Научная статья на тему 'Сравнительные микроморфологические исследования органов и тканей Opisthorchis felineus после действия мебендазола и празиквантела в эксперименте'

Сравнительные микроморфологические исследования органов и тканей Opisthorchis felineus после действия мебендазола и празиквантела в эксперименте Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
370
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПИСТОРХОЗ / OPISTHORCHIS FELINEUS / O.FELINEUS / МЕБЕНДАЗОЛ / ПРАЗИКВАНТЕЛ

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Бибик О.И., Начева Л.В., Нестерок Ю.А.

Описторхоз как важнейший трематодоз является одной из главных медицинских проблем вследствие широкой распространённости различных форм его проявления, т.е. острого, подострого и хронического, нередко пожизненного, течения и разной степенью тяжести вызываемой патологии. Особенно актуальна данная проблема для Западной Сибири, поскольку Обь-Иртышский бассейн признан крупнейшим очагом этой инвазии в мире. К этому бассейну относится и Кемеровская область, в которой биогельминтоз-эндемик описторхоз занимает третье место по распространённости заболеваний гельминтозами среди населения со среднегодовой заболеваемостью 2138 человек (12%) [5].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по ветеринарным наукам , автор научной работы — Бибик О.И., Начева Л.В., Нестерок Ю.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative micromorphological studies of organs and tissues Opisthorchis felineus after the action of mebendazole and praziquantel in the experiment

The combined effect of drugs mebendazole and praziquantel, with an equal ratio at doses of 50 mg / kg, causing deep pathological changes in organs and tissues Opisthorchis felineus.

Текст научной работы на тему «Сравнительные микроморфологические исследования органов и тканей Opisthorchis felineus после действия мебендазола и празиквантела в эксперименте»

УДК 619:616.995.122

сравнительные микроморфологические исследования органов и тканей ОРШНОЯСШБ ЕЕЫЫЕШ после действия

мебендазола и празиквантела в эксперименте

Бибик О.И., Начева Л.В., Нестерок ЮА.

ГБОУ ВПО «Кемеровская государственная медицинская академия Минздрава России»

Введение. Описторхоз как важнейший трематодоз является одной из главных медицинских проблем вследствие широкой распространённости различных форм его проявления, т.е. острого, подострого и хронического, нередко пожизненного, течения и разной степенью тяжести вызываемой патологии. Особенно актуальна данная проблема для Западной Сибири, поскольку Обь-Иртышский бассейн признан крупнейшим очагом этой инвазии в мире. К этому бассейну относится и Кемеровская область, в которой биогельминтоз-эндемик — описторхоз занимает третье место по распространённости заболеваний гельминтозами среди населения со среднегодовой заболеваемостью 2138 человек (12%) [5].

Микроморфологические и гистохимические исследования органов и тканей трематод после действия препаратов являются одним из информативных критериев оценки эффективного действия антигельминтиков на организм описторхов и их яйцепродукцию [1, 3, 4, 6].

Материалы и методы. Материалом для исследования служили трематоды Ор1$1когак1$ /еНпет, набранные при вскрытии экспериментально заражённых золотистых хомячков до и после лечения антигельминтиками, принадлежащими к разным классам химических соединений: мебендазол (метил-5-бензоилбензимидазол-1-карбамат) в дозе 100 мг/кг, празиквантел (2-циклогексилкарбонил-1,2,3,6,7,11-гексагидро-2Н-иразино(2,1 а)изохинолин-4-ОН) в дозе 100 мг/кг и их комбинированного действия в дозах по 50 мг/кг, путём ежедневного однократного перорального введения в течение 5-ти суток. Через две недели после лечения золотистых хомячков вскрывали и из желчных протоков печени извлекали оставшихся половозрелых описторхов, которых фиксировали в 70%-ном спирте. Контролем служили описторхи, собранные от хомячков, не подвергавшихся лечению. Микропрепараты окрашивались гистологическими и гистохимическими методами.

Результаты и обсуждение. Мебендазол и его метаболиты вызывали тотальную деструкцию эктосоматических органов Ор1$1когак1$ /еНпеш, резко изменяли цитоархитектонику половых желёз, блокируя созревание яиц описторхов. Гистохимически после действия мебендазола в паренхиме описторхов выявлялось отсутствие гликогена, за счёт резкого его расходования в экстремальных условиях как основного энергетического и запасного питательного материала паразита и дальнейшей блокировкой его синтеза. Отсутствие гликогена в тканях О./еЫпет приводит к резкому

71

энергетическому дисбалансу, углеводной дистрофии, тканевой декомпозиции, что подтверждалось снижением реакций толуидинофилии, альцианофилии и бромфенолофилии во всех органах и тканях описторхов.

Токсическое действие празиквантела на тегумент, пищеварительную систему и паренхиму О./вНпвш демонстрирует морфофункциональную дезорганизацию в органах и тканях трематод с последующим развитием некротических процессов. Патоморфологические изменения органов репродуктивной системы, выражены различной степенью дистрофий и их не однотипным характером. В половых железах описторхов они проявлялись блокировкой гаметогенеза и резкой дегенерацией яиц на разных стадиях их развития в матке гельминта. Гистохимические реакции подтверждали: торможение углеводного и белкового обмена в морфофункциональных блоках описторхов; нарушение защитного барьера - зон гликокаликса; резкое усиление проницаемости клеточной мембраны. Исчезновение запасного питательного материала - гликогена приводит к обездвиживанию гельминта и его гибели.

При одновременном лечении двумя препаратами (мебендазол+празиквантел) экспериментального описторхоза наблюдалась неоднозначная патологическая картина в органах и тканях гельминта, но в целом выраженная глубокими дистрофическими процессами с явлениями фокального некроза.

Тегумент описторхов на всём протяжении тела был представлен чередующимися участками полного разрушения цитоархетиктоники, местами с частичным сохранением разволокнённых мышц, которые в задней части тела скручивались, уплотнялись и укорачивались, напоминая канат. Внутреннюю часть тегумента описать было невозможно за счёт полного разрушения границ и слияния с неоформленной, тоже разрушенной паренхиматозной массой.

В пищеварительной системе - тотальная атрофия апикальной части кишечного эпителия, а местами и базальной с редкими, небольшими участками фокального некроза. Просвет кишечника расширен и заполнен чёрной массой.

Ткань внутренней среды - паренхима разрушена и представлена отдельными волокнами, рыхлой массой, в которой определяются единичные дегенеративные ядра. Поскольку разрушается паренхима, выполняющая роль транспортно-осмотическую, обезвреживающую, то токсические свойства препаратов усугубляются влиянием продуктов распада тканей гельминта, что в совокупности усиливает патологический процесс других органов, в частности половой системы.

Значительному разрушению были подвергнуты желточники, границы их фолликулов, слившиеся и желточные клетки не контурировались обособленно, а представляли спавшиеся «трубочки» со слабо окрашенными деформированными ядрами и расплавленным скорлуповым материалом. Дегенерация желточников приводит к блокаде секреции скорлуповой оболочки яйца.

Стенки матки расплавлены, яйца находящиеся в начальных её отделах, представлены рыхлым содержимым со слабоокрашенными ядрами. Оболочка этих яиц истончена, местами деформирована. Среди дробящихся яиц встречались склеротизированные яйца и яйца с расплавленным содержимым. Зрелых яиц отмечалось мало в матке, они пустые - в них нет содержимого.

Результаты гистологических и гистохимических исследований показали, что в первую очередь после действия антигельминтиков изменяется структура эктосоматических органов O.felineus, непосредственно контактирующих с тканью хозяина - тегумент и пищеварительная система, а затем внутренняя среда гельминтов - паренхима и далее органы репродуктивной системы: в семенниках и яичниках прекращается развитие гамет, а в матке происходит разрушение яиц и блокируются процессы эмбриональных стадий.

Наиболее глубокие патологические изменения органов и тканей трематод после комбинированного действия препаратов отмечаются и в других работах, например, при исследовании органов и тканей Fasciola gigantica и Paramphistomum cervi после действия тетраксихола [2].

Заключение. Комбинированное действие препаратов - мебендазола и празиквантела при равном соотношении в дозах по 50 мг/кг, вызывает глубокие патологические изменения в органах и тканях O.felineus. Токсикогенное влияние препаратов на яйца гельминтов выражается полной блокировкой их развития, не происходит формирование скорлуповой оболочки яиц, нарушаются процессы дробления зародыша и созревания личинки. Это свидетельствует о высоких описторхоцидных возможностях антигельминтиков с выраженным эффектом стерилизации как самого гельминта, так и окружающей среды.

Литература: 1. Бибик О.И. // Автореф. дис... канд. биол. наук. - М., 1997. - 18 с. 2. Бибик О.И. Морфофункциональная характеристика органов и тканей паразита и хозяина при трематодозах после химиотерапии антигельминтиками / Дисс. ... докт. биол. наук Москва - 2012 - 360 с. 3. Начева Л.В. // Автореф. дис. докт. биол. наук. - М., 1993. - 57 с. 4. Начева Л.В., Бибик О.И., Гребенщиков В.М. Антигельминтики, эффективность и действия на органы и ткани Opisthorchis felineus (гистологические и гистохимические исследования). Кемерово, 2000. - 93с. 5. Начева Л.В., Старченкова Т.Е., Бибик О.И., Додонов М.В. // Медицинская паразитология и паразитарные болезни. - 2004. - № 1. - С. 25-28. 6. Нестерок Ю.А. // Автореф. дис. канд. биол. наук. - М., 2013. - 26 с.

Comparative micromorphological investigation of Opisthorchis felineus organs and tissues following the action of mebendazole and praziquantel in the experiment. Bibik O.I., Nacheva L.V., Nesterok Yu.A. Kemerovo State Medical Academy.

Summary. The combined effect of mebendazole and praziquantel at equal dose levels of 50 mg/kg caused the profound pathological changes in O.felineus organs and tissues. Toxigenic effects of the above agents on helminth eggs were

73

manifested in complete blockage of their development, absence of formation of the egg shell as well as disorders of embryo splitting and larvae maturation processes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.