Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ БЮДЖЕТНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РФ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ БЮДЖЕТНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
56
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бюджетная система / бюджеты субъектов / перспективы развития регионов / расходные обязательства / социальная политика / экономический рост / социальная политика / budget system / budgets of subjects / prospects for the development of regions / expenditure obligations / social policy / economic growth / social policy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глотова Ирина Ивановна, Горбова Елизавета Александровна

В данной статье рассмотрены состав и структура расходных обязательств субъектов Российской Федерации, определены наиболее значимые направлениями финансирования и приоритетные направления развития регионов, а также осуществлена оценка обеспеченности субъектов Российской Федерации собственными финансовыми средствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Глотова Ирина Ивановна, Горбова Елизавета Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this article, the structure of expenditure obligations of the subjects of the Russian Federation is considered, the most significant areas of financing and priority areas of regional development are identified, and an assessment of the provision of the subjects of the Russian Federation with their own budget funds is carried out.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ БЮДЖЕТНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РФ»

УДК 330.3

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ БЮДЖЕТНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РФ

Глотова Ирина Ивановна, Горбова Елизавета Александровна, Ставропольский государственный аграрный университет, г. Ставрополь

E-mail: elizavetagorbova1@gmail.com

Аннотация. В данной статье рассмотрены состав и структура расходных обязательств субъектов Российской Федерации, определены наиболее значимые направлениями финансирования и приоритетные направления развития регионов, а также осуществлена оценка обеспеченности субъектов Российской Федерации собственными финансовыми средствами.

Abstract. In this article, the structure of expenditure obligations of the subjects of the Russian Federation is considered, the most significant areas of financing and priority areas of regional development are identified, and an assessment of the provision of the subjects of the Russian Federation with their own budget funds is carried out.

Ключевые слова: бюджетная система, бюджеты субъектов, перспективы развития регионов, расходные обязательства, социальная политика, экономический рост, социальная политика.

Key words: budget system, budgets of subjects, prospects for the development of regions, expenditure obligations, social policy, economic growth, social policy.

Введение. Современные условия развития экономики Российской Федерации характеризуются серьезными политическими и социальными препятствиями. В условиях ужесточения санкций в отношении российских предпринимателей и физических лиц от руководства страны потребовалось принятие мер поддержки экономики. Рассматривая экономическую ситуацию в стране в целом следует уделить внимание экономическому развитию регионов, определить, как в условиях кризиса развиваются территории субъектов Российской Федерации и какие тенденции, и перспективы намечаются в экономическом развитии регионов.

Актуальность. Важность исследования данной темы заключается в необходимости эффективного формирования сбалансированного бюджета субъектов РФ в связи с реализацией мероприятий по обеспечению социально-экономического развития и стимулированию самостоятельности обеспечения расходных обязательств.

Основная часть. Объектами исследования для данной работы послужили бюджетные показатели Донецкой Народной Республики и

Воронежской области, поскольку отмечаются схожие специализация и уровень населения регионов.

Бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе. Бюджетные доходы осуществляют регулирование экономического развития посредством сдерживания экономической активности определенных отраслей и предоставления дополнительных возможностей для развития приоритетных отраслей в соответствии с социальными потребностями, стимулирования экономической активности хозяйствующих субъектов за счет бюджетного финансирования [5]. В настоящее время принято выделять финансово самодостаточные регионы, к которым относятся: Москва и Московская область, Ленинградская область, Ненецкий автономный округ и ряд других, а также дотационные регионы: Мурманская, Тульская области, Красноярский и Пермский край и другие. Грамотное управление финансовыми средствами государства позволяет гармонично развиваться всем сферам экономики и регионам страны.

В настоящее время сложность реализации намеченных направлений социально-экономического развития страны связана с нарушением экономических связей с иностранными партнерами, изменением условий торговли, поиском новых поставщиков и рынков сбыта и т.д. [4]. В данных условиях множество регионов вынуждены менять траекторию экономического развития, искать способы привлечения дополнительных средств. Финансы регионов Российской Федерации - одна из важнейших составляющих финансовой системы государства. Движение денежных средств внутри региона обеспечивает развитие и экономический рост субъекта и страны. Основными составляющими бюджета субъекта РФ являются доходы, расходы и безвозмездные поступления. В рамках данной работы уделим особое внимание расходной части бюджетов регионов.

Расходы в соответствии со ст. 6 БК РФ характеризуют выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета. При формировании бюджета субъекта РФ необходимо обеспечить сбалансированность и эффективность распределения денежных средств по статьям расхода, для реализации социальных и иных задач развития региона.

Перейдем к характеристике бюджетов исследуемых регионов.

Законом «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» установлен прогнозируемый объем доходов на уровне 115 992,9 млн. руб. за счет налоговых и неналоговых поступлений, и 47 587,8 млн. руб. за счет безвозмездных поступлений. Учитывая прогнозируемый объем расходов за данный период составивший 196 550,5 млн. руб., следует, что за счет собственных источников финансирования субъект обеспечивает более 59% расходных обязательств [1].

Рассмотрим структуру расходов консолидированного бюджета Воронежской области за 2022 г. (рисунок 1).

I Общегосударственные вопросы

Национальная оборона <5 Национальная безопасность н правоохранительная деятельность ш Национальная экономика || Жилищно-коммунальное хозяйство = Охрана окружающей среды

Образование Н Культура, кинематография

Здравоохранение ^ Социальная политика и Физическая культура и спорт Средства массовой информации

Рис. 1 Расходные обязательства Воронежской области за 2022 г.

Из структуры расходов Воронежской области следует, что наибольшая часть финансирования приходится на образование (27%); национальную экономику (20%) и социальную политику (19%). Согласно стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года главной целью развития субъекта признается формирование благоприятной среды для жизни и деятельности и развития предпринимательства [2].

Экономическое состояние территорий Донецкой Народной Республики в настоящее время характеризуется сильнейшим упадком, однако несмотря на понесенный ущерб в результате затянувшихся военных действий данные территории обладают потенциалом в машиностроении, горнодобывающей промышленности и других отраслях. Согласно ст. 35 Федерального конституционного закона от 04.10.2022 №5-ФКЗ со дня образования и до 1 января 2026 года федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития осуществляется предоставление из федерального бюджета дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета [3]. Данные меры не только позволяют экономическому субъекту восстанавливать свою инфраструктуру и экономику, но и привлекают население к возобновлению производственной и иной деятельности.

Рассмотрим и проанализируем структуру расходов бюджета Донецкой Народной Республики за 2022 г. (рисунок 2).

0,70 0,08

0,04

49,45

13,22

1,49

12,96

л Общегосударственные вопросы : Национальная оборона

~ Национальная безопасность и правоохранительная деятельность У Национальная экономика 1 Жилищно-коммунальное хозяйство : Охрана окружающей среды « Образование ■; Культура, кинематография в* Здравоохранение и Социальная политика =: Физическая культура и спорт : Средства массовой информации

Рис. 2 Расходные обязательства ДНР за 2022 г.

Согласно представленным данным наиболее значимыми направлениями финансирования являются социальная политика (49%), образование (13%) и здравоохранение (13%). Приоритетным направлением развития Донецкой Народной Республики является восстановление экономики региона, а именно, восстановление критической инфраструктуры и систем жизнеобеспечения, разрушенных в результате проведения специальной военной операции. Кроме того, основными направлениями развития Донецкой Народной Республики можно определить реализацию государственной политики по повышению рождаемости; улучшению качества жизни населения. Развитие региона должно быть нацелено на обеспечение неуклонного роста благосостояния населения, повышения качества и доступности социальных услуг, а также восстановления промышленной деятельности региона.

Выводы. В результате анализа бюджетных показателей Воронежской области и Донецкой Народной Республики выявлена общая тенденция увеличения расходов на улучшение качества жизни населения, однако Воронежская область в большей степени обеспечивает расходные обязательства за счет собственных источников финансирования субъекта, в то время как расходы Донецкой Народной Республики обеспечиваются в большей степени за счет безвозмездных поступлений.

Экономика Донецкой Народной Республики находится в сложном состоянии, спровоцированным политическими событиями в мире. В новых регионах не действует ряд нормативно-правовых актов, регулирующих бюджетный процесс. В настоящее время для развития экономических отношений и восстановления производственного потенциала Донецкой

Народной Республики необходима поддержка за счет средств федерального бюджета.

Список использованных источников:

1. Российская Федерация. Закон. Закон Воронежской области от 14 декабря 2021 года №126-ОЗ «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов»: электронный фонд правовых и нормативно-технических документов (дата обращения: 18.11.2023).

2. Российская Федерация. Закон. Закон Воронежской области от 20 декабря 2018 года №168-ОЗ «О Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года»: электронный фонд правовых и нормативно-технических документов (дата обращения: 18.11.2023).

3. Российская Федерация. Закон. Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 №5-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта -Донецкой Народной Республики» // Консультант Плюс (дата обращения: 27.11.2023).

4. Кузнецова Е.В. Донецкая Народная Республика: восстановление экономики и укрепление культурно-образовательных связей// Россия: тенденции и перспективы развития - 2023 - С. 198-203 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:/^yberlenmka.ra/artide/n/donetskaya-narodnaya-respuЫika-vosstanovlenie-ekonomiki-i-ukreplenie-kulturno-obrazovatelnyh-svyazey/viewer (дата обращения: 27.11.2023).

5. Сальникова Е.Б. Государственный бюджет России: пути формирования и использования / Е.Б. Сальникова, М.Н. Гринева // Международный научный журнал «Инновационная экономика». - 2022. - № 9-1 - С. 32-41 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennyy-byudzhet-rossii-puti-formirovaniya-i-ispolzovaniya/viewer (дата обращения: 27.11.2023).

6. Единый портал бюджетной системы Российской Федерации Электронный бюджет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы^:// www.budget.gov.ru/ (дата обращения: 18.11.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.