Научная статья на тему 'Сравнительный анализ борского и Гаринского керамических комплексов эпохи энеолита на территории Пермского Предуралья'

Сравнительный анализ борского и Гаринского керамических комплексов эпохи энеолита на территории Пермского Предуралья Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
172
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРМСКИЙ КРАЙ / КЕРАМИКА / ЭНЕОЛИТ / БОРСКАЯ КУЛЬТУРА / ГАРИНСКАЯ КУЛЬТУРА / ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КЕРАМИКИ / СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ОРНАМЕНТА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Жукова О.В.

В статье приведены итоги сравнения внешних морфологических и орнаментальных характеристик гаринских и борских керамических комплексов Среднего Предуралья. Проанализированы керамические комплексы 7 памятников Пермского Предуралья: 47 сосудов борской и 160 сосудов гаринской культуры. Структурный анализ орнамента керамики проведен на основе схемы, предложенной Ю.Б. Цетлиным. В результате сравнения керамических комплексов отмечено следующее: внешние морфологические характеристики сосудов борской и гаринской культур имеют много общего: их поверхность подвергалась обработке твердым предметом с внутренней, и иногда с внешней стороны; для них характерны уплощенные и округлые венчики, прямая и открытая форма горловины. Для борских коллекций характерны толстостенные сосуды, в то время как гаринские сосуды имеют и малую и большую толщину стенок. На сосудах гаринской культуры преобладала прямоугольная форма гребенчатых элементов; гребенчатые отпечатки овальной формы на сосудах борской культуры. На сосудах гаринской культуры преобладали оттиски с большим количеством зубцов, а на сосудах борской со средним количеством зубцов. На борских сосудах встречаются наколы преимущественно прямоугольной формы очень большой длины и средней ширины, на гаринских круглой формы малой и средней длины и средней ширины. Ямочные элементы представлены на сосудах борской культуры отпечатками круглой и квадратной форм, средней длины и большой ширины; на сосудах гаринской культуры круглой, овальной, треугольной и квадратной формы, различных размеров. Наиболее распространенными мотивами орнамента на сосудах борской и гаринской культур являются ряды наклонных вправо и влево оттисков гребенчатого штампа. На сосудах гаринской культуры отмечено большее разнообразие мотивов, в том числе сложных, отсутствующих на сосудах борской культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE BORIAN AND GARIN CERAMIC COMPLEXES OF THE ENOOLITE EPOCH ON THE TERRITORY OF PERM PREDURAL

The article presents the results of comparing the external morphological and ornamental characteristics of the Garin and Borian ceramic complexes of the Middle Urals. The ceramic complexes of 7 archaeological sites of the Perm Ural region were analyzed: 47 vessels of Borian culture and 160 vessels of Garin culture. A structural analysis of the ceramic ornament was carried out on the basis of the scheme proposed by Yu.B. Cetlin. As a result of comparison of ceramic complexes, one can note the following: the external morphological characteristics of the vessels of Borian and Garin cultures have much in common. For example, the surface of the vessels of these cultures was subjected to treatment with a solid object with internal, and sometimes externally. In addition, the vessels of these cultures are characterized by flattened and rounded corollas, as well as the straight and open form of the neck. For Borian collections, thick-walled vessels are typical, while Garin vessels have both small and large wall thickness. The rectangular shape of the comb-shaped elements prevailed on the vessels of the Garin culture, while oval-shaped combed impressions predominated on the vessels of Borian culture. On the vessels of the Garin culture, impressions with a large number of teeth prevailed, and on the vessels of the Borian culture impressions with an average number of teeth. On boric vessels there are nodules of predominantly rectangular shape of very large length and medium width, on Garinsky vessels round shape of small and medium length and medium width. The ornamental elements of the ornament are represented on the vessels of the boron culture by round and square shapes, medium length and large width. On the vessels of the Garin culture, there are pit depressions of round, oval, triangular and square shape, of various sizes. The most common motifs of the ornament on the vessels of the Bor and Garin cultures are rows of inclined right and left impressions of the comb stamp. On the vessels of the Garin culture, a greater variety of motifs, including complex motifs, is noted, which are absent on the vessels of Bor culture.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ борского и Гаринского керамических комплексов эпохи энеолита на территории Пермского Предуралья»

УДК 902.652

О.В. Жукова

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ БОРСКОГО И ГАРИНСКОГО КЕРАМИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ ЭПОХИ ЭНЕОЛИТА НА ТЕРРИТОРИИ ПЕРМСКОГО ПРЕДУРАЛЬЯ*

Пермский краеведческий музей, Пермь, РФ

В статье приведены итоги сравнения внешних морфологических и орнаментальных характеристик гаринских и борских керамических комплексов Среднего Предуралья. Проанализированы керамические комплексы 7 памятников Пермского Предуралья: 47 сосудов борской и 160 сосудов гаринской культуры. Структурный анализ орнамента керамики проведен на основе схемы, предложенной Ю.Б. Цетлиным.

В результате сравнения керамических комплексов отмечено следующее: внешние морфологические характеристики сосудов борской и гаринской культур имеют много общего: их поверхность подвергалась обработке твердым предметом с внутренней, и иногда с внешней стороны; для них характерны уплощенные и округлые венчики, прямая и открытая форма горловины. Для борских коллекций характерны толстостенные сосуды, в то время как гаринские сосуды имеют и малую и большую толщину стенок.

На сосудах гаринской культуры преобладала прямоугольная форма гребенчатых элементов; гребенчатые отпечатки овальной формы - на сосудах борской культуры. На сосудах га-ринской культуры преобладали оттиски с большим количеством зубцов, а на сосудах бор-ской - со средним количеством зубцов. На борских сосудах встречаются наколы преимущественно прямоугольной формы очень большой длины и средней ширины, на гаринских - круглой формы малой и средней длины и средней ширины. Ямочные элементы представлены на сосудах борской культуры отпечатками круглой и квадратной форм, средней длины и большой ширины; на сосудах гаринской культуры - круглой, овальной, треугольной и квадратной формы, различных размеров. Наиболее распространенными мотивами орнамента на сосудах борской и гаринской культур являются ряды наклонных вправо и влево оттисков гребенчатого штампа. На сосудах гаринской культуры отмечено большее разнообразие мотивов, в том числе сложных, отсутствующих на сосудах борской культуры.

Ключевые слова: Пермский край, керамика, энеолит, борская культура, гаринская культура, типологический анализ керамики, структурный анализ орнамента

O.V. Zhukova

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE BORIAN AND GARIN CERAMIC COMPLEXES OF THE ENOOLITE EPOCH ON THE TERRITORY OF PERM PREDURAL

Perm Local History Museum, Perm, RF

The article presents the results of comparing the external morphological and ornamental characteristics of the Garin and Borian ceramic complexes of the Middle Urals. The ceramic complexes of 7 archaeological sites of the Perm Ural region were analyzed: 47 vessels of Borian culture and

* Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ проект № 18-39-00059 «Ранние гончарные традиции населения Среднего Предуралья».

160 vessels of Garin culture. A structural analysis of the ceramic ornament was carried out on the basis of the scheme proposed by Yu.B. Cetlin.

As a result of comparison of ceramic complexes, one can note the following: the external morphological characteristics of the vessels of Borian and Garin cultures have much in common. For example, the surface of the vessels of these cultures was subjected to treatment with a solid object with internal, and sometimes externally. In addition, the vessels of these cultures are characterized by flattened and rounded corollas, as well as the straight and open form of the neck. For Borian collections, thick-walled vessels are typical, while Garin vessels have both small and large wall thickness.

The rectangular shape of the comb-shaped elements prevailed on the vessels of the Garin culture, while oval-shaped combed impressions predominated on the vessels of Borian culture. On the vessels of the Garin culture, impressions with a large number of teeth prevailed, and on the vessels of the Borian culture impressions with an average number of teeth. On boric vessels there are nodules of predominantly rectangular shape of very large length and medium width, on Garinsky vessels - round shape of small and medium length and medium width. The ornamental elements of the ornament are represented on the vessels of the boron culture by round and square shapes, medium length and large width. On the vessels of the Garin culture, there are pit depressions of round, oval, triangular and square shape, of various sizes.

The most common motifs of the ornament on the vessels of the Bor and Garin cultures are rows of inclined right and left impressions of the comb stamp. On the vessels of the Garin culture, a greater variety of motifs, including complex motifs, is noted, which are absent on the vessels of Bor culture.

Key words: Perm region, pottery, eneolithic, bory culture, garin culture, typological analysis, structural analysis of ornament

С древнеиших времен вплоть до наших дней керамические изделия занимают одно из ведущих мест в повседневной жизни всех народов мира.

Керамика является массовым археологическим материалом, начиная с эпохи неолита. Ее орнаментация, форма сосудов, наличие определенных примесей в формовочной массе, как правило, принадлежат к основным дефинициям при выделении той или иной археологической культуры.

Переходной эпохой от каменного века к бронзовому является энеолит. В эпоху энеолита появляются первые орудия из металла, хотя ведущую роль в производстве продолжает играть камень. Открытие металлургии сыграло важную роль в развитии человечества, но появление первых металлических изделий не принесло революционных изменений в хозяйственную деятельность человека. Особенно это относится к лесной полосе, где продолжало развиваться комплексное присваивающее хозяйство. В этих районах, в том числе и в Среднем Предуралье, керамика играет ведущую роль при выделении неолитических и энеолитических культур.

В Среднем Предуралье исследователи выделяют 3 энеолитические археологические культуры - новоильинскую, борскую и гаринскую. Для новоильинской культуры характерны полуяйцевидные сосуды с прямым или широко открытым горлом; примесями в формовочной массе служили шамот и песок. Для борской и гаринской археологических культур характерна керамика с примесью органики в составе формовочной массы, что делало ее пористой и легкой.

Целью данной работы было проведение сравнения внешних морфологических характеристик и орнаментальных уровней керамических комплексов бор-ской и гаринской археологических культур.

Памятники борского типа впервые выявлены О.Н. Бадером в 1950-х гг. во время работ в зоне строительства Камской ГЭС. Поначалу они были отнесены к бронзовому веку, и соотносились с Турбинским могильником. Бадер считал, что памятники борского типа отражают поздний этап турбинской культуры, и датировал их XIV-XII вв. до н.э. Основным аргументом было отсутствие в орнаментации посуды «шагающей гребенки» - характерного орнаментального приема неолита и энеолита Среднего Предуралья, а также пластинчатость каменной индустрии, что не соотносилось с отщеповой техникой хуторского неолита [1, с. 184].

Позже было доказано, что весь металл, встречающийся на борских поселениях - медь, в то время как в Турбинском могильнике вещи сделаны из бронзы. Было зафиксировано отсутствие связи между турбинскими могильниками и бор-скими поселениями, и подтверждена энеолитическая принадлежность борских памятников. Итогом этой работы стало выделение единой гаринско-борской энеолитической культуры.

Активное изучение борских памятников продолжилось в 1970-1980-е гг. В.П. Денисовым и А.Ф. Мельничуком. По мнению последнего, борская культура имеет самостоятельный характер и относится к раннему энеолиту [4, с. 101]. Современными исследователями эта культура датируется III тыс. до н.э. Основными памятниками борской культуры являются: Бор I-V, Заюрчим I, Зверево. Они расположены двумя компактными группами: первая находилась в устье р. Чусовой (в настоящее время затоплена Камским водохранилищем), а вторая -на окраине Перми в пойме Камы, в урочище «Красава».

Посуда борской культуры имеет котлообразную форму, широко открытое горло, округло-конические днища и слегка отогнутый наружу округлый венчик. Тесто имеет значительную примесь органики, что сделало керамику пористой и легкой. В орнаментации преобладает гребенчатый и ямочный орнамент, но полностью отсутствует такой элемент орнамента, как «шагающая гребенка», в то время как в гаринской культуре он является ведущим [2, с. 265]. Основные элементы узора - наклонные и вертикальные оттиски гребенчатого штампа, зигзаг, довольно часто присутствует ямочный орнамент [6, с. 32].

Одним из основных исследователей культуры - А.Ф. Мельничуком, -предпринята попытка разделить борские памятники на ранние и поздние. К ранним памятникам отнесены поселения: Зверево, Заюрчим, Бор III, IV; к поздним - Бор V, Боровое Озеро VI [4, с. 101]. Особенно выделяется поселение Бор V, где обнаружены медные предметы, изучено двухкамерное жилище с переходом гаринского типа.

Наиболее крупной энеолитической культурой Среднего Предуралья является гаринская. Сейчас известно около 200 памятников этой культуры, открытых

практически во всех районах Прикамья, таким образом, она охватывает основной пласт энеолита Предуралья.

Изучение этой культуры началось в 1920-1930-е гг. А.В. Шмидтом и Н.А. Прокошевым. Ими были исследованы многослойные поселения - Астра-ханцево, Грязное Озеро, Гремячий Ручей, где основную массу составляли артефакты эпохи энеолита. В 1950-е гг. памятники гаринской культуры исследовались и частично публиковались О.Н. Бадером. В то время исследователь считал гаринские поселения составной частью турбинской культуры бронзового века, и датировал, в соответствии с материалами Турбинского могильника, ХХ-ХУП вв. до н.э. [1, с. 265]. Когда было доказано, что между Турбинскими могильниками и гаринскими поселениями нет прямой связи, возраст культуры был удревнен. Сегодня она датируется последней четвертью IV - первой четвертью II тыс. до н.э. [5, с. 159]. Памятники гаринской культуры расположены компактными группами. Наибольшая их концентрация наблюдается в устье р. Чусовой, в окрестностях Перми, Березников, Осы, Оханска [3, с. 98].

Посуда гаринской культуры представлена полуяйцевидными сосудами с приостренным дном. Она плотно украшена, в основном, гребенчатыми оттисками. В качестве примеси в формовочной массе, как и в борской культуре, использовались органические остатки, отчего керамика стала пористой и ломкой. Наряду с прямостенными встречаются сосуды со слабо прикрытым или открытым горлом. Посуда в основном имеет крупные размеры, диаметр по венчику 25-40 см и более. Характерным признаком гаринской керамики является обработка внутренней, а иногда и внешней поверхности гребенчатым штампом [6, с. 31]. Большинство венчиков имеет округлую или приостренную форму. Под венчиками у многих сосудов встречаются глубокие ямки, оставляющие на внутренней стороне так называемые «жемчужины». Гребенчатый орнамент разнообразен; исследователи выделяют до 40 видов различных композиций. Одной из ведущих форм орнамента является «шагающая гребенка». Помимо гребенчатого, в небольшом количестве встречается ямочный орнамент и ногте-видные нарезки.

Внутренняя периодизация гаринской культуры разработана слабо. С достаточной долей условности гаринские памятники подразделяются на ранние и поздние. Для ранних памятников характерен высокий уровень геометризма в орнаментации посуды, широкое использование «шагающей гребенки». На поздних памятниках «шагающая гребенка» практически исчезает (поэтому их иногда путают с борскими памятниками), появляются сосуды баночных форм с плоским дном, украшенные защипами по шейке [3, с. 102].

По мнению В.П. Денисова и А.Ф. Мельничука, на базе камских медистых песчаников население гаринской культуры создало свой очаг медной металлургии [4, с. 101]. Об этом свидетельствует как наличие на памятниках гаринской культуры большого количества изделий из меди (шилья, листовидные ножи, оч-ковидные подвески, спиралевидные привески, булавки со спиралевидным на-

вершием), так и, в первую очередь, обнаружение остатков медеплавильных сооружений и литейных форм. Остатки такого сооружения изучены на поселении Красное Плотбище.

Проблема происхождения гаринской культуры также не решена. Ее носители составили основное этническое ядро последующих культурных образований эпохи бронзы на территории Среднего Предуралья.

Для решения вопроса о правомерности разделения гаринских и борских керамических комплексов, выявления их схожих и особенных черт, было решено провести их сравнительный анализ.

Для анализа использованы следующие керамические коллекции борской археологической культуры:

• комплекс керамики стоянки Бор V (6 сосудов);

• 8 сосудов стоянки Боровое Озеро II;

• 12 сосудов стоянки Боровое Озеро III;

• 21 сосуд стоянки Бор I.

Из коллекций гаринской археологической культуры использованы:

• комплекс керамики стоянки Гагарская I (10 сосудов);

• 12 сосудов стоянки Боровое Озеро II;

• 42 сосуда стоянки Боровое Озеро III;

• 30 сосудов стоянки Бор I;

• 61 сосуд стоянки Чернашка;

• 5 сосудов стоянки Хуторская.

Сравнительный анализ внешних морфологических черт. Типологический анализ керамических комплексов показал следующее. Толщина фрагментов варьирует от 0,5 до 1,4 см. В коллекциях гаринской культуры количество тонкостенных и толстостенных сосудов практически одинаково, с небольшим преобладанием толстостенной керамики, в то время как для борских коллекций характерны сосуды большей толщины (табл. 1). Поверхность большинства сосудов заглаживалась мягким предметом. Около трети сосудов подвергались обработке твердым предметом с внутренней, и иногда с внешней стороны (33 % борских сосудов, 30 % гаринских сосудов). Цвет керамики варьирует от светло-коричневого до темно-серого, в зависимости от обжига. Формы венчиков разнообразны: уплощенные, округлые, скошенные внутрь (табл. 3). Стоит отметить, что для сосудов борской и гаринской культур характерны уплощенные венчики (37 и 38 % соответственно), также часто встречается округлая форма венчиков (18 и 21 % соответственно) (рис. 1, 2).

Что касается формы верхней части сосудов, то здесь фиксируется следующее. Для сосудов борской и гаринской культур наиболее распространенной являлась прямая форма горла (59 и 44 % соответственно) (табл. 4). Кроме прямой формы горла довольно часто встречалось открытое горло (29 и 21 % соответственно).

Приведенные данные показывают, что внешние морфологические характеристики сосудов борской и гаринской культур имеют много общего: поверхность некоторых сосудов подвергалась обработке твердым предметом; характерны уплощенные и округлые венчики, а также прямая и открытая форма горловины. Но для борской культуры в большей степени характерны сосуды с прямым и открытым горлом, нежели для гаринской культуры. Для борских коллекций характерны толстостенные сосуды (71 %), в то время как гаринские имеют и малую и большую толщину стенок (47 и 53 % соответственно).

Сравнительный анализ орнаментальных характеристик. Структурный анализ орнамента был проведен на основе схемы, предложенной Ю.Б. Цетли-ным [7, с. 207-213].

Элементы орнамента. Сравнительная характеристика гребенчатых элементов орнамента показала, что преобладающей формой гребенчатых отпечатков на сосудах борской и гаринской культур является прямоугольная. Однако следует отметить, что для гаринской культуры прямоугольная форма отпечатков была более распространенной (86 %), чем для борской (58 %) (рис. 2). Овальные отпечатки были наиболее распространены на сосудах борской культуры (36 %) (рис. 1). Что касается длины отпечатков, то на сосудах данных культур наиболее широко были распространены оттиски малой (1,1-2,0 см) и средней (2,1-3,0 см) длины. По ширине преобладали малые оттиски (0,1-0,2 см), хотя на сосудах бор-ской культуры были также распространены оттиски средней ширины (0,3-0,4 см) (15 %) (табл. 5).

Для сосудов борской культуры характерны отпечатки со средним числом зубцов (4-7) (63 %). В то время как на сосудах гаринской культуры преобладают отпечатки с большим количеством зубцов (8-15) (46 %).

Таким образом, можно отметить, что гребенчатые элементы на сосудах борской и гаринской культур имеют сходство по форме элементов, длине и ширине отпечатков. При этом количество зубцов значительно различается.

Сравнительная характеристика накольчатых элементов орнамента показала следующее. Для борской культуры были характерны наколы прямоугольной (50 %) и овальной (37 %) форм, на сосудах гаринской культуры преобладали круглые (32 %) и прямоугольные (25 %) наколы. На сосудах борской культуры встречаются только три формы наколов - прямоугольная, овальная и треугольная (табл. 6).

По отношению к размерам наколов можно отметить следующее. На сосудах борской культуры часто встречаются наколы большой (0,7-0,8 см) и очень большой (>0,8 см) длины (25 и 50 % соответственно). На сосудах гаринской культуры наблюдается уменьшение длины наколов - преобладали отпечатки малой длины (0,3-0,4 см) - 32 %. По ширине преобладали малые (0,1-0,2 см) и средние (0,3-0,4 см) отпечатки.

Сравнительная характеристика ямочных элементов орнамента показала следующее. Преобладающей формой ямочных отпечатков являлись круглые вдавления. На борских сосудах широко были распространены ямочные вдавле-ния средней (0,5-0,6 см) и большой (27 %) длины. На сосудах гаринской культуры были одинаково распространены ямки малой, средней и большой длины (табл. 7).

Мотивы орнамента. Сравнительная характеристика мотивов орнамента показала следующее. Преобладающим мотивом для борской и гаринской культур являются ряды наклонных вправо оттисков штампа, также широко распространены ряды наклонных влево и горизонтальных оттисков (табл. 8) (рис. 1, 2). Особое внимание хотелось бы обратить на мотив «шагающая гребенка», который отсутствует на сосудах борской культуры, и широко распространен в орнаментации сосудов гаринской культуры (рис. 2). Следует отметить, что для гаринской культуры характерно большое разнообразие мотивов: «шагающая гребенка», ромбическая сетка, двойной зигзаг, ряды ямок и наколов в шахматном порядке, которые отсутствуют на сосудах борской культуры.

Таким образом, после анализа орнаментальных уровней можно отметить следующее. Прямоугольная форма гребенчатых элементов орнамента была более распространена на сосудах гаринской культуры, при этом, гребенчатые отпечатки овальной формы преобладали на сосудах борской культуры. Преобладала малая ширина гребенчатых элементов на сосудах обеих культур (0,1-0,2 см). По длине оттисков также отмечается сходство. На сосудах гаринской культуры преобладали оттиски с большим количеством зубцов (46 %), а на сосудах борской культуры - оттиски со средним количеством зубцов (63 %).

По отношению к накольчатым элементам орнамента можно отметить следующее. На сосудах борской культуры встречаются всего три формы накольча-тых элементов - прямоугольная, овальная и треугольная. На сосудах гаринской культуры накольчатые элементы более разнообразны - круглые, дуговидные, трапециевидные, треугольные и др. На борских сосудах преобладают наколы прямоугольной формы очень большой длины и средней ширины, на гаринских -круглой формы малой и средней длины и средней ширины.

Ямочные элементы орнамента представлены на сосудах борской культуры отпечатками круглой и квадратной форм, средней длины и большой ширины. На сосудах гаринской культуры встречаются ямочные вдавления круглой, овальной, треугольной и квадратной формы, различных размеров.

Наиболее распространенными мотивами орнамента на сосудах борской и гаринской культур являются ряды наклонных вправо и влево оттисков гребенчатого штампа. Также часто встречаются ряды ямок и горизонтальных оттисков штампа. На сосудах гаринской культуры отмечено большее разнообразие мотивов, в том числе сложных (ромбическая сетка, двойной зигзаг, ямки и наколы в шахматном порядке), которые отсутствуют на сосудах борской культуры. Под-

водя итог, можно отметить, что орнамент гаринских сосудов более разнообразен, нежели орнамент борской керамики.

Проведенное сравнение показало наличие как схожих черт (в составе формовочных масс, форм венчиков, основных орнаментальных мотивов), так и отличий (в толщине сосудов, форме верхней части, элементах орнамента и др.). Наличие сходств, возможно, связано с одновременным бытованием обоих комплексов на территории региона и их взаимодействием друг с другом. Отличия могут говорить о разной подоснове для их формирования. Для ответа на этот вопрос необходимо проведение технико-технологического анализа обоих керамических комплексов.

Библиографический список

1. Бадер О.Н. Поселения турбинского типа в Среднем Прикамье // МИА. -М.: АН СССР, 1961. - № 99. - 198 с.

2. Бадер О.Н. Поселения у Бойцова и вопрос периодизации среднекамской бронзы // Отчеты Камской (Воткинской) археологической экспедиции. - М.: ИА РАН, 1961. - Вып. 2. - С. 110-272.

3. Лычагина Е.Л. Каменный век Пермского Предуралья. - Пермь: ПГПУ, 2008. - 118 с.

4. Мельничук А.Ф. О памятниках борского типа в Прикамье // Энеолит лесного Урала и Поволжья. - Ижевск: УдИИЯЛ УрО АН СССР, 1990. - С. 97-105.

5. Мельничук А.Ф. Хронология гаринской культуры в Среднем Приуралье // Проблемы периодизации и хронологии в археологии эпохи раннего металла Восточной Европы: материалы тематической научной конференции. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2013. - С. 157-160.

6. Наговицын Л.А. Новоильинская, гаринско-борская и юртиковская культуры // Эпоха бронзы лесной полосы СССР: Археология СССР. - М.: Наука, 1987. - С. 28-34.

7. Цетлин Ю.Б. Орнаментальные традиции в гончарстве носителей культуры с ямочно-гребенчатой керамикой в Верхнем Поволжье // Проблемы хронологии и этнокультурных взаимодействий в неолите Евразии. - СПб: ИИМК РАН, 2004. - С. 207-213.

Таблица 1

Толщина сосудов гаринской и борской культур

Средняя толщина фрагментов 0,5-0,7 0,8-1,2

Сосуды гаринской культуры 47 % 53 %

Сосуды борской культуры 28 % 71 %

Таблица 2

Примеси в составе формовочной массы гаринской и борской культур

Примеси Сосуды гаринской культуры Сосуды борской культуры

Органика 100 100

Таблица 3

Форма венчиков сосудов гаринской и борской культур

Венчики Сосуды гаринской культуры Сосуды борской культуры

Уплощенный 37 38

Округлый 18 21

Скошен внутрь 5 21

Таблица 4

Форма верхней части сосудов гаринской и борской культур

Форма верхней части Сосуды гаринской культуры Сосуды борской культуры

Открытая форма 21 29

Прямое горло 44 59

Закрытая форма 6 2

Таблица 5

Сравнение гребенчатых элементов орнамента гаринской и борской культур

Параметр Борская культура Гаринская культура

Общая форма гребенчатых элементов

Прямоугольная 58,5 86

Овальная 36,5 11

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Трапециевидная 5 2,3

Длина гребенчатых элементов

Очень малая - <1,1 22 16,5

Малая - 1,1-2,0 49 40,5

Средняя - 2,1-3,0 24 30

Большая - 3,1-4,0 5 10,5

Очень большая >4,1 0 2,3

Ширина гребенчатых элементов

Очень малая - <0,1 0 4

Малая - 0,1-0,2 85 86

Средняя - 0,3-0,4 15 9

Большая - 0,5-0,6 0 0,6

Число компонентов (зубцов)

Малое - 2-3 5 6,5

Среднее - 4-7 63 39

Большое - 8-15 27 46,5

Очень большое - 16-30 5 7

Таблица 6

Сравнение накольчатых элементов орнамента гаринской и борской культур

Параметр Борская культура Гаринская культура

Общая форма накольчатых элементов

Прямоугольная 50 25

Овальная 37,5 8

Трапециевидная 0 8

Треугольная 12,5 16

Каплевидная 0 0

Круглая 0 32

Дуговидная 0 8

Длина накольчатых элементов

Очень малая - 0,1-0,2 0 8

Малая - 0,3-0,4 12,5 32

Средняя - 0,5-0,6 12,5 25

Большая - 0,7-0,8 25 16

Очень большая >0,8 50 16

Ширина накольчатых элементов

Очень малая - <0,1 0 0

Малая - 0,1-0,2 37,5 32

Средняя - 0,3-0,4 62,5 50

Большая - 0,5-0,6 0 8

Очень большая - >=0,7 0 8

Таблица 7

Сравнение ямочных элементов орнамента гаринской и борской культур

Параметр Борская культура Гаринская культура

Общая форма ямочных элементов

Круглая 91 76

Овальная 0 18

Треугольная 0 3

Квадратная 9 3

Длина ямочных элементов

Малая - 0,3-0,4 9 27

Средняя - 0,5-0,6 54 27

Большая - 0,7-0,8 27 27

Очень большая >=0,9 9 19

Ширина ямочных элементов

<=0,3 0 15

0,4 9 27

0,5 9 21

>=0,6 82 36

Таблица 8

Сравнение мотивов орнамента гаринской и борской культур

Параметр Борская культура Гаринская культура

Ряд наклонных вправо оттисков 49 45

Ряд наклонных влево оттисков 21 15

Ряд вертикальных оттисков 8,5 4,4

Ряд горизонтальных оттисков 10,5 8,8

Шагающая гребенка 0 22,5

Зигзаг 6 4,4

Ряд наколов 19 4,4

Ряд ямок 10,5 16

Ряд горизонтальных оттисков в шахматном порядке 6 0

Ряд ямок в шахматном порядке 0 0,5

Ромбическая сетка 0 5

Ряд наколов в шахматном порядке 0 0,5

Двойной зигзаг 0 2,7

Оооо оооа 12 — 13

Рис. 1. Керамика борской культуры стоянки Бор I

Рис. 2. Керамика гаринской культуры стоянки Бор I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.