Научная статья
УДК 821.111
DO110.52070/2542-2197_2022_9_864_143
Сравнительный анализ «Автобиографии» Б. Франклина и «Автобиографии» М. Твена
О. А. Титова1, О. И. Кирдяева2
1,2Московский городской педагогический университет, Москва, Россия
1titovaOA @mgpu.ru
2kirdyaevaOI@mgpu.ru
Аннотация. В данной статье предлагается сопоставительный анализ исследования жанра автобиографии
в американской литературе на примере «Автобиографии» Бенджамина Франклина и «Автобиографии» Марка Твена. Авторами статьи выделяются как общие черты, так и отличительные особенности, присущие анализируемым художественным произведениям. Каждый из автобиографов в исследуемых текстах излагает свою собственную систему ценностей, которая является результатом индивидуального опыта и продуктом культурной и социальной среды своего времени.
Ключевые слова: жанр автобиографии, автобиографизм, Б. Франклин, М. Твен, американская литература
Для цитирования: Титова О. А., Кирдяева О. И. Сравнительный анализ «Автобиографии» Б. Франклина и «Автобиографии» М. Твена // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2022. Вып. 9 (864). С. 143-150. DOI 10.52070/2542-2197_2022_9_864_143
Original article
"Autobiography of Benjamin Franklin" and "Autobiography" by Mark Twain: a Comparative Study
Olga A. Titova1, Olga I. Kirdyaeva2
1,2Moscow city University, Moscow, Russia HitovaOA @mgpu.ru 2kirdyaevaOI@mgpu.ru
Abstract.
Keywords: For citation:
This article offers a comparative analysis and study of the two literary works belonging to the genre of autobiography in American literature: "Autobiography" by Benjamin Franklin and 'Autobiography" by Mark Twain. The authors highlight the main common aspects and focus on the distinctive features inherent in the analyzed works of fiction.
Each of the autobiographers has their own set of values, which is the result of individual experience and the product of the cultural and social environment of the time.
autobiography, autobiographism, B. Franklin, M. Twain, American literature
Titova, O. A., Kirdyaeva, O. I. (2022). 'Autobiography of Benjamin Franklin" and 'Autobiography" by Mark Twain: a comparative study. Vestnik of Moscow State Linguistic University. Humanities, 9(864), 143-150. 10.52070/2542-2197_2022_9_864_143
введение
В современном литературоведении жанр автобиографии остается наиболее полемичным и сложным, так как подобно дневникам, мемуарам и биографиям он, с одной стороны, однозначно обозначает жанровую отнесенность сочинения; с другой стороны, для жанра автобиографии характерно в равной степени обращение как к философии и психологии, так и к собственно истории, беллетристике и публицистике. Всё это создает определённые трудности при его детерминации.
Исследователь вышеозначенного жанра Ф. Ле-жен дает ему следующее определение: «ретроспективное прозаическое повествование реального человека, рассказывающего о собственном существовании, делая особый акцент на истории своей личности» [Лежен, 2006, с. 261-262]. Из данного определения явствует, что жанр автобиографии отличает целый ряд характерных черт: языковая форма (прозаическое произведение, ретроспективное повествование), тема (история личности), позиция автора (тождественность рассказчика и автора, который является реально существующей или существовавшей исторической личностью), отождествление исторического лица, автора нар-ратива, с главным героем. Из вышесказанного следует, что в фокусе произведения, созданного в данном жанре, оказывается внутренний процесс развития личности героя-рассказчика. А описанные события рассматриваются читателем как факты биографии автора и как вехи его внутреннего развития. Эти характерные особенности и отличают жанр автобиографии от принципа автобиографизма, под которым понимается принцип «сопоставлении и соотношения личности автора с героем / героями его произведений» [Кирдяе-ва, 2022, с. 158], соотнесения текстовой и внетекстовой реальности. Автобиографизм в творчестве писателя выражается «в виде использования им собственного мировоззрения в качестве опоры для создания художественных текстов» [Коструб, 2022, с. 167].
Начало XX века характеризуется особым пониманием психологии человека, результаты активно развивающейся в этот период науки по-новому осмысливают сознательное и бессознательное, сложность человеческой личности. Человек рефлексирующий оказывается в фокусе науки и литературы, что незамедлительно дает новый импульс для небывалого ранее развития автобиографического жанра. Более того, с предыдущего столетия берет начало традиция создания автобиографий политиками и государственными деятелями, среди которых особое место в американской литературе
занимают два художественных произведения исследуемого жанра, созданные Б. Франклином и М. Твеном соответственно.
общая характеристика автобиографий
б. франклина и м. твена
Франклиновское жизнеописание, написанное им самим, является самым значимым сочинением американского политика, философа и исследователя. Оно было начато автором в 1771 г. в Англии, создавалось на протяжении целого ряда лет, но так и не было завершено просветителем. Первая часть «Автобиографии» описывает детство и жизнь автора до женитьбы в 1730 г. Вторая часть, написанная уже во Франции в 1784 году, менее значительная по объему, пронизана дидактизмом и наполнена рассуждениями автора о способах усовершенствования своей личности с целью достижения идеала. Третья и четвертая части, написанные в Америке и повествующие о периоде до 1757 года, обрываются на моменте приезда просветителя в Англию как представителя Пенсильвании. Однако дошедшие до нас заметки плана произведения свидетельствуют о намерении автора охватить в сочинении историю всей своей жизни.
В «Автобиографии» Б. Франклина нашли отражение существенные особенности просветительского реализма. Авторская концепция личности формировалась в таких исторических условиях, которые предоставляли возможность проявить себя, более того, побуждали к действию, чему способствовал активный процесс становления американской государственности, и нарождавшаяся буржуазия приветствовала прогрессивные начинания во всех сферах жизни. Герой «Автобиографии» Б. Франклина - патриот, ратующий за социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспокоенный своим личным делом и организацией академии, увеличением количества печатных денег в стране, и созданием в городе пожарных команд.
В своем жизнеописании автор не стремится представить идеализированное повествование о самом себе и своих поступках, но достоверно и объективно излагает события и описывает испытания, которые ему предстояло преодолеть на жизненном пути. Герой-рассказчик без страха и сомнения борется с жизненными трудностями и сложными обстоятельствами. Б. Франклин ведет повествование о внешней событийной стороне своей жизни. Автобиографический нарратив эпохи XVIII века еще лишен глубокого психологического анализа, к нему обратятся авторы жизнеописаний в XX веке. А пока открытая тенденциозность,
свойственная просветительскому реализму, призвана создать образ героя эпохи, в которой автору суждено было появиться на свет.
Твеновскую «Автобиографию» постигла непростая литературная судьба, поскольку при жизни автор не решался на ее публикацию, разрешая печатать ее лишь частично спустя 50, 75, 100 и даже 500 лет после своей смерти. Попытки публикации отрывков «Автобиографии» предпринимались при жизни М. Твена, а также в последующие годы: в 1912, 1924, 1940 и 1959. Распоряжение писателя возможно истолковать как проявление артистизма его натуры и как признание разоблачительного характера, созданного им произведения, поскольку в нем открыто высмеивался помимо прочего ряд франклиновских сентенций и присутствовала острая критика современных политических устоев.
На протяжении 35 лет (с 1870 по 1905 гг.) с перерывами в работе М. Твен предпринимал многочисленные попытки написать собственную автобиографию, однако каждый раз откладывал рукопись в сторону. К 1905 году в распоряжении автора было более тридцати набросков разрозненных глав, часть которых была пронумерована, и отдельных эпизодов с указанием их места в будущей книге. Тем не менее, начиная с 1906 года, М. Твен принимает решение регулярно надиктовывать свои воспоминания стенографистке, таким образом, избирая собственный оригинальный метод создания автобиографии, отказываясь от строгого хронологически линейного построения повествования. Главы «Автобиографии», таким образом, по воле ее автора располагаются в порядке появления диктовок рассказчика, а заголовки, заключенные в квадратные скобки, в основном не принадлежат самому автору.
В «Автобиографии» отчетливо прочерчиваются две сферы изображаемой реальности: прошлое, особенно годы детства, юности, молодости, о которых М. Твен пишет с нежным ностальгическим чувством, и современность, воспринимаемая им преимущественно критически. В композиционном плане главы, относящиеся к двум временным планам, «перетасовываются», сменяя друг друга.
Гражданская война между Севером и Югом окончена, рабство отменено, наблюдается быстрое развитие экономики, успешное развитие промышленности и технического оснащения - все эти процессы способствовали превращению аграрной Америки в страну парового двигателя и электричества. Столкновение с новым миром нарождающегося урбанизма и индустриализма не могло не выдвинуть на первый план новые, еще не изведанные проблемы. Понимание долга гражданина, масштаб личности авторов исследуемых автобиографий, особенности их писательской манеры,
разные исторические эпохи, в которых творили Б. Франклин и М. Твен, - все эти аспекты определили своеобразие художественного метода авторов.
отличительные черты исследуемых произведений
Идея решающего влияния среды на человека -это одна из ведущих идей твеновского жизнеописания. Б. Франклин, будучи выразителем эстетической концепции просветительского реализма, объясняет моральный выбор и мотивы поступков своего героя «разумом», здравым смыслом, целесообразностью, а отнюдь не средой. Для великого просветителя идеи, мнения, просвещение в целом - вот мощнейший стимул для образца героя эпохи. Б. Франклин убежден, что судьбоносные перемены по плечу даже одному талантливому человеку при условии, что он посвятит всё внимание воплощению в жизнь своих планов:
I have always thought that one man of tolerable abilities may work great changes, and accomplish great affairs among mankind, if he first forms a good plan, and, cutting off all amusements or other employments that would divert his attention, makes the execution of that same plan his sole study and business [Franklin, 1916].
Точка зрения М. Твена на данный вопрос прямо противоположна точке зрения Б. Франклина. М. Твен в памфлете «Покойный Бенджамин Франклин» («The Late Benjamin Franklin», 1870) полемизирует с писателем и даже открыто смеется над его наставлениями:
When I was a child I had to boil soap, notwithstanding my father was wealthy, and I had to get up early and study geometry at breakfast, and peddle my own poetry, and do everything just as Franklin did, in the solemn hope that I would be a Franklin some day. And here I am! [Twain, 1870, с. 80].
Франклиновская «Автобиография» начинается с подробного освещения судьбы его предков, с огромным пиететом относится автор к каждой детали повествования, пытаясь поступательно рассмотреть и определить фамильные черты:
This obscure family of ours was early in Reformation, and continu'd protestants thro' the reign of queen Mary... [Franklin, 1916].
Back of the Virginia Clemenses is a dim procession of ancestors stretching back to Noah's time. I have not
examined into these traditions myself, partly because
I was indolent [Twain, 1906а].
Иронически замечает М. Твен, откровенно высмеивая стремление буржуазии любой ценой представить свое происхождение в как можно более респектабельном ракурсе, как если бы их предки были родственниками самого Ноя, в то время как для Б. Франклина американцы - это воплощение трудолюбия, скромности и сдержанности. М. Твен не щадит своих соотечественников. Писателю претит лжепатриотизм и агрессивное высокомерие американцев новой эпохи. Так, например, во фрагменте «Мы - Англосаксы» («The Anglo-Saxon Race») речь заходит об одном собрании, на котором председательствующий, отставной военный в высоком чине, провозглашает с большим воодушевлением:
We are of the Anglo-Saxon race, and when the AngloSaxon wants a thing he just takes it [Twain, 1906б].
Слоган вышеназванного «вдохновенного пророка» породил такой энтузиазм, что участники банкета, штатские и военные, в течение двух минут не могли «истощить свой восторг по поводу вышеназванной великолепной декларации» [Твен, 1980]. Комментируя подобный эпизод, М. Твен с резкой прямотой добавляет, что лозунг было бы справедливо переиначить, что «мы, англичане и американцы, - воры, разбойники и пираты, чем и гордимся» [Твен, 1980, с. 45].
Данное высказывание связано не только с обличительной направленностью «Автобиографии» М. Твена, но и с проявлением философской позиции писателя, одна из граней которой - включенность личности в атмосферу международной жизни. Если пространственное мышление Б. Франклина, человека XVIII века, ограничено рамками своей страны, то М. Твен в начале XX века мыслит как космополит. Метод сравнения помогает писателю глубже познать свою страну и определить ее место в мире. Не вызывает сомнений тот факт, что Марк Твен - патриот своей страны, однако он видит и ее недостатки, позиция гражданина и реалистическое восприятие действительности заставляют его признать тлетворное влияние США на Европейские страны. Европейская циничная пресса, грабительские налоги, страховые компании, паразитирующие на мало защищенных слоях общества - все это, как считает писатель, Европа переняла от Соединенных Штатов Америки.
Б. Франклин и М. Твен занимают полярные позиции по отношению к государственности. С фигурой великого американского просветителя
ассоциируется становление американской государственности. А М. Твен - ее беспощадный критик. Автор признает наличие глубокого конфликта между собственным мнением и официально существующими на тот момент доктринами, что делает невозможным публикацию его произведения при жизни:
In this Autobiography I shall keep in mind the fact that I am speaking from the grave. I am literally speaking from the grave, because I shall be dead when the book issues from the press. At any rate - to be precise - nineteen-twentieths of the book will not see print until after my death [Twain, 1904, с. 80].
В центре нарратива Б. Франклина находится не только рассказ о становлении собственной личности. Читатель обнаруживает у Б. Франклина также стремление рассказчика измениться, чтобы соответствовать обозначенному в его видении моральному образцу и гражданскому идеалу. Таким образом, автор намечает путь, по которому надлежит развиваться человеку, чтобы избавиться от несовершенств в своем характере.
В «Автобиографии» Б. Франклин повествует о том, как человек не знатного происхождения поднимается по социальной лестнице на самую вершину, добивается успеха благодаря своему трудолюбию, таланту, способности к нравственному совершенствованию. Безусловно, читатель открывает для себя здесь историю исключительной личности. При всей исключительности личности героя, в его судьбе видятся закономерности исторического развития страны. Как мы уже установили ранее, автор этого сочинения не проникает в глубину противоречий человеческой натуры,в «диалектику души», не рефлексирует о противоречии между рациональным и чувственно-эмоциональным началом. Все эти вопросы еще не были поставлены перед автором XVIII века. Но Б. Франклин - думающий и анализирующий автор, он честно признает, что его собственная система самовоспитания не совершенна и не лишена недостатков.
Человек, достойный уважения, для Б. Франклина - это человек, занятый честным трудом. Он способен достичь высокого положения в обществе исключительно в результате приложения больших усилий. На первый план для автора выходит работа по созиданию собственной совершенной личности. Таким образом, идея трудолюбия возводится в концептуально значимую величину. Просветитель намечает путь к достижению самосовершенствования и достатка на основе воздержания, экономии и бережливости. Центральная идея исключительной важности труда на благо себя и своей семьи логически выдвигается на первый план,
а в дальнейшем становится важнейшей составляющей американского характера.
Б. Франклин создает в своем жизнеописании образцовую личность, тогда как М. Твен в своем произведении предлагает образ «маленького человека». М. Твен явно демонстрирует античеловеческую сущность американской государственности и иллюстрирует свое отношение к США на примере судьбы обыкновенного человека. Писатель создает грустный, а порой и щемяще трогательный образ своего брата Ориона, честного, способного человека, не готового к жесткой борьбе за так называемый успех. Отнюдь не практичный, добродушный Орион противопоставлен у М. Твена рациональному и деловому Б. Франклину. Бедняга перепробовал множество занятий: был редактором, стремился стать адвокатом, владел газетой и типографией, пробовал себя на государственной службе, даже изобретал паровой котел и разводил кур, без достаточных денег и железной деловой хватки Ориону ни на одном поприще не удалось добиться успеха. М. Твен повествует о жизни брата то с иронией, то с элементами драматизма, но в конце истории тон повествования изменяется, он звучит даже трагически:
.and there he died, with the pencil in his hand and resting against the paper in the middle of an unfinished word - an indication that his release from the captivity of a long and troubled and pathetic and unprofitable life was mercifully swift and painless [Twain, 1898, с. 80].
Посредством образа Ориона писатель как бы полемизирует с литературой эпохи Просвещения, герой которой побеждает обстоятельства силой своего разума. М. Твен описывает современную ему реальность, которая отличается такой жестокостью: для того чтобы преуспеть, только разума уже недостаточно.
особенности повествования и стиля изложения
Тексты сочинений Б. Франклина и М. Твена характеризуются наличием мозаичного сюжета [Баранова, 2010]. Интересным представляется спор, который возникает между Б. Франклином и Джоном Коллинзом о необходимости предоставлять женщинам право на получение образования и их способности к обучению в целом:
... the propriety of educating the female sex in learning, and their abilities for study [Franklin, 1916, с. 65].
Спор возникает во время жизни Бенджамина у своего брата, куда он был определен отцом на обучение. Данный эпизод напоминает мини-рассказ. Необходимость письменно излагать свои мысли и аргументы можно считать его завязкой. Плотная переписка друзей - это развитие действия. А представление отцовского мнения о ясности и логичности аргументов сына можно считать кульминацией рассказа. Развязка - это принятое Бенджамином решение работать над изяществом своего слога.
Однако подобное нарушение стройности изложения становится, скорее, исключением из правил.
В свою очередь, М. Твену присуща более свободная манера обращения с материалом. Так, например, писатель объясняет читателю, почему оставляет одну тему и берется за другую или предлагает несколько вариантов изложения воспоминаний об одних и тех же фактах и событиях. Признаки подобного импровизационного подхода несет в себе и композиция «Автобиографии» М. Твена, поскольку, как известно, автор надиктовал свой текст, заранее не определяя его темы, что мотивировало мозаичность композиции художественного произведения: «диктовки», тематически не связанные между собой, приобретают «свободу передвижения» внутри авторского текста. Данный принцип свободного обращения с материалом проявляется и в композиционной незавершенности самих «диктовок», так как большинство из них написаны в жанре зарисовки.
Сравнивая «Автобиографию» Б. Франклина с сочинениями его современнников (например, богословов), можно констатировать, что Б. Франклину присуща стравнительная простотаизложения, хотя его «Автобиография» изобилует иногда весьма неожиданными эпитетами, синонимическими и антонимическими парами, пословицами, притчами и афоризмами. Очевидно, автор угадывал свою читательскую аудиторию в молодых людях будущих эпох. Тем не менее авторская манера повествования на протяжении всего произведения остается наставнической и дидактичной, а значит, - литературно старомодной.
Одним из наиболее часто используемых стилистических приемов в произведении Б. Франклина является антитеза, что усиливает дидактичный и менторский тон повествования:
...tho' an elegant Preacher he was but a poor Writer... I rather approv'd his giving us good Sermons composed by others, than bad ones of his own Manifacture [Franklin, 1916]1.
1 Выделено нами. - О.Т., О.К.
В стилистическом отношении текст «Автобиографии» выглядит значительно проще, чем сочинения современников ее автора, но это определяется, на наш взгляд, замыслом писателя доступно и доходчиво предоставить потенциальным читателям «пошаговую инструкцию», как достичь морального совершенства. Франклиновское жизнеописание наполнено дидактизмом и в меньшей степени рефлексией, нежели твеновское, хотя также не лишено самоиронии. Франклин неоднократно отмечает, что намерен передать историю своей жизни максимально правдиво, не утаивая свои непривлекательные поступки. Такое авторское решение позволяет в некотором роде дистанцироваться от собственного мнения и посмотреть на свои собственные плюсы и минусы со стороны.
В отличие от повествования в «Автобиографии» Б. Франклина, повествование в «Автобиографии» М. Твена личностно и исповедально, поскольку построено в форме живой беседы, где личные воспоминания перемежаются с отступлениями, в которых автор рассуждает на злободневные темы литературного и политического характера. Внутренние состояния и переживания автора (он же - герой-повествователь) излагаются не в прямом описании, а воплощаются в тех или иных эпизодах, или даже персонажах, т. е. передаются скорее драматическими средствами, нежели повествовательными, скорее сатирически-комиче-ски,нежели аналитически и интроспективно.
Интонационный диапазон автобиографических зарисовок М. Твена довольно широк; он простирается от иронического настроения до сатирического и даже лирического. Воспоминания писателя о далеком прошлом выполнены, главным образом, в лирических тонах, ему более дороги ощущения и ассоциации, нежели события как таковые. По мнению М. Твена, жизнеописание, автор которого игнорирует неважные на первый взгляд события и фокусируется только на важных, создает превратное впечатление о жизни героя:
An autobiography that leaves out the little things and enumerates only the big ones is no proper picture of the man's life at all; his life consists of his feelings and his interests, with here and there an incident apparently big or little to hang the feelings on [Twain, 1906в, с. 50].
Высказывая данное суждение, М. Твен вступает в полемику с Б. Франклином, для которого именно событие, а не переживание, составляет основу повествования. «Бурю мыслей», откровенность признаний, как уже было сказано выше, Б. Франклин оставляет за пределами своей автобиографии.
Нет в «Автобиографии» Б. Франклина и свойственной М. Твену пронзительной грусти по минувшему. На склоне лет Б. Франклин, как будто не подозревая о приближающейся смерти, выказывает неожиданный оптимизм. М. Твен, напротив, неоднократно отзывается о своей кончине с иронией и даже предисловие к «Автобиографии» называет не иначе, как «предисловие из могилы» («Preface. As From the Grave»). Однако в голосе его слышится не лиризм, а разочарование человека, вступающего в новое столетие.
заключение
Проведя сопоставительный анализ двух автобиографических произведений Б. Франклина и М. Твена, мы пришли к выводу о том, что, в значительной степени совпадая по жанру и форме, два сопоставляемых жизнеописания существенно отличаются друг от друга содержательно и композиционно, а также характеризуются отличным стилем изложения. Дидактический тон и последовательность изложения «Автобиографии» Б. Франклина контрастируют с несистемностью, некой хаотичностью и свободой повествования М. Твена, текст которого во многом напоминает живую, непосредственно звучащую речь. Данное обстоятельство обусловлено желанием автора прибегнуть к методу «диктовки», а не самостоятельному написанию автобиографического текста.
Принципы импровизации и мозаичности, не столь выразительно представленные в «Автобиографии» Б. Франклина, получают яркое воплощение в произведении М. Твена,во многом определяя стиль повествования.
В противовес назидательности Б. Франклина, твеновское повествование характеризуется особой исповедальной тональностью. Писатель сравнивает свою автобиографию с признанием в любви, в его манере повествования чувствуется раскованность, позволяющая ему писать свободно, откровенно и без внутренних преград, как пишут любовное письмо. Свобода изложения во многом также зиждется на глубоком убеждении и уверенности автора, что его труд будет опубликован только после его смерти:
It has seemed to me that I could be as frank and free and unembarrassed as a love letter if I knew that what I was writing would be exposed to no eye until I was dead, and unaware, and indifferent [Twain, 1906г, с. 60].
Марк Твен называет свободу принципом автобиографии. Для него это честность самовыражения,
он намеренно игнорирует всё, что является препятствием для искреннего выражения собственных суждений о жизни и о себе. Единственное, чему автор готов подчиняться, - это непроизвольно наплывающий поток воспоминаний и собственный темперамент.
В целом для «Автобиографии» М. Твена характерна та временная объемность, которая практически отсутствует в «Автобиографии» Б. Франклина и которой суждено стать, по мнению ряда исследователей, неотъемлемой чертой произведений автобиографического жанра в литературе XX века.
список источников
1. Лежен Ф. Когда кончается литература? // Автобиографическая практика в России и во Франции / под ред. К. Вьолле, Е. Гречаной. Москва: ИМЛИ РАН, 2006. С. 261-275.
2. Кирдяева О. И. Автобиографизм в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» // Человек в фокусе лингвистики, литературоведения и языкового образования: международный сборник научных трудов по лингвистике, литературоведению, лингводидактике / Московский городской педагогический университет; науч. ред. К. М. Баранова, О. Г. Чупрына; сост., отв. ред. Е. В. Суворина. М.: Языки народов мира, 2022. С. 157-166.
3. Коструб Е. В. Автобиографизм романа Дж. Гришема «Покрашенный дом» // Человек в фокусе лингвистики, литературоведения и языкового образования: международный сборник научных трудов по лингвистике. литературоведению, лингводидактике / Московский городской педагогический университет; науч. ред. К. М. Баранова, О. Г. Чупрына; сост., отв. ред. Е. В. Суворина. М.: Языки народов мира, 2022. С. 167-175.
4. Franklin B. Autobiography of Benjamin Franklin. New York: HENRY HOLT AND COMPANY. 1916. URL: https://www. gutenberg.org/files/20203/20203-h/20203-h.htm
5. Twain M. The Late Benjamin Franklin. 1870. URL: https://www.crummy.com/writing/hosted/The%20Late%20 Benjamin%20Franklin.html
6. Twain M. Chapters from My Autobiography. North American Review: 7 September 1906а. URL: https://www. gutenberg.org/files/19987/19987-h/19987-h.htm
7. Twain M. The Anglo-Saxon Race. 1906б. URL: https://cryptome.org/2013/10/mark-twain-takes-it.pdf
8. Твен М. Автобиография. В кн. Собрание сочинений : в 8 томах. Москва: Правда, 1980. Т. 8. URL: http://lib.ru/ INPROZ/MARKTWAIN/autobiog.txt
9. Twain M. Autobiography by Mark Twain: Second Preface in Three Parts, 1904. URL: http://www.marktwainproject. org
10. Twain M. Chapters from My Autobiography. North American Review: Sidenote 1898. URL: http://www.gutenberg. org/zipcat.php/19987/19987.txt
11. Twain M. Autobiography. Banquet-Speeches, 10 January 1906в. URL: http://www.marktwainproject.org
12. Баранова К. М. XVIII столетие. Рождение американской мечты (творчество Дж. Эдвардса и Б. Франклина): монография. М.: Издательство МГОУ, 2010.
13. Twain M. Autobiography by Mark Twain: As From the Grave, 1906г. URL: http://www.marktwainproject.org
references
1. Lejeune, Ph. (2006). Kogda konchaetsya literatura? = When does literature end? Avtobiograficheskaya praktika v Rossii i vo Francii (pp. 261-275). (In Russ.)
2. Kirdyaeva, O. I. (2022). Kirdjaeva O. I. Avtobiografizm v romane O. Uajl'da "Portret Doriana Greja" = Autobiogrpa-hism in O. Wilde's novel "The Picture of Dorian Gray". Chelovek v fokuse lingvistiki, literaturovedeniya i yazykovo-go obrazovaniya (pp. 157-166): The digest of articles: Mezhdunarodnyi sbornik nauchnykh trudov po lingvistike, literaturovedeniju, lingvodidaktike. (In Russ.)
3. Kostrub, E. V. (2022). Autobiographism in J. Grishem's novel 'A Painted House". Chelovek v fokuse lingvistiki, literaturovedeniya i yazykovogo obrazovaniya (pp. 167-175): The digest of articles: Mezhdunarodnyi sbornik nauchnykh trudov po lingvistike, literaturovedeniju, lingvodidaktike. (In Russ.)
4. Franklin, B. (1916). Autobiography of Benjamin Franklin. New York: HENRY HOLT AND COMPANY. https://www. gutenberg.org/files/20203/20203-h/20203-h.htm
5. Twain, M. (1870). The Late Benjamin Franklin. https://www.crummy.com/writing/hosted/The%20Late%20 Benjamin%20Franklin.html
6. Twain, M. (1906). Chapters from My Autobiography. North American Review: 7 September 1906. https://www. gutenberg.org/files/19987/19987-h/19987-h.htm
7. Twain, M. (1906). The Anglo-Saxon Race. https://cryptome.org/2013/10/mark-twain-takes-it.pdf
8. Twain, M. (1980). Avtobiografiya (vol. 8). Sobranie sochinenij = Collection of works: in 8 vols. Moscow: Pravda. http://lib.ru/INPROZ/MARKTWAIN/autobiog.txt (In Russ.)
9. Twain, M. (1904). Autobiography by Mark Twain: Second Preface in Three Parts. http://www.marktwainproject.org
10. Twain, M. (1898). Chapters from My Autobiography. North American Review: Sidenote. http://www.gutenberg.org/ zipcat.php/19987/19987.txt
11. Twain, M. (1906). Autobiography by Mark Twain: As From the Grave. http://www.marktwainproject.org
12. Baranova, K. M. (2010). XVIII stoletie. Rozhdenie amerikanskoj mechty (tvorchestvo Dzh. Edvardsa i B. Franklina) = 18th century. The Birth of the American Dream (the works of J. Edwards and B. Franklin). Moscow: MGOU. (In Russ.)
13. Twain, M. (1906). Autobiography. Banquet-Speeches, 10 January 1906. http://www.marktwainproject.org
информация об авторах
Титова Ольга Анатольевна
кандидат филологических наук,
доцент кафедры методики обучения английскому языку и деловой коммуникации Института иностранных языков Московского городского педагогического университета
Кирдяева Ольга Ивановна
старший преподаватель кафедры английской филологии
Института иностранных языков Московского городского педагогического университета
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Titova Olga Anatolyevna
PhD (Philology), Associate Professor at the Department of Methods of Teaching English and Business Communication, Institute of Foreign Languages, Moscow City University
Kirdyaeva Olga Ivanovna
Senior Lecturer at the Department of English Philology, Institute of Foreign Languages, Moscow City University
Статья поступила в редакцию 12.06.2022 одобрена после рецензирования 15.06.2022 принята к публикации 16.06.2022
The article was submitted 12.06.2022 approved after reviewing 15.06.2022 accepted for publication 16.06.2022