный ВВП, индекс потребительских цен) в Иране с середины XX в. Исследуются краткосрочные и долгосрочные колебания данных индикаторов с учетом воздействия на них разного рода факторов, в том числе внеэкономических. Рассматривается возможность и степень влияния денежно-кредитной политики на динамику реального продукта.

Ключевые слова: Иран, денежная масса, рост реального ВВП, инфляция, денежно-кредитная политика.

This article provides a review of changes in basic macroeconomic variables (money supply, real GDP, consumer price index) in Iran since the mid-20th century. It explores short- and long-term fluctuations of the given indicators considering the impact of various factors, including non-economic ones. The problem of the monetary policy influence on the real output dynamics is under discussion.

Key words: Iran, money supply, real GDP growth, inflation, monetary policy.

Пределы влияния денежно-кредитной политики на экономическую активность уже многие десятилетия остаются предметом спора среди экономистов. Может ли рост денежной массы воздействовать на реальный продукт, и если может, то насколько долговечно это воздействие? Каковы инфляционные последствия денежной экспансии? В данной работе предлагается анализ изменения предложения денег (агрегаты М2 и М1), реального валового продукта и уровня цен в Иране с середины ХХ столетия. Также разбираются некоторые проблемы, связанные с курсом национальной валюты, который остается основной промежуточной целью денежно-кредитной политики иранских властей. Сравнивая ряды макроэкономических данных, мы можем представить их как совокупность различных эпизодов, в каждом из которых проявляются собственные закономерности, а затем обратиться к долгосрочным тенденциям и соотношениям. Большая часть статьи посвящена именно краткосрочному анализу, а в конце, для полноты картины, будут описаны результаты различных обобщающих исследований, которые позволяют пролить свет на

67

интересующие нас проблемы иранской экономики. Таким образом, эта работа имеет своей целью создание последовательного и полноценного обзора динамики важнейших макроэкономических индикаторов Ирана за пять с половиной десятилетий, а также попутной интерпретации различных особенностей этой динамики.

Итоги экономического развития Ирана за последние полвека оказались весьма противоречивыми. По данным за 2007 г., Исламская республика Иран представляет собой страну с 71-миллионным населением и подушевым национальным доходом в 3470 долл. в валютных курсах (нижняя группа стран со средним доходом, согласно классификации Всемирного Банка) и 10800 долл. в паритетах покупательной способности. С точки зрения величины подушевого дохода в ППС Иран не идет ни в какое сравнение со своими богатыми соседями по Персидскому заливу, но зато выгодно отличается от таких важных государств Ближнего Востока и Северной Африки, как Египет (5400 долл. на душу в ППС), Сирия (4370 долл.), Алжир (7640 долл.)1. Своим относительным благосостоянием Иран обязан прежде всего наличию нефти: в 2007 г. он был на втором месте в мире после Саудовской Аравии по величине нефтяных запасов (обладая 11,2% мировых запасов нефти) и добывал 4,4 млн баррелей в день (5,4% мировой добычи и 4-е место после Саудовской Аравии, России и США)2. Добыча нефти в Иране была начата в 1908 г. иностранной компанией, и с этого времени влияние нефтяных доходов на иранскую экономику возрастало. Хотя, по-видимому, не позднее 1950-х гг. страна вступила в стадию «современного экономического роста»3, политическая и экономическая нестабильность, усилившаяся уже с середины 70-х гг., частично нивелировала успехи, достигнутые в третьей четверти XX в. Внеэкономические факторы, такие как исламская революция и построение нового режима, кровопролитная и разрушительная ирано-иракская война, оказали очень сильное и продолжительное воздействие на экономическое развитие Ирана, и это представляет собой одно из препятствий на пути выявления долгосрочных закономерностей изменения экономики. Поэтому имеет смысл отдельно рассмотреть период с 19504 по 1978 г., охватывающий бурный рост экономики и начало затяжного спада, и время с

1 World Development Report 2009. World Bank. P. 352, 353.

2 BP Statistical Review of World Energy. 2008, P. 6, 8. http://www.bp.com/liveas-sets/bp_intemet/globalbp/globalbp_uk_english/reports_and_publications/statistical_en-ergy_review_2008/STAGING/local_assets/downloads/pdf/statistical_review_of_world_ energy_full_review_2008.pdf

3 Jalali-Naini, Ahmad R. Economic Growth in Iran: 1950-2000. Paper prepared for GRP. Global Development Network. The World Bank, 2003. Р. 3.

4 Здесь и далее обычный год обозначает год иранский, т.е., например, 1950 г. соответствует 1950/51 г., иначе 1329 г. солнечной хиджры.

1979 по 2006 г., на которое пришлись победа исламской революции, война и неустойчивый рост 1990-х и 2000-х.

В первой половине XX в. Ирану дважды пришлось испытать заметный экономический подъем: ранняя индустриализация 19261938 гг., отмеченная избыточным государственным регулированием и остановившаяся с началом Второй мировой, а также послевоенный строительный бум 1945-1949 гг.5 Последовавший провал (судя по динамике ВВВОК6, поскольку достоверные погодовые данные об изменении валового продукта отсутствуют) почти совпадает по времени с правлением М. Мосаддыка (1951-1953), и связан прежде всего с отказом крупнейших западных государств от закупок иранской нефти в ответ на национализацию Англо-иранской нефтяной компании. В 1953-1954 гг. возобновился рост, продлившийся более двух десятилетий и впервые ставший отрицательным в 1977 г. Имеющаяся статистика говорит о том, что в 50-е гг. прирост денежной массы (М2) и темп инфляции никак не коррелировали между собой. Сильная дефляция 1950 г. свидетельствует о начале спада, в то же время почти одинаковые уровни прироста денежной массы в 1951-1954 гг. и 1955-1959 гг. (14,5 и 13,7% ежегодно) дают совершенно разные темпы инфляции (10,1 и 5,8%) - факт, который можно объяснить ускорением роста экономики во втором периоде.

В конце 1950-х гг. растущий дефицит платежного баланса и падающий курс риала заставили иранское руководство обратиться к помощи МВФ и в рамках соглашения о кредите стэнд-бай7 принять программу по стабилизации экономики. Борясь с растущей инфляцией, отчасти связанной с хроническим бюджетным дефицитом (более 20% расходной части в середине 50-х) власти, повысив учетную ставку и ограничив внутренний кредит, вызвали фактическое сжатие денежной массы в 1959 г. и затем ограничивали ее прирост в последующие годы. Данные по росту денежной массы в начале 60-х, представленные на графике 1, не вполне отражают реальную ситуацию. В это время происходит отрыв динамики денежного агре-

5 Bharrier J. Economic Development in Iran 1900-1970. L., 1970. Р. 50-55. В нашем распоряжении нет погодовых данных по росту ВВП до 1960 г., поэтому для оценки динамики валового продукта приходится пользоваться приблизительными данными по величине ВВВОК, рассчитанными Дж. Бхариером для периода с 1900 по 1965 г.

6 Валовых внутренних вложений в основной капитал.

7 «Соглашение о кредите стэнд-бай дает заемщику право на покупку ресурсов в пределах очередной суммы и в течение установленного срока. Покупки обычно производятся поэтапно на ежеквартальной основе, причем выделение [Международным валютным] Фондом средств зависит от выполнения критериев реализации и завершения периодических обзоров. С 1952 г. кредитные соглашения стэнд-бай заключались на один год, а в 1979 г. Директорат Фонда принял решение об увеличении их срока до трех лет». Кузнецов В.С. Международный валютный фонд и мирохозяйственные связи. М., 2001. С. 68.

График 1. Темпы прироста основных и макроэкономических показателей (1950-1978 гг.), %

«— ИПЦ —♦— М2 А ВВП -П- Ненефтяной ВВП

Источники: BharrierJ. Economic Development in Iran 1900-1970. L., Oxford University Press, 1970. P. 44,48^-9, 82,243,254; Central Bank of the Islamic Republic of Iran, Annual Account Final Tables (1959/60-2000/01); World Development Indicators 2005. CD-ROM. World Bank.

гата М2 от М1, последний же еще лучше свидетельствует о зажиме денежного предложения. За 7,5%-ным сокращением М1 в 1959 г. следует низкий темп прироста М1 в 1960 г. (3,2%), который сменяется почти 1%-ным сжатием этого агрегата в 1961 г.8. Последствия для реального сектора были весьма ощутимыми: рост ВВП замедлился, составив в 1961-1963 гг. 6,5% (3,7% без учета нефтяного сектора) против 9,8% (7,7% для ненефтяного9 ВВП) в среднем в 1960-1969 гг. В 1962 г. было даже зафиксировано 8%-ное сокращение ВВВОК.

Во второй половине 60-х - начале 70-х наблюдаются сравнительно устойчивые темпы роста основных индикаторов. Резкий рост нефтяных цен в 1973-1974 гг. неоднозначно повлиял на дальнейшую судьбу Ирана. В 1974 г. по сравнению с 1972 г. средняя цена продаваемой Ираном нефти возросла в 4,5 раза10. Это позволило расширить импорт средств производства и технологий, однако повысило макроэкономическую нестабильность. Если сравнивать темпы роста ВВП11 до и после «революции нефтяных цен», то выясняется, что они одинаковы - в 1960-1972 гг. и 1973-1976 гг. в среднем 10,6% в год, но когда мы берем ВВП без нефтяного сектора, получается иная картина: 9% в год в 1960-1972 гг. и 16,5% в 1973-1976 гг. (в 1977 г. происходит спад уже в связи с политической нестабильностью). В то же время начиная с 1972 г. вследствие увеличения госрасходов и недостаточной стерилизации притока нефтедолларов стала расти небывалыми темпами денежная масса: в 1972-1977 гг. средний прирост М2 составил 37,6% по сравнению с 17,3% за предшествующие шесть лет, соответственно ускорился рост потребительских цен, составив в 1972-1977 гг. в среднем 11% в год, тогда как в 1961-1971 гг. он ни разу не превысил 5%. Бюджетную политику в 70-е гг. также нельзя назвать рестриктивной: большую часть 50-х и 60-х гг. имел место дефицит бюджета, в 1972 г. непосредственно перед взрывным ростом нефтяных цен он составил 4,6% ВВП, в 1973-1976 гг. лишь однажды - в 1974 г. - был достигнут ощутимый профицит в 4,5% ВВП, в 1973 и 1976 гг. бюджет свели с дефицитом в 0,8% ВВП, в

8 К сожалению, из-за смыкания временных рядов из разных источников оказалось невозможным получить достоверное значение темпа рост денежного агрегата М1 в 1962 г. Кроме того, необходимо отметить, что данные для 60-х гг., приведенные в Bonato L. Money and Inflation in the Islamic Republic of Iran. IMF Working Paper (2007) со ссылкой на International Financial Statistics, публикуемой МВФ, несколько отличаются от использовавшихся в данной статье. Впрочем, это различие не настолько велико, чтобы поставить под сомнение наши выводы.

9 Мы получаем ненефтяной ВВП, вычитая из общего валового продукта добычу и переработку нефти и газа; ненефтяной ВВП при этом включает нефтехимию.

10 Esfahani Hadi S., Taheripour F. Hidden Public Expenditures and Economic Performance in Iran. Forthcoming in the International Journal of Middle Eastern Studies. 2000. С. 31.

11 Здесь и далее под ВВП подразумевается реальный ВВП в (факторных) ценах 1997 (1376) г.

1975 г. - с небольшим профитом в 0,3% ВВП12. Эти факты свидетельствуют о том, что приоритетом властей в 70-е (а также 50-е и 60-е, за исключением стабилизационного эпизода 1959-1963 гг.) являлся не столько контроль за денежной массой, сколько стимулирование реального сектора посредством расширения госрасходов и внутрен-

13

него кредита13.

В 70-е гг. проявилась поразительно сильная корреляция между темпами роста ВВП и денежной массы. За весь период с 1970 по 1978 г. коэффициент корреляции значим только для ненефтяного ВВП (0,54), но на более коротком промежутке высокая коррелиро-ванность в обоих случаях становится очевидной. На графике 1 в 1972-1977 гг. все три ряда - темпов роста М2, ВВП и ненефтяного ВВП совершают синхронные колебания. Каждому снижению и увеличению темпов роста денежной массы соответствует замедление или ускорение динамики реального продукта. Обширные вливания средств в экономику действительно сопровождались ростом производства, но в то же время делали его более зависимым от очередных порций кредитов. Вместе с тем предприятия с большей готовностью прибегали к заимствованиям у банков, так как вследствие роста инфляции реальные процентные ставки снижались и становились даже отрицательными (в 1973 и 1976 гг. по кредитам для всех секторов, если брать дефлятор ненефтяного ВВП). Эффективность инвестиций соответственно снижалась: согласно некоторым расчетам, уже в 1973-77 гг. прирост совокупной факторной производительности стал отрицательным14.

Как было сказано выше, денежно-кредитная политика в 1950-х-1970-х гг. была в значительной мере подчинена нуждам кредитования экономики. Центральный банк Ирана был наделен прямыми инструментами контроля над предложением ликвидности: он определял максимальные и минимальные ставки по кредитам и депозитам, совокупный объем кредитования, а также долю каждого сектора экономики в сумме выданных кредитов15. Важно понять, почему при такой степени контроля за предложением ликвидности власти допустили беспрецедентный рост денежной массы. В теории приток нефтедолларов на счета правительства сам по себе не влечет автоматического увеличения денежных агрегатов. Денежная база, которая

12 Easterly W. Global Development Network Growth Database. http://econ.worldbank. org/WBSITE/EXTERNAL/EXTDEC/EXTRESEARCH/0,, contentMDK:20701055~pa gePK:64214825~piPK:64214943~theSitePK:469382,00.html

13 Jalali-Naini Ahmad R., Khalatbari F. Financial Markets and Growth in Iran. Paper prepared for GRP. Global Development Network. The World Bank. 2002. P. 10.

14 Jalali-Naini Ahmad R. Economic Growth in Iran: 1950-2000. Paper prepared for GRP. Global Development Network. The World Bank. 2003. P. 11.

15 The Monetary and Banking Law of Iran; approved on Tir 18, 1351 (July 9, 1972), http://www.cbi.ir/simplelist/1457.aspx. C. 11.

равняется сумме наличных денег в обращении и депозитов банков, в Центробанке альтернативно раскладывается как сумма чистых зарубежных активов Центробанка, чистых требований к государственному сектору, требований к банкам и прочих статей. В частности, увеличение чистых зарубежных активов Центробанка за счет покупки у государства валюты, полученной от экспорта нефти, возмещается соответствующим снижением чистых требований к государственному сектору. Таким образом, степень изменения денежной базы все равно будет зависеть от того, в какой степени Центробанк позволит расширить внутренний кредит. Согласно одному из исследований, стерилизация притока нефтедолларов в 60-х - первой половине 70-х была довольно высокой: увеличение чистых зарубежных активов в среднем на 71% возмещалось сокращением остальных компонентов денежной базы16. При этом корреляция между темпами роста денежной базы и агрегата М1 в 1961-1975 гг. равнялась 0,76. Интересно также отметить, что только в 1964-1970 гг. власти с некоторым успехом использовали такой инструмент, как норма резервирования по банковским вкладам в целях сдерживания ликвидности (М1)17.

На графике 2 приводятся данные по компонентам денежной базы и ее изменению в 1961-1978 гг. К сожалению, из-за недостатка данных пришлось пропустить значение за 1976 г., но это не препятствует выявлению основных тенденций.

Вполне очевидной является связь между долей чистых зарубежных активов в денежной базе и величиной нефтяных поступлений: если в начале 60-х гг., когда власти были заняты ликвидацией дефицита платежного баланса и поддержанием валютного курса, относительно высокая доля ЧЗА обеспечивалась с помощью сокращения импорта при одновременном росте нефтяного экспорта18, то последовавший рост доли кредита государственного сектора и сокращение доли ЧЗА были связаны как с кредитной экспансией, так и с некоторым снижением нефтяных цен. На смену дефициту иностранной валюты в конце 60-х - начале 70-х гг. пришло ее изобилие начиная с 1973 г. С 1974 по 1977 г. чистые зарубежные активы превышали денежную базу, причем на некоторое время чистые требования к государству стали отрицательными из-за стремительного увеличения государственных депозитов на счетах ЦБ Ирана. Однако, судя по данным, представленным на графике 2, уже в 1977 г. расширение

16 Dailami M. The Determination and Control of Money Supply in an Oil Exporting Country: The Iranian Experience (1978). MIT Energy Laboratory Working Paper. С. 21. http://dspace.mit.edU/bitstream/handle/1721.1/31328/MIT-EL-78-027WP-06569892. pdf? sequence=1

17 Там же. С. 15.

18 Bharrier J. Economic Development in Iran 1900-1970. L.: Oxford University Press, 1970. P. 125.

7773 Чистые зарубежные активы ЦБ I-1 Прочие статьи

Чистые требования к госсектору ^^ Требования к банкам Рост денежной базы(%)

Источники: Dailami М. The Determination and Control of Money Supply in an Oil Exporting Country: The Iranian Experience (1978). MIT Energy Laboratory Working Paper. C. 18; Amnzegar J. Iran's economy under the Islamic Republic. L.: I.B. Tauris & Co. Ltd, 1997. C. 377-379.

внутреннего кредита вновь сделало государство чистым должником по отношению к Центробанку.

Исламская революция 1979 г. и затяжная война с Ираком (1980— 1988 гг.) нанесли сильнейший урон иранской экономике. С точки зрения динамики валового продукта 80-е гг. стали для страны «потерянным десятилетием». В 1990 г. размер реального ВВП был на уровне 1978 г., ненефтяной ВВП в 1990 г. лишь на 9% превосходил показатель 1978 г. После революции вмешательство государства в экономику усилилось: хотя доля госрасходов в ВВП фактически упала (с 38,7% в среднем в 70-х гг. до 25,8% в 80-х гг.19), нельзя не учитывать национализацию крупнейших предприятий, рост доли занятых в госсекторе (с 18% в конце 70-х гг. до 39% в начале 90-х гг.20), а также наличие формально негосударственных «фондов», вобравших в себя часть предприятий, отобранных у прежних собственников. Денежно-кредитная сфера попала под полный контроль государства.

Хотя и до революции частные банки преобладали лишь численно, но,

21

судя по всему, не по величине активов21, сплошная национализация всех банков и сокращение их количества путем слияний в 1979 г. явились коренным преобразованием финансовой сферы. Следующим шагом стала исламизация банковской системы, предписанная законом в 1983 г. Банки должны были перейти к использованию специальных исламских финансовых инструментов, которые вместо фиксированной процентной ставки предполагают раздел прибылей (или убытков) по завершении конкретной сделки или проекта. Данная реформа, будучи во многом формальной, наложила

свой отпечаток на структуру активов, правда, не тот, на который

22

рассчитывали ее творцы22.

19 Easterly W. Global Development Network Growth Database. http://econ.worldbank. org/WBSITE/EXTERNAL/EXTDEC/EXTRESEARCH/0,,contentMDK:20701055~ pagePK:64214825~piPK:64214943~theSitePK:469382,00.html

Это вызвано, прежде всего, уменьшением доходов государства - сокращением нефтяных поступлений, ухудшившейся собираемостью налогов; серьезную роль сыграло поддержание завышенного официального курса риала, с использованием которого финансировалась значительная часть импорта.

20 Amuzegar J. Iran's economy under the Islamic Republic. L.: I.B. Tauris & Co. Ltd, 1997. Р. 86.

21 Jalali-Naini Ahmad R., Khalatbari F. Financial Markets and Growth in Iran. Paper prepared for GRP. Global Development Network. The World Bank. 2002. P. 7. В 1976 г. депозиты в государственных банках составляли 46% всех депозитов, т.е. около половины. См.: Мамедова Н.М. Иран в ХХ веке. Роль государства в экономическом развитии. Институт изучения Израиля и Ближнего Востока. М., 1997. С. 57.

22 Пассивы банка после реформы включают текущие беспроцентные и «инвестиционные» депозиты; для последних Совет по денежно-кредитной политике определяет «норму прибыли», т.е. фактически имеет место контроль над процентной ставкой. Что касается активов, то схема, при которой прибыль банку не гарантирована, а убытки приходится нести наравне с заемщиком (или даже в одиночку), не столько стабилизирует финансовую систему, сколько усиливает проблему «мораль-

Государство (в лице правительства и парламента) стало более

23

активно управлять денежным предложением23, при этом инструменты по сути были теми же, что и до революции. Остались как регулирование процентной ставки в виде минимальной «ожидаемой нормы прибыли по банковским кредитам» и «платы за услуги» в коммерческих операциях, так и нормативы по секторальному распределению и по общему объему кредитов24. Официальный курс риала был зафиксирован (причем постепенно формировалась система множественных курсов), и в условиях обостряющегося дефицита иностранной валюты эта мера способствовала процветанию черного рынка, на котором риал быстро обесценивался, и создавала возможности для спекуляций со стороны тех, кто имел доступ к покупке валюты по официальным, завышенным курсам.

С конца 70-х гг. обострившаяся политическая обстановка в Иране стала оказывать все более негативное влияние на динамику валового продукта. Ответственным за пятилетний спад 1977-1981 гг., в течение которого ВВП сократился на 28%, следует считать, прежде всего, упадок добычи и экспорта нефти. Вызванный сначала волнениями рабочих на нефтяных месторождениях, продолженный довольно нелепой попыткой властей насильственно преодолеть экспортно-сырьевую ориентацию путем резкого снижения инвестиций в нефтяной сектор и, что не менее важно, западным имбарго иранской нефти в связи с национализацией нефтяной промышленности и захватом заложников в американском посольстве в 1979 г., он был усугублен бомбардировками крупнейших экспортных терминалов иракской авиацией в 1980 г.25. В то время как средняя цена продаваемой Ираном нефти в 1977-1980 гг. увеличилась более чем в три раза, вследствие той же исламской революции и ирано-иракской войны, а в 1981 г. упала менее чем на четверть26, физический объем добычи сырой нефти в 1981 г. составил 26% от уровня 1977 г. (сокращение с 5,58 до 1,47 млн барр./день), объем ее экспорта за тот же период уменьшился в шесть раз (с 4,81 до

ного риска», поэтому банки предпочитают заниматься краткосрочным, в основном коммерческим кредитованием. См.: MazareiA. The Iranian Economy Under the Islamic Republic: Institutional Change and Macroeconomic Performance (1979-1990). UCLA Department of Economics Working Paper, 1990. P. 19.

23 В частности, в краткосрочном периоде ориентиры денежно-кредитной политики должны быть одобрены правительством и парламентом, в долгосрочном - включены в законы о пятилетних планах развития. The Law for Usury (Interest) Free Banking, Article 19. http://www.cbi.ir/simplelist/1457.aspx

24 Amuzegar J. Iran's economy under the Islamic Republic. L.: I.B. Tauris & Co. Ltd, 1997. P. 109, 112-113.

25 Там же. C. 233-234.

26 13,29 $/баррель в 1977 г., 41,25 $/баррель в 1980 г., 31,25 $/баррель в 1981. Es-fahani Hadi S., Taheripour F. Hidden Public Expenditures and Economic Performance in Iran. Forthcoming in the International Journal of Middle Eastern Studies. 2000. C. 31.

0,83 млн барр./день)27. В итоге поступления от нефтяного экспорта в долларовом выражении сократились почти в два раза28. Упадок нефтяной отрасли в 1984-1986 гг. вызван активизацией военных действий и обвалом нефтяных цен в декабре 1985 - первой половине 1986 гг., из-за которого средняя цена иранской нефти в 1986 г.

29

сократилась вдвое по сравнению с предыдущим годом29, и в еще большей степени сократилась стоимость вывезенной нефти из-за уменьшения физических объемов экспорта.

Кратковременный подъем экономики в 1982-1983 гг. связан, во-первых, с ростом нефтяных поступлений в 1982 г. (темп роста ВВП в 1982 г. - 12,6%, ненефтяного ВВП - лишь 1,9%) и возобновлением роста сектора услуг и строительном буме в Тегеране в 1983 г., - в продолжение дореволюционной тенденции, заключающейся в миграции населения в города из сельской местности (в 1983 г. темп роста ВВП - 11,1%, ненефтяного ВВП - 12,9%). Впоследствии экономическая динамика существенно улучшилась лишь с окончанием войны.

Денежно-кредитная политика в 80-х гг. определялась прежде всего потребностями бюджета. Поскольку финансирование бюджета осуществляется за счет внутреннего кредита государству и сокращения чистых зарубежных активов государства30(например, при продаже валютных активов или увеличении иностранной задолженности), то очевидно, что наличие бюджетного дефицита будет непосредственно влиять на денежную массу (разумеется, государство может заимствовать деньги, выпуская облигации, однако в Иране рынок гособлигаций был и остается в зачаточном состоянии). Иранский бюджет уже в 60-х гг. около половины своих доходов получал от экспорта нефти; в 1963-1977 гг. доля нефтегазовых доходов в бюджете составила в среднем 61% доходов, причем она неуклонно росла, достигнув в 1974-1977 гг. 79% доходной части бюджета. Как показал опыт 70-х и 80-х гг., в годы хорошей нефтяной конъюнктуры государство увеличивало бюджетные расходы, но когда экспортные поступления сокращались, то, желая поддержать определенный уровень расходов31 и не имея возможности сократить дефицит посред-

27 Amuzegar J. Iran's economy under the Islamic Republic. L.: I.B. Tauris & Co. Ltd, 1997. P. 109, 112-113, 400.

28 Суця по данным о платежном балансе в: Amuzegar J. Iran's economy under the Islamic Republic. L., I.B. Tauris & Co. Ltd, 1997. P. 390.

29 С 21,94 $/баррель в 1985 г. до 11,21 $/баррель в 1986 г. См.: Esfahani Hadi S., Taheripour F. Hidden Public Expenditures and Economic Performance in Iran. Forthcoming in the International Journal of Middle Eastern Studies. 2000. P. 31.

30 Mazarei A. The Iranian Economy Under the Islamic Republic: Institutional Change and Macroeconomic Performance (1979-1990). UCLA Department of Economics Working Paper, 1990. P. 20, 38.

31 Который, впрочем, снижался относительно ВВП в 80-х и начале 90-х.

ством повышения сбора налогов, власти финансировали его за счет кредитов банковской системы32. В 1978-1988 гг. дефицит бюджета составлял в среднем 7,4% ВВП. В 1980-1981 гг. он достиг в среднем 12% ВВП, затем сократился до 3,8% в 1985 г., чтобы вновь подняться до 8,2% в 1986-1988 гг.33.

При этом, как показано на графике 3, в 1979-1984 гг. рост денежной массы (М2) замедлялся (за исключением 1982 г.), при этом инфляция снижалась в 1980-1985 гг. В 80-х гг. графики темпов роста цен и денежной массы заметно сблизились друг с другом, что объясняется почти нулевым реальным ростом экономики. Скромное повышение инфляции в 1979 г. по сравнению с 1978 г. (до 11,4% с 9,9%) вопреки увеличению темпов роста М2 с 22,9% в 1978 г. до 37,7% в 1979 г. можно связать с замедлением скорости падения ВВП (правда, с учетом нефтяного сектора), с повышением нормы обязательного резервирования по вкладам и с введением ценового контроля и рационирования товаров, сопряженного с ограничением расходов населения: квазиденьги (главным образом, срочные и сберегательные депозиты) выросли в 1979 г. на 40% (в 1978 г. на необыкновенно низкие 2,8%), прирост же М1 сократился (с 56% в 1978 г. до 34,8% в 1979 г.), т.е. значительная часть новых денег ушла в менее ликвидный агрегат.

Взлет инфляции до 23,5% в 1980 г. был вызван началом боевых действий и спадом в нефтяной отрасли, усугубившим дефицит импортных и производимых на их основе отечественных товаров. Инфляция снижалась в 1981-1985 гг. благодаря все большему сдерживанию монетарной экспансии, сократившему темп увеличения М2 с 31% в 1980 г. до 6% в 1984 г., и возобновлению экономического роста в 1982-1983 (а также в 1985) гг. Кризис нефтяных цен в 1985-1986 гг. повлек за собой серьезный рост бюджетного дефицита и соответственно денежной массы; на фоне затянувшегося спада это потянуло вверх инфляцию: средний темп прироста М2 в 1986-1988 гг. составил 19,2%, а инфляция - 26,8% в год, ВВП за эти три года сократился на 14%. Примечателен тот факт, что при сопоставлении основных макроэкономических агрегатов значимая корреляция на периоде 1979-1988 гг. обнаруживается исключительно между инфляцией и темпом прироста ненефтяного ВВП (-0,65), а также между ростом М1 и ВВП (-0,5). Хотя инфляционные кризисы могут оказывать негативное влияние на динамику валового продукта,

32 См.: Цуканов В.П. О реализации финансовой политики Ирана в условиях нефтяных шоков (за период 60-90-х годов) // Иран: Ислам и власть / Под ред. Н.М. Мамедовой и М. Санаи. М., 2002. С. 79-80.

33 Easterly W. Global Development Network Growth Database. http://econ.worldbank. org/WBSITE/EXTERNAL/EXTDEC/EXTRESEARCH/0,,contentMDK:20701055~ pagePK:64214825~piPK:64214943~theSitePK:469382,00.html

График 3. Темпы прироста основных макроэкономических показателей (1979-2006 гг.), %

Год

— ИПЦ —♦- М2 А ВВП -а- Ненефтяной ВВП

Источники: Central Bank of the Islamic Republic of Iran. Annual Account Final Tables (1959/60- 2000/01), Annual Accounts 2001-2003, Economic Trends, различные выпуски; World Development Indicators 2005, CD-ROM, World Bank; Islamic Republic of Iran: recent economic developments, IMF Staff Country Report, 1998,2000; Islamic Republic of Iran: Article IV Consultation, International Monetary Fund, 2003-2008 гг.; Amuzegar J. Iran's economy under the Islamic Republic. L.: I.B. Tauris & Co. Ltd, 1997. P. 379.

по-видимому, причинно-следственные связи в данном случае идут со стороны реального сектора. С одной стороны, рост ненефтяного ВВП снижает инфляцию за счет расширения внутреннего предложения, в то же время ускоренный рост денежной массы (здесь М1) в значительной степени связан с увеличением бюджетного дефицита, призванного в свою очередь возместить провалы нефтяного сектора (в 1979-1988 гг. корреляция величины бюджетного дефицита (в % ВВП) и темпа прироста М1 равна 0,5, а роста ВВП и бюджетного дефицита равна -0,6).

Окончание войны и начало выхода из рецессии 80-х казалось многообещающим: подъем валового продукта должен был начаться с низкого уровня, сформировалась насущная потребность в восстановлении разрушенной инфраструктуры, явно налаживалась ситуация с нефтяными ценами. Правительство в рамках первого пятилетнего плана развития (1989-1993) провело ряд реформ, направленных на либерализацию экономики: отмена ценового контроля для большинства товаров, снижение внешнеторговых тарифов и устранение многих нетарифных ограничений, уменьшение ставок подоходного налога, приватизация части государственных предприятий, переход к более рыночному валютному курсу и смягчение контроля над внутренним кредитом34. Уже в 1989 г. поступления от нефтяного экспорта выросли почти на 25% вследствие роста как цены на нефть, так и объемов добычи, чтобы в следующем, 1990 г. увеличиться еще в полтора раза из-за роста напряженности в Персидском заливе в связи с событиями вокруг Ирака. Экономика отвечала на правительственные реформы и улучшившуюся внешнеэкономическую конъюнктуру 6%-ным ростом ВВП в 1989 г. (5,7% для ненефтяного ВВП), 14%-ным и 12%-ным ростом в 1990 и 1991 гг. (13 и 11,7% для ненефтяного ВВП). Важной особенностью этого эпизода восстановительного роста стала его широкая основа: в 60-х - 80-х гг. экономический рост в основном обеспечивался сектором услуг и нефтяной отраслью, тогда как в 1990-1991 гг. вклад промышленности составил около 22,6% всего прироста ВВП, что в 2-4 раза превосходит уровень этого показателя в предыдущие десятилетия (если не брать в расчет года с отрицательным ростом ВВП).

Однако это оживление оказалось кратковременным. Рост экономики в значительной мере зависел от увеличения импорта (на 27% в 1989 г., на 36,3% в 1990 и 1991 гг. - в долларовом выражении), но всплеск нефтяных цен во второй половине 1990 г. вскоре сошел на нет, и поддерживать импорт даже на прежнем уровне стало невозможно - он уменьшился на 7% в 1992 г., 21% в 1993 г. и на 53% в

34 Islamic Republic of Iran: recent economic developments. IMF Staff Country Report, 1998. P. 9. http://www.imf.org/external/pubs/ft/scr/1998/cr9827.pdf 80

1994 г. Ситуация с платежным балансом была крайне неблагоприятной: валютные резервы, после существенного роста в 1989 г., сокращались в 1990-1991 гг.; для финансирования импорта пришлось наращивать внешний долг, большей частью краткосрочный, пока в 1992 г. не возникла просроченная задолженность, пятикратно возросшая в следующем, 1993 г. (до 62% экспорта). Темпы экономического роста резко упали до 4% в 1992 г. (4,8% для ненефтяного ВВП) и снизились до 0,5% в 1994 г. (тем не менее 1,8% для ненефтяного ВВП по сравнению с 0,8% в 1993 г.). Последовавшее оживление прервалось в 1997 г., когда рост ВВП снизился до 2,8% по сравнению с 6% в предыдущем, 1996 г. Очередной кризис нефтяных цен 1997-1998 гг., в ходе которого они упали почти в два раза (с 20 долл./баррель в 1996 г. до 10,5 долл./баррель в 1998 г.) обусловили сокращение темпов роста ВВП до 1,6% в 1999 г. (ненефтяного ВВП до 2,7%). Проблемы 1999 г. были вызваны прежде всего падением физических объемов добычи нефти и неурожаем. Следуя нефтяной конъюнктуре, темпы роста повышались до 2002 г., с некоторой задержкой в 2001 г., однако в 2003-2004 гг. они снижались из-за застоя в строительном и аграрном секторах. Малый вклад нефтяного35 сектора в рост ВВП в 2000-х гг. (например, в среднем всего 7% общего прироста в 2002-2007 гг.) связан, по-видимому, с расширением базы экономического роста (со второй половины 90-х гг. как никогда ранее стал ощутимым вклад промышленности, составивший почти 35% всего прироста ВВП в 1996-2006 гг.). Занижение доли нефтяного сектора в ВВП по причине перевода экспорта в риалы по заниженным официальным курсам перестало быть актуальным после унификации начала 2002 г., однако субсидирование внутренних цен на энергоносители все еще имеет место. На фоне продолжавшегося нефтяного бума рост ускорился в 2005-2007 гг., достигнув, по предварительным оценкам 6,6% в 2007 г.36, однако в 2008 г. произошло замедление до 5,5%. Интересен тот факт, что с середины 80-х гг. динамика ненефтяного ВВП стала весьма схожей с общей динамикой валового продукта, что, вероятно, вызвано не только недооценкой вклада нефтяного сектора, но и более равномерным распределением импульсов, идущих из этого сектора, по всей экономике. Согласно ряду исследований, с началом послевоенного реконструктивного периода, совокупная факторная производительность вновь приняла положительные значения37.

В 1989-1990 гг. прежде всего в связи с высокими темпами роста валового продукта инфляция снижалась, составив всего 9% в 1990 г.,

35 Имеется в виду, строго говоря, нефтегазовый сектор.

36 Islamic Republic of Iran: 2008 Article IV Consultation. IMF Country Report No. 08/284, August 2008. http://www.imf.org/external/pubs/ft/scr/2008/cr08284.pdf. С. 4.

37 См., например: Jalali-Naini Ahmad R. Economic Growth in Iran: 1950-2000. Paper prepared for GRP, Global Development Network, The World Bank, 2003. С. 11; Islamic Republic of Iran - Selected Issues. IMF Country Report No. 04/308, 2004. С. 14. http://www.imf.org/external/pubs/ft/scr/2004/cr04308.pdf

6 ВМУ, востоковедение, № 2

однако значительное увеличение темпов прироста денежной массы (с 19,5% в 1989 г. до 35% в 1993 г.) и торможение экономического роста обернулись стагфляцией, напоминающей ситуацию 19861988 гг. Попытка унификации валютного курса в 1993 г. повлекла за собой огромные бюджетные расходы, направленные на возмещение потерь тех, кто заключал импортные сделки или брал долги по прежним, более высоким официальным курсам. В частности, хотя официальные данные ЦБ Ирана указывают на 0,5%-ный дефицит бюджета (по отношению к ВВП) в 1993 г., эксперты МВФ, учитывая ассигнования на покрытие разницы в валютных курсах, оценивают дефицит в этом году в 7,2% ВВП (и в 4,4 и 3,5% ВВП в 1994 и 1995 гг.)38. После замедления в 1993 г. темпы роста потребительских цен достигли пиковых значений в 1994 г. (35,2%) и в 1995 г. (49,4%). Им соответствовали темпы прироста М2 в 29,4% и в 37%. Резко снизившись до 10% в 1997 г., темпы роста ликвидности (М2) вновь стали увеличиваться; хотя поначалу это разогнало инфляцию с 17,3% в 1997 г. до 20,1% в 1999 г., но затем создалась весьма примечательная ситуация: в 2000-2005 гг. рост М2 был существенен (в среднем 29,5% в год) и имел тенденцию к ускорению, но инфляция в это время была сравнительно низкой (в среднем 13,5%) и даже замедлялась. В одной из работ этот факт связывается с укреплением курса риала на параллельном рынке с середины 1999 г., которое увеличило спрос на ликвидность, сделав национальную валюту более привлекательной39; после унификации 2002 г. девальвация официального курса риала также была весьма осторожной - всего на 13% в 2002-2005 гг. Кроме того, спрос на деньги рос в силу благоприятной динамики ВВП. Рост цен на нефть (с 25,3 долл./баррель в 2000 г. до 57 долл./баррель в 2006 г.) до известной степени позволял соблюдать фискальную дисциплину: по данным МВФ, 2000-2001 гг. и 2004-2006 гг. были профицитными, однако относительная величина бюджетного излишка была весьма неустойчивой (напр., 1,7% ВВП в 2004 г., 4,7% ВВП в 2005 г. и всего 0,7% ВВП в 2006 г.). Характерная для последних лет серьезная монетарная и фискальная экспансия привела к ускорению роста цен с 2006 г.

Разложение денежной базы по компонентам на графике 4 демонстрирует тот факт, что, как и в предыдущем периоде (1961-1978), динамика нефтяных поступлений хорошо соответствует изменению доли чистых зарубежных активов в денежной базе. Заметно также, что наибольшее ускорение роста денежной базы приходится на периоды быстрого роста ЧЗА (увеличения их доли в денежной базе).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

38 Islamic Republic of Iran: recent economic developments. IMF Staff Country Report. 1998. С. 22. http://www.imf.org/external/pubs/ft/scr/1998/cr9827.pdf

39 Celasun O., Goswami M. An analysis of money demand and inflation in Iran. IMF Working Paper, 2002. С. 16. http://www.imf.org/external/pubs/ft/wp/2002/wp02205.pdf

82

График 4. Компоненты и прирост денежной базы (1979-2006 гг.), %

200

150

100

50

0 -

-50

-100

М.ЛгЛ ■■■

жшшяёг

4 ■fi

□ □

III

т

I

1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

Год

7//. Чистые зарубежные активы ЦБ I I Прочие статьи

I Чистые требования к госсектору ■ Рост денежной базы(%)

: Требования к банкам

Источник: Central Bank of the Islamic Republic of Iran, «Economic trends», различные выпуски; Islamic Republic of Iran: recent economic developments, IMF Staff Country Report, 1998, 2000; Islamic Republic of Iran: Article IV Consultation, International Monetary Fund, 2003-2008 гг.; Islamic Republic of Iran - Statistical Appendix. International Monetary Fund, 2003-2007 гг.; Amiizegar J. Iran's economy under the Islamic Republic. L.: I.B. Tauris & Co. Ltd, 1997. C. 377-379.

oo

L<J

Это неплохо согласуется с выводами одного из исследований, которое говорит, что иранские денежные власти способны предотвращать сжатие ликвидности при низких ценах на нефть (можно вспомнить, например, стагфляцию 1984-1988 гг., при которой денежная база росла все с большей скоростью за счет расширения требований к госсектору), но слабо сдерживают ее экспансию при высоких ценах40. Так называемые прочие статьи в балансе Центробанка учитывают, в частности, переоценку чистых зарубежных активов при изменении валютного курса; поэтому столь велика была доля их сальдо в денежной базе после унификации 1993 и 2002 гг. Необходимо сказать несколько слов о динамике денежного мультипликатора (в данном случае отношение М2 к денежной базе), который претерпел серьезные изменения за последние десятилетия: упав с 2,8 в 1977 г. до 1,6 в 1988 г., прежде всего в связи с репрессивной политикой властей в отношении банковского сектора, мультипликатор начал восхождение, приостановившееся в середине 90-х гг. (после пика в 2,7 в 1993 г.), и возобновившееся с 1997 г. Далее он рос все быстрее вплоть до 2004 г., достигнув величины 4,6 в 2006 г. (в 2005 г. было временное торможение). Значительное увеличение денежного мультипликатора с конца 90-х гг. связывают в первую очередь со снижением уровня обязательного резервирования по банковским вкладам41.

Что касается обобщающих исследований, которые рассматривают взаимодействие динамики денежной массы, реального продукта и инфляции, то они, как правило, выражают скептическое отношение к политике стимулирования роста ВВП путем накачки ликвидности. Есть свидетельства того, что часть прироста денежной массы непосредственно увеличивает реальный продукт, однако этот эффект является временным, и ВВП постепенно возвращается к своему потенциальному уровню42. Существуют тем не менее указания на присутствие в иранской экономике долгосрочной наклонной кривой Филипса43, во всяком случае в послереволюционные годы44. Однако

40 См.: Дробышевский С., Козловская А., Трунин П. Выбор денежно-кредитной политики в стране-экспортере нефти. Институт экономики переходного периода. М., 2004.

41 См., например: Central bank of The Islamic Republic of Iran. Economic report and balance sheet 1379. P. 80; Economic report and balance sheet 1380. P. 61. http://www. cbi.ir/Category/EconomicReport_en.aspx

42 Khashadourian E., Grammy A. The Political Economy of Growth-Inflation Transmission: The Case of Iran. Review of Middle East Economy and Finance. 2004. Vol. 2. № 2. P. 109-121.

43 Иными словами, наличия связи между безработицей и инфляцией в долгосрочном периоде. В противном случае долгосрочная кривая Филипса вертикальна, иначе говоря, один и тот же уровень безработицы может соответствовать разным уровням инфляции.

44 Valadkhani A. Unemployment Conundrum in Iran. University of Wollongong Working Paper Series, 2006. http://ro.uow.edu.au/cgi/viewcontent.cgi? article=1152& context=commwkpapers

и в этом случае политика удержания безработицы на низком уровне может обернуться всплеском инфляции, что и наблюдается в последние несколько лет. В 2006 г., как и в 2005 г., безработица равнялась 12,1%, затем она снизилась почти до 10% в 2007 г.45 и едва ли намного превысила 10% в 2008 г.46; в то же время инфляция (ИПЦ), составившая 10,4 и 11,9% в 2005 и 2006 гг., подскочила до 18,4% в 2007 г. и, по данным МВФ, достигла 26% в 2008 г.47 - максимума за последние 13 лет. При этом следует отметить, что самое позднее с 1968 г. безработица, по-видимому, никогда не падала ниже 10%, и нахождение ее возле этого уровня в послереволюционный период всегда было критическим с точки зрения увеличения темпов инфляции48. Как бы то ни было, сам факт положительного влияния изменения денежной массы на рост ВВП свидетельствует о жесткости номинальной заработной платы и цен в Иране и, кроме того, означает, что нефтяной сектор может способствовать экспансии других секторов экономики хотя бы за счет расширения ликвидности49.

Несколько исследований, выполненных сотрудниками МВФ, посвящены спросу на деньги и природе инфляции в Иране в конце 1980-х - первой половине 2000-х гг. Авторы обычно исходят из выдвинутого еще монетаристами положения о постоянстве функции спроса на денежные остатки, переменными в которой могут быть национальное богатство или валовой продукт, инфляция, показывающая обесценивание денежных активов, а также доходность альтернативных активов - процентная ставка по депозитам и облигациям, доходность акций или изменение курса хранимой индивидуумами иностранной валюты к национальной. В случае Ирана в уравнение обычно входят валовой продукт, темп инфляции и курс риала к доллару на параллельном (неофициальном) рынке; реже добавляют процентные ставки по депозитам, влияние которых можно игнорировать из-за неразвитости финансовых рынков в стране. Затем с помощью эконометрических процедур50 находится долгосрочное соотношение между ними, позволяющее оценить спрос на деньги, отличающийся

45 Islamic Republic of Iran: 2008 Article IV Consultation. IMF Country Report No. 08/284, August 2008. P. 8. http://www.imf.org/external/pubs/ft/scr/2008/cr08284.pdf

46 Economic Trends No. 53. Second Quarter 1387 (2008/2009). Central bank of The Islamic Republic of Iran. http://www.cbi.ir/showitem/5908.aspx

47 См., например: http://www.imf.org/external/country/IRN/index.htm

48 Valadkhani A. Unemployment Conundrum in Iran. University of Wollongong Working Paper Series, 2006. P. 3. http://ro.uow.edu. au/cgi/viewcontent.cgi? article=11 52&context=commwkpapers

49 Bahmani-Oskooee M., Kandil M. Exchange Rate Fluctuations and Output in Oil-Producing Countries: The Case of Iran. IMF Working Paper, 2007. P. 12. http://www. imf.org/external/pubs/ft/wp/2007/wp07113.pdf. Авторы рассматривают период с 1959 по 2003 г.

50 Применяется метод коинтеграции.

от действительного предложения, а построение модели коррекции ошибок позволяет выявить факторы краткосрочной динамики и скорость возвращения показателей к равновесному состоянию. Результаты данных работ можно обобщить следующим образом: инфляция в Иране носит преимущественно монетарный характер51, рост валового продукта снижает инфляцию, так как побуждает население хранить больше денег, однако эластичность спроса на реальные денежные остатки по ВВП составляет для 1990-х - начала 2000-х гг. около 0,5-0,652, в то время как до революции, когда имело место снижение скорости обращения денег (М1 и М2), сменившееся повышением с конца 80-х гг., данная эластичность намного превышала единицу53. Последний факт лишь усугубил инфляционные последствия денежной эмиссии в последние полтора десятилетия. Данные по изменению скорости обращения денег за почти полвека нанесены на графике 5. Кредитная экспансия, сопряженная с готовностью публики увеличивать свои денежные активы сверх потребностей растущего оборота товаров и услуг, обусловила снижение скорости обращения в 60-х гг. и с середины 70-х; дальнейшее падение и стагнация этого показателя в конце 70-х и на протяжении 80-х гг. связаны с общим расстройством денежного обращения, затем восстановление финансовой системы и ее технологическое обновление способствовали росту данного индикатора54. Итак, если ценовая динамика связана в первую очередь с изменением денежной массы, то ВВП колеблется вокруг потенциального уровня (выделяемого статистическими фильтрами, чаще всего фильтром Ходрика-Прескотта), а темпы его роста определяются своими прошлыми значениями и отклонением от потенциального ВВП55.

51 Islamic Republic of Iran: recent economic developments. IMF Staff Country Report, 2000. P. 65-67. http://www.imf.orgM/external/pubs/ft/scr/2000/cr00120.pdf; Liu O., Adedeji O.S. Determinants of Inflation in the Islamic Republic of Iran: a Macroeco-nomic Analysis. IMF Working Paper, 2000. http://www.imf.org/external/pubs/ft/wp/2000/ wp00127.pdf; Celasun O., Goswami M. An analysis of money demand and inflation in Iran. IMF Working Paper, 2002. http://www.imf.org/external/pubs/ft/wp/2002/wp02205. pdf; Bonato L. Money and Inflation in the Islamic Republic of Iran. IMF Working Paper, 2007. http://www.imf.org/external/pubs/cat/longres.cfm?sk=20942.0

52 Celasun O., Goswami M. An analysis of money demand and inflation in Iran. IMF Working Paper, 2002. P. 9. http://www.imf.org/external/pubs/ft/wp/2002/wp02205.pdf

53 Bonato L. Money and Inflation in the Islamic Republic of Iran. IMF Working Paper, 2007. P. 4. http://www.imf.org/external/pubs/cat/longres.cfm?sk=20942.0

54 Анализ динамики скорости обращения денег представлен в: Komijani A., Naz-arian R. Behavorial Pattern of Income Velocity of Money and Estimation of Its Function (The Case of Iran). Iranian Economic Review. Vol 9. No. 11. Fall 2003.

55 Liu O., Adedeji O.S. Determinants of Inflation in the Islamic Republic of Iran: a Macroeconomic Analysis. IMF Working Paper, 2000. P. 17. http://www.imf.org/exter-nal/pubs/ft/wp/2000/wp00127.pdf

График 5. Скорость обращения денежных агрегатов Ml и М2 (1959-2006 гг.)

Годы

-Скорость обращения Ml--Скорость обращения М2

Источники: Bharrier J. Economic Development in Iran 1900-1970. L.: Oxford University Press, 1970. P. 82, 243, 254; Central Bank of the Islamic Republic of Iran; Annual Account Final Tables (1959/60-2000/01); Economic Trends, различные выпуски; World Development Indicators 2005. CD-ROM, World Bank.

о0

Следовательно, хотя монетарная экспансия и может воздействовать на реальные показатели, ее влияние будет весьма ограниченным и преходящим, а расплачиваться придется растущей инфляцией. Важно отметить, что однонаправленное движение темпов роста денежной массы и ВВП, которое имело место в 70-х гг., больше никогда не повторялось на длительных промежутках времени.

Таблица проливает некоторый свет на проблему так называемой голландской болезни применительно к Ирану. Экономику можно условно разделить на торгуемый и неторгуемый секторы. Торгуемый сектор - тот, который подвержен внешней конкуренции, следовательно, и цены этого сектора устанавливаются международным рынком; товары неторгуемого сектора не вступают в интернациональный обмен и их цены зависят от внутренних условий. Увеличение экспортных поступлений равносильно снижению относительных цен торгуемых товаров относительно неторгуемых (облегчается импорт товаров, растет реальный валютный курс), и это значит, что заработная плата (выраженная в ценах соответствующего сектора) возрастает в торгуемом секторе по сравнению с неторгуемым. Это изменение относительных издержек угнетает торгуемый сектор и перераспределяет занятость в пользу производства неторгуемых товаров и услуг56. Данное состояние экономики называют «голландской болезнью». В таблице содержатся усредненные данные для семи шестилетних периодов, и характер этих данных едва ли позволяет идентифицировать «голландскую болезнь». К неторгуемым секторам можно отнести услуги и строительство; ценообразование в промышленности и сельском хозяйстве частично регулировалось государством уже в последние годы шахского режима, с образованием Исламской республики контроль приобрел небывалые масштабы, но по окончании ирано-иракской войны он стал постепенно ослабляться57, следовательно, в значительной своей части эти сектора являются торгуемыми. В целом незаметно, чтобы рост нефтяных поступлений вызывал серьезный рост доли неторгуемых секторов в ВВП или ослаблял динамику торгуемых секторов. В 1977-1988 гг., как было сказано выше, проблемы с добычей не позволили реализоваться выгодам от довольно высокой в среднем цены на нефть (хотя динамика ее на протяжении большей части периода была неблагоприятной); доля сектора услуг резко выросла вследствие

56 См., например: Jazayeri A. Economic Adjustment in Oil-Based economies. Avebury, 1988. P. 5. В этом анализе также фигурирует реальный валютный курс, который в теории может быть представлен как отношение индексов цен неторгу-емого и торгуемого секторов.

57 Данный вопрос подробно освещен в: Мамедова Н.М. Иран в ХХ веке. Роль государства в экономическом развитии. Институт изучения Израиля и Ближнего Востока. М., 1997.

Таблица

Сравнительная динамика нефтяных цен и валового продукта (1965-2006 гг.)

Период 1965-1970 1971-1976 1977-1982 1983-1988 1989-1994 1995-2000 2001-2006

Цена нефти (долл. 1997 г./баррель, средняя за период) 8,6 23,5 50,7 30,6 20,5 17,7 30,6

Темпы роста (годовые, среднее геометрическое за период) В скобках указана доля сектора в ВВП, % (в постоянных ценах 1997 г.)

Нефтяные цены -6,6 30,4 4,9 -12,0 ^1,0 5,5 11,5

ВВП 11,8 12,0 -3,8 -1,0 6,2 3,5 5,7

Нефтегазовый сектор 14,6 (43) 6,1 (42) -14,0 (18) -2,0 (14) 6,3 (17) 0,3 (14) 1,8 (11)

Ненефтяной ВВП 9,7 16,2 -0,2 -0,8 6,2 4,1 6,3

Сельское хозяйство 5,5(11) 7,2 (8) 3,5 (10) 4,4 (14) 5,7 (15) 2,3 (15) 5,3 (14)

Обрабатывающая и добывающая промышленность 12,7 (5) 17,6 (6) -0,4 (8) 4,3 (10) 8,1 (13) 7,0 (15) 10,2 (19)

Строительство 16,5 (4) 22,1 (5) -6,1 (7) -7,1 (6) 9,5 (5) 2,4 (5) 4,3 (5)

Услуги 9,9 (36) 17,2 (39) -0,1 (57) -2,3 (57) 5,6 (50) 4,0 (51) 5,8(51)

Источники: Central Bank of the Islamic Republic of Iran; Annual Account Final Tables (1959/60-2000/01); Annual Accounts 2001-2003; Economic Trends, различные выпуски; World Development Indicators 2005, CD-ROM, World Bank; Islamic Republic of Iran: recent economic developments. IMF Staff Country Report, 1998, 2000; Islamic Republic of Iran: Article IV Consultation. International Monetary Fund, 2003-2008 гг.; Esfahani Hadi S., Taheripour F. Hidden Public Expenditures and Economic Performance in Iran. Forthcoming in the International Journal of Middle Eastern Studies. 2000.

oo ю

упадка производственной деятельности (в том числе добычи нефти), вызванного войной и внутриполитической напряженностью. Примечательно послевоенное ускорение промышленности и рост ее доли в ВВП, откликнувшийся на улучшение нефтяной конъюнктуры. Весь ненефтяной ВВП улучшал свою динамику, когда росла цена на нефть и не препятствовал политический фактор, что объясняется, в частности, сильной зависимостью национального производства от импортных полуфабрикатов и оборудования.

Резюмируя материал, представленный в данной статье, можно отметить определенную цикличность в экономической политике иранских властей, весьма очевидную во всяком случае после революции нефтяных цен 1973-1974 гг. В «тучные» годы, сопряженные с благоприятной нефтяной конъюнктурой, бюджетная и кредитная экспансия приводит к перегреву экономики и ускорению инфляции; в «тощие» годы правительство, пытаясь поддержать привычный уровень госрасходов, прибегает к обычному печатанию денег (кредитам Центробанка), и экономика вследствие этого, переживает стагфляцию. По-видимому, даже в годы низких цен на нефть власти могут проводить необдуманную денежно-кредитную и фискальную политику, зная, что в будущем положение улучшится, экспортные поступления возрастут, и прежние ошибки будут исправлены. В то же время буквальное следование иранских властей рецептам Международного валютного фонда, призывающего к фискальной и монетарной сдержанности и либерализации различных рынков, не всегда оказывалось благоприятным для экономики страны: следует вспомнить давнишний эпизод со стабилизацией конца 50-х - начала 60-х и фальстарт унифицированного валютного курса в 1993 г. Как показывает опыт последних лет, иранскому руководству вновь не удалось избежать эйфории по поводу роста цен на углеводороды: неумеренная экономическая политика серьезно разогнала инфляцию и не уберегла от очередного замедления темпов экономического роста в 2008 г., которое, по-видимому, продолжится в нынешней ситуации мирового кризиса.

Список литературы

Дробышевский С., Козловская А., Трунин П. Выбор денежно кредитной политики в стране - экспортере нефти. Институт экономики переходного периода. М., 2004.

Мамедова Н.М. Иран в ХХ веке. Роль государства в экономическом развитии.

Институт изучения Израиля и Ближнего Востока. М., 1997. Цуканов В.П. О реализации финансовой политики Ирана в условиях нефтяных шоков (за период 60-90-х годов) // Иран: Ислам и власть / Под ред. Н.М. Ма-медовой и М. Санаи. М., 2002.

Amuzegar J. Iran's economy under the Islamic Republic. L.: I.B. Tauris & Co. Ltd,

1997.

Bahmani-Oskooee M., Kandil M. Exchange Rate Fluctuations and Output in Oil-Producing Countries: The Case of Iran. IMF Working Paper. 2007. http://www. imf.org/external/pubs/ft/wp/2007/ wp07113.pdf Bharrier J. Economic Development in Iran 1900-1970. L., Oxford University Press, 1970.

Bonato L. Money and Inflation in the Islamic Republic of Iran. IMF Working Paper.

2007. http://www.imf.org/external/pubs/cat/longres.cfm?sk=20942.0 Celasun O., Goswami M. An analysis of money demand and inflation in Iran. IMF Working Paper. 2002. P. 16. http://www.imf.org/external/pubs/ft/wp/2002/ wp02205.pdf

Dailami M. The Determination and Control of Money Supply in an Oil Exporting Country: The Iranian Experience (1978). MIT Energy Laboratory Working Paper. http://dspace.mit.edu/bitstream/handle /1721.1/31328/MIT-EL-78-027WP-06569892.pdf?sequence=1 Esfahani Hadi S., Taheripour F. Hidden Public Expenditures and Economic Performance in Iran. Forthcoming in the International Journal of Middle Eastern Studies. 2000.

Jalali-Naini, Ahmad R. Economic Growth in Iran: 1950-2000. Paper prepared for

GRP, Global Development Network. The World Bank. 2003. Jalali-Naini, Ahmad R., Khalatbari F. Financial Markets and Growth in Iran. Paper

prepared for GRP. Global Development Network. The World Bank. 2002. Jazayeri A. Economic Adjustment in Oil-Based economies. Avebury, 1988. Khashadourian E., Grammy A. The Political Economy of Growth-Inflation Transmission: The Case of Iran. Review of Middle East Economy and Finance. 2004. vol. 2. N 2.

Komijani A., Nazarian R. Behavorial Pattern of Income Velocity of Money and Estimation of Its Function (The Case of Iran). Iranian Economic Review. Vol. 9. N 11. Fall 2003.

Liu O., Adedeji O.S. Determinants of Inflation in the Islamic Republic of Iran: a Macroeconomic Analysis. IMF Working Paper, 2000. http://www.imf.org/external/ pubs/ft/wp/2000/wp00127.pdf Mazarei A. The Iranian Economy Under the Islamic Republic: Institutional Change and Macroeconomic Performance (1979-1990). UCLA Department of Economics Working Paper, 1990. ValadkhaniA. Unemployment Conundrum in Iran: University of Wollongong Working Paper Series, 2006. http://ro.uow.edu.au/cgi/viewcontent.cgi?article=1152&cont ext=commwkpapers

Islamic Republic of Iran: recent economic developments. IMF Staff Country Report,

1998. http://www.imf.org/external/pubs/ft/scr/1998/cr9827.pdf

Islamic Republic of Iran: recent economic developments. IMF Staff Country Report,

2000. http://www.imf.org M/external/pubs/ft/scr/2000/cr00120.pdf Islamic Republic of Iran - Selected Issues. IMF Country Report No. 04/308. 2004.

http://www.imf.org/external/pubs/ft/scr/2004/cr04308.pdf Islamic Republic of Iran: 2008 Article IV Consultation. IMF Country Report No. 08/284, August 2008. http://www.imf.org /external/pubs/ft/scr/2008/cr08284.pdf

Источники и базы данных

Central Bank of the Islamic Republic of Iran; Annual Account Final Tables (1959/602000/01); Annual Accounts 2001-2003.

Central bank of The Islamic Republic of Iran, Economic report and balance sheet

(1379-1384) http://www.cbi.ir/Category/EconomicReport_en.aspx Central bank of The Islamic Republic of Iran, "Economic Trends", различные выпуски. http://www.cbi.ir/showitem/5908.aspx Easterly W. Global Development Network Growth Database. http://econ.worldbank.org/ WBSITE/EXTERNAL/EXTDEC/EXTRESEARCH/0,,contentMDK:20701055~ pagePK:64214825~piPK:64214943 ~theSitePK:469382,00.html World Development Indicators 2005, CD-ROM, World Bank.

Сведения об авторе: Кофанов Дмитрий Александрович, аспирант кафедры МЭО ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: akhemen@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.