Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ БИОМЕХАНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ТЕХНИКИ ВЫПОЛНЕНИЯ РЫВКА ШТАНГИ И РЫВКА С ЗАПРЫГИВАНИЕМ НА ПОДСТАВКУ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ БИОМЕХАНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ТЕХНИКИ ВЫПОЛНЕНИЯ РЫВКА ШТАНГИ И РЫВКА С ЗАПРЫГИВАНИЕМ НА ПОДСТАВКУ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
22
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫВОК КЛАССИЧЕСКИЙ / БЕЗОПОРНАЯ ФАЗА / СПЕЦИАЛЬНО-ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / СКОРОСТНАЯ ВИДЕОСЪЕМКА

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Хасин Леонид Александрович, Аткишкина Татьяна Дмитриевна

Представлен сравнительный анализ техники выполнения рывка и рывка с запрыгиванием на подставку. Показано, что при запрыгивании на подставку происходит большее сгибание спортсменов в коленных и тазобедренных суставах, чем в рывке, во время безопорной фазы. Этим объясняется большее разгибание рук в плечевых и локтевых суставах в безопорной фазе при выполнении рывка с запрыгиванием на подставку, чем при выполнении рывка. Полученные результаты являются основанием для включения в тренировочный процесс рывка с запрыгиванием на подставку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Хасин Леонид Александрович, Аткишкина Татьяна Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE BIOMECHANICAL CHARACTERISTICS OF THE TECHNIQUE OF PERFORMING A SNATCH AND A SNATCH WITH JUMPING ON A STAND

A comparative analysis of the technique of performing the Olympic snatch and the snatch with jumping onto blocks is presented. It was shown that when performing the snatch with jumping onto blocks, athletes flex more in the knee and hip joints than in the Olympic snatch during the unsupported squat phase. This explains the greater extension of the arms in the shoulder and elbow joints in the unsupported squat phase when performing the snatch with jumping onto blocks than when performing the Olympic snatch. The results obtained are the basis for including the snatch with jumping onto blocks into the training process.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ БИОМЕХАНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ТЕХНИКИ ВЫПОЛНЕНИЯ РЫВКА ШТАНГИ И РЫВКА С ЗАПРЫГИВАНИЕМ НА ПОДСТАВКУ»

7. Шуманский И.И. Скоростно-силовая подготовка курсантов Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации в беге на короткие дистанции / И.И. Шуманский, А.В. Ежова // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 2 (192). - С. 373-376.

REFERENCES

1. Buylova, L.A. and Ezhova, A.V. (2018), "The role of physical culture and sports in the formation of professional and applied skills", Medico-biological and pedagogical foundations of adaptation, sports activities and a healthy lifestyle: a collection of scientific articles of the VII All-Russian Correspondence Scientific and Practical Conference with International Participation, Voronezh, рр. 468-475.

2. Shumanskiy, I.I., Shcheglov, V.N., Ezhova A,.V. and Lermontovа, L.Y. (2021), "Influence of non-traditional means of training on the special physical training of cadets", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 191, No. 1, pp. 396-399.

3. Ezhova, A.V., Artemyeva, S.S. and Kryukova,. O.N. (2017), "Pedagogical support for the effectiveness of the process of physical education in high school", Bulletin of the Voronezh State University. Series: Problems of Higher Education, No. 3, pp. 37-39.

4. Kuznetsov, B.V. and Gostev, G.R. (2012), "The influence of professional-adaptive physical training on the development and improvement of physical qualities of cadets of higher educational institutions of the Ministry of Emergencies of Russia", Physical culture and health, No. 6 (42), pp. 53-56.

5. Semenov, E.N., Fedorov, V.P. and Grachev, N.P. (2017), "Features of fatigue during local work", Physical culture, sport and health in modern society: collection of scientific articles of the All-Russian with international participation part-time scientific and practical conference, Voronezh, рр. 340-343.

6. Tolstykh, S.K., D.S. Tolstykh, and Ezhova, A.V. (2020), "Methods of improving professional training with students of higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 188, No. 10, pp. 377-381.

7. Shumansky, I.I. and Ezhova, A.V. (2021), "Speed-strength training of cadets of the Federal Penitentiary Service of the Russian Federation in sprinting", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 192, No. 2, pp. 373-376.

Контактная информация: gonav@mail.ru

Статья поступила в редакцию 21.01.2022

УДК 796.88

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ БИОМЕХАНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ТЕХНИКИ ВЫПОЛНЕНИЯ РЫВКА ШТАНГИ И РЫВКА С ЗАПРЫГИВАНИЕМ

НА ПОДСТАВКУ

Леонид Александрович Хасин, кандидат педагогических наук, доцент, директор, Татьяна Дмитриевна Аткишкина, научный сотрудник, Научно-исследовательский институт информационных технологий Московской государственной академии физической

культуры, Малаховка

Аннотация

Представлен сравнительный анализ техники выполнения рывка и рывка с запрыгиванием на подставку. Показано, что при запрыгивании на подставку происходит большее сгибание спортсменов в коленных и тазобедренных суставах, чем в рывке, во время безопорной фазы. Этим объясняется большее разгибание рук в плечевых и локтевых суставах в безопорной фазе при выполнении рывка с запрыгиванием на подставку, чем при выполнении рывка. Полученные результаты являются основанием для включения в тренировочный процесс рывка с запрыгиванием на подставку.

Ключевые слова: рывок классический, безопорная фаза, специально-вспомогательные упражнения, скоростная видеосъемка.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.1.p445-451

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE BIOMECHANICAL CHARACTERISTICS OF THE TECHNIQUE OF PERFORMING A SNATCH AND A SNATCH WITH JUMPING

ON A STAND

Leonid Aleksandrovich Khasin, the candidate of pedagogical sciences), docent, Director, Tatyana Dmitrievna Atkishkina, the researcher, Research Institute of information technologies of Moscow State Academy of Physical Education, Malakhovka, Moscow region

Abstract

A comparative analysis of the technique of performing the Olympic snatch and the snatch with jumping onto blocks is presented. It was shown that when performing the snatch with jumping onto blocks, athletes flex more in the knee and hip joints than in the Olympic snatch during the unsupported squat phase. This explains the greater extension of the arms in the shoulder and elbow joints in the unsupported squat phase when performing the snatch with jumping onto blocks than when performing the Olympic snatch. The results obtained are the basis for including the snatch with jumping onto blocks into the training process.

Keywords: Olympic snatch, unsupported squat phase, weightlifting derivatives, high-speed video shooting.

ВВЕДЕНИЕ

Эффективность тренировочного процесса во многом зависит от правильности подбора специально-вспомогательных упражнений. Одной из целевых задач, решаемых при выполнении рывка, является выпрямление рук без дожима при фиксации штанги. Нами оценивалась целесообразность использования рывка штанги с запрыгиванием на подставку как упражнения, способствующего совершенствованию техники выполнения безопорной, второй опорной фаз и фиксации штанги.

В работах [1, 4] было показано, что большие длительность и амплитуда сгибания в коленных и тазобедренных суставах способствуют большему разгибанию рук в плечевых и локтевых суставах. Нами рассматривается специально-вспомогательное упражнение -рывок с запрыгиванием на подставку, использование которого, как мы предполагаем, способствует более эффективному выполнению безопорной фазы. Также оценивалось влияние этого упражнения на фиксацию штанги.

Проведено сравнение рывка классического и специально-вспомогательного упражнения - рывка с запрыгиванием на подставку. Скоростная видеосъемка (250 к/с) проводилась с торцов грифа штанги и под углом 45 град между оптической осью камеры и грифом штанги. Для четырех спортсменов в одинаковые моменты фаз сравнивались углы в тазобедренных суставах, максимальные значения высоты подъема штанги и максимальные значения вертикальной скорости (определялись по концу грифа), длительности безопорных фаз в рывке классическом и рывке с запрыгиванием на подставку по видеосъемкам в одинаковом ракурсе. Высота подставки 7 см.

Гипотеза. При выполнении специально-вспомогательного упражнения «рывок с запрыгиванием на подставку» безопорная фаза выполняется с большим сгибанием в коленных и тазобедренных суставах, чем в рывке классическом. Более плотная группировка в конце безопорной фазы и в финальном подседе будет способствовать тренировке финальной части рывка (безопорная фаза, второй опорной подсед, фиксация штанги).

Задача исследования - анализ биомеханической структуры вышеперечисленных упражнений и оценивание влияния рывка с запрыгиванием на подставку на эффективность выполнения финальной части рывка (безопорная фаза, второй опорной подсед, фиксация штанги).

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для регистрации движений использовалась скоростная видеосъемка (250 к/с) с торцов грифа и под углом. Рассчитывались пространственно-временные и кинематические характеристики движения конца грифа штанги. При расчете характеристик движения использовались алгоритмы фильтрации [2]. Проведен сравнительный анализ техники выполнения рывка классического и рывка с запрыгиванием на подставку четырех спортсменов. По раскадровке видеосъемки сравнивались позы спортсменов и положения штанги в конце безопорной фазы в рывке и рывке с запрыгиванием на подставку. Рассмотрены два подхода каждого спортсмена в каждом упражнении. Всего анализировались 35 пар положений спортсменов, из них 30 - съемки в торцы штанги.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

При попарном сравнении поз каждого спортсмена в двух упражнениях в 26 парах, где можно было сделать визуальную оценку, в рывке с запрыгиванием на подставку в момент окончания безопорной фазы штанга над головой была выше, чем в момент окончания безопорной фазы в рывке классическом. Углы в тазобедренных и коленных суставах в рывке с запрыгиванием на подставку в момент окончания безопорной фазы в 33 парах были меньше, чем в аналогичный момент в рывке классическом.

Можно заключить, что в специально-вспомогательном упражнении в конце безопорной фазы спортсмены в большей степени сгруппированы и высота подлета штанги над головой больше, чем в рывке классическом.

Предположение, что в рывке с запрыгиванием на подставку в момент фиксации штанги спортсмены в большей степени сгруппированы, чем в тот же момент в рывке классическом, не подтвердилось. Большая группировка в момент фиксации снаряда в специально-вспомогательном упражнении по сравнению с рывком наблюдалась только у одного спортсмена в одной паре сравниваемых упражнений.

Пример сравнения пары упражнений при съемке в торец грифа штанги представлен на рисунке 1, при съемке под углом - на рисунке 2.

Рисунок 1 - Сравнение позы спортсменки в момент Рисунок 2 - Сравнение позы спортсмена в момент окончания безопорной фазы в рывке классическом окончания безопорной фазы в рывке классическом, вес (слева) и рывке с запрыгиванием на подставку (справа) штанги 115 кг, (слева) и рывке с запрыгиванием на

подставку, вес штанги 110 кг (справа)

Проведен анализ выполнения рывка классического и рывка с запрыгиванием на подставку м.с. А. Л-ной, тренер - з.м.с. СССР, з.м.с. России, з.т. России С. А. Сырцов. Фазовая структура этих упражнений представлена в таблице 1. Среднее значение по двум попыткам длительности безопорной фазы А. Л-ной в рывке с запрыгиванием на подставку составляет 0,204 с, в рывке классическом - 0,198 с. По результатам наших исследований [3], эта фаза имеет большую вариативность.

Позы спортсменки А. Л-ной на границах фаз выполнения рывка классического (слева) и рывка с запрыгиванием на подставку (справа) представлены на рисунке 3.

Таблица 1 - Фазовая структура выполнения рывка классического и рывка с запрыгивани-ем на подставку А. Л-ной_

Фаза Рывок классический Рывок с запрыгиванием на подставку

Длительность фазы

Предварительный разгон 0,572 0,580

Амортизация 0,06 0,088

Финальный разгон 0,108 0,116

I опорный подсед 0,06 0,052

Безопорный подсед 0,208 0,204

II опорный подсед 0,3 0,440

1. Момент отрыва штанги

Окончание фазы амортизации, начало фазы финального разгона

к х

7*

Окончание фазы предварительного разгона, начало фазы амортизации

Окончание фазы финального разгона, начало I опорного подседа

Окончание I опорного подседа, начало безопорной фазы

Окончание безопорной фазы, начало II опорного

подседа

7. Фиксация снаряда

Рисунок 3 - Позы спортсменки А. Л-ной на границах фаз выполнения рывка классического (слева) и рывка с

запрыгиванием на подставку (справа)

Рассчитаны пространственно-временные, кинематические и динамические характеристики движения конца грифа штанги в рывке классическом и рывке с запрыгиванием на подставку МС А. Л-ной. Графики представлены на рисунках 4-6.

Как видно из графиков, максимальная высота подъема штанги при выполнении рывка с запрыгиванием на подставку выше, чем в рывке классическом. Максимальная вертикальная скорость конца грифа штанги, а также максимальное ускорение при выполнении этого упражнения выше, чем при выполнении рывка классического. Значения этих характеристик в двух упражнениях представлены в таблице 2.

Координата Координата

Рисунок 4 - Графики вертикального перемещения конца грифа штанги при выполнении рывка классического (слева) и рывка с запрыгиванием на подставку (справа)

о о

Рисунок 5 - Графики вертикальной скорости конца грифа штанги при выполнении рывка классического (слева)

и рывка с запрыгиванием на подставку (справа)

с с

Рисунок 6 - Графики вертикального ускорения конца грифа штанги при выполнении рывка классического (слева) и рывка с запрыгиванием на подставку (справа)

Таблица 2 - Характеристики движения конца грифа штанги при выполнении рывка классического и рывка с запрыгиванием на подставку_

Характеристики движения конца грифа штанги Рывок классический Рывок с запрыгиванием на подставку

Максимальная высота подлета штанги, м 1,052 1,16

Максимальная вертикальная скорость, м/с 1,965 2,2

Макс. вертикальное ускорение во время фазы амортизации, м/с2 5,71 3,07

Максимальное вертикальное ускорение, м/с2 13,37 25,46

Мин. вертикальное ускорение во время фазы амортизации, м/с2 -5,46 -6,18

Минимальное вертикальное ускорение, м/с2 -13,92 -13,43

Максимальная горизонтальная скорость, м/с 1,35 1,52

Максимальное горизонтальное ускорение, м/с2 38,32 43,42

При выполнении рывка с запрыгиванием на подставку спортсменка использовала штангу весом 50 кг. При выполнении рывка классического вес снаряда был 60 кг. Сравнение показало, что спортсменка использует возможность сильнее разогнать снаряд и выше его поднять. При этом она сильнее сгибает ноги в тазобедренных и коленных суставах и сильнее наклоняется вперед в рывке с запрыгиванием на подставку, чем в рывке классическом. Увеличение веса снаряда в рывке с запрыгиванием на подставку будет вынуждать спортсмена быстрее и интенсивнее выполнять безопорную фазу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сравнительный анализ рывка классического и рывка с запрыгиванием на подставку показал, что за одинаковые промежутки времени в специально-вспомогательном упражнении спортсмены сильнее сгибают ноги в коленных и тазобедренных суставах. Можно предположить, что рывок с запрыгиванием на подставку может использоваться для тренировки более быстрого сгибания ног в безопорной фазе.

Это упражнение позволяет почувствовать, как за счет большего сгибания ног выпрямляются руки в безопорной фазе. При сгибании в тазобедренных и коленных суставах происходит разгибание рук в локтевых и плечевых суставах. Это происходит потому, что центр масс системы спортсмен-штанга при сгибании в тазобедренных и коленных суставах перемещается по вертикали к штанге с одной стороны, при этом функция h(t) -зависимость высоты центра масс от времени - не меняется. Скорость перемещения центра масс системы спортсмен-штанга увеличивается. Сгибание в тазобедренных суставах также приводит к перемещению плеч вперед и вниз. Это позволяет тренировать фиксацию снаряда.

ЛИТЕРАТУРА

1. Хасин Л. А. Математическое моделирование безопорной фазы толчка штанги от груди / Л.А. Хасин, С.Б. Бурьян // Биомеханика двигательных действий и биомеханический контроль в спорте. Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Москва : АнтаПресс, 2020. - С. 167-172.

2. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ . Расчет кинематических и динамических характеристик движения штанги / Л.А. Хасин, С.Б. Бурьян (Российская федерация). - № 2017613826 дата гос. регистрации в Реестре программ для ЭВМ 03.04.2017. - 1 с.

3. Хасин Л.А. Сравнительный анализ пространственно-временных характеристик рывка штанги в удачных и неудачных попытках тяжелоатлетов высокой квалификации / Л.А. Хасин, А.Б. Рафалович, П.И. Андросов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 11 (165). - С. 386-391.

4. Khasin L.A. Biomechanical analysis of technique of highly skilled weightlifters with the application of mathematical modeling and high-speed video recording, Advances in Intelligent Systems and Computing. -2020. - vol. 1028 AISC. - pp. 96-105.

REFERENCES

1. Khasin, L.A. and Buriyan, S.B. (2020), "Mathematical modeling of the unsupported phase of a barbell jerk from the chest", Proceedings of the VIIIth All-Russian scientific and practical conference

with international participation "Biomechanics of physical actions and biomechanical control in sport", Moscow, 2020, pp.167-172.

2. Khasin, L.A. and Buriyan, S.B. (2017), "Calculation of the kinematic and dynamic characteristics of the movement of the bar", Certificate of state registration of a computer program № 2017613826, Date of the state registration in the Register of the computer programs April 03, 2017.

3. Hasin, L.A., Rafalovich, A.B., Androsov, P.I. (2018), "The comparative analysis of timespace characteristics of snatch of a bar in successful and unsuccessful attempts of weight-lifters of high qualification", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (165), pp. 386-391.

4. Khasin, L.A. (2020), "Biomechanical analysis of technique of highly skilled weightlifters with the application of mathematical modeling and high-speed video recording", Advances in Intelligent Systems and Computing, vol. 1028 AISC. pp. 96-105.

Контактная информация: niit1995@mail.ru, niit@mgafk.ru

Статья поступила в редакцию 24.01.2022

УДК 37.015.3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ ПРИ АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ РУССКИХ ШКОЛ В ЮЖНОЙ КОРЕЕ НА ПРИМЕРЕ

УРОКОВ ФИЗКУЛЬТУРЫ

Александр Сергеевич Хлебников, кандидат педагогических наук, доцент, Ирина Алексеевна Савченко, кандидат политологических наук, доцент, Дарья Игоревна Богданова магистрант, Алёна Ильинична Богданова, бакалавр, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва

Аннотации

Статья посвящена рассмотрению особенностей учебно-воспитательной работы направленной на снижение уровня конфликтности в мультикультурной среде русских школ расположенных в Южной Корее. Авторами статьи с 2018 по 2021 год проводилось исследование, задачами которого являлось изучение причин возникновения школьных конфликтов в русских школах Южной Кореи, особенностей и механизмов их протекания, а также составление рекомендаций для учителей по конструктивному разрешению возникающих конфликтов среди детей, принадлежащих к различным культурным этносам.

Ключевые слова: педагогический конфликт, конфликтология, педагогика, мультикультура-лизм, школа.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.1.p451-456

DEVELOPMENT OF CONFLICT RESOLUTION SKILLS IN THE CHILDREN'S ADAPTATION AND SOCIALIZATION IN RUSSIAN SCHOOLS IN SOUTH KOREA ON THE EXAMPLE OF PHYSICAL EDUCATION LESSONS

Alexander Sergeevich Khlebnikov, the candidate of pedagogical sciences, docent, Irina Ale-kseevna Savchenko, the candidate of political science, docent, Daria Igorevna Bogdanova, the master's student, Alena Ilyinichna Bogdanova, the bachelor, Moscow State University of Psychology and Education, Moscow

Abstract

The article is devoted to the consideration of the features of educational work aimed at reducing the level of conflict in the multicultural environment of Russian schools located in South Korea. The authors of the article conducted a study from 2018 to 2021, the objectives of which were to study the causes of school conflicts in Russian schools in South Korea, the features and mechanisms of their course, as well as the preparation of recommendations for teachers on the constructive resolution of emerging conflicts among children belonging to different cultural ethnic groups. Research results includes information that it is necessary to take into account the personal characteristics of each student and to observe relationships

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.