Сравнительные социальные исследования в системе научных знаний и методов -функции, задачи, перспективы
Андреенкова А.В.
Сравнительные межстрановые и межкультурные исследования начали широко использоваться в социальных науках в последние три десятилетия. Основными тенденциями последних лет являлось географическое и предметно-тематическое расширение таких исследований, глобализация опросов, а также усложнение организационно-управленческих форм и методов сбора и анализа эмпирических данных. Результаты библиографического анализа, баз данных и документации крупнейших сравнительных проектов показали, что такие исследования находят применение в трех основных областях - научно-познавательной, управленче-ско-практической и общественно-информационной. Мультифункциональное использование влияет на формулировку целей и задач сравнительного исследования, его построение, требования и стандарты к качеству данных. Для удовлетворения социального запроса на сравнительные данные высокого качества как на внут-ристрановом (валидность, надежность, достоверность), так и на межстрановом уровне (эквивалентность), стоит вопрос о развитии методологии сравнительных исследованиям по нескольким направлениям. Среди них работа над такими нерешенными пока проблемами как методы перевода инструментов для опроса в разных странах и культурах, создание баз данных вопросов с верифицированными характеристиками, работа со «смешанными методами» опроса, обработка и представление межстрановых данных с учетом международных и национальных этических стандартов и требований по защите частной информации. Ключевые слова: сравнительные социальные исследования, межстрановые и межкультурные сравнения, методология эмпирического исследования, научные методы, опросы населения, измерение субъективных показателей.
Сравнительное межстрановое социальное исследование представляет собой особый вид научного исследования, целью которого является многоуровневое сравнение макрообъектов на основе эмпирической информации, полученной количественными или качественными методами от людей, наблюдения за людьми или тестированием людей. Практика проведения таких исследований существенно опережает теоретико-методологическое осмысление и анализ. Области применения сравнительных социальных исследований также пока остаются не очерченными. Актуальным остается вопрос о перспективах и дальнейших направлениях развития этого вида исследований, что особенно важно для российской науки, которая имеет возможность внести свой вклад в международную систему методологических и практических знаний в этой области, так как имеет научные традиции, практический опыт и общественный запрос на проведение таких исследований.
Для выявления сфер использования и направлений развития сравнительных межстрановых и межкультурных исследований проведен анализ тематики и вопросов, которые поднимаются в научных публикациях по методологии сравнительных межстрановых исследовании на русском и английском языке с 1990-2019 гг.. Информаци-
онной и эмпирической базой исследования являются также методическая документация крупнейших трендовых сравнительных межстрановых проектов (в том числе Всемирного исследования ценностей WVS, Европейского исследования ценностей EVS, Исследования Здоровья, Старения и Пенсионного возраста в Европе SHARE, Евробарометра, Международной программы по социальным исследованиям ISSP, Европейского социального исследования ESS), материалы, базы данных, каталоги и обзоры сравнительных исследований крупнейших архивов социальных данных - архив GESIS (Германия), архив Межуниверситетского консорциума политических и социальных исследований ICPSR (США), Норвежский архив социальных данных NSD, регулирующие документы. Целью работы является выявление основных областей и целей использования результатов сравнительных исследований в социальных науках, определение направлений развития этого вида социального исследования в России и в мире.
Функции и задачи сравнительных социальных исследований на современном этапе развития науки.
Сравнительные исследования выполняют сразу несколько важных функций - научных, управленческо-практических и общественно-информационных. Научное применение сравнительные социальные исследования находят в области эмпирической проверки социологических, политологических, социально-психологических, демографических теорий, гипотез и объяснительных моделей в разных соци-
окультурных условиях, служат экспериментальной и доказательной базой для проверки теорий на универсальность. Сравнительные межстрановые данные применяются для оценки эффективности государственных и международных общественных программ, являются источником знаний об общественном мнении населения разных стран по глобальным проблемам современности, вопросам внешней политики и международных отношений, являясь таким образом частью международного процесса общественного управления. Такой вид исследований используется коммерческими компаниями и транснациональными организациями для изучения влияния информационных кампаний на общественное сознание в разных странах, решения маркетинговых и стратегических задач. Сравнительные исследования имеют широкое общественное значение: служат способом саморефлексии обществ, помогают выявить самобытные черты, особенности культуры, образа жизни, ценностно-мировоззренческие особенности разных обществ и культур, но также определить общие характеристики социальной жизни, явлений и процессов в разных странах, оценить скорость и направление, с которой проходят изменения в одних странах по сравнению с другими.
Выполнение этих функций возможно только в том случае, если эмпирическая основа для сравнений отвечает стандартам эквивалентности и обеспечивает общую сравнимость изучаемых явлений и процессов во всех единицах сравнения [1, С. 176-191]. Вопросам методологии сравнительных меж-
F1
Ц гп::& Д
страновых и межкультурных исследований в последние годы уделяется все больше внимания. Количество публикаций по этой теме в мире каждый год увеличивается почти в два раза, как и количество исследователей, работающих в этой области. Если в 1960-х-1980-х гг., на первых стадиях развития методологии сравнительных исследований в социальных науках, большинство публикаций в научных изданиях по этой теме были американскими или западноевропейскими, то за последние тридцать лет национальный состав исследователей, включенных в изучение и разработку методологии сравнительных опросов, стал более многообразным, а европейские ученые стали занимать лидирующие места.
Анализ показал, что основное внимание в публикациях по методологии сравнительных исследований с 2000 по 2019 гг. уделяется следующим проблемам: оценке сравнимости и эквивалентности результатов сравнительных исследований по отдельным вопросам [например, 2], построению индикаторов, метрическим характеристикам шкал для межстрановых и межкультурных сравнений [3,4], выявлению и анализу культурных, национальных и межстрановых различий в «стилях ответов» на вопросы формализованных анкет [5,6], оценке влияния контекстуальных характеристик проведения интервью на качество сравнительных данных [7], применения «смешанных методов опроса» в разных странах, гармонизации социально-демографических переменных.
Несмотря на то, что тематика работ довольно обширна, целый
ряд важных вопросов методологии сравнительных исследований пока не получил должного освещения в научной литературе. К таким вопросам относится построение выборок для сравнительных межстрановых исследований. Лишь в последние годы стали появляться публикации по методам перевода и верификации инструментов для опросов в сравнительном контексте, документации и распространению сравнительных межстрановых данных, проблемам достижения концептуальной эквивалентности показателей и всего теоретико-методологического этапа построения сравнительного исследования. За пределами широкого научного обсуждения остаются проблемы общего методологического подхода к построению сравнительного исследования, анализ ограничений этого научного метода, специфики организации и построения сравнительного исследования по сравнению с монографическим монообъектным социальным исследованием.
Основные тенденции развития методологии сравнительных исследований в последние годы
На основе всей проанализированной информации были выделены несколько основных тенденций в развитии сравнительных социальных исследований, которые наиболее вероятно будут предметом обсуждения и научного поиска в ближайшие годы.
Основной тенденцией является увеличение количества сравнительных межстрановых социальных исследований, их масштаба и охвата - от сравнений нескольких стран-объектов к региональным и всемирным исследованиям, а так-
же рост предметно-тематического разнообразия. Увеличивается структурная сложность таких исследований. От исследований пространственно-сравнительных происходит переход к организации пространственно-временных сравнений, сочетания методологии сравнительных и лонгитюдных исследований - трендовых (как, например, Европейское социальное исследование ESS) или панельных (как исследование социальных аспектов старения SHARE). Сравнительное исследование постепенно приобретает все более четкие методические характеристики и черты. Если во многих исследованиях предыдущих лет сравнительные процедуры использовались лишь на этапе анализа данных, то в последние годы цель сравнения стоит почти на всех этапах проведения проекта - при разработке индикаторов, сборе, обработке и представлении эмпирических данных.
К тенденциям последних лет можно отнести внедрение более демократических методов организации и управления сравнительным межстрановым исследованием, децентрализованной системы финансирования. Если в предыдущие десятилетия такие исследования финансировались централизовано международными организациями, такими как ВОЗ, ЮНЕСКО, Всемирный банк, правительствами отдельных государств, научными фондами, транснациональными коммерческими компаниями, в последние годы все больше проектов финансируется одновременно из разных внутристрановых источников. В результате стало возможным выстраивать новые, партнерские
отношения в международном научном коллективе на принципах равенства и разделенной ответственности, совместного использования полученных результатов.
Новые задачи возникают перед сравнительными исследованиями в результате развития технологий, средств коммуникации и компьютерных инноваций. Настоящим вызовом для этого научного направления является обострение проблемы доступности респондентов для опросов - уровень кооперации в опросах со стороны респондентов постоянно падает на протяжении последних двух десятилетий и в некоторых странах этот уровень уже достиг критического [8]. Законы о конфиденциальности частной информации, которые принимаются в последние годы все большим количеством стран, закрытие контактной информации частных лиц и другие ограничения и барьеры, связанные с защитой прав людей, приводят к тому, что перед исследовательским сообществом встает задача радикального пересмотра методов сбора информации и построении выборок [9]. Начата работа по изучению различных стратегий «смешанных» методов опроса: сочетания телефонного и личного интервью, личного и он-лайн опроса и другие формы. В процессе решения находится задача оценки эквивалентности выборок для разных методов опроса - территориальной и телефонной, телефонной и он-лайн выборок - для достижения эквивалентности данных в рамках одного сравнительного исследования и совмещения выборок, построенных на разных источниках, для одной страны. В методологической литературе вопрос о
F1
Ц гп::& Д
том, следует ли стараться придерживаться идеи единого метода опроса для всех стран даже при угрозе постоянного снижения уровня кооперации и уровня покрытия генеральной совокупности или пойти на то, чтобы компенсировать выборочные ошибки путем усложнения системы сбора данных, включив различные схемы «смешанных методов», является пока дискуссионным [10]. Пока не достигнут консенсус по вопросу о том, какие именно виды «смешанных данных» ведут к увеличению, а какие - к уменьшению эквивалентности данных. Основные направления методической работы по увеличению эквивалентности метода опроса и его влияния на качество данных проходят в двух направлениях. Первое из них - дальнейшее совершенствование отдельных методов и минимизация «ошибок, связанных с методом»: общее повышение качества данных, собираемых в каждой стране, повышение квалификации полевых групп, интервьюеров, совершенствование методов проверки качества данных и выявление ошибок и нарушений исследовательских процедур на ранних стадиях сбора информации. Второе направление состоит в проведении методической работы по поиску оптимальных «смешанных» методов опроса, которые могли бы успешно применяться в разных общесоциальных контекстах и условиях [11].
В последние годы эмпирические данные и материалы сравнительных академических исследований стали более доступны для исследователей и широкой общественности. Открытость такой информации позволяет проводить более
широкий и всесторонний анализ полученных данных, более эффективно использовать потраченные ресурсы, но и привлекать более широкий круг ученых из разных стран к работе над выявлением проблем, ошибок в сравнительных опросах и вырабатывать новые подходы к совершенствованию методов сравнительного опроса [12].
На сегодняшний день можно говорить лишь о первых шагах в решении таких фундаментальных для этого вида исследований задач, как поиск эффективных организационно-управленческих моделей организации междисциплинарного сотрудничества, форм организации совместной работы специалистов по «тематическим», содержательным вопросам и методологов. Переход от дихотомической модели теоретического и эмпирического исследования к модели комплексного исследования, сочетающего теоретический и эмпирический этап как взаимодополняющие уровни единого исследовательского процесса, также является будущим шагом в развитии этого направления.
Несмотря на рост количества сравнительных межстрановых эмпирических исследований в области социальных наук на протяжении последних десятилетий, есть все основания полагать, что пик интереса к таким исследованиям еще далеко не достигнут. Институ-ционализация сравнительных исследований последние два десятилетия начала происходить быстрее - масштаб проектов и сложная организационная структура трендо-вых проектов способствуют превращению таких исследований в инфраструктурные. В последние
годы выросло количество пользователей эмпирических данных межстрановых сравнительных исследований, растет число научных публикаций с использованием данных таких исследований и в социальных науках как в мире, так и в России. Например, по данным Европейского социального исследования [13, с. 21] количество пользователей данных только этого исследования в 2000-е годы увеличивалось примерно на 5000 каждый год, а в последние 10 лет - в среднем на 9,5 тысяч в год, достигнув к 2016 г. более чем 90000 зарегисти-рованных пользователей.
Научно-исследовательски й потенциал России в этом виде исследований пока не реализован. В отличие от многих других стран в России есть все необходимые предпосылки для развития подобных исследований. В отечественной науке накоплен большой теоретико-методологический опыт, существуют возможности для построения собственной научной школы [14, Р. 128-130]. Географи-ческо-структурные и политические потребности в проведении подобных исследований, проистекающие из общего исторического прошлого и тесных экономических, политических и социальных связей стран на постсоветском пространстве, инфраструктурные исследовательские возможности для проведения подобных исследований как в России, так и в других странах бывшего СССР. Немаловажную роль играет и наличие общего языка международного научного общения помимо английского - русский язык. Пока воспользоваться этими возможностями удается лишь в небольшой степени. Россия является
участником практически всех крупных сравнительных проектов последних двух десятилетий, научные коллективы в России являются инициаторами и организаторами нескольких известных проектов, но их количество и инфраструктурный потенциал пока очень невелики и в этом направлении еще многое предстоит сделать.
Литература
1. Андреенкова А.В. Сравнительные межстрановые исследования в социальных науках: теория, методология, практика. - М.: Новый хронограф, 2014. - 517 с.
2. Cieciuch, J., Davidov E., Schmidt P., Algesheimer R. The assessment of cross-cultural comparability. / The Sage Handbook in Survey Methodology. Eds. C. Wolf, D. Joye, T. W. Smith, Y.-C. Fu. - New York: Sage. - 2016. - P. 630-648.
3. Smith T.W., Mohler P.P., Harkness J., Onodera. N. Methods for assessing and calibrating response scales across countries and languages. // Comparative sociology.
- 2005. - Vol. 4(3-4). - P. 365-415.
4. Andreenkova A.V., Menold N. Methodological approach for the development of equivalent rating scales for comparative cross-national surveys
- Paper presented in Second International Conference on Survey Methods in Multinational, Multiregional and Multicultural Contexts (3MC). -Chicago.- July 26-29, 2016.
5. Yang Y., Harkness J.A., Chin T.-Y., Villar A. Response styles and culture / Survey methods in multinational ,multiregional, and multicultural contexts, ed. J. A. Harkness, M. Braun, B. Edwards, et. Al, Hoboken, NJ: Wiley.-2010.-P. 203-223.
Ц rn::¿ Д
6. Andreenkova A.V., Javeline D. Sensitive questions in comparative surveys / Advances in Comparative Survey Methodology, First Edition., ed. by T.P. Johnson, B-E. Pennell, I. Stoop, and B. Dorer. - John Wiley & Sons, Inc., 2019. - P. 139-160.
7. Buellens K., Looseveldt G. Interviewer effects in the European social survey // Survey research methods, 10 (2), 2016.- P. 103-118.
8. Stoop I.A.L. The hunt for the last respondent: Nonresponse in sample surveys. - The Hague: Social and Cultural Planning office, 2005.
9. de Jong J. Ethical considerations in the total survey error context. / Advances in Comparative Survey Methodology, First Edition., ed. by T.P. Johnson, BE. Pennell, I. Stoop, and B. Dorer. -John Wiley & Sons, Inc., 2019. --P. 665-682.
10. de Leeuw E. To Mix or Not to Mix Data Collection Modes in Surveys // Journal of Official Statistics. - 2005. - Vol. 21, №. 2. - P. 233-255.
11. Martin P. A Good Mix? Mixed Mode Data Collection and Cross-national Surveys // Research and Methods - 2011. - Vol. 20(1). - P. 526.
12. Malnar B., Muller K. Surveys and reflexivity a second-order analysis of the European Social survey.- Wien: edition echoraum.-2015.- 269 p.
13. Comparative impact study of the European Social Survey (ESS). / ERIC, 2017. - URL: https://www.europeansocialsurvey.or g/docs/findings/ESS-Impact-study-Final-report.pdf
14. Андреенкова А. В. Межстра-новые сравнительные исследования в социальных науках: методология, этапы развития, современ-
ное состояние. // Мир России. -2011. - № 3. - С. 125-154.
Comparative social surveys as scientific research method - functions, challenges and perspectives
Andreenkova A.V.
Institute for comparative social research (CESSI)
Comparative cross-national and cross-cultural surveys grew in number and in scope in the recent three decades taking important place among other research methods of studying populations and subjective indicators. The major trends in recent two decades is geographical expansion of comparative surveys, globalization of surveys, broadening of topics and research areas as well as the increase of variations in project structures and survey methods. The results of bibliographical study and the analysis of databases and documentation of largest trend comparative cross-national surveys revealed three main areas where comparative surveys are used - scientific research, governing practice and public information. Multifunctional application has impact on the formulation of goals, general design and quality standards of comparative survey. The advances in the methodology and methods of comparative surveys become the priority in satisfying the demand for high quality comparative data. The most perspective research areas which can lead to substantial improvement of data quality is the issue of translation and verification of survey instrument into different and shared languages, organization international databanks of survey questions validated in different countries and cultures, the introduction of mixed-mode and mixed-method design into comparative surveys, improvement of data processing, presentation and dissemination based on new international ethical standards and information privacy requirements.
Key words: comparative social surveys, cross-national and cross-cultural comparisons, methodology of empirical survey, scientific research methods, general population surveys, measurement of subjective indicators.
References
1. Andreenkova A.V. Comparative crosscountry studies in the social sciences: theory, methodology, practice. - M.: New Chronograph, 2014 .-- 517 p.
2. Cieciuch, J., Davidov E., Schmidt P., Algesheimer R. The assessment of cross-cultural comparability. / The Sage Handbook in Survey Methodology. Eds. C. Wolf, D. Joye, T. W. Smith, Y.-C. Fu. - New York: Sage. - 2016 .-- P. 630-648.
3. Smith T.W., Mohler P.P., Harkness J., Onodera. N. Methods for assessing and calibrating response scales across countries and languages. // Comparative sociology. - 2005. - Vol. 4 (3-4). - P. 365415.
4. Andreenkova A.V., Menold N. Methodological approach for the development of equivalent rating scales for comparative cross-national surveys - Paper presented in Second International Conference on Survey Methods in Multinational, Multiregional and Multicultural Contexts (3MC). - Chicago.-July 26-29, 2016.
5. Yang Y., Harkness J.A., Chin T.-Y., Villar A.
Response styles and culture / Survey methods in multinational, multiregional, and multicultural contexts, ed. J. A. Harkness, M. Braun, B. Edwards, et. Al, Hoboken, NJ: Wiley. - 2010. - P. 203-223.
6. Andreenkova A.V., Javeline D. Sensitive questions in comparative surveys / Advances in Comparative Survey Methodology, First Edition., Ed. by T.P. Johnson, B-E. Pennell, I. Stoop, and B. Dorer. - John Wiley & Sons, Inc., 2019 .-P. 139-160.
7. Buellens K., Looseveldt G. Interviewer effects in the European social survey // Survey research methods, 10 (2), 2016.-P. 103-118.
8. Stoop I.A.L. The hunt for the last respondent:
Nonresponse in sample surveys. - The Hague: Social and Cultural Planning office, 2005.
9. de Jong J. Ethical considerations in the total
survey error context. / Advances in Comparative Survey Methodology, First Edition., Ed. by T.P. Johnson, B-E. Pennell, I. Stoop, and B. Dorer. - John Wiley & Sons, Inc., 2019. —P. 665-682.
10. de Leeuw E. To Mix or Not to Mix Data Collection Modes in Surveys // Journal of Official Statistics. - 2005. - Vol. 21, no. 2. -P. 233-255.
11. Martin P. A Good Mix? Mixed Mode Data Collection and Cross-national Surveys // Research and Methods - 2011 .-- Vol. 20 (1). - P. 5-26.
12. Malnar B., Muller K. Surveys and reflexivity a second-order analysis of the European Social survey.- Wien: edition echoraum.-2015.- 269 p.
13. Comparative impact study of the European Social Survey (ESS). / ERIC, 2017. - URL: https://www.europeansocialsurvey.org/docs /findings/ESS-Impact-study-Final-report.pdf
14. Andreenkova A.V. Cross-country comparative studies in the social sciences: methodology, stages of development, current status. // World of Russia. - 2011. -No. 3. - S. 125-154.